Организация финансирования национального движения — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация финансирования национального движения

2023-02-03 19
Организация финансирования национального движения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Гитлер затронул и вопрос финансирования национал‑социалистического движения. Это тоже фундаментальный вопрос.

В среде современных русских патриотов и националистов господствует своеобразный комплекс неполноценности в отношении финансовой состоятельности организации. Большинство считает, что мы обречены на нищету потому, что все деньги сосредоточены у евреев и космополитов, а политикой заработать деньги невозможно. Когда разговор заходит о Гитлере, то все твёрдо убеждены, что его финансировали немецкие национальные деловые круги. Распространена даже совершенно смехотворная идея, будто Гитлер был подставной фигурой евреев и масонов и ими скрытно финансировался. Для оправдания этого парадоксального тезиса придумывают замысловатые теории. На самом же деле всё объясняется хронической уверенностью, что зарабатывание денег и политика вещи несовместимые. Некоторые лидеры националистических организаций прямо говорят, что их дело тратить деньги, а не зарабатывать их. При таком подходе и таком настрое ясно, что вся финансовая деятельность на всех уровнях сводится к выпрашиванию денег у каких‑то предпринимателей или зарубежных спонсоров. От искусства выпросить деньги и ставится перспектива существования организации.

Надо сказать твёрдо: с этой практикой необходимо покончить навсегда!

Подобная установка имеет три главных недостатка.

Во‑первых, попрошайничеством действительно много денег не соберёшь. Это может быть дополнительный источник финансов, но когда он становится основным и единственным, то рано или поздно даже добросовестные спонсоры начинают прятаться или вежливо отказывать. Большинство же отказывает в грубой форме, что травмирует психику просящего.

Во‑вторых, получая деньги спонсоров, организация объективно попадает к ним в зависимость, а иногда, речь может идти просто о компрометации всего движения. Например, нетрудно представить, что националистической организации передаются через подставные организации еврейские деньги, а затем эта информация публикуется в газетах, что сразу компрометирует либо всю организации, либо её руководство в глазах сторонников и союзников. Таких ситуаций бесчисленное множество. Кстати, так и происходит в реальности. Например, роскошная организация учредительного съезда Российского общенародного движения (РОД) в 1997 году сразу же вызвала толки о финансировании движения евреями или американцами. Мол, откуда могут быть такие деньги?

В‑третьих, (и это самое главное) постоянно получая деньги спонсоров, организация и её руководство увеличивает внутренний комплекс неполноценности. И руководители и рядовые члены движения начинают сами верить, что мы, русские, неспособны сами заработать деньги, а грамотная организация бизнеса – удел евреев или кавказцев. Если эта идея укоренится окончательно, национал‑социалистическое движение обречено, потому, что ещё, не начав борьбы, оно уже психологически проиграло её противнику.

Нет! Наш путь обретения финансовой самостоятельности совсем иной. Гитлер прямо указывает нам направление и образ действий. Движение должно САМО и ТОЛЬКО САМО зарабатывать себе финансовые средства, а сделать это можно только, построив параллельно политической организации коммерческую структуру, причём на тех же принципах, что и политическое движение, т. е. на основе обеспечения коммерческим предприятиям полной свободы действий в сочетании с жесточайшей личной ответственностью руководителей за результаты порученного дела. И не надо говорить, что это невозможно. Всё это только вопрос грамотной организации. Можно привести и наглядные примеры. Например, Русское национальное единство (РНЕ) А.П.Баркашова на базе партийных военизированных формирований развернуло обширную сеть охранных структур, которые исправно зарабатывают деньги для организации. Но не только зарабатывают, а, занимаясь охранной деятельностью в форме РНЕ, ведут одновременно активную пропагандистскую работу, но кроме того, под “крышей” охранных агентств имеют возможность легально проводить военную подготовку молодёжи и легально получать разрешения на оружие. И пусть недоброжелатели смеются, называя всё это вырождением движения в сеть охранных структур. Благодаря этому движение крепнет и набирает силы.

Жириновский же довёл идею самостоятельного зарабатывания денег до некой крайности, занимаясь продажей депутатских мандатов и должностей помощников депутатов фракции ЛДПР за большие деньги. Мы должны сказать, что хотя это и выглядит мерзко и дискредитирует его партию, но всё же лучше, чем бездарное хождение с протянутой рукой по кабинетам разных коммерческих структур, что ещё более постыдно.

