Уровниконцептуальныхподходовкфеноменугосударственнойполитики. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Уровниконцептуальныхподходовкфеноменугосударственнойполитики.

2022-10-29 28
Уровниконцептуальныхподходовкфеноменугосударственнойполитики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Врамкахконцептуальныхподходоввполитологическойнаукесложилосьнемалотеорий,предметнымобразомописывающихсущность,структурныеипроцессуальныеособенностигосударственнойполитики.Весьспектрэтихинтеллектуальныхконструкцийможноусловноразделитьнадвабольшихкласса:макротеоретическихиприкладныхтеорий[4]:

*Макротеоретическийуровень такжеразделяетсянадверазновидностивподходахкэтомупроцессу:

-1классполитико-административныхтеорий,где государственнаяполитикарассматриваетсякакпроцессирезультатпринятия(государственных)политическихрешений,обладающий,однако,специфическимиособенностямицеледостижения (восновележатидеи,отражающиегосударственнуюполитикусточкизренияпреобладающейролимеханизмовитехнологийееформирования.Книмможноотнестиследующиетеории:

- институциональныетеории (делающиеакцентнаорганизационныхструктурахгосударствакакосновныхэлементахформированиягосударственнойполитики);

- теориигруппиэлит (подчеркивающиезначениеключевыхактороввданномпроцессе);

- рациональныетеории (гдевкачествеоснованияформированиягосударственнойполитикирассматриваютсясобственноуправленческиемеханизмы)

- процессуальныетеории (восновномориентированныенастадиальныйхарактерформированияипродвижениягосударственныхцелей)1.

Понятно,чтокогнитивнаяразверткаэтогонаправлениязначительноширепредлагаемыхамериканскимиученымитеорий.Поэтому,кпримеру,вблокпроцессуальныхтеориймогутвходитьнетолькостадиальные,ноиальтернативныемодели(теория«потоков»Дж.Кингдона,«коалицийподдержки»П.Сабатьера,«мусорногоящика»Дж.МарчаиДж.Олсена,«открытыхсистем»А.Хоффебертаидр.),атакжерядиныхидей,ставящихвоглавуугласамыеразнообразныестороныиаспектыформированиягосударственнойполитики.

- 2подвидмакротеоретическогоистолкованиягосударственнойполитикиинтерпретируетеевболееширокомконтексте взаимоотношенийгосударстваисоциума,давая,такимобразом,оценкуобщественногохарактерадеятельностиправительства.Сюдаследуетвключитьтакиетеориикак:

-неомарксистскиетеориирассматриваютэтотпроцесскакпоказательактивностигосударства,оказывающегодавлениелибонаправящие,либонаугнетаемыеслоинаселениясоответственносцельюумножениякапиталаилилегитимациивласти.

-теорииобщественноговыбораоцениваютгосударственнуюполитикукакформуактивностиправящегокласса,пронизаннойстремлениемзакрепитьсвоегосподствующееположение.Особеннояркоэтопроявляетсяпередвыборамииливовремякризисалегитимности.Всесоциально-экономическиемероприятиявластейвконечномсчетенаправленынарасширениеэлекторальнойбазы,усилениеубеждающейкоммуникации.

-этатистскиетеориирассматриваютгосударственнуюполитикукакусловиеипризнаквозрастанияресурсноймощигосударства,оправданногоусиленияинтенсивностивлияниявластейнанаселение.

*Наприкладномуровнеакцентвобъяснениигосударственнойполитикиделаетсянатехилииныхпринципах,механизмахитехнологиях,которыесвязываютразработчиковиисполнителейпроектов.

Одинподход демонстрируеттеория К.НикамурыиС.Смоулда,рассматривающаяпятьвариантовтакихвзаимоотношений:

1. «Технократическаямодель»,предполагающая,чтоцентральнуюрольвэтомпроцессеиграютразработчики-те,ктоясновидитпроблемы,вырабатываетцели,утверждаетипередаетихисполнителям,которымотводитсясугубоинструментальнаяроль.

2. Модель«инструментальногоделегирования»представляетпосутитотжевариант,чтоиперваямодель,носпризнаниемболееширокихполномочийисполнителей,которымдаетсяправонетольконакорректировку,ноиначастичноеизменениецелей.

3. «Модельсделки», предполагающая,чтополитикииисполнителинемогутдостичьсогласиядругсдругомотносительноцелейбудущейполитики.Единственнымсредствомначаладействийстановитсясделкамеждуними.

4. Модель«свободыэкспериментирования»,означающая,чторазныегруппыполитиковсоглашаютсядругсдругомтолькопошироким(анеконкретным)целям,врезультатечегоисполнителиполучаютширокиеправадляреализациистольабстрактныхориентиров.

