Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-09-11 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вы прекрасно понимаете, что фактор объема материала влияет на успешность его запоминания. Поэтому увеличение объема, как правило, усложняет, сенсибилизирует любое задание, направленное на исследование памяти. Если говорить об упомянутых нами методиках, то заучивание 6 слов обычно используется для тестирования взрослых, а 5 слов — для тестирования детей и пожилых людей. Попутно заметим, что в уже упомянутом первом томе монографии А.Р. Лурии «Нейропсихология памяти» содержится упоминание о том, что объем запоминаемого ряда может варьировать от 2 до 4 слов (Лурия, 1974, с. 49). Однако в настоящее время большинство нейропсихологов предпочитают использовать 5 или 6 слов. Что касается групп слов, то здесь для варьирования объема есть особые причины, о которых мы скажем далее.
q Можно ли подробнее узнать о методике заучивания 5(6) слов? Как дается инструкция? Какие этапы проходит процесс выполнения?
В инструкции испытуемого просят запомнить ряд слов, причем именно в том порядке, в каком они предъявляются. Подчеркнем, что общее количество слов называть нежелательно. Материал считается заученным, если испытуемый смог дважды безошибочно повторить его. В процессе выполнения можно выделить следующие этапы: 1) непосредственное (первое) воспроизведение;
2) заучивание (допускается не более четырех предъявлений исходного стимульного ряда); 3) выполнение какой-либо интерферирующей задачи;
4) отсроченное воспроизведение (осуществляется без дополнительного предъявления слов) (Кроткова, Карасева, Найдин, 1983).
q Какие ошибки могут встречаться при выполнении этой пробы?
Потери слов вследствие сужения объема памяти или других причин, замены исходных слов близкими по звучанию или по значению (литеральными или вербальными парафазиями), а также побочными ассоциациями, нарушения порядка слов, их инертные повторы. На этапе отсроченного воспроизведения, осуществляемого после выполнения какой-либо иной деятельности, к этим симптомам могут присоединяться проявления повышенной тормозимости следов.
|
q О каких локализациях мозговой дисфункции могут свидетельствовать эти симптомы?
Низкий объем актуализации слухоречевых стимулов при непосредственном воспроизведении или в процессе дальнейшего заучивания; замены исходных слов близкими по звучанию или по значению; уменьшение продуктивности и/или возрастание количества ошибок после выполнения интерферирующей задачи именно в слухоречевой сфере — все эти симптомы могут указывать на дисфункцию средних отделов левой височной области мозга (у правшей). Нарушения порядка стимулов при воспроизведении или трудности оценки их количества — это симптомы, часто встречающиеся при дисфункциях правого полушария. Наконец, включение в воспроизведение побочных ассоциаций, стимулов из других проб и заданий, инертные повторы слов свидетельствуют о дисфункции лобных отделов мозга.
q Какие интерферирующие задачи можно использовать в этой методике?
В принципе — любые. Однако желательно, чтобы интерферирующая задача была гетерогенной (то есть в ее основе должно лежать не запоминание слухоречевого материала, а какая-нибудь другая деятельность) и непродолжительной по времени.
Можно, например, предложить испытуемым назвать 5 острых предметов, нарисовать куб и т.п.
q Но ведь называние пяти острых предметов — это фактически припоминание. Можно ли расценить такую интерференцию как гетерогенную?
Конечно, можно. Во-первых, как вы отметили, это не запоминание, а припоминание, то есть характер мнестической деятельности здесь меняется. Во-вторых, при назывании пяти острых предметов речь идет не о запоминании и воспроизведении актуальной информации, а об актуализации знаний из прошлого опыта.
|
q Вроде бы методика заучивания 5(6) слов оценивает все возможные параметры слухоречевой памяти. Зачем тогда нужны другие методики — запоминание двух групп по 3 слова, двух предложений, двух рассказов?
