Бог там, где нет ограничений, где лишь бесконечность, вечность и бессмертие. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Бог там, где нет ограничений, где лишь бесконечность, вечность и бессмертие.

2022-11-24 32
Бог там, где нет ограничений, где лишь бесконечность, вечность и бессмертие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Майкл Айванхов,«Тайна света» («The Mystery of Light»)

 

Несмотря на то что мы, американцы, молимся с большим энтузиазмом, но многие исследователи, которые изучали молитвы на научной основе, считают, что свидетельств, подтверждающих ее эффективность в деле исцеления, мало. Недавно Стенли Криппнер, директор старших курсов Сейбрукского института в Сан- Франциско и один из самых авторитетных исследователей в области неортодоксальных методов лечения, заявил:

С объективной точки зрения следовало бы отметить, что данные по исследованию исцеления больных на расстоянии с помощью молитвы весьма многообещающи, но слишком немногочисленны, чтобы позволить сделать твердое заключение... Если бы эффект был действительно сильным, то повторялся бы и у других исследователей, но на этот момент данные исследований о возможности исцеления на расстоянии не дали надежного подтверждения их эффективности... Тем не менее факты воодушевляют нас и побуждают продолжать изучение данного феномена, опираясь на уже полученные результаты, так как вопрос об исцеляющей силе молитвы наводит на самые глубокие размышления.

Известный психолог, Лоуренс Лишан, изучал феномен исцеления на расстоянии, пожалуй, тщательнее, чем кто-либо другой. Его привлекали парадоксы в этой области, включая и тот факт, что случаи чудесного исцеления и неудачи часто стояли рядом. Лишан особо подчеркивает замечание, сделанное Бернардом Шоу относительно того, что Лурд - самое богохульное место на земле: там можно увидеть груды инвалидных кресел и костылей, «но ни одной деревянной ноги, ни одного стеклянного глаза или накладки из искусственных волос!». Это подтверждает замечание Шоу, что сила Бога ограниченна; выходит, есть вещи, которых Он не может совершить, - а разве это не богохульство?

На протяжении десятилетий Лишан изучал методы духовных целителей, большинство из которых использовали «молитвенное вмешательство». В сущности, он тоже стал целителем и обучил этим методам более 400 человек. В конце 1980-х годов в своей работе он, подобно Криппнеру, подвел итог своей деятельности, который оказался довольно противоречивым:

Во всех многочисленных (а их были многие сотни) случаях исцелений я и люди, принимавшие в этом участие, отмечали, что нельзя заранее сказать, какие из экспериментов проявятся в биологических изменениях, а какие - нет. И мы заметили,  что эти изменения часто происходили вскоре пос- ле сеанса исцеления (по моей оценке, приблизительно в 15-20% случаев), но никогда нельзя было заранее предсказать, в каком конкретном случае это произойдет.

Это не ободряющие результаты. Ведь если бы какое- нибудь лекарство или хирургическая процедура срабатывали лишь иногда и были эффективны только в 20% случаев, они никогда не получили бы официального одобрения и не применялись бы в медицинской практике, а врачи стали бы искать другой, лучший метод или лучшее лекарство.

Если Криппнер и Лишан были правы - а я считаю, что это так, - тогда зачем сосредоточиваться на роли молитвы в деле исцеления? Я многократно задавал себе этот вопрос, когда писал книгу и размышлял над проблемой.

Наиболее веской - с практической точки зрения - причиной, побуждающей исследовать действие молитвы на процесс исцеления, является то, что она, по крайней мере, иногда действительно срабатывает. Многочисленные свидетельства подтверждают, что молитва может действовать на расстоянии и изменять физические процессы в разных организмах, от бактерии до человека. Эти данные, которые мы позднее проверим, настолько впечатляющи, что их можно отнести к самым глубоким тайнам в медицинской науке.

