КЛАССИФИКАЦИЯ: уточните жанр псалма — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

КЛАССИФИКАЦИЯ: уточните жанр псалма

2023-02-03 60
КЛАССИФИКАЦИЯ: уточните жанр псалма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определите, к какому литературному типу относится данный псалом.

 

Прочитав выбранный для изучения псалом, еще раз обратите внимание на то, к какой группе он относится. Каждый псалом подпадает под одну из нескольких жанровых категорий. И если вы хотите правильно воспринимать текст и «верно преподавать Слово истины» (2 Тимофею 2:15), обойти стороной классификацию никак нельзя.

 

 

Шаг №1: ознакомьтесь с классификацией псалмов

 

Каждый псалом принадлежит к определенному литературному типу. Чтобы определить, к какому именно, нужно познакомиться с общей классификацией псалмов. Она включает в себя следующие группы:[29]

 

 

ПЛАЧЕВНЫЕ ПСАЛМЫ

 

Этот жанровый тип представлен самой большой группой: к нему относятся более шестидесяти глав Псалтыри, которые обычно подразделяют на индивидуальные и всенародные плачевные песни. Эти в высочайшей степени эмоциональные псалмы выражают нужду в Божьем избавлении посреди тягот, скорбей и разочарований. В них виден сердечный вопль псалмопевца, искренне умоляющего Господа спасти его от бед и страданий (Псалмы 3-7, 11-12, 21, 24-27, 34, 37-39, 41-43, 50, 53-56, 58-60, 62-63, 68-70, 73, 78-79, 82, 84-85, 87, 89, 101, 108, 119, 122, 129, 139-142).

 

a. Индивидуальные плачевные псалмы: песни изгнанника. Поводом для написания этой группы псалмов служили притеснения или преследования со стороны врагов (Пс. 3-5, 7, 10, 16, 22, 26, 56, 62). Все эти псалмы выстроены по сходному принципу:

 

(1) Суть проблемы. Начинаются эти псалмы обычно с жалобы псалмопевца Господу на врагов (3:2-3; 4:3; 5:10-11; 7:7, 15-16; 10:2-4; 16:7-12; 22:5; 26:2-3, 6, 12; 56:5, 7; 62:10-11).

 

Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня многие говорят душе моей: "Нет ему спасения в Боге".  

--Псалом 3:2-3

 

(2) Упование на Бога. Изложив перед Господом свою ситуацию, псалмопевец выражает уверенность в Боге. Он целиком и полностью полагается только на Божью защиту и избавление (3:4-7; 4:4б, 9; 5:4-8; 7:2, 10-12; 10:2a, 5-8; 16:6-8, 14б-15; 22:1-6; 26:1-3, 5, 13-14; 56:2-4, 11; 62:4-6).

 

Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

   --Псалом 3:4-7

 

(3) Молитва к Богу. Отталкиваясь от полного упования на Бога, псалмопевец завершает свою песню просьбой к Господу о вмешательстве и избавлении (3:8-9; 4:2, 7б; 5:2-4, 9, 11-12; 7:2-10; 16:1-2, 6-9, 13-14a; 26:4, 7-12; 56:2).

 

Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое!

--Псалом 3:8-9

 

 

b. Индивидуальные плачевные псалмы: песни страждущего. В этой группе псалмов автор взывает к Господу об избавлении от физических страданий, которые доставляют ему и духовные мучения. Псалмопевец сетует о том, что наказующей тростью в руках Господа стали его враги. Но в то же время он уповает на Бога и молит исцелить его от скорбей и болезней. Избавление придет от руки Божьей (Пс. 6, 12, 21, 29-31, 34, 37, 38, 40, 50, 68, 70, 87, 90, 101, 102, 129).

 

(1) Суть проблемы. Эти псалмы, как правило, начинаются с рассказа о том, какие злострадания испытывает автор. Его скорбь может быть связана с физическим недугом, эмоциональными переживаниями или даже с последствиями греха (6:2; 12:2-3; 21:15-16, 18-19; 29:2-4, 9-10; 30:8, 10б-11; 31:3, 5-6; 34:1, 3, 20-21; 37:8, 12, 18-19; 38:3-4, 14; 40:4-6; 50:3-16; 68:3-4, 6, 20; 70:9, 19-21; 87:4-6; 90:3-7; 101:3-12, 14-18; 102:3-4, 10; 129:3-4).

 

Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.

