Тема 1. Основы бухгалтерского учета — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 1. Основы бухгалтерского учета

2022-10-11 58
Тема 1. Основы бухгалтерского учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самара 2019

 


УДК 33

ББК 65.053

 

 

Бухгалтерский учет. Учебное пособие. /Составитель Сыщикова Т.Л., к.э.н., доцент - Самара, МИР, 2019. - 88 с.

 

Учебное пособие по курсу «Бухгалтерский учет» содержит теоретический материал по программе  курса, контрольные задания, список рекомендуемой литературы.

Пособие предназначено для студентов Международного института рынка, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» всех форм обучения.

 

         

 

Составитель: Сыщикова Татьяна Леонидовна, к.э.н., доцент

Рецензент: Горбунова Оксана Александровна, к.э.н., доцент

 

Печатается по решению

Учебно-методического совета

Международного института рынка

© Международный институт рынка, 2019

© Составление: Сыщикова Т.Л., 2019

 

Содержание


Тема 1. Основы бухгалтерского учета. 4

1.1.  Нормативные документы, определяющие порядок организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. 4

1.2. Предмет и принципы бухгалтерского учета. 4

1.3.Бухгалтерский баланс, как способ обобщения имущества. 8

1.4.  Система счетов бухгалтерского учета и двойная запись. 11

Тема 2. Учет денежных средств и расчетов. 13

2.1. Учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути. 13

2.2 Учет денежных средств на расчетном счете и других счетах в банках. 15

2.3. Учет подотчетных сумм.. 17

2.4. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 18

2.5. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. 18

2.6. Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами. 19

2.7. Учет кредитов и займов. 20

2.8. Учет расчетов с бюджетом.. 21

Тема 3. Учет основных средств. 22

Тема 4. Учет нематериальных активов. 30

Тема 5. Учет финансовых вложений. 34

Тема 6. Учет материально-производственных запасов. 37

Тема 7. Учет оплаты труда. 43

Тема 8. Учет затрат на производство. 49

Тема 9. Учет доходов и финансовых результатов. 55

9.1. Принципы признания выручки от реализации. 55

9.2. Готовая продукция, ее состав и оценка. 56

9.3. Учет коммерческих расходов. 59

9.4. Учет НДС по реализованной продукции. 60

9.5. Формирование финансового результата деятельности предприятия. 61

9.6. Учет прибыли от продаж.. 62

9.7. Учет прочих доходов и расходов. 63

Тема 10. Учет капитала и резервов. 64

10.1. Учет уставного капитала. 64

10.2. Учет резервного капитала. 65

10.4. Учет нераспределенной прибыли. 66

10.5. Учет резервов предстоящих расходов. 66

10.7. Учет доходов будущих периодов. 67

10.8. Учет расходов будущих периодов. 68

Тема 11. Бухгалтерская финансовая отчетность. 69

Список рекомендуемой литературы.. 79

Задания для контрольной работы (для заочной формы обучения) 80

 

Тема 1. Основы бухгалтерского учета

Требования, предъявляемые к бухгалтерской информации

Информация, формируемая в бухгалтерском учете должна быть:

1. Уместной – информация уместна, если ее наличие или отсутствие может повлиять на решения пользователей, помочь правильно оценить прошедшие, настоящие или будущие события.

2. Надежной – информация надежна, если она не содержит существенных ошибок, объективно отражает факты хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из их экономического содержания и условий хозяйствования.

3. Нейтральной – информация не должна быть односторонней, т. е. Влиять на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения заранее определенных результатов.

4. Осмотрительность – информация не должна завышать доходы организации и занижать обязательства и расходы и наоборот, не должна создавать скрытых резервов.

5. Полной – отражать все факты хозяйственной жизни.

6. Сравнимой – для возможности сопоставления данных различных периодов и оценки изменения финансового состояния организации.

7. Своевременной – отсрочка в предоставлении информации может сделать ее неуместной и недостоверной.