Однако самая важная причина проверки воздействия молитвы не имеет отношения к ее исцеляющему действию. Тот факт, что молитва срабатывает, говорит об исключительном аспекте нашей природы и о том, как мы можем войти в контакт с Абсолютным. Ниже мы все это проверим на деле.  А как быть с тем фактом, что молитва не всегда так эффективна, как нам того хотелось бы (максимум 20% успешных случаев, как считает Лишан, даже когда речь идет о лучших целителях)? Все это нужно рассматривать в конкретной ситуации. Целители, которые постоянно используют в своей практике молитву, считают, что она может быть более эффективной для решения одних проблем и менее эффективной - для решения других. И в этом нет ничего удивительного. Возьмем, к примеру, пенициллин - это чудодейственное лекарство при воспалении горла, но совершенно бесполезное при лечении туберкулеза. Если бы эффективность действия пенициллина стали определять, основываясь на показателях лечения этим препаратом всех известных инфекционных заболеваний, то она составила бы намного меньше 20% случаев. Но ведь это было бы несправедливой оценкой пенициллина! О методах лечения следует судить по их действию в тех условиях, которые являются для них оптимальными. И в этом плане молитва не исключение.

Некоторые из вас назовут нелепой аналогию между молитвой и пенициллином. Если молитва представляет силу Абсолютного, то, как утверждал Джордж Бернард Шоу, она должна быть эффективна для всех болезней. Но ведь кроме силы Всемогущего здесь задействован еще один фактор: молитва приводится в действие человеком, который может быть слабым звеном в этой цепи. Тот факт, что молитва не срабатывает с такой силой и так, как хотелось бы, отражает недостатки не самой молитвы, а того, кто молится.

Почти каждый человек может вспомнить подобные примеры из собственной жизни. Поскольку я рос в Техасе, где люди все время молились, то не переставал удивляться тому, как странно они использовали молитву.  Вот пример. Осенью сотни городов, больших и маленьких, на всей территории штата, со всей страстью совершали своего рода ритуал: каждую пятницу вечером люди смотрели футбольные соревнования учащихся средних школ. Перед началом игры соблюдалась следующая церемония: команды-противницы в своих раздевалках сообща молились об успехе своей команды. И самые лучшие молодые «гладиаторы» разных команд молились одному и тому же Богу, прося себе победы, а противникам - полного поражения. Какой ответ мог быть получен на такие молитвы обеих команд?

А ведь неправильное использование молитвы не ограничивается только помешанными на футболе техасцами. Молитвы противоборствующих сторон о победе - явление обычное. Не так давно, во время войны в Персидском заливе, американцы молились Богу, чтобы Он помог им покорить Ирак, а жители Ирака взывали к Аллаху, прося истребить язычников с Запада. Что делать Богу?

Конечно, трудно воюющим сторонам не молиться о победе на поле боя, трудно больным и умирающим людям не молиться об исцелении. Разделяю эти чувства. Как врач, я страстно желал бы иметь волшебное средство-чудодейственное лекарство, или процедуру хирургического характера, или молитву, - которое неизменно срабатывало бы, когда мои больные испытывают в этом потребность. Но нетрудно представить, к какой катастрофе глобального характера привел бы стопроцентный успех в этом деле. Если бы на все молитвы об исцелении приходил ответ, то никто не умирал бы, и население нашей планеты стремительно увеличивалось бы, наша Земля уже давно оказалась бы непригодной для обитания. Даже ситуация, где молитва услышана, может оказаться замаскированной жестокостью, гибельной для на  шего существования. Приведу афоризм Оскара Уайльда: «Когда боги хотят нас наказать, они отвечают на наши молитвы». Или, как сказал К. С. Левис: «Если бы Бог отвечал на все глупые молитвы, которые я произнес в своей жизни, то где бы я был сейчас?»

Если мы больны, эти высказывания покажутся нам абстрактными и не принесут утешения, но мы должны осознать, что существует еще и понятие «благо для всего человечества» - как и для планеты в целом, - и что оно может оказаться несовместимым с исцелением какого-либо больного человека. И то, что мы обращаемся к молитве исключительно с просьбой истребить болезнь, говорит о том, что мы, к сожалению, недостаточно мудры, чтобы использовать ту форму молитвы, которая всегда и полностью срабатывает. Ввиду ограниченности нашего разума самая мудрая просьба о помощи к Всевышнему выглядела бы так: прошу уменьшить результаты воздействия наших молитв, а многие из них проигнорировать. Наложение ограничений на эффективность молитвы было бы для нас настоящим благословением, завуалированным подарком, снизило бы угрозу со стороны Высших Сил и тот вред, который мы наносим себе сами.

