История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2022-10-29 | 20 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
П.А.Меркулов,Е.Н.Малик,А.В.Мельников
ОСНОВЫ
РАЗРАБОТКИ ИРЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙПОЛИТИКИ
Учебноепособие
Гриф
Г.
УДК321;323;327;930.22
ББК66
М-19
РекомендованокизданиюУченымсоветомОФРАНХиГС.
Гриф
Рецензенты:
Нечаев Д.Н. – доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных и экономических дисциплин Воронежского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
Скиперских А.В. – доктор политических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин социально-гуманитарного факультета Пермского филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
М-19 |
Основы разработки иреализациигосударственнойполитики:Учебноепособие. –Орел:Изд-воОФРАНХиГС,2016.–208с.
ISBN 978-5-93179-427-3
Учебноепособиепосвященоактуальнымпроблемамформированиягосударственнойполитикивусловияхсовременности.Вкнигераскрываютсятеоретико-методологическиеосновыизученияданногопроцесса,представленыинституциональныехарактеристики,основныеакторыиструктурнаяспецифика.Авторыуделиливниманиемеханизмамразработкииреализациигосударственнойполитики,атакжевыявилиотличительныечертыгосударственнойполитикивсистемегосударственногоуправления.Впособиипредставленыразновидностигосударственнойполитикивосновныхсферахроссийскогообщества.
Данноепособиеадресованобакалаврам,обучающимсяпонаправлениюподготовки38.03.04 «Государственноеимуниципальноеуправление», специалистамвсферегосударственногоимуниципальногоуправления,магистрантам,аспирантамивсем,ктоинтересуетсявопросамиформированияиреализациигосударственнойполитикинасовременномэтаперазвитияроссийскогообщества,атакжепроблемамиэволюции современногогосударства.
|
ББК66
ISBN 978-5-93179-427-3
©П.А.Меркулов,Е.Н.Малик,А.В.Мельников,2016
©Орловский филиалРАНХиГС,2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………… | 6 | |||
Раздел 1. | Теоретическиеиприкладныеаспектыизучениягосударственной политики………………...………………… | 9 | ||
§1. | Теоретическиеподходыкизучениюгосударственнойполитики……………………………………………………….. | 9 | ||
§2. | Уровниконцептуальныхподходовкфеноменугосударственнойполитики………………………...………… | 12 | ||
Раздел2. | Структурныеэлементыиспецифическиепараметрыгосударственнойполитики всистемегосударственногоуправления …………………………………………………….. | 19 | ||
§1. | Структураиспецифическиечертыгосударственнойполитики………………………………………………............. | 19 | ||
§2. | Классификацияфакторов,воздействующихнагосударственнуюполитику………………...………..………. | 23 | ||
§3. | Видыинаправлениягосударственнойполитики всистемегосударственногоуправления ……………………………….. | 24 | ||
Раздел3. | Институтыформированиягосударственнойполитики….. | 33 | ||
§1. | Политико-административныеинститутыкакорганизационнаяосновагосударственнойполитики……. | 33 | ||
§2. | Классификацияитипологияинституциональныхобразований.................................................................................... | 38 | ||
Раздел4. | Формированиеиреализациягосударственнойполитики:сущность,уровни,этапы…………………..…………………. | 43 | ||
§1. | Сущностьиспецификамеханизмаформированиягосударственнойполитики………………………………….. | 43 | ||
§2. | Основныеструктурныеипроцессуальныепараметрыразработкигосударственнойполитики……………....…… | 47 | ||
§3. | Этапыформированияиреализациигосударственнойполитики……………………………………..………………… | 52 | ||
Раздел5. | Разработкагосударственныхпрограммвсистемеформированиягосударственнойполитики………..…...…. | 64 | ||
§1. | Государственнаяпрограмма:общиеположения,принципыформирования,структура……………………… | 64 | ||
§2. | Содержаниеифункциональныехарактеристикигосударственнойпрограммы………………..………..……… | 67 | ||
Раздел6. | Институтполитическоголидерствавформированиигосударственнойполитики………………………………….. | 73 | ||
