Нэбо но йзэмлиа добра, й плодоносива, йтучнаиесть, но весть скудьство воды бэщэстья, быль иемь порастошю творити, й тэрнь ие вэличаньиа й блуда, й бэстрашьиа нато й воставити. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Нэбо но йзэмлиа добра, й плодоносива, йтучнаиесть, но весть скудьство воды бэщэстья, быль иемь порастошю творити, й тэрнь ие вэличаньиа й блуда, й бэстрашьиа нато й воставити.

2022-11-14 37
Нэбо но йзэмлиа добра, й плодоносива, йтучнаиесть, но весть скудьство воды бэщэстья, быль иемь порастошю творити, й тэрнь ие вэличаньиа й блуда, й бэстрашьиа нато й воставити. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(«Небо, но и земля добра и плодоносива, и тучна собой, но известно же, что скудство воды бесчестия, - быльем прорастёт творити, и тернием величанья, и блуда, и бестрашья на то воставит».)

Исэ веды й вэликый, о но апостоло, ко тимофею посылашэ, до стойна ходи, воздражай ймо доброго дне бэзгодне.

(«И се ведал, и великий апостол к Тимофею посылавший, «достойно ходи, воздражай (сотрясай, раздражай) им доброго не напрасно (без год – не годиться, негодящий) или иначе, с внешним акцентом можно перевести «достойно ходи, воздражай им доброго, день еще без года», или так: «достойно ходи, и тем воздражай достойного, не без годно это».)

Мне жэ ко вожю пойстине, оному супротивь глаголащю, йнэмощьнашэгорода й злагающю, иакожэ мнози ныне от бэздобьна й нэ бэздобьна, воспрещэнь иа паствы от тьрзають сиа. («Мне вожжи по истине, мне же жжёт в реальности, горячё горит, аж жжёт….» Есть в простонародье фраза «вожжи под зад»)

Рисунок 3

и конечно можно воспользоваться и таким переводом, но прямо читая, будет корнем горение, и жжение от процесса горения. «Мне вожжу по истине, супротив оному глаголяше, не сдержавшись возразил игумену сказав:…или вспылив игумену сказал:.. возгоревшись воспротивился, и сказал ему: «Имеющуюся немощь нашего рода имеет злагающую (корень «лаг» - одна сторона из двух, лагуна – залив моря, лагерь – становище войска), имеет («иакоже» обычно переводят как – «как», что не будет ложью, но зачем столько лишних звуков произносить!? «иа коже» буквально «иа» - «есть», «коже» - «поверхность, то что по поверхности, «кожа» ситуации) многие ныне от бездобьного (добь – то чем созидают, например удобрение, сдобное тесто) от бездобного небездобно, от пустого не пусто, от бесполезного полезно…от немощного нашего рода, от безполезного и полезное заполучить…. «Возжёг стыд во мне словами своими игумен, вожжи мне по истине, ибо немощь нашего рода сотворил слагающей, от бездобья сдобное сотворил, от запрета воспрещения паствы от терзания, и сотворил!».

То есть переложил терзания в доброе. И здесь дело не в обычной дисциплине, накладываемой игуменом на иноков, иначе это уже были бы не иноки, а солдаты, и монастырь, не монастырь бы был, но воинская часть.

Пакы мудростьны й домо глаголашэ, душа привиазавшисиа Христа радй, любовью ко пастуху и верою, до кровнэ отступить, пачэ жэ ащэ добро прииала будэть неколи о иа звахо от нэго, поминающи рэкошаго, ни ангели, ни силы, от лучити насо от любьвэ Христово змогуть, ащэ ли нэтако привиазавши сиа й пригвождьши й прильпоши, чюжю сиа ащэ да нэ бэздобь хожэнь ие наместе проважаиеть, творнымь прэлэстьнымь, повиновэнь иемь совокуплэно, нэсолга жэ особе пойстине вэликый, но йдэржай направлиая, йсвэрший привэдэ ко Христу, нэпорочны жэртвы.

(«Ещё мудростный до меня глаголаше: «Душа привязавшаяся Христа ради, любовью к пастырю и верою, до крови не отступит( что бы понять «до кров» следует не только как кровь, понимать, как жизненную жидкость тела животного, но и вспомнить «кровля» - крыша дома, а «кров» нечто большее чем крыша, «всяк дом по свою кровлю стоит», «под которой кровлей голуби водятся, та не горит», «чужую кровлю кроет, а своя течёт», «кровь пути кажеть», «нет моря без воды, а войны без крови», «кровник» - родной,одного рода ).

«Душа привязавшаяся Христа ради, любовью к пастырю и верою, до крова не отступит, пока большее не примет, некогда от Него звавшего, поминающи сказавшего: «Ни ангелы, ни силы от лучить нас от любви Христовой смогут, если ли не так привязавши сие, и пригвоздиши прилипнешь, чуждую если не бездобное хождение имеяна месте взвешивая провожает, творимым прелестным, повиновением совокупления, не солгал же особо мне казавший великий, но имел держа направливая, и свершив приведя ко Христу, непорочные жертвы».

