Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-10-11 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Двухгодичный опыт устройства деревенских поселений так же, как предшествовавший ему период «хождения в народ», дал тех результатов, на которые рассчитывали землевольцы. Как бы ни оценивать причины неудачи (коренившиеся, по мнению одних современников, в усилении полицейских преследований, по мнению других, в инертности крестьянства), итогом ее было заметно усиливавшееся разочарование все большего числа землевольцев в революционных возможностях самого народа. А это, несомненно, ускоряло распад деревенских поселений.
Вторым не менее важным итогом указанного периода явилось превращение так называемой «дезорганизаторской деятельности» землевольцев, игравшей до того подчиненную роль и выражавшейся в актах самозащиты и мести, в определенную систему политических убийств. Жизнь брала свое, и бунтарство логически приводило землевольцев к постановке вопроса о значении политической борьбы.
С осени 1878 г. «Земля и воля» вступила в полосу кризиса. Начался новый, считая со времени появления землевольчества, пересмотр программы и тактики. В отличие от 1875— 1876 г., когда формировалось землевольчество, критика носила более глубокий характер и привела в конечном итоге к отходу сначала части, а затем и всего землевольческого направления от анархизма.
Говоря о Плеханове в связи с кризисом «Земли и воли», необходимо прежде всего отметить его работу в качестве ре-тора нелегального журнала «Земля и воля». Как теоретик он занимался дальнейшей разработкой землевольческого народничества. В этом плане его особенно интересовали вопросы, связанные с условиями существования и возможным развитием поземельной общины как экономической основы социалистического будущего крестьянства, а также «рабочий вопрос», все настоятельнее выдвигавшийся практикой,—
|
63
вопрос о роли рабочих в будущем социальном преобразовании России.
В связи с усилением террористических настроений внутри «Земли и воли» выдвигалась еще одна задача, которую пришлось решать Плеханову. Она заключалась в определении своего (а для Плеханова это означало землевольческого) отношения к актам террористической борьбы, которые принимали все более выраженный политический характер. Особенно это обозначилось во время полемики по поводу готовившего-ся А. К. Соловьевым покушения на царя.
Разработка проблемы общины, роли рабочего класса, а также практическая деятельность Плеханова среди Петербургских рабочих двигали вперед его политическое развитие, чти же касается его участия в полемике по поводу террора, то надо сказать, что она на время отвлекла его от эволюции и сторону признания «политики», но вместе с тем помогла выяснить те противоречия, которые лежали в основе сочетания старых народнических взглядов с политическим террором. Период этот для Плеханова заканчивается выходом его на Воронежском съезде из «Земли и воли» и защитой старой землевольческой тактики.
Острее всего кризис организации в связи с переходом к политическому террору отражался на деятельности основного кружка и редакции «Земли и воли», составлявшей как бы ядро центра. В конце 1878 г. даже постороннему наблюдателю бросался в глаза разлад среди руководителей «Земли и, воли», находившихся в Петербурге. Это отмечала, в частности, В. Н. Фигнер, приезжавшая в Петербург в декабре 1878 г.1
Положение в редакционном деле после восстановления центра складывалось следующим образом. Новый номер «Земли и воли», несмотря на отобранные полицией корректуры, благодаря усилиям главным образом С. М. Кравчинского в середине октября в основном был готов. Затем по предложению Кравчинского в редакцию был привлечен Д. А. Клеменц, незадолго до того приехавший из-за границы. Он помог Кравчинскому закончить работу над журналом. 25 октября вышел первый номер «Земли и воли». Затем по настоянию товарищей Кравчинский, разыскиваемый полицией по делу об убийстве шефа жандармов генерала Мезенцева, покидает Россию, и в редакцию кроме Клеменца и Н. А. Морозова включается Плеханов, а несколько позже Л. А. Тихомиров. Впрочем, относительно Плеханова имеются указания о намерении включить его в редакцию много раньше: с возникновения мысли об из
|
64
дании нелегального органа. М. Р. Попов даже писал, что для этого Плеханов был вызван в 1877 г. из-за границы2.