§1. | Политическоелидерство:концептуальныеосновыизучения,функциональныехарактеристики……….……... | 73 | ||
§2. | Политическаяэлитакакважнейшийсубъектполитическогопроцессаиразработкигосударственнойполитики………………….....……………………….………… | 81 | ||
§3. | Должностноелицовпроцессеформированиягосударственнойполитики………………………………….. | 88 | ||
Раздел7. | Государственнаясоциальнаяполитика……………………. | 95 | ||
§1. | Социальнаяполитикагосударства:теоретическиеосновыанализа………………………………………………… | 95 | ||
§2. | Государствоблагосостояния(социальноегосударство)иегомодели……………………………………………………… | 98 | ||
Раздел 8. | Государственнаяполитикавэлекторальномпространстве…………………………...…...…………………. | 104 | ||
§1. | Основныенаправлениягосударственнойполитикивэлекторальномпространстве………………………………. | 104 | ||
§2. | Спецификароссийскойгосударственнойэлекторальнойполитики…………………………………..…………………… | 108 | ||
§3. | Государственноеадминистрированиевэлекторальномпространстве…………………………..…………................... | 111 | ||
§4. | Политическаярекламавинституциональномдизайнеэлекторальногопространства……………………………… | 113 | ||
Раздел9. | Информационноесопровождениегосударственнойполитики……………………………………………………….. | 121 | ||
§1. | Информационно-коммуникационнаясистемагосударственнойполитики………………….………………… | 121 | ||
§2. | Деловыекоммуникациивластиибизнес-сообществавформированиигосударственнойполитики.………………... | 124 | ||
Раздел10. | Государственнаяполитикавсфереразвитияправовойграмотностииправосознанияграждан……………………. | 129 | ||
§1. | Основыгосударственнойполитикивсфереразвитияправовойграмотностииправосознанияграждан……….. | 129 | ||
§2. | МерыгосударственнойполитикивсфереразвитияправовойграмотностииправосознаниягражданвРоссийской Федерации …………..…………………………... | 133 | ||
Раздел11. | Государственнаямолодежнаяполитика:сущность,приоритетныенаправления…………….……….………….. | 139 | ||
§1. | Основыразработки государственноймолодежнойполитики ……………………………………………………….. | 139 | ||
§2. | Механизмыреализациигосударственноймолодежнойполитики………………………………………………………. | 150 | ||
§3. | ПриоритетыформированияиреализациягосударственноймолодежнойполитикивсовременнойРоссии…………………………..……………………………… | 152 | ||
§4. | Международныйопытформированиягосударственноймолодежнойполитики.............................................................. | 161 | ||
Раздел12. | Государственнаяполитикавобластинациональнойбезопасности……………………..……………………………. | 168 | ||
§1. | Содержаниегосударственнойполитикинациональнойбезопасности …………………………………………………... | 168 | ||
§2. | ПерспективыобеспечениянациональнойбезопасностиРоссиивсовременноммире……………………….…………. | 175 | ||
§3. | Современныйтерроризм:истоки,характерныечерты,профилактика,противодействия…………………………. | 178 | ||
Глоссарий…………………………………………………………….............
| 190 | |||
Литература…………………………………………………………...……….. | 202 | |||
Приложения…………………………………………………………………. | 207 |
Введение
Политика,безусловно,являетсяоднойизважнейших,еслинесамойважнойсферойжизнедеятельностиобщества.Онаоказываетвлияниепрактическинавсеаспектыразвитияобществаинажизньотдельныхграждан.Мировойопытвцелом,ироссийскийвчастности,показывает,чтоневозможнопроводитьадминистративныереформынезатрагиваяполитику,инаоборот,любыеполитическиепреобразованиятакилииначезавязанынагосударственномуправлении.Уровеньихарактерэтихуправленческихтехнологийпоказываетреальнуювозможностьгосударствасознательнорегулироватьидажеконструироватьобщественныеотношениявсоответствиисинтересамиобщества.
Используемыегосударствоммеханизмыформированияправительственныхстратегийявляютсясамымподвижнымзвеномэтогопроцесса,чуткореагирующимналюбыевнешниеивнутренниетрансформацииизаставляющимвластьгибкоперестраиваться,совершенствоватьприемыисредстваполитическогопроектирования.
