История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-09-11 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Да, предлагаемые задачи различны по степени сложности (Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010). Примером относительно простой задачи является следующая: «Хозяйка за пять дней тратит двадцать литров молока. Сколько она тратит за неделю?» А вот одна из сложных задач: «Сыну пять лет. Через пятнадцать лет отец будет старше сына в три раза. Сколько лет отцу сейчас?»
qСкажите, а как испытуемый должен решать задачи — устно или письменно?
Решение «в уме» предпочтительнее, однако в случае затруднений можно разрешить испытуемому воспользоваться карандашом и бумагой.
q Предположим, испытуемый дал правильный ответ. Достаточно ли этого, чтобы считать выполнение методики законченным?
Нет. Даже услышав верный ответ, нужно обязательно попросить испытуемого рассказать о том, как он решал задачу, какова была последовательность его действий. Необходимость такого вопроса объясняется существованием особых нарушений мышления, при которых больным недоступны реконструкция и ретроспективный анализ собственных, только что совершенных действий и операций. В клинике локальных поражений мозга такие симптомы описаны при поражениях передних отделов правого полушария.
q Какие этапы решения задач будут проблемными для испытуемых при поражениях лобных отделов мозга?
Это этапы активной ориентировки в условиях формирования программы решения, сличения полученного результата с исходными данными. Кроме того, практически на любом этапе деятельности у лобных больных могут отмечаться симптомы, указывающие на недостаточность мотивационного обеспечения, контроля, критичности к допускаемым ошибкам.
|
q Допустим, испытуемый не в состоянии решить задачу. Может ли психолог в случае серьезных затруднений предложить ему помощь? Если да, то в какой форме?
Психолог может дополнительно разъяснить условия задачи, способ ее решения и даже проделать весь путь решения вместе с испытуемым. Затем он должен предложить ему новую задачу с другими условиями, требующую аналогичного хода рассуждений, для самостоятельного решения. И оценить, как испытуемый с ней справляется. Только тогда будет получена достаточная информация о состоянии данного вида мышления (в частности, в звене программирования и мотивационного обеспечения).
q Теперь поговорим о методиках исследования разновидности дискурсивного мышления — наглядно-образного.
Как вы помните, дискурсивное мышление — это такая форма логической, понятийной мыслительной деятельности, в которой происходит последовательный перебор различных вариантов решения задачи. В нейропсихологической диагностике для исследования наглядно-образного дискурсивного мышления применяются задачи на понимание содержания отдельных или серийных сюжетных картинок. Это, например, картинки, которые нейропсихологи между собой называют «Разбитое окно» и «Осторожно», некоторые серии картинок художников Н. Радлова, В. Чижикова, X. Бидструпа и т.п. (Рис. 11).
q Как дается инструкция при работе с сюжетными картинками?
Испытуемого просят ознакомиться с изображенной на картинке ситуацией и рассказать, что случилось. Иногда психолог просит составить короткий рассказ. Такая формулировка задачи предъявляет особые требования к способностям испытуемого обобщить ситуацию, передать ее суть, избегая излишней детализации.
q Допустим, испытуемый не может самостоятельно разобраться, что произошло. Как действовать в этом случае?
По возможности помочь испытуемому наводящими вопросами или попытаться привлечь его внимание к важным для понимания сюжета деталям изображения.
|
Рис. 11. Примеры сюжетных картинок
q А если испытуемый выдвигает ошибочную версию?
В этом случае психолог должен по меньшей мере задать испытуемому вопрос о наличии других возможных объяснений происходящих на картинке событий, указать на логические ошибки и противоречия в рассуждениях, обратить его внимание на важные детали, по каким-либо причинам не учтенные в интерпретации картинки.
q При локальных поражениях мозга понимание содержания сюжетных картинок часто затруднено. По каким причинам оно нарушается при поражениях задних отделов правого полушария?