Вы ошибаетесь. Методика заучивания словесного ряда весьма информативна, однако не оценивает память всесторонне по двум причинам. Первая состоит в том, что в ней не используется гомогенная интерференция. Между тем в нейропсихологическом обследовании всегда важно установить, как влияют на прочность сохранения следов в памяти разные типы интерферирующих задач. Вторая причина — в этой методике элементы ряда не связаны между собой по смыслу, и поэтому она не позволяет судить о влиянии смысловой организации материала на работу памяти.
q А в методиках заучивания двух групп по 3 слова, двух предложений, двух рассказов присутствует гомогенная интерференция?
Да, методическая процедура построена так, что в эти задания включена и гомогенная, и гетерогенная интерференция. Например, в методике заучивания двух групп по 3 слова гомогенным интерферирующим заданием фактически является запоминание второй группы слов. После заучивания испытуемого предупреждают, что ему потребуется спустя некоторое время вспомнить слова еще раз. Затем испытуемому предлагается гетерогенная интерферирующая задача (например, его просят выполнить в уме отдельные счетные операции). И наконец, следует отсроченное припоминание групп слов (Лурия, 1974; Кроткова, Карасева, Найдин, 1983).
q Интерференция всегда действует одинаково, или ее влияние может быть разным?
Конечно, может варьировать. Представьте себе, что методику заучивания 5 (6) слов выполняли трое разных больных. Всем им удалось заучить слова. После выполнения интерферирующей задачи один больной воспроизвел всего три слова. Второй не смог воспроизвести ни одного, но припомнил факт заучивания. А третий забыл не только все слова, но и сам факт запоминания. Конечно, в последнем случае тормозимость следов памяти под влиянием интерференции была выражена максимально. Заметим, что в нейропсихологической диагностике существуют и способы количественной (балльной) оценки степени выраженности расстройств памяти. Примеры разных способов количественного оценивания мнестического дефицита содержатся в уже упомянутых методических рекомендациях «Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных» (Кроткова, Карасева, Найдин, 1983) и в монографии Ж.М. Глозман «Количественная оценка данных нейропсихологического обследования» (1999).
|
q А при какой локализации патологического процесса влияние интерференции будет максимальным?
При массивных поражениях диэнцефальных структур мозга, гиппокампа.
q Торможение следов может быть проактивным и ретроактивным. Зависит ли вид торможения от локализации поражения? Позволяют ли описанные методики увидеть эти эффекты?
Да. Ретроактивное торможение отчетливо заметно при поражении диэнцефальных отделов. Нарастание эффектов проактивного торможения достаточно характерно для поражения лобных (особенно премоторных) зон мозга. Так что применение описанных методик при различных локализациях патологического процесса способно выявить дифференцированные тормозные эффекты.
q Скажите, пожалуйста, в методиках заучивания 5(6) слов и двух групп по 3 слова можно использовать любые слова или их нужно подбирать специально?
Слова подбираются по особым правилам. Они должны быть приблизительно равны по объему и с одинаковой (высокой) частотой употребляться в языке. Они должны быть эмоционально нейтральными, смысловое или фонетическое сходство между ними должно отсутствовать (Лебедев, 2003). Исключением здесь является методика заучивания двух групп по 2 слова. Она применяется как сенсибилизированная проба при грубых нарушениях слухоречевой памяти для одновременной оценки прочности удержания следов и возможности дифференциации близких фонем. Поэтому в стимульный материал этой методики специально включены близкие по звучанию и по значению слова (например, «клин, зима — блин, весна»).
q А пробы на заучивание двух предложений и двух рассказов, видимо, дают возможность проверить, как влияет на запоминание смысловая организация материала?
|
Конечно, но не только. В этих методиках, кроме всего прочего, варьирует и объем запоминаемого материала. Примеры используемых в нейропсихологическом обследовании предложений и рассказов можно найти в работах А.Р. Лурии и его коллег (Лурия, 1974; Киященко, 1973; Кроткова, Карасева, Найдин, 1983), а также в учебном пособии «Нейропсихологическая диагностика: классические стимульные материалы» (2010).
q Вы говорили о том, что в нейропсихологическом обследовании желательно исследовать и зрительную память. Какие стимулыздесь используются: геометрические фигуры, изображения предметов или что-то другое?
