Уроки, почерпнутые из исследований — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Уроки, почерпнутые из исследований

2022-11-24 25
Уроки, почерпнутые из исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Герберт Бенсон из Медицинской школы Гарвардского университета был одним из первых медиков, исследо- вавших вопрос, какую пользу приносят здоровью молитва и медитация. Первоначально Бенсон изучал тех, кто занимался медитацией - участников движения «Трансцедентальная медитация» (ТМ), основанного в Соединенных Штатах Махариши Махеш-Йогой. Работая со своим напарником-исследователем, физиологом Робертом Кейтом Уолласом, Бенсон показал, что, когда субъекты медитируют с мантрой - это восточный термин, не имеющий для того, кто медитирует, значения, - оказывается, что ее использование вызывает полезные для тела изменения: становилось более низким кровяное давление, более замедленным сердечный ритм и более низкой скорость метаболизма.

Бенсон считал, что в мантре нет ничего магического. Чтобы развеять всеобщее заблуждение о ней, он учил людей медитировать, используя любое слово, например один, или фразу, действующую успокаивающе. Он проводил исследование, в котором принимали участие христиане, иудеи, католики - из числа тех, которые регулярно молились. Он просил католиков использовать в качестве «мантры» такие слова, как «Приветствую тебя, Мария, полная благодати». Иудеи использовали миролюбивое приветствие «Шалом!» или «Эсхад!», что означает «один». Протестанты часто выбирали первую строчку Молитвы Господа: «Отче наш, сущий на небесах» или «Господь - Пастырь мой», начало 22-го Псалма. Все мантры срабатывали, и все были в одинаковой степени эффективны и стимулировали здоровые физиологические изменения в теле, которые Бенсон назвал «реакцией на релаксацию». Но Бенсон обнаружил, что люди, использовавшие слово один или ничего не значащие простые фразы, вскоре потеряли интерес к этой программе, в то время как те, которые использовали молитвы, а не бессмысленные слова, с удовольствием продолжали эксперимент.

Кроме того, Бенсон обнаружил связь между физическими упражнениями и молитвой. Он учил спортсменов- бегунов медитировать во время бега; и выяснилось, что все их тело начинало действовать эффективнее. Вскоре появились небольшие группы бегающих трусцой и любителей совершать пешие прогулки, которые использовали «аэробную молитву» - коротенькие молитвы, произносимые в одном ритме с шагами.

Бенсон продолжал делать свои «открытия», привлекая к участию в эксперименте теологов, социологов, религиоведов, новоявленных психологов, сторонников Далай-Ламы, Билли Грэхема*, приверженцев экуменического движения** и монахов разных орденов. Вместе с психологом Джари Кассом, хорошо знакомым с практикой медитации, которая использовалась в старину правоверными иудеями, Бенсон пригласил 30 священников, проповедников и раввинов в Медицинский институт «Разум/тело» в Бостоне. Там им были представлены научные свидетельства того, что молитва и медитация могут изменять состояние тела и исцелять его, а также пояснялось, какие формы молитвы вызвали такую реакцию. Получив возможность на собственном опыте проверить эти утверждения, большинство представителей разных религий, участвовавших в эксперименте, с энтузиазмом приняли в нем участие и один за другим погружались в тихое молитвенное состояние. Потом один из

* Билли Грэхем - известный американский проповедник-протестант. - Пріш. перев.

м

Экуменическое движение - движение, сторонники которого ратуют за примирение между разными религиями (церквами). - Прим. перев. них с удивлением заметил: «Так вот почему меня всегда так тянуло в церковь! Но когда я начал там работать, меня затянула рутина и я позабыл об этом!»

Исследование Бенсона показало не только воздействие молитвы на тело, но и что у людей есть широкий выбор методов относительно того, как молиться. Благодаря работе Бенсона стало ясно, что предписание «одного правильного способа» лишает людей права самим выбирать, как им молиться, и может привести к неудачным результатам.

Работа Бенсона была тщательно изучена и продолжена другими. Джоан Борисенко, физиолог, занимающаяся вопросами психики и обладающая природным даром исцелять, помогла основать в Гарварде программу «Разум/ тело». Она описывает методы молитвы и медитации в своей книге «Пламя в душе» («Fire in the Soul»). Другой превосходный ресурс - книга «Жизнь, полная катастроф» («Full Catastrophe Living») доктора Джона Кабат- Цинна из Медицинского центра Массачусетского университета в Уорсестере.

Но все равно остаются вопросы. Почему одни люди предпочитают для своей молитвы одно слово, другие - короткую фразу, а третьи - монолог (разговор с собой)? Многие теологи, религиоведы и психологи в поисках ответов обращают свой взор к современной психологии.

ВЕЛИКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ:

ИНТРОВЕРТЫ И ЭКСТРАВЕРТЫ

Швейцарский психолог Карл Юнг много сделал для разработки идеи, занимавшей прогрессивные умы еще в древности: что лежит в основе врожденных различий, касающихся человеческой личности? Он тщательно проработал и изложил эту тему в книге «Психологические типы», опубликованной в 1920 году (в ее основу лег ли материалы 20-летней исследовательской работы). Юнг описал главный психологический водораздел, разделяющий всех людей на два типа. С одной стороны - экстраверты, люди, интересующиеся лишь внешними предметами, ориентированные на личное благополучие; с другой - интроверты, люди, больше сосредоточенные на своем внутреннем мире, натуры созерцательные. Юнг нашел еще четыре важных различия в личности человека, четыре «функции». Две рациональные - чувство и мышление. (Однако «чувство» не следует путать с «эмоцией»; оно больше сродни слову оценка.) Две другие функции - интуиция и ощущение- нелогичны или нерациональны.

Юнг утверждал, что от рождения в нас доминирует одна из этих четырех функций, а другая оказывает тоже большое, но второстепенное влияние. Две последние функции противны нашей природе, и поэтому мы выталкиваем их из своего сознания в подсознание. Но это не значит, что они исчезают; они продолжают давить на нашу психику или создавать внутренний конфликт, который может проявляться как страх, беспокойство, гнев, нетерпение или ненависть. Один из наиболее распространенных способов справиться с этими качествами - проецирование их на других людей, то есть приписывание другим собственных неприемлемых характерных черт, вместо того чтобы признать, что они у нас есть. Наша величайшая задача, утверждал Юнг, - суметь принять эти, такие разные, качества. Только так мы сможем устранить внутреннее напряжение и борьбу между функциями, которые находятся в сознательном разуме, и теми, что укоренились в подсознании. Неумение их примирить причиняет людям огромный вред - они чувствуют себя несчастными, их одолевают нервные болезни; а если это свойственно большим группам людей, то воз никает коллективный конфликт, который в экстремальной ситуации может привести к войне.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.