Парциальная программа Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр – творчество – дети» – М.: АРКТИ, 2004. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Парциальная программа Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр – творчество – дети» – М.: АРКТИ, 2004.

2022-10-10 269
Парциальная программа Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр – творчество – дети» – М.: АРКТИ, 2004. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

  Поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения проводится в совместной деятельности взрослых и детей; системно представленные средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей решаются через задачи художественно-речевого, сценического и музыкального искусства.

Возрастная группа Задачи
Группа раннего возраста 1. Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности. 2. Обучать детей ориентироваться в групповой комнате и в музыкальном зале. Закреплять представления об окружающих предметах. Воспитывать бережное отношение к театральным куклам. 3. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: добиваясь правильного произношения слов. 4. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях. 5. Поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
Младшая группа 1. Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для ее проведения. 2. Поощрять участие детей в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему. 3. Обучать детей ориентироваться в групповой комнате и в музыкальном зале. Закреплять представления об окружающих предметах. Дети должны называть предметы театрального оборудования. Воспитывать бережное отношение к театральным куклам. 4. Развивать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях. 5. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащать и формировать умение строить предложения, добиваясь правильного произношения слов. 6. Побуждать детей сочинять с помощью воспитателя, использовать для этих целей кукол настольного театра. 7. Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц, в хорошо знакомых сказках. Развивать память, внимание, мышление. 8. Формировать умение пользоваться мимикой, позой, жестом, движением, использовать основные эмоции. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умению выразить свое. 9. Знакомить детей с приемами кукловождения. Формировать умение концентрировать внимание ни игрушке, театральной кукле. 10. Обучать детей сопровождать движение куклы песенкой, придумывать мелодию на отдельные слова. 11. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях. 12. Поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах. 13. Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами. 14. Вызывать желание по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях.
Средняя группа 1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. 2. Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях. 3. Расширять представления об окружающих предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина), определять материал, из которого изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям. Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности. 4. Пополнять и активизировать словарный запас детей (существительные, глаголы, прилагательные для обозначения действий персонажей). Формировать умения определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций (справа, слева, рядом, между, около), характеризовать душевное состояние персонажей кукольного спектакля. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности. 5. Закреплять знания о правилах манипуляции верховыми куклами. 6. Используя верховых кукол, побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать новые с помощью воспитателя и без него. 7. Стимулировать внимание, память, мышление, воображение детей. Развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя. 8. Обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, самостоятельно придуманной на заданный текст. 9. Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них. 10. Поддерживать инициативу детей в импровизации на металлофоне. 11. Поощрять желание детей играть самостоятельно с театральными куклами. 12. Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные, танцевальные импровизации. 13. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада.
Старшая группа 1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. 2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации. 3. Расширять представления детей об окружающей действительности. Уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях, окружающих их. Уметь определять существенные признаки предметов. Совершенствовать умения детей ориентироваться в группе, зале, в помещении детского сада. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам, куклам, костюмам, декорациям. Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, умение их различать (настольный театр, верховые куклы, куклы с «живой рукой», театр марионеток). 4. Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей: употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую формы речи. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы без помощи воспитателя. Поддерживать попытки детей самостоятельно составлять небольшие рассказы, используя кукол-марионеток. 5. Закреплять знания детей о правилах манипуляции с куклами-марионетками и куклами с «живой рукой». 6. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя марионеток и кукол с «живой рукой». Стимулировать желание искать новые выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией. 7. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей. 8. Продолжать воспитывать гуманные чувства детей. Развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае неудачи, стремиться придти на помощь в трудную минуту. Приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей кукольных и драматических спектаклей. 9. Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей. Подводить детей к коллективному сочинению детской оперы на стихотворный текст. 10. Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление пластикой своего тела создать яркий запоминающийся образ. 11. Поощрять стремление детей подбирать знакомые песенки от разных звуков, включать их в игровые импровизации с куклами с «живой рукой». 12. Воспитывать желание играть с театральными куклами. 13. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности. 14. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.  
Подготовительная к школе группа 1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. 2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, импровизацию на детских музыкальных инструментах. 3. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. 4. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. 5. Продолжать учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов. Совершенствовать умения детей ориентироваться в помещении детского сада, в ближайшем к детскому саду микрорайоне. Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам, театральным куклам, костюмам, декорациям. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их и называть (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы). 6. Продолжать активизировать и уточнять словарь запас детей. Расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя тростевых кукол. 7. Закреплять знания о правилах манипуляции тростевыми куклами и людьми-куклами. 8. Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характер героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказов из личного опыта с использованием театральных кукол. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию. 9. Совершенствовать память, мышление, воображение, внимание детей. 10. Продолжать воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи. 11. Закреплять умения сочинять на заданный текст, на собственные стихи в определенном жанре и характер своего героя, используя театральных кукол различных систем. Совершенствовать песенные импровизации детей, формируя устойчивый интерес к коллективным формам работы – сочинению детской оперы на стихотворный текст. 12. Развивать творческую деятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя. 13.Поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации. 14. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание играть с театральными куклами различных систем. 15. Поддерживать стремление использовать игровые, песенные, танцевальные импровизации и импровизацию на детских музыкальных инструментах в самостоятельной деятельности. 16. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

    

Планируемые результаты освоения Программы:

  • овладение элементарными навыками театральной культуры;
  • понимание эмоционального состояния персонажа и умение выражать его через пластические движения, жесты и мимику;
  • овладение доступными возрасту навыками сценического творчества.

Программа состоит из 4 разделов, работа над которыми ведётся параллельно:

1. Театральная игра.

