Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-10-11 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ОТ АВТОРА
Книга о формировании марксистских взглядов Г. В. Плеханова выходит в необычное время. Пересматриваются политические и духовные ценности, подвергаются критике революционные этапы нашей истории. Прежде всего это относится к важнейшему для нас событию — Октябрьской революции 1917 г., к тем политическим силам, которые действовали тогда, к тем альтернативным возможностям, которые открывались перед Россией после Февральской революции.
Кризис социализма и торжество тоталитарной системы связывают теперь не только со Сталиным, но и с определенными тенденциями в учении Маркса и особенно Ленина. Входит в традицию при анализе достоинств и недостатков теории научного социализма схематично сближать марксизм XIX в и ленинизм эпохи русских революций и рассматривать Ленина в качестве прямого и единственного последователя Маркса и Энгельса без того, чтобы поставить после них их учеников в Германии, Франции и самой России.
Между Марксом и Лениным лежит полоса эволюции марксизма более чем в 20 лет Хорошо известно, что в начале XX в марксизм разделился на два основных направления революционный и реформистский. Если же говорить о международном социалистическом и рабочем движении, то оно и вовсе включало три течения. Правое, приспособлявшее теорию и практику марксизма, как стало видно сейчас, к структурным изменениям в капиталистической экономике и социальным переменам в обществе на рубеже XIX и XX вв. Ортодоксальное, стремившееся сохранить учение Маркса и Энгельса в качестве революционного, однако остававшееся на почве реального и не доводившее марксизм до социального экспериментирования. Наконец, левое, продолжавшее углублять радикальные тенденции первоначального марксизма и все больше обособлявшееся как от реформистов, так и от ортодоксальных последователей Маркса и Энгельса.
Поэтому когда и заслуги в осуществлении Октябрьской революции 1917 г и вину за построение того «реального социализма», который получил теперь название «бесправовой командно административной государственной системы», стараются приписать вообще марксизму, то на это позволительно привести слева самого Маркса, обращенные к некоторым истолкователям его учения: «Это было бы одновременно и слишком лестно и слишком постыдно для меня». В 1917 г. в России были такие марксисты, которые вполне точно смогли предсказать результаты октябрьско-
3
го эксперимента Плеханов с самого начала указывал на то, что попытка утвердить социализм в России при отсутствии демократических традиций и культуры в условиях хозяйственной разрухи и войны методом насильственных действий революционной партии не может привести ни к чему иному, как к торжеству тоталитарной системы.
Сегодня нередко приходится читать буквальное повторение мыслей Плеханова 73-летней давности. Так, отмечая, что «опыт социальных преобразований в XX в. показывает высокую эффективность именно реформ, а не кровавых революций», народный депутат СССР С. С. Алексеев говорит: «Может быть, и мы сейчас совсем не думали бы о том, как обеспечить страну необходимыми товарами, если бы с самого начала революции сумели найти общий язык с другими социальными силами, заинтересованными в коренных преобразованиях. И не в этом ли были по-настоящему коренные интересы рабочего класса?». Российских рабочих Плеханов убеждал в этом в 1917 г.
Для выхода из идеологического тупика, в котором мы оказались, необходимо трезво осмыслить революционный процесс второй половины XIX и начала XX в. в России и Западной Европе. Требуется возродить демократические традиции российского революционного движения и руководствоваться ими на практике. Следует пересмотреть наше отношение к истории РСДРП со всеми ее направлениями и фракциями. Немало полезного для усвоения демократических традиций можно взять у лучших представителей меньшевизма.
Переосмысления требует идейное наследие Плеханова. С него начинается наш российский марксизм, его влияние испытали на себе как правое, так и левое крыло российской социал-демократии. В жизни Плеханова больше печалила не критика в его адрес, какой бы жесткой она ни была, а непонимание. Автор видит свою задачу в том, чтобы внести посильный вклад в научную разработку начального периода его биографии.
Часть I. ПЛЕХАНОВ-НАРОДНИК
Глава 3. В «ЗЕМЛЕ И ВОЛЕ»
С оформлением организации «Земля и воля», которое произошло в январе 1877 г. после принятия программы и устава, можно было приступить к реализации планов, связанных с созданием сельских поселений.
