Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-11-14 | 66 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Развитие по своему характеру определенным образом модифицируется в зависимости от того, с какой коммуникативной системой мы имеем дело. Оно может выглядеть и как саморазвитие сюжетных событий, и как эмоциональный процесс, может быть подано как деятельность автора-повествователя. В результате оно приобретает то или иное наклонение — становится драматическим, лирическим или эпическим, сохраняя вместе с тем музыкальную специфичность.
191
Важны также историко-стилевые особенности феномена развития. Для разных эпох он мог иметь различную эстетическую ценность. В предклассическую пору развитие было созвучно идеям «бури и натиска», в музыке классиков — динамичности становления идеи, драматургичности построения целого, у романтиков — идеям психологического реализма, идеям поисков, запечатления эмоциональных процессов, программным, сюжетным тенденциям.
Вместе с тем во всех своих коммуникативных, тектонических и историко-стилевых вариантах развитие остается основным содержанием средних разделов произведений, а в принципе является одной из сторон содержания музыки как вида искусства.
Хотя в теории музыки и не существует строгого определения того, что такое «развитие», все же практика сочинения, исполнения, восприятия и анализа опирается на довольно определенный круг представлений об этом феномене. Дело здесь обстоит примерно так же, как в случае понимания любого другого слова естественного языка, значение которого, однако, говорящие затрудняются определить в строго логической форме. Представления о развитии являются одной из форм скрытого «интуитивного» обобщения множества конкретно слышимых, воспринятых, распознанных музыкальных образцов, в которых слух улавливает эффект развития. Будучи зафиксированы в аналитических описаниях музыки, эти представления в их совокупности дают возможность выявить некоторые общие черты, присущие музыкальному развитию.
|
Коротко перечислим наиболее частые и характерные из них:
динамическое нагнетание, нарастание напряженности музыкального звучания, приводящее к кульминации; эффект тонально-гармонического движения и связанное с ним ощущение напряженности;
учащение в чередовании музыкальных единиц, построений, оцениваемое как ускоряющееся движение к какому-то ожидаемому моменту композиции;
многократное повторение одних и тех же тематических, мелодических образований в разных регистрах, тональностях, тембрах, в разных мелодико-ритмических и фактурных вариантах, в разных сочетаниях с иным материалом — новым или повторяемым;
чередование различных в жанровом, фактурном или каком-либо другом отношении разделов, участков, воспринимаемое как логическое, направленное к определенному (хотя и «неизвестному заранее») исходу; динамическое сопоставление тематических или каких-либо иных музыкальных построений, создающее впечатление драматического столкновения персонажей или борьбы в смысловом поле;
192
постепенное, плавное изменение характера музыки (в сфере ритма, фактуры, инструментовки и т. д.).
Эти типичные случаи, как и их многочисленные варианты, часто характеризуются словами: движение, развитие, варьирование, переход, нарастание, подъем, спад, разработка, работа и т. п.
Во всех таких описаниях, развернутых и кратких, в метафорах и технических терминах отражены две составляющие единство важнейшие стороны развития — сохранение и изменение. Исходя из этого можно дать общее определение развития как целенаправленного движения, изменения и преобразования констант.
Отсюда вытекает необходимость в рассмотрении ряда явлений и понятий, связанных с понятием развития. К ним следует отнести понятия константы и модуса-состояния, линии и автокорреляции, а также более специфические по отношению к музыке понятия тематической работы, тематической репрезентации и др.
|
Отметим прежде всего, что коль скоро развитие вообще предполагает непременное существование того, что развивается, то, значит, в музыке оно требует объективированности, выделенности особых предметов, претерпевающих изменение, трансформацию. Ощущение и осознание развития в развертывании музыкального материала, следовательно, могли появиться лишь при условии выделенности автономного произведения, ограниченного во времени и зафиксированного как нечто отдельное от слушателя и музыканта, как способное развиваться и служить полем, ареной, зеркалом или экраном для развития.
Там, где музыка не отпочковалась от синкретической деятельности, вряд ли могло возникать впечатление собственно музыкального развития. Кто из поющих, например, песню, частушку, наблюдающих пляску, сопровождаемую непрерывно повторяющимся и варьируемым наигрышем, будет видеть развитие в самой музыке! Нет, осознанность феномена музыкального развития требует выделения вниманием специфических предметов, подвергаемых развитию.
Эти музыкальные предметы в их неизменных характеристиках — темы, фактурные фигуры и т. п. — и являются константами.