Непорочной жертвой (без рока предстоящей перед источником благодати, то есть не рокочет, не произносит ничего своего, но излучает яко зерцало Духа чрез себя) игумен приводит к свершению непорочными жертвами тем, что доверившихся ему так ведёт, что и бездобное до крова (до самого верха, до крыши, и кров этот, есть кровь сердца)  поднимается, ибо привязались пригвоздив себя к его воле, и «ни силы ни ангелы отлучить их от любви Христовой уже не смогут».

12. Дух кротости весьма наполнителен для души, и преподобный наставляет в этом молодого игумена, обучает обучать, «достойно ходи, и тем воздражай достойного, не без годно это». Следует напомнить, оба игумена имеют «светоразличия свершения небов», и это им даёт возможность зреть благодать в других, и в методах стяжании всматриваться глубже обычного, и от того и восхищение молодого Иоанна старым игуменом: «Вожжи мне по истине, ибо немощь нашего рода сотворил слагающей, от бездобья сдобное сотворил, от запрета воспрещения паствы от терзания, и сотворил!». И указал на средство дающее и получить бо'льшее, и не отступить, - любовь Христова, и доверие, превращающая человека в «непорочную жертву» пред источником благодати.

Слышимо прэмудрость Божью й почюдимося, во глиньных сосудехо, обретэму, почюдивосиа азо тамо пришэдо некоторыхо верей тэрпенью, й нэ оутомлэнне й крепости, отстарейшаго запрещэньйхо, й оукорехо, иесть жэ й от гонэньйхо, нэточью от старейшины, но изеломэньшихо.

(«Слышим премудрость Божью, и почудимся, в глиняных сосудах обретённых, как я почудился этим, и их вере, и как там пришедших некоторых этой верой к  терпенью, и не утомленной имеющейся крепости, от старейшего запрещения их, и укорений, есть же и от гонений, не только от старейшины, но и сильно меньших».

То есть удивляется отец, как вновь пришедшие иноки доверяют своим наставникам, которые и запреты на них накладывают, и гонения устраивают, но вера эта творит чудеса, и терпение обретают иноки, и не утомляемую крепость «вере й (вере место быть) тэрпенью (терпенью), й нэ оутомлэнне й крепости».)

Вопрашаховозгражэнья, деланекоиего от братьиа, э i т, лет, воманастыри ймущаго, ймэнэмь аввакура, иего жэ й пачэ от всехо беду прииемлющагосо проста, иесть жэ й по всиа дни оттриапэзы отработнико отгонима видиахо, биашэ бо от рода мало зело, иазыко оудэржа брато, й ктому глахо зело братэ авва курэ, оттриапэзы по всиадни отгонима тиа вижю, й бэзвэчэриа многажды лежюща.

(«Вопрошая полезного слова (дословно, буквица «Г» глагол, речение, звук, «ра» - свет, раж -войти в раж, нечто разжигающее, вограждающее, воздвигающее)воздвигающего деланье, от некоторого из братии, 15 лет в монастыре имущего, именем Аввакура, его же больше всех беду приемлющего просто: «Есть же по вси дни от трапезы от работников отгоняемым видел, был он от рода малого очень, и язык удерживал братьев, и к тем говорил очень: «Брате Аввакурэ, от трапезы по все дни отгонима тебя вижу, и без ужина многажды лежащего!?»)

И речэ веру имими очтэ, иакожэ й скушають миа оцти мой, ащэ будэть во мне чэрнэць, анэ пойстине сэго твориать, й азо оубо веды й разумо, й вэликаго й техо, тэрпьлю всэ бэстиажэ с ти, й сэ, э i т, лет, иесмь помышлиая, иакожэ мийти во приходо мой й сэ поведаша.

 (И рече, «Веру этим они, отче проверяют, если скушают меня (кушать имеет духовный смысл, это не просто слово на сегодня весьма заезженное «искушение», оно несет буквальный смысл, духовное слово кушают, бесы страстями кушают благодать, а «Й», это не союз слов, но наличие чего то по смыслу) И рече, «Веру этим они, отче проверяют, если скушают меня отцы, будет ли во мне чернець, или нет, по истине сего творят, и Азъ имею в этом ведение разумом великого, и тех терплю все бестии, все беды эти терплю пятнадцать лет, и так помышляю, как мне только в мой приход в монастырь это и поведал» Игумен ему такое слово наставления наставил при приходе того в монастырь, так он и поступает все годы. )

Иако до, лт, лет, йскушають от мэщюща иа сиа мира й во правду очтэй оанэ, бэзо йскуса бо злато нэ свэршаиеться, прэбывовубодоблиись аввакуро, помоиемь ошэствий, вомонастыри две лет, ко господу отйдэ, сэ Глаголоко отцемо, иегда восхотейщэзнути, благодарю благодарю господа й вас, иако йскуса ради йжэ от васо на спасо мой, прэбыхо от бесо нейскушэно, сэ з i т, лет, иегожэ акы йсповедника со ту сущи мисТтыми, достойньне правэдный судий положити повэле, рэко беду створю всеморэвнитэлэмо добре, аще во гробе молчаньиа погрэбу.