Таким образом, почти с самого начала выхода «Земли и воли» получилась следующая картина: теоретически обобщать и направлять землевольческое движение пришлось людям довольно различным по своим взглядам. Журнал не мог сколько-нибудь последовательно отражать эволюцию собственно землевольчества, так как в его редакцию вошли люди, до этого землевольцами не являвшиеся. Поэтому развитие землевольчества, каким оно отразилось на страницах журнала, имело сложную схему. В нем надо выделить эволюцию собственно землевольчества, какой она представляется прежде всего в статьях Плеханова, и нанизанную на нее и тоже изменявшуюся идеологию, шедшую от различных сторонников политической борьбы с различным ее пониманием. Все вместе взятое и давало такую пеструю картину, приводящую исследователя в недоумение: как можно в одном органе в одно и то же время высказывать столь противоположные взгляды?
Еще до выхода «Земли и воли» имелись разногласия между Плехановым и Морозовым. Последний вступил в организацию вместе с С. Л. Перовской, О. С. Любатович, Л. А. Тихомировым и др. в период восстановления «Земли и воли» после разгрома конспиративной квартиры Малиновской. Начав свою революционную деятельность во время подготовки, а затем «хождения в народ», Морозов, просидев в тюрьме и будучи освобожден по Большому процессу, к осени 1878 г. вполне определенно склонялся к террористической деятельности, понимая ее очень своеобразно как систему «неопартизанства», как «революцию в настоящем», т. е. практически признавал террор единственно пригодной формой деятельности. Правда, только с оформлением редакции «Земли и воли» и с приездом в Петербург М. Р. Попова, А. А. Квятковского и некоторых других разногласия между Плехановым и Морозовым принимают серьезный характер. Хотя программу «Земли и воли» Морозов, вступая в организацию, несомненно, знал, но разделять ее требования он, по существу, не мог. Во-первых, потому, что не входил в организацию в период становления и развития ее программы, а во-вторых, потому, что фактически от выполнения ее требований отказывалась часть основателей и руководителей организации, переходившая на сторону террора. О редакторах журнала Морозов писал: «...Все мы оказались в то время имеющими очень
|
65
мало общего между собою и по теоретическим воззрениям, и по вопросу о средствах, какие мы считали пригодными для освобождения своей родины»3. Для Морозова народническая идеология была уже «трафаретными фразами», продуктом «экзотической эмигрантской среды». «Я чувствовал, что был в это время в окружающей среде почти одинок в идеологическом отношении», — писал он 4. Это не совсем верно в отношении к окружающей среде, но верно относительно землевольческой идеологии.
То же самое надо сказать о Л. А. Тихомирове, с той лишь разницей, что, не имея глубоких внутренних убеждений, он занимал промежуточную позицию между Плехановым и Морозовым. «Теории социалистов я уже знал в это время, - писал позже Тихомиров, — но не был ни за одну, хотя все-таки считал себя социалистом. Мой социализм, в сущности, сводился к государственной регуляции частной собственности»5. Что касается Д. А. Клеменца, то он также привлекался по «процессу 193-х» и до вступления в редакцию находился за границей. Как замечает Л. Дейч, «за все время редактирования «Земли и воли» им не написана была не только ни единая статья, но даже ни одной строки в народническом духе» 6. В круг его интересов входили вопросы, преимущественно связанные с отношением к конституционалистам, которых он убеждал в том, что самый прочный путь завоевания политических свобод - это привлечение к борьбе за них широких масс крестьянстве. При этом он подчеркивал, что предварительным условием такого участия должно быть экономическое освобождение народа 7.
|
О редакторах «Земли и воли», за исключением Плеханова, Дейч писал: «Ни теоретически, ни практически почти никто из них не был знаком с теми основами народных воззрений, привычек и стремлений, из которых должна была вытекать принятая обществом «Земля и воля» программа»8. «Мы, - писал о себе, Клеменце и Морозове Тихомиров, -были чужие кружку, и хотя, входя, принимали его программу, но смотрели на это, как на формальность...» 9.
Поэтому, на наш взгляд, в литературе правильно отмечалось, что Плеханов, во-первых, был единственным писателем, пытавшимся в новых условиях развивать старое землевольчество, и, во-вторых, основные искания он в отличие от других все более прочно старался поставить на почву экономики, этого «глухого колена бакунизма» 10.
