Возрастные особенности детей подготовительной к школе группе — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Возрастные особенности детей подготовительной к школе группе

2022-10-10 46
Возрастные особенности детей подготовительной к школе группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(6 – 8 лет)

  В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

   Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

   Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

   Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

   Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности.

   Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

   В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

   Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

    Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

   Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

   У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

   В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

   В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики части, формируемой участниками образовательных отношений

Учитываются индивидуальные особенности детей (индивидуализация образования):

·  часто болеющие дети;

·  дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

·  левши.

Забота о здоровье воспитанников занимает приоритетные позиции.
Проблемный анализ показал, что за последние пять лет, резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов: наследственность; воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы); влияние факторов организации медицинского обслуживания; социально-экономические факторы и образ жизни.

  В последние годы значительно увеличилось количество воспитанников, которые часто и длительно болеют. Частые заболевания дошкольников неблагоприятно влияют на физическое состояние их организма, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, а также затрудняют выполнение детьми их социальных функций.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Оздоровительная работа в ДОУ ведется по трем направлениям: профилактическому, оздоровительному, закаливающих мероприятий – и имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья воспитанников.

Вся система мероприятий позволяет:

* обеспечить благоприятное течение адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения;

* решать оздоровительные задачи всеми средствами физической культуры;

* проводить социальные, санитарные меры по профилактике и распространению инфекционных заболеваний;

* организовать здоровьесберегающую среду в группе и ДОУ.

* пропагандировать ЗОЖ и методы оздоровления в коллективе воспитанников, родителей и сотрудников;

* сохранить и укрепить здоровье частоболеющих детей.

Планируемые результаты освоения Программы

Образовательные области (направления)

