Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-09-11 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вы совершенно правы. По аналогии с алексиями выделяют речевые и оптические формы аграфий. Начнем с речевых форм и рассмотрим, какие особенности письма характерны для сенсорной аграфии.
q В этих случаях, наверное, письмо может совсем распадаться или у больных будет возникать много литеральных параграфий?
Действительно, это так. Распадаются все виды письма, особенно письмо под диктовку. Обилие литеральных параграфий связано с путаницей звуков, прежде всего оппозиционных.
Совсем другая картина распада письма наблюдается при афферентной моторной аграфии. Известно, что в письме обязательно участвует артикулирование звуков; для успешного письма необходима их четкая кинестетическая дифференцировка. Когда нарушается эта дифференцировка, то нарушается и письмо, особенно звуков, близких по артикуляции. Сохранности акустического и зрительного анализа слов при этом недостаточно. У таких больных много литеральных параграфий, пропусков согласных при их стечении, пропусков середин слов, целых слогов. Итак, в рассмотренных двух формах аграфий страдет звуко-буквенный анализ, но по разным причинам. Кроме того, чтобы правильно написать слова, необходимо после проведения звуко-буквенного анализа осознать последовательность этих звуков. Когда нарушается процесс переключения с одного звука на другой, то распадается и письмо. Эта форма аграфии часто возникает при эфферентной моторной афазии. Основные ошибки здесь - это персеверации, перестановки букв, пропуски букв, слогов, недописывание слов до конца.
q А при динамической и семантической афазиях аграфий нет?
Ваши рассуждения понятны. Но вы ошибаетесь. При этих формах афазий письмо нарушается как средство выражения мысли, то есть «как письменная речь» (Цветкова, 1988, с. 178). При динамической аграфии центральным дефектом является нарушение актуализации структуры фразы, нарушение порядка управления и согласования слов внутри предложения. Письменная речь отражает здесь все дефекты устной речи. При семантической аграфии возникают трудности употребления определенных логико-грамматических конструкций.
|
q Ну что же, остается обсудить оптические формы аграфий.
Да. Главное при оптических аграфиях то, что графема нарушается как зрительный, зрительно-пространственный образ. Так, поражение нижнетеменных отделов приводит к оптико-пространственной аграфии, то есть у больного сохраняется графический образ буквы, но нарушается пространственное расположение ее элементов. Например, такой больной путает «в» и «б», «е» и «э», «п» и «и». Эти ошибки носят название литеральных пространственных параграфий. Поэтому при диагностике такого больного нейропсихолог должен попросить написать под диктовку похожие друг на друга в пространственном отношении буквы, слова с похожими буквами.
Другая форма оптической аграфии заключается в «...утере обобщенного оптического образа буквы, обозначающего конкретный звук. Графема <...> перестает выполнять функцию обозначения определенного звука» (Цветкова, 1988, с. 180—181). Такие больные могут ориентироваться в буквах только одного алфавита; затрудняются в выделении существенных компонентов (микрознаков) буквы, так как образ буквы размывается. Этот вид аграфии может наблюдаться в синдроме предметной агнозии.
q Мы обсуждали нарушения чтения, возникающие при поражениях правого полушария мозга, а могут ли при такой латерализа-ции патологического процесса возникать и нарушения письма?
Конечно. Во-первых, в письме могут обнаружиться проявления левостороннего пространственного игнорирования, то есть оно будет располагаться только в правой части листа или с заметным сдвигом вправо. Во-вторых, при самостоятельном письме или при списывании могут возникать «зеркальные» написания букв и ошибки вследствие перепутывания близких по зрительным признакам графем. В-третьих, у правополушарных больных появляются ошибки в «простых» вариантах письма, например, в написании ударных гласных.
|
q Следовательно, при поражениях правого полушария особым образом нарушаются и чтение, и письмо. А встречаются ли при правополушарных поражениях другие речевые нарушения?
Да. Об этом писал еще в 1962 году М. Кричли (Critchley, 1962). По его мнению, при поражении правого полушария часто возникает дизартрия, при грубых формах которой может иметь место обеднение речи. Может нарушаться творческая литературная работа (М. Кричли наблюдал это у профессиональных писателей). Обнаруживаются затруднения при поиске слов в памяти, которые компенсируются странными, паралогическими объяснениями и подробными комментариями. Удлиняются латентные периоды узнавания слов, как при зрительном, так и при слуховом предъявлении. Наблюдаются трудности усвоения нового лингвистического материала (там же). Но наиболее явное нарушение речи при поражениях правого полушария касается ее просодического аспекта. Просодия — это мелодический узор, образуемый вариацией громкости, ритма и ударения в произнесении, придающий определенное семантическое и эмоциональное значение речи (помимо словаря и грамматики). При поражении правого полушария может резко нарушаться восприятие речевых интонаций, особенно эмоциональных, и различение индивидуальных характеристик голоса, например, различение мужских и женских голосов (Monrad - Krohn, 1963; Котик, 1992).
q И последний вопрос. Как влияет на письмо дисфункция подкорковых образований мозга?