Обычно для этой цели применяется методика заучивания пяти фигур. В данной методике, впервые опубликованной в начале 80-х гг. (Кроткова, Карасева, Найдин, 1983), материал специально задумывался так, чтобы возможности его речевого описания (и соответственно вербального кодирования в памяти) были минимальными. Поэтому создатели методики специально придумывали «трудновербализуемые» зрительно-пространственные стимулы.
q Опишите, пожалуйста, эту методику.
Испытуемому предъявляется карточка размером 5x15 см, на которой в ряд нарисованы пять фигур (размер каждой фигуры приблизительно 2x2 см, интервал между фигурами 0,5 см). Он должен сначала срисовать эти фигуры. Рисунок целесообразно выполнять в верхней части чистого листа белой бумаги формата А4. Затем часть листа, на которой выполнялось копирование, закрывается или загибается, и испытуемый должен нарисовать фигуры по памяти. Если в воспроизведении есть ошибки, рисунок испытуемого закрывается, и исходный материал предъявляется еще раз. Рекомендуется делать не более четырех предъявлений. После заучивания испытуемый выполняет интерферирующую задачу, а затем еще раз воспроизводит фигуры (без дополнительного предъявления).
q Эта процедура всегда проводится полностью?Если испытуемый не сумел запомнить фигуры даже после четырех предъявлений, имеет ли смысл предлагать ему интерферирующую задачу и исследовать отсроченное воспроизведение?
Конечно. При некоторых поражениях мозга могут наблюдаться явления реминисценции, когда результаты отсроченного воспроизведения оказываются лучше, чем результаты непосредственного заучивания. Выявление таких эффектов поможет максимально точно установить латерализацию патологического процесса. Их, в частности, можно наблюдать при поражениях правого полушария.
q Зачем испытуемому предлагают копировать фигуры? Ведь методика направлена на исследование зрительной памяти, а не оптико-конструктивной деятельности?
Если на этапе копирования выявлены грубые нарушения, это делает исследование памяти бессмысленным. Однако в случаях, когда копирование выполняется вполне благополучно, а при заучивании или при отсроченном воспроизведении возникают ошибки, мы с уверенностью можем говорить о том, что они связаны именно с дефицитом памяти. Заметим, что если ранее (при выполнении других оптико-конструктивных методик) испытуемый успешно выполнял копирование, этап срисовывания фигур можно исключить и начинать выполнение методики сразу с запоминания.
|
q Какие ошибки могут наблюдаться при выполнении этой пробы?
Пропуски фигур или их деталей, повороты, нарушения порядка следования фигур, добавления лишних деталей, инертные повторы фигур, искажения их формы. Следует также обратить внимание на те случаи, когда рисунки резко уменьшены или увеличены в размерах по сравнению с образцом. Такие проявления (микро- или макрографии) могут свидетельствовать о дисфункции подкорковых образований мозга. Детальный анализ разных типов ошибок поможет уточнить, с каким уровнем (гностическим, мнестическим, моторным) преимущественно связаны возникшие затруднения.
q А какие из этих ошибок характерны для поражений правого полушария?
Наиболее часто при этом встречаются повороты фигур и нарушения порядка их следования. Существуют модификации этой методики, в которых деятельность графического воспроизведения фигур заменена их узнаванием. Узнавание, как правило, больше страдает при поражениях правой гемисферы. Сравнение результатов узнавания и воспроизведения также может быть полезно для уточнения вклада моторного и гностического компонентов в структуру нарушений зрительной памяти.
q Мы рассмотрели две сходные по многим параметрам методики, в которых запоминаются ряды слухоречевых и зрительных стимулов. Допустим, при выполнении обеих методик у больного в синдроме нарушений памяти доминируют проявления патологической тормозимости следов. О какой локализации поражения свидетельствуют такие симптомы?