(«Как до тридцати лет искушают (кушают) от местности, от местища, от местилища имеющего сия мира, и во правду отчей Иоанне, без искуса бо злато не свершается», пребывал два года вудоблиись Аввакур, по моему отшествии, из монастыря, и ко Господу отошёл, се глаголал отцам, когда восхотел исчезнути: «Благодарю, благодарю Господа, и вас, яко искуса ради иже от вас на спасо мой!, пребывая от бесов неискушённый, се 17 лет», и его же как исповедника с сущими места сего, достойно праведный судия положить повелел, сказав: «Беду створю всем ревнителям дабра, если в гробу молчань имеющего погребу».

То есть погребли его среди святых отдав ему тем почтение и славу, ибо трапеза похорон свидетельствовала о качестве жизни, молча хоронили тех, о ком нечего доброго не сказажешь, радовались и ликовали – тризну правили когда это был воин Христов. В первых словах у преподобного имеется о «тризне конца». Обычай этот медленно перетёк от тех времён, когда сжигали умершего, и устраивали праздник (тризну). Пепел устанавливали в искусственную домну над насыпанным курганом. В древлеправославии сохранился обычай ставить на могиле «домну» с расписными орнаментами, и вырезанным на нём крестом, даже у греков на перекрестках по сей домики на шестах устанавливают, в которых зажигают лампадки… )

13. Брат Аввакур принял на себя подвиг обличения братьев, ограждая их устам преграду, и тем он от их терпел. Критерием правильностиего поступка был момент, будучи искушаемый братией, он от бесов не искушался, то есть благодатьне терял, и молчальником игуменом был назван.

Макэдонь иа пэрваго, потрэбный господу, некогда бога иавлэнья празнику пришэдошю, молить пастуха, прэдо двема дньма, во градо алекзандрьскый внити, своие иаделиа потрэбы некоиеэ, обещаво сиа оубо скоро йзити йз града, празничнаго ради зготованья й оучэньиа. («Македон, имел нечто, о ком надо первым назвать, как потребный Господу. Некогда, за два дня пред праздником Богоявления пришёл он к пастырю, и умолил его отпустить в Александрию, свои имел там дела, и потребы некоторые, и обещав скоро изойти из града, ради праздничного предъуготовления, и учения».)

Нэнавидиа оубо добрадьиа воло, спону створиво архидьиа кону, пущэну иему от йгумэна, створи нэпритиво святый празнико во манастырь пооуставу ижэ бе отстарейшаго прииало, подни оубо пришэдошю, отлучаиеть пастухо службы, йвсетныхо но вацех, оустрагаиеть йчину, й прйиемлэть добрый тэрпеньиа слуга, очть оуставой слово бэспэчали, сицэакый ному прэщэньие прииемлющю а нэ тому. («Ненавидящий добрадеяние Вол, спон створил архидьякону, опущенному игуменом, створил, что не притёк во святый праздник в монастырь по уставу, и тем от старейшего принял, по истечении одного дня пришедши. Отлучает пастырь его и службы, и всего чина. Но в том строгом чину не только приемлет добрый терпенья слуга отцовского слова, но и беспечали нового еще прещенья приемлющю к тому проявил».)

Створившю оубо тому во такомь чину, мт, дний, пакы на свой стэпэнь возвэдэ прэмудрый, йпоиединомь дни молэно бываиеть, от архидьиакона пакы, воиепитэмь й того оустройти рэкоиему, иакожэ обо бэспрощэньиа нечто во граде согрешихо, разумево жэ прэрлдобный, нэистиною глаголащаго, но смерэнья ради сэго просити, послуша добраго оумышлэньиа, добраго делатэлэлиа. («Створив, находясь в таком чину 40 дней, снова возведя премудрый, и на следующий день был умоляемым, от архидиакона снова, епитимью ему устроить, говоря ему: «Так как без прощенья имею нечто, во граде согрешил!». Разумел же преподобный, не истиной говорившего, но смерэнья ради сего просил, и послушал добраго умышления доброго делателя».)

И биашэ видети седины чэстьны иа, ходиаща во нова чьстемь чину, и всиа тому молиаща, за нь чисте молитися. («И быше видети седины честные ходяща в новочестном чине, и всех тому моляше, за его чистоту молится».И видел седину честную, как новоначального ходящего, и всех просящих, за его чистоту молится.)

Элма жэ рэчэ во блудо прэслушань иа во падохо, мне жэ худому поведа вэликы й сь макэдоний, вопросившю мий, что ради во тако со мерэ но хожэнь ие й самохотно ие прибежэ. («Эко же», глаголил, «во блуд преслушания имею в падение!». Мне же слабому (худому, находящемуся в уде) поведал великий Македоний, воспросившего его, чего ради в такой именно мере, хоженья избрал, и самоохотно к ней прибег».)

