Смирись перед Господом, умы испытующим и — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Смирись перед Господом, умы испытующим и

2023-02-03 16
Смирись перед Господом, умы испытующим и 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОПОВЕДЬ ПО ПСАЛМАМ

 

Самарский институт подготовки проповедников и

Самарская богословская семинария

 

Летняя учебная сессия,

май 2004

 

 

Д-р Стивен Лоусон

(Steven Lawson)


ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ПРОПОВЕДЬ ПО КНИГЕ ПСАЛТЫРЬ

Неисследимые сокровища царя Давида

 

***************

 

Тридцать первого октября 1517 г. Мартин Лютер вывесил знаменитые Девяносто пять тезисов на двери своего костела в Виттенберге, разжегши тем самым огонь, который со временем вырос в могучее пламя протестантской Реформации. Изучая Библию в Виттенбергском университете, этот тогда еще мало кому известный монах Августинского ордена впервые понял суть Христова Евангелия. Прочитав в Послании к римлянам 1:17, что «праведный верою жив будет», он неожиданно для себя осознал, что спасение дается только по благодати, только через веру и только во Христе. Лютер поверил, и, как он сам потом признавался, перед ним словно бы «распахнулись врата небесные». Он родился свыше. С тех пор Послание к римлянам и его ключевая истина, учение об оправдании верой, остаются прочно связаны с именем Лютера и с Реформацией. 

 

Однако церковные историки зачастую теряют из виду еще один важный факт. Дело в том, что огромное влияние на Лютера оказала еще одна книга Священного Писания – книга, которая вдохнула в него мужество и дала способность в одиночку противостать целому миру. Речь идет о Псалтыри. Шестнадцатого августа 1513 г. он начал свою университетскую карьеру с чтения лекций по Книге псалмов. И если Послание к римлянам помогло ему сформулировать основы вероучения, то псалмы наделили его смелостью для того, чтобы проповедовать эти истины миру. Псалмы позволили Лютеру увидеть Божье величие до того ясно, что немецкий реформатор не побоялся бы отстаивать Евангелие хоть перед самим дьяволом. Итак, его жизнь коренным образом изменили две книги Библии: Послание к римлянам и Псалтырь. Из послания он черпал богословие, а из псалмов – мощь и силу.

ПРИЗЫВ К НОВОЙ РЕФОРМАЦИИ

Чтобы вызвать к жизни новую Реформацию, необходимо вернуть церковной кафедре ее былую славу. Главным шагом к этому будет безраздельная преданность служителей делу экспозиционной проповеди. Во времена Лютера боевым кличем Реформации стали слова «sola Scriptura», а полная преданность авторитету и достаточности Писания не могла не привести к возрождению церковной проповеди. Одно не может быть без другого. И если в наши дни и произойдет новая Реформация, то только при возвращении к экспозиционной проповеди. Наряду с принципом «sola Scriptura», необходимо возродить и «tota Scriptura», т.е. проповедь всего Писания. А для этого нужно вернуться к экспозиционной проповеди по Псалтыри. С тем же усердием, каким в прошлом обладал Мартин Лютер, современные проповедники должны приступить к разъяснению псалмов.

 

Но прежде чем проповедовать по псалмам, нужно научиться их исследовать и толковать. К сожалению, далеко не многие проповедники имеют в этом достаточный опыт. Составленные по законам иного жанра, резко отличающегося как от учительных текстов Нового Завета, так и от относительно более понятных ветхозаветных повествований, псалмы ставят перед толкователями уникальные герменевтические и гомилетические загадки. Потому-то в современных церквях они зачастую оставляются без внимания и без надлежащего изучения.

 

Цель книги, которую уважаемый читатель держит в руках, заключается в том, чтобы распахнуть перед ним дверь в обширную кладовую истины, которую Чарльз Хаддон Сперджен однажды окрестил «сокровищницей царя Давида». Более того, мы надеемся наметить стратегические принципы проповеди по Псалтыри и тем самым сделать сокровищницу Давида доступной всеобщему обозрению. Автор искренно желает и молится, чтобы через чтение этой книги Господь заронил в Ваше сердце:

 

· любовь к псалмам;

· любовь к Богу, автору псалмов;

· любовь к проповеди по Псалтыри.

 

Да будет так. В добрый путь!