Если подобные нарушения памяти носят модально-неспецифический характер, это говорит о вовлечении в патологический процесс срединных структур мозга, включающих глубинные подкорковые образования и медио-базальные отделы некоторых корковых зон.
q Есть ли какие-нибудь другие виды стимульного материала, которые можно применять для исследования зрительной памяти и, в частности, процессов узнавания?
Да. Это геометрические фигуры разной формы и размера (Кроткова, Карасева, Найдин, 1983) или картинки с изображениями предметов, растений, животных (Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010). В таком стимульном материале можно варьировать как перцептивные характеристики предметов, так и степень их семантической близости. Испытуемый должен нарисовать по памяти фигуры или назвать, какие предметы он видел. При исследовании узнавания методическая процедура также достаточно проста: например, испытуемому предъявляют 3 картинки, он должен их запомнить, а затем выбрать из 16 картинок, включающих 3 исходные и 13 новых, не предъявлявшихся ранее (дист-ракторов). Можно просить испытуемого запоминать порядок следования фигур друг за другом или локализацию стимулов и затем выбирать правильное пространственное расположение из ряда предложенных вариантов.
q Многие из этих методик могут быть использованы и для исследования состояния пространственной памяти?
Да. В методике заучивания пяти фигур и в других методиках предлагаемые для запоминания зрительные стимулы обладают большим количеством разнообразных пространственных характеристик.
q Какие еще методики можно применять для этой цели?
Можно упомянуть воспроизведение сложных фигур Рея или Остеррайха, которые испытуемый должен предварительно скопировать (Rey, 1941; Osterrieth, 1944). Данная методика уже упоминалась выше в главе 6, где речь шла о способах исследования оптико-пространственного восприятия и конструктивной деятельности. Наконец, достаточно широко применяется для исследования пространственной памяти и Тест зрительной памяти А. Бентона (Benton Visual Retention Test — см. Benton, 1965). В этом тесте испытуемому последовательно предъявляются 10 карточек, на каждой из которых изображено не более трех несложных геометрических фигур, различающихся по форме, размеру и расположению. Он должен внимательно рассмотреть каждую карточку в течение определенного времени (например, 10 секунд), а затем сразу же нарисовать фигуры по памяти. Обработка результатов методики предполагает выделение типов допущенных ошибок, определение частоты их встречаемости, а также балльную оценку результатов (успешное воспроизведение каждого из 10 субтестов оценивается 1 баллом, ошибочное — 0 баллов).
q До сих пор мы говорили о методах исследования произвольного запоминания. А какие приемы используются для диагностики непроизвольного запоминания?
Можно, например, предложить испытуемому прочитать какой-нибудь текст. Затем лист с текстом убирается, и испытуемого просят рассказать, о чем он сейчас прочитал. Если есть необходимость исследовать состояние непроизвольного запоминания более детально, можно воспользоваться методикой, предложенной Э.Г. Симерницкой (1978). Стимульным материалом здесь служат зрительно предъявляемые ряды из 10 слов. Сначала испытуемого просят сосчитать, сколько раз в 10 словах встречается определенная буква (например, «к»). Затем бланк с напечатанными словами убирается, и испытуемого просят вспомнить слова, с которыми он только что работал. Понятно, что в данном случае мы имеем дело с ситуацией непроизвольного запоминания. Затем предъявляется второй бланк, и испытуемого просят запомнить напечатанные на нем слова. Подчеркнем, что при исследовании непроизвольного запоминания может использоваться не только вербальный, но и невербальный материал разных модальностей.
q При какой латерализации мозгового поражения будет нарушаться именно непроизвольное запоминание?
При поражениях правого полушария мозга.
q А будет ли наблюдаться разница между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания у здоровых испытуемых?
Да, продуктивность произвольного запоминания в норме всегда несколько выше, чем непроизвольного (исключением может быть только детский возраст). Это обусловлено тем, что наличие осознанной мнестической задачи улучшает работу памяти.
q Какие есть приемы изучения памяти на прошлое, в частности, знаний, упроченных в прошлом опыте субъекта?
