На «железном олене» через вечную мерзлоту — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

На «железном олене» через вечную мерзлоту

2022-10-27 34
На «железном олене» через вечную мерзлоту 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Созданное в 1920‑х годах «Общество пролетарского туризма и экскурсий» пробуждало интерес к самодеятельным путешествиям. В Центральный совет общества со всех концов Советского Союза приходили известия об организации различных походов: лыжных, пешеходных, велосипедных, на байдарках, на лошадях. Среди множества этих путешествий особое место занимает беспрецедентный, поистине героический поход, совершённый в 1928–1931 годах велосипедистом‑одиночкой Глебом Травиным.

 

 

* * *

 

К своему путешествию он шёл не один год. В мае 1923 года в его родном Пскове побывал голландец Адольф де Грут, совершавший велопробег по маршруту Антверпен – Германия – Скандинавские страны – СССР – Персия – Северная Африка – Испания – Франция – Антверпен. С этого дня Глеб Травин навсегда «заболел» идеей совершить исключительной трудности путешествие на велосипеде. Приобретя подержанную машину и исколесив на ней окрестности Пскова, он начал подумывать о дальнем походе. За границу, понятное дело, его не выпустили бы. Но страна всё‑таки не маленькая! А что если… проехать на велосипеде по всему периметру сухопутных и морских границ Советского Союза?

Реализовать этот план Травину было суждено лишь спустя несколько лет. Отслужив в радах Красной армии и демобилизовавшись, он отправился в Петропавловск‑Камчатский. Работая на строительстве электростанции, он начинает интенсивную подготовку к походу. Для начала Травин отправляется в многокилометровую поездку на велосипеде по Камчатке, чтобы испытать свои силы. Наконец, 10 октября 1928 года он отправляется на пароходе «Шанси‑Мару» во Владивосток, откуда начинает своё легендарное путешествие.

Невероятные трудности ждали его на пути: холода Сибири, которую он преодолел зимой 1928/29 годов, жара Средней Азии, жестокая пурга и полярная ночь арктического побережья… Не раз сердобольные люди предлагали Травину отложить путешествие, погреться в их тёплом уютном жилище, но заветная мечта звала путешественника вперёд…

«В чём я находил радость во время своего путешествия? Прежде всего в самом движении к намеченной цели. Каждый день я держал экзамен. Выдержал – остался жив. Провал означал смерть. Как бы ни было мне тяжело, настраивал себя на то, что самое трудное ещё впереди. Преодолев опасность, я испытывал огромную радость от сознания, что стал ещё на шаг ближе к цели. Радость приходила вслед за опасностью, как прилив за отливом. Это была первозданная радость бытия, радость от сознания раскрепощённости своих сил», – писал Травин.

Он не искал ни славы, ни личных выгод – за всё время путешествия Глеба Травина ни в одной газете не было сообщения о его спортивном подвиге. Нет, только ради познания самого себя, ради желания увидеть мир во всех его красках, во всём его разнообразии он отправился в это беспримерное путешествие. Совершить его мог только очень организованный человек, стремящийся преодолеть невозможное. Распорядок дня оставался неизменным все три года путешествия: 8–12 часов хода каждые сутки, приём пищи два раза – утром и вечером. Этот строгий режим неукоснительно соблюдался даже на севере.

«Я уже знал, как ни сурова зима в прибрежных арктических льдах, – писал Травин, – жизнь там полностью не замирает. От сильных морозов во льду образуются трещины. Каждая такая трещина даёт о себе знать ощутимым гулом. Вместе с водой в эту трещину устремляется рыба. Позже я наловчился ловить её крюком из велосипедной спицы. На день мне хватало две рыбы. Одну я съедал свежей, другую – мороженой, как строганину. Кроме рыбы, в моё меню входило сырое мясо. У местных охотников я научился выслеживать и стрелять северного зверя – песца, тюленя, моржа, оленя, белого медведя. Я принимал пищу дважды в сутки – в 6 часов утра и 6 вечера. 8 часов ежедневно уходило на дорогу, 8 часов – на сон, остальное время – на поиск пищи, устройство ночлега, дневниковые записи».

В тайге, Арктике, в пустыне он не раз попадал в экстремальные ситуации. Со многими обстоятельствами ему приходилось сталкиваться впервые. Долгое время преследовал его ужас от встречи с коброй в Средней Азии:

«Я ехал по одному из ущельев при сильном попутном ветре. Смеркалось. Зажёг масляный фонарь, надеясь проскочить ущелье до наступления полной темноты. И вдруг передо мной мелькнул свет. Я нажал на тормоз, спрыгнул и замер от неожиданности. В метре от переднего колеса стояла на хвосте кобра. Распустив капюшон, она раскачивала головой. В её глазах отражался свет масляного фонаря.

