Основные формы и модели профориентационной помощи — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Основные формы и модели профориентационной помощи

2023-01-01 26
Основные формы и модели профориентационной помощи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализируя американскую систему школьной психологической службы «гайденс», В. В. Веселова отмечает, что само ее возникновение было связано с решением именно профориентационных проблем. Со временем обнаружилось, что традиционная профориентация, основанная на идеях Ф. Парсонса, оказалась слишком ограниченной, и сейчас «гайденс» — это «созвездие различных психологических служб», куда входят специалисты (каунслеры), занимающиеся собственно учебными проблемами, проблемами профессиональной, социальной ориентации и другими направлениями работы, вплоть до организации контактов с правоохранительными органами.

Как пишет В. В. Веселова, традиционно американская ориентация была направлена на «интересы правящего класса» и «рассчитана на формирование адаптивной личности, усвоившей ценности и стереотипы поведения буржуазного общества». Как отметил еще в 50-е гг. известный американский социолог Р. Миллс, «нынешние отсталые педагоги приспособили свои представления о содержании и практике педагогической деятельности к требованию воспитания стандартных людей. Они не являются активными глашатаями норм и образцов высокой

64

культурной жизни и интеллектуальной разборчивости. Вместо этого они часто преподносят учащимся различные пустяки и пошлости, относящиеся к ловким приемам достижения успеха на профессиональном поприще и к искусству «приспособления к жизни», т. е. к растительной жизни стандартных людей».

Правда, в последние десятилетия в школьной психологии и профориентации появляется все больше приверженцев реального гуманистического подхода, ориентированного на уникальную личность школьника. Однако, как отмечает В. В. Веселова, по-прежнему многие школьные психологи вынуждены заниматься тестированием и собирать огромные «досье» на своих учеников.

Рассматривая пути построения успешной карьеры, В. Берг в своей несколько ироничной работе «Карьера — суперигра» приводит примеры «правильного» поведения в самых разных жизненных ситуациях (на отдыхе, на банкете, в приемной начальника, в ситуациях, когда приходится участвовать в сплетнях), дает советы, как «научиться выслушивать своих коллег» и как самому откровенничать, помня о том, что «на многих фирмах развита система «тайной» информации», а также знакомит читателя с приемами противоборства «конкурентам» на пути к успеху.

Рассматривая историю понятия «карьера», В. Берг пишет: «Латинское «каррус» означало для древних римлян не прекрасно выполненную стрижку, а боевые колесницы, построенные в определенном порядке. Еще и сегодня французы называют карьерой поводья, которыми лошадь пристегивается к повозке... Не правда ли, подобное значение слова, пришедшее к нам еще от древних римлян, несет в себе огромный смысл? Упряжка — это ваше профессиональное желание стать на ступеньку выше в служебной лестнице... Жизнь в больших концернах и фирмах часто бывает похожа на большие, никогда не прекращающиеся ралли. На вашем пути к вершине вы встретите много крутых поворотов и скользких дорог, и какая-то из них может оказаться длиной в жизнь».

Интересный опыт профориентационной работы накоплен в Японии, где школьных психологов как таковых нет. Профессор С. Фукуяма разработал систему «профессиональных проб», позволяющих школьникам в течение 3 лет (в основном с 12 до 14 лет, когда, по мнению многих японских специалистов, и должна вестись профориентационная работа) попробовать свои возможности в 16 основных видах труда. По специальной системе школьники оценивают свои успехи. Педагоги также оценивают их успехи. При этом происходит перенос акцента с диагноза в целях прогноза успешности будущего труда на

65

диагноз в целях совершенствования обучения (см.: Укке, 1990). Данная система («система С. Фукуяма») является развитием «трехфакторной модели Ф. Парсонса», только вместо традиционного третьего фактора (или принципа) — рекомендации о профпригодности — используются «профессиональное пробы» в условиях реальной профессиональной деятельности (в специальных учебных мастерских, максимально приближенных к реальному производству). К сожалению, полноценная реализация системы «профессиональных проб» возможна лишь при серьезном внимании государства и производства к школе.