Но такое ограничение вызвало бы у нас душевное смятение - как будто нас кто-то дразнит, подавая ложные надежды, превращая силу молитвы в дело случая, и мы никогда не увидим, что молитва работает надежно и постоянно. Это означало бы, что нет формулы, нет окончательного варианта молитвы, которого люди могли бы придерживаться, чтобы получить весомый и предсказуемый результат во всех ситуациях. Это демонстрировало бы, что Всевышний реагирует на молитву «по своему усмотрению» - нарушая все принципы, отменяя  все формулы - все, чтобы помешать молитве, когда ее используют глупые, неразумные существа.

Если бы действительно существовало заранее определенное ограничение в силе молитвы, то что это означало бы для нас? Лишь то, что иногда молитва дает превосходный результат, а иногда - никакого. И мы не способны «измерять» эффективность молитвы во время лабораторных экспериментов так часто, как хотелось бы. Даже если эффективность молитвы с точки зрения статистики весьма значительна, этот факт не сможет служить решающим доказательством. Всегда между сторонниками молитвы и теми, кто подвергает ее резкой критике, велись непрестанные споры. Приходилось прикладывать титанические усилия, чтобы доказать скептикам, что молитва оказывает хоть какое-то воздействие. А поскольку некоторым исследователям удавалось регистрировать действие молитвы чаще, чем другим, критики тут же заявляли, что подобное расхождение результатов свидетельствует о том, что в действительности молитва не срабатывает. Теологи же изобрели искусные, мудреные способы защиты, чтобы поддержать идею о действенности молитвы и объяснить, почему она срабатывает в одних случаях и не срабатывает в других. А когда скептики начинали брать верх в этих бесконечных дебатах и вдруг происходило «случайное чудо» или появлялось новое исследование о силе молитвы, это лишь подливало масла в огонь, и прежние дискуссии начинались снова. Но простые люди, не склонные придираться к фактам и встревать в эту баталию между учеными и духовными лицами, прослышав о случайных успехах молитвенной терапии, продолжали верить в действие молитвы и молиться как обычно. Они не ждали затаив дыхание результатов последнего эксперимента. Разве  не так? Однако этот сценарий - который разыгрывается именно сегодня - служит свидетельством того, что Универсальный Интеллект действительно ограничил силу молитвы - для нашей собственной пользы.

 

ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА?

Что такое молитва? Термин «молитва» (англ. prayer) пришел из латинского языка: precartius - «получаемый по просьбе», и precari - «умолять, искренне просить, молить, заклинать». Есть две распространенные формы молитвы: прошение - просить что-либо для себя, и ходатайство или заступничество - просить для других. Но есть и моштъа-исповедь, покаяние в неблаговидных деяниях и просьба о прощении, горестная жалоба, плач в состоянии смятения и просьба о защите; поклонение, воздаяние почестей и хвалы, заклинание, призыв к Всемогущему; благодарение, выражение искренней любви. Но подобно тому, как в индуизме река Ганг имеет 108 названий, так и классификация молитвы может быть бесконечной. Например, теолог Ричард Дж. Фостер описал 21 разновидность молитвы.

Сложные пути, какими молитва проявляется в человеческой душе, описаны теологами Энн и Барри Улановыми. Они утверждают, что молитва-самый важный, первобытный «язык», на котором говорят люди; это «изначальная речь». Они считают, что «молитва начинается без слов и часто без слов заканчивается. Молитва может быть наделена двойным смыслом, у нее есть свои, бесконечно разнообразные, уловки и хитрости. Иногда она использует знаки и символы, ищет обходные пути и, когда это необходимо, перескакивает через препятствия; у нее на вооружении всевозможные логические трюки и софизмы...»  Молитва может быть индивидуальной или коллективной, приватной или публичной. Может выражаться словами, вздохами, жестами или молчанием. Конечно, молитва может быть сознательным действием, но, как мы увидим в дальнейшем, приходит из глубин подсознания. Молитва может происходить во сне, неосознанно, - так, что при пробуждении мы даже не помним об этом.

Когда я исследовал роль молитвы в деле исцеления, меня удивило, что многие авторитетные лица, занимавшиеся этим вопросом, в своих книгах и статьях так и не смогли дать определение молитвы. Кажется, теперь я знаю почему. Если молитва берет начало в подсознании, то мы никогда не сможем полностью познать ее природу. Возможно, мы никогда не сумеем дать молитве подлинное определение.

