История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2023-02-07 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ средствами комплексных
Оздоровительных технологий
13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель
доктор педагогических наук,
профессор О.А. Сиротин
Челябинск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 4
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ ЖЕНЩИН среднего возраста
1.1 «Целостное отношение к своему здоровью» как педагогическая проблема........................................................................................................................ 16
1.2 Возрастные особенности женщин среднего возраста.................... 50
1.3 Комплексный подход в формировании целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста............................................................... 64
Выводы по первой главе................................................................... 117
ГЛАВА II Организационно-методические основы экспериментальной работы пО ФОРМИРОВАНИю ЦЕЛОСТНОГо отношения к своему здоровью у женщин среднего возраста средствами комплексных оздоровительных технологий
2.1 Разработка модели и педагогических условий формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста средствами комплексных оздоровительных технологий..................................................................... 121
2.2 Обоснование комплексной оздоровительной методики, как средства формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста 126
Выводы по второй главе................................................................... 137
|
ГЛАВА III ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО отношения к своему здоровью у женщин среднего возраста
3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента................. 139
3.2 Анализ результатов педагогического эксперимента по формированию у женщин среднего возраста целостного отношения к своему здоровью средствами комплексных оздоровительных технологий ............................................. 162
Выводы по третьей главе ................................................................. 164
Заключение ................................................................................. 167
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список............................................ 172
Приложения ................................................................................ 189
приложение А...................................................................................... 190
Приложение В...................................................................................... 194
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Сохранение и укрепление здоровья населения, согласно Федеральному Закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [180]1, является задачей первостепенной важности и необходимым условием развития государства. В законе определено обеспечение права на свободный доступ к физической культуре и спорту, как необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности для всех категорий граждан и групп населения.
В условиях кризиса современного общества особенно актуальна проблема сохранения здоровья людей среднего возраста, составляющих творческий и интеллектуальный потенциал нации. Как показывают исследования (Г. Крайг [86], К.Н. Поливанова [140]), именно в среднем возрасте, люди достигают наивысших успехов в науке, политике, управлении и других сферах жизнедеятельности. Однако, именно в этом возрасте, практически отсутствуют здоровые люди (Н.Д. Граевская [50]).
Сегодня принято рассматривать здоровье, как комплексное (интегративное) понятие, включающее в себя гармоничное состояние физического, эмоционально-чувственного, интеллектуального, социального, репродуктивного и духовно-нравственного здоровья, обеспечивающее максимально активную, гармоничную, творческую, экологичную и сознательную жизнь человека в соответствии с универсальными законами природы. Здоровье, как особое социальное отношение, всё в большей степени становится структурообразующим фактором социального бытия, реализуемого в субъективной жизнедеятельности индивидуумов. Вместе с изменением содержания, емкости, смысловых показателей физического, психического, духовно-нравственного,
|
__________________________________________
1 В скобках дается ссылка на источник, подробное описание которого указано в библиографическом списке диссертации. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой.
здоровья человека изменяются требования и отношение к здоровью.
По результатам исследований Института социологии РАН в системе ценностей личности, после «работы» и «семьи» «здоровье» в представлении российских граждан занимает высокое третье по значимости место (Д.Д. Венедиктов [35, с. 20]). Однако, при этом, здоровье имеет не самостоятельную ценность, а рассматривается как средство достижения других целей и потребностей личности, например - более высокого дохода, квартиры и т.д. Такое поведение говорит об отсутствии у людей выбора в средствах достижения необходимых жизненных благ, и здоровье в таких условиях становится некой разменной монетой, предметом достаточно жесткой эксплуатации, особенно в условиях сегодняшней экономической и социальной реальности. Таким образом, проблема улучшения здоровья населения - это, прежде всего, проблема изменения ценности здоровья, как в системе ценностей всего общества, так и в системе ценностей личности.
Видимо по этой причине за последние десять лет увеличился разрыв в продолжительности жизни между Россией и европейскими странами: у женщин - до 7-10 лет и 14-17 лет - у мужчин. Более того, по многим направлениям динамика показателей здоровья в России противоположна мировым тенденциям [35, с. 23]. Таким образом, ситуация объективно требует принятия и реализации обоснованных мер по улучшению здоровья населения. Только превращение «здоровья» из средства в цель, т.е. обретение статуса фундаментальной ценности, создает необходимые предпосылки для разработки, принятия и практической реализации адекватной политики по охране здоровья населения. Изменение отношения населения к здоровью в Российской Федерации является наиважнейшей задачей сохранения и развития потенциала нации.
|
Изучение вопросов сохранения и восстановления здоровья у женщин среднего возраста, представляет не только научно-практический интерес, но и способствует решению экономических, социальных, демографических и культурологических задач общества (П.А. Виноградов [37])
Сохранение и восстановление здоровья женщин среднего возраста является фундаментальной проблемой междисциплинарного характера и предметом исследования медико-биологических, педагогических, психологических, социальных и других наук (Н.М. Амосов [7], Г.Л. Апанасенко [11], И.А. Аршавский [14], И.И. Брехман [27, 28], В.М. Дильман [56], В.П. Казначеев [76], Л.М. Куликов, Ф.З. Меерсон [111], И.В. Муравов [119], Н.А. Фомин [184]).