О модусе речь уже шла в связи с оттенком цитирования, присущим подаче темы вариаций. В данном разделе понятие модуса освещается с еще одной стороны. В соответствии со значением этого слова, указывающего на принятый порядок действий, способ бытия, преходящее состояние, можно назвать модусом ту образную, звуковую, тональную и какую-либо вообще атмосферу, в которую погружен константный музыкальный предмет. Смена демонстрирования музыкальных тем их развитием — это смена экспозиционного модуса разработочным. Смена регистра, оркестровки есть и смена освещения темати-
193
ческого материала. Тема в миноре или мажоре — это тема в разных модусах. Модусы же — суть разные состояния, в которые приходят, приводятся или попадают константы. И потому развитие может быть определено как модуляция констант, как их движение и преобразование.
Существенно, что музыкальный модус воспринимается, осмысливается, оценивается как определенное эмоционально окрашенное состояние музыки в каждый данный момент ее развертывания. За ладовым модусом в конкретном произведении стоит для слушателя тот или иной модус лирического героя, персонажа, повествователя. За сменами темпов, тембров, тональностей ощущается психологическая модуляция.
|
И это не случайно. Модус как конкретная музыкально-технологическая организация звуковой ткани оказывается способом запечатления модуса души. Модусы как музыкально-языковые структуры по существу представляют собой результат обобщения и отражения психических состояний, приобретших значение историко-культурных типов и норм.
Естественно поэтому, что модальная организация звучания способна возбуждать в слушателе сопереживание, достигающее подчас степени полного погружения в психологическую атмосферу музыки, отождествления собственного слушательского состояния с модусом, воплощенным в произведении.
Наиболее глубоким является сопереживание модуса, охватывающего композицию в целом, например крупномасштабные части сонат, симфоний, концертов. Новый модус, новый климат, новую образную тональность, присущую каждой части сонатно-симфонического цикла, слушатель чувствует и в музыке и в самом себе. Минор, мажор, заторможенность или стремительность ритма он ощущает как качества своего настроения. При медленных сменах модуса его внутренний мир как бы облекается в музыкальные формы и модулирует по намеченному композитором плану вместе с подвергающимися развитию музыкальными предметами.
При быстрых же изменениях, на более низких масштабных уровнях оценка характера музыки как некоего состояния может и не подкрепляться сильным сопереживанием. Модус как бы объективируется, приписывается только самим музыкальным предметам, темам, оказывается постоянно меняющейся психологической окраской самого материала. Но эффект развития, движения при этом усиливается.
Итак, с позиций развития модус — это характеристика, которая отражает сиюминутное состояние предмета, находящегося
|
в движении.
Не менее важной для определения понятия развития является линия, образуемая движущимся предметом. Собственно говоря, без линии, как траектории движения, как пути перемещения музыкальной константы в пространстве модусов, немыслимо и само представление о константе, то есть о предмете,
194
остающемся самим собой, о самотождественном, единичном, «о том же самом». При слишком резком перемещении предмета из одной точки пространства в другую, когда восприятие не может зафиксировать пути перемещения, возникает впечатление появления нового предмета, полностью похожего на прежний, но являющегося лишь его двойником. Правда, иногда восприятие, способное моделировать недостающие свойства и характеристики, обеспечивает яркое «видение» пути передвижения даже и в таких случаях, в которых фактически есть лишь мгновенное переключение с одного предмета на предмет-двойник. Этой особенностью восприятия объясняется эффект передвижения букв в световой рекламе, непрерывного движения в толчкообразно сменяющихся кадрах киноленты. Иллюзией восприятия является и впечатление плавности гаммообразного движения при игре на клавишных инструментах, дающих фактически лишь возможность ступенчатого перемещения.
Но эти факты лишь подтверждают лишний раз мысль о том, что феномен линии необходимым образом связан с константностью, с оценкой переместившегося объекта как того же самого. Если же переключение слишком быстро, если расстояние между двойниками (например, звеньями секвенции) слишком велико, то вместо перемещения константы возникает впечатление эха, диалога двух или нескольких голосов. На этом, в частности, и основано явление хорошо изученного в полифонии скрытого многоголосия.
Феномен линии (как и феномен модуса) материализуется в музыкальном звучании самыми различными способами, в самых различных музыкальных субстратах.
Простейшим и наиболее важным случаем является образование линии голоса. Константой голоса является звук, приписываемый сознанием слушателя одному и тому же инструменту, певцу («голосу» в обычном смысле). Перемещения звука с одной высоты на другую (модуляции голоса) или из одной темброво-артикуляционной позиции в другую воспринимаются как движения константы в голосовых модусах и образуют линию. Но линию могут образовать и более сложные музыкальные предметы, например мелодические фигуры, перемещаемые в высотном пространстве в виде звеньев секвенции.