Ответить на ваш вопрос просто и в то же время сложно. Дело в том, что в данном случае необходимо оценить как автобиографическую память (состояние сведений о личном, индивидуальном прошлом субъекта), так и степень сохранности знаний, которые должны храниться в памяти большинства представителей данной культуры, данного социума независимо от их образовательного уровня, профессиональной принадлежности и индивидуальных особенностей.
Когда исследуется автобиографическая память, то испытуемому задаются вопросы о значимых событиях его жизни, их пространственно-временных характеристиках. Например: «Назовите год вашего рождения»; «Где вы родились?»; «Кто вы по специальности?»; «Какое учебное заведение вы заканчивали?» и т.п. Правильность ответов на эти вопросы можно проверить с помощью данных, содержащихся в истории болезни. Что касается знаний, которые должны быть упрочены в прошлом опыте многих людей, то вопрос о способах их исследования представляется более дискуссионным. Ставя перед испытуемым какую-либо мнестическую задачу, обращенную к прошлому опыту, мы должны быть твердо уверены, что данные сведения действительно были упрочены в ходе жизни этого человека. Репертуар подобных задач относительно узок. Обычно испытуемому предлагают выполнить несколько примеров из разных мест таблицы умножения, назвать в прямом порядке месяцы года или дни недели, вспомнить названия пальцев. Возможно задание на припоминание основных персонажей романа «Евгений Онегин» и описание его основных сюжетных коллизий. Заметим, однако, что применение этой методики имеет определенные возрастные ограничения. Так, по нашим наблюдениям и по наблюдениям наших коллег, ее использование адекватно только при обследовании лиц среднего и старшего возраста, большинство которых неоднократно читали это произведение, слушали оперу П. И. Чайковского. Многие современные молодые люди не читали этого произведения.
q При какой локализации мозгового поражения возникают отчетливые затруднения в ходе выполнения этих проб?
При поражениях срединных структур мозга, особенно ме-дио-базальных отделов лобных долей. Именно в этих случаях наблюдаются выраженные нарушения целенаправленного, избирательного обращения к следам прошлого опыта.
Рекомендуемая литература
Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. С. 44—143.
Киященко Н.К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
Кроткова О.А., Карасева Т.А., Найдин В.Л. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных. - М.: МЗ СССР, 1983.
Лебедев СВ. Стимульные ряды для методик изучения слухоречевой памяти: новая разработка // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2003. № 4. С. 64-73.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 372-378.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 274-291.
Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. — М.: Педагогика, 1974. Т. 1.
Лурия А.Р., Коновалов А. Н., Подгорная А.Я. Расстройства памяти в клинике аневризм передней соединительной артерии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. — М.: Генезис, 2011.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб.: ЛЕНАТО, 1998. С. 109-112.
Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. — М.: Изд-во Моск. унта, 1978. С. 49-56.
Benton A.L. Manuel pour I'application du test de retention visuelle.
Applications cliniques et experimentales. — P.: Centre de Psychologie
Appliquee, 1965. Rey A. L'examen psychologique dans les cas d' encephalopathie traumatique // Archives de psychologie. 1941. Vol. 28. P. 286-340. Osterrieth P.A. Le test de copie d'une figure complexe // Archives depsychologie. 1944. Vol. 30. P. 206-356.
Глава 10 ВНИМАНИЕ
Специфика методов объективного исследования той обширной феноменологии, которая связана с вниманием, во многом определяется содержанием этого процесса. Отметим тот общеизвестный факт, что в понимании сущности внимания единство мнений отсутствует. Одни психологи считают, что внимание является звеном любой психической деятельности (как познавательной, так и аффективно-волевой), обеспечивающим ее селективное протекание (Хомская, 1987). Другие предпочитают рассматривать его в качестве самостоятельного психического процесса.
q Так думают и нейропсихологи?
Конечно. С одной стороны, нарушения внимания можно увидеть при выполнении любого задания нейропсихологического обследования. С другой стороны, существуют специальные пробы, направленные именно на исследование внимания.