 


 

ПЕРВАЯ ГЛАВА

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ФАЗА

Послушание, посвящение, дополнительные материалы, предварительный обзор

 

***************

 

Изучение Псалтыри начинается еще до прочтения этой книги. Еще раньше, чем будет проведено экзегетическое исследование и написана проповедь, нужно предпринять несколько важных шагов, чтобы процесс не пошел в неправильном направлении. Подготовительная фаза должна начинаться со следующего шага:

 

 

  ПОСЛУШАНИЕ: покоритесь Господу

Сердца возжигающим.

Начинать любое исследование Писания надлежит с самого главного вопроса: обратился ли проповедник ко Христу? Призван ли он на проповедь самим Богом и наделен ли для этого достаточными духовными дарованиями? Исполнен ли он Духом Святым? Не получив утвердительного ответа на все эти вопросы, не имеет смысла продолжать дискуссию. Чтобы стать хорошим проповедником, вы должны:

 

 

Принцип №1: вы должны лично обратиться ко Христу

Многие пытались проповедовать Слово Божье, будучи людьми необращенными, и тот же самый Мартин Лютер – лучший тому пример. Когда он начал преподавать Псалтырь в Виттенбергском университете, он еще не имел спасения. Более того, свои знаменитые Девяносто пять тезисов Лютер пригвоздил к двери костела, будучи, скорее всего, человеком невозрожденным! Именитый реформатор находился вне тела Христова, начав учить по псалмам и перевернув с ног на голову всю Европу. То же самое может случиться и с вами. Обратились ли вы лично к Иисусу Христу? Умерли ли вы для себя, чтобы Он мог жить в вас? Раскаялись ли вы в грехах и покорились ли Христу как Господу? Ведь Он сам предупреждал нас:

 

Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.                                                                                                   --Матфея 7:21-23

 

Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте!

--2 Коринфянам 13:5

 

Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание.                                                                      

--2 Петра 1:10

Принцип №2: вы должны быть призваны к служению проповедью

 

Чтобы стать хорошим проповедником, нужно быть призванным к этому служению и иметь соответствующие духовные дарования. В конечном итоге, настоящим проповедником вас может сделать лишь Бог. Наставничество, учеба и образование могут стать хорошим подспорьем, но сделать вас проповедником не может ни семинария, ни церковь, ни пастор. Лишь Бог делает человека толкователем Своего Слова. С другой стороны, всех, кого Господь призывает к проповедническому служению, Он наделяет сверхъестественными способностями для изучения и разъяснения Слова. Позвольте спросить вас: призваны ли вы свыше? Предназначил ли вас Бог от утробы матери к проповеди Писания? Можете ли вы сказать, что для вас нет и не может быть иной судьбы, кроме судьбы проповедника? Ведет ли вас рука Божья к служению разъяснения Слова? Можете ли вы сказать: «Горе мне, если я не благовествую»?

 

Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам…

--Галатам 1:15-16

 

Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!

--1 Коринфянам 9:16

Принцип №3: вы должны посвятить себя Богу

Чтобы проповедовать Слово Божье в силе, недостаточно быть спасенным и иметь призвание свыше. Нужно еще каждый день посвящать себя Богу. Проповедник лишь тогда позна́ет Божью силу в жизни и служении, когда он будет непрестанно подчинять всю свою жизнь Господу.[1] Порой на кафедре можно наблюдать состязание за кубок славы. Но Бог не отдаст Своей славы иному, и служить Ему может лишь тот, кто ежедневно для себя умирает. В связи с этим задайте себе такой вопрос: принесли ли вы свою жизнь Господу в жертву живую и святую?[2] Умерли ли вы для себя? Смиряетесь ли вы ежедневно пред Господом?

 

Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

                                                                                         --2 Тимофею 2:4

 

Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

                                                                                         --2 Тимофею 2:15

 

Принцип №4: вашей жизнью должен руководить Дух Святой

 

Лишь тот, кто исполнен Духом, будет благопотребен Господу. Вся жизнь и проповедь такого человека находятся под суверенным водительством Духа Божьего. Чтобы проповедь обрела Божье благословение, проповедник должен быть наполнен Духом Святым, ведь только в таком случае его просветленный разум сможет живо увидеть истину Писания. Чтобы глубоко проникнуть в суть библейского текста, нужно, чтобы очи сердца были озарены Духом Божьим. И чтобы проповедовать с неземной силой, нужно иметь духовное помазание. Известно ли вам, что такое полнота Духа Святого? Имеете ли вы подобную духовную силу?