Государственнаяполитикапредставляетсобойсовокупностьвнутренневзаимосвязанных,сформированныхнаоснованииопределенныхпринциповцелейидействий,направленныхнарешениемасштабныхобщественныхзадачиосуществляемыхправительствомигражданскимиактораминаопределеннойорганизационнойинормативно-правовойоснове.Здесьнадоучитыватьогромноезначениецеленаправленнойактивностигосударства,способностиправительствамобилизоватьнедостающиесредства,должнымобразоморганизоватьискоординироватьсовместнуюработувсехисполнителей.
|
Естьвескиеоснованияутверждатьито,чтомеханизмыитехнологииформированиягосударственнойполитикиоказываютнепосредственноевлияниенасущностныехарактеристикигосударства,формыеговзаимодействиясдругимиобщественнымиструктурами.Другимисловами,благодарямножествуинструментальныхизменений,сегоднятрансформируютсяструктурно-функциональныехарактеристикигосударства,эволюционируютцентр-периферийныеотношенияиочертаниятерриториальнойдемократии,укрепляютсяпозициистранывполемеждународнойполитикиинамировыхэкономическихрынках.
Постоянствопеременвмеханизмахформированиягосударственнойполитикипобуждаетособоевниманиекфакторамихизменений,осознаниюрезервовихсовершенствования,возможнымнаправлениямэволюции.Самыйповерхностныйанализвысвечиваеттакиеисточникиобновленияуправленческихмеханизмовитехнологий,какдеятельностьбизнес-структур,НКОилимеждународныхорганизаций,которыеврядеслучаевбыстреегосударстваприспосабливаютсяктекущейситуации,овладеваяновымиприемамипродвижениясвоихцелейвэкономическомиполитическомпространствах.Немаловажнойпричинойобновлениямеханизмовформированиягосударственныхстратегийявляютсяидеологиииобразцыуправлениявзарубежныхстранах,достиженияполитико-управленческойтеории,стимулирующиексознательному«выращиванию»институтов,атакжеопытидущихиначинающихсявстранеадминистративныхреформ.Принципиальнуюрольвобновлениимеханизмовформированиягосударственнойполитикииграютправящиеэлиты,стильдеятельностигосменеджеров,качествополитическихкомандилидеровгосударства.
Современнаядействительностьобнажилацелыйрядпроблем,связанныхсперестройкоймеханизмовпринятиярешений,формированиягосударственныхполитик.Вчастности,врезультатереформпостсоветскоговременивыявиласьне результативностьсугубополитических(волюнтаристских)иодновременножесткозапрограммированныхадминистративныхметодовгосударственногорегулирования.Низкаярезультативностьдеятельностиаппаратауправлениявостребовалаглубокиеадминистративныереформы,ставшиесегодняоднимизмощныхфакторовформированиягосударственнойполитики.
Учетцивилизационныхисоциокультурныхпараметровобщественногоразвитиядаетбольшеоснованийдляпланированияиосуществлениядолгосрочныхстратегийразвитияроссийскогообщества,конструированиябудущегоприпомощиинструментовгосударственнойполитики.Втожевремя,такиеперспективымогутбытьвоплощенытолькоприналичиисоответствующихтехнологийимеханизмовуправления.
|
Цельосвоениядисциплины«Основыразработкииреализациигосударственнойполитики»-сформироватьцелостноепредставлениестудентовпоосновнымнаправлениямгосударственнойполитикивсовременнойРоссии.Достижениюпоставленныхцелейспособствуетрешениеследующихосновных задач:
-систематизацияразличныхметодологическихподходовкизучениюгосударственнойполитики;
-формированиеценностныхориентироввобластигосударственнойполитики,которыедолжнысоответствоватьсовременнымцивилизационнымконцепциям;
-определениеоптимальнойстратегииитактикиформированиягосударственнойипубличнойполитики;
-комплексныйанализмеханизмовформированияиэтаповреализациигосударственнойполитики.
Поитогамизучениядисциплиныстудентыбудут:
Знать:
-теоретическиеосновымеханизмовразработкигосударственнойполитики;основныепринципыдеятельностиоргановгосударственнойвласти;
-основныепринципыразработкигосударственнойполитикиигосударственныхпрограмм.
-классификациюинституциональныхобразованийкаксубъектовреализациигосударственнойполитикиприоценкесостоянияэкономической,социальной,политическойсреды,деятельностиоргановгосударственнойвластиРоссийскойФедерации,органовгосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерации,органовместногосамоуправления;
-знатьсущностьпланированиягосударственнойполитикиистадиальныйхарактермеханизмапринятиягосударственныхрешений,какприоритетнойистратегическойдеятельностиоргановгосударственнойвластиРоссийскойФедерации,органовгосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерации;
-механизмыитехнологииучастияполитическоголидеравформированиигосударственнойполитикинафедеральном,региональномимуниципальномуровне.
-сущностьиспецификупроцессаразработкииреализациигосударственныхпрограммипроектовРФ.
