Основные группы профориентационных методов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Основные группы профориентационных методов

2023-01-01 35
Основные группы профориентационных методов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Информационно-справочные, просветительские методы:

1) профессиограммы — краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом воспринимаются многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);

2) справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);

3) информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т. п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);

4) профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности,

52

оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);

5) экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);

6) встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки этих специалистов);

7) познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

8) профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные мероприятия);

9) учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день для РФ это очень проблематично, так как показывать почти нечего);

10) использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения «производить впечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежности сокращения «объема» профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода редакторским правкам и цензуре);

11) различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ.

2. Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании):

1) беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

2) открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);

3) опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т. е. пригодные для большинства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);

4) опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов. Эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда, для

53

большинства же профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» (Е. А. Климов);

5) личностные опросники (требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации). По-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает масса проблем); настоящий личностный тест — это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на референдумах и при голосованиях, когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде). Примечательно, что о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте (тест на «жлобство»). Таким образом, получается, что тест на «личностность» — это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, а с другой — проявление нравственной позиции в «мелочах» жизни, поэтому очень сложно оценить личность в обыденном, усредненном режиме жизни;

6) проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);

7) метод наблюдения — это один из основных научно-практических методов работы психолога — по Е. А. Климову (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);

8) сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не превращает знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в стукачей и доносчиков);

9) психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);

10) «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы (см.: Укке, 1990), что обычно требует очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т. п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;

11) использование различных игровых и тренинговых ситуаций, в которых моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора),

54

что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;

12) наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с испытательным сроком);

13) использование для исследования работника различных тренажеров, на которых не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.

3. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:

1) группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали клубы ищущих работу и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;

2) тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);

3) сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;

4) «пламенные» публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании у ряда клиентов могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения, но в ряде случаев могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;

5) профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

6) личное обаяние профконсультанта (природное и самостоятельно развитое);

7) различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;

8) праздники труда, повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории,

55

для которой такой праздник организуется, т. е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не торжественное заорганизованное мероприятие).

4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:

1) построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющих наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;

2) построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных деревьев и ветвей), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;

3) использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).

6.4. Проблема методических предпочтений (методических мод)
в отечественной профориентации

На основании наблюдения за многими профконсультантами, а также в соответствии с собственным опытом участия в профориентационной работе можно выделить следующие условные этапы чередования методических мод в отечественной профориентации (с начала 80-х гг.):

1) психофизиологический профотбор (исследование кожно-гальванической чувствительности, тремора рук, порогов зрительных ощущений с помощью «Кольца Ландольта» и т. п.). В моде так называемые ПФК — психофизиологические комплексы, довольно дорогостоящие и часто непригодные для профотбора; особой проблемой использования подобных методов в широкой профориентационной практике ранее являлось практически полное отсутствие обоснованных психодиагностических «норм» под конкретные профессии;

2) тесты и субтесты способностей (корректурные пробы, субтесты на переключаемость внимания, различные «компапсы», прогрессивные матрицы Дж. Равена, кубики Кооса, тест технического мышления Беннета);

3) опросники мотивации (Дифференциально-диагностический опросник — ДДО, карта интересов);

56

4) так называемые личностные тесты (исследование свойств нервной системы — по Г. Ю. Айзенку; чуть позже — 16-ЛФ Р. Кеттелла, MMPI);

5) патохарактерологический диагностический опросник — ПДО А. Е. Личко (многие профконсультанты в середине 80-х гг. считали этот опросник лучшей профориентационной методикой);

6) цветовой тест Люшера (в те годы долго спорили, какой цвет более «правильный»); методика «Несуществующее животное» (во второй половине 80-х гг. многими профконсультантами эта проективная методика оценивалась как «еще более нужная профориентационная методика»); одновременно появились ОПТ — Опросник профессиональной готовности Л. Кабардовой — и ОПГ-М (модифицированный сначала самой Л. Кабардовой вариант, а затем неизвестно кем);

