Символика цвета в романе «Мы» как проявление сущностных качеств человека, социума, мира природы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Символика цвета в романе «Мы» как проявление сущностных качеств человека, социума, мира природы

2022-11-14 39
Символика цвета в романе «Мы» как проявление сущностных качеств человека, социума, мира природы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роман «Мы» написан от лица героя – верноподданного инженера Единого Государства. Это и определяет сложность субъектной организации, отражающуюся в «игре» точками зрения, оценке колористического компонента. Сюжет произведения от первых до последних страниц «впаян в цвета»[193]. В дневниковых записях главного героя Д-503 на уровне цвета показаны две формы жизни: сине-стеклянный мир разумного социума (некое Единое Государство) и пестрый мир дикой природы. Колористическая мозаика «механизированной» природы небогата. И все же мы не можем согласиться с А.Н. Сабат, что «все в Едином Государстве выдержано в серых тонах». Также возразим К. Профферу, у которого «все краски романа, за исключением синей, ассоциируются преимущественно с иррациональным миром прошлого»[194]. В Едином Государстве можно выделить синий, белый, серый, розовый, золотой и пурпурный цвета. Палитра мира неорганизованной природы включает все хроматические и ахроматические тона и до предела насыщена яркими и теплыми оттенками. Миры художественного пространства романа отделены друг от друга нерушимой стеной из «мутно-зеленого стекла». Стена – прозрачная конструкция, и названа Зеленой потому, что сквозь нее просвечивают дебри – частичка неорганизованной природы. В романе проводится параллель между цветами механизированного и естественного миров. Ключевые краски – синий, белый, черный, желтый, зеленый, золотой, розовый, красный и серый.

 Синий – доминирующий цвет романа (48 употреблений). Он окутал «организованный мир» Единого Государства пастельно-буколической дымкой счастья. Прошлое, настоящее и будущее проинтегрированы на земле. Не только математические символы, но и краски подчинены ритму, абсолютно упорядочены. Стеклянно-синяя майолика неба, стеклянные, будто сотканные из прозрачной паутины, дома, голубые юнифы, – эти тона синонимичны и лишены таинственности, традиционно свойственной синему цвету. «Посылка» Замятина при выборе доминанты для стеклянного полиса очевидна: синие тона лежат в основе логического (а не эйдического, образного) познания действительности[195]. Введение данного колоронима, во-первых, отражает «разумное» устройство жизни, во-вторых – воплощает идею, что у граждан Единого Государства практически выродилась способность мыслить образно, воспринимать красоту мира. Вечернее времяпрепровождение инженера Д‑503 в компании О‑90 часто сводится к решению примеров из старинного задачника – «это очень успокаивает и очищает мысли» [II, 236]. Букетик ландышей возмущает Д своей природной гармоничностью: «Ландыш пахнет хорошо: так. Но ведь не можете же вы сказать о запахе, о самом понятии "запах", что это хорошо или плохо? Не мо-же-те, ну? Есть запах ландыша – и есть мерзкий запах белены: и то и другое запах» [II, 235-236].

Следующий по значению доминирующий цвет – белый (употреблен 47 раз) – является скрытым фоном художественного мира романа. Если свести в единую таблицу «световую» систему романа, то обнаружится, что светом озарено лишь Единое Государство и все, что связано с жизнью в нём. Это спокойный «умеренный», «сияющий», «блаженный», «тихий» свет материального социума, но он не безмятежен. И «молочный раствор неба» [II, 258], и белые одежды Благодетеля – лишь иллюзия чистоты и святости жизни (христианская символика). Значения инверсируют по следующей схеме: «святость – смерть духа», «покой – пустота» и «новизна – страх». Люди-тракторы под белым знаменем «Мы первые! Мы - уже оперированы!» [II, 338] вызывают у жителей Государства ужас.

Черный цвет (25 употреблений) представлен эксплицитно, а также связан со словами «мрак», «косматая темнота», «засасывающая пустота». В романе он преимущественно проявляется как в оттенках природы, особенно неорганизованной, так и в портретных характеристиках персонажей, причастных к группировке разрушителей. В цветовом континууме Замятина ни белый, ни черный не несут в себе положительного значения, в результате чего одна оппозиция бытия, вырождаясь, дополняет другую. Е.А. Кожемякова пишет: «Единое Государство отделяет от «черного» варварства ничтожно малая толща ножа» [196].

