Развитие профориентации в России и СССР — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Развитие профориентации в России и СССР

2023-01-01 38
Развитие профориентации в России и СССР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н. С. Пряжников

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения 5
1.2. Развитие профориентации в России и СССР 5
1.3. Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой 10
1.4. Эволюция проблематики профессионального самоопределения 11
2. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 13
2.1. Соотношение понятий «профориентация» и «профконсультация», «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение», «профессиональный выбор» и «карьера» 13
2.2. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении 15
2.3. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности 16
2.4. Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения 21
2.5. Традиционно выделяемые факторы выбора профессии 24
2.6. Приоритеты профориентационной работы в современных условиях 26
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОСТРАНСТВА» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 30
3.1. Основные ориентиры самоопределяющегося человека 30
3.2. Различные типологии профессионального и личностного самоопределения 31
3.3. Различные варианты планирования профессионального развития 32
3.4. Типы и уровни самоопределения человека 33
4. СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА 36
4.1. Понятие «оптант» 36
4.2. Помощь различным образовательно-возрастным группам населения в профессиональном самоопределении 37
4.3. Психологические проблемы профессионального образования и переподготовки кадров 38

4

5. ОПТАНТ КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 42
5.1. Совокупный, сложноорганизованный и противоречивый характер субъекта профессионального самоопределения. Парадоксы «субъектности» в профессиональном самоопределении 42
5.2. Активность и активизация в профессиональном самоопределении 44
5.3. Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения 45
6. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 47
6.1. Основные стратегии профконсультационной помощи: приемлемые и неприемлемые стратегии 47
6.2. Общее представление о практической профконсультационной методике. Прогнозная модель общей оценки эффективности методики 50
6.3. Основные группы профориентационных методов 51
6.4. Проблема методических предпочтений (методических мод) в отечественной профориентации 55
6.5. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения 59
6.6. Типы профконсультаций 61
6.7. Основные формы и модели профориентационной помощи 63
7. ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 69
7.1. Понятие «формула профессии» 69
7.2. «Аналитическая профессиограмма» и общая логика организации профотбора 73
8. ПСИХОЛОГ-ПРОФКОНСУЛЬТАНТ КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ 76
8.1. Проблема «модели специалиста» профконсультанта 76
8.2. Основные концептуальные установки профконсультанта 80
8.3. Профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой 82
8.4. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития профконсультанта 85
9. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 91
9.1. Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и возможный смысл профессионального самоопределения 91
9.2. Роль современных средств массовой информации (СМИ) в формировании профессиональных и жизненных устремлений самоопределяющейся личности 94
9.3. Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху становления рыночных отношений 97
Темы курсовых и дипломных работ по «Теории и практике профессионального самоопределения» 104

5

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы
профессионального самоопределения

Для понимания того, что такое профессиональное самоопределение, полезно задаться вопросом: когда и где должна была бы возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Обычно выделяются следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, сложность отбора работодателями наиболее «подходящих» для них людей. Но всё это причины скорее социально-экономические. Нам важно разобраться в том, каковы психологические причины возникновения профориентации, что изменилось в сознании людей.

Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в данный период и в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку).

Литература

1. Борисова Е. М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 77—82.

2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.

3. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М.: Тривола, 1995. — 64 с.

4. Климов Е. А. Как выбирать профессию. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.

6. Основы психодиагностики. — М.; Ростов н/Д: Феникс, 1996.

7. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 246 с.

8. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. — М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Соотношение понятий «профориентация» и «профконсультация»,
«профессиональное самоопределение» и «личностное
самоопределение», «профессиональный выбор» и «карьера»

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Профориентация — очень объемное понятие. Например, можно сказать, что

14

современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, в число которых входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация, и профконсультация — это «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение ближе к самоориентированию учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е. А. Климову).