7) астрологические основы профконсультирования. В конце 80-х гг. на базе Госкомтруда СССР (где в основном готовили профконсультантов) читались даже курсы «Астрологические основы профконсультации» (сами обучающиеся консультанты просто обожали эти занятия);

8) психотехнические упражнения для развития внимания, памяти и т. д. (Н. Цзен и А. Пахомов), которые хотя и не затрагивали собственно профориентационных проблем, но привнесли в работу с учащимися много интересного и даже забавного;

9) профориентационные игры и упражнения (В. А. Ященко, Н. С. Пряжников, Н. В. Самоукина), в которых сделана попытка соединить интересную игровую форму работы с профориентационной проблематикой;

10) репертуарные тесты, или «решетки» (Дж. Келли, В. Похилько), замысел которых состоял в том, чтобы создавать для клиентов возможность самостоятельно выстраивать «конструкты» и использовать их в выборах различных объектов (включая и профессии). Сразу возникла проблема: тесты хорошо работают лишь при наличии мощных компьютеров и соответствующих программ (хотя были разработаны и «ручные варианты»). В целом широкому распространению данных методов стала препятствовать громоздкость процедуры;

11) деловые игры и оргдеятельностные игры — ОДИ. Тогдашние любители ОДИ — «методологи» многих профконсультантов смогли «очаровать» не только профконсультантов: во второй половине 80-х — начале 90-х методологические семинары прокатились по многим тогдашним хорошо финансируемым организациям, к которым в те годы принадлежали и центры профориентации молодежи. Смысл этих семинаров — помочь работникам лучше отрефлексировать собственный труд и разработать концепции дальнейшего развития своих организаций,

57

что часто предполагало «разрушение традиционных, устаревших стереотипов работы». Если в плане «разрушения» старых стереотипов работы многие методологи весьма преуспели, то в переконструировании деятельности служб на новой основе возникли серьезные проблемы (и не только у профконсультантов);

12) социально-психологические тренинги — СПТ, группы общения, группы встреч, группы личностного роста и т. д.; в профориентации началась «великая эпоха психотерапии» (многие профконсультанты так этим увлеклись, что забыли о своей основной специальности);

13) почти одновременно появились методики Холланда (выявлялся тип личности, которому подбиралась соответствующая профессиональная среда), многие отечественные профконсультанты наконец-то «открыли» для себя «тест структуры интеллекта» Амтхауэра, кто-то использовал «бланк призвания и интересов» Стронга; основная проблема: эти и многие подобные тесты были плохо адаптированы к условиям России;

14) в начале 90-х гг. в профориентационную моду надолго вошло НЛП — нейролингвистическое программирование; началось повальное увлечение НЛП, хотя с первых же моментов его внедрения в практику российских психологов возникли серьезные опасения относительно сложности данного метода и широких манипулятивных возможностей его использования, что весьма опасно именно в профконсультации, главной (идеальной) целью которой является формирование субъекта самоопределения;

15) после этого усилия многих профконсультантов были направлены на поиск самой эффективной (а по сути самой модной) психотерапевтической процедуры: гештальтгруппы; психосинтез и вообще любая психотерапия, вплоть до психотерапии с мистико-астрологическим уклоном;

16) в настоящее время, в период почти официального свертывания школьной профориентации и расцвета профориентации в службах занятости и частных структурах, когда главной задачей становится «зарабатывание» денег с помощью «профконсультационных услуг», на первый план выходят те методы, которые максимально позволяют «очаровывать» самоопределяющегося клиента и манипулировать его сознанием, при некоторой видимости решения его проблем. Стали появляться различные пособия, в которых даются эффективные рекомендации (в стиле Д. Карнеги), как вести себя на переговорах с работодателем, как поступать в первые месяцы работы (в период испытательного

58

срока), как «обходить» своих конкурентов на пути к успешной карьере и т. д.

