Проблема «модели специалиста» профконсультанта — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Проблема «модели специалиста» профконсультанта

2023-01-01 64
Проблема «модели специалиста» профконсультанта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иногда перед психологами возникает интересный вопрос: чем они как специалисты принципиально отличаются от психологов-любителей? Возможно, с постановки этого вопроса по-настоящему и начинается развитие профессионала.

77

Примером эффективной профориентационной помощи психолога-любителя может быть помощь в выборе профессии матери своему сыну или взаимная помощь в информировании о профессиях и учебных заведениях, в морально-эмоциональной поддержке и даже в трудоустройстве одноклассников.

И все-таки можно выделить основные отличия психолога-специалиста от психолога-любителя:

1. Теоретическая база специалиста. Его знания систематизированные, обобщенные, и, кроме того, у специалиста постепенно вырабатывается особый стиль мышления. Любитель может похвастаться, что прочитал всего З. Фрейда, и даже привести красивые примеры из его книг, но суть идей З. Фрейда он скорее всего не понял, так как не знает других корифеев психологии и поэтому ему сложно оценить роль З. Фрейда в психологии и во всей культуре.

2. Использование психологом-профессионалом специальных средств — методик, которые расширяют возможности психолога, а иногда и подстраховывают его, например когда психолог просто устает (любитель часто опирается на свое природное обаяние и жизненный опыт).

3. Особая ответственность психолога-специалиста. Любитель обычно берет всю ответственность на себя, а задача психолога сложнее — сформировать чувство ответственности у самоопределяющегося подростка.

4. Психолог-специалист обычно включен в профессиональное сообщество, и у него развивается профессиональное самосознание и самоуважение, тогда как психолог-любитель чаще всего лишен стабильных контактов с психологами и варится в собственном соку (даже если увлекается психологией и читает психологическую литературу). Включение в сообщество (в профессиональную тусовку) позволяет психологу-специалисту обмениваться опытом с коллегами (особенно при неформальном общении), быть в курсе методических новинок, а также получать морально-эмоциональную поддержку в случае неудач на работе.

5. Наличие у специалиста диплома и различных сертификатов, чего лишен любитель. Заметим, что для многих клиентов важно, чтобы с ними работал дипломированный специалист.

6. Особый профессиональный такт, развитая профессиональная и человеческая этика у психолога-специалиста, суть которой состоит в том, чтобы не лишать человека права быть субъектом своих выборов. Любители в большинстве случаев демонстрируют тем людям, которым

78

они помогают, собственную «уверенность» и «напористость», заявляя: «Будь спокоен! Положись на меня!»

7. Способность настоящего специалиста к саморазвитию (даже без специально организованных «переподготовок» и «учеб» за счет организации).

8. Способность психолога-профессионала к самосохранению, т. е. развитая профессиональная психогигиена труда, которой, к сожалению, специально почти не обучают в вузах.

9. Иммунитет против ненаучных, популистских методов, например против использования в работе с клиентами методов астрологов и гадалок. Хотя иногда для установления доверительного контакта с «астрологически ориентированными» клиентами было бы неплохо продемонстрировать свои знания в этих областях (например, как бы невзначай заявить, что читали труды такого-то авторитета и были на лекциях такого-то), но только для того, чтобы потом перевести профконсультацию в русло научно-практической традиции.

Для понимания того, кем является «настоящий профконсультант», можно обратиться к понятию «модель специалиста». А. К. Маркова выделяет такие составляющие «модели специалиста», как: а) профессиограмма деятельности специалиста; б) профессионально-должностные требования (ПДТ); в) квалификационный профиль (требования по разрядам, категориям).

При построении «модели специалиста» выделяют также следующие варианты модели:

1. Модель реально действующего, «готового» специалиста, которая включает в себя модель деятельности специалиста (в ней определяются цели, задачи, действия, операции) и модель личности специалиста (в ней выделяются профессионально важные качества — ПВК).

2. Модель подготовки специалиста. Эти модели могут быть очень разными в зависимости от опыта обучающегося (или переобучающегося) специалиста.

Заметим, что обычно, когда психологи говорят о специалисте такой-то профессии, то больше внимания обращают именно на его качества. Для психолога обычно считаются важными коммуникативность, психическое здоровье, знание своего дела, жизненный опыт и даже остроумие (по оценкам и пожеланиям многих студентов). Но если бы отбор на профессию «психолог» осуществлялся только по этим качествам, то скорее всего такие люди, как З. Фрейд, известный своим неуживчивым характером, были бы сразу же «забракованы».

Таким образом, есть, видимо, что-то гораздо более важное, чем просто необходимые качества. Для целого ряда творческих профессий

79

важны мировоззренческая позиция, способность находить смысл в данной профессиональной деятельности, наконец, готовность совершить в рамках данной деятельности личностный поступок, будь то научное открытие или воля для противодействия профессиональным стереотипам своей «тусовки». Особенно это относится к гуманитарным профессиям, включая и профессию психолога-практика.

При рассмотрении вопроса, каким должен быть специалист по профессиональному самоопределению, можно обратиться к проблеме имиджа психолога-профконсультанта. Можно поставить вопрос так: должен ли психолог-профконсультант быть узнаваемым по каким-то специфическим признакам? Скорее, да, так как это тоже творческая профессия (а творцы любят выделяться, им это помогает в работе); сам образ также способствует решению проблемы клиента (устанавливается большее доверие, клиент не тратит времени на выяснение того, «настоящий» перед ним психолог или «не настоящий»).

Следующий вопрос: какие признаки (или какое поведение) определяют имидж «настоящего» профконсультанта? Многое зависит от того, что это за психолог: а) если он всего лишь «делает деньги», то должен «нравиться» своей клиентуре (как, например, это делают многие «целители» и «психотерапевты»), для чего нужно выглядеть «экстравагантным»; б) если профконсультант работает в организации или фирме, где свои правила поведения и стиль одежды, то придется соответствовать этим правилам; в) если психолог служит идее, то обычно он держится скромнее; г) если профконсультант сам в себе не разобрался, то он обычно пробует разные варианты поведения (может, сама одежда и пробное поведение подскажут ему, как найти свой образ профессионала).

Имидж (авторитет, образ) профконсультанта может формироваться разными путями:

1. Стремлением к внешнему сходству с «настоящим» специалистом (каким видят его многие клиенты и коллеги-психологи, слава богу, всегда есть множество примеров для подражания).

2. Успешная помощь клиентам также способствует повышению авторитета психолога-консультанта, у которого со временем может появиться «имя», о таком профконсультанте «узнают» и хотят работать именно с ним.

3. По поводу некоторых профконсультантов может существовать особое общественное мнение, хотя сами они ничем не выделяются. Как известно, в некоторых организациях или в определенной среде потенциальных клиентов хотят, чтобы у них работало побольше «выдающихся» специалистов.

80

Проблема имиджа заключается в том, что сам профконсультант, с одной стороны, как бы разрывается между стремлением соответствовать некому профессиональному стереотипу (чтобы вызывать доверие у клиентов, нравиться начальству и застрявшим в своем развитии коллегам-психологам), а с другой стороны, профконсультант — это творческая профессия, предполагающая творчество не только в мыслях, но и в поведении.

В любом случае на начальных этапах профконсультирования лучше соответствовать имиджу «настоящего специалиста» (не разочаровывать клиентов), а на последующих этапах работы стараться быть самим собой. Самое печальное, когда профконсультанту так понравится «производить впечатление» на очередного клиента, что он уже не в состоянии выйти из своего профессионального стереотипа, чем лишает себя возможности развиваться в избранной профессии.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.