Первые поселения стали появляться с конца 1876 г. Одним из основных опорных пунктов землевольцев стал Саратов. Саратовская губерния еще до этого, в период «хождения в народ», оказалась в сфере деятельности народников. Там они завели первые революционные связи с местной интеллигенцией и учащейся молодежью, а также имели некоторые связи с либеральными кругами общества. Несмотря на аресты 1874 и 1875 гг., связь с центром не была полностью нарушена. Когда в 1877 г. в Саратов отправились члены «Земли и воли», там существовали местные революционные кружки.
Первыми весной 1877 г. для устройства конспиративном квартиры в Саратов прибыли члены Петербургского основного кружка О. А Натансон и В. Ф. Трощанский. Они должны были завязать знакомство с местными влиятельными лицами, от которых зависело устройство на земские и иные должности землевольцев, изъявивших желание расселиться по деревням.
Успешно начатое дело было неожиданно прервано (после ареста М. А. Натансона 3 июня 1877 г.) сообщением, что Ольга Натансон и Трощанский нужны в Петербурге. Создавать новый «центр» и заново налаживать связи пришлось в условиях, когда в Саратове собралось довольно много землевольцев. Это одна из причин, почему не всем землевольцам удалось устроиться в деревне. Кроме того, опытных и
30
энергичных О. Натансон и В. Трощанского не смогли заменить пришедшие им на смену в качестве нового саратовского «центра» М А. Брещинская и А. Богомаз.
Приезд землевольцев произвел большое впечатление на местных деятелей. Как вспоминал один из них, приезжие из Петербурга революционеры были людьми опытными, «за весьма редкими исключениями все это были люди серьезные; разговоры их с молодежью всегда носили идейный характер; каких-нибудь мелких слабостей, при знакомстве не вполне близком, в таких людях нельзя было сразу же приметить» 1.
Плеханов приехал в Саратов в составе новой группы землевольцев, отправившейся из Петербурга в конце июля 1877 г. Кроме Плеханова в нее входили А. Д. Михайлов, Н. П. Мощенко, О. Е. Николаев и трое петербургских рабочих, согласившихся поселиться в деревнях2. Спустя некоторое время туда прибыли О. В. Аптекман, С А. Харизоменов, А. А Хотинский и Н. И. Сергеев.
Плеханов появился вСаратове, по воспоминаниям того же местного деятеля, «с соблюдением всех требований конспиративного этикета». Когда он вместе с рабочим Григорьевым, участником Казанской демонстрации, явился на квартиру к автору воспоминаний гимназисту И. Майнову3 и представился, последний сразу же оценил в нем крупного деятеля «Земли и воли»: «На вид лет 26—27-ми (Плеханову тогда шел 21-й год. — А Б.), среднего роста, стройный, прилично одетый. У него было чрезвычайно интеллигентное лицо ровного матового цвета, умные карие глаза, густые и длинные темно-каштановые волосы, заброшенные прямо назад, à 1а Помяловский или Чернышевский (на старых карточках); окладистая каштановая борода придавали гражданину Набатову4 вид солидный, а в общем он производил впечатление столичного литератора или молодого адвоката»5.
Основная цель, которую ставил перед собой Плеханов, отправляясь в Саратов, — принять активное участие в новом походе в деревню, в устройстве деревенских поселений. Так как ремесла он не знал, то единственной возможностью устроиться в деревне было для него место учителя 6. Вскоре открылась такая вакансия в Аткарском уезде, и Плеханов, воспользовавшись документами А. Д. Михайлова, попытался устроиться учителем от земства. Однако попытка окончилась неудачно. Саратовский губернатор еще с 1873 г. обращал особое внимание уездных исправников и уездных училищных советов на необходимость «ознакомиться как с служебною дея-
31
тельностью, так и с образом мыслей лиц, занимающих должности учителей, учительниц, акушерок и т. п.» и обо всем, что будет ими открыто не в пользу указанных должностных лиц, немедленно доносить ему 7.