Здесь на первый план выступают гностические нарушения. Например, у больных с поражениями правого полушария часто встречаются проявления зрительного «невнимания» клевой половине пространства или выраженного левостороннего игнорирования. Это серьезно затрудняет понимание сюжетных картинок «Разбитое окно» и «Осторожно», поскольку наиболее значимые для осмысления ситуации элементы изображения находятся именно в левых частях картинок. При анализе содержания серийных картинок у правополушарных больных может наблюдаться неверное понимание последовательности происходящих событий вследствие нарушений нормативной (слева направо) стратегии сканирования зрительного поля. Кроме этого, при поражениях правого полушария могут иметь место проявления дефицита симультанных синтезов, затрудняющие целостное «схватывание» изображенной ситуации, а также пара-гнозии «по сходству» при опознании отдельных элементов картинок. Примером такой парагнозии может быть ошибочное опознание снежка в руке прячущегося мальчика (картинка «Разбитое окно») как яблока или мячика.
q А какие ошибки в этих пробах характерны для больных с поражениями лобных отделов мозга?
Обычно это импульсивное выдвижение нелепых, неадекватных гипотез, которые плохо доступны коррекции даже с помощью психолога. При анализе некоторых серийных сюжетных картинок (особенно это относится к рисункам X. Бидструпа) у лобных больных может наблюдаться непонимание юмористического колорита ситуации, ее эмоционального подтекста.
q Следует ли обращать внимание на особенности речевого оформления рассказа по сюжетным картинкам?
Конечно. Речевая адинамия, трудности подбора существительных или глаголов в рассказе, наличие парафазии, неверное употребление предлогов или падежных согласований, другие нарушения грамматического и синтаксического аспектов речи являются четким указанием на наличие симптомов той или иной афазии. С другой стороны, речевая расторможенность, многословие могут свидетельствовать как о склонности больного к резонерству вследствие личностно-мотивационных нарушений, так и о дисфункциях передних отделов субдоминантного (по речи) полушария мозга.
|
qПеречислите, пожалуйста, задания для исследования вербаль-но-логического мышления.
Это задания на понимание смысла определенных речевых конструкций, фраз, текстов, переносного смысла пословиц, метафор, на решение вербальных задач с помощью логического вывода и/или обобщения. Ряд подобных методик опубликован в монографии С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1998).
q Как предъявляется стимульный материал к этим заданиям — зрительно или на слух?
Возможно и зрительное, и слуховое предъявление. Например, понимание смысла рассказов при слуховом или зрительном предъявлении можно оценить в рамках исследования модально-специфических форм вербальной памяти (см. главу 9). Для этого целесообразно не только проанализировать полноту и логику построения воспроизведения, но и попросить испытуемого сформулировать мораль рассказа.
qА какие задания направлены на исследование понимания речевых конструкций?
Это задания, в которых анализируется понимание так называемых пространственных и квазипространственных речевых конструкций. Мы подробно описывали их в главе 11, посвященной методикам исследования речевых функций. Напомним вкратце, что в данном случае имеются в виду не только речевые конструкции с предлогами и наречиями, отражающими пространственные отношения (в, на, под, над, справа, слева, спереди, сзади). К квазипространственным относятся и конструкции родительного падежа, атрибутивные, сравнительные конструкции, конструкции с инверсиями, конструкции, отражающие определенные физические закономерности или временные соотношения.
|
q Как увидеть, что испытуемый понимает такие речевые конструкции?
Существуют различные возможности. Первая: испытуемый выбирает правильный вариант конструкции из двух предложенных («Земля освещается Солнцем» и «Солнце освещается Землей»). Вторая: испытуемый из нескольких вариантов соотношений двух или более предметов, геометрических фигур, персонажей выбирает тот, который описывается определенной речевой конструкцией. Третья: испытуемый рисует по речевой инструкции две или три геометрические фигуры, связанные пространственными отношениями. Четвертая: испытуемый объясняет смысл речевой конструкции, привлекая для этого необходимые ассоциации. Все перечисленные возможности достаточно четко демонстрируют нам, понятен ли испытуемому соответствующий речевой оборот.
q Напомните, пожалуйста, при каких локализациях мозгового поражения нарушается понимание таких конструкций?
Наиболее яркие нарушения наблюдаются у больных с семантической афазией (с поражением зоны ТРО левого полушария мозга).
q А как можно исследовать понимание фраз и текстов?