                                            --Псалом 6:2

 

(2) Упование на Бога. Среди тяжелейшей эмоциональной агонии псалмопевец взывает к Господу и возлагает свое упование на Него, верного избавителя (Пс. 6:5, 11; 12:6-7; 21:4-6, 10-11, 25, 27-32; 29:3, 6, 7a, 11; 30:2a, 7, 10a, 15-21, 22-25; 31:1-2, 5, 10; 34:4-10, 24; 38:5-7, 8-9; 50:3-14, 19; 68:14-19, 34; 70:1, 6, 7б-8, 14-21; 90:1-13; 101:2-3, 13-23, 26-29; 102:7-18; 129:3-8).

 

Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; 4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? 5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей. … Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

--Псалом 6:3-5, 11

 

(3) Выражение тоски. Излив свою душу пред Богом, псалмопевец обращается к Нему с мольбой о скором помиловании. Он либо жалуется на то, как тяжело для него божественное наказание, либо восклицает в душевной тоске: «Доколе, Господи?» (Пс. 6:6; 12:2; 21:2-3, 16в; 29:6a, 8; 31:4; 34:13в-14; 37:3-4; 38:10-12; 70:20; 87:7-10, 15-19; 101:10-12, 24).

 

Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?            --Псалом 6:6

 

(4) Выражение скорби. Далее псалмопевец обращается к Богу с жалобой на врагов, через которых Господь наказывает его (Пс. 6:8, 11; 12:3б, 5; 21:8-9, 13-14, 17; 29:2в; 30:2б, 12-14, 19; 34:1, 3-8, 11-17; 37:12, 13, 20-21; 40:6-10; 68:5-6, 15, 19-20, 22; 70:10-11; 90:8; 101:9).

 

Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих. … Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.          --Псалом 6:8, 11

 

c. Псалмы всенародного плача. Помимо индивидуальных плачевных песен, есть песни, выражающие всенародное сетование. Большая их часть написана по случаю того или иного национального кризиса. Единственное решение в глазах псалмопевца – скорое вмешательство со стороны Господа. Чаще всего в этих псалмах используются местоимения множественного числа, что указывает на их всенародный (если хотите, общенациональный) характер (Пс. 43; 59; 73; 76; 78; 79; 82; 84; 89; 93; 122; 125; 136).

 

(1) Суть проблемы. В этих псалмах автор обращается к Господу от лица всего народа. Чаще всего его понуждает к этому удручающее поражение своего народа в войне (Пс. 43:10-17; 59:1-3, 10; 73:1, 3-8; 76:2-3, 6-10; 78:1-4; 79:14-18; 82:2-8; 84:5-8; 89:8-11; 93:4-7; 122:3-4; 125:1-2a; 136:1-4).

 

Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих - зверям земным; пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их. Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.                                               --Псалом 78:1-4

 

(2) Выражение тоски. Далее псалмопевец, словно не в силах придти в себя от ужаса, в недоумении восклицает: «Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно?» (Пс. 43:10-15, 24-25; 59:1-3, 10; 73:1, 10-11; 76:8-10; 78:5-6, 12-13; 79:5-18; 84:5-8; 89:8-11).

 

Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?    

                                       --Псалом 78:5

 

(3) Мольба к Богу. Излив перед Господом свою скорбь, псалмопевец умоляет Всевышнего убрать тяготеющую над ними руку Его. Он просит, чтобы противники не смогли привести в исполнение своих угроз и в войне против них не достигли успеха (Пс. 43:24-27; 59:5, 11; 73:2-3, 18-23; 78:6-12; 79:2-4, 8, 15-16, 20; 82:1-3, 9-18; 84:5, 7; 89:13-18; 93:1-3; 122:3-4; 125:4; 136:7).

 

Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают, ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили. Не помяни нам грехов [наших] предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены. Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего. Для чего язычникам говорить: "где Бог их?" Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих. Да придет пред лице Твое стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть. Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.                              --Псалом 78:6-12

(4)  Обещание хвалы. Всенародные плачевные песни нередко заканчиваются обещанием прославлять Господа и твердой уверенностью в том, что Он избавит их от нападок врагов. Это обещание можно расценить как выражение полного упования на Бога (Пс. 43:2-9; 59:4, 12; 73:12-17; 76:11-21; 78:13; 79:2-3a, 4, 8, 20; 82:18; 84:2-4, 9-14; 89:2-3; 93:9-14, 18-19, 22-23; 122:2).