Вот как описывает эту попытку О. В. Аптекман: «Плеханов в Аткарске. Подает прошение председателю училищного совета. Последний, принимая прошение, просит его подождать ответа в приемной. Но тут-то случился неожиданно один курьез, который дорого стоил бы Плеханову, если бы он вовремя не овладел собою. Дело вот в чем. Священник, член училищного совета, ознакомившись с бумагами Плеханова, вдруг заорал во все горло: — «Да, ведь, это Дмитрия Михайлова, моего большого приятеля, сын — как же!.. Дмитрий Михайлов — почтенный человек». Восхищенный своим открытием «батюшка» выскакивает в приемную и кричит: «Михайлов! Михайлов! Где же этот Михайлов?» Наш Плеханов встрепенулся было, но, быстро овладев собой, спокойно заявляет: «Я!» «Батюшка» удивился: как «вырос», каким «молодцом стал!» И стал расспрашивать о его родителях, общих знакомых, разных прочих делах, вникая с видимым благожелательством во все подробности. Наш «оратор», не моргнув глазом, выложил все, как по-писаному «Ладно, лад но, молодой человек, буду хлопотать за вас!» — и ринулся обратно в совет. Но тут-то нашла коса на камень: исправник уперся, как бык — не согласен да и только. Дмитрий Михайлов-де, может быть, и благомыслящий человек, а сын его, тем не менее, может, и социалист — «не согласен на то!» 8. Пришлось ему возвратиться в Саратов и заняться привычной работой среди рабочих, а также местной молодежи и интеллигенции.
Среди революционеров Саратова преобладали тогда лавристские настроения, т. е. местные народники считали необходимым среди рабочих и молодежи вести предварительную, подготовляющую к революции пропагандистскую работу. То, что решили для себя землевольцы осенью и зимой 1876 г., предстояло разрешить саратовцам. В спорах между бакунистами и лавристами Плеханов сыграл видную роль.
Началось с того, что Плеханов был назначен руководить рабочим кружком, но так как с рабочими занимались местные революционеры, то ему пришлось прийти в довольно резкие столкновения с последними. Аптекман вспоминал, как для нужд местного кружка молодежи Плеханову пришлось в письменной форме изложить программу «Земли и воли», ко-
32
торая тогда была мало известна и имела, главным образом, устное распространение. Он отмечал, что Плеханов блестяще справился с этой задачей 9. Яркие выступления Плеханова в защиту бунтарства создали ему «известный ореол как среди молодежи, так и среди рабочих» 10 Саратова. Следствием явилось то, «что местная рабочая группа, а с нею и часть местного кружка интеллигентов, перешла на сторону «Земли и воли» 11.
Однако недолго пришлось Плеханову находиться в Саратове. Политическая атмосфера в стране все больше накалялась. В апреле 1877 г. Россия вступила в войну с Турцией. Официальная пропаганда пыталась представить ее как войну во имя освобождения братьев славян. Вместе с тем война яснее обнажала бесправное положение народа в самой России. Оживлялось либеральное движение. Летом 1877 г. произошел известный эпизод с истязанием А. П. Боголюбова (Емельянова), устроенный по указанию градоначальника Петербурга Ф. Трепова 12. Он имел своим последствием усиление боевых настроений среди революционной интеллигенции. Глубокое впечатление произвела весть об истязании и на саратовских землевольцев. Боголюбова Плеханов хорошо знал и высоко ценил его практический опыт работы в народе. Аптекман вспоминал, что, узнав о надругательстве над ним, «Плеханов был бледнее обыкновенного, в глазах его то и дело загорались огоньки, зловещие, боевые...» 13.
26 ноября 1877 г. произошел разгром полицией центральной квартиры саратовских землевольцев на Камышенской улице, которую содержали М. А. Брещинская и А Богомаз. Были арестованы А. А. Хотинский, Н. П. Мощенко, Н. И. Сергеев и др. 14 На квартире была устроена засада, куда на следующий день попали еще некоторые землевольцы, не знавшие о провале «центра». В их числе был Плеханов.
«Плеханов был арестован на квартире Брещинской, — вспоминал Аптекман, — где была устроена засада. В сопровождении двух городовых его повели в участок. В кармане у Плеханова было два паспорта, один — его, а другой — запасной. По пути Плеханов выбросил запасной паспорт, но, как назло, проходивший мимо него господин заметил упавшую на землю бумажку, поднял ее и любезно передал ее Плеханову со словами: «Господин, это вы изволили уронить?»
В участке Плеханов пробыл почти весь день, причем воспользовался подходящим моментом, чтобы окончательно отделаться от лишнего паспорта.
33
Помощник пристава, которому наскучило держать Плеханова в участке (день был воскресный и пристав, должно быть, загулял), отправился с Плехановым на его квартиру, осмотрел ее бегло и взял с него подписку явиться в участок на следующий день» 15. Успев предупредить о провале квартиры оставшихся на свободе товарищей, Плеханов немедленно выезжает через Москву в Петербург.