Ко времени вступления в редакцию Плеханов был не но-
66
вичок в литературном деле. Помимо корреспонденции и хроникальных заметок о стачках и волнениях рабочих, помещенных в газете «Новости», он вместе с И. И. Каблицем (Юзовым) имел отношение к издававшейся весной 1878 г. нелегальной газете «Начало» 11. Как мы уже отмечали, в первом номере газеты была помещена корреспонденция Плеханова «Стачка рабочих на Новой бумагопрядильной фабрике в С.Петербурге». Газету «Начало» издавал подпольный кружок, группировавшийся вокруг братьев Л. К. и Н. К. Бух. К кружку,с одной стороны, примыкали либералы (преимущественно литераторы), с другой — землевольцы. Плеханов называл издателей «Начала» полулибералами (см. т. 3, с. 186). Все же кружок издателей смог сблизиться с землевольцами, которым в начале осени 1878 г. передал свою типографию 12.
Несмотря на сравнительную недостаточность систематических знаний в политэкономии и социальных учениях, Плеханов был, по отзывам современников, начитаннее многих других семидесятников. Он был знаком с «Капиталом» К. Маркса, что, впрочем, не мешало ему, как и подавляющему большинству других, изучавших «Капитал», оставаться правоверным бакунистом. По свидетельству Дейча, изучению «Капитала» «он посвятил всего десять дней, после чего лишь временами перечитывал на разных языках и в разных изданиях те или другие главы» 13. Кроме этого, был знаком с произведениями А. Смита, Луи Блана; работами известного киевского профессора Н. Зибера о Рикардо и Марксе, особенно с политэкономией Дж. Ст. Милля с примечаниями Н. Чернышевского; с Ф. Лассалем, Е. Дюрингом и К. Родбертусом, однако отрывочно и из вторых рук. Дейч указывает и причину этого: кроме «Капитала» Маркса, с немецкого на русский язык не были переведены указанные выше авторы. Плеханов в то время плохо знал немецкий язык и кроме русского читал преимущественно на французском.
|
Ко всему этому надо прибавить не ослабевавшее со школьной скамьи влияние, которое продолжал испытывать Плеханов от статей В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. Добролюбова, влияние, которое позже оказалось, по выражению Дейча, «колоссально, ни с чем решительно несравнимо» 14. Известны слова Плеханова о влиянии на него Чернышевского: «Мое собственное умственное развитие совершилось под огромнейшим влиянием Чернышевского, разбор его взглядов был целым событием в моей литературной жизни...» (т. 6, с. 382). О влиянии критических статей Доб-
67
ролюбова на молодых людей той эпохи он писал: «Все они с восторгом читали критические статьи Добролюбова; все они видели в нем одного из самых дорогих своих учителей; все они готовы были следовать его указаниям» 15. Вообще же о литературной критике 60-х гг. Плеханов писал: «Разбирая лучшие художественные произведения русской литературы, критика эта стремилась вызвать «русскую силу» на решительное дело; ей хотелось показать своим читателям законность и важность этого дела» 16.
На сходках, особенно в зиму 1877—1878 гг., оттачивался полемический талант Плеханова, находили новое выражение его ораторские способности. Вместе с этим многочисленные дебаты, в которых он принимал участие, толкали его на поиски новых форм защиты землевольческой программы и тактики. Они заставляли его все больше внимания уделять теории. Трудно сказать, кем он был вначале: оратором, одновременно занимавшимся литературной деятельностью, или литератором, умевшим публично в яркой и убедительной форме высказывать свои взгляды, — одно несомненно: к концу 1878 г. он становится тем Плехановым, о котором принято говорить, что он никогда не расставался с пером.
В этой связи необходимо оспорить мнение О. В. Аптекмана и Л. Г. Дейча о том, что литературной деятельностью Плеханов занялся под влиянием А. Д. Михайлова в конце 1878 или даже начале 1879 г. Первый писал, что это было в феврале 1879 г. после ареста Д. Клеменца, когда Михайлов стал убеждать Плеханова войти в редакцию «Земли и воли» «Слушай, Жорж, ты можешь писать, а поэтому войди в редакцию! Это необходимо теперь!» 17. Второй — что это было осенью 1878 г., когда Михайлов «побудил Плеханова взяться за перо, чтобы описать, в виде корреспонденции, движение среди донских казаков, а также стачки рабочих на Новой бумагопрядильне» 18.