Я медленно попятился назад и тут только заметил, что на стенах ущелья – клубки свившихся змей. Парализованный страхом, я двигался как в замедленной съёмке и не спускал глаз с кобры. Она стояла навытяжку передо мной, словно часовой. Я сделал ещё несколько шагов назад, каждый из которых мог оказаться для меня смертельным. Кобра не шелохнулась. Тогда я осторожно развернул велосипед и сел на него, обливаясь холодным потом. Ноги нажимали на педали изо всех сил, а мне казалось, что велосипед прирос к земле…»

Особые трудности приготовил для Травина север. Недалеко от побережья Новой Земли он ночью вмёрз в лёд: из трещины выступила вода и замёрзла вместе со снегом, который укрывал спящего велосипедиста. В Большеземельской тундре на него напал песец. На Таймырском полуострове, переезжая в октябре 1930 года реку Пясину, Г. Травин провалился под лёд, и только большая физическая сила и воля к жизни помогли ему выбраться из полыньи и доползти до берега. Но все эти препятствия, риск на пределе человеческих возможностей, не заставили Травина отступить от цели.

«…С волосами ниже плеч (Травин дал обет не стричь волосы, пока не закончит путешествие), бородатый, со шрамами на лице, с негнущимися руками, едва переступая ногами, на которых сам отрезал ножом обмороженные пальцы, Травин предстал в моём воображении живым Амундсеном. Он пробыл у меня всего три дня. Эти три дня – большая книга, которую я никогда не читал. Сколько рассказов! У него есть портативный альбом, где росписями и печатями заверены населённые пункты, в которых он побывал. На теле путешественника надет пояс с медными буквами: „Глеб Леонтьевич Травин“. Это для того, говорил он, чтобы опознали в случае смерти. Ни бахвальства, ни героики, ни помпезности, ни нытья и жалоб. И какая скромность! Кроме сотни пуль, десятка плиток шоколада и сухого печенья, Глеб Леонтьевич ничего не взял! И всё перекрыла идеальная честность. Как я предлагал ему на прекрасных скакунах‑оленях домчать его хоть до самой Дудинки или до любого пункта по его маршруту! Как я упрашивал его взять пару смирных выносливых оленей. Всё было тщетно! Даже не отдохнув как следует, не залечив ознобов, он пристегнул рюкзак и уехал, использовав очень короткий кусок торной дороги».

Так в 1962 году вспоминал о встрече с Травиным в таймырской тундре заведующий факторией С. А. Баранкин.

6 июля 1931 года Глеб Травин достиг крайней восточной точки Советского Союза – мыса Дежнёва, а 3 октября закончил свой маршрут в бухте Провидения, откуда на пароходе «Арика» отправился в Петропавловск‑Камчатский. 24 октября 1931 года в паспорте‑регистраторе Г. Травина была поставлена отметка: «Петропавловск‑Камчатский. Камчатский окружной исполнительный комитет» – последняя из 255…

На всём маршруте путешествия Г. Травин встречался с жителями разных городов и посёлков, охотниками севера, с командами кораблей «Ленин», «Володарский», «Малыгин», работавшими в морях Северного Ледовитого океана. Он рассказывал им о своём путешествии, популяризировал велотуризм. Попутно помогал местным жителям, чем мог: сложил печь в медпункте посёлка Хабарово у пролива Югорский Шар, давал уроки географии школьникам вместо отсутствовавшей учительницы в Русском Устье на Индигирке, ремонтировал радиомачту в Уэлене. Всюду он оставлял добрую память о себе. В честь его путешествия молодёжь Уэлена на высокой сопке вблизи посёлка установила чугунную станину, в основании которой вмонтировала гильзу от снаряда с запиской о пробеге. На гильзе выбили надпись: «Турист – путешественник на велосипеде Глеб Травин. 12. VII. 1931».

Более 70 лет прошло со дня окончания этого фантастического одиночного путешествия, совершённого на десятки лет раньше таких спортивных подвигов, какими являются одиночное плавание через Атлантический океан Алена Бомбара, кругосветное плавание английского яхтсмена Фрэнсиса Чичестера, путешествие через арктический бассейн на собаках японского спортсмена Наоми Уэмуры. Имя Глеба Травина стоит в ряду с именами других всемирно известных путешественников‑одиночников.