Отдельный разговор о партийных газетах. Здесь патриоты и националисты просто довели ситуацию до абсурда. Если Гитлер считал, что его “Фёлькише Беобахтер” имело до прихода нового руководства почтенное содержание и только коммерчески была совершенно несостоятельна, то абсолютное большинство наших национал‑патриотических газет не только коммерчески несостоятельны, но их можно читать только как средство борьбы с тяжёлой бессонницей. Степень же их коммерческой несостоятельности такова, что зачастую у издателей хватает сил выпустить максимум 1–2 номера, после чего издание тихо и бесславно умирает.

Почему это происходит? А всё очень просто. Издатели в состоянии выдумать только два варианта распространения газеты: её бесплатная раздача или продажа на улицах. Причём в силу крайней политизированности и предельной скуки материалов и тот и другой вариант обречены на неудачу. Бесплатные газеты не удаётся всучить даже задаром, а платные расходятся только среди своих же немногочисленных сторонников, агитируя тех, кто уже и так сагитирован до конца жизни. С коммерческой же точки зрения даже “раскрученная” газета “Завтра” требует постоянных дотаций. Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно. Как говорил Гитлер, заставлять добропорядочных патриотов расплачиваться за ошибки издателей просто неприлично.

Причина такого положения в том, что изданием газет занимаются профессионально безграмотные люди, единственное достоинство которых их патриотические и национальные “убеждения”. Всё точно по Гитлеру.

А как же надо делать, спросит читатель? А всё очень просто. Сугубо политические газеты должны издаваться малыми тиражами только для сторонников движения и распространяться по подписке. Соратников надлежит обязать подписаться на такие издания, рассматривая подписку как форму добровольных взносов в организацию. Цель такой газеты – информировать членов партии об изменении текущего курса, о трактовке партией тех или иных событий, о содержании программных документов. Всё. Такая газета, распространяемая по подписке, будет экономически рентабельна.

Газета же для массового читателя, рассчитанная на привлечение новых сторонников и постепенное изменение господствующих политических взглядов населения, должна быть внешне совершенно неполитической . Её надо и регистрировать как полуразвлекательную и наполнять материалами, не вызывающими реакцию отторжения у читателя. А вот в скрытой форме буквально в каждом материале должна подаваться порция пропаганды. Здесь нам может послужить и пресловутый постмодернизм. Все действия демократических властей и сами идеи демократии должны ненавязчиво высмеиваться из номера в номер, из статьи в статью. Америка и весь Запад должны выставляться в их истинном свете – как общество надутых и смешных самодовольных баранов, жующих и чавкающих подсовываемую им жвачку. Такая подача материала, исключающая назидательность, серьёзность и надрывные причитания, неизбежно будет читаться с удовольствием и постепенно будет формировать устойчивую реакцию отторжения и отвращения на всю систему лживых буржуазных ценностей и добродетелей. Сарказм и смех – вот наше главное оружие в пропагандистской борьбе.

Далее. Сам подбор материалов должен удовлетворять читателя любого возраста, любого образования и любых увлечений. Должна быть страничка экономики, где даются полезные советы типа: где дешевле поменять валюту на рубли, где выгодней купить товары повседневного спроса, куда можно, а куда нельзя вкладывать деньги и т. д. Должна быть страничка для садовода и огородника, каковыми в Москве являются 95 % населения. Должна быть страничка русских комиксов, страничка юмора, кроссворды, музыкальная страничка типа “Звуковой дорожки” в “Московском комсомольце”, страничка семейных проблем, православная страница и т. д. И все материалы или почти все должны иметь скрытый подтекст, скрытый намёк, скрытую насмешку в адрес существующей власти, демократии и всего западного образа жизни, буржуазных ценностей.

Такую газету БУДУТ читать и покупать за деньги, а не в виде одолжения.

