ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ПРОПОВЕДЬ ПО ПСАЛТЫРИ — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ПРОПОВЕДЬ ПО ПСАЛТЫРИ

2023-02-03 20
ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ПРОПОВЕДЬ ПО ПСАЛТЫРИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый из семи вышеуказанных элементов экспозиционной проповеди играет важную роль и в проповеди по Псалтыри. Рассмотрим, как каждый из них проявляется при разъяснении псалмов.

Библейская проповедь

Экспозиционная проповедь по Псалтыри начинается с твердой решимости не уклоняться от текста псалма. Заложенное в него Господом значение должно раскрываться с учетом здравых герменевтических принципов так, чтобы смысл псалма был понятен слушателям. Для этого требуется объяснять каждый псалом как единый литературный фрагмент – строфу за строфой, стих за стихом, строчку за строчкой. Текст псалма в проповеди говорит сам за себя – от первой строчки до последней. Не вызывает сомнений, что Сам Христос и после Него апостолы относили псалмы к Священному Писанию и потому обращались с ними с большим почтением и, в то же время, весьма умело.

 

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ ОТВЕРГЛИ СТРОИТЕЛИ, ТОТ САМЫЙ СДЕЛАЛСЯ ГЛАВОЮ УГЛА? ЭТО ОТ ГОСПОДА, И ЕСТЬ ДИВНО В ОЧАХ НАШИХ?

--Матфея 21:42; cр. Псалом 117: 22 и сл.

 

было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса. … В книге же Псалмов написано: ДА БУДЕТ ДВОР ЕГО ПУСТ, И ДА НЕ БУДЕТ ЖИВУЩЕГО В НЕМ; и: ДОСТОИНСТВО ЕГО ДА ПРИИМЕТ ДРУГОЙ.     

-- Деяния 1:16, 20; cр. Псалом 68: 26; 108:8

 

Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: ЧТО МЯТУТСЯ ЯЗЫЧНИКИ, И НАРОДЫ ЗАМЫШЛЯЮТ ТЩЕТНОЕ?                            -- Деяния 4:25; Псалом 2:1

 

Проповедь, превозносящая Бога

 

Экспозиционная проповедь по Псалтыри возвещает превосходство Бога, Автора этой книги. Книга псалмов рисует необыкновенно возвышенный образ Господа. Трудно найти другую книгу, которая от начала и до конца была бы столь теоцентричной. Трансцендентный образ Божий раскрывается в псалмах с нескольких сторон:

 

(1) в Божьих свойствах;

(2) в Божьих именах;

(3) в изображающих Бога метафорах;

(4) в Божьих действиях.

 

1. Божьи свойства. Квинтэссенция славного Божьего бытия находит выражение в многочисленных свойствах Его характера. Свойства Бога – это его неотъемлемые качества, характеризующие и раскрывающие человеку Его славную сущность. В псалмах можно обнаружить следующие свойства божества:[10]

 