Функции финансового учета

1. Контрольная. Контроль – это процесс, позволяющий определить достижение организацией своих целей. Контроль может быть предварительный (до совершения операции), текущий (во время совершения операции) и последующий (заключительный – по завершении операции, когда полученные результаты сравниваются с требуемыми).

2. Обеспечения сохранности собственности. Инструментом для осуществления этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, произошедшие в составе собственности.

3. Информационная. Бухгалтерская информация используется в оперативно-управленческом, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки стратегии и тактики деятельности.

4. Обратной связи. Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактическое значение показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

5. Аналитическая. На основании бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности проводится анализ финансовой и хозяйственной деятельности организации, ее финансового состояния, платежеспособности, ликвидности и рентабельности.

Пользователи бухгалтерской информации

В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» все пользователи бухгалтерской информации делятся на две группы:

а) Внутренние пользователи – администрация организации, менеджеры, руководители и специалисты структурных подразделений.

б) Внешние пользователи, которые в свою очередь делятся на три группы:

- имеющие прямой финансовый интерес: сегодняшние или потенциальные инвесторы, поставщики, подрядчики, банки – по данным бухгалтерской отчетности могут составить представление о платежеспособности и надежности организации;

- имеющие косвенный финансовый интерес: налоговые органы, внебюджетные фонды, фондовые биржи;

- не имеющие финансового интереса: аудиторские фирмы, Госкомстат, СМИ.

Измерители, используемые в бухгалтерском учете:

- натуральные – измеряют количественные характеристики объектов: штуки, тонны, метры, литры и др.;

- трудовые – измеряют показатели труда, необходимы для начисления заработной платы: человеко-дни, человеко-часы и др.;

- денежные (стоимостные) – обобщают и приводят к единству данные, выраженные в других показателях.

Объекты финансового учета и их классификация

Предметом бухгалтерского финансового учета является хозяйственная деятельность предприятия, а его объектами или составными частями являются:

- имущество (хозяйственные средства) предприятия;

- источники образования имущества;

- хозяйственные процессы.

Имущество предприятия – совокупность материальных и денежных ценностей, а также юридических отношений данного предприятия с другими предприятиями.

 

Классификация хозяйственных средств предприятия по составу

Внеоборотные активы                                     Оборотные активы

- основные средства                                              - запасы

- нематериальные активы                                     - дебиторская    

- незавершенное строительство                             задолженность

- доходные вложения в материальные                - ценные бумаги   

  ценности                                                              - денежные средства

- долгосрочные финансовые

вложения

 

Классификация имущества по источникам образования

Собственный                                           Заемный

капитал                                                      капитал    

-  уставный капитал

-   резервный капитал

-  добавочный капитал                 Долгосрочный      Краткосрочный                                          

- нераспределенная                     (более 12 мес.)        (до 12 мес.)

  прибыль                                    - кредиты и займы - кредиты и займы

- кредиторская                                                                                      задолженность  

 

Классификация хозяйственных процессов

Деньги Заготовление Товар Производство  Товар1 Реализация Деньги 1

 

Процесс заготовления – формирование материальных производственных запасов и определение их фактической себестоимости.

Процесс производства – создание продукта, оказание услуг, выполнение работ и калькулирование себестоимости.

Процесс реализации – продажа продукции, работ, услуг и определение финансового результата.

 

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов учета, состоящая из:

 

Наблюдение     Измерение      Регистрация      Обобщение

С помощью            Путем             Способом          С помощью

документации и   оценки и      двойной записи     бухг. баланса и

инвентаризации калькуляции на счетах бухучета бух.отчетности

 

Учет подотчетных сумм

 

Подотчетные суммы - денежные авансы, выдаваемые работ­никам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. порядок выдачи денег под отчет, раз­мер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, установ­лены правилами ведения кассовых операций.

