Какое значение имеет заголовок для понимания данного псалма? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Какое значение имеет заголовок для понимания данного псалма?

2023-02-03 22
Какое значение имеет заголовок для понимания данного псалма? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Более трех четвертей всех псалмов, а если говорить точнее, сто шестнадцать, имеют надписания – редакторские заметки в начале псалма, проливающие свет на его исторический контекст или помогающие исполнять его более искусно. Все такие заголовки, за исключением тридцати четырех, были добавлены после написания самих псалмов и предназначались для того, чтобы облегчить дирижеру или певцам понимать и исполнять эти песни. Хотя надписания не относятся к оригинальному тексту, они считаются точными и надежными.[27] В этих редакторских пометах можно найти информацию такого рода:

 

 

Шаг №1: узнайте об авторе

 

У большинства библейских книг есть по одному автору, и лишь некоторые (например, книга Притчей) принадлежат перу нескольких человек. Псалтырь – одна из немногих книг, написанных большим коллективом. Ее писали несколько авторов, и потому она несет в себе обобщенный жизненный опыт многих людей. Знание о том, кто написал изучаемый псалом, окажет неоценимую помощь для его понимания. Кто автор псалма? Каким он был человеком? Важно познакомиться со всем «авторским коллективом»:

1. Давид, второй царь и «сладкий певец» Израиля (2 Цар. 23:1) – несомненно, главный автор псалмов. Ему принадлежат 75 из 150 псалмов, то есть ровно половину (3-9:21; 10-31; 33-40; 50-64; 67-69; 85; 100; 102; 107-109; 121; 123; 130; 132; 137-144; кроме того, Деян. 4:25 приписывают Давиду авторство 2 Псалма, а Евр. 4:7 – Псалма 95).[28]

 

2. Асаф, священник, руководивший богослужебным порядком древнего Израиля, написал 12 псалмов (Псалмы 49, 72-82).

3. Сынам Кореевым, группе певцов и композиторов, приписывают авторство 10 псалмов (Псалмы 41, 43-489, 83-84, 86). 

 

4. Соломону, сыну царя Давида, третьему царю над Израилем, принадлежат 2 псалма (Псалмы 71, 126).

 

5. Моисей, пророк и предводитель израильского народа времен исхода, написал один псалом (Псалом 89).

 

6. Еман, мудрец, музыкант, езрахит, один из сынов Кореевых и основатель левитского хора (2 Паралипоменон 5:12; 35:15), написал один псалом (Псалом 87).

7. Ефан, мудрец, езрахит, вероятно, певец из колена Левиина (1 Паралипоменон 6:42; 15:17, 19), написал один псалом (Псалом 88).

 

8. Анонимным авторам принадлежат оставшиеся 48 псалмов.

 

9. Ездра, книжник и священник израильский, считается автором по крайней мере некоторых из безымянных псалмов (в частности, псалма 118).

 

 

Авторы псалмов
Давид
Асаф
Сыны Кореевы
Соломон
Моисей
Еман
Ефан
Анонимные авторы
Ездра?

 

 

Шаг №2: обратите внимание на историческую подоплеку псалма

 

Многие заголовки сообщают дополнительную информацию об авторе и обстоятельствах написания псалма, что чрезвычайно полезно для его толкования и применения. Тринадцать псалмов привязываются к определенным ситуациям в жизни Давида (Пс. 3, 7, 17, 33, 50, 51, 53, 55, 56, 58, 59, 62, 141). Поэтому обязательно нужно освежить в памяти и подробнее изучить его жизнь, читая и перечитывая историю его правления над Израилем (1 Цар. 16-31; 2 Цар. 1:24; 1 Пар. 1-29). Когда был написан псалом? По какому случаю? Итак, чрезвычайно важно узнать об обстоятельствах, побудивших автора к написанию данного псалма. Эта и другая историческая информация приводится в заголовках многих псалмов Давида. Один из них (Пс. 29) был написан по случаю освящения храма, а может быть, предназначался для литургии освящения вообще. Следующие псалмы связаны с важными событиями в жизни Давида:

· Псалом 3      Когда Давида бежал от своего сына Авессалома (2 Цар. 15:13-17).