Один из способов мы уже описали (см. выше). Однако следует предупредить, что при оценке качества пересказа фразы или текста по памяти нужно обязательно учитывать состояние мнестической функции. Именно оно существенно повлияет на многие характеристики этого пересказа. Человек может хорошо понять текст, но будет не в состоянии правильно пересказать его из-за нарушений памяти. Поэтому на начальных этапах исследования понимания фраз или текстов необходимо по возможности исключить требование их воспроизведения по памяти. Пусть фраза или текст будет перед глазами испытуемого, а психолог задает ему целенаправленные вопросы, позволяющие оценить, понятно ли ему общее содержание или смысловые нюансы воспринимаемого вербального материала.
Другой достаточно распространенный прием — это выбор из нескольких вариантов картинок той, в которой отражено содержание фразы или текста.
Наконец, существует методика, в которой испытуемому предлагаются напечатанные фразы или тексты с пропущенными словами (Рубинштейн, 1998). Он должен заполнить пробелы. Правильный подбор пропущенных слов (они могут относиться к разным частям речи) возможен только в случае понимания смысла фразы или текста.
q Теперь поговорим об исследовании понимания метафор и пословиц. Оно проводится с использованием тех же приемов?
Да, отчасти. Но следует иметь в виду, что здесь исследуется именно понимание переносного смысла, подтекста. Испытуемый должен уловить смысл, скрытый за конкретными образами и ситуациями, логично объяснить, о каких закономерностях, явлениях, качествах личности и характера идет речь в пословице или метафоре.
|
Возможен и другой способ: испытуемому предлагается набор из нескольких фраз, и он должен выбрать ту, которая в максимальной степени соответствует переносному смыслу определенной пословицы или метафоры (Рубинштейн, 1998).
q При какой локализации поражения мозга наиболее отчетливо проявляются нарушения понимания именно переносного смысла, подтекста речи?
Такие нарушения описаны в синдроме динамической афазии при поражениях левой лобной области (Цветкова, Кёчки, 1975; Цветкова, 1995).
q Понимание переносного смысла, подтекста речи (как и юмора) — это способность, которая различается у разных людей и зависит от многих факторов. Так ли это?
Вы абсолютно правы. Возможность понимать переносный смысл и подтекст речевых сообщений зависит от образовательного уровня, от культурно-исторических факторов, от возраста человека, от частоты употребления конкретной пословицы или метафоры в языке. Например, люди с низким образовательным уровнем чаще испытывают затруднения при объяснении переносного смысла пословиц, чем люди с высшим образованием. Что касается влияния культурно-исторических условий, то можно указать на следующие факты. Известно, что в Средние века люди куда чаще употребляли пословицы, чем наши современники (Хейзинга, 1988). Для них это было значимым способом подтверждения своей принадлежности к определенному сообществу (гильдии, клану, сословию, городу), приверженности его правилам и нормам. Пословицы были настолько популярны, что поэты даже сочиняли длинные стихотворения, составленные сплошь из пословиц. Приведем фрагмент такого стихотворения.
Баллада пословиц
Калят железо добела,
Пока горячее — куется;
Пока в чести — звучит хвала,
Впадешь в немилость — брань польется;
Пока ты нужен — все дается,
Не нужен, станешь — ничего!
Недаром издавна ведется:
Гусей коптят на Рождество.
Молва, что новая метла, Метет, пока не обобьется; Кто пустит в огород козла, Пускай с капустой расстается; Повадился кувшин к колодцу -Поди-ка, удержи его, Покуда сам не разобьется! Гусей коптят на Рождество.
(Вийон Ф.)
Для жителя России затруднительно объяснение многих пословиц и метафор, которые привычны и понятны англичанам или французам. Если говорить о возрастных факторах, то, по нашим наблюдениям, взрослые и пожилые испытуемые понимают пословицы и метафоры лучше, чем современные дети младшего школьного и подросткового возраста. При проведении нейропсихологического консультирования нам довольно часто приходится сталкиваться с явлениями тотальной несформированности понимания переносного смысла пословиц, метафор, загадок. Дети не могут объяснить, что означают выражения: «Сто одежек и все без застежек» (считают, что это тыква или картошка), «Без окон, без дверей, полна горница людей», «Любопытный красный нос по макушку в землю врос» (говорят, что это помидор). На вопрос о том, что такое железный характер, ребенок может ответить: «Это у поездного». — «То есть?» — «Ну, у того, кто водит поезда». — «И где у него железный характер?» — «Это колеса, вагоны». — «А про какого человека можно сказать, что у него каменное сердце?» — «Про строителя, он из камней строит...»