Николижэ оубо рэчэ облэгчань иа рати всиакоиа, й света божьиа светлости, во собе иакожэ ныне видехо. («Никогда», сказал он мне, «такого облегчения борьбы всякой имеющейся, и света Божьей светлости, в себе, как сейчас не видехо», «Николи иа рати», не колет рать и никакая не колет, и буквально, но только свет Божьей светлости в себе видится.)

Ангельско борчэ иежэ нэ падати, ие два й могущимо, иакожэ реша неций, й чэловеко можэ иежэ падати й скорово стаиати, иелижды сэ йслучится, бесомо жэ иемэ падшэмо нэвостати, эжэ службу манастырьску прииемо поведами. («Ангелоборчество это иеже не падати, и имеет два могущества», как решил некто, «и человекможет, если случится, и имеющий падение,и скоро встать, если же бесом же пасть – не встать тогда», когда на службу в монастырь принимая мне поведано было».

«Когда на службу в монастырь принимаем был, было мне поведано: «Ангелоборчество имеет возможность не падать, и человеку можно, будучи пасть, скоро встать, но если бесом падёшь, не встать никогда».)

Оуну мирэчэ сущю, иво бэсловэсне скорбень й ходиащю, случисиа падэнью прититиажьку души, мне жэ обы кошюнико ли жэ скрывати з мниа, во гнезде сердэчнемь, но врачю за о пашь сэго иемобличихо, опашь жэ меню конэць делу. («Еще миром суще, и в бесловесной скорби ходяще, случилось паденью придти ажьку (у Даля это разница между добрым и худым)…случилось произойти отщепленью некому, из мира ещё происходящего, и жжению души. «И мне ели кощуннику скрывать!?», мнил я, «во гнезде сердечном!? Но врачу пашни сей обличил, и пахарь положил конец делу».)

Й осклаби во сиарчэ, поланите миай грию оудариво идича до дэржи сиа послужбу твою, акы приащэю во вериво сиво малехо днэхо оцелбе йзвещэнь ие прииемо, тэчахо путэмь своймь, раду иа сиа купне й трэпэща. («Ухмыльнулся этому, и сказал, по щеке моей плавно ударив: «Иди же, и держи так службу твою». Как приняв вверенное в малых дней цел стал, извещенье прияв, и путём своим течахо, раду имея сей купне и трепеща». (Купа – груда, ворох, кипа.Купина — это соединение нескольких предметов. В.Даль). Собирая сие богатсво, радуясь, и трепеща держи послужбу свою.

14. Следует обратить внимание на ощутительность описания всех процессов, на «чутие». Отец описывает все процессы через субъективные ощущения. Субъективные, но определяемые им как объективные. Для всех живых, и имеющих ощущения процессы будут схожи, и оздоровление души, происходит через «чутие извещения», вот недавно ещё в  «скорби мирской», пребывал человек, но быстро научившись отделять «ажьку души», некое сердечное жжение, через обличение истреблял его действие, и «купну» (вспоминаем понятие «неопалимой купины») приняв, своим течением тёк, ираду имея, и трепеща так службу держал. По сей день имеется фраза «раду дать», что означает трудиться с пользой, и наоборот, «рады не дать», трудиться в пустую, и без радостно.

Первых три Слова у преподобного описывают процесс отсечения мира, отказ от морока гибельного, и «философ» тот, кто не принимает явления этих снов, бесами навеваемые, пишет преподобный, и от людей их принимающих теченим истекать, ибо гибельно общение с ними, огонь спасения погашающе, четвёртая же ступень, "купину неопалимую в себе" стяжав, раду имея и трепеща течением течь, в мере возрастав…

И если коротко о Македонии, то: «Иди же, и держи так службу твою, - при ажжком жжении души, в скорби мира ходяще, обличи сердце, встань, и положи конец тому, ангельский борец имеет не падать, а человек имеет подниматься".)

И мать всиако чино зданыхо, иакожэ реша неций, различь иа оуньшихо, иелма оубо бейво сборе братьиа, поспехо й право, различь ие, игда от сихо кого врачь показникы другомо во приходомирьскыхо, во манастыри знамэновашэ, сия, и при техо сетными оукоры, й службами бэщэстьными облагашэ, иакожэ оубо тэкущэмо отходити, иегда оубо мирьскыхо приходо видиаху, й бе иашэ видети, чрэсо вэщь бываиемо ие, само то тщэславьй само сиа отгониащэ, й от чэловеко скрывающэся. («Мать всякого чина в данных, как решил некий, внутреннее различие имеющееся, (свет «ра» з личие – личина, у каждого свой свет)  когда братия сбирается вместе, то врач показывает одно, а когда при приходе мирских в монастырь, то это знаменуется тем, чтопри их игумен и службами, и ускорениями облагает, да так, чтобы приходящие видели. И бывшие видели, как через вещественное, как само тщеславие, и себя отгоняет, и от человека скрывается».)