Период холода, пустоты и мрака связан с появлением в сюжете героини под номером I-330, образ которой получил самые противоречивые «трактовки» в замятиноведении[197]. Ее цветовой портрет: ослепительно-белые зубы, бархатно-черное концертное платье, а затем – странный желто-шафранный наряд, золотые зрачки черных глаз, в которых пылает огонь. Все попытки Первого Строителя переключиться на мир «блаженного» света пресекаются. В 27-ой главе все краски вырождаются в цвет «угля». Тревогу ощущает Д-503 и перед выходом за Стену: «Когда я с I попаду туда, – будет 39, 40, 41 градус – отмеченные на термометре черной чертой» [II, 312]. В записи 34 чернота, которую приносит с собой I, проникает в космос Единого Государства и прочно вживается в сознание людей. С 32-ой главы по 40-ую темные и бледные тона являются доминирующими.

После встречи с I-330 у главного героя возникают «желтые» сны, сознание опьяняет желтый, шафранный шелк, улыбка «той, другой» пахнет пылью желтых цветов из-за Стены. Дни без нее – желтого цвета, без тени, лишь «иссушенный, накаленный песок»[II, 267]. Слово «желтый» употребляется в романе 45 раз. Ни один цвет не совмещает в себе столько полярных толкований. Солнечный, сияющий, он имеет способность «вырождаться» в зависть, злобу, безумие[198]. Сверкающая всевозможными оттенками (оранжевый, шафранно-желтый, лимонный, бледно-желтый) I-330 активизирует дремавшие в Д-503 чувства и переживания и одновременно вносит ноту разрушения в отлаженный мир Благодетеля. Древний Дом (смысловой центр произведения) и неорганизованная природа насыщены именно этим цветом. Как и в романе Достоевского, желтый «даже является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев»[199]. Он содержит в себе стихию и греховность. Не зря Д размышляет о невозможности сопротивления законам природы («Однажды пальцы <…> будут желтые, ледяные» [II, 336]).

Желтый в контексте произведения становится также цветом времени. Герой говорит, что каждая морщина на «желтой параболе лба» его соседа-математика о нем. Ученый занят вычислением формулы конечности вселенной, но ему никак не удается «подсчитать числовой коэффициент», чтоб цифровые ризы «победили философски» [II, 366]. Восприятие мира как бесконечно текущего по пустыне желтого песка ассоциируется с цикличным и замкнутым философским временем, пульсирующим в нарративе одновременно с эксплицированным линейно-историческим. «Желтизна» времени связана с эпохой современных автору исторических событий, когда «прочной перестала быть самая земля под ногами», «рушилась величайшая и разумнейшая в истории цивилизация» [II, 369, 365]. Поэтому желтый цвет в системе романа выражает авторский взгляд на историю, общество, мироздание, где, в отличие от философской концепции искусства, «противоположности не преодолеваются, энтропия и энергия обречены на вечную борьбу, и каждая остается при этом собой»[200].

Зеленый (34 употребления) цвет неразрывно связан с желтым. Зеленый – типичный природный цвет: Зеленая Стена – зеленый дикий вал – за которым выход… в неизвестность, к Земле, «податливой, живой, зеленой», где властвует «зеленый ветер»[II, 227, 314]. Д-503 снятся странные сны: «Зеленое, оранжевое, синее, темно-зеленое…» [II, 232]. Онирический зеленый включает энергию дикого мира, «буйный, багровый, лохматый» архетип и главного героя в единую матрицу. Зеленые сны настойчивы, интенсивны, но ближе к концу романа они вытесняются желтыми картинами. Зеленые видения помогают освободить энергию «застенного» мира, пробуждают в душе мемуариста «лохматый» архетип и выявляют его сущность как человека «природного».

Другая модификация энергии этого цвета – ядовито-зеленый. На Руси бытовала игра, в ходе которой участники изображали приготовление и употребление магического напитка: «зелья» или «зеленого вина». В обряде с его помощью участники перемещались в мир мертвых – чужое, волшебное пространство и время[201]. Замятин воспользовался этим свойством цвета при описании «роковой» героини, которую Д-503 не случайно называет «чужой». Ядовито-зеленый сопровождает ситуации, связанные с I-330, окутывает ее приход и исчезновение мистической дымкой: эта женщина пьет «ядовито-зеленую жидкость» из «зеленого флакона» [II, 247], а ядовито-зеленые буквы «МЕФИ» на белом листке «взрывают» организованную жизнь в Едином Государстве. Ядовито-зеленый оттенок присутствует в цветовой гамме романа «Мы» почти незримо, он законспирирован.