Вот еще один вариант объяснения последней метафоры: «Это здоровое, крепкое сердце». Иногда даже студенты признаются, что не понимают смысла некоторых пословиц типа «Цыплят по осени считают», «Не красна изба углами, а красна пирогами». Видимо, эти трудности понимания связаны с изменениями в системе жизненных ценностей, с утратой представлений об особенностях временного развертывания ряда природных и хозяйственных процессов. Возможно, для исследования нынешних молодых людей лучше подбирать другие пословицы.
q Понятно. Из ваших слов можно сделать вывод о том, что статистически достоверные нормативные данные о том, как понимают переносный смысл пословиц, метафор, загадок современные люди, отсутствуют. По-видимому, таких нормативов не было и в прошлом?
Увы, это так. Но вероятно, всегда присутствует некий культурный контекст, характерный для определенного временного периода, и на него можно опереться.
q Не могли бы вы все-таки привести примеры простых и более сложных пословиц?
Конечно, хотя здесь мы едва ли будем свободны от некоторой субъективности суждений. К относительно простым и часто употребляемым пословицам можно отнести такие: «Куй железо, пока горячо», «Не в свои сани не садись», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Любишь кататься — люби и саночки возить». А вот примеры более сложных пословиц, которые употребляются реже: «Не ищи зайца во бору — он на опушке», «И сладким пирожком можно больно по губам ударить», «Лежа на печи, беды не выспишь», «За деревьями леса не видит».
q Вы говорили о том, что при локальных поражениях мозга (точнее, его лобных отделов) может нарушаться понимание юмора. Какие приемы выявляют эти нарушения?
Это могут быть задания, направленные на исследование различения юмористических и нейтральных вербальных стимулов или оценки (анализа) причинно-следственных связей в юмористических изречениях (Kaplan, Browne I, Jacobs, Gardner, 1990; Shammi, Stuss, 1999). Примером такого задания является разработанная М.С. Ковязиной и М.А. Каган (2008) методика «Оценка юмористических утверждений», включающая 38 юмористических фраз и 12 нейтральных. Испытуемый должен был прослушивать фразы и оценивать, в какой степени каждая фраза является смешной. Использовались оценки от 0 (несмешная) до 5 баллов (очень смешная). Больные с поражениями правого полушария часто оценивали нейтральные фразы так же высоко, как и смешные. Они в ряде случаев плохо учитывали целостный контекст, проявляли нечувствительность при выборе той или иной оценки, давали фрагментарные, ситуационные объяснения смыслу утверждений. Такие результаты могут объясняться повышением эмоционального фона и трудностями восприятия прямой активной формы высказывания при поражениях правого полушария. У больных с поражениями левого полушария, наоборот, при некотором снижении эмоционального фона наблюдалась недооценка смешных фраз (там же).
q Можно ли применять при нейропсихологическом обследовании методики, созданные патопсихологами для изучения особенностей вербально-логического мышления при психических расстройствах? Имеются в виду такие методики, как простые и сложные аналогии, предметная классификация, сравнение понятий, исключение лишнего.
Да, это вполне допустимо. Однако следует учесть, что использование подобных методик нецелесообразно, если у больного имеют место речевые или гностические расстройства. Зато представляется очень интересным их применение при локальных поражениях лобных отделов мозга с целью углубления наших знаний об особенностях нарушений мыслительной деятельности при различных вариантах лобного синдрома.
q А какие методики применяются для изучения конструктивного мышления?
Это такие методики, как «кубики Кооса», «куб Линка». Есть специальные методики, изучающие мысленное вращение трехмерных объектов разной сложности (Shepard, Metzler, 1971; Shepard, 1978). Основное содержание этих методик составляют разнообразные пространственные операции, осуществляемые либо с реальными (материальными) стимулами, либо в умственном плане.
