КОНФЛИКТ СО СВЯЩЕННИКАМИ: ПРИЧИНЫ — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

КОНФЛИКТ СО СВЯЩЕННИКАМИ: ПРИЧИНЫ

2023-02-07 20
КОНФЛИКТ СО СВЯЩЕННИКАМИ: ПРИЧИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иудаизм Торы был священнической религией. Иерусалимский Храм, в котором священники выполняли свои обязанности, был центром религиозной и гражданской жизни. Каждый мужчина должен был ежегодно посещать Храм по меньшей мере трижды, в противном случае он был бы отчужден от своего народа. Каждый должен был поддерживать своими десятинами и приношениями служение священников и левитов в Храме.

Однако священники, как и все остальные, не всегда были такими, какими им следовало быть. В период, предшествовавший Вавилонскому пленению, священство было особенно испорченным.

Иеремия со скорбью писал, что

Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника

— все действуют лживо... (Иер. в, 13)

312
Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого? {Иер. 5, З1)

Господь сказал Иезекиилю о беззаконии Иерусалима:

Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них. (Иез. 22, 26)

Вследствие этого Иерусалим и первый Храм были разрушены

...За грехи лжепророков его, за беззакония священников его, которые среди него проливали кровь праведников... (Плач. 4, 13)

Разрушение первого Храма стало символом вины священников. II кн. Варуха, написанная после разрушения второго Храма, оглядывается на падение первого. «А вы, священники, возьмите ключи от святилища и подбросьте их к небесам, и отдайте их Господу, и скажите: "Храни Свой дом Сам, ибо вот, мы напрасно хранили"».313

Позднее это было отражено и приукрашено в Талмуде: «Наши раввины учили: когда первый Храм был близок к разрушению, толпы и толпы молодых священников с ключами от Храма в руках собрались и поднялись на крышу Храма, где воскликнули: "Владыка Вселенной! Так как мы не заслужили звания верных хранителей этих ключей, мы возвращаем их Тебе", затем они


бросили ключи в небо, И явилась на небесах рука и приняла у них ключи. После этого они прыгали и падали в огонь».314

Разрушение первого Храма, за которым последовало Вавилонское пленение, пошатнуло основы священства. Без Храма священники были неспособны в полной мере нести свое служение. После 70 лет вавилонского рабства остатки еврейского народа вернулись в землю Израиля и хотели восстановить Храм.

После того, как это свершилось, Неемия записывает, что люди

...Пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвою и проклятием — поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его... (Неем. 10, 29)

Практически все условия этого завета, в который вступал народ, касались поддержки Храма, священников и левитов, которые помогали священникам.

Послетого, как Храм был восстановлен, а народ стал верно выплачивать десятины, священники получили возможность выполнять свой долг. К несчастью, вместе с этой возможностью к ним вернулось и пренебрежение своими обязанностями. Это былонезадолго до того, как Малахия донес до людей Божий упрек.

Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?»

...Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. (Мал. 1, 6, 10)

Следующие столетия не свидетельствовали об изменениях к лучшему. В период между Вавилонским пленением и восстанием Бар Кохбы, за исключением века хаотичного правления Хасмонеев, Израиль находился под иноземным господством. Иностранные державы назначали подвластных им местных правителей, которые служили орудием для достижения целей империи. Поэтому народ не мог более рассматривать гражданские правительственные институты как средоточие национального самосознания.315

Иностранные империи желали контролировать национальное священство, чтобы уменьшить вероятностьвосстания.Частоониназначалипервосвященника,выбираятого,ктослужилбы ихинтересам.316

В течение ста лет хасмонейского правления священники вновь обрели свою позицию национальной власти. Они конкурировали с царями в борьбе за политическое влияние.