Сложность проблемы усугубляется еще и тем, что существует очень много видов, форм внимания. Так, Е.Д. Хомская говорит о существовании сенсорного внимания, связанного с восприятием стимулов различных модальностей; двигательного внимания, регулирующего протекание моторных процессов; эмоционального внимания, привлекаемого аффективно значимыми стимулами; интеллектуального внимания, которое функционирует в процессе мыслительной деятельности.
q Если продолжить этот перечень, то логично предположить существование, например, мнестического или пространственного внимания?
Конечно. Кроме того, не забудьте, выделяют еще и разные уровни внимания: произвольный и непроизвольный. Такая многодикость внимания означает, что должны существовать многочисленные методики, с помощью которых упомянутые аспекты внимания исследуются. Поэтому перед нами стоит принципиальный вопрос: какие из этих методик адекватны для процедуры диагностического нейропсихологического обследования?
q И как мы будем искать на него ответ?
Прежде всего, не станем забывать о том, что особые проявления нарушений внимания можно увидеть при наблюдении за выполнением практически любого задания. Это трудности концентрации внимания, сужение его объема, истощаемость, колебания внимания (соответственно — уровня достижений) и другие симптомы.
q То есть можно сделать вывод, что подобные нарушения внимания функционально-неспецифические?
Вы правы. Е.Д. Хомская (1987) также называет их модально-неспецифическими, подразумевая, что они могут встречаться на разных этапах переработки информации любой сенсорной модальности.
q А при какой локализации мозгового поражения возникают такие симптомы?
При поражении первого структурно-функционального блока мозга, то есть срединных структур разных уровней и подкорковых образований.
q Приведите, пожалуйста, примеры подобных нарушений внимания. Наиболее показательные примеры, на наш взгляд, относятся к сфере интеллектуальной деятельности и памяти.
В первом примере обратимся к методике серийного вычитания «от 100 по 7». Выполняя ее, больные с поражениями срединных структур то дают быстрые и правильные ответы, то допускают ошибки или начинают выполнять счетные операции очень медленно. Такие больные могут иногда терять уверенность в том, правильно ли они помнят инструкцию, и переспрашивают психолога: «По сколько нужно вычитать, по 7?» Еще одно проявление дефицита внимания в этой пробе — периодически возникающие пропуски или добавление десятков. Например, больной говорит: «93 минус 7 будет 76» или «72 минус 7 будет 75».
Другой пример относится к методике «Противоположности», которая используется для исследования вербально-логического мышления (Рубинштейн, 1998). Больной то называет противоположное по значению слово четко и быстро, то вдруг вместо антонима называет синоним или слово, относящееся к другой части речи. Подобные ошибки возникают случайно и никак не коррелируют ни с эмоциональной окраской, ни с фонетической или семантической сложностью входящих в задание субтестов.
Третий пример касается мнестической сферы. Нам не раз доводилось наблюдать, как больные, у которых процесс заучивания слухоречевого или зрительного материала не должен вызывать особых затруднений (заметьте, речь не идет об отсроченном воспроизведении после выполнения интерферирующей деятельности), вдруг после одного из предъявлений говорят: «Ой, я отвлекся... Все улетело. Повторите еще раз!»
q Хотелось бы уточнить, во-первых, какое внимание при поражении срединных структур мозга нарушается больше — произвольное или непроизвольное? И во-вторых, зависит ли характер нарушений внимания от уровня мозгового поражения? Ведь такая зависимость установлена для нарушений памяти?