Нэ лишити мэнэ хотиа Господь прэподобнаго молитвы, прэди нэ делэю моиего йсхода йсподобнаго места, почи о господе во гораиа пастуха строиай, мужьчюдэно. («Не лишить меня хотел Господь преподобного молитвы, за неделю моего исхода с подобного места, умер, почил о Господе в горное имеющее строительство пастуха, муж чудный». То есть, муж удалился, умерев в горнее, в небесное строящееся домостроительство пастыря. Или так можно перевести: Игумен, строил духовное место, в которое и почил ниже описываемый старец, в котороеуспокоился тот чудный муж. Роем строят горнее место, это ключевой образ, не единожды используемый в данном тексте. Духовное роение в горнее чудно само по себе, и как рой пчёл выстраивает свою жизнь вокруг одной пчелы «матки», так и жизнь монастыря выстраивается вокруг одного, - игумена. Игумен строит горнее (духовное), и этот процес сопровождают чудеса. Текст как процесс называет чудом, так и самого старца, мужем чудным, и описание будет как о неком чуде.)

Мина ймэнэмь, н, й, о, лет, имый воманастыри, служиво оубо всиаку службу, во день жэ оубо трэтий, намо обычныикануно преподобнаго оуспэнью твориащэмо. («В трейтий день по упокоению преподобного, Мины именем, 50 и 9 лет жившего в монастыре, и послужившего всякую службу, мы творили обычный канон по покойнику».)

Напрасно добровоньиа йсполниа иеть сиа в сэ место, внэмь жэ преподобный мина лэжашэ, повэле оубо вэликый открыти намо ковчэго, в нэмь жэ лэжашэ преподобныи мина, й сэму бывшю, видехомо вси от того чэснаго подаплэсньиа, акы два йсточника, мурно ие добро воньие йсходиащэ. (Образ буквицы «П» - покой, «ра» - божий свет, прасно - нечто красивое из этого света. «Добровонием, ароматным запахом исполнилось место погребения, в котором преподобный Мина лежал. Великий повелел...» В дословном переводе, это старший из нас, тот у кого «лик» больше. Нет помпезности в этих словах, ибо слова несут буквальный смысл. «Великий повелел открыть нам ковчег, в котором лежал преподобный Мина, и сему бывшю, что мы и сделали. И видели все от того чесного подаплэснь ия, как два источника мира имелось, и добровонием исходяща». Из пяток текло миро.)

Тога да рэчэ оучитэлько всемо, видитэ сэногуиего и трудово потоввэ, добровонь ие богу принэсошася, й прииати быша й во йстиноу. («Тогда рече учительски всем: «Видите это, это пот от трудов его ног, добровонием Богу принятое в реальности». Миротечение в христианстве известно не только как маслянистая благовонная жидкость, по составу определённое учёными как белок, выступающая не только из икон, но и других священных предметов, например гроба Господня, который из мраморного камня. Выступает миро и от «мощей» упокоенных святых, встречается, и у живых, и выступает как духовный пот от молящегося аскета.Например,у Гроба Господня, когда потекло миро изо лба молящегося, прислуживающая монахиня преспокойно взяла ватку и приготовленную для таких случаев стеклянную колбочку, быстро упаковала выжав ватку в колбочку, и вручила молитвеннику. На удивление окружающих просто ответила: «Не всем дано»)

Нинажэ многа намо отомь преподобнемь мине, наместьни й оцти оуправвлэньиа поведаша внихжэ исэ глаголаху, иакорешшане коли, йгумэно того благодано ие тэрпеньие йскусй тихо тиа, пришэдошю тому ко йгумэну йпоклонившюсиавэчэро йгумэну, прэдо положэнь иа прииати хотиащю, пообычаю молиащюся, оставити того сицэ на зэмли лэжаща, до каннуньнаго часа, тогда убо того благоствиво й похуливо, акы иавлиающася, йнэтэрпиаща востави, ведиашэ бо прэподобный иако тэрпить крепе, темь истворэно ие навозгражэнь ие всемо створи, сэжэ преподобнаго мины оучэнико, намо йзвещашэ оучитэли, темжэ рэчэ мне много пытаввшю того, ащэ быво такомь ко йгумэну поклонэнь иво здремалося.

(«Ныне же много нам о том преподобном Мине, местными отцами поведано было, о его об управлении. В них же было глаголано, о его корне, некогда игуменом того благо дано было, и терпение искусил того тихо. Пришедши к тому, к игумену…» Стоит отметить, что слово игумен пишется в данном тексте «Й» «гумэно», что означает буквально, «Й» - наличие, буквица «Г» - глаголать, передавать звуком, «ум» -ум. То есть иметь способность передавать ум, наставлять.

«Пришедши к наставнику, и поклонившись под вечернее благословение …» Вэчэр содержит в себе и понимание вечности, или на «вече» собиралось собрание мудрейших. «Пришедши к наставнику, и поклонившись под благословение, принял положение приятия хотяще, по принятому обычаю молящегося. Но был оставлен на земле лежащим, до следующего молитвенного периода». В монастырях время разделяется на определённые периоды для молитв, и буквально разделяются, не образно. Текст буквально не указывает, это временной отрезок, или некий духовный период.