«Хасмонейские первосвященники все более становились политическими фигурами и при- знавались таковыми многими государствами, как в данном регионе, так и за его пределами».317

Иногда лидер, подобный Аристобулу, желал сосредоточить в своих руках не только царскую власть, но и власть первосвященника. «Он прекрасно знал, как и многие более поздние политические фигуры, что контроль над Храмом и его священниками, ежедневно отправля- ющими там культовые службы, означает контроль над нацией».318

Римляне сделали Ирода царем Иудеи и ослабили политическую роль священства.319Священство и Храм, имевшие только «религиозное» значение, не представляли угрозу для римского господства.320 Однако, как и предыдущие империи, Рим знал, что подвластный ему первосвященник может сыграть важную роль в сохранении народного спокойствия.

«Первосвященство, которым злоупотребляли на протяжении долгого времени, часто оказывалось в руках людей, которые были ворами, подобно Ясону и Менелаю, и не принадлежало законному дому Ца-докидов с хасмонейских времен. Ирод, его преемники и римляне дарили этот сан в качестве награды за определенные дела».321

Ко времени Великого восстания неудовлетворенность поведением некоторых священников и, особенно, первосвященнических семей была уже широко распространена. В этом согласуются между собой Талмуд, Иосиф Флавий и евангелия. Первосвященники описываются как вспыльчивые, жадные, ненасытные люди; отчасти в них видят причину разрушения Иерусалима во время Великого восстания.

Талмуд рассказывает о том, как первосвященники отнимали у простых священников то, что им причиталось, и игнорировали все увещевания обуздать свою алчность. Например, шкуры животных, приносимых в жертву в Храме, традиционно делились между священниками, кото-


рые там служили. Первосвященники же насильно забирали все шкуры себе, лишая простых священников значительной части средств к существованию.

Их умоляли считаться с нуждами других. «Кроме того, главные священники завладевали (ими) насильно... Абба Шаул бен Ботнит сказал от имени Аббы Йосефа бен Ханины: "Горе мне из-за дома Боэтуса; горе мне из-за их палок [которыми они бьют людей]. Горе мне из-за дома Катроса; горе мне из-за перьев [которыми они пишут свои пагубные постановления]. Горе мне из-за дома Ишмаэля, сына Фаби; горе мне из-за их кулаков! Ибо они первосвященники, а их сыновья — храмовые казначеи, а зятья — попечители, а их слуги бьют народ палками!"

Наши раввины учили: четыре требования были объявлены во всеуслышание Храмовым судом. Первое: "Уходите отсюда, дети Илия", ибо они осквернили Храм Господа...».322

Илий был первосвященником, когда Самуил, который позднее помазал Саула, а затем и Давида на царствование, был мальчиком. В этом первом требовании Храмового суда раввины называли семьи первосвященников «детьми [сыновьями] Илия». То, что они подразумевали, ясно видно из Писания:

Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа... (/ Цар. 2, 12) Они обкрадывают людей в их жертвах и

...Спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. (Шар. 2, 22)

Иосиф Флавий отмечает: «Тем временем влияние первосвященника Анана росло со дня на день и он пользовался любовью и почетом среди своих сограждан. Дело в том, что он давал взаймы деньги и постоянно умел склонять подарками Альбина и другого первосвященника (Иисуса). При этом у него были крайне испорченные слуги, которые в обществе подонков народа отправлялись на гумна и там насильно овладевали предназначавшеюся для простых священнослужителей десятиной; в случае же сопротивления они прибегали к побоям. Так как никто не мог препятствовать этому, то и другие первосвященники делали то же, что и слуги Анана. Тогда-то многим из священников, для которых раньше десятина представляла источник существования, пришлось умереть от голода».323