 

А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.                                            --Псалом 78:13

 

 

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПСАЛМЫ

 

Эта категория псалмов пронизана глубокой благодарностью Богу за Его бесчисленные благословения и милости. Опять же, благодарственные песни подразделяют на индивидуальные и всенародные. В них нашла выражение самая искренняя радость пред Господом, вызванная Его благостью, верностью, защитой и благословениями. Индивидуальных благодарственных псалмов десять (Пс. 17, 29, 31, 33, 39, 65, 91, 114, 117, 137), а всенародных – шесть (Пс. 64, 66, 74, 106, 123, 135). 

 

a. Индивидуальные благодарственные псалмы. Автор высказывает сердечную благодарность Господу за благословения, ниспосланные ему лично (Пс. 17, 29, 30, 31, 39, 65, 91, 115, 117, 119).

 

(1) Выражение благодарности. Чаще всего псалмы этой группы начинаются с бурного ликования и восторженного рассказа о том, что совершил Господь (Пс. 17:2-4, 7; 29:2; 31:1-2; 39:2; 65:17; 114:1-2; 117:1-4; 119:1).

 

Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!                                          --Псалом 31:1-2

 

(2) Посвящение в суть проблемы. Далее псалмопевец рассказывает о том, что с ним некогда приключилось и от какой опасности избавил его Господь (Пс. 17:4-6, 8-20, 48-49; 29:3-4, 7-10, 12-13a; 30:9-14, 22-23; 31:3-4; 39:3-4, 13, 15; 65:5-12, 14 16-19; 91:10-12; 114:3, 8-9; 117:5, 7, 10-13, 18; 119:1-3, 6, 7).

 

Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. --Псалом 31:3-4

 

(3) Признание избавления. Назвав суть проблемы, автор псалма после этого сообщает о том, как Господь избавил его. Он признает избавление Божье как состоявшийся факт (Пс. 17:7, 17-25, 44; 29:3-4, 11; 30:8-9, 20, 22-23; 31:5; 39:3-4, 12; 65:9, 19, 20; 91:3, 12; 114:1-2, 5-8, 115:3, 7; 117:1, 5, 13, 18, 21, 23, 29).

 

Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего.

                                                                                             --Псалом 31:5

 

(4) Уроки мудрости. Нередко псалмопевец размышляет над происшедшим и даже преподает слушателям уроки жизненной мудрости (Пс. 47:26-27; 31:8-10; 65:20; 117:25-29).

 

"Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою". "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе". Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.

 

                                                                                         --Псалом 31:8-10

 

(5) Призыв к благодарности. И в заключение псалмопевец обещает прославлять Бога, призывает к этому других или предлагает всем примкнуть к его благодарности (Пс. 17:45-50; 29:5-6, 13; 30:22-24; 31:11; 65:1-9, 13-15, 20; 91:2-6, 9, 16; 115:4-5; 117:1-4, 17, 19, 21, 26-28).

 

Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.

   --Псалом 31:11

 

b. Всенародные благодарственные псалмы. Эти псалмы выражают всенародную благодарность Господу. В них, как правило, прослеживаются два основных элемента: национальный кризис и избавление от кризиса. Национальный характер песен подчеркивается местоимения множественного числа: «мы», «нас», «наш» и т.п. (Пс. 64; 65; 106; 117; 123; 128).

 

(1) Выражение хвалы. Пять из шести всенародных благодарственных псалмов начинаются со славословия или призыва прославлять и благодарить Господа (Пс. 64:2-3; 65:1-2; 106:1-3; 117:1-4; 123:1-2).

 

Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет [в Иерусалиме]. Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.

 --Псалом 64:2-3

 

(2) Посвящение в суть проблемы. Псалмопевец называет причину национального кризиса в Израиле. В чем бы ни выражалась критическая ситуация: в экономических трудностях, эпидемии или иностранной интервенции, - главной причиной этого нередко был грех (Пс. 64:4a; 65:10-12; 106:4-5, 10-12, 17-20, 25-27; 117:7, 10-13, 18; 123:2b-3; 128:1-3).

 

Дела беззаконий превозмогают меня. --Псалом 64:4a

 

(3) Сообщение о благодати Божьей. Далее псалмопевец повествует о том, что Господь совершил для его народа. Милостивое вмешательство Божье уже совершилось. Этот факт служит основанием для благодарности Господу (Пс. 64:4; 65:5-12; 106:4-7, 10-14, 17-20, 23-30; 117:5, 10-13; 123:2б-3a; 128:2-3).