Прежде всего нельзя согласиться, что в редакцию «Земли и воли» Плеханов вступил в феврале 1879 г., это было значительно раньше. Затем нам решительно не понятно, почему Михайлову требовалось «побуждать Плеханова взяться за перо», чтобы описать именно осенние и зимние стачки 1878—1879 гг. (не только на Новой бумагопрядильне), а не первую стачку на Новой бумагопрядильне (февраль — март 1878 г.), заметки о которой Плеханов поместил в легальной «Новости» и нелегальном «Начале»?
Допустим, однако, что указания Аптекмана и Дейча от-
68
носятся к весне 1878 г. Тогда как быть с прокламациями зимы и весны 1878 г., с письменным изложением им в Саратове и Петербурге землевольческой программы; с имеющимся указанием М. Р. Попова, что еще весной 1878 г. вместе со статьей Адриана Михайлова слушалась редакционная статья Плеханова для предполагавшегося журнала «Земля и воля», не говоря уже о реальном предположении, что автором рукописной брошюры «По поводу собрания русской народной партия 6 декабря 1876 г.» мог быть Плеханов?
Нет, видимо, Плеханова не требовалось побуждать браться за перо. К тому же во время первой стачки на Новой бумагопрядильне А. Д. Михайлова в Петербурге не было, он приехал в Петербург в начале апреля 1878 г. (см. т. 1, с. 161) 20. Не было его в Петербурге также и в конце 1878 г. По агентурным данным, рождественские праздники 1879 г. А. Михайлов провел у своей матери в Киеве21.
В то же время вполне возможно, что включение Плеханова в состав редакции «Земли и воли» произошло при участии Михайлова, который отвечал за организацию печатного дела 22.
Что же касается настояний А. Михайлова писать, то на эту его черту кроме Аптекмана и Дейча указывают и другие современники. Например, Р. М. Плеханова вспоминала, что Михайлов просил для «Земли и воли» описать ее пребывание в военном госпитале в Румынии 23. Но из этого не следует, чтобы все, к кому обращался Михайлов с настоянием писать, были обязаны ему в побудительных мотивах литературной деятельности.
И, наконец, последнее. Аптекман явно непоследователен, когда в предисловии ксборнику «Черный передел» пишет: «И уже в № 3 и 4 «Земли и воли», в своих передовых статьях, Плеханов уж, можно сказать, вполне определился как писательская индивидуальность вообще и как трибун-публицист в частности» 24. Как можно совместить эти слова Аптекмана с приведенными выше? Как можно начать писать и сразу определиться как писательская индивидуальность? Ясно, что в последнем случае он ближе к истине, чем в первом. В земледельческий период своей революционной деятельности Плеханов любил заниматься в Петербургской публичной библиотеке, о которой в годы эмиграции вспоминал с большой теплотой. В ней он нередко готовился к выступлениям на студенческих сходках и тайных рабочих собраниях, писал статьи для газеты «Земля и воля». «Петербургская пуб-
69
личная библиотека была для него «Alma mater», местом спасения от различных невзгод и преследований, а также духов, ным источником, из которого от времени до времени он черпал в спокойной и тихой обстановке знания для своей теоретической работы и практической деятельности»25.
В конце декабря 1878 г. Плеханов выступил в легальной печати с первой теоретической статьей в защиту народничества «Об чем спор?». Она была посвящена критике взглядов Г. И. Успенского, печатавшего свои очерки «Из деревенского дневника» в журнале «Отечественные записки» в конце 70-х гг. Статья Плеханова была откликом на один из его очерков помещенный под псевдонимом «Г. Иванов» в ноябрьском номере журнала за 1878 г.
В очерках, которые потом вышли отдельным изданием, Успенский правдиво описал крестьянский быт пореформенной России, который он наблюдал в Новгородской и Самарской губерниях. Его изображение крестьянства противоречило тому, какими представляли себе крестьянские идеалы народники. С критикой статей Г. Иванова выступили публицисты народнического направления. В их числе был и Плеханов, поместивший свою статью в «Неделе» — органе либеральных народников.