В зиму 1877—1878 г. организация «Земля и воля» набирала силы. Помимо основной задачи — устройства поселений — она привлекала в свои ряды новые кадры. Обстановка этому благоприятствовала. Осенью 1877 г. после длительной подготовки правительство начало большой процесс, получивший впоследствии название «процесса 193-х». Многие из сидевших в тюрьмах ко времени процесса были освобождены или отданы на поруки и привлекались в качестве свидетелей. Суд, длившийся несколько месяцев, внес новое оживление в обществе. Землевольцы активизируют пропаганду среди революционной молодежи. Свои силы они пополняли как за счет продолжавшейся идейной борьбы с лавристами, все более сходившими с общественной арены, так и за счет выпущенных на свободу революционеров первого призыва, ходивших в парод. Несмотря на различие их программных взглядов на практике они делали одно дело: выступали пропагандистами социалистических идей, т. е. вели преимущественно пропаганду среди народа. Теперь, оказавшись на свободе, они порой продолжали отстаивать свои старые взгляды, отвергнутые землевольцами.
На многочисленных и небывалых до тех пор по размерам сходках землевольцы развернули критику «лавризма». «Главной темой дебатов являлась защита нового направления, бунтарского народничества. Оппонентами... выступали лавристы, к которым примыкали вышедшие из продолжительного тюремного заключения на волю подсудимые по «процессу 193-х». Попав в тюрьму в 1874—1875 гг., когда преобладало пропагандистское движение, эти лица сохранили почти без изменения взгляды, с которыми были арестованы. Для них поэтому указанные дебаты были не только чрезвычайно интересны, но и очень поучительны» 16. Многих, вышедших на свободу, землевольцы пугали своей революционностью, а главное, в их программе и тактике они видели отход от того идеала социализма, к которому стремились прийти столь же идеальными средствами. В этом отношении характерно, что даже такому яркому стороннику политической борьбы в буду-
34
щем, как А. И. Желябов, выпущенному по «большому процессу», взгляды землевольцев казались слишком радикальными. Но это было временным явлением. Постепенно все больше «старых» революционеров принимало их программу.
Видную роль в это время на сходках играл Г. В. Плеханов. Впервые увидевшая его тогда лавристка Р. М. Боград, ставшая впоследствии его женой и другом, вспоминала об одной вечеринке с выпущенными, состоявшейся в ноябре или декабре 1877 г.: «Эта сходка состоялась на квартире в доме Николаева на Песках. Был горячий турнир. Председателем схода был «наш» Аннуковский, очень влиятельный в студенческих и революционных кругах; в споре принимал участие Семяновский, Рагуза и др. Со стороны бунтарей помню только молодого Плеханова, который с большой страстью старался довести своих противников до сокрушения» 17.
Подробный рассказ о другой сходке, состоявшейся в начале 1878 г. на квартире Е. П. Дубровиной в ее особняке на Каменноостровском проспекте, имеется в воспоминаниях Н. С. Русанова. Со стороны лавристов в споре принимали участие Л. С. Гинзбург, А. А. Бубнов, А. А. Мурашкинцев и др., со стороны бунтарей — О. И. Каблиц и Плеханов. В то время как лавристы предостерегали молодежь от активных действий будь то демонстрация, шествие или даже участие в стачках рабочих, считая их преждевременными, искусственными и т. д., Каблиц доказывал с цифрами в руках и ссылками на разных авторов, что народ подготовлен для революции и «ему недостает только упражнения революционных инстинктов». В момент, когда казалось, что победа в споре достанется лавристам, явился Плеханов, и его яркая, образная, местами саркастическая речь склонила чашу весов в сторону землевольцев 18.
Появлялся в это время Плеханов и в Москве. Об одной из таких сходок, которая привлекла выступлением на ней Плеханова большое количество народа (стояли даже на подоконниках), рассказывает С. А. Викторова-Вальтер. Сходка состоялась на квартире-коммуне в районе Лефортово, в Демидовском переулке, в доме Шильдбаха, по-видимому, на квартире С. Я. Елпатьевского, которая была явочным пунктом землевольцев в Москве 19. Сходка состоялась где-то в конце марта 1878 г. На ней присутствовали Саблин, А. и П. Ивановские, Н. Армфельд и др. радикалы, студенты, рабочие. «Изложив идеологию бунтарства, Плеханов завел живой спор с лавристами, которые в ответ напустились на него
35
с резкой критикой самой идеи бунтарства, называя вызовы постоянных бунтов крестьян в деревнях, к которым призывали бунтари, вспышкопускательством, а не серьезным приемом агитации. Особенно кипятился Гамов (лаврист). Он, волнуясь, говорил о том, что вкоренять в крестьян идею о вечных бунтах под всяким предлогом — значит заранее погубить дело социальной революции, когда пробьет ее час. Плеханов сердился и забрасывал Гамова своими доводами со свойственной ему логичностью суждений, а также и полемическими софизмами, которыми изобиловала его речь. Он доводил Гамова до бешенства, но тот с яростью продолжал защиту своих тезисов. Образовались две группы спорящих, и шум поднялся такой, что с трудом слышно было говорящих. Гамов совсем охрип.