Профессиональное и личностное самоопределения имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти совпадают. Если же попытаться развести их, то можно обнаружить два принципиальных отличия:

1) профессиональное самоопределение более конкретно, его проще оформить официально (получить диплом, например); личностное самоопределение — процесс более сложный (диплом личности, по крайней мере психически здоровым людям, пока еще не выдают);

2) профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение — от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи, полные «соблазнов» и так называемого счастья с застывшими улыбками (когда всем положено быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных обывателю проблем. Для таких людей благополучная эпоха превращается в страшную пытку, и они сами создают себе дополнительные сложности, которые способствуют их личностному саморазвитию.

У таких людей (истинных героев) появляется возможность ставить сложные проблемы при относительно обеспеченных «тылах», когда не надо думать о выживании, элементарном пропитании и т. д., поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, а с другой — намного сложнее, чем в трудные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому нежелательно «формализовывать» психологическую помощь в личностном самоопределении. Лучше осторожно проводить ее на фоне

15

более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению).

Понятие «карьера» широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется психологией карьеры). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» — это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком («карьеризм»). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) — это «определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)». Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции.

Правда, и в западной традиции понятие «карьера» все больше приобретает оттенки иронии и осуждения. Например, В. Берг в своей книге «Карьера-суперигра» пишет: «Успешная карьера — это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться «на зуб» сумевшим сделать блестящую карьеру «волкам» экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники — коллеги... ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда».

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е. И. Головахе), — «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника», которое может быть осуществлено «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными цепями». Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы»).

2.2. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном
и личностном самоопределении

Выделение данных уровней носит условный характер, так как в реальной психологической практике эти уровни часто пересекаются. Но их выделение позволяет психологу-профконсультанту лучше осознавать свой труд.

16

1. Адаптационно-технологический уровень ориентирован на помощь человеку в том, чтобы органично вписаться в определенную систему в качестве ее части (в социально-профессиональную группу, коллектив, в производственную систему). Главная цель — максимальная эффективность данной системы при включении в нее самоопределяющегося человека. Психические качества клиента учитываются при этом (через тестирование, беседу), но его более сущностные интересы обычно игнорируются или в лучшем случае подчиняются интересам данной производственной системы.

2. Социально-адаптационный уровень направлен на помощь человеку в адаптации к данному обществу, что предполагает помощь в построении определенного образа жизни. Сам выбор профессии часто рассматривается как средство для построения определенного образа жизни (важна не профессия, не работа, а то, что она «даст» данному человеку). Интересы клиента учитываются уже в гораздо большей степени (жизненный успех, материальное благо, престиж), но остаются этические сомнения (к примеру, успех может быть достигнут любыми средствами).

3. Ценностно-смысловой, нравственный уровень требует рассмотреть следующее проблемы смысла, совести. При этом возникает противоречие: не все клиенты хотят решать свои проблемы на данном уровне и не все профконсультанты готовы и хотят работать на этом уровне.

Если профконсультант работает в «солидной» коммерческой структуре, то скорее всего администрации, заказчикам да и самим работникам ценностно-смысловой уровень не очень интересен (оборотистые, образованные люди нередко считают, что давно уже разобрались со всеми смыслами и ценностями: для многих из них «личностная проблема» как бы и не существует). В таких условиях приходится внешне изображать работу на более примитивных уровнях, позволяя себе затрагивать самые интересные проблемы самоопределения только с некоторыми клиентами. Да еще так, чтобы начальство не узнало, а клиенты не очень-то догадывались...

2.3. Профессиональное самоопределение как поиск смысла
в трудовой деятельности

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция». При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. с трудовой

17

деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которым занимается человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность». Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию» (В. Франкл): «...полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т. е. способность «выходить за рамки самого себя», а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни...» Таким образом, именно смысл характеризует сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Н. А. Бердяев в работе «Самопознание» признается, что еще «на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла...»

Таким образом, сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, а затем в осваиваемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в процессе самоопределения.

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы пустота). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, в котором отдельные (уже найденные) смыслы — лишь его промежуточные этапы (сам процесс становится главным смыслом — это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»).