На ваши вопросы непросто ответить. В случаях дисфункции ствола мозга, диэнцефальных отделов, лимбической системы речь скорее идет о нарушениях непроизвольного внимания, которое является важным механизмом, обеспечивающим реализацию мнестических и мыслительных задач (Хомская, 1987). Приведенные примеры как раз относятся к этим нарушениям. Напомним также, что при поражениях глубинных структур мозга могут возникать и нарушения такой формы внимания, как ориентировочный рефлекс. Кстати, Е.Д. Хомская (1987) указывает на то, что у таких больных усиление мотивации, личная заинтересованность, включение речевого опосредствования могут на определенное время сглаживать проявления дефицита внимания. Однако если в патологический процесс вовлечены медио-базальные отделы лобных долей мозга, то будут нарушаться произвольные формы внимания и одновременно возникать патологическое усиление внимания непроизвольного. Этот феномен получил в нейропсихологии название «полевого поведения» (Лурия, 1962, 1973; Хомская, 1972). Любой стимул, попадающий в поле восприятия больного, привлекает его внимание; вместе с тем он не в состоянии целенаправленно сосредоточиться на выполнении какой-либо важной деятельности. Включение речевой регуляции в данном случае неэффективно. Заметим, эти патологические проявления действительно касаются не отдельных заданий, а поведения в целом. Больной крайне отвлекаем, встревает в разговоры посторонних людей, хватает различные предметы.
q Это очень напоминает поведение маленького ребенка!
Конечно. Только у ребенка это нормальный возрастной симптом, обусловленный незрелостью лобной коры и вследствие этого чрезмерной активностью подкорковых образований, а у взрослого больного речь идет о патологии произвольной регуляции психической деятельности.
q Важную информацию о внимании дает наблюдение за поведением больного, характером его познавательной активности и выполнением различных проб. А существуют ли нейропсихологические методики, специально применяющиеся для диагностики состояния модально-неспецифического внимания?
Да, такие методики существуют. Некоторые из них включаются и в патопсихологическое, и в нейропсихологическое обследование. Так, в монографии С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» мы находим упоминание о таких методиках, как «Таблицы Шульте», «Корректурная проба Бурдона», «Счет по Крепелину» (Рубинштейн, 1998).
В первой методике перед испытуемым ставится задача последовательного отыскивания чисел от 1 до 25, расположенных в случайном порядке. Испытуемый должен показывать и называть вслух числа, а психолог фиксирует время поиска каждой пятерки чисел с помощью секундомера. В случае медленного темпа деятельности при выполнении четвертой или пятой таблицы можно попросить испытуемого работать быстрее. Всего таблиц пять.
q А какого размера эти таблицы?
Дело в том, что в разные периоды времени их размер менялся. В 1950—1960-е гг. таблицы были довольно большими (60 х 60 см); их вешали на стену, а испытуемый должен был показывать числа указкой. Сейчас обычно пользуются таблицами размером 20 х 20 см. (Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010), и испытуемый показывает числа тупым концом ручки или карандаша.
q По каким признакам мы сможем судить о нарушениях внимания?
По поведению больного и по характеру временных показателей его деятельности. Например, колебания внимания отчетливо выражаются в том, что время, которое тратится на поиски разных пятерок чисел, очень значительно варьирует. Испытуемый работает то быстро, то медленно. Наблюдая за его деятельностью, мы отчетливо видим, что он как бы «теряет» некоторые числа, будучи не в состоянии их отыскать. При грубых нарушениях внимания испытуемый вообще может пропускать числа и не замечать этого.
q Два попутных вопроса. Первый: о чем свидетельствует невозможность ускорения работы по просьбе психолога? Второй: есть ли данные о том, с какой скоростью выполняют эту пробу психически здоровые испытуемые?
Невозможность произвольного ускорения отыскивания чисел на таблицах Шульте может объясняться двумя основными причинами. Первая: у больного реально имеет место значительное замедление темпа деятельности (например, это бывает при поражениях подкорковых структур головного мозга), и он просто не в состоянии быстро выполнять задание. Вторая: снижение регулирующей функции речи и дефицит адекватной мотивации. Таким образом, этот симптом связан с нарушениями либо энергетического обеспечения психической деятельности, либо ее регуляторных составляющих.
Теперь постараемся ответить на ваш второй вопрос. Поданным, приводимым С.Я. Рубинштейн, психически здоровые молодые люди тратят на поиск чисел в одной таблице от 30 до 50 секунд; в среднем около 40 секунд (Рубинштейн, 1998). По нашим наблюдениям, здоровые испытуемые молодого и юношеского возраста выполняют одну таблицу за 30—35 секунд; испытуемые пожилого возраста — за 45-50 секунд. К сожалению, пока сегодня нормативные показатели по этой методике носят неполный, фрагментарный характер.
q Расскажите, пожалуйста, о методиках «Счет по Крепелину» и «Корректурная проба».