«Вы, верно, думаете вечно пробавляться пропагандой и никогда не переходить к действиям. Поговорите с мужиками, ведь редко какой из них почерпнул что-нибудь от вас. Когда же он увидит, как всякий бунт крестьян отражается и поднимает на ноги подлую деревенскую администрацию, часто заставляя ее идти даже на уступки, он поймет тогда, что ему надо делать», — волновались анархисты, тоже наступая на Гамова» 20.
Вместе с привлечением в свою организацию новых членов и пропагандой землевольческого бунтарства, а также связанной с ней критикой поздних лавристов, организация «Земля и воля» не упускала возможности вести агитацию, что считалось несравненно» более важной формой деятельности Агитация понималась как пропаганда действием, а революционное действие закаляет не только ум, но и волю. Поэтому землевольцы прибегали к агитации во всех случаях, когда они соприкасались с массой: во время похорон, суда над политическими и вынесения приговора, шествий, собраний и т. д.
27 декабря 1877 г умер Н. А. Некрасов. Его поэзия оказала очень заметное влияние на революционное движение 60—70-х гг. Плеханов писал, что «интеллигенция не только зачитывалась стихами Некрасова, но и ставила его талант выше таланта Пушкина и Лермонтова: он давал поэтическое выражение ее собственным общественным стремлениям; его «муза мести и печали» была ее собственной музой» (т. 10, с. 387). Известно, что позже Плеханов несколько пересмотрел свое отношение к поэтическому таланту и А. Некрасова и уже не ставил его талант выше таланта Пушкина и Лермон-
36
това, но зато и позже подчеркивал, что «Некрасов явился поэтическим выразителем целой эпохи нашего общественного развития» (там же, с. 379). В поэзии Некрасова, отмечал Плеханов, впервые наиболее полно нашли отражение мысли и чувства народные, и основное внимание уделено изображению народного героя.
В похоронах поэта решили принять участие землевольцы. Вот как описывает похороны сам Г. В. Плеханов: «Как раз в то время... в Петербурге собралось немало виднейших представителей южнорусского «бунтарства». Тут находились Фроленко, Волошенко, Валериан Осинский, Чубаров («Капитан») и еще многие другие. Все это был народ «нелегальный», смелый, энергичный, прекрасно владевший оружием и весьма склонный к рискованным выступлениям. Заручившись содействием этих испытанных удальцов, общество «Земля и воля» решило открыто явиться на похороны в качестве революционной социалистической организации. С этой целью оно заказало венок с надписью: «От социалистов». Не могу припомнить, кем именно исполнен был этот заказ, но я хорошо помню, что он был исполнен. Вокруг социалистического венка тесным кольцом сомкнулись южнорусские бунтари и землевольцы вместе с членами рабочих кружков, уже весьма нередких тогда на разных петроградских фабриках и заводах. Бунтари и землевольцы захватили с собой револьверы, твердо вознамерившись пустить их в дело, если полиция вздумает отнять венок силой.
Не знаю почему — может быть, потому, что, слишком поздно догадавшись о намерении революционеров сделать демонстрацию, она не приготовилась к отпору, — полиция не сделала попытки захватить социалистический венок. Он благополучно достиг до Волкова кладбища21, и только в тамошней церкви, куда внесли тело Некрасова для отпевания, с нашим венком произошло какое-то замешательство.
Я не знаю в чем оно состояло, так как в церковь вошли только немногие из нас. Все же остальные — за исключением «сигнальных», которые должны были поднять тревогу в случае, если бы полиция захотела арестовать лиц, приставленных к венку, — отправились к приготовленной для Некрасова могиле и расположились около нее сомкнутыми рядами. Нам было известно, что у гроба Некрасова будут произнесены речи, и общество «Земля и воля» нашло нужным со своей стороны выдвинуть оратора, который должен был, не стесняясь присутствием тайной и явной полиции, высказать то,
37
что думала об авторе «Железной дороги» тогдашняя революционная интеллигенция. Выбор пал на пишущего эти строки. Я не помню, много ли ораторов говорило передо мной. Помню только, что в их числе были Засодимский и Достоевский.
