III. Принципы инструментарного общества — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

III. Принципы инструментарного общества

2023-01-02 31
III. Принципы инструментарного общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теория инструментарного общества Пентленда расцветает полным цветом в его книге 2014 года «Социальная физика», в которой созданные им инструменты и методы становятся неотъемлемой частью обширного видения нашего будущего в инструментарном обществе, одержимом данными и управляемом компьютерами. Пентленд превращает допотопную чудаковатую утопию Скиннера в нечто звучащее изощренно, волшебно и правдоподобно, во многом потому, что предлагаемое им резонирует с волнами прикладного утопизма, которые ежедневно омывают нашу жизнь. Завершая то, что не успел Скиннер, Пентленд создает нечто большее, чем обновленную картину бихевиористской утопии. Он обрисовывает принципы полномасштабного инструментарного общества, основанного на повсеместном распространении датчиков и измерении человеческого поведения в целях изменения, контроля и – в свете доминирования надзорного капитализма в сетевой сфере – получения прибыли.

Пентленд настаивает на том, что «социальные явления – это всего лишь совокупности миллиардов мелких взаимодействий между отдельными людьми…». Это ключевой момент, потому что оказывается, что для того, чтобы социальная физика могла заменить собой старый образ мышления, требуется тотальное знание всех этих миллиардов мелочей:

 

Большие данные дают нам возможность рассматривать общество во всей его сложности, посредством миллионов ниточек, протягивающихся от человека к человеку в процессе социального взаимодействия. Если бы у нас было всевидящее око, мы, возможно, могли бы прийти к истинному пониманию того, как устроено общество, и предпринять шаги к решению наших проблем[1094].

 

В этом вопросе Пентленд оптимистичен: тотальное знание уже в пределах досягаемости. По его словам, «уже по прошествии каких‑нибудь нескольких лет мы, возможно, будем располагать невероятно богатыми данными о поведении практически всего человечества – и причем постоянно. Эти данные уже существуют»[1095]. Право на жизнь в будущем времени, а вместе с ним и социальное доверие, властный авторитет и политика передаются Большому Другому и трансцендентным компьютерным системам, которые будут править под бдительным наблюдением группы, которую Пентленд называет «мы». Он никогда не определяет это «мы», которое создает отношения «мы/они», а с ними и эксклюзивность теневого текста и одностороннего зеркала. Это упущение, зияющее во всей его книге. Относится ли это «мы» к касте специалистов по данным, таким как сам Пентленд? К этой касте совместно с собственниками средств изменения поведения?

Его теория направлена на выведение законов социального поведения, сравнимых с законами физики, и Пентленд формулирует два таких закона, которые, по его словам, определяют успех каждого «социального организма». Первый – это качество «потока идей», которое характеризуется «поиском нового», генерирующим новые идеи, и «вовлеченностью», координирующей поведение вокруг лучших из этих идей. Второй – «социальное научение», в ходе которого люди подражают друг другу, пока новые идеи не станут привычками, общими для всего населения. (Социальное научение определяется как математическое отношение, рассчитанное исходя из «того, как состояние объекта влияет на состояния других объектов и наоборот».) Пентленд отмечает, что социальное научение базируется на «статистической физике и машинном обучении»[1096]. Социальный улей призван повторять машинный улей, и с этой целью Пентленд выступает за методы, с помощью которых социальное научение «можно ускорить и формировать под действием социального давления»[1097].

Научные цели социальной физики Пентленда зависят от набора тесно связанных между собой новых социальных норм и индивидуальных адаптаций, которые я резюмирую здесь в виде пяти всеобъемлющих принципов, характеризующих социальные отношения инструментарного общества. Эти принципы перекликаются со скиннеровской социальной теорией поведенчески контролируемого общества, в котором свободу заменяет знание. Рассматривая каждый из них, я сравниваю утверждения Пентленда с собственными формулировками Скиннера по этим вопросам. Как мы увидим, идеи Скиннера, некогда подвергавшиеся всеобщему поношению, теперь определяют этот новый рубеж инструментарной власти.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.