 

Ты очистишь преступления наши.

--Псалом 64:4б

 

(4) Воспоминания о прошлом. После этого автор обращается к истории, вспоминая о могущественных делах Божьих и Его спасительной силе в прошлом (Пс. 64:5-9; 65:5-12; 106:33-41; 123:8).

 

Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко, поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом, укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов! И убоятся знамений Твоих живущие на пределах [земли]. Утро и вечер возбудишь к славе [Твоей].

--Псалом 64:6-9

 

(5) Объяснение Божьего вмешательства. Бог избавляет народ Своей не по их заслугам, а по Своей благодати и милости. За всем этим стоит Его чудесная безусловная любовь к Своему народу (64:10-14; 65:20; 106:1, 43; 117:1, 29; 123:1-2, 8; 128:4a).

 

Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее; венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук, источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью; луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют             --Псалом 64:10-14

 

(6) Славословие Богу. Наконец, всенародные благодарственные псалмы, как правило, содержат славословие, обещание воздать Богу хвалу или призыв к прославлению Его имени (Пс. 64:14в; 65:4-5, 21; 106:1-3, 8, 15, 21, 31-32, 43; 117:1-4, 17, 19, 21, 28-29).

 

Долины покрываются хлебом, восклицают и поют.

                                                --Псалом 64:14в

 

 

ХВАЛЕБНЫЕ ПСАЛМЫ

 

Эта категория псалмов выражает хвалу Богу за Его качества, в частности, за Его величие пред лицом всей земли и пред лицом Его народа. Бог достоин хвалы как Создатель вселенной (Пс. 8, 18, 103, 148). Бог достоин хвалы как защитник, непрестанно пекущийся о Своем народе (Пс. 65, 99, 110, 113, 149). Бог достоин хвалы как Владыка истории и Управитель времен (Пс. 32, 102, 112, 116, 144-146).

 

a. Псалмы, восхваляющие Бога как Создателя. В них псалмопевец прославляет Бога за изумительное по своему великолепию сотворение всего сущего. По праву творения весь мир принадлежит Ему; Бог создавал его в одиночку и потому пользуется неограниченной властью над ним (Пс. 8; 18a; 32, 103, 135).

 

(1) Хвала. Псалмопевец не мог удержаться от воспевания хвалы Богу. Поистине, Бог велик и достоин всякой славы.

 

Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! … Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!         --Псалом 8:2, 10

 

(2) Объяснение. Бог – Господин и Владыка над всем, от грудных младенцев до космических светил. Дела рук Его – а Им создано все, от небесных тел до человечества – побуждают нас славить Бога.

 

Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.                    

--Псалом 8:3-9

 

b. Псалмы, восхваляющие Бога как Заступника. Другие хвалебные псалмы величают имя Божье за то, как Он защищает народ Свой и заботиться о нем. Господь, избравший некоторых людей Себе во владение, никогда не оставит их в этом мире одних, без Своего заступничества (Пс. 65, 99, 110, 113, 149).

(1) Хвала. Эти псалмы начинаются с призыва ко всей земле придти и прославить Господа. Все человечество должно хвалить Бога повсюду.

 

Воскликните Господу, вся земля! Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием! … Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его…

--Псалом 99:1-2, 4

 

(2) Объяснение. Хвала принадлежит Богу уже потому, что Он – Бог. Он – пастырь Своего народа, защищающих их от всякого зла и заботящийся об их нуждах. Он верный и благой, Он любит народ Свой.

 

Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его. … Ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.                             --Псалом 99:3, 5

 

c. Псалмы, восхваляющие Бога как Самодержца. Некоторые псалмы прославляют Бога прежде всего за то, что Он управляет историей. Он участвует в людских делах и во всем вершит Свою державную волю (Пс. 32, 102, 112, 116, 144-147).

(1) Хвала. В первую очередь псалмы этой группы приглашают всех людей славить Бога и возносить Ему в песнях хвалу под аккомпанемент музыкальных инструментов.

 

Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием, ибо слово Господне право и все дела Его верны.         

--Псалом 32:1-4

(2) Объяснение. Бог достоин славы за то, что Он управляет народами. Его промыслу ничто помешать не в силах. Его воля уничтожает замыслы народов.

