Типы личности: прирожденный, приобретенный в процессе воспитания, или и то и другое? — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы личности: прирожденный, приобретенный в процессе воспитания, или и то и другое?

2022-11-24 26
Типы личности: прирожденный, приобретенный в процессе воспитания, или и то и другое? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Долгие годы в мире психологии велись яростные споры: присутствуют ли эти черты у человека от рождения, или они - результат воспитания? Психолог Джун Сингер утверждает: «Похоже, Юнг считает, что эти различия могут присутствовать при рождении как часть “психологической конституции” младенца, по крайней мере, в смысле предрасположенности к определенным типам ориентации разума и... поведения». Сингер всячески способствовала развитию идей Юнга, сообщила об удивительных фактах, подтверждающих его идеи. Хотя черты характера человека и можно сформировать благодаря усилиям родителей, воспитывающих ребенка, и его окружения, Сингер считает, что врожденное предрасположение младенца влияет на развитие его личности независимо от прочих факторов.

Возможно, мы думаем, что вопрос о различии психологических типов и личности касается только психологов и людей с «расстроенной психикой», но это не так - все мы постоянно сталкиваемся с этими различиями. Каждый раз, когда приходится иметь дело с человеком другого психологического типа, возникает напряжение. Сингер говорит об этом так:

Типичным симптомом является раздраженный крик с одной или с другой стороны: «Я тебя просто не понимаю!» или «Ты не имеешь ни малейшего представления, о чем я сейчас говорю», или, как сказала Мария-Магдалина об Иисусе в известном фильме «Иисус Христос-суперзвезда»: «Я не знаю, как его любить». В мире политики представители разных государств могут потратить месяцы, решая вопрос, какой формы должен быть стол для переговоров о мире, а потом, спустя годы и потратив миллионы слов, выясняется, что они не продвинулись ни на волос в деле сближения и что все обстоит так же, как в то время, когда решался вопрос, каким должен быть стол для переговоров: круглым или квадратным. Разные типы, индивидуально или коллективно, действуют с позиции разных предпосылок.

Родители, которые не понимают, что в характере их детей могут проявляться врожденные черты, судят об этом на основании собственной внутренней ориентации: заметив, что их ребенок ведет себя в чем-то неправильно, они пытаются заставить его вести себя по-другому, как он (или она) по природе своей не склонен поступать. В результате почти всегда развиваются всякого рода неврозы.

ОТ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ К ТИПАМ ДУХОВНОСТИ Если даже родители могут сделать своих детей неврастениками, не умея с уважением относиться к их врожденной психологической предрасположенности, то что говорить о тех, кому мы вверяем наш дух и душу, - священниках, пасторах и раввинах? Если они считают правильным молиться именно так, а не иначе; если оказывают давление на каждого человека, чтобы заставить его подчиниться общепринятым правилам молитвы; если они смотрят на людей, которые в чем-то с ними не согласны, как на заблудших или грешников, то у их прихожан вполне может развиться «молитвенный невроз». Люди начинают чувствовать себя виноватыми и неадекватными, неспособными «по-настоящему» молиться, чужими, идущими не в ногу со своей религией, они начинают думать, что их молитва не достигает цели.

Идея о том, что существуют разные «духовные типы», не нова. Еще в XVII веке Августин Бейкер, монах ордена бенедиктинцев, обладавший большой духовной проницательностью, понимал, что люди по-разному предрасположены к молитвенному ритуалу, у них свое отношение к Абсолютному. В приведенном ниже отрывке, написанном почти за четыре столетия до Юнга, Бейкер так описывает экстравертов и интровертов:

Те души, которые не имеют склонности к внутреннему созерцанию, должны всегда упражняться в духовности, представляя себе благочестивые образы; и для этих душ такие благочестивые упражнения очень полезны, - как для них самих, так и для других, - а также приятны Богу. А те, у кого есть склонность к внутреннему созерцанию, не должны постоянно предаваться благочестию, опираясь лишь на свои органы чувств, но спустя время должны перейти к духовному созерцанию, независимому от внешних восприятий, растворяться волей мыслящей души в Боге... таким путем человеческий дух восходит к единению с Духом Божественным.

Бейкер демонстрирует глубокое понимание внутренних установок, свойственных людям в отношении молитвы. Он советует людям оставаться теми, кто они есть, и не пытаться стать кем-то другим. И хотя сам он явно благоволит к людям-интровертам, тем, кто расположен к «внутреннему созерцанию» - методу, который, по его мнению, превосходит подход с позиции «чувственных образов», - он не отвергает экстравертов, кото

 ?

рые имеют право следовать своим путем, и если они находят это «полезным» для себя, то это будет «приятным и для Бога».

Но наша культура не настолько терпима. «В этой стране социальный, образовательный, индустриальный, военный и правительственный образ жизни... пристрастен к... экстравертам - чувственным, мыслящим, склонным к суждению типам», - пишут Честер П. Майкл и Мари К. Норриси в работе «Молитва и темперамент: разные молитвы для разных типов личности» («Prayer and Temperament: Different Prayer Forms for Different Personality Types»). Позвольте теперь выразить собственную позицию относительно молитвы.

Будучи неисправимым интровертом, я всю жизнь испытывал чувство отвращения, когда люди-экстраверты начинали поучать меня, как нужно молиться. Поскольку я рос в обстановке религиозных традиций, где господствовали экстраверты, помню, какую я испытал радость, когда узнал, что есть и другие традиции - созерцательные традиции Востока, направленные на внутренний мир человеческой души. Концепции дао - совершенный путь природы, пребывающий в нас, невидимый и молчаливый — задели чувствительную струну в моем сердце. А восточная идея просветленности - пробуждения к тому, что уже существует, - показалась мне естественной и правдивой. Эти концепции, как мне виделось, требуют не действия, а понимания - и это невероятно меня привлекало. Позднее я узнал из работ Эвелин Андерхилл и других, что эти идеи свойственны не только Востоку, как считали и по сей день считают многие представители Запада. На протяжении веков в христианстве существовала подобная мистическая, созерцательная, направленная на внутренний мир человека тра

   //.  

диция, похожая на идеи восточных мистиков. Для примера можно напомнить, что духовные лидеры буддизма соглашаются с тем, что идеи Майстера Экхарта, великого немецкого мистика Х111 века, имеют близкое сходство с основными идеями буддизма и даосизма.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.