 

«Не воинством и не силою, но Духом Моим», - говорит Господь Саваоф.

--Захария 4:6б

 

Исполняйтесь Духом.

--Ефесянам 5:18б

 

 

Принцип №5: вы должны пребывать в молитве

Молитва должна играть ключевую роль в жизни любого проповедника. Проповедь Слова Божьего и ходатайственная молитва неразрывны. Прежде чем разъяснять Писание перед людьми, нужно склониться на колени пред Господом. Молитва предшествует проповеди. Сначала – разговор с Богом о людях, затем – разговор с людьми о Боге. Итак, чтобы служение провозвестия достигло успеха, нужно уделять внимание служению ходатайства.[3]

 

Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.

--Псалом 118:18

 

А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

--Деяния 6:4

По книге Псалтырь.

Убедившись в собственном спасении и призванию к проповеди, посвятив себя целиком Богу и будучи водимыми Духом Святым, нужно твердо решиться посвятить себя экспозиционной проповеди. Но что такое экспозиционная проповедь? Каковы ее характеристики? Из чего она складывается? Что делает ее «экспозиционной»? Чтобы посвятить себя такой проповеди, нужно разобраться в ее основных качествах. Экспозиционная проповедь – это:

 

 

Принцип №1: экспозиционная проповедь – прежде всего проповедь библейская

Экспозиционная проповедь есть, в первую очередь, библейская проповедь, то есть, она твердо основана на богодухновенном тексте Писаний. Она объясняет одно или несколько мест Священного Писания, провозглашая, комментируя и применяя к жизни их первоначальный смысл. Это проповедь, которая основана на Писании, объясняет Писание и соотносит Писание с жизнью.[4] Главная цель проповедника при этом состоит в тщательном исследовании и толковании Библии, в процессе чего раскрывается, поясняется и находит правильное применение заложенный Богом смысл священного текста. При этом особое внимание нужно уделять принципам толкования древних литературных памятников, в частности, языкам оригинала, строению предложений, исторической обстановке, древним обычаям, принципу прогрессивного откровения, авторскому замыслу, первоначальной аудитории, перекрестным ссылкам, географическим объектам и, самое главное, контексту.

 

И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное.                       

--Неемия 8:8

 

Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

                                                                                         --1 Тимофею 4:13-16

 

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.                    

--2 Тимофею 4:1-5

 

Принцип №2: экспозиционная проповедь возвеличивает Бога

Экспозиционная проповедь во всей красе показывает людям величие и славу Божью. Она рисует величественный образ Бога, высокого и превознесенного, облеченного властью, правящего в ослепительном блеске, недосягаемого в Своей святости. Несомненно, главная тема Божьего Слова – это сам его автор, Бог. Поэтому экспозиционная проповедь – это, как выразился Джон Пайпер, «восторженное провозглашение» Божьего величия.[5] 

 

Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.

--Псалом 95:10

 

Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!

--Исаии 40:9

 

Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!"

--Исаии 52:7

 

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

--Римлянам 11:33-36

 

 

Принцип №3: экспозиционная проповедь зиждется на Христе

Экспозиционная проповедь – это библейская проповедь, главная цель которой состоит в возвеличивании личности, учения и дел Господа Иисуса Христа. Божий Сын – наиболее полное выражение Божьей славы в проповеди Слова Божьего. И потому в церковном назидании Сыну Человеческому должно отводиться выдающееся место. Иными словами, экспозиционная проповедь делает акцент на провозглашении Иисуса Христа как превознесенного Господа неба и земли, Спасителя мира, единственного пути к Богу Отцу.

 

А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.                                               --1 Коринфянам 1:23

 

Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.                                                      --1 Коринфянам 2:2

 

Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса.                                          --2 Коринфянам 4:5

 

Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе.

--Колоссянам 1:28

Принцип №4: экспозиционная проповедь – это проповедь в силе Святого Духа

 

Экспозиционная проповедь – это публичное выступление, сверхъестественным образом вдохновленное третьей ипостасью Божества – Духом Святым. Это проповедь, сопровождающаяся силой Духа. Сам Автор Священного Писания дает проповеднику помазание для возвещения Его Слова. Вдохновленный Духом Божьим, разум проповедника просветляется и озаряется, сердце возгорается и переполняется чувствами, и его проповедь приобретает особую силу и энергию. Исполненный Духом Святым человек проповедует с божественной властью, твердым убеждением, непоколебимой смелостью и глубоким состраданием к слушателям. Наделенная силою свыше, душа проповедника исполняется непоколебимой уверенностью в истине. 

