Анализ себестоимости хлебобулочных изделий                              36 — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Анализ себестоимости хлебобулочных изделий                              36

2022-09-29 30
Анализ себестоимости хлебобулочных изделий                              36 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ себестоимости хлебобулочных изделий                              36

2.4 Анализ внешней среды ПО «Хлебозавод».. 53

2.4.1 PEST-анализ. 53

2.4.2 Анализ поставщиков. 56

2.4.3 Анализ потребителей. 57

2.4.4 Анализ конкурентов. 62

2. 5 SWOT – анализ. 65

3 Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия ПО «Хлебозавод». 69

3.1 Расширение ассортимента. 69

3.2 Разработка эффективной рекламной кампании.. 73

3.3 Внедрение спиральной конвейерной системы охлаждения непрерывного действия. 75

Заключение. 79

Список использованных источников и литературы.. 82

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Любая организация в конкурентной среде является открытой организацией, функционирующей во внешней среде; она взаимодействует с потребителями, поставщиками, конкурентами, законодательными и общественными организациями. Организация, как и каждый элемент ее внешней среды, имеет свои интересы, неизбежно возникает необходимость их согласования, важно действовать с учетом всех заинтересованных сторон и идти на результат.

Для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.

Хозяйственная деятельность предприятий является объектом экономического анализа, выполняемого как вышестоящими органами, так и службами самого предприятия.

Актуальность работы обусловлена тем, что повышение эффективности деятельности и, как следствие, конкурентоспособности компании - задача, от решения которой зависит успех ее развития в условиях рыночной экономики. Измерение и анализ эффективности деятельности важны для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях экономики.

Концепция эффективности носит обобщенный, универсальный характер и применима для любой организации, будь то промышленное предприятие, компания, работающая в сфере услуг или государственное учреждение.

Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ПО «Хлебозавод», который находится по адресу: Вологодская область, г.Устюжна, пер.Советский д.35. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- Изучить теоретические аспекты понятия и оценки эффективности деятельности предприятия.

-   Проанализировать основные технико-экономические показатели деятельности ПО «Хлебозавод».

-   Провести оценку эффективности деятельности ПО «Хлебозавод» и анализ использования ресурсов.

-   Разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия.

- Оценить расчетную эффективность проекта.

Объектом исследования является ПО «Хлебозавод».

Предметом исследования является эффективность деятельности предприятия.

Методы, используемые при проведении исследования: методы сбора информации (наблюдение, опрос), табличный и графический методы, SWOT-анализ, экономико-статистический метод обработки информации, сравнительный анализ и анализ нормативных документов.

Основой для проведения финансового анализа является, главным образом, бухгалтерская документация, сведения об основных фондах предприятия, кроме того, будут использованы учебно-методическая литература и Интернет-ресурсы.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО «ХЛЕБОЗАВОД»

Вывод по пункту – основа для 3 раздела

Анализ внешней среды ПО «Хлебозавод»

PEST-анализ не читала

Каждая фирма действует на конкретном рынке, на который оказывают влияние различные факторы. Чаще всего среди таких факторов выделяют политические; экономические; социальные, технологические. Все эти факторы тесно взаимосвязаны между собой и оказывают непосредственное влияние на деятельность любой фирмы.

Поскольку на среду работы предприятия напрямую влияют политические факторы, то в результате анализа определяются факторы влияния политической ситуации на деловую активность, инвестиционный климат, стабильность и перспективы развития.

Экономический фактор изучается как основной для определения инвестиционных перспектив и перспектив развития рынков, покупательной способности и т.д. Также изучается распределение экономических ресурсов в масштабе государства.

Социальный фактор определяет динамику потребительских предпочтений, распределение и структуру социальных групп населения, возрастную и гендерную структуру.

Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Проведем PEST-анализ, т.е. оценим политические, экономические, социальные и технологические аспекты внешней среды, которые могут повлиять на развитие рынка хлебобулочных изделий (таблица 19).

