РАВВИНЫ, БОЛЬШИНСТВО, МЕССИЯ — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

РАВВИНЫ, БОЛЬШИНСТВО, МЕССИЯ

2023-02-07 23
РАВВИНЫ, БОЛЬШИНСТВО, МЕССИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раввины

«С полемической точки зрения не последним из раввинских достижений было новое толкование этой концепции (правительства, состоящего из царя, священника и пророка) в манере, подходящей для осуществления раввинских целей. Преследуя свои общие цели, му- дрецы постепенно изменяли то, что казалось нормативными предпосылками парадигмы, превращая ее из модели почти федеральной формы правления в символ, воплощавший


представление о едином раввинском правлении. Делая это, они частично порождали и кон- тролировали революцию в структуре еврейской общественной жизни».724

«Вавилонские академики, по-видимому, считали спорным вопрос о том, могут ли талмудические тексты классифицироваться как Тора, изучение которой требовало произнесенияблагословения(ТББр.116).Однаконеподвергалосьсомнениюсуждениеотом, что люди, изучавшие Закон, лучше всего подходили на роль административных и духовных руководителей Израиля. Власть над священным каноном заслуживала того, чтобы быть преобразованной во власть внутри общины и над ней; чем больше ученость мудреца, тем более явной должна быть его общиннаявласть».725

Священники уже были не нужны. «Адр. Н. 4,18 говорит, что изучение Торы пользуется большей любовью Бога, чем приношения всесожжении. Ибо если человек изучает Тору, ему открывается воля Бога (Прит. 2, 5)... Поэтому когда мудрец сидит и излагает общине толко- вание Торы, Писание приравнивает это к возложению им тука и крови нажертвенник».726

«Рассказывают, что рабби Элиезер бен Яаков (танна II в. в Эрец Ис-раэль) провозгласил: "Тот, кто оказывает гостеприимство талмиду хахаму и разделяет с ним свое богатство, приравнивается к приносящему ежедневную жертву"».727

«Особенно прямолинейным было последовавшее раввинское притязание на законное пользование любыми финансовыми послаблениями, которые местные языческие власти были готовы предоставить "священникам признанной религии" (в ТБ: "слугам огня"; см. ТБ Нед.

62б). Перечисляя все возможности своего мастерства толкования, раввины и их ученики постоянно требовали освобождения от некоторых налогов, введенных для тех их собратьев, которые не были членами их ученого сословия. Следует признать, что подобные послабления нередко вызывали в народе сильное возмущение.

Как указал Ньюснер, продуманным результатом всех этих учений являлось то, что кетер Тора мудрецов заменила кетер кегуна священников в качестве главного вершителя судьбы Израиля. Из акта личного благочестия ученость превратилась в способность определять судьбу нации, приобретя влияние, равное влиянию культового ритуала.

Изучение Торы замещает древний культ и делает для Израиля то, что некогда делали жертвы: примиряет Израиль с его Отцом Небесным, искореняет грех, обеспечивает искупление, и тем самым спасает Израиль. Эти глубоко мифические убеждения служили выражением того взгляда, что Тора не только освящает, но и спасает.

...Следовало извлечь один ретроспективный урок: изучение (Торы) всегда было важнее культа (согласно "дополнительному мнению", приписываемому Йоханану бен Заккаю в Мехилте де- ба-Ходеш, где оно следует за длинным списком недостатков Второго государства, сам Храм был разрушен из-за того, что Израиль презрел изучение Торы). Однако еще более мощной была последующая проекция этих приоритетов на будущее. Отныне утверждалось, что изучение священных текстов— это путь к национальному духовному возрождению. Именно гул детских голосов в школах обеспечивал спасение Израиля. Более того, благодаря изучению Торы мудрец и его ученики оказывались в авангарде мессианского процесса».728

Талмуд оставляет впечатление, что наиболее неугодным Богу действием является неповиновение раввинам. Рассмотрите «...известный и часто цитируемый ответ рава Элиягу Деслера корреспонденту, который выдвинул аргумент о том, что многие евреи смогли бы из- бежать ужасов Холокоста, если бы раввинские авторитеты восточной Европы поддержали эмиграцию масс евреев в землю Израиля. Рав Деслер пишет: "Кто бы ни участвовал в их встречах (ХафецХаим, рав Хаим Брискер и рав Хаим Озер)... не было никаких сомнений в том, что он мог видеть Шхину, покоящуюся на делах их рук, и Дух Святой присутствовал на этих собраниях... Наши раввины велели нам слушать слова мудрецов, даже если они говорят нам, что правое — это левое, и не говорить — да запретят Небеса,— что они наверняка оши- баются, потому что собственными глазами я не могу увидеть их ошибок. Скорее, то, что я вижу, несущественно и недействительно в сравнении с ясностью их интеллекта и Божественной помощью, которую они получают... Это взгляд Торы (<даат Тора>) на веру в мудрецов (омунат га-хамим>). Отсутствие самоуничижения по отношению к нашим раввинам является корнем всех грехов и началом всякого разрушения, в то время как любые заслуги ничто в сравнении с корнем всего верой в мудрецов"».729

Раввины не могут вызвать недовольство Бога, что бы они ни делали. И для пророка не остаетсяместа,таккакнетместаупрекамвадресраввинов.УпрекнутьихнемогутниБог,ни человек.

