МУЧЕНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ РАББИ АКИВЫ — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

МУЧЕНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ РАББИ АКИВЫ

2023-02-07 22
МУЧЕНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ РАББИ АКИВЫ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гамлиэль, Элиезер, Йешуа и Самуил Малый предупреждали народ о том, что безрассудно вызывать на битву Римскую империю. Имбыли известны могущество и методы римской армии. Они также знали, к каким горьким последствиям это могло привести. Приняв смерть раввиновИшмаэляиШимоназазнакотБога,самАкивапредостерегалотом,«какоебедствие приготовлено для нас». Насколько он предвидел грядущее, мы не знаем, но ему было известно, что это нечтовеликое.

Даже страдания самого Акивы предсказывались в различных ситуациях. «Во время спора о приготовлении жертв для субботнего приношения рабби Элиезер был раздражен многочисленными вопросами рабби Акивы и сказал сердито: "Ты противоречил мне в вопросах кровопролития [жертвы] — и в кровопролитии встретишь свою Смерть"».695

«Когда рабби Элиезер заболел, рабби Акива и его соратники пришли навестить его... И сказал он тогда: "Я буду удивлен, если они умрут своей смертью". И спросил его рабби Акива: "А какой будет моя смерть?" И ответил он: "Твоя смерть будет еще более жестокой, чем их"».696

Рабби Акива не был предан смерти сразу после восстания. Вначале, возможно, из-за своего возраста, он не был даже заключен в тюрьму. Но чтобы искоренить причины восстания, римляне ввели законы, запрещающие раввинское учение и деятельность раввиноввообще.697

Рабби Акива не повиновался постановлениям Адриана. Тогда он и был арестован, но его ученики все равно приходили к внешней стене тюремной камеры, спрашивая: «А что говорит галаха относительно...?» Когда Акива был приведен на суд, сверхъестественное знамение явилось знаком того, что это конец.698

После вынесения смертного приговора Акива подвергся пыткам, которые заключались в том, что плоть срывалась с его тела железной скребницей. Когда начинал зарождаться день, Акива произносил молитву Шма: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими...»699

Даже своей смертью Акива явил образец для раввинского иудаизма, образец «Киддуш ra- Шем», освящения Божественного Имени. Его страдания и смерть с молитвой Шма на устах стали примером для всех будущих еврейских мучеников. «Акива не был бы убит, если бы он не был примером».700

С тех самых пор, как Акива дал образец поведения, молитва Шма стала ответом еврейских мучеников своим мучителям. «Мы можем судить о той важной роли, которую это сыграло в


раввинском сознании на основании того факта, что вся Мишна открывается вопросом: "С какого часа следует читать вечернюю Шма" Во время любого преследования и резни, со времен крестовых походов, до массовых убийств еврейского населения Украины в 1919-1921 гг., "Шма Йисра-эль" была последним звуком, сходившим с уст жертв. Шма проходит сквозь всю историю еврейских страданий и мук».701

Когда рабби Акива умер, «силы Торы истощились, и потоки мудрости иссякли».702Ведьон был важнейшим источником и силой раввинского закона.

Его смерть, подобно его жизни и учению, сформировала религию и будущее его народа. Он оставил богатое наследие. После его смерти еврейский народ на протяжении более 1850 лет своей истории следовал примеру жизни Акивы, примеру конфликта и мученичества.

 

Теология страдания

У рабби Акивы были все причины ожидать огромных человеческих потерь, рабства и изгнания, которые последовали за подавлением восстания. Да, у него были причины ожидать этого, но было унего и собственное понимание и отношение к подобному исходу событий. «Два момента кажутся несомненными (принимая во внимание достоверность раввинской традиции): то, что рабби Акива не рассматривал страдания и смерть, которые сопровождали второе восстание, как последствие какого-либо нарушения или греха, и то, что свою смерть он рассматривал как выражение своей любви кБогу».703

Рабби Шимон бен Гамлиэль считал, что причиной краха восстания были грехи Израиля.704 Так думали и другие раввины. «Рабби Ицхакбен Шму-эль говорит от имени Рава: "Ночь имеет три стражи, и в каждую стражу Святой, да будет благословен Он, издает рев, подобно льву, и говорит: "Горе детям, за грехи которых Я разрушил дом Мой и сжег Мой Храм и рассеял их среди народов мира"».705

«Как утверждает традиционный молитвенник, "...за грехи наши пошли мы в изгнание с земли нашей"».706Молитвенник и другие раввины заметили связь между грехом и судом, о котором предупреждает Танах. Тохаха [«предостережение»] в книге Левит, 26 и книге Второзакония, 28 показывает эту связь, показывают ее и пророки.

Например, в книге Иезекииля Господь говорит:

707
И узнают народы, что дом Израилев был переселен за неправду свою; за то, что они поступали вероломно предо Мною, Я сокрыл от них лице Мое и отдал их в руки врагов их, и все они пали от меча. (Иез. 39, 23)

Глава 9 книги Даниила является выразительным описанием той же идеи.