В статье «Об чем спор?» Плеханов защищает народничество от попытки подвергнуть сомнению его основные положения. По его словам, они сводятся к тому, «что мачеха-история не вытравила у русского народа начал общественности, что и до сих пор наш крестьянин «один в поле не воин», что и до сих пор его «жуть съедает», когда ему приходится действовать в одиночку. Эти качества характера гарантируют народу светлое будущее, только не искажайте этого характера, только устраняйте тормозы, стоящие на пути народа к этому будущему (т. 10, с. 402).
Вместе с тем нельзя сказать, чтобы противоположный взгляд казался ему несерьезным или, как он выражается в полемике с журналами «Слово» и «Отечественные записки», лишенным «делового отношения» к возражениям противной стороны» (там же, с. 403). Чего он требует от этих журналов, так только того, чтобы они придерживались последовательности и строгой определенности в проведении своих взглядов, как это было в лучшие времена журналистики, чтобы на их страницах не происходило того, что он называет «кошачьими концертами» из-за разноголосицы по основным вопросам. Здесь Плеханов, несомненно, прав. Но когда ему в заключе-
70
нии статьи приходится еще раз говорить по существу вопроса, затронутого в очерках Успенского «Из деревенского дневника», он признается, что они на него производят тяжелое впечатление (см. т. 10, с. 405). Утешение он находит, во-первых, в том, что Иванов-Успенский еще неопытен в изображении быта крестьян и смотрит на них теми же глазами, какими до этого смотрел на городских мещан и рабочих. А во вторых, в том, что на страницах того же журнала в статьях Златовратского и Трирогова быт крестьян получает иное освещение, которое Плеханов считает более объективным, чем первое.
В настоящее время статья Плеханова «Об чем спор?» представляет больший интерес, однако не как работа, посвященная защите народничества, а как документ, отражающий развитие взглядов на законы общественного развития землевольца-бакуниста, каким был Плеханов, когда писал статью. «...Без высокого уровня социальных чувств, — пишет он, — народу нельзя было бы выработать таких справедливых земельных отношений, того обычного права, в основе которого лежит трудовое начало и по которому судятся и рядятся наши крестьяне» (там же, с. 403). Получается как будто так: трудовое начало (экономические отношения) определяет существование того или иного обычного права, но и первое (трудовое начало) и второе (обычное право), не вырабатываются без «высокого уровня социальных чувств», т. е. социальные чувства господствуют над экономикой. На самом деле ответ на противоречивость этого положения дает следующая выдержка из той же статьи. «...Считая экономические отношения данного общества самым лучшим реагентом для узнания степени развития социальных чувств в этом обществе и видя, что общинное владение считается крестьянами за идеал, заключили из этого, что альтруистических чувств, привычек к общественности и «социализации труда», — которыми только и держится всякое общество, — русскому народу не занимать стать у его западноевропейских соседей, у которых испарилось всякое воспоминание об общине» (т. 10, с. 404). Из этой выдержки вытекает, что «экономические отношения» (в данном случае общинное владение) определяют (являются реагентом) степень развития социальных чувств в обществе. Таким образом, все же получается, что и в основе правовых отношений и в основе развития социальных чувств лежат экономические отношения (т. е. трудовое начало). Экономика являлась «глухим коленом» бакунизма, с помощью
71
которой, хотя и непоследовательно, все же старались объяснять общественные явления правового и идеологического порядка. Вот почему Плеханов писал о себе: «В народнический период моего развития я, — как и все наши народники, — находился под сильным влиянием сочинений Бакунина, из которых я и вынес великое уважение к материалистическому объяснению истории. Я уже тогда был твердо убежден, что именно историческая теория Маркса должна дать нам ключ к пониманию тех задач, которые мы должны решить в своей практической деятельности» (т. 1, с. 19). И далее он ссылается на работу «Закон экономического развития общества и задачи социализма в России», к разбору которой мы и переходим.