Таблица 19 – PEST-анализ ПО «Хлебозавод»

Политика Экономика
1) Стабильная политическая ситуация в стране. 2) Недостаточное внимание поддержке предприятий малого и среднего бизнеса со стороны государства. 3) Фрагментарность законодательства. 4) Неэффективная практика исполнения существующего законодательства. 5) Антимонопольное регулирование, контроль за соблюдением правил конкуренции. 6) Несовершенство налогообложения 1) Рост инфляции. 2) Рост покупательной способности рубля. 3) Продолжение экономического роста. 4) Снижение рентабельности производства вследствие опережающего роста издержек по сравнению с объемами производства. 5) Повышение цен на транспортные перевозки. 6) Высокие цены на энергоресурсы  
Социальная сфера Технология
1) Снижение реальных денежных доходов населения. 2) Рост склонности населения к организованным сбережениям. 3) Рост числа квалифицированных специалистов вследствие повышенного внимания молодёжи к образованию. 4) Изучение и применение зарубежного опыта и использование эффективных методов управления человеческими ресурсами. 5) Социальная незащищённость населения. 6) Снижение потребления хлебобулочных изделий из-за моды на ЗОЖ 7) Расслоение общества, низкая социальная мобильность. 1) Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования. 2) Внедрение программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции. 3) Широкое распространение средств автоматизации розничной торговли.

Необходимо провести оценку степени влияния вышеописанных факторов экспертным методом.

В качестве экспертов были привлечены сотрудники ПО «Хлебозавод»:

1. Менеджер по продажам;

2. Директор;

3. Начальник отдела кадров;

4. Заместитель директора по коммерческой работе.

Оценка проводилась по следующей шкале:

«-5; -4; -3; -2; -1; 0; +1; +2; +3; +4; +5»

Оценки со знаком «-» свидетельствуют об отрицательном влиянии данного фактора, а оценки со знаком «+» говорят о положительном влиянии фактора. При этом оценка «-5» означает наибольшее отрицательное влияние, а оценка «+5» - наибольшее положительное влияние. Результат оценки экспертов представлен в таблице 20.

Таблица 20 – Оценка степени влияния факторов внешней среды

Факторы

Оценка экспертов

Средняя оценка

Э1 Э2 Э3 Э4

Политические факторы

Стабильная политическая ситуация в стране +4 +3 +4 +5 +4
Недостаточное внимание поддержке предприятий малого и среднего бизнеса со стороны государства -3 -4 -4 -2 -3,25
Фрагментарность законодательства -1 -2 -2 -3 -2
Неэффективная практика исполнения существующего законодательства -1 -1 -1 -2 -1,25
Антимонопольное регулирование, контроль за соблюдением правил конкуренции +1 +1 +2 +1 +1,25
Несовершенство налогооблажения -2 -2 -1 -4 -2,25

Экономические факторы

Рост инфляции -3 -3 -4 -4 -3,5
Рост покупательной способности рубля +3 +4 +2 +5 +3,5
Продолжение экономического роста +4 +5 +5 +5 +4,75
Снижение рентабельности производства вследствие опережающего роста издержек по сравнению с объемами производства -5 -5 -4 -3 -4,25
Повышение цен на транспортные перевозки -5 -5 -4 -5 -4,75
Вероятное снижение банковских ставок по кредитам должно вызвать понижение процентов по вкладам -1 -1 0 -1 -0,75

Социальные факторы

Снижение реальных денежных доходов населения -4 -5 -4 -5 -4,5
Рост склонности населения к организованным сбережениям -3 -4 -4 -4 -3,75
Рост числа квалифицированных специалистов вследствие повышенного внимания молодёжи к образованию +4 +3 +3 +5 +3,75
Изучение и применение зарубежного опыта и использование эффективных методов управления человеческими ресурсами +5 +5 +4 +4 +4,5
Социальная незащищённость населения -2 -1 -3 -3 -2,25
Снижение потребления хлебобулочных изделий из-за моды на ЗОЖ -5 -4 -5 -5 -4,75
Расслоение общества, низкая социальная мобильность -3 -2 -4 -1 -2,5

