Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-09-11 | 20 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
По двум причинам. Во-первых, потому что она осуществляется без опоры на реальное, объективное средство измерения времени — без опоры на часы. Однако имейте в виду, что в этой оценке, вне всякого сомнения, присутствует использование особых «психологических орудий» (по терминологии Л.С. Выготского). Это определяемые культурой и формирующиеся в онтогенезе представления о единицах измерения времени и их протяженности. Так что в определенном смысле она является и опосредствованной. Во-вторых, если говорить об оценке продолжительности занятия, то она проводится сразу после его окончания, то есть является именно непосредственной, а не отсроченной.
Кроме того, к подобной оценке времени отчасти применим эпитет «непроизвольная»: ведь испытуемого в начале обследования не предупреждают о том, что ему придется оценивать его продолжительность.
q Вы говорите об использовании «психологических орудий». Но ведь в успешности оценивания продолжительности обследования играют роль и биологические факторы, связанные с ритмами живого организма...
Вы имеете в виду «биологические часы»? Да, точность оценивания временных интервалов зависит и от них. Работа «биологических часов» давно привлекает внимание биологов, физиологов, психологов (Багрова, 1980; Биологические ритмы, 1984; Хронобиология и хрономедицина, 1989; Портнова, Балашова, Вартанов, 2006). В частности, психологические исследования выявляют возрастные и тендерные различия в их функционировании (Балашова, Портнова, 2006; Вяхирева, Балашова, 2009; Кулешова, Балашова, 2010). Но не будем отвлекаться!
q Хорошо. Если мы спрашиваем испытуемого о продолжительности обследования, то, наверное, можно задать ему вопрос и о времени выполнения отдельного задания?
|
Конечно, такой прием тоже используется. С его помощью можно получить интересные данные о том, каковы различия в точности оценок длительных и коротких периодов времени, как влияет на нее характер выполняемой деятельности.
Когда проводится оценка продолжительности обследования, речь идет о длительном периоде времени (обычно это час-полтора), заполненном работой над различными заданиями. Когда оценивается продолжительность выполнения одного задания, мы имеем дело с более коротким отрезком времени, который заполнен одной деятельностью. 112 НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
q Может ли характер и точность оценки времени выполнения задания зависеть от того, интересно оно испытуемому или нет, легкое оно или трудное?
Да, конечно. Например, исследование младших школьников показало, что они точнее оценивают время рисунка, чем письма; более того, в оценке времени рисунка раньше появляется типичная и для взрослого возраста тенденция к некоторой недооценке продолжительности рисования (Вяхирева, Балашова, 2009). Мы объяснили эти феномены тем, что рисование раньше развивается в онтогенезе и чаще доставляет детям удовольствие, чем письмо.
q Существует и такой метод исследования восприятия времени, как оценивание длительности определенного стимула. Расскажите о возможностях его применения.
Да, такой метод существует. Например, он был использован в исследовании Е.В. Осминой (1991). Оценивались слуховые стимулы частотой 1000 Гц, громкостью 60 ДБ и длительностью от 1500 до 2500 миллисекунд. Испытуемый должен был запоминать эталонный стимул, предъявлявшийся не менее 10 раз, а затем сопоставлять его с другими стимулами, предъявляющимися то в правое, то в левое ухо. Задача состояла в определении того, является ли каждый переменный стимул более коротким, чем эталонный, более длинным или равным ему (Осмина, 1991). Мы специально привели подробное описание метода, чтобы вы почувствовали: он применим исключительно в контексте экспериментального научного исследования. Его включение в комплекс методов обычного диагностического обследования едва ли реально.
|
А теперь вернемся к обсуждению подходящих нам диагностических приемов. Мы говорили о непосредственной оценке протяженности временных отрезков, заполненных какой-либо деятельностью. Еще один широко используемый способ — оценка интервала между двумя щелчками кнопки секундомера. Испытуемого просят сказать, сколько времени прошло между двумя щелчками.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!