С одной стороны, все это может быть воспринято с иронией, но с другой — это можно оценить и как поиск наиболее адекватных и эффективных методов помощи в столь сложном направлении, как профессиональное самоопределение. Такое чередование методических предпочтений (смена моды на методики) может быть объяснено следующими причинами:

1) для кого-то первенство в доставании и тем более использовании новомодной методики было способом самоутверждения среди коллег;

2) по сравнению с другими, более солидными направлениями практической психологии в профориентации почти нет своих интересных методов работы, что вызывает некоторое чувство неполноценности или зависти. Следует напомнить, что до этого профориентацию долгое время запрещали или развивали в строго ограниченных рамках, а в 80-е гг. ее вдруг разрешили, и сразу же обнаружилось, что многие профориентационные теоретики и практики к этому оказались не готовы;

3) кроме того, кое-кто из профконсультантов не хотел заниматься профориентацией и под прикрытием профориентационной работы стремился решать совсем иные проблемы подростков. В 80-х гг. профконсультанты были почти единственными психологами-практиками, которые сразу же столкнулись с множеством сложных проблем и обнаружили отсутствие хорошо обоснованных и эффективных методов их решения. Исключение составляли немногочисленные тогда психотерапевты, личностные и семейные консультанты. В то время они были «элитой» практической психологии, и многим профконсультантам хотелось быть поближе к ней.

Можно выделить и явные издержки «чередования мод» в профориентации: 1) собственно профориентационные проблемы часто не решались: стремление профконсультантов использовать интересные и популярные методы из других направлений психологии было не всегда обдуманным; 2) иногда профконсультант не успевал освоить новую моду, как появлялась следующая.

Можно обозначить и возможные варианты выхода из создавшейся ситуации для конкретного профконсультанта (или школьного практического психолога): 1) необходима общая ориентация во всех методах, а не только владение частью этих методов; 2) не следует бояться формировать свой «джентльменский набор» методик (по принципу доступности, готовности и желания их использовать), ведь все равно невозможно качественно освоить все существующие методики;

59

3) не стоит спешить с освоением новомодной методики: есть смысл подождать, пока другие (более нетерпеливые) ваши коллеги проверят ее эффективность (а такие нетерпеливые и стремящиеся поскорее самоутвердиться всегда находятся), а также лучше подождать, пока модные методики станут намного дешевле и доступнее (этот закон моды действует не только применительно к психологическим методикам).

6.5. Методы активизации профессионального
и личностного самоопределения

Как уже отмечалось в предыдущих разделах пособия, активизация направлена на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.

Важно понимать, что почти любая методика и форма работы обладают определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно неактивная форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с необходимым сочетанием вербальных и невербальных средств, при умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).

Другим примером может быть беседа. При умелой организации, а также при внутренней готовности участников беседы (уже созданной мотивации и т. п.) она позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. Однако к такой работе готовы далеко не все клиенты и профконсультанты.

И все-таки существуют методы, активизирующий потенциал которых представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими. Более подробно активизирующие игры рассмотрены в

60

других пособиях (см.: Пряжников, 1991, 1993, 1996, 1997а, 1997б, 1997в, 1997г). Ниже представлен краткий обзор некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения:

1. Профориентационные игры с классом — рассчитаны на реальные условия работы в школе; многие игры проходят в рамках урока, работу с целым классом проводит один ведущий, игры предполагают высокую динамику работы, имеют более «скромный» эффект, чем более длительные занятия «терапевтических» групп и консультации.

2. Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой).

3. Карточные профконсулътационные методики: а) информационно-поисковые системы — ИПС («профпасьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые «трудности», часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. При практическом внедрении карточных консультационных технологий мы столкнулись с целым рядом трудностей: в изготовлении карточек, в обучении (обучение достаточно непростое и рассчитано на небольшую группу будущих консультантов в 3—6 человек, что в условиях «рынка» оказалось нерентабельным). Карточные методики обычно занимают много времени, от 40 минут до 2,5—3 часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации еще сильны стереотипы быстрой и легкой помощи).

4. Настольные карточные игры (они были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм). Поначалу эти методики задумывались как домашнее средство, хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере).

5. Бланковые карточные методики. Идея — самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках. Эти методики позволяют меньше зависеть при изготовлении методик от

61

спонсоров-благодетелей и неумных редакторов некоторых издательств.

6. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее «игра в тесты», так как главная цель — заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (заметим, что часть таких методик даже снабжена приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников).