 

Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов. Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его - в род и род. Блажен народ, у которого Господь есть Бог, - племя, которое Он избрал в наследие Себе. С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их. Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею.       --Псалом 32:10-17

 

(3) Упование. Поскольку Бог управляет абсолютно всем, верующие могут во всем полагаться на Него. Им нет нужды бороться с трудностями в одиночку, они могут надеяться на Божью помощь.

Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их. Душа наша уповает на Господа: Он - помощь наша и защита наша; о Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали. Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя.

--Псалом 32:18-22

 

 

УЧИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ

 

Это псалмы назидательного характера, дающие практическое руководство в познании Божьей воли. Они указывают путь к праведному житию – путь Божий, или путь благочестия (Псалмы 1, 35, 36, 48, 72, 111, 126, 127, 133). Значительная часть Божьего наставления выражена в Торе, письменном Божьем законе (Пс. 1, 18, 118).

 

a. Премудростные (хокмические) псалмы. В них псалмопевец показывает, каким должно быть правильное отношение к жизни, сравнивая путь жизни и смерти, мудрость и глупость, путь праведности и путь беззакония  (Пс. 31; 33, 36; 48; 72; 111; 126; 127; 132).

(1) Увещания. Премудростные псалмы изобилуют многочисленными увещаниями, призывающими читателя поступать обдуманно и осмотрительно (Пс. 31:9; 33:12-15; 36:1, 3, 4, 5, 8; 48:17-20).

 

Псалом Давида. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие. … Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло.                                            --Псалом 36:1, 3-5, 8

 

(2) Притчи. Далее, премудростные псалмы содержат много притч, то есть сжатых, лаконичных утверждений, житейских афоризмов и мудрых изречений (Пс. 33:7-9; 36:1-2, 16, 21; 48:21; 126:2, 3; 132:1).

 

Ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.          --Псалом 36:2

 

(3) Сравнения. Для этих псалмов характерно также обилие сравнений, отмеченных союзными словами «как», «подобно». Нередко можно увидеть сравнения или аналогии с животным миром и природой. Впрочем, использование сравнений не ограничивается учительными псалмами (Пс. 31:9; 36:2, 6, 20, 35; 48:15, 21; 72:20; 126:4; 127:3; 132:2, 3).

 

Ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. … И выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. … А нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут. … Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву.

--Псалом 36:2, 6, 20, 35

 

(4) Антитезы. Далее, можно заметить, что в псалмах мудрости нередко противопоставляются два образа жизни: мудрый и неразумный, праведный и нечестивый (Пс. 33:15-16; 36:7, 9-22, 32-34, 37-38; 72:3-12, 13, 27-28; 126:1-2).

 

Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. … ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его. Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить [идущих] прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся. Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек: не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты; а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает, ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся. … Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его; но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим. Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь. … Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность [такого] человека есть мир; а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.                             

  --Псалом 36:7, 9-22, 32-34, 37-38

 

(5) Качества праведников. Кроме того, в этих псалмах перечислены многие качества праведников, следующих путем мудрости. Их честность и непорочность заслуживают внимания (Пс. 31:11; 36:21, 26, 30-31).

 

Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает. … Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет. … Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его  --Псалом 36:21, 26, 30-31

 

(6) Награда за праведность. Всех праведников, которые последуют  божественной мудрости, ожидают многие благословения. Великие блага будут дарованы им от Господа (Пс. 33:16, 18, 20; 36:6, 16, 17, 25, 29, 30-31, 39-40).

 

И выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. … Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. … Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба. … Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек. Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его. … От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби; и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.     

--Псалом 36:6, 16-17, 25, 29-31, 39-40

 

b. Псалмы о законе (торические). Еще один тип учительных псалмов – псалмы о законе, в которых основное внимание посвящено Торе – закону Моисееву. Главную часть Торы составляет закон, переданный израильтянам на горе Синай, - закон, который должен был управлять всеми аспектами жизни Израиля. Строго говоря, лишь три псалма могут быть названы в полном смысле этого слова торическими (Пс. 1, 18, 118). Другие псалмы, хотя и упоминают Тору, отвлекаются на другие темы (Пс. 17, 24, 32, 67, 77, 80, 88, 92, 93, 98, 102, 104, 110, 111, 146-147, 148) и поэтому торическими не считаются.

