Q Второй вопрос: сколько раз нужно предъявлять слова? — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Q Второй вопрос: сколько раз нужно предъявлять слова?

2022-09-11 36
Q Второй вопрос: сколько раз нужно предъявлять слова? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жестких универсальных указаний на этот счет нет. В лю­бом случае слова предъявляются до тех пор, пока испытуемый не заучит их или пока у психолога не сформируется четкое пред­ставление о характере кривой заучивания (и соответственно о механизмах нарушений памяти). Поэтому взрослому психичес­ки здоровому испытуемому может быть достаточно трех-четырех предъявлений. Для исследования больного с нарушениями мнестической функции может потребоваться до 7—10 предъяв­лений (Рубинштейн, 1998). Даже если в результате такого зна­чительного количества предъявлений материал не заучен пол­ностью, выполнение методики можно закончить.

q Третий вопрос: в протоколе фиксируются все слова, воспроиз­веденные больным при каждом предъявлении, или только те, ко­торые он припомнил правильно?

Обязательно фиксируются все слова. Обращаем ваше вни­мание на то, что недостаточно фиксировать только количество слов, должна присутствовать буквальная запись ответов испыту­емого. Именно благодаря такой записи осуществляется каче­ственный анализ допущенных ошибок. Вместе с тем в обработке результатов методики используются и количественные показа­тели: они позволяют построить «кривую заучивания», показыва­ющую продуктивность и динамику процесса запоминания.

q Четвертый вопрос: нужно ли просить, чтобы испытуемый за­поминал порядок слов?

Нет. Такое дополнение инструкции не имеет особого смыс­ла, если мы исследуем здоровых испытуемых или больных с пси­хическими расстройствами. В нейропсихологическом контек­сте такой прием в принципе информативен, но чрезмерно ус­ложняет и без того сложную методику. Далее мы расскажем о том, как он используется при запоминании меньшего объема материала.

q Пятый вопрос: в этой методике предполагается только непос­редственное заучивание слов или и отсроченное воспроизведе­ние после пустой паузы либо выполнения других заданий?

В уже упомянутой нами книге С.Я. Рубинштейн (1998) ука­зывается, что необходимо выполнить отсроченное воспроизве­дение через час после заучивания. Это позволяет уточнить, на сколько прочно материал сохраняется в памяти. Однако, по на­шим наблюдениям, интервал между заучиванием и воспроиз­ведением может быть и меньше. Иногда психологи ограничи­ваются тестированием только фазы заучивания.

q А можно ли отсроченное воспроизведения заменить узнава­нием?

Как правило, речь идет о воспроизведении. Но такой при­ем, как узнавание запомненных стимулов среди дистракторов (так называются стимулы, которые не предъявлялись испытуе­мому при запоминании), становится интересным и информа­тивным для нейропсихологов, если стоит задача исследования мозговой организации процесса узнавания и/или латеральных различий в церебральном обеспечении мнестической функции.

q И последний вопрос: как нарушается выполнение этой методи­ки при поражениях мозга различной локализации?

При поражениях срединных структур мозга характер кри­вой заучивания может быть достаточно близок к показателям здоровых испытуемых, хотя, как правило, у больных несколько ниже продуктивность воспроизведения и им требуется больше предъявлений для полного заучивания материала (Лурия, 1974). Однако показатели отсроченного воспроизведения у них зна­чительно ниже, чем у здоровых испытуемых, что свидетельствует о патологической тормозимости следов памяти.

При поражениях лобных долей мозга вследствие дефицита мотивационного обеспечения и инертности психических про­цессов кривая заучивания приобретает форму «плато», а среди воспроизводимых слов достаточно часто возникают побочные включения вследствие снижения возможностей избирательно­го припоминания.

При поражениях левой височной области мы столкнемся с первичными, модально-специфическими нарушениями слухо-речевой памяти, проявляющимися в первую очередь сужением ее объема, повышенной тормозимостью следов, особыми нару­шениями избирательности воспроизведения.

q Расскажите, пожалуйста, какие методики используются для ди­агностики состояния слухоречевой памяти?

Это заучивание 5 (6) слов, двух групп по 3 или по 2 слова, двух предложений, двух небольших рассказов (Лурия, 1974; Лу­рия, Коновалов, Подгорная, 1979; Кроткова, Карасева, Найдин, 1983; Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.