Уметь:
- выявлятьиаргументироватьактуальныепроблемыроссийскойгосударственнойипубличнойполитики;
-использоватьбазовыезнанияпосоставлениюсоциальныхпрограммывсистемепланированияиорганизациидеятельностиоргановгосударственнойвластиРоссийскойФедерации,органовгосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерации,органовместногосамоуправления;
-оцениватьдеятельностьгосударственныхигражданскихинститутовприразработкеиреализациигосударственнойполитики(партии,СМИ,бизнес-ассоциации,общественноемнение,группыорганизованныхинтересов,НКОидр.);
Владеть:
-знаниямивобластиорганизацииработыоргановгосударственнойипубличнойвластивРФ;
-навыкамипроведенияанализаэффективностимеханизмовгосударственногоадминистративногорегулированияразличныхобщественнозначимыхсфер;
-способамипроведениямониторингареализациигосударственнойпрограммыкакприоритетнойистратегическойдеятельностиоргановгосударственнойвластиРоссийскойФедерации,органовгосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерации.
Вданнойсвязицельнастоящегопособиязаключаетсяпреждевсеговоказаниипомощистудентамприосвоенииосновногоматериалаподисциплине,атакжеподготовкекпрактическимзанятиямилабораторнымработам.
Рис.1. - «Государственная власть и политика».
Каждаяизсистемлиинститутов,представленныхнарисунке,оказываетважноевлияниенавопросы,связанныесформированиемиреализацией,определениемцелейиприоритетов,содержаниемконкретныхполитик(программ,проектов),эффективностиипоследствийвыполнениягосударственнойполитики.Здесьимеетместоявноепереплетениевопросовполитики,государственногоуправленияиразвитиягражданскогообщества,таккаквсеонипризванынестисвоюдолюответственностизаразработкугосударственнойстратегииирезультатывыполненияполитики.
Вданнойсвязивыделимнесколькоподходоккопределениюсущностигосударственнойполитикиихарактераееформированиявзависимостиотролииместаинститутовгражданскогообществаигосударственнойбюрократии,атакжемеханизмовеереализации:
v Политикакаксоциальныйпроцесспорешениюобщественныхпроблем,вкоторомнаравныхусловияхучаствуютинститутыгосударстваигражданскоеобщество;
v Политикакакдеятельностьполитическихигосударственныхинститутов,когдаосновнаярольпринадлежитгосударствувлицегосударственнойбюрократии(корпусачиновников);
v Политикакакзаконодательныйпроцесс(самопрограммированиеправительства),сводящийсякподготовкеипринятиюзаконодательныхактовнаосновеобобщенияинтересовразличныхсоциальныхклассовигрупп.
Учитываявышесказанное,государственнаяполитикапредставляетсобойпландействийоргановгосударственнойвластипорешениюважныхобщественныхпроблемивключающийвсебяследующие элементы:
1)определениецелейиприоритетовразвитияобщества;
2)разработкаипланированиеполитическойстратегии;
3)анализиоценкаальтернативныхпрограммвсоответствиисвыгодамиизатратами;
4)обсуждениеиконсультированиесразличнымиполитическимиисоциальнымигруппами;
5)выборипринятиегосударственныхрешений;
6)мониторингходареализациипрограмм;
7)оценкарезультатовреализациипрограмм.
Вданнойсвязи основныецели государственнойполитикисвязанысрегулированиемдействийсоциальныхгрупп,организацийичастныхлицсостороныгосударстваивключаютвсебя:
• защитуправграждан,государстваиобщества;
• обеспечениесоциальнойиэкономическойактивности;
• созданиеусловийдляпредоставлениятоваровиоказанияуслугдляудовлетворенияпотребностейнаселения.
Обобщаянаиболееважныепараметрыцеленаправленнойдеятельностигосударства,можноконстатировать,чтогосударственнаяполитикаобладает универсальнымихарактеристиками,сближающимиееслюбымицеленаправленнымиакциямивластей:(вчастности,наличием некоегопланадействий,предусматривающегонаборконкретныхисполнителей,срокиисполнения,отсылкиксоответствующимнормативнымдокументам,мерыстимулирования,источникифинансированияипроч.).