Золотой (используется около 30 раз), как и другие цвета в художественно-эстетической системе Замятина, имеет полярные значения. Атрибутика Единого Государства – золотое «поле Скрижали», золотые бляхи на груди каждого нумера, сияние букв на вывесках «высших учреждений», золотисто-молочный раствор неба над «тепличным» куполом, золотой переплет газет в доме у Д-503, – подчеркивает внешний блеск Государства. Это не белый божественный свет духовности, его характер вещественен. Хотелось бы отметить, что это статичный «свет». Альтернативный образ – «золотые окна зрачков» [II, 309] в темных глазах I-330, словно огонь завораживающих и притягивающих впечатлительного Д. Золотой динамичен, он близок к красному и желтому. Огонь в глазах отражает мятежную сущность героини и характер стихий за Стеной: «золотое опаляющее солнце», жидкое золото человеческих очагов, люди, «покрытые короткой блестящей шерстью» [II, 315]. Атрибутика огня постоянно сопровождает I-330.

Множество смыслов в цветовом континууме романа интегрирует розовый (46 употреблений). Он инверсирует от признака материнской нежности (героиня О-90 – «розовый вихрь») до вульгарного эротизма: получение «розового талона» узаконивает право на физическую близость с любым нумером гигантской системы Благодетеля. Полярное толкование розового в художественно-эстетической системе Замятнина – цвет предательства. Это доминанта навязчивого хранителя S, у которого розовые крылья-уши, назойливой Ю, щеки которой полыхают розовым. В конце романа розовый цвет претерпевает метаморфозы (становятся пунцовыми уши S, героиня Ю меняет маркировку, обнажая «желтое, висячее тело» [II, 352]). Иллюзия счастья уходит.

Ключевой цвет романа – красный (17 раз) – представлен не только в чистом виде, но и ассоциативно: как напряжение душевных сил и «клокотание <…> в чреве земли» [II, 249], в бесконечном множестве вариаций и оттенков: от малинового до каракового. В христианстве красный – цвет мученичества. В связи с данной коннотацией история 200-летней войны воспринимается сознанием героя как «кровавая». Одна из модификаций красного цвета – огонь, энергия которого неуправляема. Природа, незатронутая цивилизацией, до сих пор полыхает огненно-красными, багровыми, «непристойными» цветами, а там, где человек захватил в тиски разума и приручил природу, беспорядочно-красное вылилось в статичный пурпур, изображенный на вывесках бюро, в цифрах Великой Часовой Скрижали, в ленте, заменяющей наручники. Пурпур – символ величия земного владыки – зеркально отражается в красном свете космического корабля интеграла Интеграла, запрограммированного на развоплощение личности. Сцены казни и праздника, уравненные в мире мертвого атихристианского разума, совершаются подле кубического алтаря, на котором расположены Благодетель и его Машина – настоящий медный бык Фаларида. В кульминационный момент действия жертва под рукоплескания счастливых нумеров убивается током и превращается в лужу химически чистой воды. (Обращение крови в воду – аллюзия на описанные в Апокалипсисе «чудеса» Антихриста).

И, наконец, анабиоз жизненных функций во всех типах художественного сознания – серый цвет. Наряду с блаженно-голубым он является неизменным атрибутом жизни и функционирования мира Государства: серо-голубые шеренги, серо-голубые «клетки штор», даже губы государственного поэта серые. Серый – инверсированный тип христианского смирения, которое превосходно укладывается в рамки механического безумия, предельной регуляции чувственных восприятий и жизненных процессов каждого нумера в абсурдном государстве.