В «Счете по Крепелину» испытуемый должен складывать пары цифр и записывать результат (либо полностью, либо только последнюю цифру). На стандартном бланке расположено 8— 10 рядов таких пар; в каждом ряду по 20-22 пары цифр (Рубинштейн, 1998). Экспериментатор фиксирует, сколько примеров ряда испытуемый решил за 15 секунд, затем останавливает его и просит решать примеры в следующем ряду. Так повторяется несколько раз. Эта методика позволяет судить о темпе психической деятельности, колебаниях внимания, переключаемости и т.п.
В «Корректурной пробе» задача испытуемого состоит в том, чтобы отыскивать среди расположенных в случайном порядке букв определенную букву и зачеркивать ее. В сенсибилизированном варианте задания нужно зачеркивать две буквы. Стимульный материал к этому заданию представляет собой лист формата А4, на котором напечатано 40 рядов букв (по 40 букв в каждом ряду). Экспериментатор фиксирует временные параметры деятельности и ошибки (в основном это пропуски или зачеркивание лишних букв), наглядно свидетельствующие о состоянии функции внимания.
Завершая разговор об этих методиках, скажем, что, по нашим наблюдениям, в нейропсихологическое обследование чаще всего включается отыскивание чисел на таблицах Шульте.
q Почему?
Это должно быть понятно, если обратить внимание на характеристику стимульного материала, который используется в описанных методиках. Даже в современном более компактном варианте таблиц Шульте числа довольно крупные по размеру (24-26 кегль). В «Корректурной пробе» и в «Счете по Крепелину» цифры и буквы мелкие, их очень много. Восприятие таких стимулов для больных с мозговыми дисфункциями само по себе затруднительно.
q Понятно. Мы говорили о методиках исследования модально-неспецифических форм внимания. Логично предположить, что существуют и модально-специфические формы. Кстати, ведь упомянутые таблицы Шульте, по сути, исследуют зрительное внимание?
Вы правы. Во-первых, модально-специфические формы внимания, обеспечиваемые работой второго структурно-функционального блока мозга, реально существуют. Фактически это трудности осознания стимулов какой-либо одной модальности в определенных (экспериментально созданных или поведенческих) ситуациях. Во-вторых, модально-неспецифические нарушения внимания, о которых мы говорили выше, проявляются при выполнении самых разных заданий при работе с материалом разных сенсорных модальностей, а не только при поиске чисел в таблицах Шульте.
q А какие методики используются для диагностики модально-специфических форм внимания?
Отметим для начала, что мы уже рассматривали ряд подобных методических приемов в главах, посвященных исследованию зрительного, слухового, тактильного восприятия, произвольных движений.
Симптомы зрительного невнимания можно обнаружить при одновременном предъявлении больному нескольких стимулов, расположенных и в левой, и в правой половинах пространства, а также при восприятии сюжетных картинок с большим количеством персонажей и объектов. Дефицит зрительного внимания часто носит унилатеральный характер.
q А можно увидеть симптомы дефицита зрительного внимания при предъявлении одного объекта?
Да, если этот объект состоит из нескольких частей, деталей. Больной может не заметить некоторые из них. Подобный дефицит внимания лежит в основе некоторых ошибок опознания предметных изображений.
Но продолжим наш рассказ о модально-специфических нарушениях внимания. Они могут проявляться и в слуховой модальности при одновременном предъявлении в оба уха разных звуков или слов. Больной не замечает стимулы, предъявляемые в ухо, контралатеральное очагу поражения в корковых или подкорковых звеньях слуховой системы (Симерницкая, 1978; 1985).
Тактильное невнимание, возникающее при поражениях теменных отделов мозга, отчетливо выявляется при выполнении больными разных вариантов проб Тойбера или проб, с помощью которых исследуется «схема тела». Мы подробно описали подобные нарушения в главе, посвященн
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!