«…Но был оставлен на земле лежащим, до следующего молитвенного часа, тогда его и благословил, и похулил, как являющимся нетерпящим и желающим всё оставить. Уведал ведающе преподобный как терпит тот крепко. Тем и сотворено на вознаграждение всем творение подобного, ученикам преподобного Мины, а нам ими извещено, как учителями. Теми же, и мне речено, много пытавшему о том, как было при таком событии у игумена, и как всё случилось». Игумен рассказал ученикам преподобного Мины об испытании его игуменом, в назидание, а те в свою очередь рассказали отцу Иоанну.)

Извещашэ глаголиа, иако жэ всю псатрю из устьницьлэжасо глаголашэ. («Извещаще мне глаголили, что всю псалтырь из устно лежаще глаголаше тот». Всю псалтырь прочел из устно, пока лежал преподобный Мина.)

Нэ прэзрю оукрасити словвэснаго веньца йсущимь змарагдомь. («Не лишу зрения украсить звучащим венцом и сущим змарагдом».)

Начахо некогда о молчаньи слово некоторымь старцэмо доблимо, онемо, тижэ осклаблэномь лицэмь, й тихомь обыча иемь вэсэле реша ко мне. (Начав некогда о молчаньи слово молвить, с некоторым доблестным, (добротным, крепким) старцем, тот же засмеявшись лицом, с тихой обычностью (спостоянной тишиной), весело мне сказал:…)

Мы отчэ иоанэ, вэщни сущэ вэщной жить иемамо, той збравшэ противу своие иа нэмощи мере, и рать пройти, оу нэпомыслившэ с чэловекы брати сиа, со овогда бующими, ово гда кающимися, а нэ со бесы присно на ны бесиащимися. («…«Мы отче Иоанне, внешние суще (вэщны – это условно внешний, согласно словаря Даля, это прежде – веха, нечто фиксированное в «вещании» в действии внутреннего слова, звука) внешнюю жизнь ведём, будучи материальными, материально и поступаем, вместо того, чтобы против меры своей немощной противостать, и рать пройти, мы не помыслив, с человеком, с братией своей то одно, как с буянящими, другой раз как с кающимися, а не с бесами снова на их бесящимися ратуем».

Некто жэ от присно поминаиемыхо, многу имый ко мне любовь божью, и повань ие, глаголами с кротостью. («Некто из ранее упоминаемых, много ко мне имевший любовь, и упования (пованьие – пить иметь, иметь источник), кротко рассказал мне».)

Ащэ ти иесть на памяти прэмудрэ, рэкшаго действо, чювьствьною душэю, ащэ иесть духосты и росыччты иа акы на давидоувошлонатиа, ащэ сила выншиаго тэрпень иа обьсенила тиа, прэпоиашна кы мужь христо бого чрэсла своя пониавицэю смерэнья, оу мый нозе братьй, во скрушэне дусе, пачэ жэ валиа й сиа подо ногама дружине, во обнижэне мудрости, постави вратариа при крутый бодры, при вратехо сердца своиего, дэржи о умо нэ оудэржано во смущэне теле, воздэржи сиа разумнымь молочань иемь, во походящихо движащих сиа оудехо, иежэ всэго прэславне ие, буди нэстраши во душэю посрэде плища, да во иазыко нэй скакати, на супротивословьиа бесиащьсиа, бори жэ сиа со госпожэю того, сэдмь дэсиать сэдмиждына дньТ, …

(«Ели ты есть напамяти  премудрый, изрекающего действия чувственной душою,… (на память ложится помысел, и возбуждает действо всего тела, так обычно действует этот механизм, и отец указывает, что если есть в твоей памяти такой помысел мудрости, то…) если есть дух с тобой, и есть чистоты са, и, как на Давида вошло на тебя ещё и сила вышнего терпения, обь-сенила тебя,(сенцы-помещение на входе в дом, сенат -  препояшь ты муж Христа Бога чресла свояпониавицею(«вица» – гибкие ветви, корни для связывания предметов, «пониа» нанизать,) такой мерой, что умой ноги братьям, во сокрушенном духе, больше же валяйся под ногами дружины, отбросив всякое мудрствование. Поставь вратяря прикрутящего бодро (в 27 слове прикрут помысел, вращающего и отбивающего помыслы) при вратах сердца своего, держи ум неудержа'нно во смущенном теле, воздержи всё это разумным молоком молчания, в похождениях движущих все это удах. И это преславнее всего, быть нестрашимым посреди шума, да во язык не скакать, на супротивословье бесящимся …» Уды, это соматические движения различных внутренних процессов, и когда они гармонизируются в своей активности,то их можно будет назвать логосами, а иначе, это страстные движения уд. И их отец учит взять под контроль «вратарем прикрутящимся в дверях сердца», и если в 27 слове посекающим входящие помыслы, то здесь лишь ещё начало, здесь удержать ум неудержанный.