Внимательного читателя ждет открытие: в романе отсутствует фиолетовый цвет, имеющий особое значение в православии[202]. Минус-цвет несет особую семантику. Отсутствие фиолетового цвета в романе «Мы» говорит о том, что человек Единого Государства окончательно отошел от настоящего Бога, а люди за Зеленой Стеной пребывают в состоянии первичного рая на земле, где реализована лишь природная сущность человека. Война двух миров превращается в конфликт падшего разума и падшего естества, дьявольской несвободы и дьявольской же вседозволенности. Для обеих моделей космоса бесполезна даже иллюзия духовности – голубой, белый, золотой и желтый цвета. Место фиолетового в романе занял черный цвет, который составляет особый фон: черные глаза государственного преступника, черные буквы на страницах Государственной Газеты, черные птицы на шпицах башен, чернота «застенных» пространств. Мир-машина не выдерживает эксплуатации и через края переполняется черным воздухом смерти.

Состоящая из оппозиций (полярных значений) цветовая система романа в динамике сюжетных ходов постепенно эволюционирует. И эта эволюция связана с развитием характера Д-503. Его цветоощущение и цветоописание лежат в основе развития сюжета.

Цветовая доминанта Д – серые «стальные» глаза – свидетельствует о принадлежности к унифицированной человеческой системе, тусклой фантазии, чрезмерной заземленности. В записи 1-ой Д, вышагивающий во многомиллионной шеренге под утренний Марш, – часть мира «мы». Однако после встречи с I хроматизм проникает в сознание и подготавливает перерождение героя. Если небо, люди, мысли раньше казались стеклянными, то в 5-ой записи очевидны признаки цветного зрения. Д чувствует, как краски неорганизованной природы проникают из-за Стены («зеленым» утром ветер несет в Государство «желтую медовую пыль» [II, 212], в непонятных разноцветных судорогах перед закатом трепещет «застенное» небо, желтые и черные глаза неизвестных зверей и птиц смотрят в синий купол «механизированной природы»), количество воспринимаемых Д цветов увеличивается. Герой чувствует раздвоенность души и разума – цвета становятся эмоциональней. В 20-ой записи возникает мотив радуги. Радуга в христианской эстетике символизирует мост между полюсами существования: жизнью временной на земле и вечной в царстве небесном. Д ощущает аномалии исторического процесса, который видится ему золотым, чёрным и кровавым. Дикие люди – «багровое пламя факелов» [II, 303]. Герой выходит из состояния психологической энтропии и начинает осознавать мир и свое место в нем; появляется мысль об участи преступника. Описания природных ландшафтов индуцируют состояние души Строителя Интеграла: небо из «детски-синего» становится бетонным, а затем превращается в малиновый кристаллизованный огонь.

Запись 30-ая. Появляющиеся здесь три цвета символизируют три пути жизни: «черная черта» – подчиниться природе хаоса и воле I, синева немых пространств – «кинуться вниз головой» [II, 330], то есть самоубийство, а можно стать «розовой солнечной кровью» на простынях из «белоснежного стекла» [II, 329], то есть сделать Великую операцию и стать счастливым. Д готов к действию, но сам не знает, к какому, в нем произошло что-то, что лишило его ума. Он мчится в соблазнительную бездну I, но голову тесно сжимает «обруч <…> из стеклянной стали» [II, 349] – укоренившиеся в нём законы социума. Наступает период величайшего душевного напряжения, и всё внутри Д-503 становится «красным, как болванка на наковальне» [II, 355]. Его мировосприятие практически восстановлено до нормального человеческого уровня, о чем свидетельствует появление в тексте большого числа синестетических образов: смех представляется Д-503 в виде «праздничных красных, синих, золотых ракет» [II, 359].

Когда на ветвях восседает «зеленое, янтарное, малиновое» (запись 39), рушится «величайшая и разумнейшая во всей истории цивилизация» [II, 365]. Последние цвета, зафиксированные усложнившейся оптической системой героя – «золотые буквы на вывеске бюро» и «желтые неразборчивые строки морщин» на лбу его соседа, занятого вычислением формулы конечности вселенной [II, 366].

В финальной 40-й главе мир, явленный читателю через цветовосприятие Д, практически восстановленного до нормального цветового зрения, минимизируется до абсурда: герой может описать только «очень белое лицо» и темные глаза «той женщины» под Газовым Колоколом [II, 367]. Д возвращается к моносознанию. Спектр романа устремляется к мраку, черноте и пустоте как отрицанию монохромного восприятия окружающей действительности. Угасание света не вызывает исчезновения мира, мир деформируется, но остается узнаваемым, однако, потеряв возможность быть цветной, вселенная Д-503 утрачивает полноту и самодостаточность.