 

Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями.                                                            --Деяния 1:8a

 

Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! … То да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.           --Деяния 4:8, 10-12

 

 

И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.                                                --Деяния 4:31

 

Которого мы проповедуем, для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.      --Колосс. 1:28a, 29

 

Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением.       

--1 Фессалоник. 1:5a

 

Принцип №5: экспозиционная проповедь хорошо структурирована

 

Экспозиционная проповедь характеризуется четкой, логически упорядоченной структурой. Ее задача состоит не просто в том, чтобы вылить на слушателей изобилие богословской информации или мешанину экзегетических данных. Напротив, она включает интересное начало, убедительное заключение, гладкие переходы между пунктами, а также четкий план, иллюстрации, применение, увещание и утешение. И все эти элементы аккуратно сплетены в единое целое. Экспозиционная проповедь – это не беспорядочное толкование на книги Библии, лишенное какой-либо заметной структуры и чуждое законов эффективной коммуникации. Это не подстрочный комментарий, в котором нет ни центральной темы, ни основной мысли, ни плана, ни логического развития. И это не набор отдельных ремарок, бессвязных мыслей и импровизированных замечаний, следующих друг за другом без всякого порядка. Напротив, экспозиционная проповедь упорядочена, логически организована и характеризуется понятным развитием мысли.   

 

Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии … И дал ему завет обрезания. По сем родил [Авраам] Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак [родил] Иакова, Иаков же двенадцать патриархов. … В это время родился Моисей… Отцы наши с Иисусом, взяв [скинию], внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. [Так было] до дней Давида. Сей обрел благодать пред Богом и молил, [чтобы] найти жилище Богу Иакова. Соломон же построил Ему дом. … Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.

                                                                             --Деяния 7:2, 8, 20, 45, 46, 47, 51

 

 

Принцип №6: экспозиционная проповедь касается животрепещущих вопросов

Экспозиционная проповедь проникает до глубины души, пронзает сердце и касается духа.[6] К Писанию ничего не нужно добавлять, чтобы придать ему актуальность – оно уже актуально! Поэтому проповедник Библии всегда будет современным и востребованным – что называется, всегда на гребне волны. Таким образом, настоящая экспозиционная проповедь воздействует Словом Божьим на повседневные жизненные проблемы. Библейские истины в ней прямо или косвенно прилагаются к жизни слушателей. Проповедь объясняет, как применять истину, содержащуюся в изучаемом отрывке.[7]   

 

Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости.                                           --Колоссянам 1:28

 

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.                                                                                                   --2 Тимофею 3:16

 

Обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.                                                 --2 Тимофею 4:2б

 

Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.                                           --Титу 2:15

 

 

Принцип №7: экспозиционная проповедь преображает жизнь

 

Наконец, экспозиционная проповедь в полном смысле этого слова преображает жизнь. Она призывает слушателя к ответному решению, взывает к его разуму, побуждает к действию. Любая истинно библейская проповедь должна подвигать слушателя идти Божьим путем. Ее цель – изменение жизни, а не просто сообщение информации. Передача истины – лишь средство к цели несравнимо более высокой – к радикальному преображению жизни. Таким образом, толкователь Библии подобен постовому на развилке дорог. Он ставит человека перед выбором, каким путем пойти: Божьим, который ведет к жизни, или своим собственным, который ведет к смерти.

 

Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

                                                                                         --Второзаконие 30:19-20

 

изберите себе ныне, кому служить… а я и дом мой будем служить Господу.                                                           --Иисус Нав. 24:15

 

И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте.                                               --3 Царств 18:21

 

И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти                                          --Иеремии 21:8

 

Входите тесными вратами.                                          --Матфея 7:13

 

Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.                                           --Титу 2:15

Заключение

 

Итак, экспозиционная проповедь – это проповедь библейская, возвеличивающая Бога, зиждущаяся на Христе, исполненная Духом, хорошо структурированная, актуальная и изменяющая жизнь. В ней разъясняется текст Священного Писания, раскрывается заложенное в него Богом значение и показывается практическая значимость его истин для настоящего времени.[8] Она включает в себя объяснение и применение, а также увещание, вдохновение, обличение, утешение и призыв, в зависимости от содержания текста и нужд слушателей.[9]

 

 


 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР: подружитесь с Псалтырью

Уникальность

Псалтырь неповторима. Многие черты выделяют ее среди всех остальных книг Библии. Можно с уверенностью сказать, что в Священном Писании другой такой книги нет. Вот некоторые из ее уникальных черт:

 

· Самая большая книга. Псалтырь – самая большая книга в Библии.