В этом случае вам с высокой степенью вероятности встретятся проявления дезавтоматизации, тремора, изменения размерности письма в виде микро - или макрографий. Если поражены подкорковые структуры в передних отделах мозга, то следует ожидать появления элементарных персевераций (то есть лишних элементов у букв). Характер изменений письма зависит и от латерализации патологического процесса. Если нарушена работа субкортикальных образований правого полушария, мы столкнемся с проявлениями левостороннего невнимания. При дисфункциях на субкортикальном уровне левого полушария в письме могут возникать отдельные фонетические замены (Корсакова, Московичюте, 1985).
|
Рекомендуемая литература
Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. — М.: Теревинф, 2002.
Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., Зайцев О.С., Гогитидзе Н.В., Ура-ков СВ. Односторонняя пространственная агнозия. — М.: Книга, 1996.
Климковский М. Нарушения слухо-речевой памяти при поражениях левой височной доли: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966.
Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. — Ростов-на-Дону: РГУ, 1992.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 315-365.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 287-288.
Лурия А.Р. Основы нейролингвистики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
Лурия А.Р., Соколов Е.Н., Климковский М. О некоторых нейродинами-ческих механизмах памяти // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 1967. Вып. 2. С. 195-201.
ЛурияА.Р., ЦветковаЛ.С Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания // Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики) / Под ред. А.А. Леонтьева. — М.: Наука, 1968. С. 219-233.
Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. Составители Е.Ю. Балашова и М.С. Ковязина, — М.: Генезис, 2010. С. 49-56.
Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. — М.: Изд-во Моск. унта, 1978.
Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. — М.: Просвещение, 1988.
Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. — М.: Просвещение, 1995.
Цветкова Л.С, Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
Цветкова Л.С, Кёчки М. Понимание речи и его нарушение при афазии // Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л.С. Цветковой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 45—69.
Critchley М. Speech and speech-loss in relation to the duality of the brain // Interhemispheric relations and cerebral dominance / V. Mountcastle (Ed.). — Baltimore (MD): Johns Hopkins University Press, 1962. P. 208-213.
|
Monrad-Krohn G.N. The third element of speech: Prosody and its disorders // Problems in Dynamic neurology / L. Halpern (Ed.). — Jerusalem: Hebrew University Press, 1963. P. 101-117.
Глава 12 МЫШЛЕНИЕ
Исследование этой психической деятельности с позиций нейропсихологического подхода сопряжено со значительными затруднениями (Лурия, 1973; Хомская, 1987). Мы думаем, это связано с тем, что мышление — очень сложный по строению, многокомпонентный процесс. Кроме того, существует много видов мышления, имеющих и общие характеристики, и существенные отличия. В разных классификациях выделяют математическое, наглядно-образное, вербально-логическое, конструктивное, творческое, репродуктивное мышление и т.п. Поэтому исследование этого психического процесса возможно только при условии четкого понимания того, какую его разновидность мы хотим изучать, и использования, глубоко продуманного методического комплекса. Надо также учесть, что функция мышления как бы интегрирует в себе работу других психических процессов — восприятия, внимания, памяти, воображения. Таким образом, корректная интерпретация особенностей мыслительной деятельности требует учета состояния этих разнообразных предпосылок. Системный характер нейропсихологической диагностики предоставляет нам такую возможность.
q Можно ли дать краткое, но емкое и универсальное определение мышления как объекта нейропсихологической диагностики?
Давайте попытаемся это сделать. По нашему мнению, нейропсихологическая диагностика исследует мышление как процесс решения разнообразных задач, процесс получения новых знаний, открытия новых закономерностей. Она позволяет уточнить, какие именно зоны и системы мозга обеспечивают те или иные этапы и уровни этого процесса, понять ту роль, которую играют в мыслительной деятельности мотивационные, регуляторные, нейродинамические, операциональные составляющие.
q В рамки этого определения вполне укладываются все перечисленные виды мыслительной деятельности. Надо полагать, что при построении методических приемов изучения мышления учитываются и характеристики его отдельных видов?
Конечно. Любой вид мышления исследуется с помощью специально сконструированных методик, в которых особым образом подбирается стимульный материал, моделируются необходимые для достижения результата действия и операции. Давайте обсудим по порядку эти методики.
q Особый интерес вызывает математическое мышление. Какие приемы применяются для его исследования? Не повлияют ли на успешность выполнения заданий индивидуальные различия в уровне развития математических способностей испытуемых?
|
При исследовании математического мышления целесообразно проверить, как испытуемый выполняет отдельные счетные операции (в пределах двух-трех десятков), серийное вычитание «от 100 по 7» или «от 100 по 13», как on решает арифметические задачи. Из самого перечня методик ясно, что никаких особых математических способностей для их выполнения не требуется — достаточно обладать знаниями, которые современные школьники получают в младших классах.
q Расскажите подробнее об исследовании отдельных счетных операций. Как предъявляются задания — устно или в печатномвиде?
