Структурная перестройка экономики — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Структурная перестройка экономики

2023-02-03 27
Структурная перестройка экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Процесс структурной перестройки экономики распадается на три независимых направления:

изменение организационной структуры основных экономических единиц;

изменение отраслевых приоритетов;

преодоление многоукладности.

Существующая ведомственная структура экономики не отвечает требованиям современного развития и нуждается в серьёзных изменениях. Основой современной национал‑социалистической экономики должны стать горизонтальные холдинги‑корпорации, реализующие принцип межотраслевых связей, направленный на удешевление и качественное улучшение конечной продукции.

Однако параллельно с формированием горизонтальных холдингов должна создаваться широкая сеть мелких и средних фирм (как частных, так и государственных), направленных на повышение гибкости производства, его индивидуализацию, реализацию концепции поставок “как раз вовремя”.

Вертикальная отраслевая структура сохраняется в основном в сфере государственных монополий, смысл существования которых не в производстве конечной продукции, а в возможно большем снижении издержек в масштабах всей экономики. То есть, вертикальные корпорации призваны исполнять в экономике инфраструктурную функцию.

Смысл такой трёхуровневой структуры экономики заключается в том, что вертикальные холдинги представляют собой оптимальную структуру для обеспечения наиболее эффективного управления и максимального снижения цен на промежуточные продукты и услуги (например, электроэнергию, железнодорожные тарифы, углеводородное топливо, чёрные и цветные металлы и др.), являющиеся базой для функционирования всей экономики. Горизонтальные корпорации, оптимизированы для производства конечной продукции (автомобили, бытовая техника и электроника, технологическое оборудование и т. п.). А мелкие и средние фирмы наиболее приспособлены для реализации концепции гибкого индивидуализированного производства , сборки малых серий, создания опытных образцов, доводки технологий, адаптации производства к потребителю на основе принципа “поставка как раз вовремя”.

Демократы практиковали дробление крупных госкорпораций и концернов на отдельные предприятия, функционирующие автономно. Проповедовалась повсеместная децентрализация управления и идея рыночной саморегуляции и конкуренции автономных предприятий. Между тем известен экономический принцип, согласно которому чрезмерная автомизация промышленности снижает эффективность производства, повышает себестоимость единицы продукции и снижает управляемость экономикой. Конкурентоспособность мелких предприятий в большинстве случаев (кроме специфической области гибкого производства) ниже, чем у крупных корпораций, а сама конкуренция, при большом числе конкурирующих субъектов приобретает разрушительный характер. Следует признать, что подобная политика преследовала цель не развития экономики, а облегчение процесса её разрушения и скупки по дешёвке. Данную политику невозможно признать просто экономической ошибкой, а следует рассматривать как крупномасштабную экономическую диверсию.

Дальнейшая структурная перестройка экономики должна включать следующие мероприятия:

1. Государство, в лице антимонопольного комитета и министерства экономики, осуществляет оптимизацию оргструктуры субъектов экономики, стимулируя создание горизонтальных корпораций‑холдингов, каждый из которых должен стремиться замкнуть внутри себя воспроизводственный контур в рамках новейшего пятого технологического уклада. Такое регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами, т. е. оргструктуры, находящиеся в русле общегосударственной экономической политики, поддерживаются посредством предоставления налоговых льгот, льготных кредитов и даже прямых государственных дотаций. Отметим, что такие льготы будут применяться правительством только в первый период (1–2 года) для ускорения формирования оптимальной экономической структуры, а затем все льготы отменяются.

Государство, используя налоговые рычаги, стремится не допустить образования в области производства основных базовых товарных групп (автомобили, самолёты, станкостроение, технологическое оборудование и др.) более 3–4 крупных конкурирующих корпораций. При попытке образования большего количества конкурирующих структур государство увеличивает для них уровень налогов, подразумевая, что такая новая структура имеет право на существование только при настолько явных инновационных или организационных преимуществах, что даже повышенное налогообложение не помешает ей прорваться на рынок с новым товаром. Разумеется, подобное регулирующее вмешательство производится только для небольшого числа базовых товарных групп, имеющих структурообразующее значение для всей экономики. Для остальных групп уровень конкуренции не регулируется специально, хотя излишнее количество конкурирующих субъектов не поощряются.