Речь народника Засодимского преисполнена была высочайшим сочувствием к поэзии Некрасова. Мы вполне разделяли это сочувствие, однако, к речи Засодимского отнеслись довольно холодно. Она была неудачна по форме. У него все как-то выходило, что Некрасов нам «дорог, ибо симпатичен, и симпатичен, ибо дорог». И он никак не мог выбраться из заколдованного круга взаимодействия психологических мотивов. Зато речь Ф. М. Достоевского вызвала в наших рядах большое оживление... Между прочим он сказал, что по своему таланту Некрасов был не ниже Пушкина. Это показалось нам вопиющей несправедливостью.
— Он был выше Пушкина! — закричали мы дружно и
громко 22. Бедный Достоевский этого не ожидал. На мгновение он растерялся. Но его любовь к Пушкину была слишком велика, чтобы он мог согласиться с нами. Поставив Некрасова на один уровень с Пушкиным, но дошел до крайнего предела уступок «молодому поколению».
— Не выше, но и не ниже Пушкина! — не без раздражения ответил он, обернувшись в нашу сторону. Мы стояли на своем: «Выше! Выше!». Достоевский, очевидно, убедился, что нас не переговорит, и продолжал свою речь, уже не отзываясь на наши замечания». Видимо, одними репликами землевольцы ограничиться не захотели, и от имени молодежи небольшую речь произнес Плеханов. «Я оттенял революционное значение поэзии Некрасова, — пишет далее Плеханов. — Я указывал на то, какими яркими красками изображал он бедственное положение угнетаемого правительством народа. Отметил я также и то, что Некрасов впервые в легальной русской печати воспел декабристов, этих предшественников революци-онного движения наших дней... Каково бы ни было содержание моей речи, факт тот, что я говорил языком, недопустимым с точки зрения полиции. Это сразу почувствовала присутствовавшая на похоронах публика. Не знаю, по какой причине полиция не пыталась арестовать меня. Прекрасно сделала. Тесным кольцом окружавшие меня землевольцы и южнорусские бунтари ответили бы на полицейское насилие дружным залпом из револьверов. Это было твердо решено еще накануне похорон...
Так почтили тогдашние революционеры память своего любимого поэта, собравшись на его могиле»23.
Не менее важной была деятельность Плеханова среди рабочих Петербурга зимой и весной 1877—1878 г. Как известно, самостоятельного значения рабочему классу землевольцы не придавали, считая его лишь частью трудового народа, притом — в смысле революционных стремлений — не самой лучшей. Чем ближе к крестьянской массе стоял рабочий, тем больше он ценился землевольцами. В этом отношении рабочих они делили на заводских и фабричных. Последние ближе стояли к деревне и им уделялось больше внимания. Однако обойти первых они тоже не могли, так как их революционная программа требовала использовать любое недовольство масс на почве имеющихся стремлений. А наиболее способными к организации и массовому выражению недовольства были именно заводские рабочие.
К таким относились рабочие казенного патронного завода на Васильевском острове. В то время завод был одним из самых передовых предприятий столицы, он дал в свое время основные кадры членов в тот кружок заводских рабочих, где в 1872—1874 гг. вели пропаганду «чайковцы». Рабочие на заводе выпускали свой рукописный журнал. В одном из документов III отделения, относящемся к марту 1877 г., сказано: «Нельзя пройти молчанием особенного значения для Петербурга военного патронного завода, рабочие коего, в свою очередь, наиболее подвергаются гибельному влиянию агитаторов» 24.
7 декабря 1877 г на патронном заводе произошел взрыв, в результате которого погибло девять рабочих. Виновато было заводское начальство, пренебрегавшее элементарными требованиями технической безопасности. Рабочие решили во время похорон погибших товарищей на Смоленском кладбище, состоявшихся двумя днями позже, устроить демонстрацию. Землевольцы и находившиеся в Петербурге южные «бунтари» приняли в ней участие.