Вместестем,государственнаяполитикаотличаетсяцелымрядом особенныхчерт [6]:
— наличиеисходныхпринциповприпостановкеивпроцесседостиженияцелей,реализациякоторыхнаправленанацентрализациюусилийгосударства,сбалансированностьегоуправленческихдействийиорганизациюдолжныхотношенийспартнерамииконтрагентами,сохранениенекойидейнойсоставляющейруководящихуказаний;
— императивныйхарактер,директивнуюнацеленностьдействийнасознательноепереустройство,трансформациюиизменениеобщественныхотношений,инфраструктуры,не институциональныхпараметровобщественнойжизни;
— задействованиевысшихцентровполитическойвластииуправления,демонстрирующихкакзначениепоставленныхзадач,такимасштабответственностиоргановвластииуправлениязаихреализацию;
— рассредоточенностьцентровформированиягосударственнойполитикимеждуразличнымиуровнямииструктурамивлияния(нетолькогосударственного,ноигражданскогохарактера),предполагающимиактивностьполитико-административныхиобщественныхкоалиций,соперничающихзаресурсы;
— кооперативныйхарактерпроцессаформированиягосполитики,демонстрирующий,чтокаждыйизучастниковэтогопроцесса,всилусвоегостатусаиресурснойобеспеченности,накладываетсвойотпечатокнахарактерразработкицелейиосуществлениямероприятий;
— направленностьгосударственныхдействийлибонаминимизациюотрицательныхпоследствийсложившейсяситуации,либонаснижениеиздержекприреализациижелательныхцелей,либонакомпенсациюзапроведенныереформы,либонаконсервациюсоздавшегосяположения,либонаосуществлениеинновационныхпроектов;
— неразрывнуюсвязьустановоквластейссимволическимотображениемцелей,направленнымнарасширениеподдержкиданногопроектаиповышениелегитимацииправящегорежима,предлагающегоданнуюстратегию;
— комплексныйхарактервыдвигаемыхзадач,отражающихсоответствиедействийправительстваводнойсфереизменениямвдругихотрасляхиобластяхжизниобщества,аравноивысокий(сложный)уровенькоординацииисогласованияпозицийучаствующихвэтомпроцессеакторов;
— определениевластями«правилигры»(всоответствиискоторымипланируетсядостигнутьпоставленныхцелейивыстроитьделовыеотношениязаказчиков,экспертов,исполнителей,соисполнителейидругихучаствующихвэтомпроцессеакторов),сустановлениемгарантийихсохранениянапериодрешениязаявленныхзадач,атакжеобнародованиемусловий,прикоторыхэтиправиламогутбытьизмененыилинарушены;
— наличиедействийпокоординациидеятельностигосударственныхучрежденийиобщественныхорганизаций,направленностьнапоощрениеистимуляциюдеятельностиисполнителей,осуществлениекомпенсационныхмероприятий.
Сегоднягосударственныеинтересывыходятзарамкигосударства,демонстрируяэволюциюгоссектораиразделениеответственностизареализуемуюполитикусгражданскимиструктурами.Различныеформыгосударственно-частногопартнерства,которыеявляютсясвоеобразнымиформамигражданскойинтервенции,нацеленынаусилениекооперациигосударстваиобществапридостижениикрупномасштабныхцелей.
Вкачестве модусовреализациигосударственнойполитики ученыевыделяюттакиеформы,как[7]:
*компромисс,-наиболеераспространенвстабильныхдемократическихобществахспринятымиучастникамипроцессанормамидиалогаикоммуникации,устойчивымиалгоритмамисогласованияпозиций.
*манипулирование-отражаетглавенствующееположениецентрапринятиярешений,способногодобитьсяпреобладаниясвоихцелейнадкогнитивнымиобразамипроблемыусвоихоппонентовиединомышленников.
*риторика-отражаетприоритетинструментовубеждающейкоммуникации,используемойвластямидляпродвижениясвоихцелей.
Такимобразом,наиболееважныехарактеристикигосударственнойполитики, которымионадолжнаобладатьвцелом,сводятсякнеобходимостиотвечатьследующимпоказателям:
·реагироватьнаизменения,происходящиевобществеигосударстве;
·иметькомплексныйхарактерирассматриватьлюбуюпроблемувовзаимосвязисдругимипроблемами;
·бытьэффективнойирезультативной;
·пользоватьсядовериемнаселения.
Рис.2.- «Иерархиягосударственныхполитик».
Каквидноизпредставленногорисунка,наиболеезначимаяиинтегративнаягосударственнаяполитикакасаетсябезопасностииразвитиястраны.Еслионанеуспешна,тострануможетпостигнутьучастьнесостоявшегосягосударства.Вболееконкретномпланеполитикабезопасностииразвитияподразделяетсянавнутреннююивнешнююсоставляющие.Финансово-экономическая,гуманитарная,региональнаяисоциальная-четыресамыеинтегративныевнутренниеполитики,составляющиеструктурообразующиеоси,покоторымпроизводитсякомплекснаяоценкауспешностиразвитиястраны.