При этом большинство исследователей считает, что физическая культура является ведущим действенным и эффективным инструментарием здоровьесбережения и телесно-духовного совершенствования (И.А. Аршавский [14], В.К. Бальсевич [180], Л.И. Лубышева [102], Л.П. Матвеев [110], И.В. Муравов [119], Т.Ф. Орехова [128], С.Г. Сериков [123], Г.С. Туманян [179]). Физическая культура способствует снижению психологической напряженности, повышению работоспособности, и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям, а также способность компенсировать недостаток двигательной активности в век научно-технической революции, возникающей в условиях современной жизни (Г.Д. Горбунов[49]).
В настоящее время большое внимание обращается на совершенствование оздоровительной физической культуры, психофизиологического состояния населения России, разработку стратегии, методологии и технологии оздоровления различных групп населения и формирование основ здорового образа жизни (Н.А. Амосов, Ж.К. Холодов). Тема работы соответствует Комплексной программе ЧГНОЦ УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» на 2006-2010 гг. по направлению 3.1.3.
|
Ретроспективный анализ материалов научно-практических конференций по физической культуре и здоровью международного, государственного и межрегионального уровней за 1995-2006 гг. показал, что вопросам оздоровления взрослого населения страны без медицинского вмешательства посвящено не более 8% всех публикаций, а работам с женщинами менее 1%.
Все вышесказанное подчеркивает важность и актуальность выбранного направления исследования. Анализ научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме подтверждает необходимость её разработки в целях решения возникших противоречий между:
а) потребностями социума в здоровых и работоспособных его членах и недостаточной разработанностью системы здоровьесбережения населения, в частности, для женщин среднего возраста;
б) необходимым уровнем адаптивности женщин среднего возраста к социально-экономическим условиям жизни и фактическим состоянием отношения женщин к своему здоровью, готовностью к его совершенствованию;
в) необходимостью формирования у женщин среднего возраста целостного отношения к своему здоровью средствами комплексных оздоровительных технологий и недостаточной разработанностью такого подхода на практике.
На основе указанных противоречий сформулирована проблема исследования: методика формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста. Отмеченное, обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Формирование целостного отношения женщин к своему здоровью средствами комплексных оздоровительных технологий».
В исследование введено ограничение: работа выполнена на примере использования методики формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста преимущественно средствами физической культуры востока.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и её большая практическая значимость определили цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста.
Объект исследования: процесс занятий женщин среднего возраста оздоровительной физической культурой.
Предмет исследования: методика формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста, средствами комплексных оздоровительных технологий.
Анализ состояния проблемы в теории и практике оздоровительной физической культуры позволил выдвинуть гипотезу.
Формирование целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста будет более эффективным, если выполнить следующие условия:
|
а) разработанные методика и модель формирования целостного отношения женщин к своему здоровью, направлены на использование доступных и предпочитаемых женщинами видов и средств оздоровительной физической культуры;
б) целостное отношение женщин к своему здоровью формируется на основе разработанной нами комплексной оздоровительной методики «Фрактальная гимнастика», основанной на целостном подходе к человеку, как многоуровневой системе, реализующей себя на физическом, эмоциональном, ментальном, личностном и социальном уровнях, в их взаимодействии.
в) формирование целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста реализуется на основе индивидуального и личностно ориентированного подхода с учетом возрастных, психофизиологических и субъективных особенностей занимающихся, ориентированных на собственное оздоровление.
Достижение цели и проверка гипотезы предусматривали решение следующих задач:
1. На основе анализа научно-методической литературы и обобщения практики, изучить состояние проблемы формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста средствами комплексных оздоровительных технологий, согласно критериям: «целостность», « отношение» и «здоровье».
2. Разработать модель, педагогические, психологические и методологические подходы, способствующие формированию целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста.
3. Апробировать комплексную оздоровительную методику «Фрактальная гимнастика» в формировании целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста.
4. Разработать методические рекомендации по формированию целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста.