Командировочные расходы в части суточных относятся к нормируемым и устанав­ливаются Минфином РФ:

оплата проживания -   по фактическим расходам, подтвержденным квитанцией гостиницы, а при отсутствии документов - 12 рублей в сутки

суточные - 100 рублей в сутки для работников бюджетной сферы, для коммерческих организаций 700 руб. в сутки по территории России, 2700 руб. в сутки за пределами РФ.

расходы по проезду к месту командировки и обратно оплачи­ваются по фактическим расходам, подтвержденным проездными доку­ментами.

Руководители организаций могут разрешить производить до­полнительные выплаты, связанные с командировками, сверх установленных норм. Дополнительные выплаты также относят на се­бестоимость продукции, но для целей налогообложения суммы сверхнормативных выплат не принимаются в состав расходов.

Полученные деньги разрешается расходовать подотчетным ли­цам только на те цели, на которые они выданы. В установленные сроки подотчетные лица обязаны представить отчеты о действи­тельно израсходованных суммах с приложением оправдательных до­кументов. Отчет о расходах по командировкам должны быть предос­тавлены в течение 3 дней с момента возвращения. неизрасходованные суммы авансов подотчетные лица возвращают в кассу. Новый аванс подотчетному лицу выдают только после полно­го расчета по ранее выданному авансу. В бухгалтерии отчеты про­веряют и определяют расходы, подлежащие утверждению. Отчеты ут­верждает руководитель организации.

Подотчетные суммы учитывают на активном синтетическом счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами»:

Д71 К50 - выдан аванс подотчетному лицу

Д26 К71 - списаны расходы по авансовому отчету

Д10 К71 - оприходованы материалы, приобретенные подотчет­ным лицом

Д50 К71 - сдан в кассу остаток полученного аванса

Учет кредитов и займов.

 

 Кредит - это система экономических отношений, возника­ющая при передаче имущества в денежной или натуральной форме от одного лица другому на условиях возврата средств или оплаты стоимости переданного имущества с уплатой процентов за пользо­вание на определенный срок.

Банковский кредит - денежные средства, выданные банком ор­ганизации на условиях срочности, возвратности и платности сог­ласно лицензии на осуществление банковских операций.

Коммерческий кредит (заем) представляется одной организацией другой, чаще всего в виде отсрочки платежа за пос­тавленные товары.

В зависимости от целевого назначения и сроков предоставле­ния различают краткосрочные и долгосрочные кредиты.

Краткосрочный кредит выдается на текущие нужды предприятия на срок менее 1 года. Долгосрочный кредит используется на ин­вестирование в производственные фонды и выдается на срок более 1 года.

Для получения кредита организация представляет в банк до­кументы, подтверждающие обеспеченность кредита и реальность его возврата. Банк самостоятельно устанавливает процент за пользо­вание кредитом, который оговаривается в кредитном договоре.

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» проценты за пользова­ние банковским кредитом, а также проценты за отсрочку оплаты при коммерческом кредите включаются в прочие расходы в полном объеме, за исключением кредитов, полученных на приобрете­ние внеоборотных активов, учитываемых на счете 08. Для целей налогообложения проценты по просроченным кредитам не учитывают­ся в составе затрат, а по оплате процентов банков принимаются в пределах учетной ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,7 раза.

Организации могут получить краткосрочные и долгосрочные займы путем выпуска и продажи акций и облигаций, а также под векселя и другие обязательства.

Для учета краткосрочных кредитов и займов предназначен счет 66, долгосрочных -67:

Д50,51,52,55,60 К66,67 - получен краткосрочный кредит или за­ем

Д51 К66,67

Д51 К98 - размещены облигации, проданные выше номинальной стоимости

Д98 К91 - равномерно в течение срока действия списывается доход по облигациям

Если облигации проданы ниже номинала

Д51 К66,67

Д91 К66,67 - равномерно списываются убытки.

Причитающиеся к уплате проценты по кредитам и займам учи­тываются

Д91 К66,67.