Программа структурной перестройки направлена на увеличение экспортной ориентации предприятий, производящих продукцию с высокой долей овеществлённого труда и наукоёмкую продукцию. Государство считает необходимым сохранить для экономики в целом опору на внутренний рынок, но при этом будет поощрять и экономически поддерживать экспортную направленность высокотехнологичных производств. Поддержка может осуществляться в мягких формах (налоговые льготы, кредиты), а может и в форме таких сильнодействующих средств, как государственные дотации, лизинг оборудования, снижения арендных платежей, субсидии на проведение необходимых НИОКР и т. п.

 

Структурная перестройка национальной экономики должна радикально изменить соотношение структур, занимающихся производством и сбытом произведённой продукции в пользу сбытовых структур. Экономика, доставшаяся нам в наследство от коммунистов и демократов (особенно во всех отраслях тяжёлой промышленности), страдала сильнейшей переоценкой роли производства и зачастую полным игнорированием сбыта. Этот перекос надлежит устранить в первую очередь. Государство должно способствовать подготовке кадров менеджеров по сбыту, содействовать формированию сбытовых подразделений на государственных предприятиях, развитию общегосударственной сети информации о предложении товаров, участвовать (организационно и финансово) в специальных мероприятиях по формированию товаропроводящих сетей в областях, связанных с тяжёлой промышленностью и инновационной сферой, считая, что в остальных сферах создание товаропроводящей сети произойдёт на основе частной инициативы.

Ещё одно важнейшее направление структурной перестройки экономики – это преодоление её многоукладности , являющейся прямым следствием директивного планирования и ведомственной структуры, тормозившей свёртывание устаревших технологических укладов. У национал‑социалистической экономики появляется уникальный шанс за счёт сочетания рыночного и директивного регулирования и запуска механизмов перетекания ресурсов и капитала из менее прибыльных в более прибыльные области (наличие таких механизмов является нашим принципиальным требованием к экономической модели) активизировать процесс смены устаревших технологических укладов новыми. Активное госрегулирование способно резко ускорить этот процесс, который в чисто рыночных условиях протекал бы долго и болезненно. Основной механизм перераспределения ресурсов из предприятий устаревших технологических укладов в предприятия нового технологического уклада рассмотрен нами в предыдущем разделе и основан на приватизации в рассрочку морально устаревших производств с немедленным снятием их с финансирования сразу вслед за приватизацией. Высвободившиеся средства должны немедленно направляться в предприятия новейшего пятого технологического уклада. Например, нами уже упоминалась необходимость немедленной приватизации громадной сети авторемонтных заводов, оттягивающих огромные ресурсы у государства. Похожая проблема стоит и в отношении части угольной промышленности (за исключением тех предприятий, которые производят коксующиеся угли и угли, используемые в углехимии). Эти предприятия также экономически бесперспективны и требуют перераспределения средств в другие отрасли. Однако их закрытие невозможно по социальным причинам, поэтому единственный путь развития этой отрасли – приватизация в рассрочку. Подобные примеры можно продолжать.

Формирование горизонтальных корпораций‑холдингов также будет способствовать решению проблемы преодоления сопротивления ведомств сохранению устаревших технологических укладов в экономике.

6. В рамках структурной перестройки необходимо резко активизировать инновационную активность как существующих предприятий (путём их поощрения в данной сфере), так и специально созданных малых государственных специализированных инновационных предприятий и поощрения создания таких же частных предприятий. Цель таких предприятий – разработка и доводка новейших технических идей до состояния готовности к внедрению в массовое производство, после чего целесообразно (но не обязательно) слияние малой инновационной фирмы с крупным горизонтальным холдингом для ускорения внедрения идеи в производство.

7. Структурная перестройка экономики должна быть направлена на максимальное использование национальных конкурентных преимуществ для усиления наших позиций в условиях глобальной межгосударственной конкурентной борьбы. К числу таких конкурентных преимуществ относятся:

высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие личность на самореализацию в интересах всей нации;

высокая мобилизационная способность русской национальной экономики, позволяющая на какое‑то время всей нации консолидироваться в интересах рывка вперёд и бросать на достижение этой цели все ресурсы общества, отодвигая личные интересы на второй план;

богатые природные ресурсы, позволяющие по абсолютному большинству сырьевых позиций быть самодостаточной страной даже в условиях внешней экономической и финансовой блокады, а также позволяющие оказывать давление на состояние всего мирового сырьевого рынка;