Первостепенный вопрос, который необходимо решить, рассматривая роль молитвы в деле исцеления, - отнюдь не доказательство ее эффективности с научной точки зрения (хотя это может быть сделано и является одной из задач этой книги). Основной вопрос лежит гораздо глубже. Молитва может сказать нам что-то невероятно важное о том, кто мы есть и какой может быть наша судьба. Ведь молитва - это проявление в окружающем нас мире глубинного физического принципа нело- кальности - или, попросту говоря, молитва не ограничена конкретным местом в пространстве или моментом во времени. Молитва простирается дальше понятия «здесь и сейчас»; она действует на расстоянии и за рамками настоящего момента. Так как молитва начинается с мысленного обращения, то подразумевается, что есть некий аспект нашей души, который столь же свободен. А если так, то и в нас самих нечто бесконечно в пространстве и во времени - то есть вездесуще, вечно и бессмертно. В конце концов, «нелокальный» не означает «очень большой» или «существующий длительное время». Под этим подразумевается просто бесконечность - в пространстве и во времени, потому что ограниченная нелокальность - противоречие по утверждению. Народы Запада называют этот бесконечный аспект нашей психики душой. А если так, значит, подтвержденная опытами сила молитвы является косвенным доказательством существования бессмертной души. Это может стать свидетельством присутствия в нас частицы Божественного - «Бога внутри нас», - так как бесконечность, вездесущность и вечность- вот качества, которыми мы наделяем Всевышнего.

Если вдуматься, тот факт, что в нашей душе могут быть такие свидетельства причастности к бесконечности Вселенной, как молитва, имеет ошеломляющее значение. Он говорит о том, что молитва не имеет отношения к решению конкретных, сиюминутных вопросов, например, таких как: может ли молитва вывести нас из затруднительного положения?

В большинстве западных религий молитва воспринимается иначе: люди считают, что Бог находится вне нас, «на небесах», в некой неподвижной сфере, и действует как спутник связи. Мы «посылаем» свои молитвы «ввысь», Богу, который по собственному выбору, как станция-реле, дает или не дает ответ на нашу молитву. Этот сценарий - когда Бог находится где-то вверху, а мы здесь, внизу, - помогает нам придерживаться общераспространенной версии о том, кто мы есть: отделенные друг от друга создания, замкнутые в линейном, текущем времени, ограниченные материальным телом и с ужасом ожидающие смерти; грешные и недостойные, мученики, единственная надежда которых - искупить свои грехи и быть прощенными милосердным Создателем. И хотя та-  кое видение, возможно, является утешением для миллионов людей, которые убеждены, что будут «спасены» или окажутся «избранными», потому что принадлежат к тем или иным религиозным сектам или церквам, есть и такие, у кого это вызывает смятение и чувство вины, и люди, которых это видение толкает на ужасные мерзости (история человечества - пример тому). И можно заметить, что такое отделение человека от Бога всегда приводило к обесцениванию природы человека, которая принимала, как говорил исследователь мифов Джозеф Кэмпбелл, форму «мифической патологии».

Многие люди считают, что природа молитвы уже соответствующим образом определена основными западными религиями и все попытки вмешиваться в эти старозаветные концепции сродни ереси. Тем не менее есть серьезные основания, чтобы принять более динамичную позицию - научиться изменять прежнюю точку зрения. Как сказал Джозеф Кэмпбелл: «Если бы мифология перестала развиваться, то прекратила бы свое существование». Поэтому те люди, которые считают, что прежнее, укоренившееся, понимание молитвы правильно и незыблемо, невольно осуждают молитву на смерть.

Старомодные, основанные на Библии взгляды на молитву, которых многие придерживаются и сейчас, сформировались, когда разум человечества пребывал еще в примитивном состоянии. Сегодня фундаментальные идеи о том, как функционирует Вселенная, радикально изменились. Мы уже иначе смотрим на природу пространства, времени, энергии и причинно-следственной связи. Так что теперь осталось мало общего с теми взглядами, которые доминировали в Европе предшествующее тысячелетие, сформировавшее наши первичные представления о молитве. Подобные же радикальные изменения произошли и в отношении традиционного представления о структуре и функции человеческой души - этот процесс продолжается и сейчас и еще далек от завершения. Но если наше представление об окружающем мире так сильно изменилось, то не следует ли нам пересмотреть и свои взгляды на природу молитвы?

