Парциальная программа А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику». М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Парциальная программа А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику». М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.

2022-10-10 98
Парциальная программа А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику». М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная цель программы — формировать у дошкольника умения:

- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

- признавать авторитетными качества человека-хозяина, этическую и экономическую значимость которых следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

- правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Ведущие принципы программы:учёт возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников, их интереса к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности,

комплексный подход к развитию личности дошкольника, который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания) соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Программа состоит из четырёх блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд — продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика».

Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает авторских находок, методов, приёмов, а также наглядных

пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.

Программа реализуется в течение двух лет

Оптимальный режим встреч с детьми — не реже двух раз в месяц. При этом необходимо закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий, во время режимных моментов (например, собираясь с детьми на прогулку, хорошо обратить их внимание на необходимость выключать свет

в помещении и показать при этом, что колесико счётчика электроэнергии начинает крутиться медленнее), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать стол, аккуратно обращаться со столовыми приборами; выключать воду после мытья рук; не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.).

Материал программы включен в содержание разных образовательных областей.

Рекомендации к программе:

В старшей группе, необходимо начать с первого блока «Труд, продукт (товар)» - это связано с тем, что труд - ведущая деятельность человека и основная экономическая категория.

Данный блок остаётся и в подготовительной к школе группе, однако увеличивается количество новых профессий, с которыми знакомятся дети (две в старшей группе, три-четыре в подготовительной). Вместо тех, которые предложены в программе, педагог может познакомить детей с профессиями их родителей. Понятие «трудовая профессиональная династия» воспитатель может ввести в подготовительной к школе группе. Ребёнок 6 лет уже способен осознавать свою социальную принадлежность, знать, кто его родители по профессии, возможно, свою династию (например, бабушка, мама, папа — врачи или педагоги и т. д.).   

Очень важно поощрять, стимулировать гордость детей за своих близких,

их профессиональное мастерство и т. п.

В работе по экономическому воспитанию, по сравнению с трудовым, у детей пятого года жизни формируется осознанное отношение к качеству продукта — результату работы (понятие «брак»: «Брак не нужен никому, бракованный товар никто не купит»).

Второй блок, который может быть реализован в старшей группе, — «Реклама: желания и возможности». Здесь важно, на наш взгляд, решить главную задачу: объяснить детям, что всё купить нельзя, не хватит зарплаты.   

Этот блок предусматривает три этапа:

I. «Что такое реклама?», «Какой она бывает: буклеты, радиореклама, щитовая, печатная и др.».

II. «Кто делает рекламу?».

III. «Сочиняем рекламу».

Содержание блока «Деньги, цена (стоимость)» реализуется в подготовительной к школе группе. Уже в старшей группе (и даже раньше) детям знакомы на уровне представлений такие понятия, как «деньги», «доллары», «евро», но более разносторонняя и глубокая работа может и должна быть проведена в подготовительной к школе группе, когда детям будет понятно обобщённое понятие «деньги» (евро, рубли, доллары и валюта

ближнего зарубежья — это деньги).

Дети узнают, почему надо менять деньги в специальных обменных пунктах, если уезжаешь отдыхать или путешествовать в другую страну. Ознакомление с понятием «деньги» осуществляется в такой же логической последовательности, как и с рекламой:

— что такое деньги;

— откуда деньги берутся;

— зачем они нужны людям;

— как можно стать богатым.

Содержание блока «Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика» реализуется в рамках изучения блоков «Труд — продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желания и возможности», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.

Блок «Труд — продукт (товар)»

Труд — основная деятельность человека, источник его существования. Каждый человек имеет свою профессию, своё дело (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер и т. д.). Современные профессии (бизнесмен, банкир, менеджер, рекламодатель, рекламный агент, программист и др.).

Знакомство с людьми разных профессий - воспитание уважения к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть своё собственное дело, уважения к труду в целом. Безделье, праздность, леность -  предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, которым следует дорожить.

Результат труда людей — продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, создаёт рекламу и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут служить много лет, дольше, чем живут люди. Красивая вещь - это искусство, которым восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.

Продукты труда — это богатство людей, богатство страны, чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, её благополучие, так как взрослые могут купить всё, что необходимо и детям.

Педагогические задачи:

— формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада

— учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

— поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

— стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательности.

Блок «Деньги, цена (стоимость)»

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), что они бывают разного достоинства, разной ценности, что было, когда не было денег.

В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Деньги дальнего зарубежья (доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др.). Деньги ближнего зарубежья — тенге (Казахстан), гривна (Украина), лари (Грузия), манаты (Азербайджан) и др.

Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Просто так деньги никому не дают. Все взрослые, которые трудятся, получают зарплату; пожилые, больные люди, инвалиды — пенсию; студенты — стипендию; дети — специальное пособие («детские деньги»).

Деньги нужны людям для того, чтобы жить и оплачивать все расходы.

Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Его формальное выражение в планировании доходов и расходов на определённый период времени, исходя из учёта постоянных платежей: квартирной платы, платы за детский сад, электроэнергию, газ, одежду; расходы на питание членов семьи, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.