 

Побег на грани фантастики

 

 

В феврале 1945 года над расположением стрелковой части, вышедшей после боёв на отдых, неожиданно появился фашистский двухмоторный бомбардировщик «Хейнкель». По вражескому самолёту наши зенитчики открыли огонь. Самолёт, резко теряя высоту, заходил на посадку. По пахотному полю, покрытому талым снегом и лужами, к самолёту со всех сторон бежали бойцы, а навстречу им из бомбардировщика вылезали измождённые люди, одетые в полосатые лагерные куртки и брюки.

– Братцы, мы свои, русские! – кричали они.

Солдаты с изумлением смотрели на необычных пассажиров…

 

 

* * *

 

Прошло немного времени, и все узнали о необычайном и дерзком побеге из фашистского плена десяти храбрецов.

13 июля 1944 года в воздушном бою в районе Львова вражеский снаряд угодил в кабину самолёта‑истребителя старшего лейтенанта Михаила Девятаева. Языки пламени охватили повреждённую машину. Очнулся Девятаев от страшной боли, пронизывавшей тело. В ночную тишину врывался отдалённый гул артиллерийской перестрелки, кто‑то рядом стонал и просил пить. Потом послышалась немецкая речь. Мелькнула страшная мысль: «Плен».

Вместе с другими военнопленными Девятаева отправили в лагерь под Лодзью. Здесь он встретился с лётчиком Иваном Пацулой, знакомым по совместным боевым делам на фронте. Вдвоём они стали обдумывать план побега, но осуществить его не удалось: лагерная администрация узнала об этом. После страшных пыток, измученного, полуживого лётчика переправили в концлагерь Заксенхаузен. Там он значился заключённым под номером 3234, а красная нашивка на полосатой одежде означала, что он, Девятаев, смертник. И всё же лётчик остался жив! Его спасли от гибели двое советских пленных. Рискуя собственной жизнью, они заменили Девятаеву бирку смертника. И снова начались скитания по концлагерям…

Особенно жестоким режимом встретил Девятаева концлагерь Свинемюнде. «Отсюда ещё никто не выбирался живым», – говорили заключённые. Много страданий пришлось вынести и Михаилу Девятаеву, но, как бы ни было трудно, он ни на минуту не расставался с мыслью о побеге. Помог счастливый случай.

Лётчика вместе с другими пленными пригнали на аэродром. Под усиленным конвоем они засыпали воронки от бомб, ремонтировали ангары и другие аэродромные сооружения. Внимание Девятаева привлекли стоящие на аэродроме самолёты. А что если попытаться захватить один из них? Ведь он же лётчик!

Вскоре Девятаеву удалось найти надёжных людей и приступить к подготовке задуманного побега. В числе посвящённых в тайну были офицер‑пограничник Кривоногов, политрук Емец, старшина Соколов. Лётчик тайком выдирал таблички с приборных досок разбитых самолётов, прятал их, а вечерами вместе с Соколовым, знавшим немецкий язык, изучал по ним назначение приборов.

План побега осложняла плохая погода: каждый день шёл густой снег. В феврале 1945 года снегопад прекратился. Команду военнопленных направили на расчистку лётного поля.

– Будьте готовы, – шепнул товарищам Девятаев.

В полдень, когда механики ушли на обед, пограничник Кривоногов, улучив удобный момент, сильным ударом оглушил конвоира. Смельчаки мгновенно бросились к стоявшему вблизи бомбардировщику. Быстро открыв фонарь, Девятаев сел в кабину, запустил моторы и дал газ. Самолёт начал медленно выруливать на взлётную полосу. Немецкий солдат‑стартёр, видя, что рулит самолёт, принадлежащий лично коменданту аэродрома, поторопился выстрелить из ракетницы, давая разрешение на взлёт. Начался разбег. Уже близился конец взлётной полосы, но хвост самолёта не поднимался…

Девятаев убрал газ и снова порулил на линию старта. Из кабины было видно, как по лётному полю со всех сторон бегут к самолёту немецкие солдаты. Времени уже не было. Девятаев дал полный газ, с помощью товарищей отжал от себя штурвал незнакомой машины, и она стремительно понеслась вперёд. Только в воздухе Девятаев понял, почему не удался поначалу взлёт, – триммер руля высоты был поставлен на посадку, и одному лётчику было не под силу отдать штурвал на взлёте.

На перехват самолёта с аэродрома поднялся истребитель. Но М. П. Девятаев ввёл бомбардировщик в облака, и гитлеровец потерял его из виду. Спустя некоторое время смельчаки были уже за линией фронта…

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года за проявленные мужество, отвагу и героизм в борьбе с немецко‑фашистскими захватчиками старшему лейтенанту Девятаеву Михаилу Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Он скончался в 2002 году, на 86‑м году жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.