 

(1) Обещание блаженства. Псалмопевец утверждает, что Бог непременно благословит тех, кто поступает так, как записано в Законе (Пс. 1:1; 118:1-2)

 

Блажен муж…                    --Псалом 1:1a

 

(2) Антитезы. Как и в случае с псалмами мудрости, в псалмах о законе противопоставляются два пути: путь праведных и путь нечестивых (Пс. 1:1б-2, 4-6).

 

муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так - нечестивые; но они - как прах, возметаемый ветром. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.                                           --Псалом 1:1б-6

 

(3) Сравнения. Торические псалмы, как и хокмические, богаты прямыми сравнениями (распознаются по наличию союзных слов «как», «подобно» и т.п.). Нередко для сравнения берутся образы из природы, наглядно показывающие, каким будет человек, любящий закон Божий.

 

И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

--Псалом 1:3

 

 

ЦАРСКИЕ ПСАЛМЫ

 

В этой категории псалмов говорится либо о земном царе Израилевом – царе из династии Давида, либо о небесном Владыке Вселенной, Яхве. В них также предрекается будущее правление Христа над землей (Пс. 2, 17, 19, 20, 44, 46, 71, 88, 92, 94-98, 100, 109, 131, 143).

 

a. Псалмы о царе. Этот вид псалмов говорит о правлении израильского царя и о его многочисленных победах над враждебными силами, угрожавшими безопасности государства. Сам Бог возвел на израильский престол династию Давида, чтобы она правила справедливо и праведно. Кроме того, этот тип царских псалмов говорит о пришествии Мессии, величайшего из потомков Давида, который одержит окончательную победу там, где оступились и пали земные цари (Пс. 2, 17, 19, 20, 44, 71, 88, 100, 109, 131, 143).

 

(1) Враги царя. Израильский монарх сталкивался с оппозицией со стороны многих иностранных держав. Главный герой псалма – царь Израилев, помазанник Божий, наследник престола Давидова. В конечном итоге, эти псалмы прообразовательно говорят о Царе царей, Господе Иисусе Христе. Окружающие народы восстают против этого царя (Пс. 2:1-3).

 

Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".

  --Псалом 2:1-3

 

(2) Суверенное владычество Господа. Царские псалмы не только предупреждают о такой оппозиции со стороны язычников, но и свидетельствуют об абсолютной власти Бога над народами. Никакая сила не сможет помешать Божьим решениям. Небесному Царю бесполезно противиться! (Пс. 2:4-6; 17:2-4, 8-16, 46-51; 19:7; 44:7-10; 88:12-15, 18-38; 109:2-3, 5; 131:11-13; 143:3).

 

Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею.

   --Псалом 2:4-6

 

(3) Божья победа. Поскольку Бог – державный Владыка над всем, Ему принадлежит победа над всеми враждебными силами. Он же дает победу царям Израиля. Избавление приходит не от колесниц и коней, а от Самого Бога, поэтому и успех в управлении страной зависит от отношений с Богом. Отношения между Богом и царем Израилевым были столь тесными, что нередко приравнивались к отношениям между отцом и сыном. Псалмопевец словно бы предвкушает окончательную победу, которую Бог даст Своему единородному Сыну, Мессии (Пс. 2:7-9, 12; 17:17-46; 19:2-10; 20:3-13; 44:6; 71:12-15; 88:39-46; 120:3, 5-7; 131:13-18).

 

Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника". … Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

                                                                                         --Псалом 2:7-9, 12

 

(4) Славословие, наставления и молитва. В свете могущественного правления Божьего, псалмопевец призывает все народы уповать на Господа. Все нации, и в первую очередь, их правители, должны оставить всякое стремление обрести независимость от Бога и покориться единому истинному Богу, Яхве (Пс. 2:10б-12; 17:44-51; 19:2-6, 8-10; 20:2-14; 44:2-5, 11-18; 71:1-10, 16-20; 88:2-11, 16-17, 47-53; 100:1-8; 131:1-10; 143:1-2, 5-15).

 

Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

--Псалом 2:10-12

 

b. Псалмы на воцарение. Псалмы на воцарение подчеркивают Божье владычество над всем творением. Земной царь вступал на престол Израилев, но он был лишь представителем Царя более великого и славного – Яхве, владыки небес. В свете неоднократных неудач царей из династии Давида, необходимо было напомнить народу Божьему, что над всем по-прежнему царствует Господь, и Его правление всегда успешно. Он отпускает справедливый суд над всем миром (Пс. 46, 92, 94, 95, 96, 97, 98).