Методологическая основа исследования базируется на научных знаниях о человеке, его здоровье; единстве духовного, психического и телесного здоровья; о роли культуры здоровья и здорового образа жизни в полноценном существовании личности, представленных в следующих теориях:
- о здоровье и здоровом образе жизни (И.А. Амосов [7], И.И. Брехман [27], М.Я. Виленский [36], Ю.П. Лисицин [95, 96], С.Г. Сериков [123], Т.Ф. Орехова, [128], А.Г. Щедрина [194]);
- физической культуры личности и технологии её формирования
(В.К. Бальсевич [18], М.Я. Виленский [36], Л.И. Лубышева [102], Л.П. Матвеев [110], И.В. Муравов [119], В.Н. Платонов [137]);
- деятельности и обучения (Л.С. Выготский [44, 45], В.В. Давыдов [52], А.Н. Леонтьев [90, 91], А.Я. Найн [131], В.А. Сластенин [142]);
- целостного (холистического) подхода к человеку и его здоровью
(Т.П. Ахмедов [15, 16], Н.М. Борытко [24, 25], Г.Д. Горбунов [49], В.П. Казначеев [76, 77], А. Маслоу [109], В.М. Миронова [115], И.Н. Серов [158, 159], К.С. Хруцкий [191]);
- функциональных систем (П.К. Анохин [9], К.В. Судаков [173]);
- комплексных телесно-ориентированных технологий (С. Гроф [51], Д. Ламбер [89], Н. Линде [97], Сюи Минтан [175], Свами Ананд Синджанхар [155], И. Г. Малкина-Пых [107], В.М. Миронова, В. Райх [148]).
Основной экспериментальной базой служили: медицинский центр «Преображение», Челябинское региональное общественное движение «За культуру здоровья», ЧОООО Общество «Знание» России г. Челябинска, кафедры: теории и методики физического воспитания, и теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока, ГОУ ВПО Южный Федеральный Университет, факультет Психологии, кафедра «Психологии здоровья и Физической культуры», оздоровительные центры и клубы в Челябинске, Перми, Ростове-на-Дону и Комсомольске-на-Амуре. Исследованием было охвачено более 500 женщин среднего возраста, в педагогическом эксперименте участвовало 44 женщины. Исследование осуществлялось в течение 1998 - 2008 гг. в три этапа.
Первый этап – поисковый с констатирующей направленностью (1998 - 2002 гг.). Проводился анализ философской, психологической, педагогической и медицинской литературы по различным направлениям. Были выявлены противоречия, определены рабочие формулировки цели, объекта и предмета изыскания, его научной гипотезы. Организовано проведение систематических комплексных оздоровительных занятий с изучением влияния на организм женщин используемых средств оздоровительной физической культуры. Методами исследования на первом этапе были: теоретический анализ научной и методической литературы, обобщение передового опыта, практика оздоровительной работы, педагогические наблюдения, опрос и анкетирование, медико-биологическое тестирование (функциональные пробы Штанге, Генчи), аппаратная компьютерная «ИМАГО»- диагностика, анализ и синтез полученной информации.
Второй этап - экспериментально-аналитический, с формирующей направленностью (2003 - 2006 гг.). Сформулированы основные теоретические положения диссертации, в сентябре 2004 г. осуществлен подбор контрольной (21 чел.) и экспериментальной (23 чел.) групп. Возраст женщин варьировался от 43 до 50 лет. Занятия шейпингом в контрольной группе проводились два раза в неделю по 90 мин. В экспериментальной группе в неделю проводилось одно теоретическое занятие, и два практических занятия по 90 мин., разработанной нами комплексной оздоровительной методикой «Фрактальная гимнастика». Каждые два месяца проводился двухдневный семинар, включающий в себя психологическую подготовку, психологическое тестирование, глубокое теоретическое и практическое освоение разработанной методики. Занятия проводились с применением игровых форм, включением новых элементов оздоровительной направленности, социально-психологического тренинга, направленного на формирование целостного отношения к своему здоровью. Экспериментальная группа делилась на две подгруппы, в соответствие проведённому психофизиологическому тестированию по методу В.М. Русалова [153] определению формально-динамических свойств индивидуальности. Интенсивность практических занятий варьировалась в соответствии с функциональными возможностями занимающихся (ЧСС в нагрузке в соответствии с возрастными нормами: не более 130 уд/мин.) Производился постоянный (1 раз в месяц) мониторинг функционального состояния организма с помощью АПК «Омега-М» - диагностики. Каждой женщиной еженедельно осуществлялась самооценка своего психического и физиологического состояния. Выдавался видео и аудио материал для самостоятельной работы. На втором этапе исследования использовались следующие методы: моделирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и оценивающий), медико-биологическое тестирование с помощью ИМАГО-диагностики (прибор «АУРУМ»), диагностики АПК «Омега – М», педагогическое, психологическое тестирование, психофизиологический эксперимент, беседа, наблюдение.
Третий этап - контрольно-обобщающий (2007 - 2008 гг.). Проведен анализ педагогического эксперимента, осуществлена статистическая обработка полученных экспериментальных данных. Обобщены материалы опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы, выполнено оформление диссертации. Осуществлено внедрение материалов исследования в практику образовательных и общественных оздоровительных организаций, средних и высших образовательных учреждений. На третьем этапе использовались следующие методы исследования: экспериментальное исследование показателей, отнесенных к критериям целостного отношения к своему здоровью и, в частности, тестирование с помощью АПК «Омега-М» функциональных состояний организма и интегральных уровней здоровья, статистическая обработка и обобщение экспериментальных данных, оформление диссертационного исследования.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!