Аналитический учет на счетах 66 и 67 ведется по видам кре­дитов и займов, кредитным организациям и другим заимодавцам.

На отдельных субсчетах счетов 66 и 67 ведется учет опера­ций по учету векселей в банках:

Д51 К66,67 - номинальная стоимость векселя

Д51 К91 - процент, уплаченный кредитной организацией.

При возврате кредитных средств, полученных под залог век­селя

Д66,67 К51.

 

Учет расчетов с бюджетом

 

Для учета расчетов с бюджетом предназначен счет 68. Начисление налогов и взносов в бюджет отражается по кредиту счета 68 в корреспонденции со счетами:

Д20,26 К68 - налоги, входящие в себестоимость продукции (транспортный налог)

Д70 К68 - налог на доходы физических лиц

Д90 К68 - НДС и акцизы

Д91 К68 - налог на имущество

Д99 К68 - налог на прибыль

Д99 К68 - пени и штрафы по расчетам с бюджетом.

Перечисление налогов и сборов отражается по дебету 68 сче­та Д68 К51.

Аналитический учет ведется по видам налогов.

Тема 7. Учет оплаты труда

 

 Различают основную и дополнительную оплату труда.

К ОСНОВНОЙ относится оплата, начисляемая работникам за от­работанное время, количество и качество выполненных работ, оп­лата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверху­рочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине ра­бочих и т.п.

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ относятся выплаты за непроработанное вре­мя: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения госу­дарственных и общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и др.

Основными формами оплаты труда являются сдельная, повре­менная и аккордная. Первые две формы имеют свои системы: прос-

тая повременная, повременно-премиальная, прямая сдельная,

сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная.

ПРИ ПОВРЕМЕННОЙ форме оплаты труда оплата производится за определенное количество отработанных часов. Заработок определя­ется путем умножения дневной или часовой тарифной ставки на от­работанное время.

ПРИ ПОВРЕМЕННО-ПРЕМИАЛЬНОЙ системе к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке. Первичными документами по учету труда при повременной оплате являются табели.

ПРИ ПРЯМОЙ СДЕЛЬНОЙ системе оплата производится за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходи­мой квалификации.

СДЕЛЬНО-ПРЕМИАЛЬНАЯ система предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и достижение определенных ка­чественных показателей.

ПРИ СДЕЛЬНО-ПРОГРЕССИВНОЙ системе оплата повышается за вы­работку сверх нормы.

ПРИ КОСВЕННО-СДЕЛЬНОЙ системе оплата труда вспомогательных рабочих осуществляется в процентах к заработку основных рабочих обслуживаемого участка.

АККОРДНАЯ ФОРМА предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенного объема работы.

Большое значение имеет учет отступлений от нормальных ус­ловий работы, которые требуют дополнительных затрат труда и оп­лачиваются дополнительно к действующим расценкам на сдельную работу.

ДОПЛАТА ЧАСОВ НОЧНОЙ РАБОТЫ - с 22 до 6 часов - произво­дится в повышенном размере, предусмотренном коллективным дого­вором организации.

ОПЛАТА ЧАСОВ СВЕРХУРОЧНОЙ РАБОТЫ - первые два часа вне ме­нее чем в полуторном размере, последующие - не менее чем в двойном. Сверхурочные не должны превышать 4 часов за 2 дня под­ряд и 120 часов в год. Компенсация сверхурочных часов отгулом не допускается.

ОПЛАТА ТРУДА В ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ компенсируется предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме не ме­нее чем двойной оплатой.

ОПЛАТА ОЧЕРЕДНЫХ ОТПУСКОВ - право на отпуск работник имеет не ранее чем через 6 месяцев непрерывной работы на данном предприятии. За работником сохраняется средний заработок.