Первосвященническая семья обогащала себя посредством торговли в Храме: «Этот (храмовый) рынок был тем, что раввинские писания величали "рынками сыновей Ананы" (<хануйот бней Ханан>), сыновей первосвященника Ананы, который имеет столь дурную репутацию в новозаветной истории... Из-за неправедности торговли, которая велась на этих рынках, и из-за жадности их владельцев "Храмовый рынок" был в то время очень непопулярен. Это следует не только из поведения и слов патриарха Шимона (внука Гиллеля, ср. Кр. I, 7) и Бабыбен Буты... (ТИ Хаг. 78а), но и из того факта, что в результате народного негодования за три года до разрушения Иерусалима рынки семьи Ананы были уничтожены, что, как ясно утверждается, было расплатой за греховную жадность, которая характеризовала ихдела».324

Первосвященнические семьи присоединялись к римским правителям в интригах и убийствах, иногда даже в самом Храме. «Иосиф Флавий пишет, что это возмутительное поведение было, по его мнению, причиной того, что "...даже Сам Бог из-за отвращения к их неправедности отвернулся от нашего города и, поскольку Он полагал, что Храм уже более не являетсячистым местом Его присутствия, навел римлян на нас и огненное очищение на город, наложил рабство на нас, наших жен и детей; ибо Он желал очистить нас этими бедствиями. Ибо таким загрязнением дела разбойников заразилигород"».325

Фарисеи, предшественники раввинов, были основными противниками священников-саддукеев. Талмуд содержит записи о неоднократных столкновениях между этими группами.

Однажды фарисеи умышленно сделали священника нечистым с тем чтобы, согласно учениям фарисеев, он не смог принести необходимую жертву.326В другой раз священника, который не исполнил обрядавозлияния согласно фарисейским предписаниям, забросали плодами.327 Водном отчете священник описывает ситуацию своему сыну: «Сын мой, хотя мы и саддукеи, мы боимсяфарисеев».328

Фарисеи отказались от многих храмовых обычаев саддукейских священников. У них были собственные традиции в сфере храмовых обрядов.

 

Священники и империя

Р. Хорсли исследовал политическую роль первосвященников во времена римского правления. Его наблюдения помогают понять развитие их позиции.


«Имперское правительство считало провинциальных аристократов ответственными не просто за устойчивый поток налогов, но и за поддержание порядка в обществе. Это, несомненно, подразумевало ответственность за нарушения общественного порядка теми, кто, пред- положительно находился под их контролем,— так же, как римский правитель нес ответственность за нарушения порядка на территории, находящейся под его властью».329

«В годы, которые привели к восстанию 66-70 гг., используя свою власть якобы "в интересах порядка", первосвященники и роялисты на самом деле произвели вклад в развал общественного порядка своими собственными агрессивными, насильственными и грабитель- скими действиями...

Еврейская аристократия, якобы находившаяся в ситуации конфликта между теми, кто представлял интересы еврейского народа, с одной стороны, и теми, кто поддерживал имперскую систему, с другой, по-видимому, преследовала свои собственные политико- экономические интересы, сотрудничая с римским правительством...

Как явные лидеры палестинского еврейского народа, первосвященники должны были нести ответственность за руководство еврейским обществом в целом и охрану его интересов. Но поскольку они были главами еврейской аристократии, Рим ожидал от них контроля над еврейским обществом в интересах имперского порядка; кроме того, они были зависимы от имперской власти, поскольку она поддерживала их собственное правление».330

«Провинциальные высшие классы были очень лояльны к имперскому режиму, который являлся гарантией их положения. Аристократия явно предпочитала скорее наслаждаться своим богатством и властью, чем подвергаться риску крупных штрафов, которые, как было известно, последуют за любым неудачным бунтом, целью которого станет независимость».331

Римская система также предусматривала меры против назначаемых правителей. Иногда правитель просто отзывался. Но «...в большинстве известных случаев обвиненные правители были осуждены или совершили самоубийство еще до суда».332

Первосвященники занимали положение, находившееся под прикрытием библейской законности, несмотря на то, что они назначались римлянами. В их распоряжении были власть и богатство, и они не испытывали никаких угрызений совести, используя имеющееся для получения желаемого. Они были местной правящей аристократией Израиля.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.