Традиционно выделяемые факторы выбора профессии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Традиционно выделяемые факторы выбора профессии

2023-01-01 26
Традиционно выделяемые факторы выбора профессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Е. А. Климов выделяет основы профессионального выбора и называет три главные составляющие — «три кита» профориентации: 1) учет желания работать по данной профессии («хочу»); 2) учет способностей и возможности освоить данную профессию, а также способности продуктивно работать в дальнейшем («могу»); 3) учет потребностей народного хозяйства в выбираемой профессии («надо»). Правда, в последнее время уместнее говорить о потребностях не народного хозяйства, а рынка, что воспринимается большинством современных подростков с полным пониманием.

Выделяются (по Е. А. Климову) и более конкретные факторы выбора профессии, которые определяет учет: 1) своих интересов и склонностей; 2) способностей; 3) престижности выбираемой профессии; 4) информированности о ней; 5) позиции родителей; 6) позиции одноклассников, друзей и сверстников; 7) потребностей производства (рынка), 8) наличие определенной программы действий по выбору и

25

достижению профессиональных целей — с учетом ЛПП. ЛПП считается удачной, если строится с учетом всех перечисленных факторов. В работе со школьниками факторы выбора профессии изображаются в форме восьмиугольника, а при оценке (или самооценке) ситуации профессионального выбора линиями обозначаются связи ЛПП с теми или иными факторами (например, если ЛПП строится без учета данного фактора, то линия не проводится). В таком виде «восьмиугольник основных факторов выбора» наглядно отражает консультируемого подростка и помогает ему уточнить свои профориентационные проблемы.

А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, позволяющих не только анализировать конкретную трудовую деятельность, но и выделять основные мотивы выбора тех или иных профессий.

Внешние факторы.

1. Давление: рекомендация, советы, указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.; требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи и т. д.); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности и т. д.).

2. Притяжение — отталкивание: примеры, подаваемые непосредственным окружением человека, другими людьми; обыденные эталоны социального преуспевания (мода, престиж, предрассудки).

3. Инерция: стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений).

Внутренние мотивационные факторы.

1. Собственные мотивационные факторы профессии: предмет труда; процесс труда (привлекательный — непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие — однообразие деятельности, детерминированность — случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный — коллективный труд, возможности развития человека в данном труде); результаты труда.

2. Условия труда: физические (климатические, динамические характеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов); организационные условия (самостоятельность — подчиненность, объективность — субъективность в оценке труда); социальные условия (трудность — легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный — ограниченный режим; социальный микроклимат).

26

3. Возможности для реализации внепрофессиональных целей: общественной работы; желаемого общественного положения; создания материального благополучия; отдыха и развлечений; сохранения и укрепления здоровья; психического самосохранения и развития; общения.

Выделение (и осознание) подобных факторов позволяет профконсультанту и клиенту лучше понять, чем именно определяется их конкретный профессиональный и жизненный выбор.

2.6. Приоритеты профориентационной работы
в современных условиях

Выделенные приоритеты имеют смысл только на фоне традиционной профориентационной помощи. В данном случае приоритет — это поиск нового, рискованного варианта помощи в изменяющихся условиях. Но такой поиск может быть и неудачным, поэтому традиционные (и в чем-то даже устаревшие) формы работы являются своеобразной подстраховкой на случай неудачи. Это гарантия того, что хоть какая-то минимальная помощь клиенту (учащемуся) будет оказана. Напомним, что традиционно выделяются следующие направления профориентационной помощи: профинформация, профреклама, профагитация, профпросвещение, профессиональная диагностика (профотбор, профподбор), профконсультация, помощь в трудоустройстве и т. д.

На этом фоне выделяются приоритетные направления творческого поиска профконсультанта:

1. Помощь самоопределяющемуся подростку в адаптации к реальным соцально-экономическим условиям рынка. Даже тогда, когда неясно, что за рынок построен в Российской Федерации, выпускнику школы надо предложить оптимальный вариант нахождения своего места в обществе. Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея «опережающей профконсультации», которая не только ориентировала бы на то, что есть сейчас, но и обеспечивала бы хоть какое-то прогнозирование изменения общества.

2. Формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Важнее, чем помощь в конкретном выборе, оказывается формирование самой способности совершать разные профессиональные и жизненные выборы. Клиента следует ориентировать на возможное позитивное изменение ситуации (формирование социального оптимизма). В идеале — это формирование стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации

27

(формирование «действенного социального оптимизма»). Все это связано и с оптимизмом по отношению к себе (идея своей «миссии», собственного предназначения в этом мире). Но «действенный социальный оптимизм» и вера в свое предназначение обязательно должны сочетаться со способностью адаптироваться в реальном мире.

3. Формирование морально-волевого «тыла» самоопределяющегося человека. Идея такого «тыла» подсказана самой профконсультационной практикой. Иногда самоопределяющийся человек рассуждает примерно так: «Сначала я должен чего-то добиться в этом мире (приобрести престижную и хорошо оплачиваемую профессию, устроиться, купить то-то и то-то), а затем можно заняться и любимым делом...» Правда, далеко не все потом действительно занимаются своим любимым делом, так как бизнес сильно затягивает и накладывает отпечаток на всю жизнь человека. (Часто такие люди пытаются реализовать себя в своих детях.)