    1. Бог близок – 14:1; 15:11; 22:6; 23:3,4; 64:5; 144:18
    2. Бог может избавлять от опасности – 105:43-45
    3. Бог вечен – 89:3; 101:26-28; 105:48
    4. Бог славен – 8:2; 18:2; 56:6; 62:3; 78:9; 89:17; 92:1; 95:3; 101:17; 103:1, 31; 110:3; 112:4; 137:5; 144:5, 11, 12
    5. Бог благ – 22:6; 24:8; 30:20; 32:5; 33:9; 51:2; 64:5; 67:11; 85:5; 103:24; 106:8; 118:68; 144:9
    6. Бог милосерд (сострадателен) – 114:5
    7. Бог велик – 85:10
    8. Бог свят – 21:4; 29:5; 46:9; 47:2; 59:8; 88:36; 92:5; 98:3, 5, 9; 144:17
    9. Бог неизменен – 101:27, 28
    10. Бог справедлив – 9:5; 50:6; 88:15; 97:10; 98:4, 5
    11. Бог добр – 16:7; 23:12; 24:6; 25:3; 30:22; 35:8, 11; 39:11, 12; 41:8, 9; 47:10; 62:4; 88:34, 50; 91:3; 102:4; 106:43; 116:2; 118:76, 88, 149; 137:2; 142:8
    12. Бог долготерпелив – 77:38; 85:15
    13. Бог милостив – 6:3, 5; 24:6; 30:8; 31:5; 35:6; 50:3; 51:9; 61:13; 85:5, 15; 88:29; 102:4, 8, 11, 17; 105:1; 106:1; 113:9; 117:1-4; 118:64; 129:7; 144:9; 146:11
    14. Бог – всевышний правитель – 82:18
    15. Бог вездесущ – 138:7
    16. Бог всеведущ – 138:1-6
    17. Бог всесилен – 8:4; 20:14; 28:5; 36:17; 61:12; 62:2, 3; 64:7; 65:7; 67:34, 36; 78:11; 88:9, 14; 105:8; 135:12
    18. Бог держит Свое слово – 88:4, 5, 36, 37; 104:42
    19. Бог – хранитель – 16:8; 30:16; 32:10; 35:7; 36:28; 38:5; 72:16; 74:7, 8; 76:20; 90:3, 4, 11; 103:5-9, 27, 28; 118:15; 120:4; 126:1,2; 135:25; 138:1-5, 10; 139:8; 144:9, 17; 146:9
    20. Бог праведен – 5:9; 7:10, 18; 10:8; 18:10; 21:32; 30:2; 34:24, 28; 35:7, 11; 39:11; 47:11; 49:6, 50:16; 68:28; 70:2, 15, 16, 19, 24; 72:12-17; 84:11; 95:13; 96:2, 6; 97:2, 9; 102:17; 110:3; 114:5; 118:7, 40, 62, 123, 137, 138, 142, 144, 172; 142:1, 11; 144:7, 17
    21. Бог всевластен – 2:4, 5; 3:4; 32:10-11; 46:3, 9; 71:5; 102:19; 113:11
    22. Бог истинен – 9:15; 10:8; 18:10; 24:10; 30:5; 32:4; 56:4, 11; 70:22; 84:11; 85:15; 88:15, 50; 95:13; 97:3; 99:5; 118:160; 138:2; 145:6
    23. Бог един – 82:18; 85:10
    24. Бог неисследим – 144:3
    25. Бог честен – 24:8; 91:16
    26. Бог мудр – 1:6; 43:22; 72:11; 102:14; 103:24; 135:5; 138:2-4, 12; 141:3; 146:5
    27. Бог способен гневаться – 2:2-5, 12; 6:2; 7:12, 13; 20:9, 10; 29:6; 37:2; 38:11; 57:11, 12; 73:1, 2; 75:7, 8; 77:21, 22, 49-51, 58, 59; 78:5; 79:5; 88:31-33; 89:8-10, 12; 98:8; 101:10, 11.

2. Божьи имена. Величие Бога в псалмах описывается при помощи нескольких еврейских имен, которые проливают дополнительный свет на Его характер. По сути, это самонаименования, раскрывающие различные аспекты Его суверенности и святости. Сама по себе фраза «имя Господа» (Пс. 8:2, 10; 17:50) отражает Его славу. Превозносить имя Господне означает поклоняться Его величию. Можно сказать, что каждое Божье имя отражает некую совокупность Его божественных качеств. 

a. Элохим. Имя Элохим очень широко используется в псалмах. Этимологически оно восходит к корню, обозначающему «сильный», и указывает на то, что Бог обладает великой силой и мощью. Иногда оно применяется к языческим божествам (Пс. 85:8) и ангелам (Пс. 8:6; 96:7), но в подавляющем большинстве случаев относится к единому истинному Богу (напр., Пс. 7:11). Необходимо заметить, что слово элохим представляет собой форму множественного числа – так называемое «множественное число величества». Этим ключевая идея корня усиливается: получается, что Бог безмерно велик. Он безгранично силен и бесконечно высок (Пс. 4:2; 5:11).

