Q А какой протяженности обычно бывает этот интервал? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Q А какой протяженности обычно бывает этот интервал?

2022-09-11 22
Q А какой протяженности обычно бывает этот интервал? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сразу же отметим, что предъявляется не один интервал, а несколько — это позволяет повысить достоверность результа­тов. Относительно их длительности жестких правил нет. Мы обычно предъявляем интервалы длиной в 5, 10, 15 секунд.

q Именно в такой последовательности? И сколько раз предъявля­ется каждый интервал?

Нет, последовательность предъявления может быть разной, например, 10, 5, 15 секунд или 15, 5, 10 секунд. Каждый интер­вал предъявляется однократно. Однако если вас интересует ди­намика показателей, можно предложить испытуемому для оцен­ки разные последовательности интервалов в начале и в конце обследования. Таким образом, удается получить информацию о влиянии утомляемости или «врабатываемости» на точность оценки. Кстати, по нашим наблюдениям, в большинстве слу­чаев точность повторной оценки таких коротких «пустых» ин­тервалов несколько повышается.

Q А почему вы называете их «пустыми»?

Это общепринятый термин в психологической литературе. Им обозначаются интервалы, не заполненные какой-либо иной деятельностью, кроме самого отсчета времени.

q Есть ли какие-нибудь данные об оценке таких интервалов в нор­ме и при локальных поражениях мозга?

Прежде всего, следует отметить, что исследования в этой об­ласти (особенно нейропсихологические) пока относительно не­многочисленны, фрагментарны, зачастую выполнены на не­больших выборках испытуемых. Однако кое-какую информа­цию из них почерпнуть можно.

У психически здоровых испытуемых характер оценки «пус­тых» коротких интервалов, по-видимому, зависит от ряда фак­торов: от возраста, пола, уровня тревожности, от индивидуаль­ных особенностей. Если говорить о точности оценки, то она максимальна во взрослом возрасте; у младших школьников, подростков и пожилых испытуемых точность оценки хуже. Жен­щины оценивают такие интервалы менее точно, чем мужчины. Данные о влиянии ситуативной и личностной тревожности крайне противоречивы — в экспериментах констатируется как позитивное, так и негативное влияние этого фактора на точность оценки. Дети младшего школьного возраста с накоплением при­знаков левостороннего доминирования оценивают интервалы менее точно, чем правши. Возможно, это соотносимо с теми трудностями, которые наблюдаются у них при формировании пространственных представлений и навыков. Аналогичные тен­денции прослеживаются и у взрослых испытуемых (Балашова, Портнова, 2006; Вяхирева, Балашова, 2009; Кулешова, Балашова, 2010; Вороненко, 2005; и др.).

Что касается мозговых коррелятов, то у больных с дисфун­кциями правого полушария наблюдается склонность оценивать подобные интервалы как более длительные, чем на самом деле. При поражениях левого полушария интервалы чаще недооце­ниваются.

Q Какие еще приемы оценки временных интервалов используются в нейропсихологической диагностике?

Последний прием, о котором имеет смысл поговорить под­робнее, это отмеривание субъективной минуты. Он использу­ется давно, но и сегодня широко применяется в психологи­ческих и клинических исследованиях (Яровицкий, Батурин, 1991; Айрапетов, Зимина, 1999; Симуткин, 2000; и др.). На ка­федре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова были защищены две кандидатские диссертации, в которых анализировались особенности отме­ривания субъективной минуты при психических расстройствах и при локальных поражениях мозга (Карпова, 1987; Осьмина, 1991).

Q Какая инструкция дается испытуемому?

Чаще всего его просят при щелчке секундомера (который включает психолог) начать отмеривать минуту и сказать, когда она закончится. Другой вариант действий: испытуемый сам включает секундомер (понятно, что при этом циферблат зак­рыт), отмеривает минуту и выключает секундомер, когда она, по его мнению, истекла (Осьмина, 1991). Иногда предваритель­но испытуемому задается вопрос: «Представляете, сколько длит­ся минута?»

q А зачем? Это ведь общеизвестно!

Такой вопрос обычно задается при нейропсихологическом обследовании детей младшего школьного возраста или больных с наличием отчетливых симптомов мнестико интеллектуального снижения. В первом случае мы можем столкнуться с несформированностью сведений о единицах измерения времени, во втором — с распадом хронометрических представлений.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.