5. Модель«бюрократическогопредпринимательства»:исполнители«снизу»ставяттеилииныецели,начинаютихреализациюилишьвпоследствииобращаютсякполитикамзаподдержкойиресурсами.

Синыхпозицийвыстраиваютмодели взаимоотношенийразработчиков(политиков)иисполнителей(бюрократии)государственнойполитикиР.ПатнэмиБ.Рокман (каждаяизмоделейотражаетразныестадиикооперациииавтономизациисторон):

-политикикаквыборныелицасвысокимуровнемлегитимностипревалируютнадчиновниками;

-бюрократиякакгруппаэкспертовпревалируетнадвыборнымилицами;

-чиновникииполитикидействуютсовместно,новсоответствиисосвоимифункциями;

-процессформированиягосударственнойполитикиинтегрируеттехидругихвединуюгруппу,демонстрирующуюсплоченностьиединуюнаправленностьдействий.

Подобныетехнологическиемоделиудачнодемонстрируюттотфакт,чтосодержаниегосударственнойполитики(естественно,приучетеограничений,накладываемыхпрежнимиобязательствамивластей,наличнымиресурсами,правовойиорганизационно-кадровойбазой)восновномформируетсяврамкахсложившихсябюрократическихструктуробщегосударственногоирегиональногозначения.Решающуюрольприэтомиграютполитическиеориентирыруководителейгосударстваиправящихкоалиций,чьевидениеситуациииинтересызадаютсодержаниеконкретныхцелейимероприятий.Общественноемнениеилигражданскаяэкспертиза,важнейшиеформыуправленческогопотенциалаобщественности,чащевсегоиспользуютсялишьдляподдержанияиличастичнойкорректировкиплановруководства.Такоепреобладаниеориентацийправящихкруговнередкоприводитктому,чтовсвоемреальномизмерениигосударственнаяполитиканеспособнаответитьнавызовысовременностиипривестикдостижениюэффективныхрезультатов.

Обобщаяобозначенныеподходыипринимаявовниманиетеоретико-прикладнойхарактер государственнойполитики,последнююследовалобыопределить как совокупностьвнутренневзаимосвязанных,сформированныхнаоснованииопределенныхпринциповцелейидействий,направленныхнарешениемасштабныхобщественныхзадачиосуществляемыхправительствомигражданскимиактораминаопределеннойорганизационнойинормативно-правовойоснове.

Такоеопределениедаетвозможностьпонять,чтогосударственнаяполитикапредставляетсобойнеинтеллектуальнуюконструкциюинезеркальноевоплощениезамысловуправляющих,анаборхотяиобусловленныхнекимиидейнымиориентирами,нопротиворечивыхсоциально-экономических,политико-организационныхиправовыхмероприятийоргановвластииуправления,направленныхнарешениекрупныхобщественныхзадач.

Всвоемфактическомвыражениигосударственнаяполитикавотдельныхслучаяхможетиненоситьобщественнозначимогохарактера.Кпримеру,вавторитарныхикоррумпированныхрежимахонаможетприкрыватьсобойкорпоративныеинтересыицелигосподствующих(втомчислеикриминальных)группировок,контролирующихцентрыпринятиярешений.Этирежимыправлениячащевсегопроводятзакрытуюотобществаполитику,нетольконеобсуждаяпланыгосударствасобщественностью,ноижесткопресекаяканалыкоммуникациивластисгражданскимиструктурами.Наразныхаренахтакиережимымогутпредприниматьпротекционистскиедействия,осуществлятьнационализациюиприватизациювкорпоративныхинтересах,прибегаякрейдерскимакциямидругимпротивозаконнымдействиям.

Разнообразиекачественныхиколичественныхпараметровгосударственнойполитикизадаетсяправящимрежимом,осуществляющимразработкуиреализациюэтоготипастратегий.Именноправящийрежимзакладываетвоснованиегосударственнойполитикитеилииныеинтересы,которые,всвоюочередь,обусловленыхарактеромконкретныхэлитарныхкоалицийиихпланов,зависятотмеханизмовпредставительствагражданскихинтересов,зрелостиобщественногомненияицелогорядадругихпараметров,отражающихделовыекоммуникациивластей

Разнообразныемоделиформированиягосударственнойполитикизависятоттого,какправящийрежимзадаетприоритетыразвитияобщества,какосуществляетсявыборконкретныхуправленческихцелей,каквыбираютсяобъектыиучастникипроекта,каковаресурснаяобеспеченностьэтогопроцесса,наскольковеликаподдержкапроектируемыхцелейсосторонынаселения.Однакововсехвариантахгосударственнаяполитикапредставляетсобойформумасштабногопроектированияиосуществлениякрупныхуправленческихпроектов,направленностьихарактеркоторыхповеряетсяконкретнымидействиями,результатами,демонстрирующимиреальноедостижениетехилииныхпоказателей.Здесьнадоучитыватьогромноезначениецеленаправленнойактивностигосударства,способностиправительствамобилизоватьнедостающиесредства,должнымобразоморганизоватьискоординироватьсовместнуюработувсехисполнителей.Недаромговорят,что государственнаяполитика—этоискусствоневозможного,т.е.умениедостичьжелаемогоприлюбых,втомчислеипринеблагоприятныхусловиях.

