Нормативные документы, определяющие порядок организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Нормативные документы, определяющие порядок организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации

2022-10-11 29
Нормативные документы, определяющие порядок организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бухучет регламентируется 4-х уровневой системой документов:

1. Законодательные акты (Федеральный Закон о бухгалтерском учете, Положение о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в РФ).

2. Национальные стандарты бухучета (ПБУ).

3. Инструкции и указания (План счетов).

4. Учетная политика организации, рабочий план счетов, формы первичных документов, учет­ные регистры.

Основными нормативными документами, регулирующими буху­чет в РФ являются «Положение о бухгалтерском учете и бухгал­терской отчетности в РФ» №34-н и Федеральный Закон «О бухгалтерском уче­те».

Положение устанавливает единые методологические основы бухучета и отчетности, определяет порядок организации и ведения бухучета и предоставления бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Положением методологическим центром по бухучету является Министерство Финансов РФ, которое разрабаты­вает и утверждает положения по бухучету, нормативные акты и ме­тодические указания.

Российские стандарты бухгалтерского учета – ПБУ (Положения по бухгалтерскому учету) утверждаются приказами Минфина РФ. В настоящее время действует 24 ПБУ.

На основе нормативных актов Минфина РФ Центральный банк разрабатывает нормативные акты, определяющие особенности учета на соответствующих предприятиях. При разработке нормативных актов Минфин РФ взаимодействует с методологическим советом по бухучету и отчетности. Он формируется из представителей госу­дарственных органов, институтов, коммерческих структур, ассо­циации бухгалтеров и аудиторов РФ.

Третий уровень – это инструкции и методические указания, утверждаемые как Минфином РФ, так и другими министерствами и ведомствами (например, ФНС).

Четвертый уровень – это разрабатываемые самой организацией документы, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета. Утверждаются руководителем организации.

 

Предмет и принципы бухгалтерского учета

 

Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации, а его объектами, согласно ФЗ «О бухгалтерском учете»:

активы (имущество), обязательства (заемный капитал), капитал (собственный капитал), доходы и расходы.

Согласно ФЗ бухгалтерский учет в РФ ведется в соответствии с определенными правилами (принципами):

Основные принципы бухгалтерского финансового учета:

1. Бухгалтерский учет ведется в денежной оценке в валюте Российской Федерации способом двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

2. Основанием для бухгалтерских записей являются первичные документы.

3. Текущие затраты на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ отражаются в бухгалтерском учете отдельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

4. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств.

5. Формирование учетной политики в соответствии с допущениями:

Допущение имущественной обособленности – имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

Допущение непрерывности деятельности – организация намерена продолжать свою деятельность в обозримом будущем, не собирается ликвидироваться или существенно сокращать деятельность.

Допущение последовательности применения учетной политики – выбранная учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности – факты отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором имели место, независимо от времени оплаты.

Требования, предъявляемые к бухгалтерской информации

Информация, формируемая в бухгалтерском учете должна быть:

1. Уместной – информация уместна, если ее наличие или отсутствие может повлиять на решения пользователей, помочь правильно оценить прошедшие, настоящие или будущие события.

2. Надежной – информация надежна, если она не содержит существенных ошибок, объективно отражает факты хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из их экономического содержания и условий хозяйствования.

3. Нейтральной – информация не должна быть односторонней, т. е. Влиять на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения заранее определенных результатов.

4. Осмотрительность – информация не должна завышать доходы организации и занижать обязательства и расходы и наоборот, не должна создавать скрытых резервов.

5. Полной – отражать все факты хозяйственной жизни.

6. Сравнимой – для возможности сопоставления данных различных периодов и оценки изменения финансового состояния организации.

7. Своевременной – отсрочка в предоставлении информации может сделать ее неуместной и недостоверной.

Функции финансового учета

1. Контрольная. Контроль – это процесс, позволяющий определить достижение организацией своих целей. Контроль может быть предварительный (до совершения операции), текущий (во время совершения операции) и последующий (заключительный – по завершении операции, когда полученные результаты сравниваются с требуемыми).

2. Обеспечения сохранности собственности. Инструментом для осуществления этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, произошедшие в составе собственности.

3. Информационная. Бухгалтерская информация используется в оперативно-управленческом, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки стратегии и тактики деятельности.

4. Обратной связи. Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактическое значение показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

5. Аналитическая. На основании бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности проводится анализ финансовой и хозяйственной деятельности организации, ее финансового состояния, платежеспособности, ликвидности и рентабельности.

Пользователи бухгалтерской информации

В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» все пользователи бухгалтерской информации делятся на две группы:

а) Внутренние пользователи – администрация организации, менеджеры, руководители и специалисты структурных подразделений.

б) Внешние пользователи, которые в свою очередь делятся на три группы:

- имеющие прямой финансовый интерес: сегодняшние или потенциальные инвесторы, поставщики, подрядчики, банки – по данным бухгалтерской отчетности могут составить представление о платежеспособности и надежности организации;

- имеющие косвенный финансовый интерес: налоговые органы, внебюджетные фонды, фондовые биржи;

- не имеющие финансового интереса: аудиторские фирмы, Госкомстат, СМИ.

Измерители, используемые в бухгалтерском учете:

- натуральные – измеряют количественные характеристики объектов: штуки, тонны, метры, литры и др.;

- трудовые – измеряют показатели труда, необходимы для начисления заработной платы: человеко-дни, человеко-часы и др.;

- денежные (стоимостные) – обобщают и приводят к единству данные, выраженные в других показателях.

Объекты финансового учета и их классификация

Предметом бухгалтерского финансового учета является хозяйственная деятельность предприятия, а его объектами или составными частями являются:

- имущество (хозяйственные средства) предприятия;

- источники образования имущества;

- хозяйственные процессы.

Имущество предприятия – совокупность материальных и денежных ценностей, а также юридических отношений данного предприятия с другими предприятиями.

 

Классификация хозяйственных средств предприятия по составу

Внеоборотные активы                                     Оборотные активы

- основные средства                                              - запасы

- нематериальные активы                                     - дебиторская    

- незавершенное строительство                             задолженность

- доходные вложения в материальные                - ценные бумаги   

  ценности                                                              - денежные средства

- долгосрочные финансовые

вложения

 

Классификация имущества по источникам образования

Собственный                                           Заемный

капитал                                                      капитал    

-  уставный капитал

-   резервный капитал

-  добавочный капитал                 Долгосрочный      Краткосрочный                                          

- нераспределенная                     (более 12 мес.)        (до 12 мес.)

  прибыль                                    - кредиты и займы - кредиты и займы

- кредиторская                                                                                      задолженность  

 

Классификация хозяйственных процессов

Деньги Заготовление Товар Производство  Товар1 Реализация Деньги 1

 

Процесс заготовления – формирование материальных производственных запасов и определение их фактической себестоимости.

Процесс производства – создание продукта, оказание услуг, выполнение работ и калькулирование себестоимости.

Процесс реализации – продажа продукции, работ, услуг и определение финансового результата.

 

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов учета, состоящая из:

 

Наблюдение     Измерение      Регистрация      Обобщение

С помощью            Путем             Способом          С помощью

документации и   оценки и      двойной записи     бухг. баланса и

инвентаризации калькуляции на счетах бухучета бух.отчетности

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.