Работа Плеханова «Закон экономического развития общества и задачи социализма в России» стала печататься месяцем позже статьи «Об чем спор?» и явилась программной для последнего периода существования общества «Земля и воля». Она состоит из двух отличных одна от другой частей, напечатанных соответственно в третьем и четвертом номерах журнала «Земля и воля». В первой части Плеханов выясняет особенности экономического развития России и обосновывает практические задачи русских социалистов. Вторая часть посвящена исключительно роли городского рабочего в революционном движении с точки зрения народнического социализма. Статья писалась по живым следам петербургских стачек конца 1878 - начала 1879 г. и явилась обобщением и дальнейшим развитием взглядов землевольцев на «рабочий вопрос».
Во времена теологического периода в развитии социологии, пишет Плеханов, на историю смотрели как на процесс, в своем развитии зависящий от воли лиц, управляющих государством. Соответственно этому считалось, что социальные перевороты легко осуществить путем заговора и захвата власти. Теперь, пишет Плеханов, этой точки зрения придерживается только узкий круг лиц — «кучка революционеров», под которой в России он, видимо, имеет в виду сторонников П. Н. Ткачева и П. Г. Заичневского.
Этот взгляд в современной социологии вытеснен более правильным, согласно которому исторический процесс есть взаимодействие народа и правительства, причем за народом остается значительно большая доля влияния. Поняв это, революционеры в своем большинстве отказались от осуществления социальных переворотов путем заговора. «Они поняли,—
72
пишет Плеханов, - что перевороты бывают гораздо более прочными, когда они идут снизу» (т. 1, с. 57). И вот социалистические писатели 30—40-х гг. XIX в. принялись составлять различные планы социального переустройства общества усиленно рекомендовать их народной массе, рассчитывая путем одной лишь пропаганды склонить ее к перевороту снизу. При этом, замечает Плеханов, мало задумывались об осуществимости на практике тех форм кооперации труда, которые рекомендовались, «предполагалось, что люди могут по собственному желанию ввести в употребление какую им угодно форму сочетания труда, лишь бы она казалась им выгодною и разумною» (там же).
Все же, отмечает Плеханов, это был шаг вперед, поскольку старое положение теологического периода «все для народа» дополнялось положением «все посредством народа». Но и этому периоду был свойствен один серьезный недостаток - не отводилось надлежащего места «законам общественного развития» (т. 1, с. 57). Это был период господства метафизического (утопического) социализма.
Но вот на смену ему приходит позитивный период развития социализма, представленный именами Родбертуса, Энгельса, Карла Маркса, Дюринга. И далее в объяснении этого периода Плеханов ссылается на Маркса: «У автора «Капитала» социализм является сам собою из хода экономического развития западноевропейских обществ. Маркс указывает нам, как сама жизнь намечает необходимые реформы общественной кооперации страны, как самая форма производства предрасполагает умы масс к принятию социалистических учений, которые до тех пор, пока не существовало этой необходимой подготовки, были бессильны не только совершить переворот, но и создать более или менее значительную партию» (там же, с. 57—58). В приведенной выдержке слово «жизнь» заменяет у Плеханова ясное понимание зависимости социально-общественного устройства от экономического строя общества, но стремление к экономически-материалистическому объяснению истории ясно выражено 26.
Далее он останавливается на словах Маркса, приводимых им в предисловии к первому изданию «Капитала»: «Когда какое-нибудь общество напало на след естественного закона своего развития, оно не в состоянии ни перескочить через естественные формы своего развития, ни отменить их при помощи декрета; но оно может облегчить и сократить мучения родов» (там же, с. 58) 27. Русские либералы из этих слов
73
Маркса делали тот вывод, что, пока Россия не пройдет через фазу капиталистического производства, для социализма следовательно, и для социалистической пропаганды почвы в России нет. Поэтому с их точки зрения, пишет Плеханов, «задача русских последователей Маркса заключается в том, чтобы покровительствовать развитию отечественной промышленности, изменить вековым традициям своего народа и обезземеливать его, утешаясь сознанием того, что все это необходимо для развития социализма в России» (т. 1, с. 58—59).