Вопросыдлясамоконтроля:
1. Каковасущностьгосударственнойполитикивсистемегосударственногоипубличногоуправления?
2. Назовитеосновныеструктурныеэлементыгосударственнойполитики.
3. Каковыцелигосударственнойполитикивсистемегосударственногоуправления.
4. Укажитеосновныеуниверсальныехарактеристикигосударственнойполитики.
5. Назовитеособенныечертыгосударственнойполитики,которыевыделяютсредидругих.
6. Дайтехарактеристикумодусовреализациигосударственнойполитики
7. Раскройтесодержаниефактороввнешнейсреды,оказывающихнепосредственноевоздействиенагосударственнуюполитику.Какихследуетклассифицировать?
8. Вчемзаключаетсязначениевнутреннихфакторов, непосредственнововлечённыхвпроцессразработкииосуществлениягосударственнойполитики?
9. Какследуетклассифицироватьгосударственнуюполитикупохарактеру взаимоотношениймеждуеесубъектами?
10. Подготовьтесообщенияовидахгосударственнойполитикипоосновнымсферамобщественнойжизни.
Рисунок3.«Институциональныеэлементыгосударственнойполитики».
Механизмполитическоговоздействияопределяетсячерездеятельностьразныхсубъектов,однимизкоторыхвыступаютполитическиеинституты.Государство–основнойвластныйорган,которыйосуществляетвсюполнотувластичерезиспользуемыеимсредстваиметоды.Именногосударствоохватываетчерезсвоюдеятельностьвсеобществоиотдельныхегочленов,вполноймереспособновыразитьинтересыразныхсоциальныхгруппиклассов,формируетаппаратуправленияирегулируетразныесферыжизнедеятельности.Законностьипорядокзанимаютособоеместовосуществлениивластигосударством.Анормыправаобеспечиваютзаконностьпроводимойполитики,чемуспособствуютинститутывласти.
Формированиекаждогоинститутаобусловленопотребностьювпоявлениифункционально-ролевыхструктур,снижающихиздержкицелеполагания,закрепляющихправилаигры,расширяющихресурснуюбазурешений,привлекающихновыеперспективныетехнологиивыработкицелей.Этифакторыпредопределяютвнутреннююдиверсификациюинститутов.
Легальныеинституты,будучиоснованныенатребованияхзаконодательства,порождаютираспространяютповеденческиенормы,обусловливающиевнутреннееравновесиеэтогопроцесса,выступаютнекими«островкамистабильности»,упорядочивающимисложныеформывзаимодействияразличныхучастниковформированиягосударственнойполитики[9].Вконечномсчетепокачествуфункционированияинститутовможносудитьиохарактерегосударственногоуправления,иостилеформированиягосударственнойполитики.
Вцеломможноговоритьобучастиивформированиигосполитики национальных (государственных), гражданских (партий,масс-медиа,НКО,лоббиидр.)и международных институтов.Внутрисобственногосударственныхструктурможноразличатьинституты,принимающиерешения,иинституты,оказывающиенаселениюразличногородауслуги.
Привсейсвоейопределенности,институтынеявляютсяжесткимиструктурами,вихорганизационномстроениипрактическивсегдасохраняетсявозможностьдостройки(перестройки)идажеперепрофилирования.Вэтойсвязинекоторыеспециалистысчитают,чтовгосударствеинституциональныеи«организационныеструктурыскореестихийны,чемнеподвижны»[10].
Сампроцессформированияинституциональногодизайнавгосударствевключаетвсебядвапотокаактивностиполитическихакторов:
1)властицеленаправленносоздаютнекуюлегализованнуюорганизационнуюконструкцию,отвечающуюихцелямизадачамвпланеформированиягосударственнойполитики.
2)впроцессефактическогоцеледостижениянапубличномилатентныхуровняхформированиягосударственнойполитикискладываютсядополнительныеинституции,утверждающиенормырезультативногоцелеполаганияиоппонирующиесвободнымпрактикамгруппиперсон,стремящихсявлиятьнавыдвижениецелей.