 

Мессия?


Раввинские ссылки на рабби Акиву и Мессию содержат четыре важных урока. Это единственная позиция Акивы, за которую его упрекают, причем двумя различными способами.

1.Поскольку Акиву упрекают в том, что он поместил престол Мессии возле Божьего престола (Дан. 7),730 вы не должны думать о Мессии как о сверхъестественном существе.На протяжениинекотороговременипередсобытиями,связаннымисБарКохбойивосстанием, Акивапридерживался преобладавшего в ту пору мнения о том, что Мессия является сверхъестественным Сыном Человеческим, достойным того, чтобы его престол располагался возле Божьегопрестола.

2. Так как Акиву упрекают за провозглашение Мессии,731 вы не должны надеяться увидеть Мессию при собственной жизни.

3. Так как провозглашение Акивы было ошибкой, не ожидайте, что вы сами узнаетеМессию. Доверяйте суждению раввинскогобольшинства.

4. Не исследуйте пророчеств о Мессии. Вы будете прокляты, если высчитаете из пророчеств время его прихода, ибо вы «...скажете: поскольку предопределенное время настало, а онне пришел, значит, он не придетникогда».732

Уроки эти призваны ограничить размышления Израиля о Мессии. Неудача, которую потерпело восстание, несмотря на провозглашение Акивы, оставила у евреев скептический, если не горький, привкус от мысли о «Мессии».

«В. Д. Дэвис точно подметил: "...Правильно, хоть и с юмором, говорят, что там, где собираются трое евреев, можно встретить четыре мнения. Например, не существует единой доктрины о Мессии. Еврей может претендовать на звание мессии, не подвергаясь осуждению, доказав, что он соблюдает мицвот. Говорят, Герберт Дэнби как-то сказал, несомненно, в шутку, что однажды, когда он читал лекцию в Иерусалиме, в его аудитории было шесть мессий. Соблюдение Закона дает свободу практически для всего остального и, пародируя Августина, еврей может настоятельно рекомендовать: "Соблюдай Закон и верь во что угодно"».733

Урок состоит в том, что приход Мессии не так важен, как соблюдение раввинского закона. В действительности, сказано, что его приходу будут предшествовать столь ужасные времена, что вам, возможно, даже не захочется, чтобы он пришел при вашей жизни. «Улла сказал: "Пусть он придет, но пусть я не увижу его"».734

 

Большинство

Существует три основных аспекта раввинского «принципа большинства». Каждый из них важен для установления норм жизни общины. Акива принимал участие в разработке всех этих принципов.

1. Закон и воля Божья определяются в соответствии с решением большинства ведущих раввинов.

2. Мир и отдельные личности судятся на основании большинства своих дел, независимоот того, праведники они илинечестивцы.

«Высказывание рабби Акивы в Екк. Р. 10, 1: "Человек судится в согласии с преобладанием [злых или добрых] дел; он всегда должен считать себя наполовину виновным и наполовину невинным; еще одно доброе дело — и у него все хорошо, еще одно злое дело — и горе ему"».735

«Рабби Элеазар, сын рабби Шимона, сказал: "Как мир судится на основании большинства [дел], так и отдельный человек также судится на основании большинства [дел, добрых или злых], если он совершит одно доброе дело — счастлив он, ибо чаша весов с заслугами его и всего мира перевесит; если он совершит одно прегрешение — горе ему, ибо перевесит чаша с виной его и всего мира, ибо сказано: "Но один грешник..." — за единственный грех, который совершит этот человек, он и весь мир потеряют много добра"».736

Танах дает другой взгляд, возможно, наиболее ясно выраженный в книге Иезекииля. Не преобладание каких-либо дел определяет судьбу человека, а их конечная направленность.

И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не


умрет.

Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет.

Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?

И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все

добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет.

Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?

Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. (Иез. 18, 21-26)

Иты,сынчеловеческий,скажисынамнародатвоего:праведностьправедниканеспасетв день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность. Кода Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, — то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какуюсделал

А когда скажу беззаконнику: «ты смертью умрешь», и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду,

Если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, — то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив. (Иез. 33, 12-16)

3.Нормы и статус общины определяются практикой большинства. Что делает большинство израильтян? А большинство неевреев? А как обстоит дело с большинством мужчин, большинством женщин, большинством мальчиков, большинством девочек? Что является обычнымдлябольшинствамясныхлавок,воров,быков,птиц,семянилирыб?Гдемерадля большинства локтей или для большинствамнений?

Может показаться, что для некоторых и даже для многих случаев это правило справедливо. Однако такого учения нет в Танахе, и оно узаконивает конформизм как принцип.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.