 

b. Элион. Имя Элион означает «Всевышний» и подчеркивает Божью силу, владычество и превосходство над всеми лицами, существами и явлениями. Каждый человек и целые народы, сонмы ангелов и все обстоятельства подчинены Его власти и Им управляются (Пс. 9:2; 82:18).

 

c. Эль Олам. Означает «Бог вечный», или, ближе к буквальному, «Бог вечности». Это имя Божье подчеркивает Его неизменность: Он во все века остается таким же (Пс. 99:5).

 

d. Яхве. Это имя в Ветхом Завете (как и в Псалтыри) встречается чаще всех остальных – всего 6 823 раза. Значение этого имени двоякое: (1) живой, сущий (поскольку оно этимологически связано с еврейским глаголом, означающим «быть», Исх. 3:14), или (2) Искупитель народа Божьего (Исх. 6:6). Имя «Яхве» обычно ассоциируется с Божьей святостью, ненавистью ко греху и милостивым избавлением. Он – абсолютный и неизменный, независимый и суверенный; Он ни от кого не зависит, но все зависят от Него, Он всегда остается верным (Пс. 1:6; 8:2).

 

e. Адонай. Это имя Бога также стоит во множественном числе величества, а в форме единственного числа означает господин, хозяин, владыка. По отношению к Богу обычно используется во множественном числе, что усиливает его значение, подчеркивая, что Бог – верховный владыка над всем, абсолютная власть, великий самодержец (Пс. 2:4; 8:2).

 

3. Метафоры, используемые по отношению к Богу.  Авторы нередко использовали речевые образы, раскрывающие различные аспекты Божьих дел. Как говорят, лучше один раз увидеть, что сто раз услышать. Каждое из этих образных выражений наглядно демонстрирует какие-то аспекты Божьего естества и дел. Вот некоторые из них:[11]

 

a. Щит. Этот образ указывает на то, что Бог защищает Своей народ от всякого вреда, избавляет от опасностей, в частности, от врагов (Пс. 3:4; 27:7; 118:114).

                                  

b. Царь. Державный владыка над всеми делами рук Своих, Бог обычно изображается в виде единственного, не имеющего равных Царя. Он восседает на троне и, облеченный верховной властью, управляет Своим народом, событиями и обстоятельствами Себе во славу и на благо Своих подданных (Пс. 5:3; 43:5; 73:12).

 

c. Судья. Эта метафора подразумевает, что Бог вершит праведный суд над жизнью каждого человека. Все творение будет держать перед Ним отчет и подвергнется Его непредвзятой оценке, когда всякое зло будет наказано, а всякое добро – вознаграждено (Пс. 7:12; 49:6).

 

d. Скала. Этот символ изображает Бога надежной защитой, неиссякаемым источником силы и твердой опорой (17:3, 32, 47; 27:1; 30:4; 41:10; 70:3; 77:15).

 

e. Пастырь. Образ пастыря был привычным для древнего Израиля и напоминал всякому читателю истину о Божьем заботливом водительстве и самопожертвенной защите Им верующих (Пс. 22:1; 79:2).

           

f. Крепость. Будучи нашей крепостью, Бог охраняет и оберегает нас, подобно тому, как вершины иудейских гор оберегали Давида. Этот образ подразумевает, что верующие благодаря Богу находятся в преимущественном положении перед своими врагами (Пс. 17:3; 30:4; 70:3; 143:2).

           

g. Убежище. Нередко Господь изображается в виде надежного убежища от опасности. Этот образ в Псалтыри встречается достаточно часто (Пс. 13:7; 45:2; 60:4; 61:8-9; 70:7; 72:28; 90:2, 9)

 

h. Рог. Рог животного был символом силы, и в позднейшие времена этот образ нередко применялся к людям, особенно к правителям (Пс. 17:3; 148:14).