Если бы традиционную, библейскую концепцию молитвы, распространенную в западном мире, удалось модернизировать в соответствии с нормами «современной» мысли, то получилась бы следующая картина (см. сравнительную таблицу), данные которой рассматриваются по ходу книги.

Модели молитвы

  Традиционная западная модель «Современная» модель
Характеристика с позиции энергии Некая «энергия» посылается к «объекту» молитвы. Не посылается никакой энергии; правильнее «энергию» называть «информацией».
Характеристика с позиции времени Молитва возносится в настоящем времени; ее цель - воздействовать на события, которые еще не произошли. Действия молитвы не ограничены настоящим или будущим; она может воздействовать и на события в прошлом, несмотря на то, что они уже имели место, - «молитва со смещением во времени».
Характеристика с позиции пространства Молитва «посылается» в другое место, обычно к Высшему Существу, находящемуся «где-то в заоблачных высях». Оно затем отвечает на молитву - Бог как бы играет роль «спутника связи». Нет такого места, куда идет молитва, потому что она, по своей сути, «не имеет места нахождения» - то есть безгранична как относительно пространства, так и времени. Более того, если «царство Божие “находится внутри нас» - а ведь эта концепция - часть традиций большинства религий мира, -то человек в принципе не может молиться какому-то существу, находящемуся вне его собственного «я».
  Традиционная западная модель «Современная» модель
Связь со Всевышним Чтобы молитва могла оказать воздействие, Бог, находящийся где-то извне, является посредником. К Богу извне не относятся как к посреднику, потому что если ничто никуда не «посылается», то нет и необходимости в посредничестве. Если в какой-то степени Бог присутствует в каждом человеке, то фактор присутствия Божества в молитве имеет внутренний характер, а не внешний.
Источник происхождения в душе Берет начало в сознательном «движении мысли». Молитва должна быть «мыслью», «размышлением», выражаться как-то сознательно. Берет начало как в сознательных, так и в неосознанных движениях души. Молитва не всегда должна быть «мыслью»; возможна «неосознанная молитва», даже «молитва во сне»*.

  Модели молитвы

* В этом месте я предлагаю «современную» модель молитвы только как экспериментальный вариант, который будет объяснен и тщательно изложен в деталях по ходу книги. - Прим. автора.

 

ПРОВЕРКА ДЕЙСТВИЯ МОЛИТВЫ В ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ

Считаю, что молитва может и должна быть проверена экспериментально, и это убеждение - результат моего врачебного опыта. Вот факт: иногда состояние здоровья пациентов существенно улучшалось благодаря молитве. По моему мнению, когда что-либо воздействует на тело человека, у врача возникает вполне естественное желание узнать об этом побольше и, если можно, найти этому факту научное обоснование. Помогут в этом следующие вопросы:

· Улучшение состояния больного - результат молитвы или это случайная взаимосвязь и простое совпадение?  Если молитва действительно вызвала улучшение, то как это происходит?

· Насколько надежным «средством» является молитва?

· Если молитва срабатывает, то обладает ли она достаточной силой, чтобы использовать только ее, или следует сочетать ее с ортодоксальными методами терапии (лекарства, процедуры, хирургическое вмешательство)? Или эти методы повредят молитве?

· Являются ли одни стратегии молитвы лучше других? Существует ли «наилучший» способ, как молиться?

· Существует ли такой фактор, как «талант к молитве»? Может ли склонность молиться быть приобретенной или это прирожденное свойство?

· Какие условия способствуют действию молитвы, а какие ей препятствуют?

· Воздействие молитвы всегда позитивно или она может и причинять вред?

Вот вопросы, которые интересны ученому и на которые мы пытаемся ответить в этой книге.

«Но какой бы настоятельной ни была потребность в хорошей книге о молитве, я никогда не сделаю попытки написать ее, - сказал К. С. Левис. - В такой книге неизбежно видна личная позиция автора: он не предлагает материал для обсуждения, а навязывает свои взгляды и позволяет некоторые поучения. Что же касается меня, то само слово “поучение” по отношению к молитве было бы дерзостью». И я с ним согласен. Как может один человек поучать другого, как следует обращаться к Всевышнему?

Поэтому я хочу, чтобы читатель знал изначально, что эта книга не о том, «как нужно молиться». Все это уже есть, и в избытке. Скорее, эта книга - результат моих попыток отойти от того, во что я верил прежде; воздержаться от решений и предположений на этот счет - как позитивных,  так и негативных - и просто посмотреть, что даст нам научный подход, корректируемый здравым смыслом.