Соединив всё получим:

Кроткую речь, с любовью упования отвечал мне на просьбу поучения старец: «Если ты есть на памяти премудрый, изрекающего действиячувственной душою, если есть дух с тобой, и есть чистоты роса, и, как на Давида вошло на тебя ещё и сила вышнего терпения, и осенила тебя, препояшь муж Христа Бога чресла своя свитыми корнями и ветвями такой меры, что умой ноги братьям, во духе скрушенном, больше же валяйся под ногами дружины, во обнижене мудрости"... Это обычно, когда на душу ложится помысел, и возбуждает действо всего тела, так обычно действует это. Но отец указывает, что если есть у тебя память и в ней премудрость, то мудрый помысел изречёт и само действие мудрое чувственной душою, и если дух есть, и Божья благодать от ока чистого, и чуешь, как нашла на тебя сила вышнего, то ты муж Христов. А коли так, то поступи как муж Христос, умой пяту в которую кусает сатана, в то место на котором стоит други твоя, и сказал как это сделать:

"Поставь вратяря при крутящего бодро при вратах сердца своего, и держи ум неудержа'нно во смущенном теле, воздержи всё это разумным молочанием, в похождениях движущих все это удах. И это преславнее всего, быть нестрашимым посреди шума, да во язык не скакать, на супротивословье бесящимся, и бори же сия с госпожою того семь десятков седьмижды на день, проткнутого на древе душою креста умственного…)

«….потокнина дрэве душэю креста оумьнаго, вольно от насобныхом латово бьиемо, обругава иемо, оукариа иемо, и никако жэ раслаблиаюмо, ни расседань иа прииемля, но вэсь гладоко, й нэ разгонимо прэбываиа,… (проткнутого душой на древе креста умного, вольно от насобныхом в латы битый, обругаемый, укоряемый, и никак не раслабляемый, ни расседань приемля, весь ладный ( быть гладким, «гладоко», слово в себе содержит как «лада», ладным быть, так и гладким, «гладышка» - это сосуд для молока, или воды для пития, «гладким» быть в максимуме наполненности жизненностью, азъ гон не пребывает, АЗЪ отвечающее за восприятие не принимает никаких разгонов, ни каких волн потрясений, или как сказано в 15 слове «Вэлико оубо ижэ осиАЗань иемь бэЗо вреда прэбывая», велик кто осязанием, пребывает безвреда. Описан метод, и результат. Это: «потокни, весь поток свой проткни на древе душою своей, ибо душа текуча, и весь её поток направь на древо, на котором Христос был распят, и проткни умом её там, вольно, и невзирая на внешние нагрузки, будучи бит, оставайся в особых латах, и будучи обругаем, укоряем, никак не расслабляясь, и не оседая от нагрузки, но весь гладко пребывая, и никакого гона не принимая…») совлеци сиа воля, акы одэжэ срамыя, йнаго бэстоиа на тризну вниди, скудьноэ и бедне обретаиемоие, облэци сиаво верны иа брониа нэ верьствомь от тризно положника, нэразариа иемы ни пробадаиемы, дэржи оуздою целомудрии («совлеки с себя волю, как одежду срамную, иного стой, на тризну взойди (на праздник смерти, на праздник по покойнику), скудное, и бедное обретаемое облачи сие в верно имеющееся, брониа («бронь» - наклоннённый переполненный колос овсяный (по сл.В.Даля), созревать, до перезрения. Если переводить буквицей, то «Б» божественное, духовное роняя ), неверьством от смерти, от тризна положника, неразаряя имея (свет зари имея, вцепившись в свет зари, и не разоряя), ни прободая имея, держи уздою целомудрия… Целомудрию посвящена 15 глава, 15 слово, 15 звучание, о приятии бесплотного естества именно целомудрием, внутренним проживанием, а не внешним. Или так этот абзац можно перевести: «уздой целомудрия держи себя непрободаемым, и свет зарёй не имея..», то есть не вспыхивай на мирское, и временное, для чего «совлеки с себя волю, как одежду срамную, и иного стой, на тризну смертную взойди, и обретая скудное, и бедное от внешнего, отрекаясь внешнего, неверьством, от «тризно положника облечёшься верным переполненным спелым колосом». Как писанов в Слове1:» тризну добрую наш Положник ожидает».) а руку бэщадень иайскачющю, придавлиа й око, ко пооучэнью смэртьному, вэличьство й вэрэмиа тэлэсэмо испытовати по всиа часы, оброщай о умо дельный во своие й скорби, брата осужати влености повсиа часы ходиащаго, дело любвэ всиакуй милстыню своймо делатэлникомо вэспрэщэнь иа показающэ, да оуведиатьвси войстину симь о любимыи очтэ, иако христво оучэнико иеси, тогда, даво зборе любовь ймамо водружине. («…А руку не щади, и имей скачущую, придавливая око к поучению смертному, величественное и временное телесное испытуя по всякий час, обращай делание ума в свою скорбь, брата осужать в лености по всякий час ходящего, дело любви всякую милостыню своим делателям воспрещенья имеющего показывая, да уведают все во истину сим, о любимый отче, яко Христово ученики есть, тогда, дашь сбор любовью имеющейся во дружине».