Данный вид творческой деятельности способствует развитию навыков общения и взаимодействия в игре, учит детей договариваться с партнёром, подчиняться правилам. Развивает фантазию, логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность и включаетигры –словесные, сказкотерапии, на развитие воображения, драматизации, с движениями, пантомимы.

2. Ритмопластика

  Раздел состоит из основ актёрского мастерства, самостоятельной театральной деятельности, пантомимики, танцевального творчества, пиктограмм и предполагает обучение детей имитации характерных действий персонажей сказок, развивает умение разыгрывать сценки, мини-сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Воспитанники учатся различать в музыке разнообразное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, а так же находить эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. Для этого используются: этюды М. Чистяковой, фонограммы, атрибуты, костюмы, декорации необходимые для данных упражнений, средства из предметного окружения по собственному замыслу.

Изучение программного материала начинается с несложных заданий, которые постепенно, с накоплением опыта детей, усложняются.

3. Культура и техника речи

Этот вид деятельности включает развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, дикции, а так же способствует развитию умения пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито; строить диалоги.

Навык четкого произношения формируется через игры и упражнения; скороговорки, чистоговорки, потешки, стихи, мини- этюды, пальчиковые игры.

4. Основы театральной культуры.

Данный раздел способствует формированию представлений детей о театре, знакомство с его устройством, приобщение к театральной культуре.

  Основными формами работы являются:беседы о театре, театральных профессиях, правилах поведения в театре; посещение театральных спектаклей; участие в утренниках ДОУ.

Основными методами работы по данной программе являются:

1. Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога).

2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию).

3. Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.

4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, просмотр на видеозаписи своих мини-спектаклей и последующее обсуждение; подбор произведений для театрализации согласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок.

 

Формами подведения итогов реализации программы являются:

Виды творческой деятельности Содержание деятельности Задачи Средства обучения
Театральная игра Словесная игра. Игра-терапия. Игры на развитие воображения. Игры-драматизации. Игры с движениями. Пантомима. Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Формировать у детей способность договариваться с партнёром, подчиняться правилам. Развивать фантазию детей, логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность. Атрибуты, необходимые для игры.
Ритмопластика Основы актёрского мастерства. Самостоятельная театральная деятельность. Пантомимика. Танцевальное творчество. Пиктограммы. Формировать у  детей имитировать характерные действия персонажей сказок. Развивать умение детей разыгрывать сценки, мини-сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Развивать способность слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Вызвать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. Этюды М.Чистяковой; фонограмма; атрибуты, костюмы, декорации необходимые для данных упражнений; выбор средств из предметного окружения по собственному замыслу.
Культура и техника речи   Развивать речевое дыхание и артикуляционный аппарат; развивать дикцию. Формировать умение пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. Способствовать умению детей строить диалоги. Совершенствовать навык четкого произношения. Игры и упражнения; скороговорки, чистоговорки, потешки, стихи, мини-этюды, пальчиковые игры (В. Цвынтарная).
Основы театральной культуры Беседы о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре; посещение театральных спектаклей, участие в утренниках ДОУ. Формировать представление детей о театре, знакомить с его устройством; познакомить с правилами поведения в театре; приобщать к театральной культуре. Набор открыток, фотографий театров родного города; литература о театрах.

 

 

Парциальная программа Р.Х. Гасанова «Земля отцов». Издательство Института развития Республики Башкортостан, Уфа, 2018г.

Цель программы: дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей.

Основные направления работы по воспитанию средствами национальной культуры представлены в блоках.

Первый блок – Человек – творец рукотворного мира, в котором знакомятся с материальной культурой башкирского народа. Блок представлен темами: жилище, утварь, пища, одежда. Раскрывая мир вещей, подводим детей к человеку-труженику, человеку-мастеру. В отношении к рукотворному миру мы выделяем познавательные ценности (потребность в новых знаниях, приобщение к тому, что знают другие), ценности преобразования (стремление самому сделать то, что доступно другому, создать свое, оригинальное), ценности переживания (ребенок проникается чувством красоты, чувством уважения к мастерству).

Второй блок – От истоков прекрасного – к творчеству предполагает знакомство дошкольников с компонентами духовной культуры (язык, фольклор, литература, искусство, традиции). При этом педагоги используют различные виды деятельности. Ведущими являются: общение с искусством, коммуникативная деятельность, игра, труд.
Третий блок – Отчий дом. Данный блок содержит задачи приобщения дошкольников к народным этикетным традициям: приветствия и обращения к старшим по возрасту, обычаи гостеприимства, благопожелания. Воспитательно-образовательный процесс строится таким образом, что содержание всех трех блоков реализуется в целостном педагогическом процессе: комплексное обучение, организация разносторонней детской деятельности (общение, игровая, предметная, изобразительная и т.д.)

Модель образовательной деятельности

по реализации поликультурного образования дошкольников

Цель Формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других культур, умеющего мире и согласии с людьми разных национальностей. Раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине, воспитывать свободную, творческую, толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру и культуру народов ближайшего национального окружения.
Задачи Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, способного участвовать в совместной деятельности со сверстниками. Формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях к окружающей среде. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях народа, о его традициях, культуре народов, населяющих Республику Башкортостан, об особенностях природы родного края. Формирование способности владеть речью как средством общения и познания окружающего мира. Формирование эстетического отношения к окружающему миру, восприятие национальной музыки, художественной литературы, фольклора. Формирование способностей к реализации самостоятельной творческой деятельности.
Направления поликультурного образования Информационное насыщение (формирование представлений о традициях, обычаях разных народов, специфики их культуры и ценностей). Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» выявление отклика в душе ребенка). Поведенческие нормы (нормы взаимоотношений между народами, правила этикета, закрепленные в собственном поведении). Обучение родному языку (формирование представлений о роли родного языка в жизни людей).


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.