Технологические факторы

Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования +5 +5 +5 +5 +5
Внедрение программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции +5 +5 +5 +5 +5
Широкое распространение средств автоматизации розничной торговли +5 +4 +4 +5 +4,5

Таким образом, анализ таблицы позволяет сделать вывод, что, по мнению экспертов, практически все политические факторы оказывают отрицательное влияние на деятельность предприятия. Среди экономических факторов присутствуют и факторы с положительным влиянием, однако отрицательно влияющих факторов больше. Большинство социальных факторов также оказывают отрицательное воздействие на деятельность организации. В группе технологических факторов наблюдается тенденция положительного влияния.

Наиболее сильное положительное влияние оказывают такие факторы как: появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования, широкое распространение средств автоматизации розничной торговли, внедрение программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции, рост числа квалифицированных специалистов вследствие повышенного внимания молодёжи к образованию, продолжение экономического роста и стабильная политическая ситуация в стране, средняя оценка превышает +4.

Наиболее сильное отрицательное влияние оказывают такие факторы как: снижение потребления хлебобулочных изделий из-за моды на ЗОЖ, повышение цен на транспортные перевозки, изучение и применение зарубежного опыта и использование эффективных методов управления человеческими ресурсами, снижение рентабельности производства вследствие опережающего роста издержек по сравнению с объемами производства.

Анализ поставщиков

Стратегия снабжения общества определяет коммерческие отношения с поставщиками и управление внутренними процессами общества. Все закупки товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и услуг распределены в обществе по типам:

- сырьевые закупки – сырье, энергоресурсы;

- проектные закупки – нестандартное оборудование и материалы для капитального строительства;

- регулярные – стандартное оборудование, материалы, запчасти, ГСМ, ремонтные услуги.

Главное направление закупочной политики ПО «Хлебозавод»: «Бесперебойное обеспечение общества товарно-материальными ценностями и услугами в соответствии с требованиями потребителей и влияние на рост прибыли Компании путем снижения общей стоимости закупок».

Цель сырьевых закупок – производить закупки согласно потребностям, с минимальными затратами и необходимого качества.

Цель проектных закупок – производить закупку комплектов оборудования, материалов точно в срок, согласно спецификации в рамках бюджета проекта.

Цель регулярных закупок – надежно обеспечивать производство материалами, запчастями, ремонтными услугами.

По сырьевым закупкам в основном заключаются годовые рамочные договоры. Ежемесячно, на основании моделей оптимизации закупки выбирается поставщик согласно оптимальному соотношению цена-качество. Основным способом закупки стандартного оборудования и материалов является конкурс, позволяющий оперативно реагировать на изменение потребности.

Работа ПО «Хлебозавод» со всеми поставщиками сырья, материалов, комплектующих, запчастей, оборудования ведется на свободных рыночных условиях. Определение ценовой политики происходит с учетом конъюнктуры рынка.

Существует достаточное количество поставщиков сырья, на один вид сырья может быть несколько поставщиков, таким образом, предприятие себя обезопасит от форс-мажорных ситуаций в процессе поставок, чтобы не остаться без сырья и что бы не простаивало производство (таблица 21).