 

 

4. Божьи дела. Далее, о Боге мы узнаем в псалмах по Его могучим делам. Он явил Себя тем, что уже сделал, что делает в настоящее время и что собирается сделать. Описать все Его чудесные подвиги, упомянутые в Псалтыри, на страницах этой книги было бы невозможно. Приведем лишь несколько примеров. 

 

a. Бог творит и создает новое. Псалмы подтверждают, что Бог из ничего создал небеса и землю и все, наполняющее их (Пс. 120:2; 123:8; 133:3; 145:6). Он повелел, и они появились (Пс. 32:6, 9; 148:3-5). Вся вселенная – дело рук Его (Пс. 8:4; 18:2; 94:5).

 

b. Бог правит. Бог владычествует над всем творением. По Его определению небесные тела выполняют отведенные им функции (Пс. 18:5-7; 103:19-23; 148:3-6). Он управляет погодой (Пс. 28:3-9; 103:3-4; 134:78; 147:4-7; 148:8). В Его руках – жизнь и смерть (Пс. 103:27-30). Его велению повинуются цари и народы (Пс. 32:10; 46:9-10; 65:7; 112:4). Одним словом, Бог «творит все, что хочет» (Пс. 102:19; 114:3; 134:6). Господь царствует (Пс. 92:1)!

 

c. Бог избавляет от зла. Полный милосердия и сострадательности (Пс. 85:15; 102:8; 110:4; 114:5; 144:8), Бог избавляет народ Свой от опасности. Божье вмешательство (Пс. 6:5; 20:8; 30:17, 22; 31:10; 43:27; 47:10; 65:20; 84:8; 85:1-3; 93:18; 97:3; 106:8, 15, 21, 31) и прощение (Пс. 24:7; 50:3; 102:8-11) являет Его царственную любовь к тем, кто к Нему взывает (Пс. 35:12), уповает на Него (Пс. 1476:11) и Его боится (Пс. 102:11, 13, 17). Господу радостно являть милость народу Своему (Пс. 102:11; 116:1).

 

d. Бог судит. Господь вступается за бедных (Пс. 111:7), неплодных (Пс. 112:9), голодных, рабов и пленников (Пс. 145:7-8), за сирот и вдов (Пс. 145:9). Он судит нечестивых людей (Пс. 1:5-6) и неправедные народы (Пс. 2:8-9). Он вознаграждает Свой народ (Пс. 22:5-6). Псалмы рисуют Бога как могущественного воителя, защищающего Свой народ и вступающегося за Него (Пс. 34:2-3; 45:9-10; 46:3; 75:8, 13). Он сражается за народ Свой (Пс. 17:8-17).

Проповедь, превозносящая Бога
Проповедь о Божьих свойствах
Проповедь о Божьих именах
Проповедь о Божьих образах
Проповедь о Божьих делах

Проповедь, зиждущаяся на Христе

Проповедуя по псалмам, можно очень много сказать о Христе. Дело в том, что Псалтырь наполнена славой Христовой, и очень часто ее христоцентрическая направленность выступает на передний план.[12] Как и все книги Библии, и даже в большей степени, чем многие другие книги, Псалтырь имеет своим центром Христа.[13] При толковании псалмов полезно помнить, что Христос представлен в них следующим образом:[14]

 

1. Сын Божий. Во-первых, некоторые псалмы напрямую называют Христа Сыном Божьим. «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2:7). «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем» (Пс. 2:12).