Обобщаявышесказанноерассмотримнесколькотеоретическихподходовкизучениюгосударственнойполитики,позволяющихсразличныхпозицийиточекзренияпроводитькомплексныйанализгосударственнойполитики.Всеонидаютопределеннуюсистемукоординат,котораянеобходимавкачествеотправнойточкидлялюбогонаучногоисследованиядеятельностиоргановгосударственнойвластиповыработкеполитическойлиниивданнойобщественнойсфере.Основныеизэтихподходовпредставленыследующимишколами[5]:

1. Институционализм, рассматриваетгосударственную политикукакрезультатдеятельностигосударственныхинститутов(правительство,парламент,бюрократия,судебныеорганыидр.),использующихопределенныеадминистративныепроцедуры.

2. Концепцияполитическогопроцесса представляетгосударственную политикукакрезультатполитическойдеятельности,имеющейфиксированныеступенииэтапы(определениепроблем,постановкацелей,формированиеполитики,легитимация,выполнение,оценкаимониторинг)впроцессерешенияобщественныхпроблем.

3. Теориягрупп оцениваетгосударственнуюполитикукакрезультатгрупповойборьбы,конфликтамеждуразличнымигруппамивобществеиправительствеипоискаконсенсусапоконкретнымвопросамполитики.

4. Теорияэлиты рассматриваетгосударственнуюполитикукакрезультатпредпочтенияивыбораполитическойиадминистративнойэлит.

5. Теориярационализма рассматриваетгосударственнуюполитикукакрезультатдеятельностиподостижениюоптимальныхобщественныхцелейнаосноверазработанныхтехнологийуправления.

6. Теорияинкрементализма(постепенности) ¾государственнаяполитикакакпоследовательнаяипоэтапнаядеятельностьгосударственнойбюрократиипомедленномуизменениюсуществующегоположениядел,т.е.небольшиевариациипоизменениюпрошлогосостояния.

7. Теорияигр— государственнаяполитикакакрациональныйвыборвконкурентнойборьбедвухнаиболеевлиятельныхсторонвобществеилиправительстве.

8. Теорияобщественноговыбора ¾государственнаяполитикакакрезультатдеятельностииндивидовнаосновеосознаниясобственныхинтересовипринятиясоответствующихрешений,которыедолжныпринестиимопределеннуювыгоду.

9. Теорияоткрытыхсистем ¾государственнаяполитикакакрезультатответаполитическойсистемыназапросыинуждысоответствующихструктурифактороввнешнейсреды.

Такимобразом,всодержательномплане государственнаяполитикапредставляетсобойкомплексвзаимосвязанныхцелейизадач,выраженныхвстратегическихпрограммахиплановыхмероприятияхкратко-,средне-идолгосрочногохарактераивоплощающихнекиеприоритетныеподходывластикобщественнымпроблемам.

Предметноеполерешаемыхеювопросовобладаеткрайнеширокимхарактером-отмеждународныхдолокальных,отважнейшихотраслевыхпроблемдорегулированияотдельныхвидовобщественныхотношений(например,отвопросовурегулированиямеждународныхконфликтовдопроблем,касающихсяналоженияштрафовзанарушениеправилдорожногодвижения).Приэтоммноголикиеформыуправленческихдействийносяткомплексныйхарактер,предполагаявзаимосвязьдействийгосударствавразличныхобластяхобщественнойжизни.Темсамымгосударственнаяполитикапредполагаетиучетпоследствий,которыемогутиметьместовсмежныхсферахжизниобществаподвлияниемреализацииеецелей.

Вопросыдлясамоконтроля:

1. Каковаспецификагосударственнойполитикикак целенаправленнойактивностигосударства?

2. Вчемсостоитсущностьпонятия«системагосударственнойполитики».

3. Укажитеосновныетеоретическиеподходыкизучениюфеномена«государственнаяполитика».Вчемзаключаетсяпринципиальноеотличиекаждогоизних.

4. Раскройтезначениемакротеоретическогоуровня процессуальныхособенностейгосударственнойполитики.

5. Каковосодержаниетеорий объяснениигосударственнойполитикиприкладногоуровня?

6. Укажитетеоретическиеподходы,наоснованиикоторыхвозможнопроводитькомплексныйанализгосударственнойполитики.



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.