Таблица 21 – Поставщики сырья на предприятие

Поставщик Сырье
Балтийская компания Арахис, ванилин, глазурь, изюм, картофельное пюре, мак, маргарин, молоко сухое, отруби пшеничные, повидло, смесь «Бородино», улучшитель.
Торговый Дом КТК Греча, дрожжи, клейковина сухая, майонез, мак, маргарин, масло растительное, наполнитель для слойки, повидло, смесь для овсяного хлеба, томатная паста.кунжут
Комбинат пищевых продуктов Дрожжи.
БагировАнарНадирович Капуста, картофель, лук репчатый, майонез, томатная паста, чеснок, яблоки, яйцо куриное.
Вологодский мясокомбинат Колбаса, сосиски.
Череповецкий мясокомбинат Колбаса, сосиски.
Росссельхозакадемия Лактобактерин для густых заквасок, чистые культуры дрожжей.
АСКО Майонез, томатная паста.
Пищеснабсбытсырье Масло растительное.
Резанович Эдуард Константинович Масло растительное.
Рыбинский мукомольный завод Мука макаронная в/с.
Ариста Мука пшеничная хлебопекарная 1, 2 и в/с, мука ржаная обдирная.
Мелькомбинат Мука пшеничная хлебопекарная 1, 2 и в/с, мука ржаная обдирная.
Никифоров Юрий Сергеевич Мука пшеничная хлебопекарная 1, 2 и в/с
Ярославский мукомольный завод №1 Мука пшеничная хлебопекарная 1, 2 и в/с
ОАО «ЛКХП Кирова» Мука пшеничная хлебопекарная 1, 2 и в/с
АгроПартнер Мука пшеничная хлебопекарная 1, 2 и в/с мука ржаная обдирная.
Генаев Евгений Николаевич Мука пшеничная хлебопекарная 2, мука ржаная обдирная.
Овчиникова Светлана Александровна Мука ржаная обдирная.
Русский пекарь Помада, посыпка, форма для кулича
Далена Сметана
Хлебный мастер Улучшитель
Устюженский АПК Творог
ООО Птицефабрика «Парфеново» Яичный порошок
СевзапРегионСоль Соль
Алехичев Алексей Геннадьевич Сыр
Кадуйский молочный завод Творог

В целом, поскольку ПО «Хлебозавод» постоянно работает с одними и теми же поставщиками, то между ними уже сложились стабильные деловые отношения, которые позволяют прогнозировать и дальнейшее их успешное развитие. Цены также держатся на одном уровне, что позволяет предприятию успешно функционировать в условиях изменяющейся внешней среды.

Важной частью закупочной политики является реализация мероприятий по снижению общей стоимости закупок (ОСЗ), которая включает снижение внешних затрат, внутренних затрат (транспортировка, расходы на хранение, способ эксплуатации, стойкость и т.д.) и совместных затрат (затраты поставщика).

Основные направления по снижению внешних затрат:

- поиск альтернативных поставщиков;

- консолидация закупок;

- использование тендерного подхода в закупке категорий ТМЦ;

- исключение посредников в цепочке поставщиков;

- поиск новых продуктов.

Основные направления по снижению внутренних затрат:

- управление запасами;

- автоматизация процессов;

- реализация ТМЦ.

Основные направления по снижению совместных затрат:

- развитие отношений с поставщиками на основе заключения долгосрочных контрактов с фиксированными ценами;

- сокращение запасов;

- сервисное обслуживание в процессе эксплуатации ТМЦ.

В 2014 году основными направлениями закупочной политики являются:

- Обеспечение подразделений-заказчиков ТМЦ и услугами на 100% в соответствии с требуемым качеством, в требуемые сроки с минимальной ОСЗ,

- Снижение затрат на закупки за счет снижения ОСЗ.

- Получение прибыли от прочей реализации ТМЦ и услуг.

Анализ потребителей

При анализе было выявлено 2 группы потребителей: оптовый рынок – районы Вологодской области и розничная торговля – собственная сеть магазинов и магазины г.Устюжна, г.Череповец и прочие розничные торговые точки.

Сначала проанализирует деловой рынок и проведем анализ потребителей в разрезе географических маршрутов в 2011-2013 гг. (таблица 22).