В главном герое романа изначально было заложено стремление к природным стихиям, первоистокам жизни. Но укоренившиеся в нем законы социума и догмы Нового времени, внедряемые социальной действительностью, не дают реализоваться духовным импульсам. Д становится окончательно закрытым как для архаики, так и для первооснов христианства. Рационализм Нового времени подвигает его на «вырезывание» души для дальнейшего воплощения идеи о создании механизированного космоса. «Разум должен победить» [II, 368] – последняя установка повествователя, но и она не получает реализации.

Неординарным персонажем является I-330. Ее портрет создан с помощью условной формы типизации, свойственной символистским, неомифологическим романам Д.С. Мережковского, Ф.К. Сологуба, А. Белого. Штрихи к портрету героини, повторяющие колористику «застенного» мира, нельзя собрать в цельную картину (белый, черный, желтый, оранжевый, шафранно-желтый, голубовато-серый, «тлеющий» розовый, ядовито-зеленый, угольно-черный, «едучий» синий и золотой). В I-330 воплощены практически все возможности спектра: оттенки шести цветов (кроме фиолетового), чаще всего резкие, «ядовитые» и «горящие», традиционная фольклорная и социально-политическая оппозиция «красный – белый». I пропускает через себя все культурные пласты и типы сознания: это и первобытная страсть, и «миссия» христианского Спасителя, пришедшего освободить «механизированный» мир, и амбициозность человека Нового времени. Вне цветовой доминанты образ героини интерпретировали как «идеал человеческой личности в идейно-художественной концепции Е.И. Замятина»[203]; назвали ее Лилит, Евой-искусительницей[204]; она рассматривалась как Антихрист или даже «античный "одичалый демон"», несущий свои цели в антимир романа[205].

Но вряд ли можно согласиться, что «свою космическую энергию Вечной Женственности» I-330 «направила на созидание жизни в самом страшном из человеческих обществ – тоталитарном государстве[206]. В I на цветовом уровне тщательно замаскирована дисгармония, хаос, разрушение. Об этом говорит перманентный «цветовой жест» героини: она постоянно обнажается, «вышагивая из голубовато-серой груды одежды», «выпутывается из платья» [II, 247, 278], что символизирует свободу от нравственных и физических регулятивов. Пожилая Ю, наоборот, имеет привычку «оправлять между колен серо-голубую ткань юнифы» [II, 334]: типичный нумер Единого Государства. В романе ни разу не упоминается, как обнажается розово-голубая О, решившая зачать ребенка вопреки законам Благодетеля. В древнерусской культуре, особенно в иконографии, обнаженное тело олицетворяло злую волю, бесовство, грех[207]. Сцена поднятия в космос на Интеграле преподнесена в духе карнавальной логики: в процессе Вознесения I окутывается божественными «синими искрами», но говорит она словами Сатаны: о власти над миром, о предчувствии славы. «В сущности, те же речи, что и Благодетеля; цели изменились, а философия принуждения человека к счастью <…> осталась»[208]. Подобно всем декандентским мадоннам замятинской прозы, I подчиняет себе людей (красотой, талантом, сексуальной энергией) и использует их в собственных целях. Второстепенные персонажи с мимикрирующей окраской (хранитель S-4711, тонкий доктор и мужской нумер в «тончайших лучах») – свита I, умело «замаскированная» в монолите Единого Государства. Их цвет, даже свет – мнимый, изменчивый, он оттеняет деструктивный характер действий I.

Образ I-330 неотделим от пространств-отражений, имеющих в прозе Замятина ключевую роль. Краски в отражениях выполняют прогностическую функцию. В ранних произведениях они соответствуют атмосфере страха и приближающего эсхатологического конца: вместо тихой мечтательной Веры из темного зеркала смотрит славянская богиня Смерти («Девушка»). Зловещей представляется сцена бала из неоконченной повести «Колумб», происходящая в зеркальном – «другом и третьем обманчивом мире» [I, 384]. Глаза I-330 способны воспроизводить и видоизменять реальный мир. Они уподобляются зеркалам за темными шторами и «крошечным окнам внутри» [III, 229]. Граница между зеркалом и окном нейтрализована. При внимательном вглядывании в магическую поверхность на поверхности сознания смотрящего субъекта «отпечатываются» скрытые знаки, смутные образы из отдаленного прошлого, настоящего или будущего, а затем происходит перемещение в квазипространство, поскольку окно символизирует в модернистском дискурсе выход в иное, над-реальное пространство.