 

2. Мессианские псалмы. Во-вторых, поскольку Новый Завет представляет Христа величайшим и уникальным в своем роде Сыном Давидовым, полезно будет услышать голос Мессии-царя в словах царя Давида. В этом смысле Давид был глашатаем от имени своего прямого потомка, Сына Давидова с большой буквы, Иисуса Христа. Толкуя мессианские по своей окраске псалмы, большинство ученых и комментаторов разделяют их на пять основных категорий, впервые предложенных Францем Делицшем (с небольшими вариациями):[15]

a. Пророческие. Такие псалмы напрямую говорят о Христе и не могут быть отнесены ни к какому другому сыну Давидову. В этой категории находится только 109 Псалом. Он повествует о будущем царе из Давидовой династии, которого Новый Завет однозначно соотносит с Иисусом Христом. Этот псалом не может относится ни к какому другому царю из потомков Давида (Матф. 22:44; Деян. 2:34-36).

 

b. Прообразовательно-пророческие. В них псалмопевец описывает свой собственный опыт, но язык псалма позволяет полагать, что сказанное не могло в полной мере исполниться в жизни автора и окончательно исполнилось лишь в жизни Мессии, Иисуса (Пс. 21).

 

c. Косвенно мессианские. Поначалу псалом относился к одному из царей из рода Давидова или ко всему дому Давида, однако псалом ожидает окончательного исполнения в Иисусе Христе (Пс. 2, 44, 71). Итак, псалом был посвящен одному из царей, современнику псалмопевца, или же был приурочен к какому-либо дворцовому событию, однако окончательное исполнение он находит во Христе.

 

d. Типологические. Герой этих псалмов в том или ином смысле является прообразом Христа (Пс. 33:21; 68:5, 10). Мессианский аспект в них выражен не столь заметно, поскольку они относятся к обстоятельствам жизни псалмопевца, но в то же время предвосхищают какие-то события из жизни Христа. Какие-то детали прообразно указывают на Христа, однако другие – ко Христу не применимы (Пс. 33, 66, возможно, Пс. 39).

 

e. На воцарение. Эти псалмы предвещают пришествие Яхве и учреждение Его царства, главой которого станет Христос (Пс. 92, 95-98). Заглядывая дальше земного правления Давидовой династии, они описывают пришествие Господа Иисуса Христа и Его воцарение.

 

На мессианские псалмы можно взглянуть и с другой стороны. Подобно четырем Евангелиям, они раскрывают разные аспекты личности и дел Иисуса Христа.

 

· Царь Иисус Христос (как в Евангелии от Матфея)

 

Пс. 2:    Христос как царь отвергнут народами

Пс. 17:  Христос – защитник и избавитель

Пс. 19:  Христос дарует спасение

Пс. 20:  Христос принял славу от Отца

Пс. 23:  Христос – славный царь

Пс. 46:  Христос управляет Своим царством

Пс. 109: Христос – царь и священник

Пс. 131: Христос воцарился

 

· Слуга Иисус Христос (как в Евангелии от Марка)

 

Пс. 16:   Христос – ходатай

Пс. 21:  Христос – умирающий спаситель

Пс. 22:   Христос – пастырь

Пс. 39:  Христос был послушен Отцу даже до смерти

Пс. 40:  Христос предан близким другом

Пс. 68:  Христа возненавидели без причины

Пс. 108:   Христос любит даже тех, кто его отвергнул

 

· Иисус Христос, Сын Человеческий (как в Евангелии от Луки)

 

Пс. 8:    Христос немного умален перед ангелами

Пс. 15:  Обетование о воскресении Христа

Пс. 39:  Воскресение Христа состоялось

 

· Иисус Христос, Сын Божий (как в Евангелии от Иоанна)

 

Пс. 18:  Христос – творец

Пс. 101:   Христос вечен

Пс. 117:   Христос – краеугольный камень

 

3. Мессианские пророчества. В-третьих, если Новый Завет трактует то или иное событие из жизни Христа как исполнение мессианского пророчества, можно не сомневаться, что это действительно так.[16] Каждому из приведенных ниже текстов в Новом Завете придается мессианское значение. Нужно признать, что если бы мы располагали только Ветхим Заветом, мы бы никогда не подумали, что многие из этих цитат относятся ко Христу. Но Новый Завет проливает свет на их скрытое значение.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.