Таблица 22 – Анализ потребителей в разрезе географических маршрутов

Маршрут 2011 год, кг Доля в общем объеме продаж, % 2012 год, кг Доля в общем объеме продаж, % 2013 год, кг Доля в общем объеме продаж, %
Череповец 179 846 7,81 132 911 8,81 126 997 9,14
Кадуй 571 442 24,81 424 453 28,12 339 940 24,46
Хохлово 40 379 1,75 24 621 1,63 21 115 1,52
Бабаево 126 513 5,49 87 744 5,81 72 770 5,24
Пестово 73 243 3,18 49 962 3,31 46 445 3,34
Весьегонск 19 888 0,86 17 102 1,13 14 290 1,03
Устюжна 856 937 37,20 763 098 50,56 758 959 54,61
Чагода 1 986 0,09 0 0,00 0 0,00
Суда 9 165 0,40 9 533 0,63 9 208 0,66
Итого 2 303 465 100 1 509 424 100 1 389 724 100

Таким образом, предприятие производит продажу продукции во многие районы Вологодской области. При этом наибольшая доля продукции приходится на Устюжну и Устюженский район (37,20% в 2011 году, 50,56% в 2012 году и 54,61% в 2013 году). Можно выделить постоянных покупателей с большей долей покупки продукции предприятия, это такие как: ИП Беляев А.А., ООО «Дионис», ООО «Рябинушка», ООО «Ижина», ИП Куклин В.А., ООО «Ласточка», Беляев Г.В, «ООО» Весна», ООО «Пирожковая», ИП Поликашов П.Н., ИП Рогозин А.И., Хлеб и ЦРБ.

Также значительная доля в общем объеме продаж принадлежит Кадую (24,81% в 2011 году, 28,12% в 2012 году и 24,46% в 2013году). Также и в Кадуе существуют свои постоянные покупатели с большей долей покупки: Елькин Ю.Г., Казакова Н.В., КузнецовКоротово, ПО Возрождение, Рябова И.А. и Родин В.Г.. Все остальные направления продаж занимают меньше 10% от общего объема продаж ПО «Хлебозавод» нагляднее показано на рисунке 9.

Рисунок 9 – Доли потребителей продукции ПО «Хлебозавод», 2013г.,%

В целом, широкие географические рамки продаж свидетельствуют о продуманной сбытовой политике предприятия, о стремлении к завоеванию новых рынков продаж, а также к увеличению узнаваемости организации на рынке Вологодской области.

При анализе внешней среды предприятия особое внимание следует уделить целевой аудитории (потребителям) предприятия ПО «Хлебозавод». Для подробного анализа в ноябре 2013 года было проведено анкетирование, степени удовлетворенности потребителей продукцией ПО «Хлебозавод» (приложение Б) части населения Устюжны в количестве 150 человек, из них 57,30% женщин и 42,67% мужчин в возрасте от 18 до 45 лет со средним уровнем дохода 3 000-7 000 руб. на 1 человека в семье и количеством человек в семье равным от 3 до 4 в большей степени.

Теперь, когда имеется полное представление о респондентах, необходимо рассмотреть их предпочтения в хлебобулочной продукции и степень удовлетворенности качеством.

Большая часть респондентов, а именно 40% (из них 24% женщин и 16% мужчин) предпочитают черный хлеб «Украинский», 21,3% (из них 7,3% женщин и 14% мужчина) батон «Нарезной». То есть черный хлеб и батон покупают больше и чаще, чем остальные виды хлебобулочных изделий.

Также необходимо было выяснить частоту покупки хлебобулочных изделий.

Согласно данным опроса, 51,3% опрощенных раз в 2 дня покупают черный хлеб «Украинский» и батон «Нарезной», зерновой и злаковый хлеб покупают намного реже, т.е. спрос на продукцию первой необходимости больше, чем на товары в ассортименте.