Ведомственныеинституты(различныегосударственныеведомства,агентстваидр)обладаютособымиинтересамиидостаточновысокойвнутреннейсплоченностью(посравнениюсгосударствомвцелом),поэтому:
-соднойстороны,ведомственныеинститутыпредставляютсобойструктурыпредставительстваотраслевыхинтересовсосвоимимеханизмамиформированияруководящихкадров,продвижениемсобственныхцелей,технологиямисогласованияпозиций(втомчислеисмеждународнымиструктурами).Иначеговоря,профильслужебнойдеятельностиоргановгосударственнойвластииуправленияодновременноформируетунихкакуправленческиенагрузки,такипредставительныефункции.
-сдругойстороны,включаясьвпроцессразработкииреализациигосударственнойполитики,ведомственныеинститутызачастуюпытаются«одалживать»(или«перехватывать)угосударства(ипартнеров)его(их)полномочиядляпродвижениясвоихпотребностей.
ОсновнымиучастникамиформированиягосударственнойполитикивРоссиипредставленывтаблице1.
Таблица1.
«Участникиформированиягосударственнойполитики
ВРоссийскойФедерации»
Уровень | Высшиедолжностныелица | Законодательныеорганывласти | Исполнительныеорганывласти | Судебныеорганывласти | Неправительственные организации |
федеральный | ПрезидентРФ ПредседательПравительстваРФ АппаратПрезидента АппаратПравительстваРФ | СоветФедерацииФСРФ ГосударственнаяДумаФСРФ(комитеты,фракции,депутатскийкорпус) | Руководителифедеральныхминистерств(агентства,службы,надзоры,корпусгосслужащих) | Руководителицентральныхсудебныхоргановвласти | Общественныеорганизации,НКО,СМИ,группыинтересов,лобби,бизнес-сообщество |
региональный | Губернаторы,ПредседателиПравительствасубъектовРФ,ПрезидентыреспубликРФ | ЗаконодательныесобраниясубъектовРФ,Парламентыреспублик(аппаратидепутатскийкорпус) | Руководителиигосслужащиерегиональныхадминистраций | Руководителиисотрудникирегиональныхсудебныхоргановвласти | Общественныеорганизации,НКО,СМИ,группыинтересов,лобби,бизнес-сообществорегионов |
муниципальный | Главыгородскихадминистраций,мэры,сити-менеджеры | Муниципальныепредставительныеорганывласти,Городскиесоветыдепутатов | Руководителиисотрудникимуниципалитетов | Мировыесудьи | Общественныеорганизации,НКО,СМИ,группыинтересов,лобби,бизнес-сообществотерриторий |
Такимобразом,современноегосударство,пытаясьсформулироватьиреализоватьобщиецелисвоейполитики,сталкиваетсясинтересамимножестваотносительноавтономныхструктур,действующихнаразличныхуровняхорганизациииисполняющихмножественныеролиифункциивпроцессецелеполагания.Ихвзаимодействиесопряженососпорадическимистолкновениями,неисключающимиихвмешательствавделадругдруга,вступлениявнеформальныеконфликтыипостоянногооппонированияЦентру(поповодуполучениябюджетныхсредств,определенияпозицийвтехилииныхпроектахит.д.).
Помереразвитиягосударстваеговластнаядиверсификацияраспространяетсянавсе(исполнительные,представительные,судебные)институты,заставляяпоследниевключитьсявтакоежевзаимноепротивостояние.Причемвнутрикаждойизэтихветвейвластитакжескладываютсясобственныецентрывлияния(подчаснеобладающиедолжнымстатуснымположением),которыеконкурируютидажевраждуютдругсдругом.
Темнеменееопытпоказывает,чтосильноегосударствопрактическивсегдаобладаетнизкимуровнеммежинституциональныхконфликтовинадежнойорганизационнойструктурой,включающейвсебясостоятельныеикомпетентныеинституты,поддерживающиевысокуюисполнительнуюдисциплинуиспособныеобеспечитьправаисвободыгражданнаучастиевуправлении,сохранитьправовуюисоциальнуюсправедливость,стабильностьустойчивогоразвития.Впротивоположностьэтомуинституциональныйдизайнслабогогосударстваобусловливаетнизкоэффективноевзаимодействиеведомств,гдефигурыотдельныхполитиковиадминистраторовдоминируютнадинститутами.
Особенностиучастияинститутоввобщемпроцессеформированиягосударственнойполитикиобусловленыспецификойихместоположения,характеромстоящихпереднимизадач,инкорпорированиемвихдеятельностьразнообразныхлатентныхобразований.Приэтомфедеральныеирегиональныеправительства,атакженаиболеевлиятельныеминистерстварасполагаютподчасуникальнымивозможностямивделеформированияединыхгосударственныхстратегий[11].
