Одическая поэзия М. В. Ломоносова. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Одическая поэзия М. В. Ломоносова.

2022-10-10 58
Одическая поэзия М. В. Ломоносова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) родился в Архангельской губернии. В 19 лет приходит в Москву с обозом рыбы. С ранних лет стремится к чтению. Поступает в славяно-греко-латинскую академию. Подделывает документы, т.к туда не принимают детей простых крестьян. Учится с ребятами старше него. Родители не помогают, он не может позволить себе ничего, кроме хлеба и воды. Учится успешно и за год обгоняет однокурсников на несколько лет. Хочет поехать учиться в Европу, также подделывает документы. Дело раскрывается, но Ломоносов всё равно едет в Германию. Там он ссорится с куратором учеников, странствует один: ищет работу, служит в армии. Вернувшись в Москву, он продолжает работать над лит. произведениями (с женой – немкой).
У Ломоносова был сложный характер, его несколько раз арестовывали за драки. Риторику он создал на гаупвахте.
Первое место среди литераторов 18 века. Он полностью европеизировал лит. дискурс не как учёный, а как поэт.
Тип учёного-универсала, который работал в гуманитарных, точных и естественных науках.
Автор исторических сочинений, «Краткого руководства к красноречию», теории трёх штилей, первой русской академической грамматики.
Писал басни, идиллии, оды.

Ломоносов создаёт канон торжественной оды:

· Одическое дестистишие

· Четырёхстопный ямб

· AbAbCCdEEd

· Одическое парение – «полёт» над миром, певец видит панораму земли, позволяет увидеть настоящее, прошлое и будущее.

· Одический беспорядок – быстрая смена картин, которые открываются перед одическим певцом. Результат лир. восторга и одического парения.

· Лирический восторг – восхищение, которое испытывает певец.

· Одический стиль формируется с помощью риторических фигур.

Горацианские оды – тексты, которые написаны в подражание Горацию, Темы: описание довольства малым, отсутствие суеты.

Анакреонтические оды – тексты, написанные в подражание Анакреонту. Тема места поэта.

Разные оды – оды, где поднимаются серьёзные темы (нравоучения).

У Ломоносова представлены почти все виды од.
1739-1764 – 20 торжественных од.

«Переложение псалма 43» - 1743 г. – духовная ода как стихотворное переложение.

«Утреннее размышление о Божием Величии» - духовная ода как размышление.

«Разговор с Анакреонтом» - 4 древнегреческих текста, которые перевёл Ломоносов и ответы на них самого поэта.

«Переложение оды Горация к Мельпомене» - горацианская ода (изменение понимания роли поэта в мире.

Торжественные оды Ломоносова:

à Народные мнения и чувства.

à Направление на формирование будущего России.

à Одинаковое формальное построение (10 строк в строфе).

à Каждая строфа семантически и синтаксически завершена.

à Атмосфера эмоционального напряжения.

à «Общее место» - связь конкретного произведения со всей культурной традицией.

à Одическое «я» плохо выражено. Ломоносов не говорит о себе. Поэт вне времени и пространства. Он судья, пророк. Его миссия – выражение чувств народа, он оценивает исторические события от лица целой нации («я» и «мы» смешивается), Он обуславливает смену темы и повороты сюжетов.

à Дистанция между поэт. миром и реальностью.

à Описание восторга – условие существования од, источник лир. поэзии. Восторг не относится к сюжету од, но помогает создать определённую атмосферу, понять смысл оды. Это «умственное созерцание предмета, рассмотрение его умными очами». Может быть радостный восторг, а может – восторг ужаса. Ближе всего к нему состояние удивления. Будучи в состоянии восторга, поэт смотрит на всё с идеальной высоты («умные очи», «мысленный взор»).

à Одическая горизонталь – пространство. Одическая вертикаль – время.

à Лучший слог – наиболее насыщенный, отсюда много тропов и рит. Фигур.

à Лирический подъем, восторг, торжественный пафос.

à Слова сочетаются не по значению, а по принципу отбора наивысшего в эмоциональной окраске семантического ряда.

à Метафора – основа поэтического стиля.

à Политическая программность, обращённость к будущему.

à Единство структуры достигается 1-2 темами, выраженными повторами и высказываниями автора.

à «Штампованность» од – Сурман.

à Осмысление имён собственных.

à Сравнение часто превращается в аллегорию.

à Антитеза через анафору.

à Описание идеального мира через вечные ценности.

à Одна из главных задач – преодолеть временные препятствия, идиллию мира.

à Государство и есть мир для поэта 18 века.

à Нет конкретной действительности. Мир изображён таким, каким он должен быть. Идеализированное описание России.

à Люди образцовы. Личность и общество сливаются.

à Ломоносов называет конкретные исторические моменты в России.

à Язык тщательно организован (всё продуманно, элементы согласованы между собой) = гармония. Многие упрекали Ломоносова за неестественность.
Ода Ломоносова = пышность, величественность + ровность, гармония

Темы ломоносовских од: прославление императоров, величие страны

à Восторог, подъём – причина лир. беспорядка. Строфы – лир. отрывки, между которыми искусственная связь.

à Использование метафор, выстраивание синонимов = связь ломоносовского стиля с античностью. Переход по смежным значениям одного синонимического ряда. E.g: «На бракосочетание»: дерево в саду как генеологическое древо.

à Композиция.
Гуковский: лир. элементы не связаны друг с другом или связаны формально (лир. восторг).
Серман: элементы связаны метафорами (на лекс. уровне).

à Все выступающие лица в одах обращались друг к другу на «ты».

à Природные события = события в государстве.

à Торжественные оды читались и писались без ё.

à Ломоносовская ода – не единый монолог, есть участники, которые равны друг другу = гармония одушевлённых субъектов (не равны иерархически, но внутренне соотнесены друг с другом, т. к все одухотворены.

à Метафора – одна из главных черт барокко («сопряжение далековатых идей»).

à Направление: классицизм (каноны, правила классицистических жанров) и барокко (метафора).


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.