С утра 9 декабря к зданию завода стали собираться сотни рабочих. В отличие от Казанской демонстрации выступить при виде тысячной, празднично одетой толпы землевольцы не осмелились. Она, как писал Плеханов, «показалась им слишком «буржуазною» (т. 3, с. 156), и они не рассчитывали встретить с ее стороны сочувствия. Видимо, год спустя после Казанской демонстрации «агитировать» в любом случае они уже не решались.
39
Собравшись, рабочие двинулись к кладбищу. На всем пути их сопровождали городовые. После панихиды с речью к присутствовавшим обратился один из рабочих. Тогда на толпу бросилась полиция, чтобы разогнать ее и арестовать оратора. Однако рабочие и присутствовавшие на похоронах революционеры, которые по этому случаю были хорошо вооружены, дали ей решительный отпор. Окружив оратора тесным кольцом, рабочие вывели его за ворота кладбища и на извозчике отправили домой. В это время другая часть рабочих блокировала полицейских и не дала им возможности выйти за пределы кладбища. Особенно энергично набросились на полицейских, как вспоминал Аптекман, С. Халтурин, В. Осинский и Плеханов 25.
Так был учтен опыт полицейской расправы с участниками Казанской демонстрации. В результате демонстрация за кончилась удачно, и «известие об этих похоронах в связи с столкновением с полицией имело большое агитационное влияние на рабочую массу» 26. Как отмечал Плеханов, она явилась второй после Казанской демонстрации практической попыткой осуществить агитацию среди петербургских рабочих. О. В. Аптекман называл ее «первой чисто рабочей и определенно революционной демонстрацией» 27.
Однако в большей степени, чем заводские, внимание землевольцев привлекали фабричные рабочие как наиболее податливый для агитации, с их точки зрения, слой рабочего класса. К тому же в конце 70-х гг. значительно усиливается стачечное движение фабричных рабочих, особенно текстильщиков, на базе которого землевольцы надеялись найти благодатную почву для осуществления своих планов.
Отстаивание самих по себе экономических требований рабочих, разумеется, не входило в программу землевольцев. Наоборот, чем хуже было экономическое положение рабочих тем, как они считали, активнее и бескомпромисснее должна была быть их борьба против существовавшего экономического и социального строя. Уместно здесь привести следующие слова П. Б. Аксельрода: «Крайняя нищета и «чрезмерное рабство» масс казались наиболее могучими импульсами и необходимейшими условиями активного стремления народа к социалистической революции. Всякое улучшение в жизни трудящихся слоев рассматривалось поэтому как величайшее средство отклонения их от социалистических идеалов, а стремление к организации этих слоев для борьбы за подобные улучшения считалось чуть не изменой народному делу» 28.
40
Стачки должны были быть лишь средством развертывания революционной агитации. Однако вопреки программе землевольцам приходилось включаться в экономическую борьбу рабочих, во-первых, для налаживания революционных связей с народом, а, во-вторых, из-за конкуренции, которую они испытывали со стороны лавристов, пытавшихся использовать стачки в своих целях. И здесь надо отметить одну существенную черту, отличавшую землевольцев от лавристов. Экономическим стачкам они старались придать, если можно так выразиться, «политический характер», что сближает их с социал-демократами. Именно так следует понимать слова Плеханова о том, что в практической деятельности «социал-демократ вовсе не так далек от народника», что «в этом отношении у народника гораздо больше общего с социал-демократом, чем, например, с «народовольцем»29 и, добавим, с лавристом. Правда, «политический характер» стачек сводился к стремлению отучить рабочих заниматься политикой и поэтому в теоретическом плане это означало «не развивать, а запутывать его классовое сознание» (т. 3, с. 140). В этом отношении землевольцы уступали лавристам, несмотря на не последовательность последних, заключавшуюся в том, что, «отрицая «политику», они с величайшим сочувствием относились к немецкой социальной демократии» (там же).
Хорошей иллюстрацией сказанного являются стачки текстильщиков 1878 и 1879 гг., особенно стачка на Новой бумагопрядильне, к которой Плеханов имел самое прямое отношение. Стачка началась 27 февраля 1878 г. Причиной ее явилось снижение поштучных расценок, приведшее к значительному уменьшению заработной платы. Рабочие прекратили работу, вышли на фабричный двор и потребовали директора 30. Вместо него явился частный пристав, но уговоры последнего начать работу ни к чему не привели. На следующий день на фабрику прибыл исполняющий должность градоначальника Петербурга генерал Козлов, которому рабочие заявили, что расценки были изменены без предварительного извещения рабочих, и поэтому они отказываются работать. В свою очередь, они выдвинули требования о сокращении рабочего дня с 13 ¾ до 11 ½ часов, об уничтожении одних штрафов и уменьшении других и т д. Козлов обещал рабочим рассмотреть их требования и просил начать работу. Стачка продолжалась.