ОПЛАТА ПЕРЕРЫВОВ В РАБОТЕ КОРМЯЩИХ МАТЕРЕЙ, имеющих детей в возрасте до полутора лет оплачивается полностью при повремен­ной работе и по средней при сдельной работе.

ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ выплачиваются:

 - первые три дня болезни – за счет работодателя;

- начиная с четвертого дня – за счет средств ФСС.

Среднедневной заработок рассчитывается исходя из основной заработной платы за предшествующие два года и начисляются в зависи­мости от страхового стажа работника:

до 5 лет - 60%

от 5 до 8 - 80%

свыше 8 - 100%.

Независимо от стажа пособие выдается в размере 100%:

- вследствие трудового увечья или профессионального забо­левания

- инвалидам

- лицам, имеющим на иждивении 3-х и более детей в возрасте до 16 лет (учащихся до 18)

- по беременности и родам.

 

Для организации учета труда, выработки и заработной платы, для составления отчетности и контроля за фондом заработ­ной платы численность работников предприятия разделяется на две группы: рабочих и служащих. Учетом личного состава занимается отдел кадров. Первичными документами по учету численности рабо­чих и служащих и их движения являются приказы (распоряжения) о приеме, увольнении или переводе на другую работу и о предостав­лении отпусков. каждому работнику при приеме на работу присваи­вается табельный номер, который проставляется на всех докумен­тах по учету личного состава, выработки и заработной платы. Бухгалтерия предприятия на основе первичных документов открыва­ет на каждого работника налоговую карточку и карточку по учету начисленного Единого социального налога.

Учет использования рабочего времени ведется в табелях. Та­беля необходимы для контроля, расчетов заработной платы и от­работанного времени.

Для учета выработки применяются различные формы первичных документов: наряды на сдельную работу, ведомости учета выпол­ненных работ и др.

Оформленные первичные документы по учету выработки и вы­полненных работ вместе со всеми дополнительными документами (листками на оплату простоев, на доплаты, актами о браке и др.) передаются в бухгалтерию.

Доплаты за отклонения от нормальных условий работы оформ­ляются листком на доплату, который выписывают на бригаду или отдельного рабочего. В нем указывают номер основного документа (наряда, ведомости и др.), к которому производится доплата, со­держание дополнительной операции, причину и виновника доплат и расценку.

Размеры доплат и условия их выплаты предприятия устанавли­вают самостоятельно и фиксируют их в коллективном договоре (по­ложение об оплате труда). При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законодательством.

 

Для определения суммы заработной платы, подлежащей вы­даче на руки работнику, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. Эти расчеты производят в расчетно-платежной ведомос­ти, которая служит документом для выдачи заработной платы за месяц. В ведомости указываются суммы начислений заработной пла­ты по ее видам (сдельно, повременно, премии, доплаты, отпускные и пособия по временной нетрудоспособности).

Для расчета сумм отпускных и пособий по временной нетру­доспособности, а также других видов оплаты неотработанного времени рассчитывается среднедневной заработок.

Для расчета отпускных расчет производится исходя из факти­ческого заработка за двенадцать предшествующих месяца и фактически от­работанного за этот период времени. В расчете учитываются вып­лаченные в этот период премии. Если период отработан полностью, среднедневной заработок определяется делением суммы начисленной оплаты труда за расчетный период на 12 и на 29,4 (среднегодовое число дней в месяце).

Например: работник уходит в отпуск с 5 апреля 2019г. За расчетный период ему начислено 249994 рубля.

Среднедневной заработок = 249994: 12: 29,4 = 708.6

Отпуск предоставляется на 28 календарных дней, сумма отпускных равна 708,6 х 28 = 19840 руб.

Отпуск предоставляется в соответствии с приказом по орга­низации и записывается в личную карточку работника.

 

Состав ФЗП и выплат социального характера определен Ин­струкцией от 24.11.2000г. №116, утвержденной Государственным комитетом РФ по статистике. Согласно этой Инструкции расходы организации, связанные с оплатой труда, и другие выплаты работ­никам подразделяются на три части:

фонд заработной платы

выплаты социального характера

расходы, не относящиеся к ФЗП и выплатам социального ха­рактера.