Но это не всё! Стоит подумать и насчёт изменения самой системы распространения, отличающейся от примитивной, в лоб, продажи в газетных киосках. Например, непаханое поле – распространение в электричках. Там люди едут на дачи и домой с работы. Там именно наш контингент – рабочие, крестьяне, низкооплачиваемая интеллигенция. Там не ездит новых русских, там почти нет евреев и ожидовленной интеллигенции – те предпочитают авто. Зато люди едут долго и делать нечего. Они охотно купят и охотно прочтут вашу весёлую газету.

Другой способ распространения: впечатывание в газету талона, дающего право на покупку продуктов повседневного спроса с большой скидкой в специальной сети магазинов или рыночных контейнеров. Кто откажется купить пачку макарон не за 3500, а за 2500 рублей или бутылку подсолнечного масла не за 7500, а за 6500. Попробовав раз, они не просто купят следующий номер, а подпишутся на вашу газету на год.

Есть немало и других нестандартных форм распространения, которые не только делают газету рентабельной, но и позволяют получать солидную прибыль и расширять издание из месяца в месяц, из года в год.

Теперь о телевидении. Сейчас это недостижимая мечта. Националисты мечтают о телевидении только после прихода к власти. Но мечта может стать явью и до прихода к власти. Не скажу, что это совсем просто, но возможно.

Во‑первых, есть кабельные студии, взять которые под контроль совсем не сложно и не дорого. А 3–4 кабельные студии способны обработать сотни тысяч реципиентов, как обзывают простых граждан специалисты по пропаганде.

Во‑вторых, если вы придёте скажем на ОРТ или НТВ и скажете, что вы члены Русского национального единства и хотите сделать свою политическую программу, то исход такой попытки нетрудно предсказать, причём, если бы даже случилось чудо и вам предоставили эфир, чисто политическую программу мало кто захотел бы смотреть. Но вы можете придти на то же ОРТ или ТВЦентр или ТВ‑6 или 31‑ый канал, представиться группой молодых журналистов, сказать, что у вас есть оригинальная идея новой передачи (идея естественно должна действительно быть) и есть небольшие деньги на начало проекта (скажем, US$ 20000) и добиться создания новой программы, разумеется, совершенно неполитической, а развлекательной. А потом тихо, но настойчиво продвигать в эфир так же изящно замаскированные сюжеты, постепенно внедряющие в сознание, а лучше в подсознание зрителя определённые идеи и ценностные установки.

Кому‑то этот путь кажется слишком долгим и тяжёлым. Кто‑то хочет всё и сразу. А у кого‑то просто нет ни идеи передачи, ни 20000 долларов. Ну что ж, как говаривал король Лир у Шекспира: “Из ничего и выйдет ничего!”. А если организация готова к длительной, трудной и упорной борьбе за новые идеалы, если она не витает в эмпиреях, а ходит по твёрдой земле и не ждёт милостей от природы, а тем более от либерального общества, тогда, я думаю, задача вполне по плечу. Будут и неудачи и поражения и ошибки. Мы набьём себе немало шишек на путях практического воплощения этих идей, но всё равно победим, если будем придерживаться советов, данных нам из далёкого 1923 года: а) поручать дело тем, кто умеет что‑то практически делать, а не просто “убеждённым соратникам”; б) давать исполнителям максимум свободы и инициативы при одновременном жёстком контроле; в) широкие права должны сочетаться с полной и жёсткой ответственностью за конечные результаты; г) строжайше должны быть разделены политическое и коммерческое руководство.