Обычно устно, но вполне допустимо и зрительное предъявление. В разных вариантах нейропсихологического альбома обычно есть страница, на которой помещены образцы стимулов для исследования разрядного строения числа, примеры счетных операций в одно или в два действия, а также примеры, в которых специально пропущены знаки арифметических действий (см. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010). В этом последнем задании испытуемый должен догадаться, какое арифметическое действие было произведено, чтобы получился приведенный результат.
qПредставим, что в пробах на разрядное строение числа (она описана в главе про методики исследования зрительного восприятия) испытуемый допустил много ошибок. Имеет ли смысл в дальнейшем попытаться исследовать счетные операции?
Конечно, поскольку даже при дефицитарности пространственного фактора, лежащего в основе представлений о разрядном строении числа, некоторые виды счетных операций могут быть относительно сохранны (например, операции в пределах десятка или припоминание таблицы умножения).
q При каких локализациях поражений мозга будут наблюдаться наиболее выраженные нарушения выполнения счетных операций?
При поражениях височно-теменно-затылочной области (зоны ТРО) левого полушария мозга А.Р. Лурией и Л.С. Цветковой описана так называемая первичная акалькулия, обусловленная распадом пространственной основы счетных операций, которая возникает именно при поражениях этой области (Лурия, Цветкова, 1966; Лурия, 1973).
q Какие из перечисленных заданий, направленных на исследование отдельных счетных операций, считаются самыми сложными?
На наш взгляд, это задания, включающие два арифметических действия, операции с двузначными числами, а также те примеры, в которых пропущен знак арифметического действия, и его необходимо реконструировать, сопоставляя исходные числа и полученный результат.
q Вы упомянули два возможных варианта задания на серийное вычитание — «от 100 по 7» и «от 100 по 13». Их нужно использовать оба или можно ограничиться каким-либо одним?
Наиболее распространенным вариантом задания является вычитание «от 100 по 7». Он максимально информативен, поскольку включает два типа счетных операций: в пределах десятка (более простые) и с переходом через десяток (более сложные). Известно, что при поражениях правого полушария чаще наблюдаются ошибки в пределах десятка, при поражениях левого полушария — ошибки при переходе через десяток. Таким образом, если в исследовании будет выявлено преобладание того или иного типа ошибок, это поможет более точному определению латерализации патологического процесса.
q Как формулируется инструкция к этому заданию?
Испытуемого просят вычитать в уме «от 100 по 7» и называть психологу результат.
q Допустим, что испытуемый проговаривает все операции вслух (то есть переносит их из внутреннего плана речи во внешний). Можно ли расценивать это как ошибку?
Нет, если испытуемый считает правильно. Однако в протоколе обследования должен быть зафиксирован факт отступления от точного выполнения указаний психолога. Это может свидетельствовать либо о том, что данный вид психической деятельности вызывает у испытуемого определенные затруднения, либо о снижении регулирующей функции речевой инструкции.
q Какие особенности выполнения этого задания могут свидетельствовать о дефиците произвольной регуляции психической деятельности?
Прежде всего, это персеверации, дефицит контроля, недостаточная критичность к допускаемым ошибкам, а также упомянутое выше снижение регулирующего влияния речевой инструкции на выполнение задания. Такие симптомы характерны для поражений лобных отделов мозга; их можно расценивать как проявления «вторичной» акалькулии (Лурия, Цветко-ва, 1966).
q А какие ошибки возникают вследствие дефицита энергетического обеспечения деятельности?
Трудности включения в задание, колебания внимания (выражающиеся, например, в пропусках десятков), истощаемость. Отметим, что на качество выполнения задания может влиять и сужение объема психической деятельности в целом, ограничивающее возможности симультанного выполнения комплекса требуемых счетных операций и использования «рабочей» памяти.
q Скажите, пожалуйста, нужно ли точно регистрировать время выполнения пробы, например, с помощью секундомера?
Нет, методика этого не требует, хотя если испытуемый работает очень медленно, желательно отразить данную особенность в протоколе обследования. Точная регистрация времени выполнения, замедления или ускорения деятельности в зависимости от инструкций разного типа проводится в основном в контексте решения научно-исследовательских задач (см., например, Ениколопова, 1989, 1998).
q Теперь расскажите, пожалуйста, о решении арифметических задач. Как дается инструкция к этому заданию? Как предъявляются условия задачи — устно или в письменном виде?
Как правило, задачи предъявляются на слух. Конечно, это ставит испытуемого перед необходимостью запоминать условия, но вместе с тем побуждает активнее и быстрее в них ориентироваться. Обычно нейропсихолог проверяет, усвоил ли испытуемый условия задачи, и при необходимости повторяет их. Зрительное предъявление условий (например, на специальном бланке) осуществляется только в случаях нарушений слухового восприятия или слухоречевой памяти.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!