– значительное влияние России на функционирование мирового финансового рынка и курсы основных мировых валют самим фактом введения или отмены конвертируемости рубля, его привязкой или не привязкой к курсу той или иной валюты, а также за счёт наличия значительных возможностей золотодобычи;

– огромная территория и очень емкий внутренний рынок, что позволяет экономике не зависеть от ситуации на мировом рынке и устойчиво функционировать при ограничениях экспорта и импорта;

– выгодное геополитическое и геоэкономическое расположение страны в центре земной суши, не позволяющее осуществить её полную экономическую изоляцию, а также принуждающую большинство соседних государств пользоваться русской территорией для транзита товаров, коммуникаций и услуг в интересах собственной экономики, а также поддерживать торговые отношения независимо от внутренней политической и экономической ориентации;

– относительная дешевизна рабочей силы в сочетании с очень высоким уровнем её квалификации;

– развитый научно‑промышленный потенциал, наличие серьёзных технологических заделов и разработок, в том числе в области новейшего пятого технологического уклада;

– наличие собственных научных школ, уникальных передовых технологий и подготовленных научных кадров, позволяющее быстро развернуть конкурентоспособные производства в масштабах мирового рынка;

– значительные масштабы свободных производственных мощностей, позволяющие быстро наращивать производство при минимальных первичных вложениях и с относительно небольшими издержками;

– сложившийся круг стран, которые, находясь в русской сфере экономического и политического влияния, длительное время являлись крупномасштабными потребителями российской продукции, и переориентация которых на западную технику и технологию в обозримом будущем будет затруднена;

– наличие опыта экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, кадров и структуры для дальнейшего наращивания такого экспорта.

Структурная перестройка экономики должна проводиться в увязке с необходимостью усиления данных конкурентных преимуществ России в системе международного разделения труда.

8. Говоря о структурной перестройке экономики в контексте изменения отраслевых приоритетов, мы должны иметь в виду, что в начале XXI века наиболее перспективными направлениями, вероятно, станут следующие: биотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные и региональные информационные сети, интегрированные высокоскоростные транспортные системы. В производственной сфере дальнейшее развитие получат автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, термоядерная энергетика, расширение использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя. Важнейшим направлением в биологии, вероятно, станет генная инженерия и технологии клонирования растений, животных и даже людей. В медицине дальнейшее развитие получит пересадка органов и создания отдельных искусственных органов. Именно эти направления станут основой новейшего пятого технологического уклада в экономике. Соответственно вложения именно в эти направления позволят экономике создавать продукцию с очень высокой добавленной стоимостью, имеющую высочайший экспортный потенциал и позволяющую радикально изменить уровень жизни внутри страны.

На самом деле необходимо осознать, что только такая сверхвысокотехнологичная продукция, которой на данном этапе не обладает больше никто или обладает одна‑две страны, способна обеспечить богатство и процветание нации. Только продукция, на которую у России будет полная монополия, может продаваться по монопольно высокой цене. Если процент такой продукции в национальном экспорте достаточно велик, то создаются условия для накопления у её производителей необъятных богатств со всего мира, что в свою очередь позволяет развивать ещё более передовые производства и технологии.

Задача государства, как органа регулирующего развитие экономики, в данном вопросе заключается в том, чтобы всеми способами способствовать быстрейшему формированию замкнутых воспроизводственных контуров в рамках новейшего технологического уклада с выходом на производство конечной продукции. Причём корпорации, работающие в русле этого направления, должны быть в большей степени ориентированы на экспорт, чем остальные субъекты экономики.

В этой связи важно понять наше видение оптимального соотношения в экономике экспортно ориентированных предприятий и предприятий, работающих прежде всего на внутренний рынок. В России имеются два взгляда на данную проблему. Сторонники первого считают, что экономика должна работать только на внутренний рынок, который надо максимально насытить товарами, а затем уже экспортировать излишки продукции вовне, считая это направление третьестепенным. Сторонники второй точки зрения, наоборот, считают, что экономика должна целиком строиться на экспортной ориентации. Продавать надо всё, что покупают, а на вырученные деньги покупать всё, что нам недостаёт.