Также необходимо было выяснить объем разовой покупки. Из 150 респондентов, согласно результатам опроса:

1) 56% (34,67% женщин и 21,30% мужчин) покупают черный хлеб «Украинский» и батон «Нарезной», из их числа 15% дополняют свою покупку зерновым хлебом,

2) 10,67% (из них 6,67% женщин и 4,00% мужчин) покупают разово черный «Украинский» и Белый хлебв/с,

3) 20,67% (из них 8,00% женщины и 12,67% мужчин) покупают только черный хлеб,

4) 12,67% респондентов (из них 8,00% женщин и 4,67% мужчин) покупают половину черного и половину батона.

Согласно данным можно сделать вывод, что черный хлеб «Украинский» и батон «Нарезной» покупают чаще и больше, т.е. именно эти хлебобулочные изделия в большей степени пользуются спросом, чем другие, это отражается на объеме выпуска продукции, в котором черный хлеб «Украинский», белый хлеб в/с и батон «Нарезной» занимают большую долю.

Для того чтобы проанализировать конкурентов был задан 4 вопрос (приложение Б).

Рисунок 10 – Предпочтения респондентов в производителях

Согласно опросу, 51,4% предпочитают продукцию Устюженского хлебозавода, по 19 % приходится выбор опрошенных на конкурентов, что в 2 раза по количеству меньше, чем у местного производителя.

Согласно данным, 68% опрошенных считаю цены на хлебобулочную продукция Устюженского хлебозавода завышенными и лишь 32% с этим не согласны. Однако по сравнению с конкурентами цены не являются самыми высокими.

На вопрос 6 из анкеты мнения респондентов разделились таким образом (рисунок 11)

Рисунок 11 – Предпочтения респондентов в продукции

Из 150 респондентов 62% предпочитают покупать хлебобулочные изделия, выпускаемые Устюженским хлебозаводом.

Согласно опросу, 35% респондентов покупают хлебобулочные изделия данного производителя, потому что им нравится вкус, чуть меньше, 30%, покупают, потому что хлеб всегда свежий, но есть и 18%, которые либо не покупают хлебобулочные изделия данного производителя, либо покупают лишь из-за доступности, т.е. в магазине около дома только этот хлеб.

Большая часть респондентов, а именно 40% посчитали, что нужно изменить рецептуру изделий, 35%, пожелали расширить ассортимент, из них 16% предложили для расширения ассортимента выпускать пряники, 15% рекомендуют изменить цену и лишь 1% просят изменить упаковку.

Также респондентам было предложено оценить качество хлебобулочных изделий Устюженского хлебозавода по 4-бальной шкале, ответы распределились следующим образом (рисунок 12).

Рисунок 12 – Оценка качества хлебобулочных изделий ПО «Хлебозавод»

Согласно данным опроса 31% респондентов считают качество изделий данного производителя хорошим, 27% ставят оценку отлично, но есть респонденты, которые считают, что качество изделий неудовлетворительное, а именно 12% опрошенных.

Итак, по результатам анкетирования, можно сделать вывод, что респонденты относятся по разному к данному производителю, но, все таки, большая часть положительно, что не может не радовать, потому что с появлением конкурентов на рынке предприятие могло потерять большую долю своих покупателей, на данный момент этого пока не произошло. Если предприятие будет принимать меры по продвижению продукта и расширит ассортимент с приемлемыми ценами, то свою нишу на рынке не только не потеряет, но еще и укрепит свои позиции.

Анализ конкурентов

Основными фирмами-конкурентами ПО «Хлебозавод» на рынке являются:

1. Пестовский хлебозавод.

2. Степачевская хлебопекарня.

Особенностью конкуренции на рынке является то, что организации занимаются выпуском продукции одинаковых видов – хлебобулочные изделия, выпечка и т.д., что оказывает серьезное влияние на рост уровня конкурентности.

Проанализируем долю рынка, которую занимает каждая организация, данные предоставлены отделом продаж ПО «Хлебозавод» (таблица 23).

Таблица 23 – Доля рынка организаций в 2011-2013 гг.