Я не авторитет в том, что касается молитвы, и не пытаюсь им казаться. Если и есть оправдание для врача, обратившегося к столь щекотливому вопросу, так лишь то, что религиозные деятели и ученые в наше время плохо информированы о фактах улучшения здоровья благодаря экспериментам, связанным с действием молитвы. Убежден, что пренебрежение этой важной частью знаний сужает наш кругозор, особенно когда подумаешь, сколь много существует точных научных свидетельств. Пренебрежение этой информацией мешает занять правильную позицию - как в теологии, так и в медицине. Вопросы духовного характера нельзя разрешить без научного подхода, но и наука без души мертва.

Как может современный человек закрывать глаза на проблемы духовного мира, включая молитву? Безразличие к нематериальному началу уже оказало свое разрушительное действие в каждом аспекте нашего существования. Как заметила известная английская поэтесса Кэтлин Рейн: «Наше общество потеряло представление о священной важности смысла и ценности - не только искусств, но и самой жизни». Я убежден, что пренебрежение духовными ценностями может стать фатальным для нашего будущего. Как сказал философ Андре Мальро: «Двадцать первый век будет религиозным... или его не будет вообще».

Никогда не думал, что мои поиски в области исцеления приведут меня к исследованию молитвы - предмету, который я начал познавать - во всей его гнусности и величии - еще на заре своей жизни.

Ларри Досси, доктор медицинских наук, Санта-Фе, Ныо-Мексико

 

ЧАСТЬ 1

МОЛИТВА И ИСЦЕЛЕНИЕ

 

Глава 1

СВЯТЫЕ И ГРЕШНИКИ, ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ

То, что светит, сгорает.

Виктор Франкль

 

Самая загадочная болезнь в истории человечества имела место две с половиной тысячи лет назад, когда Будда - Просветленный - умер от пищевого отравления, съев испорченное мясо в своей последней трапезе. Когда я впервые узнал об этом, то с некоторым сарказмом хмыкнул: не очень-то возвышенный уход для Будды. Я почему-то ожидал более достойной причины смерти для такой личности, чем испорченная пища. Позднее я узнал, что подобный пример далеко не единичен и многие великие духовные лидеры мучились болью и страданиями и умирали и от более постыдных причин. Вот несколько исторических примеров:

Святая Бернадет. Ей в 1858 году в Лурде явилась Дева Мария, после этого стали происходить чудесные исцеления тысяч больных людей. Бернадет же не получила такого исцеления, хотя и нуждалась в нем. Причина ее смерти (в возрасте 35 лет): «рак кости», или, по-научному, острый милиарный туберкулез.

· Джидду Кришнамурти, известный духовный наставник, речи которого вдохновляли миллионы людей по всему миру. Причина смерти: рак поджелудочной железы.

· Судзуки Роши начал пропагандировать японскую философию дзэн-буддизма в Соединенных Штатах и основал ее первый центр в Сан-Франциско. Причина смерти: рак печени.

· Шри Рамана Махарши, самый популярный святой в современной Индии. Причина смерти: рак желудка. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Все эти исторические записи ясно говорят об одном: состояние здоровья многих наиболее просвещенных, постигших Бога, святых и мистиков далеко от идеального.

Похоже, что святые принимали болезнь как часть природой установленного порядка. Великий индийский мудрец, Шри Ауробиндо (1872-1950), однажды оступился, упал и сломал коленную чашечку. Врач, который пришел его лечить, был ошеломлен этим происшествием. «Как это вы, махатма, не предвидели и не предотвратили этот несчастный случай?» - спросил он. «Но я все еще ношу это земное человеческое тело, - ответил мудрец, - и оно подчиняется обычным для человека ограничениям и физическим законам».

Есть множество подобного рода «объяснений». Одни говорят, что, мол, святой или мистик был не таким уж духовно просвещенным, как казался. Или был действительно просвещенным, но жил не в соответствии со своей кармой и «расплачивался» за пороки и провинности, совершенные в прежней жизни. Другие утверждают, что великий учитель по небрежности «подхватил» болезнь от своих приверженцев, впитал ее, подобно губке. Мы слышим и утверждения, что мудрецы сознательно выби  рают себе ту или иную болезнь. Что иногда они делают это, чтобы болезнь послужила поучительным примером - показать, что связь между Божественным и человеческим сохраняется даже в таком мучительном состоянии. Иные считают, что святой или мистик намеренно принимает болезнь, - как последнее испытание, чтобы «сжечь» еще оставшиеся следы своего эго или самоосознания.