7. Бланковые игры с классом: основная идея — играть со всем классом и с каждым учеником в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий — на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких «престижных» на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т. д.

8. Ценностно-смысловые опросники (главный акцент — на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, которые на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, открыто обсуждать просто рискованно, так как сам факт откровенного разговора о том, что для многих «свято», может быть воспринят как «морализаторство».

Типы профконсультаций

1. Ранняя, детская, консультация. Это, скорее, консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей, это консультация по формированию положительного отношения к труду, а также выбору кружка или спецшколы.

2. Профориентация и профконсультация в годы учебы в школе (подготовка к выбору, формирование ценностно-смысловой и операциональной основ самоопределения, когда у школьника создается представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей).

3. Профконсультация для учителей учащихся. Часто, прежде чем начать разговор о проблемах детей, некоторые учителя хотят немного рассказать о себе, поэтому важно уметь выслушивать и учителей,

62

иначе возникнет риск, что с ними так и не сформируются доверительные отношения. В целом важно организовать реальное сотрудничество с учителями (особенно с классными руководителями и учителями труда), при котором удалось бы распределить некоторые функции в профориентационной помощи подростку.

4. Профконсультация для родителей учащихся. Так же как и в работе с учителями, важно быть готовым выслушивать собственные проблемы родителей, постепенно выводя их на уровень реального сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи своим детям.

5. Профконсультация для старшеклассников и выпускников школ (главная особенность этого типа профконсультации — помощь в конкретном выборе, а также уточнение и перепроверка выбора).

6. Помощь абитуриентам в уточнении специальности (факультета, кафедры) уже выбранного учебного заведения. Главная проблема — школьные профконсультанты могут и не знать особенностей специализаций и кафедр конкретных учебных заведений, поэтому важно либо обеспечить взаимодействие с представителями этих заведений, либо найти и подготовить профконсультантов в самих этих заведениях.

7. Профотбор на профессии с особыми условиями труда (операторские, военные, летные). Часто проводится с использованием психофизиологической аппаратуры и предполагает разработку тестовых норм для конкретных трудовых постов, а не просто нормы «для летчика» или «для оператора».

8. Профконсультация безработных при смене работы предполагает: а) выбор новой профессии и нового места работы; б) выбор профессии и места ее приобретения. Важно учитывать прошлый опыт взрослого клиента. Часто приходится предлагать непривлекательные варианты (акцент в этом случае переносится на помощь в обретении смысла в непривлекательном варианте).

9. Профконсультация работников кадровых служб предприятий, организаций, учебных заведений. Важно помнить, что эти работники — сами неплохие психологи. Главная проблема многих кадровых работников — недостаток такта при общении со своими клиентами (но консультировать их по данному вопросу следует так, чтобы они не восприняли помощь как морализаторство). Перспективными здесь представляются различные коммуникативные тренинги с моделированием ситуаций собеседования при приеме на работу или при решении различных трудовых споров.

10. Профконсулътация подростков и взрослых инвалидов. Особое

63

требование — компетентность при использовании методов клинической психологии. Очень важен особый такт при работе с данными категориями клиентов. Инвалиды — ранимые, чувствительные, тонкокожие, как сказала одна воспитательница из школы-интерната для детей с ДЦП. Они быстро влюбляются, открывают душу, но и быстро разочаровываются в психологе, если обнаруживают фальшь, неискренность, слабую заинтересованность в своих проблемах. Многие исследователи отмечают, что часто самооценка инвалидов сильно завышена, особенно в интернатах, где они окружены теплотой и заботой. Как это ни парадоксально, но именно после окончания таких заведений подросток-инвалид может впасть в настоящую депрессию, столкнувшись с полным безразличием к своей судьбе со стороны общества.

11. Ретроспективная профконсультация, когда уже взрослый человек стремится осмыслить всю свою жизнь или важный отрезок жизни. Если жизнь прожита неудачно, то не всегда следует говорить такому клиенту правду (например, в случаях, когда человек может «сломаться», не пережить эту правду). Для некоторых людей бывают полезны иллюзии, что их жизнь все-таки удалась (это особенно важно для старых и пожилых клиентов).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.