Национал‑социалисты считают обе эти крайние точки зрения ошибочными. Разумная экспортная ориентация несомненно полезна экономике, но её разумность состоит в том, что следует стремиться экспортировать не сырьё, а товары с высокой добавленной стоимостью, продукты высоких технологий. Принципиально недопустимо экспортировать научные технологии и разработки. Экспортная ориентация экономики позволяет:

– стимулировать создание принципиально новых товаров и их модификаций;

– поддерживать высокий уровень качества во всех отраслях;

– активно влиять на мировой уровень цен;

– рационально сочетать структуру экспорта и импорта, т. е. ввозить товары, которые неэффективно, дорого или экологически нецелесообразно производить в своей стране.

В то же время Россия, в отличие от, например, Сингапура, не может производить только на экспорт, тем более, что у нас имеется огромный собственный неосвоенный рынок. Кроме того, чисто экспортно ориентированная экономика является опасно уязвимой в условиях мировых спадов и кризисов. Падение спроса на мировом рынке ведёт к цепной реакции гибели экспортёров, разрушению производств, расформированию квалифицированных производственных коллективов, потере опыта.

Поэтому мы, национал‑социалисты, считаем, что целиком ориентированных на экспорт предприятий в экономике должно быть не более 5 %. Подавляющая часть субъектов экономики должна производить продукцию как для внутреннего рынка, так и для экспорта, причём соотношение той и другой продукции желательно поддерживать в соотношении 65–75 % к 35–25 % соответственно. При такой структуре экономики любые субъективные или объективные колебания конъюнктуры мирового рынка не будут носить для национальной экономики катастрофического и разрушительного характера. Структурная перестройка должна быть направлена в том числе и на установление подобных соотношений экспортно и внутренне ориентированных производств.

Структурная перестройка должна также обеспечить переход всей экономики к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Соответственно потребуется резко увеличить удельный вес НИОКР в экономике вообще и в инвестиционных расходах в частности, превышая в наукоёмких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Представляется целесообразным закрепить минимальную долю бюджетных расходов, ежегодно направляемую на НИОКР, на уровне не ниже 2,5–3% от ВВП, а также полностью освободить от налогов затраты предприятий на НИОКР. Требуется также создать при поддержке государства развитую инфраструктуру, которая бы преобразовывала бы результаты НИОКР в товарную продукцию. Отсутствие такой инфрастуктуры сыграло трагическую роль в истории всей отечественной науки, ибо результаты исследований не внедрялись и даже не всегда могли найти практическое применение. Абстрактное знание не переходило в конкретное. Особенно плохо было налажено межотраслевое внедрение разработок. На преодоление этого недостатка должны быть направлены очень значительные усилия. Наконец, значительные силы и средства должны быть направлены на защиту русской интеллектуальной собственности и поддержание прав на неё в России и за рубежом. Расширение инновационных процессов немыслимо без радикального увеличения информационной инфрастуктуры, обеспечивающей НИОКР и знакомящей управленческий персонал разного уровня с новейшими достижениями науки и техники и возможностями их практического использования в производстве. Решать эту проблему следует радикально, путём создания общегосударственной информационной сети на базе Интернета с возможностью вывода на персональные компьютеры руководителей предприятий всей необходимой информации и её систематизации. В этой же сети будет проходить отдельным разделом и реклама новейших разработок и их оценка специалистами. Создание подобной информационной сети – первейшая задача государства.

9. В рамках структурной перестройки экономики необходимо преодолеть тенденцию многоукладности экономики, сложившуюся ещё при коммунистах и связанную с тем, что коммунистическая модель экономики не признавала возможности разной рентабельности на равный вложенный капитал и тем препятствовала естественному процессу смены устаревших технологических укладов. В результате в экономике оказались смешаны третий, четвёртый и новейший пятый технологический уклады, а ресурсы омертвлялись в бесперспективных производствах. В то же время коммунистическая система не позволяла по социальным причинам волевым решением прекратить финансирование множества устаревших производств.

Мы уже рассмотрели основные способы преодоления многоукладности выше. Повторим их коротко. Это немедленная приватизация в рассрочку и снятие с финансирования сразу вслед за приватизацией большинства бесперспективных производств устаревших технологических укладов. Это внедрение горизонтальных холдингов, способных преодолеть ведомственную ограниченность экономики. Это целенаправленное инвестирование производств новейшего пятого технологического уклада.

Активные действия государства, как главного субъекта национал‑социалистической экономики, в указанных направлениях позволит преодолеть накопление структурных диспропорций и резко ускорить развитие экономики.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.