 

(1) Господь царствует. Эти псалмы характеризуются повторяющимся рефреном «Господь царствует». Этот возглас – по сути, заявление об абсолютной, никем не оспариваемой власти Бога над всеми народами и странами. Несмотря на неудачи земных царей и довольно шаткую оборону Израиля, Господь царствует (Пс. 46:9; 92:1; 95:10; 96:1; 98:1).

 

Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан.

--Псалом 92:1a, б

 

(2) Владычество Божье над творением. Бог не стоит в стороне от Своего творения, а постоянно, каждую минуту управляет им. Он – Господин над всей землей, единственный Творец и Правитель над всем. Все творение подчиняется теократическому контролю (Пс. 92:1в; 94:4-6; 95:1-5, 10-13; 96:6, 9; 97:7-9)

 

Потому вселенная тверда, не подвигнется.                                             --Псалом 92:1в

 

(3) Предвечное владычество Божье. Поскольку Бог существовал до появления мира, Его владычество – предвечно. Престол Его всемогущества предшествовал любым земным царствам (Пс. 92:2).

 

Престол Твой утвержден искони: Ты - от века.                                           --Псалом 92:2

 

(4) Владычество Божье над язычниками. Бог правит над всеми народами. Он определяет времена и сроки, от Него – судьба будущего. Даже языческие правители, временами угнетавшие народ Израильский, служили Его вечным целям. Никто не в силах помешать Его суверенному промыслу (Пс. 46:3-4, 8-10; 92:3-4; 95:1, 3, 9; 96:1, 5-7; 97:2-9; 98:1-3).

 

Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.                                      --Псалом 92:3-4

 

(5) Владычество Бога над Своим народом. Кроме того, Господь в абсолютной святости царствует над Израилем, избранным народом Своим, посредством Своего Слова. Его постановления, отраженные в Священном Писании, ведут людей к святости, накладывая на весь дом Божий отпечаток Его характера (Пс. 46:5; 92:5; 94:6-11; 95:9; 96:12; 97:1, 3; 98:3, 5, 9).

 

Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.

                                                            --Псалом 92:5

 

 

ПСАЛМЫ ОТМЩЕНИЯ

 

Мотивированные жгучей ревностью по славе Божьей, эти подчас даже вызывающие псалмы призывают Божий гнев и суд на врагов псалмопевца – и Божьих. Автор умоляет Господа наказать нечестивых и вступиться за него, ибо он вершит среди гонителей Божий труд (Псалмы 7, 34, 39, 54, 57-58, 68, 78, 108, 136, 138, 143).

 

a. Индивидуальные псалмы отмщения. В этих исполненных праведного негодования песнях автор просит Господа свершить божественный суд над его противниками. Нечестивые ищут причинить ему зло, и потому он просит Бога совершить над ними справедливое возмездие (Пс. 34, 54, 58, 78, 108).

 

(1) Мольба о помощи. Со всех сторон окруженный врагами, псалмопевец умоляет о скором вмешательстве со стороны Господа. Он просит, чтобы Бог принял его сторону и наказал неприятелей (Пс. 34:1-3, 19-25; 54:2-4, 17-22; 58:2-5; 68:2-4, 14-16, 19, 30; 78:1-5, 8-9; 108:1-5, 26-29).

 

Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною; возьми щит и латы и восстань на помощь мне; обнажи мечь и прегради [путь] преследующим меня; скажи душе моей: "Я - спасение твое!" … Чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно; ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы; расширяют на меня уста свои; говорят: "хорошо! хорошо! видел глаз наш". Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня. Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой! Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною; да не говорят в сердце своем: "хорошо! по душе нашей!" Да не говорят: "мы поглотили его".

                              --Псалом 34:1-3, 19-25

 

(2) Просьба об отмщении. Характерный момент, задающий тон целому псалму, – это просьба о том, чтобы Бог совершил над врагами суд (Пс. 34:4-8; 54:10-12; 58:6-9, 13-16; 68:23-29; 78:6-7, 10-12; 108:6-20).

 

Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло; да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет [их]; да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их, ибо они без вины скрыли для меня яму - сеть свою, без вины выкопали [ее] для души моей. Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл [для меня], да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.                             --Псалом 34:4-8

 

(3) Обещание хвалы. Далее псалмопевец обещает прославлять Бога, Который, в Свою очередь, непременно услышит его мольбу о помощи (Пс. 34:9-10, 18, 27-28).

&nb


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.195 с.