Еще сложнее случаи образования сюжетной линии и возникновения направленного развития без опоры на ассоциации с линией. Последнее возможно только тогда, когда развивающийся объект оценивается не как предмет, а как целая сфера действия, в которой постепенно изменяется некоторое качество. Такое изменение, подобное, например, плавному нарастанию шума дождя, также является целенаправленным, а потому и, создает эффект развития, однако константой этого развития оказывается не предмет, а среда. Ассоциации с линией поэтому здесь весьма слабы, и скорее можно говорить об аналогиях.
|
Музыкальные линии по своим качественным характеристи-
195
кам весьма близки пространственным. Так, например, мелодическая линия характеризуется однонаправленностью, может быть определена как особое «геометрическое место точек», образуется в фактурном пространстве, имеющем три измерения.
И при отчетливых ассоциациях с линиями, и без таковых опорой для восприятия изменений целенаправленных, а не хаотических оказывается принцип автокорреляции. Этот принцип является одним из фундаментальных в восприятий развития как движения констант. Суть его заключается как раз в том, что каждое новое состояние развивающегося музыкального предмета (как и обычного физического), оказывается сопоставимым по количественным характеристикам с предшествующим состоянием, то есть отличается от пего не настолько, чтобы впечатление сохранения предмета как тождественного самому себе уничтожалось ощущением происходящих с ним изменений. Положение передвигающегося предмета, занимаемое им в данный момент, хотя бы частично совмещается, совпадает с положением его в ближайшем предшествующем времени. Тем самым создается впечатление связности линии движения, ее непрерывности, впечатление перетекаемости движущегося предмета в пространстве.
Множественность внутренних факторов, обеспечивающих действие автокорреляционных процессов, настолько весома, что феномен линии может возникать и без реальной связности воспринимаемого движения. Так, ощущение линии оказывается возможным даже в случае разделенного артикуляционными паузами мелодического движения. Гамма или арпеджио при стаккато поэтому все равно образует линию, хотя, конечно, она все же менее слитна.
Можно систематизировать все случаи образования линии, расположив их по степени убывания физической связности и возрастания роли иллюзий, опирающихся на действие внутренних механизмов.
Первым звеном этой цепи является исполнение вокального глиссандо с плавным скольжением, заполняющим полутоновые переходы и притом в помещении с достаточно большой реверберацией. Затем идут случаи ступенчато-прерывного гаммообразного движения (но при сохранении легато) сначала в быстром, а затем во все более медленных темпах, сначала в залах с длительным гулким отзвуком, а затем на открытом воздухе. В самом же конце этой цепочки помещаются такие случаи, в которых реальная физическая связность, слитность отсутствует, но благодаря механизмам памяти, узнавания и отождествления, благодаря инспирированной самим произведением направленной установке линия все же образуется. К ним может быть отнесена практически большая часть процессов развития на композиционном уровне.
Сама цепочка постоянных переходов является условием, способствующим укреплению взаимосвязей между различными
196
формами образования линий развития в музыке. Она, как и многие другие цепочки, соединяет различные сферы музыкального и внемузыкального опыта, что является основой для «переплавки» жизненных впечатлений, значений, смыслов в семантику музыкально-выразительных средств.
Прежде чем переходить к другим основаниям эффекта развития — характеристической музыкальной предметности и принципу вычленения, заметим, что образ линии фиксирует лишь траекторию движения. Он далеко не всегда отражает другие стороны развития, например степень динамичности, а также качественную определенность самого движущегося объекта и происходящих с ним изменений. Поэтому описание развития не может быть исчерпано характеристикой линии. Мы должны обратить внимание и на сами предметы развития.
В мелодической линии движущийся предмет элементарен. Это голос, предстающий перед восприятием в каждый данный момент в форме тона-звука. Лежащий в основе предметности фактурного голоса физический источник — голосовой аппарат человека или инструмент — весьма «осязаем» для слуха. В тембре, громкости и других свойствах звука, в их изменениях, совершающихся на протяжении длительности отдельных звуков, слух улавливает отражение конкретных предметных качеств источника звука — например, в сиплом, хрипловатом звучании — возбужденность, воспаленность голосовых связок, сухость в горле от волнения, при полнозвучии — массивность источника звука, его отзывчивость приемам звукоизвлечения. За этими свойствами ощущается состояние музыканта, его характер, настроенность на определенный музыкальный тонус.
Характеристические свойства голоса при всей их автономии в то же время непосредственно сплавляются с музыкальной интонацией, приписываются самой музыке, то есть воспринимаются, расцениваются также и как особенности фактурной линии, мелодии, темы, переносятся на них.