Одно должно быть ясно. Зарабатывать деньги партия или движение должно САМО. Путь политического попрошайничества – тупиковый путь. Единственная возможность – создавать систему партийных предприятий, каждое из которых должно давать прибыль, а не расходовать партийные средства. Управляющие партийными предприятиями должны получать справедливые проценты от прибыли в дополнение к зарплате. Любые партийные предприятия должны функционировать как обычные коммерческие предприятия, только владельцем их должна быть партия, а управленцы – наёмными сотрудниками. Большинство таких предприятий не должно до поры до времени рекламировать тот факт, что они являются структурами национал‑социалистов. Они зарегистрированы на частных лиц и никогда открыто не показывают своей ангажированности. Какие это предприятия? Прежде всего типографии и издательства, газеты и журналы, студии кабельного телевидения. Следующий шаг – попытка внедриться на центральные телевизионные каналы, не рекламируя свою ориентацию и привлекая людей, никак не замеченных в связях с партией. Далее. Охранные агентства и структуры. При регистрации связи с партией не раскрываются, а когда организация встала на ноги, можно открыто использовать в качестве сотрудников членов партийных военизированных формирований, одновременно получая для каждого из них лицензию на оружие. В дальнейшем охрану объектов ведут сотрудники в форме с партийной символикой. Далее. Производственная деятельность. Организация фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Вспомним опыт, накопленный в этом деле НПФ “Память”. Для работы привлекать местных сельских жителей. Для сбыта продукции организуются торговые точки в городе, прежде всего на оптовых рынках, под прикрытием собственных партийных охранных структур. Как только сеть сбытовых точек становится достаточно большой, начинается и оптовая торговля продуктами уже не собственного производства. По мере развития сбытовой сети можно пойти ещё дальше: создать на её базе сеть по отовариванию льготных талонов, помещённых в газеты. Тем самым структура приобретает системный характер. Одни структурные подразделения поддерживают создание и развитие других структурных подразделений. Далее. Дальнейшее углубление производственной структуры. Открытие цехов по производству, например, макарон. Чем хорош этот товар? Во‑первых, он высоколиквидный, во‑вторых, продаётся фасованным, а на упаковке можно писать всё что угодно. Фактически вы производите и товар и делаете бесплатную массовую рекламу организации. Представьте себе макароны с надписью “Русская помощь” и с эмблемой РНЕ на упаковке, продающиеся по пониженной цене, но только русским. Причём для такого производства совершенно не нужно закупать дорогостоящее оборудование, по крайней мере на первом этапе. Всё делается очень просто. У производителя в глубинке, например, в Саратове покупаются нефасованные макароны в гофромешках, привозятся в Москву и фасуются на чужом оборудовании в полипропилен с заданным дизайном этикетки. Кто будет сомневаться в возможности такого производства, пусть вспомнит историю с водкой “Жириновский”, которая производилась именно таким способом, а теперь успешно завоевала свою нишу на рынке. Она стабильно присутствует у большинства оптовых торговцев алкоголем и успешно продаётся, принося ЛДПР немалые прибыли. Вспомним опыт корпорации “Довгань”, которая, практически почти не закупая оборудования, на чужих мощностях успешно производит широчайший спектр продуктов повседневного спроса под своей торговой маркой. Кстати вслед за макаронами, точно также можно начать производство кваса с торговой маркой “Русская помощь” и т. д. и т. п.

По мере роста партийных предприятий появляется необходимость в собственном банке, где могли бы “прокручиваться” временно свободные средства. Банк точно также регистрируется не на партию, а на частных лиц или группу совершенно аполитичных фирм, затем тихо раскручивается, а затем начинает более или менее открытую деятельность, а может так всегда и существовать в замаскированной форме.

Следующий этап – переход к производству относительно высокотехнологичных изделий, например, телефонов с определителем номера, приставок к телевизору, подавляющих рекламные вставки, средств самозащиты, типа электрошоков, аппаратуры для прослушивания и разведки и т. д.

Наконец, прекрасный способ заработка – строительство дач и коттеджей. Для организации этой работы не требуется почти ничего, кроме квалифицированных строителей и небольших предпринимательских навыков. Зато доходы весьма высоки и рынок этот ликвиден на длительную перспективу.

В общем можно придумать и организовать ещё немало областей, которые без особых усилий, без значительных исходных финансовых вложений и без наличия сверхвысококвалифицированных кадров способны обеспечить партии постоянный приток средств и занять хорошо оплачиваемой работой безработных членов движения.

Кстати мы забыли ещё об одном. Сейчас довольно просто стать провайдером сети “Internet” и тем самым не только зарабатывать деньги, но и приобрести мощное средство массовой информации с большими перспективами, причём позволяющее осуществлять вброс информации о себе не только внутри страны, но и на Запад, что крайне важно для проведения разных пропагандистских акций т. н. “обратного действия”, когда информация первоначально вбрасывается на Запад, раздувается скандал, а затем на обратной волне информация врывается в Россию, уже исходя от западных агентств.