Вцеломформированиегосударственнойполитикипротекаетвусловияхвзаимодействияполитическихиадминистративныхинститутов,накотороеоказываювлияниеформальныеинеформальныефакторы,чтовсвоюочередьобуславливаетсоответствующиеуровни:
а) формальный -происходитвсфереюридическииадминистративнозакрепленныхформальныхотношений.Вделовыхвзаимодействияхглавнуюрольиграютстатусныепозициифедеральныхирегиональныхадминистративныхструктур,уровниучастияинститутоввосуществлениивласти,передачеуправленческихполномочий;
б) неформальный- протекаетвконтекстеразличныхформсопутствующейкоммуникации,включающейвсебянеформальныеконтактыруководителей,различныхлицизаппаратовуправления,гражданскихфигур.Здесьширокораспространеныразличныедоговорныеметодики,процедурыпоискакомпромиссов,досудебныесделкиит.д.Причемрядэтихтехнологийотмираетсамсобой,другиевытесняютсяподвлияниемболееэффективныхправилигры.
Суммарноевоздействиеформальныхинеформальныхфактороввыстраиваетнекуюобобщеннуюконструкцию,демонстрирующуюфактическиеполномочияинститутовврамкахформированиягосударственнойполитики.
§2.Классификацияитипологияинституциональныхобразований
Различныезадачи,атакжетипыиформыслужебныхкоммуникацийразличныхакторов,участвующихвформированиигосударственныхполитик,обусловливаютиналичиеразличныхинституциональныхобразованийвэтомпроцессе.
Так, вформализованномизмерении можновыделитьследующиетипыполитико-административныхинститутов[12]:
— основные и резервные (необходимыедляосуществленияуправленияипринятиярешенийвфорс-мажорныхобстоятельствах);
— исполнительные,законодательныеисудебные;
— государственные и гражданские (партии,СМИ,бизнес-ассоциации,общественноемнение,группыорганизованныхинтересов,НКОидр.);
— центральные,региональные,местные;
— официальные (легальные), новыеофициальные (легализованные,нонеимеющиепрочныхконституционныхоснований,как,например,российскиеГоссоветиОбщественнаяпалата)и независимые (административнаяюстиция).
Этитипологическиеформыинституцийимеютисвоивнутренниефункциональныеразвертки.Например,вРоссииврамкахисполнительныхоргановскладываютсяразнообразныецепочкиинститутов,включенныхвразличные«вертикали»власти:президент—силовыеструктуры,премьер-министр—отраслевоеруководство,вице-премьеры—региональныеадминистрацииит.д.
Представленныефункциональныесвязи,выступаюторганизационнойосновойгосударственнойполитики:
-во-первых,демонстрируют иерархическийхарактердеятельностиструктур,участвующихвформированиигосударственнойполитики(аследовательно,итотфакт,чтовлюбом,дажеэкстренномслучаегосударствоспособнопоследовательнопередаватьнеобходимыеполномочиянанижниеуровни,нетеряяприэтомуправляемостипроцессавцелом).
-во-вторых,ониотражаюту ровеньсостоятельноститехилииныхоргановвласти, ихспособностьквоплощениюобщенациональныхстратегий,показываяразличныевозможностииальтернативыфедеральногоучастия(вмешательства)вделаразличныхотраслейитерриторий.
-в-третьих,этимногоуровневыецепочки,будучимеханизмами«продавливания»вышестоящихрешений,одновременноявляютсясвоеобразными социальнымифильтрамидляотборанаиболееэффективныхпредложений,поступающихснизу [13].
Сучетом латентныхвзаимодействий (неявное,неформальноеизмерение)вфактическомпроцессеформированиягосударственныхполитиквыделяются иныеинституциональныеобразования. Книмможноотнести:
— головнойкомандныйпул (институт,контролирующийповесткудняважнейшихгосударственныхцентровпринятиярешения,определяющийпостановкуконкретных(особеннокрупномасштабных)задачправительства,обладающийвозможностьюпримененияреальныхсанкцийдляструктур,отклоняющихсяотегорекомендаций);
— отраслевые (межотраслевые)и региональные (межрегиональные) командныеструктуры (обладающиерешающимуправленческимвесомприрешениисоответствующеготипазадач);
— <
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!