Правда, по В. Франклу получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только «найти». В этом есть элемент предопределенности.

При творческом подходе к своей жизни человек создает смысл заново. В этом случае человек становится подлинным субъектом самоопределения, а не проводником каких-то «высших» смыслов...

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента,

18

так как единого для всех смысла быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей. Условно можно выделить некоторые варианты смысла самоопределения, предназначенные для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и психолога-профконсультанта.

1. Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т. е. в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество).

Но еще К. Маркс поставил проблему «отчуждение труда от капитала». Ход его рассуждений примерно следующий. Выделяется два аспекта труда: 1) «живой труд» как деятельность, как возможность и как источник богатства и 2) «абстрактный труд», выраженный в стоимости, в капиталле. Из-за несправедливого распределения богатства часто получается так, что труженик имеет мало денег (лишь на поддержание своего существования), а бездельник — много. В справедливом обществе живой труд (сама деятельность, работа) должен соединяться с абстрактным (с денежным вознаграждением). Еще Платон считал, что в справедливом обществе вклад человека в общество должен соответствовать вознаграждению. Бездельник может стать богачом именно потому, что труд существует в двух аспектах и его (особенно в абстрактной части, связанной с капиталами) можно незаслуженно «отчуждать» от настоящего труженика.

Таким образом, более важным становится не сам труд, а возможность перераспределения благ, результатов этого труда. Но обесцененный труд порождает уже чисто психологические проблемы, связанные с отношением к труду и планированием своего развития как настоящего труженика или как «предприимчивого» бездельника-эксплуататора. И хотя сам К. Маркс не исследовал чисто психологических последствий такой несправедливости (психология как наука тогда еще не появилась), его рассуждения могут быть интересны при рассмотрении проблем профессионального самоопределения.

Деньги — это не только экономическая категория, но и своеобразный аккумулятор человеческих надежд, мечтаний и смыслов. В развитие марксовых идей можно сказать, что держатель капиталов как бы обладает и частичками душ других людей. Но деньги (большие капиталы) позволяют человеку, имеющему их, высвобождать свободное время для гармоничного личного развития.

«Гармонично развитый индивидуум» (по К. Марксу) — это человек,

19

постоянно меняющий свои профессиональные функции, это «суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности», т. е. гармоничность понимается как разносторонность в разных видах труда. «При развитой промышленности работник каждые пять лет будет менять свою профессию», — писал К. Маркс. Примечательно, что на многих западных фирмах (в частности, в современной Германии) трудно сделать карьеру, не овладев смежными профессиями.

Самое страшное «ругательство» для К. Маркса — это «профессиональный кретин», т. е. человек «хорошо знающий только свою профессию, ограниченный ею и не участвующий в жизни общества». Другое «ругательство» К. Маркса — «призвание», оно также ограничивает человека, так как закрепляет его за определенной трудовой функцией. «Признавая призвание, мы вынуждены признать фатальность человеческой жизни, но человек — это творец своей судьбы», — писал К. Маркс. Можно представить себе реакцию К. Маркса, если бы несколько лет назад он попал в тогдашнюю советскую школу, украшенную лозунгами типа: «Ты выбираешь профессию. Помни — это на всю жизнь!»

К. Маркс отмечал, что «главным результатом труда являются не производимые товары, а сам человек в его общественных отношениях». При капитализме появляется много людей, у которых есть возможность использовать свободное время для своего развития, и в этом прогрессивный смысл капитализма (по сравнению с предшествующими формациями). Но все это происходит за счет эксплуатации других людей (которые свое время тратят на изнурительный труд для обеспечения своего существования). Предполагалось, что при социализме у большинства людей будет время для гармоничного развития (в этом главная «крамола» Маркса).