Эти доводы можно считать вескими, а можно не принимать во внимание вообще. Наша задача не в том, чтобы выяснять в каждом конкретном случае, почему избранники Божьи болеют и умирают. Мы должны по- нять; как они к этому относятся и что делают, и найти ответ на вопрос: какой извлечь из этого урок для себя, когда болезнь случается в нашей жизни? Именно эти данные должны побудить нас всерьез исследовать широко распространенное убеждение, что быть святым - гарантия хорошего здоровья и что слабое здоровье и болезнь всегда подразумевают изъяны духовного характера.

Эти предположения неверны не только для высокодуховных, исключительных личностей, но и для таких простых людей, как вы и я. Когда Иисусу и его ученикам повстречался человек, слепой от рождения, ученики Иисуса спросили Его: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Этот вопрос люди постоянно задают и в Новом веке, в контексте сегодняшнего дня. Кто виноват? Почему эта болезнь «выбрала» меня? За какие нынешние или прошлые прегрешения я страдаю? Кого винить? Ответ Иисуса просвещает наш разум, и его следовало бы приводить в каждой книге Нового века, в которой затрагиваются темы самопознания и исцеления: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Евангелие от Иоанна, 9:1-3). Можно ли было сказать яснее?  Это поразительный пример решения фундаментальной проблемы медицинского характера, развивающейся на фоне полного отсутствия духовного совершенства. Ни один человек не упадет ни с того ни с сего; ни один не бывает наказан за грехи; никто не выбирает себе болезнь. Под словами Иисуса подразумевается, что есть более высокая цель, оправдывающая болезнь, которую мы не способны понять, потому что нам неведомы пути Всевышнего. Это означает, что значение того или иного конкретного заболевания может быть космического характера - то есть оно недоступно нашему пониманию, скрыто от нас, смертных, и известно только Богу. Этот пример предостерегает нас от обычной ошибки: приравнивать физическое здоровье к духовному и приписывать болезни исключительно телесное, поверхностное значение.

Но болезни, которые постигали святых и мистиков, лишь одна сторона вопроса. А вот другая: почему то, что мы называем здоровьем, часто даровано нечестивцам - людям, у которых нет склонности к духовному образу жизни, но которые при этом никогда не болеют? Почти каждый из нас был либо лично знаком, либо слышал о таком человеке: он нарушает все нормы и правила, способствующие крепкому здоровью, неумеренно пьет и курит - и доживает до 100 лет, никогда ничем не болея.

Такого рода «несправедливость» - болезненные праведники и здоровые грешники - говорит о том, что нет постоянной, линейной, однозначной взаимосвязи между уровнем духовности человека и степенью его физического здоровья. Человек может достичь невероятных духовных высот и быть очень больным.

Многие люди, которые верят в незыблемую взаимосвязь между физическим здоровьем и духовным внут  ренним содержанием, принимают концепцию «Божества внутри нас» - убеждение, что некий элемент или качество Высшей Сути пребывает в каждом человеке. Но пусть бы даже и так, и Он находится в каждом, все равно люди - всего лишь несовершенное отражение Божественного Света. Каждый день мы, сами того не замечая, совершаем множество грехов. Наше физическое тело (как и наша душа) может содержать что-либо от духовной сути, которая проявляется в теле в несовершенной форме, как и в нашей душе. Когда нам не удается воплотить в своей душе совершенство Всевышнего, мы ведь не говорим, что Бог «согрешил» или оступился; тогда почему же мы считаем, что утрата телесного здоровья подразумевает отход от Божественного начала? Физическое тело - суетная, пассивная сущность, которая иногда поддается плохим «привычкам», таким как повышенная склонность к генетическим заболеваниям, инфекциям и т. д. Тело имеет собственный разум, который не всегда соответствует нашему психологическому и духовному пониманию. Наше тело может активно действовать, разрушаться и подвергаться болезням, не спро- сясь у нас, хотим мы того или нет. Неспособность распознать «несговорчивость» плоти является одной из неосознанных крайностей современного движения «от со- знания-к-здоровью» и потенциальной причиной мучительного чувства вины, когда все идет не так, как хотелось бы нам на сознательном уровне.