Надо сказать, что главная проблема в организации достаточно мощной сети партийных предприятий – это кадры. К сожалению, самым трагическим наследием коммунизма является формирование массовой общественной установки на личное и только личное обогащение. Огромные массы людей так устали от отсутствия элементарных материальных благ, от бесконечных бытовых неудобств и нехваток, что сейчас они просто не могут понимать бизнес иначе, чем работу на себя. Со временем такая установка изменится, но сейчас все хотят материальных благ, причем сразу всего и немедленно. В этих условиях трудно подобрать кадры управленцев, озабоченных благом всего движения, даже если их труд оплачивается достаточно высоко и включает проценты от прибыли. Поэтому при формировании сети партийных предприятий нужен, во‑первых, жёсткий контроль, во‑вторых, жёсточайшая личная ответственность руководителей, в‑третьих, правильное организация системы оплаты труда вообще и высших управленцев в особенности, и наконец, постоянное, целенаправленное внедрение в сознание персонала гитлеровского лозунга: “Общее благо – впереди личного!”, т. е. идеологическое обеспечение партийного предпринимательства. Кстати нелишне использовать и западное понятие “франчайзинга”, как предприятия работающего автоматически. Только тогда финансовое обеспечение партийного строительства будет поставлено на здоровую финансовую основу, и мы окончательно искореним свой комплекс неполноценности в финансовых вопросах.

 

7.5. Пропаганда – главное оружие борьбы!

 

Собственно о пропаганде мы много говорили в двух предыдущих подглавах, но вопрос этот настолько важен, что необходимо посвятить ему отдельный раздел. Послушаем, что думает по этому вопросу наш немецкий визави.

“Что такое пропаганда – цель или средство? Пропаганда есть средство и должна рассматриваться не иначе, как с точки зрения цели. Какая цель стояла перед нами? Мы вели борьбы за независимость нашего народа, за нашу будущность, за честь нации! Вопреки обратным утверждениям, честь нации есть нечто реально существующее. Народы, не желающие отстаивать свою честь, рано или поздно потеряют свою свободу и независимость, что, в конце концов, будет только справедливо, ибо дрянные поколения, лишённые чести, не заслуживают права пользоваться благами свободы. Кто хочет оставаться трусливым рабом, тот не может иметь чести, ибо из‑за неё ему неизбежно приходится входить в столкновения с теми или другими враждебными силами.  Немецкий народ вел борьбу за честь нации, и цель нашей пропаганды заключалась в том, чтобы поддержать эту борьбу.

Задача пропаганды заключается не в том, чтобы дать научное образование немногим отдельным индивидуумам, а в том, чтобы воздействовать на массу, сделать доступным её пониманию отдельные важные факты, события, необходимости, о которых масса до сих пор не имела и понятия. Всё искусство тут заключается в том, чтобы заставить массу поверить: такой‑то факт действительно существует, такая‑то необходимость действительно неизбежна, такой‑то вывод действительно правилен. Пропаганда должна воздействовать в большей мере на чувства и лишь в небольшой степени – на разум. Дело в том, чтобы приковать внимание массы к одной или нескольким крупным необходимостям, а не в том, чтобы дать научное обоснование для отдельных индивидуумов и так уже обладающих некоторой подготовкой.

Уровень пропаганды всегда должен исходить из меры понимания, свойственной самым отсталым индивидуума из числа тех, на кого она хочет воздействовать. Искусство пропаганды заключается в том, чтобы правильно понять чувственный мир широкой массы. Только так можно найти дорогу к сердцам миллионов.

Восприимчивость массы очень ограничена, круг её понимания узок, зато забывчивость очень велика. Уже по одному этому всякая пропаганда, если она хочет быть успешной, должна ограничиваться лишь немногими пунктами и излагать эти пункты кратко, ясно, понятно, в форме легко запоминаемых лозунгов, повторяя всё это до тех пор, пока уже не может быть никакого сомнения в том, что и самый отсталый из слушателей наверняка усвоил то, что мы хотели. Как только мы откажемся от этого принципа и попытаемся сделать нашу пропаганду многосторонней, влияние её сейчас же начнёт рассеиваться, ибо широкая масса не в состоянии будет ни переварить, ни запомнить весь материал. Результат будет ослаблен или вовсе потерян.