ФОНД ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ВКЛЮЧАЕТ:

- оплату за отработанное время, в том числе оплату труда совместителей и работников несписочного состава

- оплату за неотработанное время (ежегодные и дополнитель­ные отпуска, льготные часы подростков, простои не по вине рабо­чих и др.)

- единовременные поощрительные выплаты (разовые премии, вознаграждения по итогам года и за выслугу лет, материальная помощь и др.)

- выплаты на питание, жилье, топливо.

Выплаты социального характера - надбавки к пенсиям, еди­новременные пособия при выходе на пенсию, оплата путевок работ­никам и членам их семей за счет средств организации.

Расходы не учитываемые в ФЗП и выплатах социального харак­тера:

- доходы по акциям, дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям

- взносы в социальные фонды

- выплата внебюджетных фондов, а также по договорам лично­го, имущественного и другого страхования

- стоимость бесплатно выданной форменной одежды или сумма льгот в связи с продажей обмундирования по пониженным ценам

- командировочные расходы в пределах и сверх норм.

 

Из начисленной работникам организации заработной платы производят удержания двух видов: обязательные и по инициативе администрации.

К обязательным относятся налог на доходы физического ли­ца, удержания по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц.

По инициативе организации через бухгалтерию из ЗП работни­ков могут быть произведены следующие удержания: долг за работ­ником; ранее выданный аванс; задолженность по подотчетным сум­мам; квартплата; за содержание ребенка в ведомственном дошкольном учреждении; за ущерб нанесенный производству, за порчу, недостачу или утерю материальных ценностей;за брак; за товары, купленные в кредит; за подписку; членские взносы в профсоюз; взносы в кассу взаимопомощи и на вклады в Сбербанк.

Налог на доходы физических лиц начисляется с суммы зара­ботка за вычетом предоставляемых льгот. Стандартные вычеты предоставляются в размере:

- вычеты на детей: 1400 руб­лей в месяц на первого и второго ребенка, 3000 рублей в месяц на третьего и последующих детей до месяца, в котором совокупный заработок работника достиг 350000 рублей. Одинокие родители, вдовы, вдовцы, опекуны и усыновители имеют право на двойной вычет на ребенка.

- 3000 рублей ежемесячно – лица, подвергшиеся радиационному воздействию

- 500 рублей ежемесячно – участники боевых действий.

Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрены льготы на по­купку или строительство жилья, на оплату лечения и обучения.

Налог удерживается проводкой:

Д70 К68

Суммы по исполнительным листам проводятся:

Д70 К76

 

Все организации делают отчисления на социальные нужды в государственные внебюджетные фонды:

- Пенсионный фонд - 22%

- фонд социального страхования – 2,9%

- фонд медицинского страхования - 5,1%.

Авансовые платежи по взносам уплачиваются налогоплательщиком ежемесячно в срок, установленный банком для выплаты заработной платы, но не позднее 15 числа следующего месяца.

Начисление отражается проводками

Д20,23,25,26,44 К69

К 69 счету открываются субсчета:

69/1 - Фонд социального страхования

69/2 - Пенсионный Фонд РФ

69/3 - Фонд медицинского страхования

Кроме того, все организации начисляют и уплачивают взносы в фонд страхования производственного травматизма и профессио­нальных заболеваний. Взносы начисляются по тарифам, устанавли­ваемым в зависимости от вида деятельности организации.

Часть сумм, начисленных в фонд социального страхования, организации используют на выплаты пособий по временной нетру­доспособности. Такие выплаты отражают в учете

Д69/1 К70

 

Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате тру­да ведется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по опла­те труда». По кредиту счета отражаются начисления по оплате труда, пособий, пенсий и др., а по дебету - удержания из зара­ботной платы и выдачу причитающихся сумм, а также депонирован­ную заработную плату. Сальдо по счету 70, как правило, кредито­вое и показывает задолженность перед работниками по заработной плате.