Методика «кубики Кооса» состоит из 9 одинаковых кубиков. Четыре грани каждого кубика окрашены в разные цвета: белый, красный, желтый, синий. Две остальные грани делятся пополам по диагонали. На одной из этих граней одна половина окрашена в красный цвет, другая — в белый; на другой грани одна половина окрашена в желтый цвет, другая — в синий. Испытуемый должен выложить из кубиков узор (А. Р. Лурия называл его конструкцией) по образцу, состоящему из отдельных блоков. Особенностью этого узора является то, что элементы, на которые распадается узор в непосредственном восприятии, не соответствуют элементам, из которых он должен быть реально составлен. Сложность и объем предлагаемых для воспроизведения узоров могут варьировать: узор может состоять из четырех или из девяти кубиков, быть симметричным или асимметричным.
В методике «куб Линка» испытуемому дается задача построить большой куб определенного (например, желтого) цвета из 27 маленьких кубиков, из которых 8 имеют три желтые стороны, 12 — две желтые стороны, 6 — одну желтую сторону и 1 — ни одной желтой стороны.
В монографии А. Р. Лурии «Основы нейропсихологии» подробно описаны своеобразные нарушения выполнения этих конструктивных проб при поражениях лобных и теменно-затылоч-ных отделов мозга (Лурия, 1973).
q Известно, что задания на пространственное мышление включены в тест Амтхауэра? Так ли это?
Тест Амтхауэра (сокр. TSI) разработан немецким психологом Рудольфом Амтхауэром для определения коэффициента интеллекта (см. Блейхер, Бурлачук, 1978). Он включает задания на вербально-логическое мышление, память, математическое мышление, пространственное воображение и др. Перечисленные выше виды интеллекта группируются в вербальный, математический и конструктивный комплексы; затем строится обобщенный профиль результатов. Поскольку выполнение теста занимает около 60 минут, его включение в нейропсихологическое диагностическое обследование вряд ли целесообразно. Однако чтобы ответить на ваш вопрос, опишем хотя бы вкратце задания, которые используются для тестирования пространственного мышления и воображения. Например, приводится одна разделенная на части фигура. Следует найти среди нескольких других фигур ту, которая соответствует первоначальной фигуре, если ее части мысленно соединить. В другом задании используются рисунки куба в различных положениях. Кстати, похожий методический прием был применен С.Г. Гаджиевым и Т.Ш. Гагошидзе при изучении того, как больные с локальными поражениями мозга могут осуществлять мысленное конструирование куба по его двухмерной развертке или мысленное вращение куба на 90°, 180°, 270° (Гагошидзе, 1984; Гагошидзе, Хомская, 1983; Гаджиев, 1966). Особенно грубые нарушения выполнения таких мыслительных задач отмечаются у больных с поражением лобных долей, правой теменно-затылочной области мозга или некоторых подкорковых образований правого полушария.
q В начале разговора вы упомянули о творческом мышлении. Известно, что в процессах творческого мышления значимую роль играет воображение. Изучает ли мозговую организацию творческого мышления и воображения современная нейропсихология?
Да, в последние годы нейропсихологи за рубежом и в России начали исследовать творческое мышление и воображение. Эти исследования проводятся с использованием как традиционных, так и сравнительно новых методических приемов. К давно известным методикам можно отнести «Пиктограмму», первоначально предложенную для изучения опосредствованного запоминания, отношений памяти и мышления, характера ассоциаций и эмоционально-личностной сферы испытуемых. Сегодня эта методика используется для исследования процесса визуализации понятий, являющегося важным аспектом воображения.
Следует также упомянуть Образную батарею теста Е. Торренса (см. Туник, 1998). Ее субтесты представляют собой бланки, на которых изображены различные фигуры и линии неопределенной формы. Задача испытуемого в обобщенном виде заключается в том, что он должен, используя цветные карандаши, за определенное время структурировать данную ситуацию неопределенности в конкретные изображения, по возможности оригинальные и необычные.
q Расскажите об этой методике поподробнее.