Задача пропаганды заключается не в том, чтобы скрупулёзно взвешивать, насколько справедливы позиции всех сторон, а в том, чтобы доказать собственную исключительную правоту. Тем более смешно пытаться искать объективную истину и доктринёрски излагать эту истину массам даже в тех случаях, когда это оказывается к выгоде противника. Ведь миллионы народа состоят не из дипломатов и профессиональных юристов. Народ не состоит из людей всегда способных здраво рассуждать. Народная масса состоит из людей, часто колеблющихся, из детей природы, легко склонных впадать в сомнения, переходить от одной крайности к другой. Как только мы допустили хоть тень сомнения в своей правоте, этим самым уже создан целый очаг сомнений и колебаний. Масса уже оказывается не в состоянии решить, где же кончается неправота противника и где начинается наша собственная неправота. Масса в этом случае становится недоверчивой, в особенности когда мы имеем дело с противником, отнюдь не повторяющим этой грубой ошибки, а систематически бьющим в одну точку.

Душа народа отличается во многих отношениях женственными чертами. Доводы трезвого рассудка на неё действуют меньше, нежели доводы чувства. Народные же чувства не сложны, они просты и однообразны. Тут нет места для особенно тонкой дифференциации. Народ говорит “да” или “нет”; он любит или ненавидит. Правда или ложь! Прав или не прав! Народ рассуждает прямолинейно. У него нет половинчатости.

Всякая пропаганда обязательно должна ограничиваться лишь немногими идеями, но зато повторять их бесконечно. Постоянство и настойчивость являются главной предпосылкой успеха, как впрочем и во многом остальном на этом свете. Ошибкой пропаганды является постоянное разнообразие тем и методов. Массы же в своей косности всегда нуждаются в значительном промежутке времени, раньше чем они даже только обратят внимание на тот или иной вопрос.

Подходя к массе с совершенно разных сторон, мы ни в коем случае не должны менять содержание своей пропаганды и каждый раз должны её подводить к одному и тому же выводу. Пропагандировать наш лозунг мы можем и должны с самых разных сторон. Освещать его правильность тоже можно по‑разному. Но итог всегда должен быть один и тот же, и лозунг неизменно должен повторяться в конце каждой речи, каждой статьи. Только в этом случае наша пропаганда будет оказывать действительно единообразное и дружное действие.

Успех всякой пропаганды заложен только в настойчивом, равномерном и длительном её применении.”

Гитлер возвращается к вопросам пропаганды и в других частях своей книги, но его интуиция в этих вопросах просто гениальна. Мне довелось профессионально заниматься теорией коммерческой рекламы, и могу сказать, что в коротких тезисах Гитлера поистине содержится квинтэссенция многотомных научных трактатов по теории рекламы и пропаганды. Ну а результат применения Гитлером своих рекомендаций просто невероятен. В кратчайший исторический период он сумел донести свои мысли буквально до всего немецкого народа и, более того, заставить один из культурнейших народов Европы беззаветно поверить всем положениям своей доктрины. Отчасти это, конечно, объяснялось правильностью самой доктрины и практическими успехами при её воплощении в жизнь, но немалую долю успеха можно отнести на счёт блестящего использования искусства пропаганды.

Глава VI гитлеровской книги называется: «Первая стадия нашей работы. Значение живой речи».

“Мы считали своей задачей выступить против Версальского договора с максимальной резкостью, дабы в мозгах всех запечатлелся тот факт, что мы одни являемся принципиально непримиримыми противниками этого договора. Мы знали, что придёт время, когда народ поймёт подлинно грабительскую сущность этого преступного договора во всей его наготе, и тогда народ вспомнит о том, что мы ему говорили и обретёт доверие к нашему движению.

Уже и тогда я доказывал своим товарищам, что если в крупных принципиальных вопросах всё общественное мнение в данный момент занимает неправильную позицию, то наша задача заключается в том, чтобы напролом выступить против неправильного мнения, не считаясь с соображениями популярности, не боясь того, что на нас набросятся с ненавистью. Я доказывал, что национал‑социалистическая партия должна быть не служанкой общественного мнения, а владыкой его. Партия не раб массы, а повелитель её!  