Организация

Доля рынка, %

2011 год 2012 год 2013 год
ПО «Хлебозавод» 48,90 50,13 52,59
Пестовский хлебозавод 21,93 20,87 16,45
Степачевская хлебопекарня 15,69 16,50 16,96
Прочие 13,48 12,50 14,00
Итого 100 100 100

Наглядно доля рынка организаций представлена на рисунке 13.

Рисунок 13 – Доля рынка организаций в 2011-2013 гг.Исправить рисунок Цветом показать предприятие, а не год. Посмотрите а таблице. 100% за год, а не по предприятию!

Таким образом, доля рынка ПО «Хлебозавод» постоянно растет. За рассматриваемый период произошло увеличение с 48,90% до 52,59%. Это свидетельствует о росте спроса на продукцию предприятия. Доля Пестовского хлебозавода и Степачевской хлебопекарни примерно одинакова и не превышает 20% от общего объема рынка в 2013 году. Можно сделать вывод, что ПО «Хлебозавод» занимает лидирующие позиции на рынке и постоянно укрепляет свое положение.

Проведем оценку факторов конкурентоспособности компаний, таких как качество продукции, уровень цены, ассортимент, реклама и степень известности фирмы-производителя (таблица 24).

Таблица 24 – Оценка факторов конкурентоспособности

Конкуренты

Факторы конкурентоспособности

Качество продукции Уровень цены Ассортимент Реклама Известность производителя
ПО «Хлебозавод» высокое высокий широкий проводится Известная
Пестовский хлебозавод высокое высокий средний не проводится неизвестная
Степачевская хлебопекарня среднее средний средний не проводится неизвестная

Таким образом, из таблицы видно, что ПО «Хлебозавод» превосходит других производителей по всем факторам конкурентоспособности. Достоинствами является то, что у организации высокое качество продукции и широкий (по сравнению с конкурентами) ассортимент. Кроме этого, ПО «Хлебозавод» использует рекламу как один из способов продвижения продукции, несмотря на то, что реклама на рынке присутствует, ее необходимо расширить для того, чтобы выйти на региональный уровень продаж. Однако уровень цен у предприятия является высоким.

Степачевская хлебопекарня выделяется средней ценой, но и качество продукции уступает конкурентам. Пестовский хлебозавод производит продукцию высокого качества, но цена также завышена по сравнению с конкурентами. Отрицательным моментом деятельности конкурентов является то, что организации не проводят рекламную деятельность, что находит свое отражение в степени их известности на рынке (ниже, чем у ПО «Хлебозавод»).

Среди конкурентов помимо Пестовского хлебозавода и Степачевской хлебопекарни необходимо выделить также представителей федеральных сетей: 1 магазин самообслуживания «Дикси» и 1 магазин самообслуживания «Магнит», присутствующие на рынке.

Федеральные сети имеют возможность устанавливать цены более низкие, чем местные компании, поскольку имеют очень большие объемы продаж по всей стране, собственных производителей продукции, выпускающих товары под собственной торговой маркой, организованную службу доставки, налаженные каналы сбыта и т.д. Кроме того, данные компании за счет указанных преимуществ постоянно устраивают рекламные акции для покупателей с целью продажи еще большего числа продукции.

Однако в организации их деятельности можно выявить и ряд «минусов»:

- незнакомый товар, производимый под незнакомой торговой маркой («Каравай», «Череповец Хлеб», «Вологодский хлеб», «Любимые батоны»), в первое время не привлекает покупателей, которые предпочитают выбирать известные и проверенные региональные торговые марки;

- низкая цена на производимую продукцию отпугивает покупателей, поскольку в их сознании является признаком отсутствия качества (например, цена на Батон «Нарезной» производителя «Любимые батоны» равна 16 рублей, что на 11 рублей дешевле, чем у местного производителя);

- большое количество просроченных товаров вследствие больших объемов продаж и невозможности постоянного контроля за всем сразу;

- нехватка персонала и большая текучесть кадров.

