Жизнь и творчество Кантемира. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Жизнь и творчество Кантемира.

2022-10-10 33
Жизнь и творчество Кантемира. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Антиох Дмитриевич Кантемир (1709-1744) был молдаванином. Отец – правитель Молдавии. Обстановка в семье способствовала умственному развитию. Учился в Славяно-греко-латинской академии.
«Стоит на обочине творчества 18 века» из-за того, что не принял реформу стихосложения 1735 г. Был оторван от литературного контекста.
1729 – первые сатиры.
Входит в «интеллектуальную элиту», цель которой – защита петровских реформ.
Кантемир близок к Анне Иоановне. Просит стать президентом Академии наук и получает отказ.
Лишается поддержки отца и идёт служить прапорщиком.
Кантемир переводит научную книгу «Разговор о множестве миров» Фонтеля и в то же время создаёт научный язык в России.
На протяжении жизни писатель так и не увидел печатания своих произведений. Спустя несколько лет после его смерти произведения напечатались другом Кантемира в переводе на французский.
В качестве дипломата Кантемир отправился в Европу в 1732 г. и 10-12 лет жил там. Его деятельность как дипломата была удачной.
В 1744 г. умер во Франции. Через 2 года похоронен в Москве.
Кантемир выступал как поэт-переводчик и как самостоятельный поэт. Много переводил Горация, Анакреонта, научную прозу («Разговор о множестве миров» - гелеоцентрическая система Коперника, но перевод не был напечатан из-за «двойной цензуры» - светской и церковной).
Написал трактат, в котором отстаивал силлабическую систему («Письмо Харитону Марентину»).
Комментарии, примечания к текстам (параллельный текст) зачастую были очень большие (сочинения других авторов, исторический фон, история литературы).
Оригинальное творчество:

· Расширил жанровый репертуар (писал оды («письма»), надписи, басни, эпиграммы. Приблизился к литераторам середины 18 века.

· Первая русская героическая поэма – «Петриада»

· Написал 9 (8) сатир

Сатира – лирико-дидактический жанр, в котором показаны недостатки общества иронически, они осуждаются. Фон – идеал, истина, на которые нужно ориентироваться.

· Ориентация на греческую и римскую сатиру (Ювенал, Гораций) + французскую прозу

· Основоположник русской сатиры

Сатиры однотипны по структуре (3 тематические линии: добродетельные люди, истина и пороки (невежество, дикость, чванство)).
Название состоит из двух частей: тема + адресат (e. g: «На хулящих учение. К уму своему»).

«На хулящих учение. К уму своему»

Демонстрирует отношение к образованию.
Теория изначальной чистоты характера.
Отношения между людьми выстроены в систему, персонажи однолинейны.
Образы определённого социального круга. Один персонаж – один порок.
Пороки получают общественную мотивировку. Многие персонажи – зародыши сюжета (каждый персонаж в центре со своим конфликтом). Отрицательные персонажи вбирают в себя быт, у них есть прототипы.
Положительные персонажи создаются на контрасте с отрицательными =>отсутствие жизни «идеальных персонажей», нет конкретики.
Для классицизма общее – приоритет, оно и высокое.
В сатирах монологи строятся от 1 лица. Речи глупые и абсурдные.
В начале сатиры – обращение к уму. Основа – характеристика персонажа либо от автора, либо от героев (прием «сатирической маски» - не автор осуждает героев, а герои речами вызывают отвращение. E. g: от знаний возникает ложь и безверие). Каждый говорящий высказывает мнение об учении, через это выражается и отношение автора к героям, его отношение к учениям прямо противоположно отношению героев к науке. Прямого осуждения нет. Самое сильное осуждение героев в их же словах.
«Ложные антитезы» («Люди потеряли добрый нрав, забыли пить квасу» - Критон, но добрый нрав не зависит от того, пьем мы квас или нет).
Кантемир сыграл важную роль в формировании смеха.
Субъект и объект сатиры не связаны. Субъект смеется над объектом.
До Кантемира смех – часть народной массовой культуры. Читатель, смеясь над героями, смеётся над собой. Нет обличительного характера. Цель – избавиться от запретов, расслабиться.
С Кантемиром при помощи смеха выявляется общественный порок. Определённому сословию присущи определенные пороки (монахи – невежество и чревоугодие).