Пожалуйста. Обследуемым предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве отправной точки необходимо использовать определенный элемент. Этот элемент представляет собой цветное овальное пятно, напоминающее довольно обычные предметы. Испытуемому дается следующая инструкция: «Возьмите цветную фигуру и придумайте любое изображение, частью которого могла бы стать эта фигура. Вы можете нарисовать любой предмет или целый рассказ. Приклейте эту фигуру на листе в любом месте, а затем дорисуйте ее карандашами так, чтобы получилась задуманная вами картинка. Рисовать можно и внутри, и за пределами наклеенной фигуры. Постарайтесь придумать такую картинку, которую никто другой придумать не сможет. Дополните ее разными деталями так, чтобы получилась как можно более интересная и увлекательная история. Когда вы закончите свой рисунок, придумайте к нему название и запишите его внизу страницы. Постарайтесь, чтобы название было интересным, необычным и помогло понять то, что вы нарисовали». На выполнение этого задания отводится 10 минут. Обработка результатов (включающая и балльную оценку) производится по следующим параметрам: оригинальность, разработанность, абстрактность названий. Применение этой методики для изучения больных с мозговыми поражениями, вероятно, позволит выявить различные нарушения тех аспектов мыслительной деятельности, которые связаны с воображением. Заметим, что пока эта интересная методика, как и некоторые другие тесты, описанные выше, применяются в основном в научно-исследовательских работах, а не при проведении комплексного неиропсихологического обследования больных с локальными поражениями мозга.
Рекомендуемая литература
Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1978.
Вийон Ф. Стихи. - М.: ГИХЛ, 1963.
Гагошидзе Т.Ш. Нарушение наглядно-образного мышления у больных до и после стереотаксических операций на подкорковых образованиях головного мозга (VL-ядре зрительного бугра): Автореф. дис.... канд. психол. наук. — МГУ, 1984.
Гагошидзе Т.Ш., Хомская Е.Д. Нейропсихологические исследования наглядно-образного мышления // Вопросы психологии. 1983. № 4. С.119-127.
Гаджиев С.Г. Нарушение наглядной интеллектуальной деятельности при поражении лобных долей мозга // Лобные доли и регуляция психических процессов / Под ред. А.Р. Лурии, Е.Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. С. 618-640.
Ениколопова Е.В. Методы изучения динамических характеристик интеллектуальной деятельности в норме и у больных с локальными поражениями мозга // Новые методы неиропсихологического исследования / Под ред. Е.Д. Хомской и др. — М.: ИП АН СССР, 1989. С. 51-62.
Ениколопова Е.В. Динамические характеристики психических процессов и их роль в нейропсихологической диагностике // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. С. 131-138.
Ковязина М.С., Каган М.А. Восприятие юмора больными с локальными поражениями мозга // Вопр. психол. 2008. № 2. С. 74—82.
Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. — М.: Академия, 2003. С. 98-108.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 103-106, 137-142, 184-187, 241-250, 378-395.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 161-167, 203-212, 307-320.
Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. — М.: Просвещение, 1966.
Неиропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы / Составители Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. — М.: Генезис, 2010. Листы 36-47, 50-70.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб.: ЛЕНАТО, 1998.
Туник ЕЕ Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. — М.: ИМАТОН, 1998.
Хейзинга Й. Осень Средневековья. — М.: Наука, 1988.
Хомская ЕД. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 185— 200.
ЦветковаЛ.С. Мозг и интеллект. — М.: Просвещение, 1995.
Цветкова Л.С., Кёчки М. Понимание речи и его нарушения // Проблемы афазии и восстановительного обучения. — М.: Изд-во Моск. унта, 1975. С. 45-69.
Kaplan J. A., Browne// H. H., Jacobs J. /?., Gardner H. The effects of right hemisphere damage on the pragmatic interpretation of conversational remarks // Brain and Language. 1990. № 38. P. 315-333.
ShammiP., Stuss D. T. Humor appreciation: a role of the right frontal lobe // Brain. 1999. № 122. Pt. 4. P. 657-666.
ShepardR.N. The mental image // American Psychologist. 1978. Vol. 33. P. 125-137.
Shepard R.N., MetzlerJ. Mental rotation of three-dimensional objects // Science. 1971. V. 171. P. 701-703.
Часть III
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!