Во время одного из первых путешествий в Древний Дом Д-503 всматривается в глаза I-330 через зеркало, висящее на стене (двойная система зеркал), и неожиданно для себя прозревает мучительную любовь и не менее мучительное перерождение: «Передо мной – два жутко-темных окна, и внутри такая неведомая, чужая жизнь. Я видел только огонь – пылает там какой-то свой камин <…> Я определенно почувствовал страх, почувствовал себя пойманным, посаженным в эту дикую клетку, почувствовал себя захваченным в дикий вихрь древней жизни» [III, 229]. Сущностные свойства I обнажаются лишь в Древнем Доме, где отражение героини проектируется и множится при помощи зеркал, отображающих ее то в желтом, то в черном, то в оранжевом одеянии. «Зеркальной дверью шкафа» запечатан выход за Зеленую Стену [II, 362].

Почему «вечность» О бессильна перед «мерцающим» обаянием I? О (розовый) и I (оранжевый, шафранно-желтый) – две модификации энергии красного цвета. Но I содержит в себе все три основных цвета, из которых можно составить любые цвета, даже розовый (в третьем сне Д-503 I – розовая). Следовательно, I может принять любой образ, чтобы искусить.

На фоне серо-голубых нумеров выделяется R-13 – поэт Единого Государства, где искусство выродилось в контролируемый Благодетелем люминесцентный источник, где все преломляется сквозь стеклянные массивы и переходит в иную смысловую парадигму, где существуют целые легионы государственных поэтов, писателей и музыкантов. Образ «брызжущего, красного, бешеного» [II, 307] поэта в цветовом воплощении сходен с образом Д-503. R и Д – друзья, в рамках единого сознания ощущающие присутствие иного мира, связь с природными стихиями, но R не хватает внутренней силы повторить судьбу казнимого поэта, открыто выразившего свой протест идеологии Единого Государства. Он остается верен доктрине Скрижали и миру Благодетеля. Смерть R-13 на родной «стеклянной» почве во время кризиса в Государстве, его серый, улыбающийся труп, через который перешагивает Д, протягивают между R и «механизированным» социумом неразрывную нить.

Сущностные качества второго мира произведения – мира дикой природы – связаны с образами Зеленой Стены, Древнего Дома, мотивами сна и образом О-90. Древний Дом - единственное, сохранившееся со времен 200-летней войны строение, находится на периферии стеклянной ойкумены. Он, как и тридевятое царство в сказках славян-язычников, охраняется зубьями «желтых стен» и старухой с желтыми глазами?[209]. Когда в первый раз Д попадает внутрь, его окутывает первобытный мрак (Запись 6). Затем он видит раздражающую глаза пестроту красок и форм, создающую ощущение «разноголосого гама». Древний Дом в Едином Государстве – это своеобразное окно, выход в мир неорганизованной природы. Первое пребывание Д на зеленой поляне можно интерпретировать как реминисценцию ветхозаветного искушения, либо сниженный тип евхаристии: Д принимает из рук полногрудой женщины длинный желтый плод и кусочек чего-то темного.

С Древним Домом связаны таинственные сны Д. В опреки классической традиции, предполагающей в пределах одного романа нескольких персонажей-сновидцев со сложной системой снов, грез и миражей, Замятин наделяет способностью сновидеть лишь одного из главных персонажей. В антиутопии это Д-503, в неоконченном «скифском» романе – маленький хун Атилла.

В романе «Мы» самая сложная система снов со специфическим использованием света и цвета. Видения Д-503 напитаны золотисто-розовым соком: «зеленое, оранжевое, синее, медный Будда», «из желтого платья сок» [ III, 232]эти краски безошибочно повторяют цвета Древнего Дома, I -330 и контрастируют с сине-стеклянным миром Единого Государства. Сон-воспоминание навязчиво повторяется, дополняется новыми красками, превращаясь в сон-предупреждение. Колористика онейросферы из записи 27 будет продублирована в пейзажах «застенного» мира. Соприкосновение с этим миром закончится для сновидца Д трагедией.