Эффектами развития средние разделы композиции нередко бывают обязаны оживлению линеарной инициативы голосов. Действенны и скрытые линии, в особенности — соединяющие вершины местных кульминационных волн и подкрепляющие эффект «девятого вала» генеральной кульминации. Важность феномена физической линии голоса, его значение для образования других форм развития трудно переоценить. Но все же самыми важными средствами развития в средних фазах композиции оказываются именно эти другие формы. Они опираются уже не на физическую предметность источника звука, хотя и снимают ее в себе, а на предметность мелодических, фактурных, тематических фигур, способных сохранять самотождественность при развитии и без опоры на постоянный инструментальный или вокальный голос.
Один из наиболее частых видов структур, выполняющих в средних разделах функции развивающегося музыкального пред-
197
мета, — секвенцируемое построение. Индивидуализированность, необходимая для впечатления сохранения «передвигающегося» предмета в секвенции, может быть и не очень высокой. Но поскольку звенья секвенции непосредственно соприкасаются во времени, ощущение сходства обеспечивается и при минимуме характерности. Уже здесь мы имеем дело со специфически музыкальными предметами. Секвенцируемая фигура способна своими собственными средствами обеспечивать себе качество предметности, выражающееся в постоянстве, прочности, отграниченности. Переходя со ступеньки на ступеньку ладотональной лестницы, такая фигура опирается на целый ряд факторов предметности, константности и автокорреляции. Рассмотрим пример (Й. Гайдн. Фортепианная соната № 3, ч. I):
24
Интонационный материал начальных тактов разработки представляет собой развитие и преобразование материала каденции, завершающей экспозицию, и не вызывает впечатления заметного сходства с темами главной и побочной партий. Однако секвенционное движение, сочетающееся с типичным для средних разделов усилением полифоничности, хотя и не является тематическим, все же оказывается вполне достаточным для создания эффекта предметности.
В четвертом — шестом тактах дана трехзвенная секвенция со строгим сохранением рисунка и интервального шага в каждом из голосов, поочередно переступающих с одной высоты на другую. Константой здесь оказывается неизменно повторяющийся высотно-ритмический узор, упорядочивающий в совокупности двенадцать звуков звена секвенции, и стоящая за ним ритмическая система исполнительских движений. Тот факт, что одни и те же руки одного и того же пианиста выполняют три разных по высоте, но сходных по рисунку звена, уже достаточен для ощущения константности и самотождественности перемещающегося вниз построения. Эти три звена воспринимаются как одна, но движущаяся фигура. Ее предметность в сравнении с физической, конечно, достаточно иллюзорна и скорее является тенью других более осязаемых и реальных предметностей. Она впитывает в себя и ощущения моторного стереотипа исполнительских движений, и артикуляционно-фонические краски, связанные с рассредоточенными в разных голосах перерывами лиг, и в целом физическую предметность инструмента. Кроме того, на движущуюся мелодическую фигуру проецируется и образующая весьма слитную линию внутренняя вокализация слушателя,
198
«следящего» с помощью своих связок за движением верхнего «мелодического» голоса es — d — с — h, что позволяет слушателю видеть в музыкальном развитии свое собственное эмоциональное движение.
Усилению эмоционально-лирического оттенка в начале разработки способствует и характер контраста, возникающего на границе экспозиции и разработки. В экспозиции Гайдн в большей мере опирается на противопоставления и сопоставления взаимодействующих игровых реплик, на имитацию различных оркестровых тембров и в целом — на множественность внешней предметной сферы. Конец же экспозиции отмечен ярчайшей игровой фигурой, воплощающей событийную логику неожиданного поворота, вызывающего паузу удивления, осторожные «пробы» возникшей ситуации и решительное возвращение на истинный путь. Вся эта цепочка событий как бы разыгрывается ансамблем актеров, а точнее, ансамблем разных оркестровых инструментов и инструментальных групп. Смены тембров имитируются здесь сменами динамических оттенков, регистров, способов дублировки, артикуляции.
25
По контрасту с ярко оркестровой каденционной формулой звучит первая фраза разработки. Она представляет собой перенесение терцовой дублировки в более низкий и удобный для вокальных «сопереживаний» регистр — будто эхо, отозвавшееся во внутреннем слуховом мире воспринимающего на только что прозвучавший во внешнем игровом пространстве энергичный каданс. Вступает в действие иная психологическая установка —
199
модус эмоционального сопереживания, весьма, впрочем, характерный для средних фаз произведения. Естественно, что коль скоро эмоциональная сторона выходит на первый план, то характерность, предметность, внеположность воспринимаемого музыкального материала снижается в своей значимости для слушателя. Однако даже в этих условиях она все же возникает, и это способствует художественной двойственности восприятия, одновременно объективирующего и субъективирующего слуховой материал. Развитие оценивается здесь поэтому и как движение предметной константы, и как развертывание состояния психики слушателя.
Значительно большими возможностями предметности, характеристичности, объективированности обладают формы собственно тематического развития, к которым мы сейчас переходим.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!