IV. Грядущая человеческая природа — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

IV. Грядущая человеческая природа

2023-01-02 28
IV. Грядущая человеческая природа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Накапливается все больше свидетельств того, какую психологическую нагрузку создает жизнь в улье, где опыт поведенческой инженерии надзорного капитала приходит в столкновение с вызревавшим столетия человеческим импульсом к самоизобретению. Исследователи уже дают ответы на два ключевых вопроса: Какие психологические процессы доминируют в улье? Каковы индивидуальные и социальные последствия этих процессов? Согласно 302 наиболее значимым научным количественным исследованиям, посвященным взаимосвязи между использованием социальных сетей и психическим здоровьем (большинство из них было проведено после 2013 года), психологический процесс, который сильнее всего характеризует опыт пользования Facebook, – это то, что психологи называют «социальным сравнением»[1180]. Обычно оно считается естественным и практически автоматическим процессом, действующим за пределами осознания, «по сути навязанным человеку его социальным окружением»: мы применяем оценочные критерии, молчаливо усвоенные из нашего общества, общины, группы, семьи и друзей[1181]. Как отмечается в одном обзоре исследований, «первоначальная всеобъемлющая оценка сходств между другими и самим собой делается почти мгновенно в первый же момент встречи с ними»[1182]. По мере того как мы в нашей жизни сталкиваемся с другими людьми, мы естественным образом сравниваем себя с ними на предмет сходств и различий – Я такой же, как ты. Я не похож на тебя – подсознательные восприятия, которые переходят в суждения – Я лучше тебя. Ты лучше меня.

Исследователи начинают понимать, как именно эти автоматические человеческие процессы взаимодействуют с меняющимися условиями каждой исторической эпохи. На протяжении большей части человеческой истории люди жили в небольших общинах и, как правило, были окружены другими людьми, очень похожими на них самих. Социальные сравнения в рамках таких однородных сообществ вряд ли влекли за собой серьезный психологический риск. Исследования показывают, что распространение телевидения во второй половине XX века радикально увеличило интенсивность и негативные аспекты социального сравнения, ярко показав существование другой и более обеспеченной жизни, резко отличающейся от твоей. Одно исследование показало рост количества краж по мере распространения во всех слоях общества телевидения, которое знакомило людей с потребительскими благами и пробуждало стремление к ним. Родственная проблема заключалась в том, что повышение доступности телевизионных передач, изображающих изобилие, привело к «переоценке богатства других людей и росту неудовлетворенности собственной жизнью»[1183].

Социальные сети знаменуют собой новую эру в том, что касается интенсивности, плотности и повсеместности процессов социального сравнения, особенно для самых юных из нас, которые «почти постоянно в сети» в тот период жизни, когда идентичность, личность и моральные установки находятся еще в процессе становления. Психологическое цунами социального сравнения, вызванное распространением социальных сетей, беспрецедентно. Если телевидение усилило неудовлетворенность жизнью, то что произойдет в бесконечных пространствах социальных сетей?

И телевидение, и социальные сети лишают нас реальных встреч, в ходе которых мы можем прикоснуться к внутреннему миру другого и поделиться чем‑то из своего, создавая тем самым определенные нити общности. Однако в отличие от телевидения социальные сети подразумевают активную самопрезентацию, для которой характерна «инфляция профиля», когда биографические данные, фотографии и обновления выстраиваются так, чтобы подавать себя все более изумительным, в ожидании роста популярности, самооценки и счастья[1184]. Инфляция профиля понижает самооценку человека, когда он сравнивает себя с другими, что затем приводит к дальнейшей инфляции профиля, особенно в рамках более крупных сетей, включающих больше «далеких друзей». Как показало одно исследование, «расширение своей социальной сети путем добавления ряда далеких друзей в Facebook может иметь пагубный эффект, вызывая у пользователей отрицательные эмоции»[1185].

Одним из последствий новой плотности триггеров социального сравнения и соответствующих петель отрицательной обратной связи является психологическое состояние, известное как FOMO (fear of missing out, страх упустить что‑то важное). Это форма социальной тревоги, определяемая как «неприятное и порой всепоглощающее ощущение, что <…> другие делают, знают или обладают чем‑то большим или лучшим по сравнению с вами»[1186]. Она характерна для молодых людей и ведет к плохому настроению и низкому уровню удовлетворенности жизнью. Исследования связали FOMO с навязчивым использованием Facebook: люди, подверженные FOMO, непрестанно проверяли свою ленту Facebook – во время еды, за рулем, только что проснувшись или перед самым сном и так далее. Это навязчивое поведение призвано принести облегчение в виде социального одобрения, но, как и следовало ожидать, порождает лишь больше беспокойства и новые усилия[1187].

Социальное сравнение может заставить людей делать то, что они иначе бы не сделали. И эксперименты Facebook, и дополненная реальность Pokémon Go используют взаимную видимость и неизбежно связанный с ней запуск процессов социального сравнения для успешной подстройки и понуждения. Оба проекта иллюстрируют то, как некогда естественные психологические процессы перенаправляются на повышение эффективности «социального давления», которым восторгался Пентленд, что позволяет массово модифицировать поведение. «Хочу быть как ты» активирует социальное давление, поскольку риск различия и отчуждения угрожает негативным социальным сравнением.