Расчет производится в расчетной ведомости с отражением всех сумм в налоговых карточках всех работников.

Начисление заработной платы ведется в дебет счетов затрат, к которым относится труд работника:

Д20,23,25,26,28,43.44 К70

Пособия по временной нетрудоспособности начисляются за счет средств фонда социального страхования:

Д69/1 К70.

Если премии, материальная помощь и другие выплаты произво­дятся за счет чистой прибыли предприятия, делается проводка:

Д84 К70

Такой же проводкой отражаются выплаты по акциям.

Если на предприятии создан резерв для выплаты отпускных, они начисляются

Д96 К70.

Резерв на оплату отпусков создается путем ежемесячного на­копления на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» 1/10 от ок­лада или среднемесячного заработка работника с учетом отчисле­ний на социальные нужды

Д20,23,25,26,44 К96.

Если работник уходит в отпуск, захватывая часть следующего месяца, то на затраты отчетного месяца относятся только суммы отпускных, приходящиеся на этот месяц, а отпускные за дни сле­дующего месяца начисляются в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов». В следующем месяце они будут списаны с кредита счета 97 в дебет счетов затрат.

Выдача заработной платы производится по платежной ведомос­ти и отражается проводкой:

Д70 К50.

Не полученная в срок и депонированная заработная плата от­ражается

Д70 К76

и сдается в банк Д51 К50. Последующая выплата депонирован­ной заработной платы отражается Д76 К50.

Учет коммерческих расходов.

Коммерческие (внепроизводственные) расходы представляют собой затраты по отгрузке и реализации продукции и поэтому учи­тываются в составе ее полной себестоимости. Они включают:

- стоимость тары, приобретаемой на стороне, при затарива­нии на складах, оплату упаковки изделий сторонними организация­ми, расходы на ремонт и содержание тары, если ее стоимость входит в договорную цену продукции и оплате покупателями не подлежит;

- расходы на доставку продукции до пункта, обусловленного договором, погрузку ее в транспортные средства, оплату услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор и др. (кроме случаев, когда эти расходы возмещаются покупателями сверх цены на продукцию);

- оплату услуг в соответствии с договорами торгово-комис­сионных (факторинговых) и других аналогичных операций;

- комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям в соответствии с договорами;

- затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати, по телевидению, буклеты, проспекты, каталоги и т.п.

- прочие расходы по сбыту (связанные с анализом качества готовой продукции, маркетинговой деятельностью и т.п.).

Не относятся к коммерческим расходам стоимость тары и зат­раты на упаковку изделий, если она происходит в цехах, изготав­ливающих продукцию, и является составной частью процесса производства.

Учет коммерческих расходов ведут на собирательно-распреде­лительном счете 44 «Расходы на продажу» по статьям затрат:

- расходы на тару и упаковку

- расходы на транспортировку продукции

- комиссионные сборы

- расходы на рекламу

- прочие расходы по сбыту.

Учтенные на счете 44 суммы распределяют по видам реализо­ванной продукции и включают в ее полную себестоимость. на про­дукцию, отпущенную своему капитальному строительству, непромышленным производствам и хозяйствам, коммерческие расходы не относятся.

Расходы на рекламу списывают на счет 44 в сумме фактических расходов, но для целей налогообложения они принимаются в преде­лах установленных нормативов.

Д44 К10 - на стоимость израсходованной тары

Д44 К60 - на стоимость услуг сторонних организаций по отп­равке продукции покупателю

Д44 К70,69 - ЗП работников, занятых сбытом продукции.

По истечении каждого месяца коммерческие расходы списывают на себестоимость реализованной продукции Д90 К44. На отдельные виды продукции они списываются прямым путем, а при невозможнос­ти распределяются пропорционально их производственной себестои­мости, объему реализованной продукции по оптовым ценам предпри­ятия или другим способом.