2. Но, как уже отмечалось, К. Маркс не раскрыл именно психологический (личностный) смысл труда. Э. Фромм пытался несколько «психологизировать» К. Маркса, его термин «отчужденный характер», когда человек отделяется от своего дела, от своей деятельности, когда деятельность перестает для него быть личностно значимой, т. е. человек как бы теряет смысл своего труда. Человек просто продает себя на «рынке личностей» (как и у Маркса, человек продает свою рабочую силу). Отчужденный характер — это и есть «рыночная личность», утратившая истинный смысл (смысл для такого человека находится как бы вне труда, например в зарабатывании денег). Но опять неясно, в чем заключается этот смысл. Остается без ответа вопрос, зачем человеку много денег. Как антитезу «отчужденному характеру» Э. Фромм выделяет «неотчужденный характер», когда человек

20

занимается значимой для себя деятельностью, как бы личностно «сливаясь» с ней, но сущность такого человека раскрывается всего лишь через набор «красивых» (хотя и правильных) слов, типа «ориентация на самого себя», «ориентация деятельная, любящая и разумная», «любит то, ради чего он трудится, и трудится ради того, что он любит» и т. д.

3. В. Франкл рассматривает разные варианты смыслов («три триады смыслов») и выделяет самый главный из них — смысл страдания, но «только такою страдания, которое меняет человека к лучшему». Правда, до него еще Ф. Ницше писал, что «место человека в обществе определяется теми страданиями, которые он готов за это вынести». Если взять за основу страдание ради самоулучшения, то остается вопрос: в каком направлении улучшаться, к каким идеалам стремиться? И хотя сам В. Франкл и Ф. Ницше дают примерные ориентиры саморазвития, но построение «пространств» выбора все-таки оставляют самому клиенту. В итоге клиент и сам психолог-консультант остаются в растерянности.

4. Дж. Ролз в своей известной работе «Теория справедливости» выделяет «первичное благо» — чувство собственного достоинства. Можно вновь поставить вопрос: зачем человеку деньги, капиталы? Обычный ответ: чтобы покупать вещи, приобщаться к культуре, путешествовать и т. д. Но затем следует еще более интересный вопрос: а зачем все это? Многие обычно затрудняются с ответом, так как ответ кажется очевидным. Попробуем порассуждать в этом направлении. Типичный пример: человек купил дорогую вещь (съездил за границу, «приобщился к культуре, обежав за два часа весь Лувр»), но часто главный смысл для него заключается в том, чтобы рассказать о поездке своим близким и знакомым. Известно, например, что большее удовольствие человек иногда получает не от престижной поездки за границу, а от предвкушения этой поездки, или от рассказов об этой поездке в кругу «друзей», или же от воспоминаний о ней. То есть смысл — не в самой поездке, а вне ее.

Возникает вопрос: а почему так происходит? И зачем тогда нужна эта поездка (эта покупка и т. д.)? Один из наиболее убедительных вариантов ответа: для повышения чувства собственной значимости. Таким образом, даже не деньги (и приобретаемые на них блага) становятся главным смыслом: деньги — это одно из средств для повышения чувства собственного достоинства. Но все это означает, что часто при выборе профессии (наиболее престижной и денежной) человек либо сознательно, либо интуитивно ориентируется на то, что может дать ему профессия для повышения чувства собственной значимости. Если

21

отбросить обиды и возмущения по поводу приведенных выше рассуждений, то выделение чувства собственного достоинства как «исходной» категории позволит лучше понимать многих клиентов, их «первичные», более сущностные представления о ценностях и благах, а значит, и о смыслах своей профессиональной жизни.

5. Если попытаться несколько развить идею «первичного блага» и чувства собственного достоинства, то можно выделить еще один вариант смысла — стремление к элитарности. Известно, что многие люди (подростки и их честолюбивые родители) часто мечтают попасть «из грязи в князи» (в том числе и через «удачно» выбранную профессию, и через «удачное» трудоустройство). Это особенно важно в эпохи социально-экономических преобразований и потрясений, когда на первый план выходят не творческие, высококвалифицированные специалисты, эффективно работающие в более стабильных условиях, а так называемые авантюристы, которые обладают талантом не столько хорошо работать, сколько хорошо устраиваться (или, точнее, подстраиваться под меняющуюся конъюнктуру рынка труда). Идея авантюризма сейчас очень популярна среди самоопределяющейся молодежи.