«Тыл» понимается как основа самостоятельности, творчества и совести (хорошо быть честным и порядочным, когда есть надежные «тылы»), как условие действительно значимого дела жизни. Варианты «тылов» могут быть самые разные: хорошее образование (раньше значок о высшем образовании вообще называли «поплавком»), воспитание, богатые родственники, связи, коммуникативные способности, место проживания и т. п. К тыловым ресурсам можно отнести и умение входить в социально-профессиональную или учебно-профессиональную среду (в профессиональную тусовку).

Для многих молодых людей вхождение в социально-профессиональную тусовку — прекрасный вариант обеспечения «тылов» для успешной карьеры. Специалист в тусовке имеет гораздо больше шансов для успешной карьеры, чем специалист, который гуляет (работает) сам по себе. Что-то аналогичное есть и в преступной среде, ведь вор в законе — это, прежде всего, вор в своей тусовке. При этом сначала важно быть принятым в такую тусовку (стать студентом в тусовке или специалистом в тусовке). Но затем, если у работника (студента) появится истинная потребность творить, проявлять свое достоинство, может возникнуть другая проблема — безболезненного выхода из тусовки, ведь известно, что социально-профессиональная среда ограничивает профессионала в развитии. Часто на первый план в тусовке выходят не профессионализм, а такие качества, как «яркость», эффектная скандальность, склочность или же не понятно на чем основанная харизматичность (члены тусовок любят, когда кто-то из их среды обладает особыми качествами).

И тогда важнейшим профессиональным выбором станет поиск путей

28

подлинной самостоятельности через преодоление общественного мнения, выход из тусовки и обретение качественно иного психологического тыла. Может, именно с этого момента человек по-настоящему и становится субъектом профессионального самоопределения?

4. Формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху (часто это бывает неизбежно). Надо сразу разграничить внутренний компромисс и сделку с совестью: сделка с совестью — это уступка в значимой ценности (в чем-то святом), а внутренний компромисс — это искусство уступать в малом, несущественном. Это чем-то напоминает «психосоциальный мораторий» (по Э. Эриксону), когда молодой человек уже готов что-то сделать, но общая ситуация ему не позволяет реализовать себя в каком-то поступке. Таких психосоциальных (или психопрофессиональных) «мораториев» на протяжении трудовой жизни у каждого самоопределяющегося человека бывает немало.

5. Формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности. Главное здесь — построение системы (иерархии) ценностей и смыслов вокруг чего-то самого важного для данного человека. Именно построение такой иерархии смыслов станет важнейшим условием отличения существенной ценности (святыни) от менее существенной ценности, т. е. условием совершения достойного внутреннего компромисса.

6. Подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса. Сам кризис понимается как условие личностного роста (как своеобразный шанс стать лучше). Традиционно выделяют нормативные и ненормативные кризисы. Нормативные кризисы — это кризисы, через которые проходит большинство людей (например, возрастные кризисы). Ненормативное — это отдельные сложные жизненные события, сильно влияющие на всю дальнейшую жизнь человека (например, болезнь, переезд, смерть близкого, увольнение и т. п.).

Сама реализация кризиса как шанса может рассматриваться трояко: 1) как реализация чего-то неизбежного, почти предопределенного (нормативный шанс); 2) как реализация незапланированной жизненной сложности (проблема готовности к сюрпризам жизни); 3) как самостоятельное усложнение жизненной ситуации, т. е. не столько ожидание шанса или реагирование на него, сколько создание шанса (более творческая позиция для неугомонных, ищущих людей).

Проблемой для профконсультанта (или педагога-психолога в школе)

29

является ответ на вопрос, как предотвратить деградацию личности в момент жизненного испытания и обеспечить переход человека на более высокий уровень самоопределения и личностного развития (т. е. как научить человека воспользоваться своим шансом). Эта проблема связана с другой: какими психолого-педагогическими средствами все это обеспечить?

Общая логика реализации выделенных приоритетов:

дальнейшая теоретическая проработка проблемных направлений развития профориентационной помощи;

разработка новых (приоритетных) методик;

включение новых методик в контекст традиционных форм и методов профессионального самоопределения;

постоянная корректировка этих методов в зависимости от изменения ситуации.

Контрольные вопросы

1. Профессиональное самоопределение — это процесс или результат? Почему?

2. В чем смысл профориентационной помощи?

3. Что такое ЛПП?

4. Какой смысл для профконсультационной помощи имеет выделение и осознание факторов профессионального выбора? Приведите примеры основных факторов выбора. Почему именно эти факторы являются основными? Могут ли у разных людей быть разные основные факторы выбора?

5. Должен ли профконсультант помогать человеку самоопределиться в условиях откровенной диктатуры или даже фашизма?

Литература

1. Берг В. Карьера — суперигра. — М.: АО Интерэксперт, 1998. — 272 с.

2. Зеличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 4. — С. 33—43.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.

4. Поляков В. А. Технология карьеры. — М.: Дело ЛТД, 1995. — 128 с.

5. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 246 с.

6. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

8. Фромм Э. Человек для себя. — Минск: Коллегиум, 1992. — 253 с.

30

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОСТРАНСТВА» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.