Гриади, гряди, пакы глагошэ добры и друго, гриадиводвори сиа с нами, и спивай на ругань иа по вся часы, акы во дуживу. («Гриади, гряди, сново говорит добрый друг…, Что бы понять данное предложение следует разобрать слова «гриадигряди» «гридна – телохранитель, воин отборной дружины, или сама дружина в целом, как что то мощное; гридь – дружина; гряда- инородный от иной структуры ряд, например гряда гор, или гряда болот, или гряда вспаханной почвы. Сдужить – смочь сильное сотворить, во дуживу - в данную силу мощь эту накопить. «Отборным воином гряди, снова глаголет добрый друг, водвори гряду эту с нами, и пей на ругание, на брань имеющуюся по всякий час, во всё время, как способный победить».

Для лучшего понимания, приведём официальный перевод: « Гряди, гряди, говорил сей добрый друг, гряди сюда, водворись с нами и пей на всякий час поруганий как воду живую». Ну так вот, по смыслу текста, как раз наоборот, эта и есть «живая вода» от вечного столкновения, от постоянной битвы, «ругани» с всеваемыми помыслами, и вливаемых повелений греха, отсекая это «прикрутом» сильным в центре сердца стоящего, инок обретает силу «во дуживу», в накопление её. «Грядёт судить живым и мёртвым», «Движется с удой живым и мёртвым» из символа Веры. Христос грядёт из вечного удой своей вершит происходящее, одних выуживает в жизнь, а другие процеживаются своим грехом.

Или так: «Как в силу накапливаемую, спивай эту ругань имеющуюся по всякий час, и гряди, и грядой утверди сие с нами», так снова говорит добрый друг (то есть тот старец, научающий молодого игумена.))

Иэлма всиакрасна подонебэсэмь Двдойспытаво, после жэ всэго нэдоведый глТшэ. («Имея всякое красно под небесами…» Красно однокоренное с кресалом, то что высекает искру, источник огня, «крест» в том же числе. А или так: «Испытав всякое прекрасное под небесами….» А можно и так: «Имея всё прекрасное из семи поднебесного…

«Имея всякий огонь высеченный из семи поднебесного Давид испытал», после же всего, не до ведующе (ничего не понимающий, лишённый этой веды) сказал:… Испив всю семеричность света под небом, Давид, недоумённо сказал:)

Сэколь добройчтокрасно ничтожэ, но иежэ жити братьй всэбе, ащэ нэоужэ блТгаго такого тэрпэнья, й послушань иа сподобихомся, добро оубо понэсвою нэмощь познавшэмо, особь, иединемо далэчэ, стрпСчьскаго тризнища стоиащэмо, стСрть прииемлюща иа блТжити, иосихо со тэрпьймолитися. («Не каждому дано терпение красно жить и добро набирать, и насколько, что красно, и насколько этой доброты не имеется, - жития братьев в себе, нет сужающего благодатного такого терпения, добро, что свою немощь познавшему, особо, иединому далече страстотерпеческого тризнища стоять, страсть приемлюща, и имея блажити жить, и о сих с терпением молиться». То есть принять уединение терпень свою развивать, и о большем молиться. Большее в данном случае выступает «житие братьев в себе», в общности, где крест распятия больше красного тризнища даст. Итак, соединив единое целое два абзаца получим:

«Имея всякий огонь высеченный из семи поднебесного Давид испытал, и испив всю семеричность света под небом, Давид, недоумённо сказал: «Се коль доброго имеется, что красно, и всё ничто же, всё прекрасное ни во что, в сравнении, с житием братьев в себе!»)

15. Первомученник Дионисий Ареопагит (начало II века) считал только что «достойные созерцания и приобщения Божественных Тайн» могли присутствовать на молении верных, «Он осиявает всех богообразных соразмерно с силами каждого», сам священник может избираться лишь из тех, кому Бог отвечает на молитвы, кто обладает «ведением священной истины», имеет «боговспомоществуемое причастие», и обладает от созерцания «Божественного мрака», и пребывания в Нём «наслаждением созерцания». Всё это крайне серьёзно, и требуется обладать не только «мощностью», но и способностью вытягивать братию к небу.

 Старый монах, обучает молодого игумена, и дает наставление, как принять на себя "сей крест", крест со распятия за братию,  и как его выдержать, и "тризну справить", предупреждая, что если не хватит терпения, и нагрузка станет нестерпимой, то и это «добро для тебя, ибо познал немощь свою", возьми и удались от братии, в уединение, и там молись, ибо не по тебе ноша.

На сегодня Церковь знает 4 критерия сопричастия Богу (данный труд 8-9 века от РХ подписан именем Макария Великого, и признан Церковью, но это собирательный труд от всех отцов, и великий Макарий живший в IV веке, не мог написать такого), 4 грани Богообщения:

1.Чутие благодати, ощущение причастия;

2. Понимание этого процесса, ты светом задаёшь молитву, и Бог отвечает, что собственно верой называют;

3. Исступление в молитве, озарение светом Божьим.

4. Отдельно, и само по себе, это откровение (извещень имея), это личный разговор с Богом, этот четвёртый самый надёжный из четырёх. Это надёжаследующего шага.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.