Если в отчетном месяце реализуется только часть выпущенной продукции, то сумму коммерческих расходов распределяют между реализованной и нереализованной продукцией пропорционально их производственной себестоимости или другим способом.

 

Учет прибыли от продаж

Прибыль от продаж формируется как разница между выруч­кой от продажи продукции, товаров, работ, услуг без НДС и акци­зов и полной производственной себестоимостью продукции, включа­ющей затраты на производство продукции, работ, услуг или на приобретение товаров для продажи, управленческие и коммерческие расходы:

Д62 К90 - отражена сумма поступлений, признанных выручкой от продажи продукции, товаров, работ, услуг

Д90 К68 - отражена сумма НДС и других налогов, получен­ных в составе выручки

Д90 К20,26,41,43,44 и др. - отражены расходы, включаемые в себестоимость проданных товаров, продукции, работ: услуг

Д90 К99 - прибыль от продаж отчетного месяца

Д99 К90 - убыток от продаж.

Планом счетов предусмотрена возможность ведения учета на счете 90 с использованием субсчетов:

90-1 «Выручка» - для учета активов, признаваемых выручкой

90-2 «Себестоимость продаж» - для учета себестоимости про­даж

90-3 «НДС»

90-4 «Акцизы»

90-5 «Экспортные пошлины»

90-9 «Прибыль/убыток от продаж» - для выявления финансово­го результата от продаж за отчетный месяц.

При использовании субсчетов учет операций по формированию прибыли от обычных видов деятельности будет осуществляться сле­дующим образом:

- записи по субсчетам 1,2,3,4,5 производятся накопительно в течение отчетного года

- финансовый результат продаж за отчетный месяц определя­ется путем сопоставления совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2,3,4,5 и кредитового оборота по субсчету 90-1

- ежемесячно заключительными оборотами финансовый резуль­тат от продаж списывается с субсчета 90-9 на счет 99

синтетический счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет

- по окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 (кроме субсчета 90-9) закрываются внутренними записями на счет 90-9.

 

Учет уставного капитала.

Одной из составляющих собственного капитала является уставный (складочный) капитал(фонд).

Уставный капитал создается в акционерных обществах (ОАО и ЗАО) и обществах с ограниченной ответственностью.

Складочный капитал создается в полных товариществах и то­вариществах на вере.

Уставный фонд формируется при создании государственного или муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Их назначение: обозначить минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов.

Уставный капитал акционерного общества формируется путем приобретения акционерами акций общества - как простых, так и привилегированных - и равен номинальной стоимости приобретенных акций независимо от фактически уплаченной за них цены. Анало­гично уставный капитал ООО составляется из номинальной стоимос­ти долей его участников.

Величина уставного капитала должна быть указана в учреди­тельных документах, на основе которых и производятся соответствующие записи в бухгалтерском учете после государс­твенной регистрации общества:

Д75 К80 - отражена величина уставного капитала и задолжен­ность учредителей по его оплате.

Аналитический учет по счету 80 организуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям орга­низации, стадиям формирования капитала и видам акций.

При увеличении уставного капитала АО и ООО в установлен­ном порядке сумма увеличения отражается в корреспонденции с де­бетом счетов, на которых учитывается источник этого увеличения (после регистрации соответствующих изменений в учредительных документах):

Д75 К80 - отражено увеличение уставного капитала за счет средств акционеров

Д83(84) К80 - за счет добавочного капитала (нераспределен­ной прибыли) общества

Д66,67 К80 - за счет конвертации в акции облигаций общест­ва.

При уменьшении уставного капитала АО и ООО в установленном порядке сумма уменьшения отражается в корреспонденции с креди­том счетов, на которых учитывается его причина (после регистра­ции соответствующих изменений в учредительных докум


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.205 с.