К чему обязывает учение Маркса русских социалистов? - спрашивает Плеханов. Итак, если общество напало на след естественного закона своего развития, то оно не может перескочить через естественные фазы своего развития, т. е. ему предстоит пройти через фазу, как выражается Плеханов, капиталистической продукции (капиталистического производства). Но, замечает Плеханов, история не есть однообразный механический процесс, укладывающийся в прокрустово ложе «общих законов», на что, по его мнению, указывают и труды Маркса. Поэтому, считает он, «покуда общество не напало еще на след этого закона, обусловливаемая этим последним смена экономических фазисов для него необязательна» (там же, с. 59). Главным при решении этой проблемы, считает Плеханов, является факт существования поземельной общины. В России она существует если не как форма производства, то, во всяком случае, как форма владения в то время, как на Западе она давно пала.
С момента падения общины Западная Европа стала на путь капиталистической продукции, которая в результате заключающихся в ней противоречий должна привести к торжеству принципа коллективизма. В отличие от принципа индивидуализма принцип общественного землевладения, считает Плеханов, не несет в себе самом неизгладимого противоречия, а следовательно, и элементов своей гибели. Здесь он, правда, делает различие между первобытным общинным и родовым бытом (другими словами, территориальной и родовой общиной), признавая в последнем существование противоречий в виде войн и конкуренции. Но поскольку в России существует первобытный общинный быт, а не родовой, указанные противоречия ему не грозят. И он приводит пример донских казаков, которые, владея землями в отдельных общинах, вместе с тем являются членами всей казацкой области и могут переходить из одной общины в другую, имея право на земельный надел.
74
«Поэтому, — делает вывод Плеханов, — пока за земельную общину держится большинство нашего крестьянства, мы не можем считать наше отечество ступившим на путь того закона, по которому капиталистическая продукция была бы необходимою станциею на пути его прогресса» (т. 1, с. 61). Отсюда следует, что социалистическая агитация в России не только своевременна, но даже необходима. Однако, указывает Плеханов, в отличие от Западной Европы ее исходная точка и практические задачи различны. Дело в том, что возможности агитации определяются, как он выражается, формами производства и техникой производства. Если страна земледельческая — то формой землевладения и техникой земледелия, если промышленная — то формами и техникой промышленности.
На Западе, где существует крупная промышленность и коллективный труд, в качестве основного лозунга социалисты должны выставить принцип коллективного владения орудиями труда. В России при общинном владении землею, экстенсивной культуре земледелия и примитивных орудиях труда пропаганда коллективного владения орудиями труда не будет иметь успеха, так как не имеет оснований в технике русского земледелия. Что касается коллективной формы землевладения, то она «не только не нуждается в пропаганде, но составляет самую характерную черту в отношениях нашего крестьянства к земле, она составляет для крестьянина завет всей его истории» (там же, с. 65).
Остается пропаганда коллективного труда. На Западе коллективный труд явился следствием машинного производства. Поскольку русское общинное земледелие лишено возможности использовать машины, время для пропаганды коллективного труда еще не настало. «А не настало оно потому, - объясняет Плеханов, — что при том первобытном способе земледелия, какой практикуется нашим крестьянством, коллективный труд немного изменил бы условия успешности труда. Там же, где успешность труда находится в большей зависимости от дружного, артельного ведения дела — во всевозможных промыслах, — такая пропаганда может и должна иметь успех. Но там мы и без того видим всестороннее проведение артельного принципа в отношении русского рабочего люда...» (т. 1, с. 65).
Каковы тогда задачи социализма в России? Как известно, общество «Земля и воля» стояло на точке зрения, что пропаганду социализма необходимо подчинить задаче агитации
75
на почве имеющегося у народа недовольства существующим государством. Средством усиления и обобщения недовольства, а также сплочения и организации революционных сил народа должна была быть агитация, «начиная с легального протеста против местных властей и кончая вооруженным восстанием, т. е. бунтом»28.
Плеханов, по существу, повторяет установки «Земли и воли», но в своей статье делает упор на организацию революционных сил народа в борьбе с развращающим влиянием! помещичьего землевладения и бюрократического государства. Он даже не употребляет слово «агитация», когда говорит о задачах социалистов в России. «...Центр тяжести нашей деятельности переносится из сферы пропаганды лучших идеалов общественности на создание боевой народной революционной организации, для осуществления народно-революционного переворота в возможно более близком будущем» (там же, с. 66).