Справиться с этой проблемой может помочь беглый взгляд на то, что происходит в природе. Растения, животные, птицы и рыбы подвержены болезням так же, как и мы. Причем у многих из этих видов развиваются болезни, подобные нашим, включая рак, артрит, бактериальные и вирусные инфекции. С ними тоже случаются несчастные случаи, они получают травмы и проходят через все процессы старения и дряхления. Однако, когда животные, или растения заболевают, мы относимся к ним совсем иначе. Не судим и не виним их в этом. Мы не говорим, что дерево стало в меньшей степени деревом, потому что оно заболело раком или кишит червям и-древоточцами. И собака не виновата в том, что у нее развивается дисплазия бедра; мы не считаем, что у кота врожденные отклонения, потому что у него кошачья лейкемия. В природе болезнь считается частью естественного отбора, а не признаком этической, моральной или духовной слабости.

-

 .  ,  

Уровень духовных достижений обозначен линией, проходящей по оси Y, а степень физического здоровья - вдоль оси X. Идеал Нового века в духовном достижении и физическом здоровье всегда находится в определенном соотношении (показан линией А). Каждому достижению в сфере духовности есть соответствующее достижение в физическом здоровье, один-к-одному, прямолинейная, инвариантная взаимосвязь. Но линии В и С говорят о другом. Линия В показывает, что праведники и мистики могут быть высокодуховными личностями, но при этом иметь плохое физическое здоровье. Линия С показывает обратное: люди с низким уровнем духовности - так называемые «нечестивцы» - могут наслаждаться крепким физическим здоровьем.

 

Мы с уважением относимся ко всем живым существам во время их болезни - кроме самих себя. Представителю Нового века не придет в голову винить свои любимые розовые кусты в том, что они заражены тлей, но с какой поспешностью он начинают осуждать себя, когда увидит сыпь в горле. А ведь мы - часть природы, как и все другие живые существа. Ту доброту, внимание и заботу, которые мы проявляем к ним, когда они больны, мы могли бы проявить и к себе.

Но это не значит, что следует отрицать общую взаимосвязь между нашим физическим и духовным состоянием. Не следует считать частные случаи выражением вселенского неумолимого закона. Ведь в каждом случае мы можем не знать, почему развивается та или иная серьезная болезнь.

Проблема относительно понимания взаимосвязи между духовностью и исцелением еще далека до завершения. Нам следовало бы допустить очевидное: Cue   тайна великая есть. Под словом «тайна» я имею в виду не временное неведение, которое всегда проясняется благодаря дополнительной информации; не вопросы, на которые впоследствии ответят исследования; я имею в виду тайну в первозданном смысле слова - неведомое, что-то стоящее выше человеческого понимания. И то, что праведники иногда страдают, а грешники - нет, и есть одно из проявлений этой тайны. В этой книге мы увидим много тайн, которые предстанут перед нами во всем разнообразии. Например: парадоксальная сила молитвы «ни о чем» - в противовес молитве о чем-то конкретном; сила подсознания в деле исцеления - в противовес усилиям сознательного разума; воздействие молитвы, хотя и подтвержденное в лабораторных условиях, остается мучительно непредсказуемым вне ее стен; и многое, многое другое.

Тайна раздражает; она требует решений. Возможно, из-за того, что мы настолько нетерпимы к неопределенности, что предпочитаем видеть все в черном или белом цвете, без промежуточных серых тонов. Когда мы оказываемся перед лицом тайны, то часто делаем отчаянные попытки раскрыть ее. Особенно отчаянные усилия, как мы уже видели, предпринимаются, когда люди хотят найти объяснение, почему возникают такие серьезные заболевания у духовно просвещенных людей. Они хотят получить какое-нибудь объяснение, чтобы сохранить убеждение, что добропорядочные люди не болеют.

Если мы хотим когда-нибудь понять роль молитвы в деле исцеления и взаимосвязь между духовностью и здоровьем, то придется научиться быть более терпимыми к неопределенности и тайне. Мы должны быть готовы стать лицом к лицу с неизвестным.

НЕПРОХОДИМЫЙ ПУТЬ

Ответа нет. И не было.

И никогда не будет.

И в этом весь ответ.

Гертруда Стайн

 

Легенда о священной чаше Гр


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.