Что мы знаем о том, какие последствиях для психического здоровья имеет социальное сравнение, так притягательное для пользователей Facebook, особенно молодых? Большая часть исследований, направленных на понимание причинно‑следственных связей в пользовательском опыте, проводилась с участниками студенческого возраста, и даже краткий обзор нескольких ключевых исследований рисует мрачную картину того, как подростки и молодые взрослые мечутся по этим оцифрованным социальным территориям в поисках доказательств своего существования. Исследование, проведенное в 2011 году, показало, что самооценка пользователей социальных сетей, которым показывали изображения «красивых пользователей», понижалась в сравнении с теми, кому показывали менее привлекательные изображения профиля. Мужчины, которым показывали профили других мужчин с высоким карьерным статусом, чаще оценивали свои собственные занятия как неадекватные, по сравнению с теми, которые видели профили менее успешных мужчин[1188]. К 2013 году исследователи обнаружили, что использование Facebook может предсказать отрицательные сдвиги как в текущем сиюминутном самоощущении молодых людей, так и их удовлетворенности жизнью в целом[1189]. В том же году немецкие исследователи обнаружили, что «поразительное <…> богатство социальной информации», представленное в Facebook, создает «основу для социального сравнения и зависти в беспрецедентных масштабах». Их работа показала, что «подписка» в Facebook усугубляет чувство зависти и снижает удовлетворенность жизнью. Более 20 % всех недавних эпизодов зависти, о которых вспомнили студенты в этом исследовании, были вызваны воздействием Facebook[1190].

Трехэтапное расследование 2014 года показало, что просмотр профилей в Facebook в течение продолжительного времени приводит к ухудшению настроения сразу после этого. Затем, поразмыслив, эти пользователи чувствовали себя еще хуже, поняв, что впустую потратили свое время. Вместо того чтобы выйти, они обычно снова принимались за просмотр в надежде почувствовать себя лучше, рассчитывая на внезапный и чудесный поворот судьбы, который оправдал бы прошлые страдания. Этот цикл не только приводит к нарастанию социального сравнения и зависти, но также связан с симптомами депрессии[1191].

Самообъективация, идущая рука об руку с социальным сравнением, связана и с другими психологическими рисками. Сначала мы представляем себя как доступные для наблюдения наборы данных, а затем начинаем и воспринимать себя как видимое другим «это». Одно исследование 2014 года продемонстрировало пагубное влияние этих циклов обратной связи на ощущение своего тела. Анализ молодых мужчин и женщин, которые использовали Facebook в течение не менее чем шести лет, показал, что, независимо от пола, более активное использование Facebook ведет к тому, что человек начинает больше замечать свое тело. Чувство своей ценности начинает зависеть от твоего внешнего вида и восприятия тебя другими как сексуального объекта. Стыд за свое тело ведет к постоянному циклу манипулирования самопрезентацией в угоду практически незнакомой аудитории «подписчиков»[1192].

Жизнь в улье особенно привлекательна для тех, кто естественным образом ориентируется прежде всего на внешние сигналы, а не на собственные мысли, чувства, ценности и сознание своей индивидуальности[1193]. Если смотреть с точки зрения баланса между собой и другими, то позитивные социальные сравнения не менее пагубны, чем негативные. И то и другое заменяет «нелегкий компромисс» создания собственного «я», способного на взаимность, а не на слияние. Независимо от того, движется ли стрелка вверх или вниз, социальное сравнение – это маховик, приводящий в действие замкнутый контур между тягой к социальному зеркалу и подкреплением этой тяги. И подтверждение своего эго, и его травмирование подгоняют к поиску новых внешних сигналов.

Со временем исследования усложняются в попытке установить причинные механизмы, в силу которых социальное сравнение в социальных сетях оказывается связано с симптомами депрессии и чувством социальной изоляции[1194]. В одном известном трехлетнем исследовании, опубликованном в 2017 году, рассматривались как прямые данные Facebook, касающиеся более чем пяти тысяч пользователей, так и данные самоотчетов об их «социальных сетях в реальном мире». Этот подход позволил провести прямые сопоставления между отношениями в реальном мире и связями в Facebook и четырьмя сферами субъективного благополучия: физическим здоровьем, психологическим здоровьем, удовлетворенностью жизнью и индексом массы тела. «Лайки чужому контенту и переходы к постам друзей, – резюмировали исследователи, – устойчиво связаны с ухудшением благополучия, тогда как количество обновлений статуса связано с сообщениями о проблемах с психологическим здоровьем». Эти связи оказались настолько сильны, что «увеличение на 1 стандартное отклонение по „поставленным лайкам“ <…> „кликнутым ссылкам“ <…> или „обновлениям статуса“ связано с ухудшением самооценок психического здоровья на 5–8 % стандартного отклонения», даже с учетом исходного субъективного благополучия человека. Окончательный вывод исследователей? «Использование Facebook не способствует благополучию <…> Пользователям социальных сетей пойдет на пользу ограничение использования социальных сетей и сосредоточение на реальных отношениях»[1195].

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.