Акива не приписывал неудачи, страдания и изгнания греху, но действительно верил в то, что

«изгнание приносит искупление за прегрешения».708 Он считал, что греха не было ни в чем, даже в его мессианском провозглашении, а если грех и был, то изгнание принесет искупление за него.

Зачастую Акива намеренно избирал точку зрения, способствовавшую великой цели продвижения в его борьбе. Одним из аспектов его теологии страдания является то, что она предлагает много различных способов искупления, отличающихся от предписанных жертв. Это практически устраняло необходимость в Храме и священниках.

Для Акивы смерть человека также обладала искупительной силой. Даже тот, кого Синедрион приговорил к побитию камнями, может предложить свою собственную смерть в качестве искупления за свои грехи.709 И так как искупление приносит прощение и доступ в мир грядущий, есть причина возрадоваться в страдании, изгнании и даже перед лицом смерти.

Эти многочисленные способы искупления Акивы находятся в прямом противоречии с Евангелием. Сутью евангелий является то, что есть лишь одно средство искупления — смерть Йешуа. Акива сделал его излишним.

Взгляд Акивы на страдания вывел восстание и изгнание из сферы греха и вины. Он рассматривал свои личные страдания и страдания Израиля как средство проявления любви к Богу. Кроме того, они (страдания) были приемлемы как плата за те «несколько ошибок или прегрешений», которые были совершены им и Израилем.710

Акива считал, что если кто-то видит страдания праведного человека или праведного народа, он должен быть уверен, что их (вечный) удел благ. Если вы знаете, что человек является праведником, значит, вам известно, что его страдания только принесут ему еще большую награду в мире грядущем.711По определению, праведен тот, кто следуетраввинам.


«Рабби Акива заметил: "Страдание драгоценно",712потому что оно приносит искупление страдающему».713 «Рабби Акива сказал: "Более того, человек должен радоваться наказаниям более, чем процветанию и благоденствию, ибо наказания приносят прощение за прегрешения"».714

Рабби Элиезер рассматривал этот вопрос по-другому. Он сказал: «Израиль не обратится к покаянию, кроме как понуждаемый болью и страданиями».715По его мнению, страдание и боль являются средством приведения виновного к покаянию.

Мученичество Акивы явилось результатом поражения восстания Бар Кохбы, которое он поддерживал. Поздние раввины не винили его в крахе восстания. Они превозносили его за мученичество, которое он претерпел. В конце концов, они были его учениками. Доктрина

«Зхут Авот» («Заслуги Отцов»), учит, что благие дела Авраама, Исаака и Иакова помогали убедить Бога простить Израиль. Доктрина эта была расширена, чтобы включить и Акиву.716

«Примечательно, например, то, что поздние поколения раввинов увидели в смерти Акивы исполнение пророчества из книги Исайи 53, 12».717Новый Завет говорит о том, что 53 глава книги Исайи предсказывает искупительную смерть Йешуа.

Тора, пророки и другие раввины усмотрели связь в том, что «это разрушение произошло из-за наших грехов». Акива представлял альтернативное мнение: суд и разрушение пришли не из-за грехов Израиля, но чтобы принести искупление за грехи Израиля. Здесь есть очевидное внутреннее противоречие. Если не грехи Израиля навлекли этот суд, какая же необходимость в искуплении через изгнание? Его взгляд приводит к существенно различающимся теологическим и психологическим выводам.718

Раввины много говорят о том, какие грехи привели к разрушению первого Храма. Подобным образом часто обсуждаются и причины поражения Великого восстания. Можно полагать, что цель этих дискуссий состоит в том, чтобы отвратить будущие поколения от совершения подобных грехов.

Тем не менее, хранится полное молчание о том, какой именно грех мог привести к краху восстания Бар Кохбы. Возможно, это молчание связано с той выдающейся ролью, которую сыграли в восстании Акива и мудрецы.

В любом случае, ударение ставится на страдании, а не на грехе. Именно страдание длится и длится, без ответа от Бога. Это подобно остановке на 37 главе книги Иова. Это подобно еврейской истории с момента окончания восстания.

Трудно переоценить значение восстания Бар Кохбы. В силу своих долговременных последствий оно может считаться величайшей трагедией в еврейской истории. Это является его наиболее определяющей характеристикой.

До конца своей жизни Акива бен Йосеф так и не признал, что совершил ошибку, провозгласив Бар Кохбу Мессией. Если бы это провозглашение было минутным заблуждением, он, несомненно, признался бы в этом грехе и отвратился бы от него; и Талмуд превознес бы его покаяние. Но он никогда не делал этого. Он никогда не говорил об этом провозглашении как об ошибке.

С самого начала рабби Акива знал, что Шимон бен Косва не избавит Израиль от римлян. Но все же он не поколебался в своем решении, неуклонно преследуя цель, достижения которой он страстно желал с того дня, как впервые бросил вызов рабби Элиезеру.719

Его ученики продолжали искать его совета и наставлений. Даже сегодня он считается величайшим из еврейских духовных героев. Почему ошибка такого огромного значения не вызвала сомнений в верности избранного Акивой направления?