В. А. Поляков в своей известной книге «Технология карьеры» откровенно выделяет две главные цели (мы бы сказали — два смысла) при построении «успешной» карьеры: первое — добиться «высокого положения в обществе», второе — добиться «высокого дохода».

Конечно, элитарные ориентации в профессиональном самоопределении предполагают не только «престиж» и «высокий заработок», но и действительно творческое построение своей жизни, стремление к высшим человеческим идеалам и ценности. Проблема лишь в том, как разобраться, где подлинные ценности, а где мнимые, где элита, а где псевдоэлита.

2.4. Схема построения личной профессиональной перспективы
(ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели
профессионального самоопределения

Данная схема является попыткой конкретизировать понятие «профессиональное самоопределение», перейти от общих рассуждений к такому варианту, который можно было бы использовать и в практической работе, и при разработке новых методов профориентации. Данная схема ЛПП основана на схеме, предложенной Е. А. Климовым, и существенно дополнена ценностно-смысловыми компонентами (см. табл. 1).

22

В левой части таблицы — компоненты схемы построения ЛПП, а в правой — соответствующие вопросы для работы с клиентами. Если работа проводится с классом, то каждый вырывает обычный тетрадный листочек, подписывает его, проставляет номер очередного вопроса и сразу же выписывает ответ (обычно на весь опросник затрачивается около 25—30 минут). После этого результаты определенным образом обрабатываются (см. ниже).

Если это индивидуальная профконсультация, то психолог-консультант может использовать вопросы схемы построения ЛПП в беседе с клиентом. Обращаем внимание на то, что предпочтительнее ориентироваться на сами компоненты, которые, во-первых, полнее по своему содержанию и, во-вторых, в большей степени учитывают позитивные характеристики ситуации данного клиента (например, в вопросе 8 справа спрашивается о недостатках, а слева — о возможностях и достоинствах клиента). Естественно, и в опроснике для работы с классом, и в индивидуальной беседе-профконсультации формулировка вопросов может видоизменяться при сохранении главного их смысла.

Таблица 1

Литература

1. Берг В. Карьера — суперигра. — М.: АО Интерэксперт, 1998. — 272 с.

2. Зеличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 4. — С. 33—43.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.

4. Поляков В. А. Технология карьеры. — М.: Дело ЛТД, 1995. — 128 с.

5. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 246 с.

6. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

8. Фромм Э. Человек для себя. — Минск: Коллегиум, 1992. — 253 с.

30

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОСТРАНСТВА» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — М.: Прогресс, 1988. — 400 с.

2. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3. С. 21—28.

3. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.

4. Розин В. М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 98 —105.

5. Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А. А. Кроника. — М.: Школа-Пресс, 1993. — 112 с.

4. СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ НА РАЗЛИЧНЫХ
ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА

Понятие «оптант»

Оптант (от лат. optantis — желающий, выбирающий) — это человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения. Наиболее характерна такая ситуация для подростка, когда выбор профессии, самоопределение в более широком смысле становятся важнейшим личностным новообразованием этого возраста. Но, как отмечает Е. А. Климов, в ситуации оптанта может оказаться и взрослый человек, например безработный. Таким образом, оптация — это определенный этап профессионального самоопределения, связанный с выбором профессии, учебного заведения или места работы.

Но поскольку человек в течение жизни совершает те или иные выборы, то оптантом он бывает не один раз. И все-таки оптация подростка отличается от оптации безработного или от ситуации зрелого работника, которому предлагают сделать ответственный выбор, например занять или не занимать руководящий пост.