Целевые ориентиры

Целевые ориентиры в раннем возрасте Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
Социально-коммуникативное развитие Обязательная часть Активно действует с игрушками; эмоционально вовлечен в действие с игрушками и другими предметами; владеет простейшими навыками самообслуживания проявляет самостоятельность в бытовом и игровом поведении; стремится к общению со взрослыми; подражает им в движениях и в действиях; проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им.     Обязательная часть Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении; ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; участвует в совместных играх.    Способен договариваться, учитывать интересы и чувство других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.     Часть, формируемая участниками образовательных отношений Ребенок имеет первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе (Программа«Основы безопасности детей дошкольного возраста»). Сформированы представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них (Программа«Основы безопасности детей дошкольного возраста»). Имеет элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения (Программа«Основы безопасности детей дошкольного возраста»). Сформированы такие качества как самостоятельность и ответственность за свое поведение (Программа«Основы безопасности детей дошкольного возраста»). Ребенок выполняет основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости — действовать (Программа«Основы безопасности детей дошкольного возраста»). Сформировано осознанное отношение к выполнению правил безопасности (Программа«Основы безопасности детей дошкольного возраста»).
Познавательное развитие Обязательная часть Ребенок интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследуя их свойства, экспериментирует. Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими.   Обязательная часть Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно – исследовательской деятельности, способен выбрать себе род занятий. Ребенок обладает развитым воображением. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Ребенок обладает знаниями о себе, о Республике Башкортостан, имеет представление о социокультурных ценностях своего народа, о традициях и праздниках башкирского народа и народов, проживающих на территории РБ (Программа «Земля отцов»). Ребенок имеет представления о прошлом и настоящем предметов утвари, одежды (Программа «Земля отцов»).  Ребенок знает народные праздники, принимает активное участие при проведении их в детском саду (Программа «Земля отцов»).  Ребенок имеет представления о содержании деятельности людей разных профессий (Программа «Тропинка в экономику»).     Ребенок имеет представление о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран) (Программа «Тропинка в экономику»). Ребенок считает по порядку в пределах 100 (Программа «Математика до школы) знает отличие цифры от числа.     Ребенок составляет двузначные числа из цифр по их названию (Программа «Математика до школы).     Ребенок выполняет арифметические действия в пределах 10. Оформляет примеры с помощью числовых карточек. Складывает в пределах 20 с переходом через десяток с опорой на шаблон (Программа «Математика до школы). Ребенок ориентируется на числовом луче: определяет числа «до», «после», «между», «соседи числа». Понимает бесконечность чисел (Программа «Математика до школы). Ребенок знает состав числа из единиц и двух меньших чисел (Программа «Математика до школы). Ребенок считает двойками, тройками, пятёрками, десятками. Решает задачи с разным основанием в счёте. При сравнении двух множеств отвечает на вопрос «на сколько больше» (Программа «Математика до школы). Ребенок показывает на образце названную часть круга (Программа «Математика до школы). Ребенок решает прямые и косвенные задачи (Программа «Математика до школы). Ребенок ориентируется во временных отношениях: знает времена года, месяцы, дни недели, приблизительно определяет время по часам (Программа «Математика до школы). Ребенок ориентируется по клеткам (Программа «Математика до школы).
Речевое развитие Обязательная часть Владеет активной и пассивной речью, включен в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек; проявляет интерес к стихам, коротким сказкам, рассматриванию картин, откликается на различные произведения культуры. Обязательная часть Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может определять последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; Часть, формируемая участниками образовательных отношений   Ребенок знаком с фольклором и произведениями башкирских писателей и поэтов (Программа «Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры»). Ребенок знает сказки, легенды башкирского народа, произведения детских писателей Республики Башкортостан (Программа «Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры»).  Ребенок умеет пересказывать башкирские сказки, выразительно читать стихи башкирских поэтов, придумывать сказки на материале башкирского фольклора (Программа «Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры»).  Ребенок знает сказки, легенды башкирского народа, произведения детских писателей Республики Башкортостан (Программа «Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры»).  У ребенка развито слуховое внимание и фонематическое восприятия (Программа «Подготовка к обучению грамоте»). Ребенок способен проводить звукобуквенный анализ слов (Программа «Подготовка к обучению грамоте»). У ребенка сформированы элементарные навыки чтения и первоначальные навыки письма (Программа «Подготовка к обучению грамоте»). Ребенок знает все буквы русского алфавита и правила их написания, владеет слоговым и слитным способами чтения, приучен грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки (Программа «Подготовка к обучению грамоте»). Ознакомление дошкольников посещающих национальную группу с башкирским языком как средством общения и с культурой башкирского народа, пользующегося этим языком (Программа «Оскон» («Искра»)
Художественно-эстетическое развитие Обязательная часть Проявляет интерес к песням, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; Охотно включается в продуктивные виды деятельности. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Проявляет интерес к театрально-игровой деятельности (программа «Театр – творчество - дети»).  Ребенок по собственной инициативе участвует в песенных (подпевание), игровых и танцевальных импровизациях (программа «Театр – творчество - дети»). Ребенок стремится играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах (программа «Театр – творчество - дети»). Ребенок знаком с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними (программа «Цветная тропинка»)   Обязательная часть Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в художественной продуктивной деятельности; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других; обладает развитым воображением; знаком с произведениями детской литературы; владеет основными музыкальными движениями. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Ребенок проявляет творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, импровизацию на детских музыкальных инструментах (Программа «Театр – творчество - дети»). Ребенок понимает эмоциональное состояние персонажа, умеет выражать его через пластические движения и мимику (Программа «Театр -творчество - дети»). Ребенок владеет доступными возрасту навыками сценического творчества (Программа «Театр – творчество – дети»). Ребенок способен выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы и нетрадиционные средства изображения (Программа «Цветная тропинка»)
Физическое развитие Обязательная часть  У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазание, перешагивание и пр.) Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им.   Обязательная часть У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями (бег, лазание, прыжки), может контролировать свои движения и управлять ими. Активно взаимодействует со сверстниками, учитывать интересы и чувства других. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Знаком, знает и играет в подвижные игры башкирского народа и народов, проживающих на территории РБ (Программа «Играем на здоровье»). Ребенок принимает активное участие при организации подвижных игр, народных праздников народов, населяющих Республику Башкортостан (Программа «Играем на здоровье»). Ребенок имеет устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности (Программа «Играем на здоровье»). Ребенок имеет двигательный опыт, владеет правильной техникой выполнения элементов спортивных игр (Программа «Играем на здоровье»). У ребенка сформированы навыки и стереотипы здорового образа жизни (Программа «Играем на здоровье»).


1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Система оценки качества реализации обеспечивает участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполняет свою основную задачу – обеспечивает развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.

Программа предусматривает следующие уровни системы оценки качества:

- педагогическая диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;

- внутренняя оценка, самооценка Организации;

- внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

Система оценки качества реализации Программы решает задачи:

1. Повышения качества реализации программы дошкольного образования.

2. Реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам основной образовательной программы дошкольной организации;

3. Обеспечения объективной экспертизы деятельности Организации в процессе оценки качества программы дошкольного образования;

4. Задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самой Организации;

5. Создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Общие положения

В содержательном разделе представлены:

– описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

– описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов.

Образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 214 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям:

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие; 

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Все они способствую личностному развитию детей раннего и дошкольного возраста. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Познавательное развитие:

  Обязательная часть (60%) предполагает максимально полное раскрытие потенциала познавательной деятельности воспитанников:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.