· Псалом 7       По делу Хуса вениамитянина (2 Цар. 16:5; 19:16).

· Псалом 17     В день, когда Господь избавил Давида от рук всех врагов его и от руки Саула (2 Цар. 22:1-51).

· Псалом 29     На посвящение дома Давидова (2 Цар. 5:11, 12; 6:17).

· Псалом 33     Когда Давид притворился безумным пред Авимелехом (1 Цар. 21:10-15).

· Псалом 50     Когда Нафан обличил Давида в грехе с Вирсавией (2 Цар. 12:1-14).

· Псалом 51     Когда Доик идумеянин донес Саулу о приходе Давида (1 Цар. 22:9, 10)

· Псалом 53     Когда Зифеи сказали Саулу о Давиде (1 Цар. 23:19).

· Псалом 55     Когда Давид был схвачен в Гефе филистимлянами (1 Цар. 21:10, 11).

· Псалом 56     Когда Давид прятался от Саула в пещере (1 Цар. 22:1; 24:3).

· Псалом 58     Когда Саул послал стеречь дом Давида, чтобы умертвить его (1 Цар. 19:11).

· Псалом 59     Когда Давид воевал с Месопотамией и Сирией (2 Цар. 8:3, 13).

· Псалом 62     Когда Давид был в пустыне иудейской (1 Цар. 23:14 или 2 Цар. 15:23-28).

· Псалом 141   Когда Давид был в пещере (1 Цар. 22:1; 24:3)

 

 

Шаг №3: учтите музыкальные нюансы

 

Некоторые заголовки содержат указания о том, как псалом должен был исполняться, очевидно, предназначавшиеся для дирижера. Указанием музыкальных нюансов сопровождаются 55 псалмов. Скорее всего, эти псалмы исполнялись во время особых церемоний.

 

1. На струнных орудиях. Исполнение некоторых псалмов (Пс. 4, 6, 53, 65, 60, 66, 75) сопровождалось игрой на двух известных в то время в Израиле струнных инструментах: на псалтыри (т.е. цитре) и гуслях (т.е. лире).

 

2. На духовых орудиях. Такое предписание мы находим только у 5 Псалма. Хотя значение использованного здесь еврейского слова не вполне ясно, скорее всего, речь идет о флейте (1 Цар. 10:5; 3 Цар. 1:40; Ис. 30:29). Если имеется в виду вавилонская флейта, то псалом должен был быть печальным.

 

3. На восьмиструнном (шеминит). Слово «шеминит», что с еврейского переводится как «восемь», встречается в заголовках 6 и 11 Псалмов (cр. 1 Пар. 15:21). Оно может указывать на манеру пения или музыкального сопровождения или, возможно, на восьмиструнный музыкальный инструмент.

 

4. На гефском орудии (гиттит). Слово «гиттит» встречается в заголовках 8, 80 и 83 Псалмов. Значение его точно не определено, хотя некоторые полагают, что оно может относиться к гефской лире, гефской праздничной песне или обозначать какой-либо музыкальный нюанс.

 

5. Села́. Слово «села́» встречается в псалмах семьдесят один раз, особенно часто – в первых трех книгах. Скорее всего, оно служило знаком паузы или обозначало другой нюанс, хотя точное значение остается неизвестным [в русском синодальном переводе оно попросту опущено – прим. перев.]. 

 

6. По смерти сына (алмут лаббен). Начало 9 Псалма (в еврейской Библии стихи 2-21 представляют собой отдельный псалом – прим. перев.) должно было исполняться на мелодию «По смерти сына». Алмут могло быть разновидностью «аламот» (Псалом 45; в переводах с Септуагинты – «аламоф», прим. перев.). Слово аламот в еврейском языке родственно слову «девушки» (cр. алма, Ис. 7:14) и могло обозначать женский хор или женскую музыкальную группу с тамбуринами (67:26).

 

7. При появлении зари. На мелодию с таким названием должен был исполняться 21 Псалом.