Различные авторы, выстраивая периодизации развития субъекта труда, по-разному определяют границы возраста, связанного с выбором профессии. Например, Е. А. Климов считал, что оптация соответствует периоду от 11—12 до 14—18 лет. А вот американский автор Дж. Сьюпер соотносит исследовательскую стадию, когда происходит проба сил в разных видах учебной и профессиональной деятельности, с периодом от 14 до 25 лет. Получается, что и периодизация должна отражать конкретную культурно-историческую ситуацию в данной стране. В США период выбора профессии более длительный, потому что в богатой стране можно позволить себе не торопиться с началом

37

трудовой деятельности, и наоборот, в отсталой стране обычно призывают поскорее включать детей в реальные (не учебные!) трудовые процессы. Голландский автор Б. Ливехуд считает, что заставлять детей 14—15 лет работать — это «преступление».

Применительно к ситуации современной России (РФ) следует констатировать, что периодизации, отражающей реальную ситуацию, на сегодняшний день нет. И опять возникает необходимость либо строить такую периодизацию (но в условиях быстрого изменения социально-экономической ситуации это сделать сложно), либо искать «универсальные» периодизации развития субъекта профессионального самоопределения.

4.2. Помощь различным образовательно-возрастным
группам населения в профессиональном самоопределении

Если все-таки выделить специфику профориентационной помощи разным группам самоопределяющихся клиентов, то даже применительно к подростковому возрасту такая помощь меняется в зависимости от многих факторов. Например, для учащихся невыпускных классов, когда ситуация с конкретным выбором не является столь актуальной, можно больше внимания уделить формированию самой готовности к самоопределению (и главное внимание можно сосредоточить на формировании ценностно-смыслового ядра самоопределения).

В выпускных классах, особенно в последние месяцы обучения, больше внимания следует уделить конкретному выбору. Конечно, многие к этому времени уже «сориентировались», но опыт показывает, что значительная часть подростков все-таки нуждается в помощи (уточнение выбора, выбор специализации в конкретном учебном заведении, морально-эмоциональная поддержка и т. д.).

Если выделить специфику профконсультационной помощи взрослым людям, то прежде всего надо учитывать имеющийся у них опыт работы, а также богатый жизненный опыт. Для большинства клиентов служб занятости (в условиях развала экономики) за неимением достойных их опыта и образования вакансий часто оказывается важным ценностно-смысловая и морально-эмоциональная поддержка. Например, если такому человеку предлагается работа, унижающая его профессиональное достоинство, то задачей профконсультанта становится помощь в обретении смысла и в таком выборе (за неимением лучшего), ведь жизнь все-таки продолжается. В. Франкл писал, что даже в фашистском концлагере при выполнении бессмысленной

38

работы нужно было обрести смысл не только для того, чтобы выжить, но прежде всего для того, чтобы остаться человеком.

4.3. Психологические проблемы профессионального образования
и переподготовки кадров

Профессиональное образование (и последующее повышение квалификации) — это важный этап развития субъекта не только труда, но и профессионального самоопределения. Очень часто профконсультант реально помогает школьнику выбрать и профессию, и конкретное профессиональное учебное заведение, поэтому обращение к проблеме профессионального образования важно для лучшего понимания сущности профориентационной помощи.

Говоря о сущности профессионального образования, А. К. Маркова выделяет три основных момента: 1) овладение знаниями и умениями, на основе которых формируются мировоззрение и другие качества личности работника; 2) активное взаимодействие между учителем и учеником (студентом, слушателем); 3) активность самого обучающегося по освоению будущей профессии.

Основными стратегиями профессионального образования являются (по А. К. Марковой): 1) стратегия развития и доразвития нужных профессионально важных качеств (ПВК); 2) стратегия жесткого формирования ПВК; 3) стратегия мягкого формирования ПВК, позволяющего варьировать эти качества и осуществлять индивидуальный подход к ученикам; 4) стратегия коррекции ПВК (целесообразна для уже имеющих профессиональный опыт специалистов в ходе повышения их квалификации).

З. А. Решетова, развивая идеи П. Я. Гальперина, считает, что в профессиональном обучении важно формировать обобщенную ориентировку работника в целях, предмете и средствах выполнения производственных задач определенного типа. Для этих целей используются специально разрабатываемые ориентировочные технологические карты. Правда, эффективность подобных разработок подтверждена в основном на рабочих про<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.