Трансу, погружению в сладкий и теплый сон, из которого выход – в неизвестность, где не будет никакого завтра [ III, с. 341], уподобляются все любовные встречи с I -330. Д-503 с трудом интерпретирует застенный язык героини, процесс коммуникации осмысливается на уровне цветовых ассоциаций: «И удивительно: я не могу вспомнить ее слов – особенно вначале – и только какие-то отдельные образы, цвета…» [ III, с. 321] Строитель Интеграла – не только зритель и участник своих снов, бесстрастно фиксирующий их на страницах своего дневника. Дединственный из персонажей во всем корпусе текстов писателя, рефлексирующий над знаковой символикой собственных видений. Он осмысливает яркие цветные сны как погружение в мир духовных сущностей, табуированный для представителей «механизированной» природы, как временную смерть: «медленно, мягко, поплыл куда-то вниз, в глазах потемнело, я умер» [ III, 275].

С миром дикой природы также неразрывно связана героиня О-90 («розовый вихрь», «синяя пустота»). «Вот у нее простой круглый ум», – говорит Д [II, 235]. Розовый – это свободная, ни к чему не обязывающая лёгкость, возбудимость, и в этом его соблазнительное обаяние. Вспомним розовый полумесяц губ, радостно-розовую улыбку и «розовый восторг». В первой части романа розовость О-90 вызывает у Д исключительно эротические ассоциации.Почему же тогда обладательнице «простого круглого ума» единственной из миллионов нумеров дано «слиться» с природой за Стеной, сохранить жизнь себе и ребёнку? В христианстве розовый – цвет целомудрия и типично земной цвет, повенчанный с небесностью и бессмертностью: на православных иконах Божья Матерь появляется в одеждах двух цветов – розового и голубого[210]. В О-90 на цветовом уровне воплощена суть женского естества – великая миссия материнства. При исчезновении розового колоронима из пространства художественного мира в 25-ой записи (губы О становятся мертвенно-белыми), перед Д открывается значение отношений с этой женщиной: родитель и дитя, нежность, начало жизни; в последний раз он «черпает глазами из ее синих глаз» [II, 340]. О – свобода души, вечность, вера (символика белого и синего). В цветовой доминанте героини заложено стремление к гармонии. Именно поэтому ей единственной предоставляется возможность сохранить жизнь себе и ребёнку.

Итак, в романе «Мы» показано два мира: сине-стеклянный мир разумного социума и пестрый, разноголосый мир дикой природы. В первом правит технократическая идея, «безошибочно» воплощённая великим Благодетелем рода человеческого. Белые одежды его – мнимое сходство с христианским Спасителем. Люди Государства поклоняются тому, что их обесчеловечило. Второй мир – зелёный, янтарный, кровавый – великий хаос и неизвестность. Люди, живущие в нём, – дети природы. Они пребывают в состоянии блаженного рая на земле, где реализована лишь природная сущность человека. Это рай без Бога и мир, где властвует I-330. «Пусть молятся огню <…> А мы, анти-христиане», – говорит героиня [II, 321-322].

Из обеих моделей космоса изъят христианский Бог, человечество лишается возможности выбрать личный путь спасения. В цветовой картине романа отсутствует фиолетовый, глубокий духовно цвет, который замыканием спектрального круга преграждает дорогу чёрной пропасти ада и полному вырождению. А синий, самый важный в православии цвет Бога Духа Святого, получает в романе статичную стеклянную окраску, снижение до вещного уровня.

До логического итога на уровне цвета доводит Замятин и «идеал» человека рационального, предельно унифицированного. Мир, явленный читателю через цветовосприятие Д, оптимизируется до абсурда. Лишившись творческой фантазии, герой утрачивает даже нормальное цветоощущение, свою физиологическую способность. На цветовом уровне в образе Д-503 показана нравственная деградация, эволюция и полный регресс человеческой природы.

Единственная надежда выжить, сохранив при этом свою человеческую природу, остаётся за О-90. Можно ли считать, что для автора это выход? Вполне. Дискуссионным остается вопрос, сохранит ли человек свою первоначальную сущность, воплотятся ли его духовные стремления. Даже в мире проинтегрированной реальности О необходим был человек, который восполнил бы её женскую недостаточность: какой-либо объект любви, будь то мужчина или ребёнок. И она обретает его навеки за Зелёной Стеной, в мире архаической «пестроты», дохристианского, языческого рая.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.