«На следующий день, — писал Плеханов, — все улицы вокруг фабрики были переполнены городовыми и отчасти
41
жандармами. Ночью разъезжали казаки и жандармские патрули для наблюдения за рабочими. Полиция, убежденная, вероятно, в том, что «сыр-бор загорелся» от подстрекательства арестовала несколько рабочих и интеллигентов, показавшихся ей почему то подозрительными, и вся вина которых заключалась в хождении по той улице, где находилась фабрика. Из них, впрочем, большинство на другой же день было выпущено из под ареста» (т. 3, с. 425)
3 марта Козлову снова пришлось приехать на фабрику и уверить рабочих, что их требования будут выполнены; надо только подождать до 15 марта и приняться за работу. Работа возобновилась в понедельник 6 марта31. Однако новые правила, вывешенные на фабрике 15 марта, ничем существенным не изменяли положения рабочих. Тогда рабочие решили продолжать стачку и рядом с фабричными правилами вывесили свои требования. Этим они не ограничились. По их просьбе землевольцы составили прошение на имя наследника престола.
М. Р. Попов пишет, что идея о прошении возникла с самого начала стачки и принадлежала Плеханову, который при обсуждении вопроса о стачке в основном кружке высказался за немедленное превращение ее в уличную демонстрацию с подачей петиции наследнику. Был принят план Попова — продолжать стачку. Однако бунтарский дух, а также боязнь потерять рабочих, если бы администрация пошла на уступки, возобладали у землевольцев, и они поспешили с осуществлением демонстрации 32.
Прошение было одобрено собранием рабочих, состоявшимся во дворе фабрики, и 16 марта 200 человек отправились к Аничкову дворцу. Их встретил Козлов, принял прошение, а затем потребовал разойтись. Помощи от цесаревича не последовало, зато усилились репрессии. Обессиленные рабочие, которым хозяева фабрики пошли на незначительные уступки, вынуждены были 20 марта прекратить стачку.
Можно согласиться с М. Р. Поповым, что такой исход стачки был неожиданным для землевольцев. Их устроило бы иное: разгон демонстрации или, на худой конец, расправа с теми, кто передавал петицию Козлову. Тогда можно было бы призывать рабочих к новой демонстрации, т. е. продолжать бунтарскую тактику. В этом смысле их мало устроила бы и победа рабочих в стачке.
А между тем, как позже писал Плеханов, по мере того как в отношения между рабочими и управляющим фабрикой
42
все больше вмешивалась полиция, землевольцам «представлялся прекрасный случай выяснить им великое значение политической свободы. Они хорошо запомнили бы наши слова, так как всякая общая мысль, схваченная ими во время таких движений, чрезвычайно прочно укрепляется в их головах. Но мы сами презирали еще тогда «буржуазную свободу» и сочли бы себя изменниками, если бы вздумали восхвалять ее перед рабочими. В этом заключалась самая слабая сторона нашей тогдашней «агитации». Возбуждая рабочих против «властей» и «государства», она не сообщала им определенных политических взглядов и потому не придавала сознательного характера их неизбежной борьбе против современного полицейского государства» (т. 3, с. 170).
Во время забастовки на Новой бумагопрядильне были арестованы группа студентов и рабочих, а также землевольцы Тютчев и Плеханов. Произошло это при следующих обстоятельствах. Стачка вызывала большое сочувствие среди студенчества и всей либеральной части общества. Не довольствуясь денежной помощью, оказанной рабочим, небольшая группа студентов захотела поближе познакомиться с бастовавшими рабочими. «Довольно взволнованные добрались мы до той улицы, где находилась фабрика, — вспоминал один из студентов. — Толпа рабочих запружала улицу, масса полицейских разгоняла и удерживала любопытную публику и заботилась о водворении «порядка».
Подойти к забастовщикам не было возможности. Мы решили пообождать и вошли в трактир на одной из прилегающих улиц, полагая, что мы сможем в ней найти тоже рабочих с забастовавшей фабрики.
Пивная была почти пуста. За одним из столов, невдалеке от нашего, сидел за ста
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!