 

8. Шошанним (лилии). На эту мелодию пелись Псалмы 59 и 79. То же самое слово, но в другой форме, встречается в Псалмах 44, 68 и 79. Мелодия неизвестна, но, скорее всего, это была пастораль.

 

9. О голубице, безмолвствующей в удалении. На такую мелодию исполнялся 55 Псалом.

 

10. Не погуби. Псалмы 56, 57, 58 и 84 должны были исполняться на мелодию с таким названием.

 

 

Шаг №4: определите принадлежность псалма к литературной категории

 

Некоторые слова в заголовке могут указывать на то, к какому музыкальному или литературному жанру относится данный псалом.

 

1. Псалом. Пятьдесят семь надписаний включают слово «псалом» (мизмор), означающее песню, исполняемую в сопровождении музыкальных инструментов (Пс. 3-6, 8-9, 11-12, 14, 18-23, 28-30, 37-40, 46-50, 61-67, 72, 74-76, 78-79, 81-84, 86-87, 91, 97, 99-100, 107-109, 138-140, 142). Корень (з-м-р) нередко используется для обозначения песен с музыкальным сопровождением (Пс. 32:2; 70:22; 97:5; 146:7; 149:3) или славословий под музыкальный аккомпанемент (Пс. 29:13; 46:7-8; 67:5, 33).

 

2. Шиггайон (плачевная песнь). Это слово встречается только в 7 Псалме и может быть либо музыкальным термином, либо обозначением литературного жанра. К примеру, многие полагают, что «шиггайон» указывает на плачевный тон песни. Точное значение слова неизвестно.

 

3. Миктам (песнь). Это наименование встречается в заголовках шести псалмов (Пс. 15, 55-59) и может означать частную молитву, эпиграмму или праздничную песню. Опять же, точное значение неизвестно.

 

4. Маскил (учение). Под таким заголовком стоят тринадцать псалмов (Пс. 31, 41, 43-44, 51-54, 73, 77, 87-88, 141). Судя по корню (с-к-л, «быть мудрым, наставлять»), скорее всего, этим термином обозначены дидактические псалмы (cр. 31:8).

 

5. Песнь. Такой заголовок (евр. шир) встречается более тридцати раз (Пс. 29, 44-45, 47, 64-68, 74-75, 82, 86-87, 91, 107, 119-133) и обозначает, как правило, пение под аккомпанемент (1 Пар. 6:31-32). Иногда шир сочетается с другими названиями, например: «Песнь. Псалом» (Пс. 47, 65, 82, 87, 107), «Псалом. Песнь» (Пс. 29, 64, 66-67, 74-75, 86, 91), «Песнь любви» (Пс. 44) или «Псалом, сынов Кореевых. … Учение (маскил) Емана Езрахита» (Пс. 87).

 

6. Хвала (хвалебная песнь). Такое надписание (евр. техилла) встречается только в Псалме 144. Это слово происходит от того же корня (х-л-л), что и слово «аллилуйя» (славьте Ях[ве]).

 

7. В воспоминание. Слово лехазкир означает «чтобы помнить» [инфинитив с предлогом ле, встречается в 37 и 69 Псалмах – прим. перев.]. По-видимому, подразумевается усердная молитва псалмопевца о том, чтобы Господь вспомнил о его бедственном положении.

 

8. Для изучения. Такой заголовок указывает на цель псалма и встречается только в Пс. 59. Очевидно, эта песня должна была научить воинственных подчиненных Давида относиться друг ко другу правильно.

 

9. На день субботний. Эта фраза предполагает, что Псалом 91 (а встречается она только в нем) имел особое отношение к субботе.

 

10. Псалом хвалебный. Такое надписание мы находим только в 99 Псалме, призывающем восхвалять имя Божье.

 

11. Молитва. Такой заголовок в Псалме 89 указывает на то, что эта песня играла особую роль в молитве к Господу.

 

 

 

 


В заголовках псалмов

обратить внимание на:

Шаг №1 – автора

Шаг №2 – историческую

Подоплеку

Шаг №3 – музыкальные нюансы

Шаг №4 – литературный жанр

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.