В России профориентационная работа после долгого перерыва (с середины 30-х гг.) возобновилась в широком масштабе с середины 80-х гг. Сначала в подшефных школах крупных предприятий такая работа проводилась на уровне профориентационных мероприятий, отдельных исследований и консультаций, а затем во многих школах был введен курс «Основы производства. Выбор профессии». Вот как в середине 80-х гг. выглядел примерный план профориентационных занятий со старшеклассниками, разработанный Е. А. Климовым и С. Н. Чистяковой:

1. Классификация профессий: 1) общий обзор классификации; 2) типы профессий; 3) классы профессий; 4) отделы и группы профессий; 5) формула выбора профессии.

2. Человек и профессия: 1) интересы, склонности, способности; 2) здоровье и профессия; 3) профессиональная пригодность; 4) сознательность и самостоятельность выбора; 5) самовоспитание и выбор профессии.

3. Слагаемые успеха: 1) профессиональный план; 2) основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии; 3) профессиональная консультация; 4) характеристика профессии — профессиограмма; 5) информация о месте получения профессии.

В целом такая программа в силу своей серьезности и даже некоторой «академичности» была больше рассчитана на взрослых людей, знакомящихся с основами профориентации, но не на школьников. Кроме того, в те годы было еще довольно мало активизирующих и игровых методов работы, поэтому занятия проходили не очень интересно и их успех во многом зависел от обаяния преподавателя-профконсультанта.

Во второй половине 80-х гг. активно использовались тесты и субтесты способностей. Например, в Зеленограде на базе Центра профориентации молодежи под руководством А. Г. Владимирова была разработана эффективная по тем временам технология, где схема профориентационной

66

работы была примерно следующей. С учащимися VIII—X классов проводились циклы занятий, на которых школьники в специальных «Тетрадях выбора профессии» заполняли бланки ответов но разным психодиагностическим методикам. В итоге по каждому ученику накапливалась информация, на основе которой можно было дать профконсультационную рекомендацию.

Интересную программу профориентационной работы с учащимися «Твоя профессиональная карьера» предложил авторский коллектив под руководством С. Н. Чистяковой. В данной программе вместе с теоретическим (общеориентирующим, просветительским) материалом используются различные активизирующие методы (профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии). При этом органично сочетаются традиционные формы работы (даже с элементом фольклора в виде пословиц, посвященных труду и выбору профессии) и новые, экспериментальные направления профориентационной помощи (см.: Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». — М., 1998).

Интересный опыт профориентационной работы накоплен на базе Томского городского центра профориентации молодежи. Благодаря усилиям администрации центра группа психологов-энтузиастов, вдохновленных В. Б. Борейшей, разработала оригинальную систему профориентационных занятий и консультаций с подростками. Вот как примерно выглядит план работы с учащимися X—XI классов:

Часть 1 — «Мой выбор»: 1) профессиональный старт: моя исходная ситуация; 2) профессиональный старт: древо возможностей; 3) работающее решение; 4) расширяем пространство выбора; 5) заказываем желательную работу; 6) подбираем подходящие профессии; 7) моя область превосходства; 8) горячие проблемы; 9) проясняем внутреннее небо; 10) взгляд из будущего; 11) моя роль и безопасность на рынке труда; 12) рисуем портрет подходящей профессии; 13) вычисляем самую подходящую профессию; 14) что подскажет внутренний голос; 15) насыщаем решение энергией; 16) планируем профессиональный старт.

Часть 2 — «Альфа-план-2015»: 1) победители и неудачники; 2) мои взаимоотношения со временем; 3) экстерналы и интерналы; 4) что такое планирование карьеры; 5) прояснение жизненных ценностей, 6) идеальное будущее; 7) постановка целей; 8) мои ресурсы; 9) проблемная карта; 10) план действий; 11) оформление плана карьеры.

Данная программа, разработанная уже в первой половине 90-х гг., включала в себя многие интересные наработки, неизвестные отечественным психологам в 80-е гг., а также проводилась с активным использованием

67

различных игровых методов и дискуссий. Таким образом, в отечественной профориентации накапливается достаточно интересный опыт, который еще предстоит по-настоящему осмыслить и использовать в дальнейшем.