Мы уже говорили, что в статье «Об чем спор?» Плеханов с должным вниманием относился к тем, кто оспаривал возможность социалистического развития крестьянской общины. В этой работе, предвидя возражения тех, кто усомнится в программе действий на такой шаткой основе, как община, разрушаемая правительственными распоряжениями, Плеханов, опять не высказываясь против, только замечает, что и в этом случае программа останется в силе, так как «коренного изменения народного характера нельзя ожидать тотчас же за падением общины» (там же). В подтверждение он ссылается на движение Чигиринских крестьян, желавших ввести у себя общинное землевладение несмотря на то, что оно уже почти исчезло у них.
Таким образом, на Западе пропаганда социализма идет, и идет успешно, от коллективизма труда к коллективизму владения (т. е. коллективной собственности). В России, наоборот, она идет от коллективизма земельной собственности как основного средства производства, к коллективизму орудий производства и труда. И если она не имеет такого успеха, как на Западе, то это объясняется, полагает Плеханов, тем, что коллективное владение орудиями труда и коллективный труд не имеют пока под собой основания в машинной технике. Но поскольку один из главных принципов социализма — принцип коллективного владения землей с его высоким уровнем социальных чувств и привычек — наличествует в крестьянское общине, борьба за его сохранение с разрушающим влиянием
76
государства будет в условиях России тождественна борьбе за социализм. Таково резюме взгляда Плеханова на задачи социализма в России.
Вторая часть работы посвящена роли городских рабочих в создании боевой народно-революционной организации для осуществления социального переворота в ближайшем будущем.
Плеханов отмечает, что в планах социалистов городские рабочие занимали второстепенное место: пропаганде с ними отводилась сверхштатная часть сил революционеров и время, свободное от пребывания в деревне. Кроме того, сама пропаганда велась «исключительно с целью выработать из городского рабочего пропагандиста для деревни же» (т. 1, с. 67). Это исключало возможность как регулярной систематической пропаганды в рабочей среде, так и самостоятельной организации городских рабочих.
А между тем, замечает Плеханов, несмотря на незначительность затраченных на него сил, городской рабочий «проникся идеями социализма в довольно сильной степени. Теперь уже трудно встретить такую фабрику или завод, или даже сколько-нибудь значительную мастерскую, где нельзя было бы найти рабочих-социалистов» (т. 1, с. 67).
Однако значение этого факта в большой степени умаляется тем, пишет Плеханов, что влияние таких рабочих на события, происходящие в рабочей среде, пока малозаметно. И он сетует на то, что во время последних крупных стачек в Петербурге роль рабочих-социалистов была незначительна.
По его мнению, это является следствием, во-первых, того, что рабочие-социалисты организационно не связаны между собой, чтобы «обратить на себя внимание массы каким-нибудь крупным проявлении своих симпатий, своих желаний действовать в интересах рабочих» (там же, с. 68). («Северный Союз русских рабочих», заявивший о себе в начале 879 г., Плеханов считает только началом и первой попыткой организации рабочих). Во-вторых, потому что до последнего времени рабочие, приверженные идеям социализма, не шли дальше задачи самообразования и занимались почти исключительно кружковой пропагандой. «Масса существенно, кровно заинтересована прибавкой или уменьшением заработной платы, большей или меньшей свирепостью городового,— пишет Плеханов. — А социалисты разводят перед нею разные теории, призывая ее к развитию, к образованию и тому подобным, сводящимся иногда к чтению лекций о каменном
77
периоде или планетах небесных» (там же). Естественно, что и рабочая масса не только не видит никакой пользы от социалистов, но смотрит на них отчужденно, так как «не понимает, каким образом сведения о каменном периоде могут при- вести к устранению чересчур придирчивого табельщика» (там же, с. 69).
Иному положению дела мешала, по мнению Плеханова, «первоначальная ложная постановка городского вопроса», когда к городским рабочим не относились «как к целому, имеющему самостоятельное значение», а видели в них «только материал для вербовки отдельных личностей» (там же).
Такое отношение к городскому рабочему совершенно ошибочно. Составляя часть того же самого крестьянства, пишет Плеханов, но «не представляя западноевропейской оторванности от земледельческого класса, наши городские рабочие, Е одинаково с западными, составляют самый подвижной, наиб
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!