Глава 4. Функции средних разделов музыкальной композиции — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 4. Функции средних разделов музыкальной композиции

2022-11-14 28
Глава 4. Функции средних разделов музыкальной композиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сравнивая средние разделы музыкальных пьес с на­чальными и заключительными, нетрудно прийти к выводу об их гораздо большем функциональном разнообразии. Если ком­позиционные функции начальных разделов чаще всего оказы­ваются вступительными и экспозиционными, а заключитель­ные — репризными и завершающими, то назначение средних фаз совершенно невозможно уложить в одно-два определения.

Многообразие функций порождает и множество средств их реализации, вызывает многообразие особенностей изложения и развития материала, свидетельствует о множественности гене­тических предпосылок, жанровых черт и истоков средних раз­делов. Это разнообразие в общем схватывается существующей в теории типологией средних частей. Авторы исследований, учеб­ников выделяют около десятка разновидностей. К ним отно­сятся — развивающая часть, середина, контрастирующая часть, интермедия, трио, эпизод, разработка, связка, ход, переход.

В целом же мы имеем дело с достаточно развитой системой связанных друг с другом элементарных и сложных, главных и подчиненных функций. При всей специфичности этой системы в ней обнаруживаются те же три основные группы функций, которые характерны для композиции художественного произве­дения вообще: группа коммуникативных, группа тектонических («формообразующих») и группа содержательно-смысловых функций.

К первой относятся функции, связанные с принципом развер­тывания музыки во времени. Развертывание музыки перед слушателем — это деятельность, которую осуществляет компо­зитор (и исполнитель) с целью передать ему музыкальные идеи, настроить его на определенный лад, руководить им в процессе звучания музыки.

В развертывании музыки средних разделов осуществляются все характерные коммуникативные действия — поддержание ус­тановившихся ранее отношений между композитором, исполни­телем и слушателем, общение по поводу художественного материала и отражаемой в нем реальности. Однако отношения между автором, слушателем, произведением и миром здесь приобретают особый оттенок, так как определяются коммуни­кативными свойствами средних разделов.

Конкретные варианты могут быть различными. Так, средние разделы могут быть этапом, на котором осуществляется даль­нейшее и часто более интенсивное втягивание слушателя в

190

сопереживание, где предлагаются новые способы созерцания, например аналитическое расчленение материала или рассмотре­ние его в разных ракурсах. От слушателя могут потребовать углубления в уже имеющееся, созданное ранее состояние, кон­центрации внимания на материале или на логике движения. Здесь может быть дан также и временный отдых от предше­ствующего — отстранение, интермедия, эпизод. В зависимости от типа и рода музыки развертывание в средних разделах может предстать и как саморазвертывание, и как авторское повество­вание, и даже как движение, послушное воле самого восприни­мающего. С этими разновидностями связаны и различные типы изложения, различные принципы организации музыкального материала.

К тектоническим функциям середины могут быть отнесены все функции, связанные с выявлением отношений средних раз­делов к окружению. Таковы функции, фиксируемые терминами: оттеняющий контраст, контрастная середина, новая тема, со­поставление, переключение, связывание, переход, подготовка дальнейшего, прослаивающий контраст, трио.

Третья группа функций — содержательно-смысловая. Здесь средние части оцениваются уже с позиций того, какое содержа­ние они несут и как оно соотносится с содержанием всего про­изведения. Ключевой функцией средних разделов в этом плане можно назвать функцию передачи феномена развития. Разви­тие — это основное содержание средних разделов. В большин­стве определений функционального качества средних частей в роли главного компонента выступает именно развитие: изме­нение, разработка, противоборство, второй тур развития темы, разворот центробежных сил, развитие вширь и вглубь, тональ­ное развитие, обновление, кульминация, контрастное взаимо­действие, новый оттенок образа, новое соотношение тем, раз­вязка, сюжетное движение...

Характеристику этой ключевой функции и следует сделать первым заданием настоящей главы.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.