Когда наше движение ещё слабо, перед ним всегда возникает искушение в момент, когда сильному противнику удалось увлечь за собой всю народную массу по определённому фальшивому пути, найти некоторые соображения, якобы говорящие в пользу того, что на время можно и должно примкнуть к большинству и петь с ним в унисон. Человеческая трусость в этих случаях так усердно ищет соображений в пользу такой тактики, что всегда непременно найдутся аргументы, якобы говорящие в пользу необходимости поддержать преступное движение “под углом зрения наших собственных интересов”.

Я не раз попадал в такую обстановку, когда требовалась величайшая энергия, чтобы не дать ввергнуть наш корабль в пучину чужого потока и не допустить того, чтобы партия стала игрушкой в чужих руках. В этой обстановке совершенно необходимо железной рукой перестроить движение, чтобы спасти его от малейших уступок в направлении, которое привело бы нас к гибели. Произвести такую перестройку в обстановке, когда всё общественное мнение возбуждено в определённом направлении, являлось, конечно, делом не очень популярным, а иногда и связанным со смертельной опасностью для смельчака, взявшегося за эту задачу. В истории немало случаев, когда таких смельчаков забрасывали камнями за действия, которые у следующих поколений вызывали чувства величайшей признательности.

Великое движение должно строить планы только в расчёте на это последнее и не должно считаться с настроениями данной минуты. Конечно, в такие часы отдельному деятелю приходится трудненько, но он не должен забывать, что трудная минута пройдёт, а великое движение, желающее обновить весь мир, не имеет права считаться с настроениями данной минуты, а обязано думать о будущем.

Можно даже установить закон, в силу которого лишь те успехи были наиболее прочны и велики в истории, которые вначале встречали наименьшее понимание у толпы, ибо вначале данные новые предложения стояли в полном противоречии с пониманием массы, её желаниями и мнениями.

С первых же шагов нашей деятельности мы не заботились о благоволении массы и считали своим долгом выступать против того безумия, которое владело тогда нашим народом. Мне приходилось тогда выступать на собраниях перед людьми, верящими в идеалы прямо противоположные моим. Передо мной стояло 3000 человек, в моём распоряжении было только 2 часа, и я должен был переубедить  эту массу людей. Шаг за шагом я выбивал из‑под их ног фундамент их прежних верований, преодолевал я их внутреннее сопротивление и в конце приводил их на точку зрения нашего миросозерцания.

В течение короткого времени я изучил новое искусство брать быка за рога, заранее предугадать возражения противника и разбить их уже в ходе своей собственной речи. Мне не трудно было убедиться, что дискуссионные ораторы противного лагеря обыкновенно выступают с определённым “репертуаром”, повторяя одни и те же аргументы, явно выработанные так сказать, в централизованном порядке. На этих примерах я убеждался в том, с какой невероятной дисциплинированностью противник проводит свою пропаганду. Я и теперь горжусь тем, что мне удалось найти средства не только обезвредить эту пропаганду, но и повернуть оружие врага против него самого. Спустя года два я овладел этим искусством виртуозно.

Составляя план каждой речи, я старался заранее представить предполагаемые возражения, которые будут мне сделаны, и ставил своей задачей уже в ходе собственной речи разбить и опровергнуть эту аргументацию. Скоро я пришёл к выводу, что лучше всего все эти возможные возражения открыто привести в собственной речи и тут же доказать их неверность. Если перед вами честный слушатель, хотя и переполненный до краёв этими шаблонными возражениями, то вы именно таким способом изложения скорее всего привлечёте его на свою сторону. Как только в ходе вашей собственной речи вам удалось поколебать внушённую этому слушателю премудрость, так вы его уже наполовину завоевали, и во всяком случае он будет слушать вас всё более и более внимательно.

На первых наших собраниях все столы были завалены всевозможными листовками, газетами и брошюрами.

Но главное значение имело всё‑таки только устное слово. Одна только устная речь и способна производить коренной переворот в умах.  Для этого имеются достаточно важные психологические причины.

В первой части этой книги я уже показал, что главным фактором величайших мировых переворотов всегда была устная речь, а не печатное слово. Часть наших буржуазных мудрецов сочла необходимым выступить против этого с возражениями. На деле буржуазная интеллигенция протестует против этого моего взгляда только потому, что сама она абсолютно лишена дара устного воздействия на массу. Наша интеллигенция целиком отдаётся писательской деятельности. Агитаторская устная речь не её профессия. По мере того, как наша интеллигенция отучилась говорить с народом, она неизбежно теряла и в конце концов совершенно потеряла способность понимать психологию массы.