Несмотря на указанные «минусы», федеральные сети постоянно укрепляют свои позиции в регионах и тем самым составляют реальную конкуренцию региональным производителям.

В целом, анализ внешней среды позволяет сделать вывод, что благодаря высокому качеству производства, ассортименту и известности ПО «Хлебозавод» на рынке, продукция предприятия пользуется спросом у большинства потребителей, что подтверждается высокой долей рынка, занимаемой организацией и ее лидирующими позициями. Также, согласно результатам опроса населения, большая часть предпочитают выбирать продукцию местного производителя, что не может не радовать.

SWOT – анализ не читала

Характерные черты сильных и слабых сторон ПО «Хлебозавод», угроз и возможностей внешней среды представлены в таблице 25.

Таблица 25 – SWOT – анализ ПО «Хлебозавод»

Сильные стороны Возможности
  Квалифицированный персонал Наличие собственного транспорта Наличие собственной сети магазинов Стабильная работа с поставщиками; Широкий ассортимент продукции; Хорошая репутация у покупателей.     - Совершенствование методов обслуживания клиентов - Расширение ассортимента за счет продукции, не представленной конкурентами - Введение стимулирующих мероприятий - Работа с надежными поставщиками
Слабые стороны Угрозы
  - Слабая организация маркетинговой деятельности Неустойчивая финансовая база - Близкое расположение основных конкурентов - Цены на отдельные товары выше, чем у конкурентов     - Ужесточение конкуренции - Изменение вкусов и потребностей клиентов - инфляционные процессы - Снижение платежеспособности потребителей Гибкая система скидок у конкурентов Быстрый рост рынка; Растущая требовательность покупателей

Устранение слабых сторон деятельности ПО «Хлебозавод» и использование его сильных сторон с учетом рыночных возможностей и угроз является основным направлением повышения конкурентоспособности предприятия.

Таблица SWOT-анализа позволила увидеть, существует достаточное количество проблем, корень которых лежит в недостаточной компетентности руководства и отсутствии установленной стратегии, цели развития предприятия. Руководство не анализирует ситуацию и не занимается прогнозированием.

Сопоставим сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами (таблица 26).

Таблица 26 – Матрица SWOT

 

Возможности:

Работа с надежными поставщиками

Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования.

Внедрение программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции.

Широкое распространение средств автоматизации розничной торговли.

 

Угрозы: - Ужесточение конкуренции - Изменение вкусов и потребностей клиентов - инфляционные процессы - Снижение платежеспособности потребителей Гибкая система скидок у конкурентов Быстрый рост рынка; Растущая требовательность покупателей.
Сильные стороны: Квалифицированный персонал Наличие собственного транспорта Наличие собственной сети магазинов Стабильная работа с поставщиками; Широкий ассортимент продукции; Хорошая репутация у покупателей.

1. Увеличение прибыли и покупательского спроса;

2. Расширение ассортимента продукции;

3.Совершенствование отношения с поставщиками;

4. Проведение рекламных кампаний, акций

 

1.Удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве наших товаров на уровне обслуживания; 2. Снижение цен на товары; 3. Обучение персонала;  

Слабые стороны:

- Слабая организация маркетинговой деятельности

- Неустойчивая финансовая база

- Цены на отдельные товары выше, чем у конкурентов

 

1. Внедрение специализированного программного обеспечения для улучшения работы; 2. Привлечение покупателей за счет расширения ассортимента; 3. Заключение договора с постоянными поставщиками 1. Разработка стратегии для преодоления угроз.
       

Таким образом, для повышения конкурентоспособности, а следовательно и эффективности деятельности необходимо использовать все свои сильные стороны. При наличии серьезных конкурентов нужно тщательно подходить к выбору поставщиков, ценообразованию и качеству продаваемых товаров, усилить продвижение компании на рынке.

В качестве направлений по повышению эффективности деятельности предприятия ПО «Хлебозавод» на основании п


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.