Иудея была уничтожена. Множество людей погибло от меча, голода и по приговору Синедриона. Израиль был ликвидирован как нация.

Акива поддержал, если не спровоцировал, бунт против Рима. Он провозгласил, что вождь этого бунта является Божьим Помазанником. Рабби Акива потребовал от всего Израиля сражаться под руководством лжемессии в войне, которая, как он знал, окончится бедствием. Но ни на него, ни на мудрецов, которые были советниками Бар Кохбы и правили под его руководством, не было возложено никакой вины. Есть четыре основныхпричины, объясняющих это.

1. Акива установил принцип, по которому ошибка знатока не влечет за собой личной ответственности. Это видно на примере «Бх. 4, 4, где рабби Акива сказал рабби Тарфону, которыйошибочнопровозгласилпервородноедозволенным:«Тебепрощается,таккакты


сведущ (мумхе) в Бейт дине, а тот, кто является сведущим в Бейт дине, освобождается

Бейт дином от выплаты [за свое упущение»]».720

Объяснение таково: если кто-то, не будучи знатоком, делает ошибку, он делает ее по причине недостаточного опыта. Таким образом, он виновен и должен отвечать за свою ошибку.

Знаток же имеет достаточно опыта. И если он совершает ошибку, то совершает ее, покольку не было противоположных указаний. Следовательно, он освобождается от какой-либо вины.

Акива был «сведущ в Бейт дине». Если он провозгласил Бар Кохбу Мессией, значит, у него были свидетельства в пользу этого или такова была потребность того часа. Если он и ошибался, то на нем не было вины, ибо он принял решение знатока.

2. Акива учил, что Закон не на небесах, он вверен раввинам. Даже если Бог возражает с небес, Акиваутверждает,чтораввиныимеютвластьопределять,чтоверно,ачтонет,чтоистина,а чтоложь.Вспореотносительнокалендаря,которыйпроизошелмеждуГамлиэлемиЙешуа, Акива сказал: «Независимо от того, правильно они говорят или нет, провозглашение делает их (дни)святыми».721

Следуя этому рассуждению, если раввины провозглашают кого-то мессией, то он и ЕСТЬ Мессия. Даже если их провозглашение фактически неверно, оно все равно правильно. Как и в случае с календарем, решение раввинов господствует над физической реальностью.

Никакие внешние критерии или исправления не являются приемлемыми; даже в том случае, когда Сам Бог говорит с небес. Ничто и никто не может противоречить им.

3. Теология Страдания обеспечила безошибочное объяснение краха восстания. Закон и Пророкиговорилиобизгнаниикакобужасномсуде.Акиважепревратилеговсредство искупления.

4. К учению Акивы продолжали обращаться, так как в Израиле не осталось другого иудаизма.722 Он вытеснил все альтернативные учения. С помощью различных средств он преодолел священство, традиционных раввинов, Писание, Божественное Откровение и талмидейЙешуа.Всяраввинскаялитературабыланаписанаегоучениками,синагогитакже контролировалисьраввинами.

«Нерушимый памятник фарисеям, превращение букв в кирпичи Закона с учетом естественных религиозных тенденций поклонения и человеческого сострадания, сделало иудаизм настолько жизнеспособным, насколько может быть жизнеспособна религия. Какая бы эволюция не происходила впредь, это могла быть только законная эволюция».723

Акива выстроил ограду из «кирпичей Закона» вокруг Торы и вокруг Израиля, делая законы раввинов наивысшей властью. Он создал систему, которая требовала национального подчинения раввинскому закону. Независимо от того, истинен этот закон или нет, никто не мог отклоняться от него влево или вправо.

Почему Акива бен Йосеф, отец раввинского иудаизма, стал поборником дела Бар Кохбы? Я думаю, что мы нашли ответ в раввинских описаниях слов и действий рабби Акивы и в той идеологической системе, которую он породил.

В иудаизме Акивы и плане борьбы Бар Кохбы есть общий знаменатель. Бар Кохба и его люди сказали Богу: «Не помогай нам,но и не отговаривай нас». Акива и раввины сказали Богу: «она не на небе». Их заявления несут один и тот же смысл: «Мы справимся и без Тебя». Шимон бен Косва был очень полезен для установления иудаизма Акивы. Он также весьма способствовал тому, что Израиль был ввергнут в величайшее, если не САМОЕ великое бедствие в еврейской истории.

Провозглашение Бар Кохбы мессианским Царем вполне согласовалось с единой всепоглощающей целью жизни Акивы: подчинить Израиль власти раввинов. Бар Кохба способствовал ее осуществлению: он помог установить раввинское Царство Божье. Избирая Бар Кохбу, Акива не делал ошибки: Бар Кохба был именно тем мессией, которого он ждал.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.