 

· Наибольшее количество глав. Если каждый псалом считать главой, то Псалтырь включает большее количество глав, чем любая другая книга Библии – 150. С большим отставанием от нее идет Книга пророка Исаии, состоящая из 66 глав.

· Самая длинная глава. Самая длинная глава в Библии – это 118 Псалом, состоящий из 176 стихов. 118 Псалом длиннее, чем книги: Руфь, Эсфирь, Песнь песней, Плач Иеремии, книги пророков Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Малахии, послания Галатам, Ефесянам, Колоссянам, Филимону, 1 и 2 Фессалоникийцам, 1 и 2 Тимофею, Титу, Иакова, 1 и 2 Петра, 1, 2 и 3 Иоанна и Иуды.

· Самая короткая глава. Самая коротка глава в Библии – 116 Псалом. Он состоит всего из двух стихов.

· Центральная глава. Что интересно, 116 Псалом вместе с тем представляет собой центральную главу Библии (по крайней мере, ее английского издания). От Бытия до Откровения Библия включает 1189 глав.

· Центральный стих. Пс. 117:8 находится в самом центре 31173 стихов Священного Писания. Это центральный стих в английском издании Библии.

· Наибольшее количество авторов. У Псалтыри большее количество авторов, чем у любой другой книги Библии. Это целая библиотека, в которую вошли произведения Давида, Асафа, сынов Кореевых, Соломона, Моисея, Емана, Ефана и др.

· Самый длинный период написания. Псалтырь составлялась на протяжении 900-1000 лет. Таким образом, это самый долгосрочный «литературный проект».

· Самый длинный период составления книги. Составление Псалтыри в одну книгу заняло около шести столетий. Первые попытки собрать псалмы в некий сборник восходят ко времени первого (Соломонова) храма, а может быть, даже ко времени Давида – за целое тысячелетие до Христова пришествия. В своем нынешнем, окончательном варианте Псалтырь была составлена служителями храма после вавилонского плена, около 3 века до Р.Х.

· Наиболее часто цитируемая книга. Из всех ветхозаветных книг в Новом Завете чаще всего цитируется именно Псалтырь. 112 из 360 ветхозаветных цитат и ссылок на Ветхий Завет в Новом Завете – цитаты из псалмов. 97 из 150 псалмов (т.е. почти две трети) цитируется в 23 из 27 новозаветных произведений. Никакая другая книга Библии не переплетена столь сильно со всем Священным Писанием.

· Наибольшее количество пророчеств. Псалмы содержат больше пророчеств о пришествии Господа Иисуса Христа, чем любая другая ветхозаветная книга. Они показывают его Сыном Божьим (Пс. 2) и Сыном Человеческим (Пс. 8), в них говорится о Его повиновении Богу (Пс. 39:7-9), о предательстве Его близким человеком (Пс. 40:10), о распятии (Пс. 21), воскресении (Пс. 15), вознесении (Пс. 67:19) и восшествии на престол (Пс. 109). Он – краеугольный камень для верующих и камень преткновения – для неверующих (Пс. 117:22-23).

Множество авторов

Большинство библейских книг были написаны одним автором, хотя некоторые книги Ветхого Завета представляют собой плод совместных усилий нескольких авторов. Примером коллективного творчества может служить книга Притчей. Псалтырь тоже принадлежит перу нескольких человек, и потому ее можно назвать коллективным произведением. Важно познакомиться с авторским коллективом. В него входят: Давид, Асаф, сыны Кореевы, Соломон, Моисей, Еман, Ефан, Ездра, а также несколько безымянных авторов.