Кантемир до конца жизни переделывает, улучшает произведения.
Характерные темы эпохи: образованность, честь, заслуги перед Отечеством.
Новый взгляд на жизнь.
Лексика: нет упорядоченности, много просторечий, использует тропы, если к ним обращается, использует их в приложениях.
«Простой разговор» - живая речь, гибкость языка, анджабман.
Круг сатирических персонажей имеет примерно одинаковую речь.
Поэзия созвучна с русской поэзией2 пол. 20 века (Бродский).

Реформа русского стиха.

Суть реформы – русский стих поменял систему стихосложения. Силлабический стих (деление на ритмические единицы, равные по числу слогов) заменился на силлабо-тоническую систему стихосложения (ударные и безударные слоги чередуются). Иногда эту реформу называют Тредиаковского, Ломоносова, хотя на самом деле эту реформу разрабатывало 3 писателя: Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.
1 этап развития русского стиха – досиллабическая поэзия, говорной стих (рифма)
2 этап развития русского стиха – силлабическая поэзия (односложность)
3 этап развития русского стиха – силлабо-тоника (чередование ударных и безударных слогов).
1735г. – начало реформы, трактат В. К. Тредиаковского («Новый и краткий способ к сложению российских стихов»). Тредиаковский обращает внимание на то, что гласные (уд. и безуд.) отличаются друг от друга, но он говорит, что нужно использовать и традицию силлабического стихотворства. Вводит понятие стопы, условная мера стиха, которая позволяет включить в силлабический стих чередование безударных и ударных. Он вводит понятия: ямб, хорей, перихий (два безударных) и спондей (два ударных). Он говорит, что стопы можно смешивать друг с другом, но отдает предпочтение хорею, длинные силлабические размеры превращая в хореи. Реформирует стих на практике и переделывает свои старые силлабические стихи. Часто говорят, что реформа неокончательная, половинчатая, тк он тонизирует только длинные силлабические размеры.
1739г. – «Письмо о правилах российского стихотворства», М. В. Ломоносов. Он предлагает строить стихи из стоп, но стоп подобных: восходящих (ямб, анапест) или нисходящих (хорей, дактиль). На практике он отдает предпочтение ямбу, это идеальный размер для него («великолепие и высоту умножает»). «Ода на взятие Хотина» - первое произведение, написанное ямбом (Анне Иоановне). Но у него тоже были ограничения. Он стремился писать чистыми ямбами, не признавал перихии, поэтому сначала подбирал короткие слова.
Сумароков завершает реформу, отстаивая значимость пиррихиев (тк в русском языке большинство слов – трехсложные). 1771-1773гг. – «О стопосложении», вводит амфибрахий, который не признавали ни Ломоносов, ни Тредиаковский.
в 1743 г. Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков — вступают в поэтическое соревнование. Они пишут «Три оды парафрастические псалма 143», то есть переложение одного псалма стихами. Это был довольно популярный с поэзии XVIII века поэтический жанр, переложение псалмов. И перелагают они этот псалом по-разному. Тредиаковский использует любимый им хорей, а Ломоносов и Сумароков используют ямб.
В 1752 году В. К. Тредиаковский пишет еще один стиховедческий трактат, который называется «Способ к сложению российских стихов». Написанием еще одного трактата он пытается утвердить свое первенство в реформировании русского стиха, пытается напомнить всем, что именно он начал реформировать старый силлабический стих. Но на самом деле кому принадлежит решающий вклад в реформу русского стиха — это вопрос довольно дискуссионный. Об этом спорили поэты в XVIII веке и впоследствии, уже в XIX, XX и начале XXI века, до сих пор об этом спорят ученые-стиховеды. Так или иначе, можно сказать, что все три поэта середины XVIII века, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков, внесли свой вклад в реформирование русского стихосложения.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.