Оратор, выступающий перед народной массой, читает на лицах аудитории, насколько она понимает то, что он говорит, насколько она ему сочувствует. Аудитория тут же вносит известные поправки к тому, что говорит оратор. Между оратором и его слушателями всегда существует известный контакт. Ничего подобного не может сказать о себе писатель. Ведь он своих читателей по большей части никогда даже не видит. Уже по одному этому писатель неизбежно придаёт своим писаниям совершенно общую форму. Это неизбежно лишает печатное слово достаточной гибкости, достаточного понимания психологических нюансов. Блестящий оратор по правилу будет и неплохим писателем, а блестящий писатель никогда не будет оратором, если только он специально не упражнялся в этом искусстве. К тому же нужно учесть, что масса косна и ленива. Она неохотно берёт в руки печатное произведение, в особенности если человек из массы не убеждён заранее, что в данной книжке он найдёт именно то, во что он сам верит и на что он сам надеется. Книги определённого направления как правило читаются только людьми, которые сами принадлежат к этому направлению. Только прокламация или плакат могут ещё рассчитывать на то, что ввиду краткости этих произведений они будут прочитаны иногда и противниками и тем окажут на них мимолётное влияние. Рисунок во всех его формах, вплоть до фильма, имеет уже большие шансы. Здесь человеку не приходится уже много шевелить мозгами. Ему достаточно взглянуть на рисунок и самое большее прочитать краткий пояснительный текст к нему. Это не то, что прочитать целую книжку или брошюру. Рисунок действует на человека быстро, можно сказать, одним ударом. Тут не нужно много времени, как это бывает при чтении.

Самое важное, что печатное произведение может попасть в различные руки, а формулировка всегда остаётся одна и та же.  Между тем, мы знаем, что формулировка имеет большое значение и что каждое произведение оказывает тем большее влияние, чем больше оно приспособлено именно к данному кругу читателей. Книжка, предназначенная для широких масс, должна быть написана совсем в другом стиле, нежели книжка, имеющая в виду только узкий круг высшей интеллигенции.

Каждому оратору приходится, конечно, много раз говорить на одну и ту же тему. Но если он действительно великий и гениальный народный оратор, то он сумеет тот же самый материал всё же разнообразить по форме. Такой оратор всегда чувствует свою аудиторию, и у него непроизвольно появляются именно те слова, которые нужны для того, чтобы добраться до сердца данной аудитории. Если ему случится чуточку ошибиться, то он тут же это почувствует и сразу же сделает необходимую поправку. Я уже сказал, что настоящий оратор читает по лицам своих слушателей и видит, во‑первых, понимают ли они то, что он говорит, во‑вторых, способны ли они внимательно следить за его изложением, в‑третьих, убеждает ли то, что он говорит. Если он замечает, что аудитория его не понимает, то он тотчас же меняет тон и начинает говорить гораздо более просто и популярно, так, что его поймёт самый отсталый слушатель. Если он замечает, что аудитории трудно следить за всем ходом изложения, он тут же изменяет темп речи и начинает излагать свою мысль медленней, подробней и схематичнее, пока не почувствует, что аудитория теперь вполне спокойно следит за нитью доклада. Если же он почувствует, что аудитория не вполне убеждается его аргументами, он станет приводить всё новые и новые доводы и примеры, станет разбирать ходячие возражения, невысказанные сомнения и будет систематически разжёвывать свою мысль вплоть до момента, когда почувствует, что в зале исчезли последние остатки оппозиции, пока он опять – таки по лицам своих слушателей увидит, что аргументация понята и принята, а последние сопротивляющиеся слушатели капитулировали.

Нередко оратору приходится сталкиваться с предрассудками, являющимися только продуктом чувства, а вовсе не разума. Преодолеть такие бессознательные настроения гораздо труднее, чем побороть тот или иной ошибочный принципиальный взгляд. Ошибочные научные взгляды, неправильное политическое понимание можно побороть аргуме<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.