· Давид, второй царь Израильского народа и «сладкий певец Израилев» (2 Цар. 23:1), - главный автор. Ему приписывают ровно половину всех псалмов – 75 из 150 (3-9:20; 10-31; 33-40; 50-64; 67-69; 85; 100; 102; 107-109; 121; 123; 130; 132; 137-144; кроме того, в Деян. 4:25 Давид назван автором Пс. 2, а в Евр. 4:7 ему приписывается 94 Псалом. В Септуагинте 9 и 10 Псалмы объединены в один (9:1-20 и 9:21-39 соответственно)).[19]

 

· Асаф, священник и духовный «дирижер» древнего Израиля, написал 12 псалмов (Пс. 49, 72-82).

· Сынам Кореевым, гильдии певцов и композиторов, приписывают 10 псалмов (Пс. 41, 43-48, 83-84, 86). 

· Соломону, сыну Давида и третьему царю Израилеву, принадлежат два псалма (Пс. 71, 126).

· Моисей, израильский пророк и предводитель исхода из Египта, написал один псалом (Пс. 89).

· Еман, мудрец и музыкант, езрахит, сын Корея, основатель хора сынов Кореевых (1 Пар. 5:12; 35:15), написал один псалом (Пс. 87).

· Ефан, мудрец, езрахит, возможно, певец из колена Левиина (1 Пар. 6:42; 15:17, 19), написал один псалом (Пс. 88).

· Анонимным авторам принадлежат остальные 48 псалмов.

· Ездра, книжник и священник Израилев, считается автором некоторых из анонимных псалмов.

Длительный период написания

Поскольку псалмы принадлежат многим авторам, писались они в разные периоды и общее время написания этой книги составляет 900-1000 лет, приблизительно от 1410 г. до Р.Х., когда Израиль готовился вступить в Землю Обетованную, до 500-430 гг. до Р.Х. B.C., после того как Израиль вошел в землю во второй раз.

· Первый псалом. Первым появился 89 Псалом. Написан он был Моисеем во время сорокалетнего странствования Израиля по пустыне (1445-1405 гг. до Р.Х.), скорее всего, ближе к концу этого сурового испытания, около 1410 г. до Р.Х.

 

· Большинство псалмов. Большая часть псалмов была написана во время правления Давида (1020-970 гг. до Р.Х.) и Соломона (970-931 гг до Р.Х.), т.е. в районе 1000 г. до Р.Х. 

 

· Последний псалом. Последний по времени, 125 Псалом, как считается, был написан Ездрой после Вавилонского плена, быть может, во время возвращения в Иудею, т.е. между 500 и 430 гг. до Р.Х.

 

 

Длительный период составления книги

Коллекция из 150 песен, называемая Псалтырью, создавалась в несколько стадий, на протяжении долгого периода. Поначалу они были собраны в несколько небольших книг. Сказать точнее, таких книг было пять, и каждая последующая дополняла предыдущие новыми псалмами. Это особенно очевидно из Пс. 71:20, где сказано: «Кончились молитвы Давида, сына Иесеева». Этим стихом отмечен конец одного из более ранних изданий Псалтыри, которое позднее пополнилось новыми песнями. Пять книг, составляющих Псалтырь в ее теперешнем виде, легко узнаваемы, поскольку каждая из них заканчивается доксологией (Пс. 40:14; 71:18-19; 88:53; 105:48; 150:6). Высказывалась точка зрения, что эти пять книг соответствуют первым пяти книгам Библии – от Бытия до Второзакония. Таким образом, Псалтырь можно назвать «Давидовым Пятикнижием», поскольку она представляет собой зеркальное отражение книг закона – Пятикнижия Моисеева. Деление Псалтыри на книги следующее:

 

Книга I: Псалмы 1-40. Первые 40 псалмов формируют первую книгу. Скорее всего, они появились и были собраны в ранние дни иудейской монархии – во времена Давида и Соломона. Учитывая то, что 1 Псалом анонимный и служит логическим вступлением ко всей Псалтыри, что 2 Псалом принадлежит Давиду (Деян. 4:25), что 9 и 10 Псалмы, скорее всего, считались одной песней (в русской нумерации это Пс. 9:1-20 и 9:21-39 – прим. перев.) и что 32 Псалом в Септуагинте приписывается Давиду, можно сказать, что Первая книга Псалтыри практически целиком принадлежит Давиду. И поскольку псалмы 1-40 подчеркивают Божью силу в творении (Пс. 8, 18) и пронизаны темой греха и искупления, нетрудно понять, почему их соотносят с Бытием. Первая книга завершается таким славословием:

 

Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!                                                                                 --Пс. 40:14

Книга II: Псалмы 41-71. Следующий несколько псалмов, с 41 по 71, были собраны позже и составили Книгу вторую. Скорее всего, это произошло тремя столетиями позже, во время правления тринадцатого царя Иудеи, Езекии (ок. 715-686 гг. до Р.Х.). Если так, то собрали их, вероятно, «мужи Езекии» - та же самая «библейская экспертная комиссия», что собрала многие из притч Соломона (Прит. 25:1). Возможно, именно им принадлежит честь издания Второй книги Псалтыри (Пс. 41-71) и добавления этих новых псалмов к Книге первой (Пс. 3-40). Такое предположение хорошо согласуется с тем, что Езекия многое сделал для духовного восстановления Иудеи (2 Пар. 29:30; 32:36), в том числе возродил забытую мудрость Давида и Соломона (2 Пар. 29:31; 30:26). Возможно также, что эта группа псалмов была собрана в дни царя Иосии (640-609 гг. до Р.Х.). Было замечено, что во Второй книге особое внимание уделяется падению и искуплению Израиля, поэтому ее можно сравнить с книгой Исход, в которой описывается избавление Израиля от египетской тирании. Вторая книга завершается таким славословием:

 

благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь. Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.                                                                               --Пс 71:19-20

 

Книга III: Псалмы 72-88 . Следующие 17 псалмов, с 72 по 88, были собраны в Книгу третью, скорее всего, мужами Езекии (или Иосией) примерно в то же время, что и Книга вторая. Третья книга начинается с одиннадцати псалмов Асафа (Пс. 72-82) и, кроме них, включает в себя еще несколько псалмов Давида (Пс. 85, 100, 102). Их главная тема – святость Израильского храма, что перекликается с темой книги Левит, которая говорит о скинии и об освящении. Этот третий раздел Псалтыри завершается следующим славословием:

 

Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.              --Пс. 88:53

Книга IV: Псалмы 89-105. Следующая группа псалмов (с 89 по 105), составляющих Книгу четвертую, были собраны тремя столетиями позже и добавлены к первым трем книгам после возвращения Израиля из вавилонского плена (под руководством Ездры в 458 г. до Р.Х. и под руководством Неемии в 445 г. до Р.Х.). Главная тема Книги четвертой – духовное падение и восстановление Израиля в пустыне, что перекликается с книгой Числа. Начало четвертой книги Псалтыри вполне подходящее – 89 Псалом, написанный Моисеем во время сорокалетнего странствования Израиля по пустыне. Этому серьезному испытанию как раз посвящена книга Числа. Красной нитью по всей четвертой части Псалтыри проходит тема господства Божьего Царства над народами земли, точно так же как Числа описывает отношения Израиля с окружающими народами. Завершается этот раздел такой доксологией:

 

Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!                        --Пс. 106:48

Книга V: Псалмы 106-150. Последние 45 псалмов составляют Книгу пятую, которая, подобно Книге четвертой, была собрана и вошла в состав Псалтыри, скорее всего, после вавилонского плена, во времена Ездры, почти через 600 лет после появления Книги первой. Пятая книга посвящена теме достаточности Божьего Слова (Пс. 118) и вселенской хвалы Божьему имени (Пс. 145-150), подобно тому, как о Боге и Его Слове подробно говорит книга Второзаконие. Пятая книга подводит всю Псалтырь к выразительному крещендо:

 

Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия. --Пс. 150:6

Пять разделов Псалтыри

Книга I Псалмы 1-40
Книга II Псалмы 41-71
Книга III Псалмы 72-88
Книга IV Псалмы 89-105
Книга V Псалмы 106-150

Заголовки и надписания

Более чем три четверти псалмов, а если точнее, 116, имеют надписания – заметки редактора, которые либо объясняют исторический контекст псалма, либо указывают на то, как его надлежит исполнять.

· Распространенность. Такие заголовки есть у всех псалмов, кроме тридцати четырех. Иными словами, надписания содержат 116 псалмов.

 

· Время появления. Заголовки не входили в оригинальный текст. Они появились позже, чтобы помочь дирижеру или общине правильно понимать и более искусно исполнять эти песни.

· Полезность. Несмотря на более позднее время появления, заголовки псалмов считаются в достаточной мере точными и надежными источниками информаци


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.