Чтобы показать трагичность школьной профориентации в современной Российской Федерации, приведем пример деятельности одного нашего знакомого, обаятельного и инициативного человека из Самары, искренне поверившего в то, что в условиях рынка все решается легко и просто. Им была создана программа работы с подростками (куда были включены и наши игровые методики, благодаря чему мы и познакомились). Эту программу он проводил со старшеклассниками, учащимися лицеев и колледжей, со студентами вузов и с практическими психологами в самых разных городах страны (иногда даже встречаясь с губернаторами и их заместителями). В начале программы он обычно спрашивал у обучающихся: «Нужна ли вам стипендия?» — и, естественно, получал ответ: «Конечно, нужна! Денег не хватает!» В конце проведения программы он повторял свой вопрос, и обычно ему так же дружно отвечали: «Теперь мы знаем, как зарабатывать деньги. Теперь мы не пропадем в условиях рынка!» Закончилось все это тем, что ему самому задолжали многие фирмы и организации, с которыми он работал, и он вынужден был пойти работать учителем физики в обычный колледж.

В современной РФ издается много пособий, в которых реализуется традиционная западная модель построения карьеры, ориентированная на успех. В одной из таких известных работ (см.: Поляков В. А. Технология карьеры. — М., 1995) автор откровенно пишет, ссылаясь на американского бизнесмена Х. Маккея: «Вы — товар. Если этот товар не берут, значит, пора подумать об изменении стратегии маркетинга, произвести собственную переоценку так, чтобы увидеть себя в ином свете. Вам следует пересоздать себя и окружающий мир». Далее В. А. Поляков предлагает перейти к «конкретным рекомендациям по организации саморекламы». При всей сомнительности такой «профориентации» следует признать, что для решения ряда задач, связанных с трудоустройством и построением профессионального успеха, многие советы подобных авторов оказываются эффективными и полезными для определенных групп клиентов (ориентированных на ценности «массового сознания» и «цивилизованного потребления»). И все-таки как не вспомнить Э. Фромма, который, рассуждая об «отчужденном характере», выделял главную жизненную позицию таких людей: «Я такой, какой я вам нужен для решения ваших проблем... Я такой, какой изволите...» Именно такая позиция позволяет человеку с

68

«отчужденным характером» стать «ходким товаром» на «рынке личностей».

Контрольные вопросы

1. Что собой представляют методика как «внутреннее средство» и методика как «внешнее средство» профессиональной деятельности психолога?

2. Может ли лекция рассматриваться как активизирующая процедура? Почему?

3. В чем ограниченность тестологического подхода в профориентации?

4. В чем состоят преимущества и недостатки организационно-управленческой стратегии?

5. В чем заключается проблема «методических предпочтений» в отечественной профориентации?

6. Какие изменения в организации и проведении профориентационной работы произошли с середины 80-х гг. по настоящее время?

Литература

1. Берг В. Карьера — суперигра. — М.: АО «Интерэксперт», 1998. — 272 с.

2. Веселова В. В. Билет в будущее. — М.: Знание. Сер. «Педагогика и психология». 1990. № 1. — 80 с.

3. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 1998. — 112 с.

4. Основы производства. Выбор профессии: В 2 ч. Ч. 2. Выбор профессии / Е. А. Климов, С. Н. Чистякова. — М.: Просвещение, 1987. — 64 с.

5. Поляков В. А. Технология карьеры. — М.: Дело ЛТД, 1995. — 128 с.

6. Пряжников Н. С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики / М.: Изд-во МГУ, 1991. — 87 с.

7. Пряжников Н. С. Карточные профконсультационные методики. — М.: Ассоциация «Профцентр», 1993. — 328 с.

8. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 246 с.

9. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.

10. Пряжников Н. С. Игровые профориентационные упражнения: Методическое пособие. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997а. — 56 с.

11. Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения: Методическое пособие. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997б. — 80 с.

12. Пряжников Н. С. Ценностно-нравственные опросники профессионального и личностного самоопределения: Методическое пособие. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997в. 64 с.

13. Пряжников Н. С. Бланковые и карточные игры профессионального и

69

личностного самоопределения: Методическое пособие. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997г. — 64 с.

14. Укке Ю. В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 150—157.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.