Бюджет, из чего он складывается (все деньги, которые получают члены семьи, если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата, пенсию бабушки и детское пособие, — это всё вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу всё, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от её бюджета: что можно купить сейчас, а что - в следующий раз (рациональность). Смысл поговорок: «По одёжке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережёт копейки, сам рубля не стоит» и др.

Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эти вещи приобретают.

Деньги можно копить в сбербанке. Понятие «проценты», откуда они берутся; почему это удобно и выгодно, когда деньги хранят в сбербанке.

Педагогические задачи:

— дать представление о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран);

— формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости и части культуры каждой страны;

— воспитывать основы разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с возможными потребностями своей семьи;

— дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости, средству и условию благополучия, достатка в жизни людей.

Знакомство с понятием «деньги» осуществляется в такой же логике, как и знакомство с рекламой:

— что такое деньги (предмет купли-продажи, предмет жизненной необходимости);

— откуда деньги берутся (их зарабатывают, получают в наследство, могут подарить — это честные деньги);

— зачем они нужны людям;

— как можно стать богатым (получить хорошую профессию, открыть своё дело, сделать открытие, найти клад, много работать, но нельзя выпрашивать, воровать, клянчить: стыдно, и за это наказывают).

Блок «Реклама: желания и возможности»

Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, где она размещается (на улице, в переходах, в рекламных роликах, на радио, телевидении, на досках объявлений, около метро, на столбах и т. д.), рекламные листки (реклама игрушек, парфюмерии,  автомашин, косметики и т. п.), бесплатные рекламные газеты, которые опускают в почтовые ящики, реклама на обложках книг, журналов и т. д.

Беседы о рекламе, запомнившейся детям.

Знакомство детей с процессом создания рекламы на примере «Рекламного агентства», производителя рекламы: кто такой рекламодатель, рекламный агент; что такое рекламное агентство (экскурсия в рекламное агентство); какие профессии необходимы для работы в области рекламы и т. д. Составление

детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на следующие темы: «Если бы у меня было своё дело…», «Народные промыслы» и т.п. Художественные возможности рекламы.

Педагогические задачи:

— дать представление о рекламе, её назначении;

— поощрять у детей объективное отношение к рекламе;

— воспитывать разумные потребности;

— учить детей правильно воспринимать рекламу. («Не покупай всё, что рекламируется. Прежде, чем купить, подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на её приобретение. Реклама может содержать необъективную, ложную информацию».)

Блок «Полезные навыки и привычки в быту - тоже экономика»

  Хороший хозяин - тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий её благополучия.

Правильное распределение семейных доходов — искусство, которому люди учатся всю жизнь.

  Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что - позднее; предусматривать все предстоящие расходы, такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т.д.; вовремя рассчитать, сколько денег можно оставить на отдых, развлечения, проведение праздников.

Воспитание у детей полезных привычек в детском саду и дома и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту

и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.).

Педагогические задачи:

— воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим

вещным миром: вещами следует пользоваться по назначению;  ломать, портить вещи, выбрасывать их — недостойно, это осуждается всеми (порча вещей, небрежность, жадность, лень, тунеядство, отсутствие желания помогать тем, кто нуждается в помощи, и т. п.);

— формировать представление о том, что предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, и к нему следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и сейчас.

Планируемы результаты освоения программы.

Планируемые результаты освоения программы

Содержательный критерий

Содержательный критерий

Адекватно употребляет в играх, общении со сверстниками и взрослыми, на занятиях знакомые экономические понятия.

  Знает и называет разные места и учреждения торговли (рынок, магазин, палатка, ярмарка, супермаркет и др.). Знает, что торговаться можно только на рынке, а в магазинах нельзя.

Знает российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья.

Понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия.

Знаком с понятием «банк», назначением банка.

Знает несколько новых профессий, содержание их деятельности (менеджер, программист и др.); профессии рекламного дела (рекламодатель, рекламоизготовитель, участники рекламной деятельности и др.).

Знает и называет разные виды рекламы (печатная, радио- и телереклама, на транспорте, объявления, рекламные щиты, рекламные ролики и др.).

Операционально-деятельностный критерий

Операционально-деятельностный критерий

Адекватно ведёт себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении.

Тревожится, переживает в случае поломки, порчи вещей, делает попытку исправить свою или чужую оплошность.

Любит трудиться, делать полезное для себя и радовать других.

Умеет вести себя в учреждениях торговли (не кричит, не клянчит, обсуждает с родителями возможность желаемой покупки).

Бережно, рационально, экономно использует всё, что предоставляется для игр и занятий (бумага, карандаши, краски, игрушки, игры и др.).

Следует правилу: «Не выбрасывай вещь, если можно продлить её жизнь. Если вещь тебе не нужна, лучше отдай её, подари другому человеку».

С удовольствием делает подарки другим и испытывает от этого радость.

Мотивационный критерий

Проявляет интерес к экономической деятельности взрослых (знает, кем работают родители, чувствует заботу о себе, радуется новым покупкам).     

Объясняет состояние бедности и богатства.

Осознаёт смысл базисных качеств экономики.

Переживает в случае порчи, поломки вещей, игрушек.

Сочувствует и проявляет жалость к слабым, больным, старым людям, живым существам, бережно относится к природе.

С удовольствием помогает взрослым, объясняет необходимость оказания помощи другим людям.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.