Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-09-01 | 38 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Человеческое общество возникло не сразу, не вдруг. Понадобился значительный срок, чтобы образовалось первое общество людей - родовой строй. Появлению его предшествовал длительный период формирования общества, получивший название социогенеза, для реконструкции которого наука располагает двумя источниками: 1) истори-
123
ческнй, который заключается в сведениях о родовых укладах различных народов в прошлом и в настоящем времени; исторический подход к изучению развития общества использует данные этнографии и археологии; 2) приматологический, поставляющий сведения об образе жизни, средствах общения и стадных объединениях у современных обезьян. Хотя полной аналогии между сообществами ныне живущих обезьян с ископаемыми предшественниками гоминид быть не может, все же подобно тому, как современные обезьяны сохранили много общего во внешних особенностях, в строении скелета, мозга, зубов с миоценовыми предками, так, надо полагать, должно было, очевидно, сохраниться сходство п в их образе жизни, взаимоотношениях и стадных объединениях с миоценовыми приматами - обезьянами и обезьяноподобными предшественниками гоминид.
Изучение стадного поведения современных обезьян в качестве источника сведений о стадных объединениях прегоминид и ранних гоминид не менее правомочно, чем исследование высшей нервной деятельности, элементов рассудочного поведения и ориентировочно-исследовательских, манипуляторных особенностей обезьян с целью воссоздания путей развития человеческой любознательности, мышления и интеллекта, перехода к изготовлению орудий труда.
Никакими другими источниками о первых шагах в развитии человеческого общества, о начальных ступенях социогенеза наука не располагает и не может располагать.
|
Если о начале социогенеза можно судить по аналогии, сравнивая сообщества современных обезьян, очень близких по строению с ископаемыми обезьянами и предковыми формами гоминид, если о конце этого процесса, завершившегося возникновением родового общества, можно судить, изучая этот родовой строй, то о периоде формирования человеческого общества, который растянулся почти на 2 млн. лет, соответственно эволюции от древнейших гоминид до человека современного типа, можно судить только по данным археологии, позволяющим по остаткам материальной культуры воссоздать образ жизни формирующихся гоминид.
Приступая к изучению истории человеческого общества, следует помнить, что: «Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны - производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой - производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи»1.
Как это ни удивительно, но изучение истории отношений людей в процессе воспроизводства началось немногим более 100 лет назад. До появления труда И. Бахофена (Bachoffen, 1861) о материнском праве господствовало библейское представление о первичности патриархальной парной семьи, которая якобы сохранилась без перемен в современном автору буржуазном обществе и составила его основу. Правда, допускалось, что в первобытные времена мог существовать период неупорядоченных половых отношений. Были известны такие формы брака, как восточное многоженство или тибетское многомужество. Знали историки и о том, что у ряда народов древности и у некоторых совре-
|
_______________
1. Ф. Энгельс. 1976. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Политиздат, с. 4.
124
менных племен происхождение считалось не по отцу, а по матери, тем не менее все эти «отклонения» от патриархальной семьи относились к разряду «странных» обычаев наряду с другими странностями, например, различными табу.
И. Бахофен был первым, кто допустил возможность исторической связи между разнообразными формами брачных обычаев у люден. Он поднял вопрос о длительном развитии семейных отношений - от первоначальных, ничем не ограниченных половых связен, к материнскому праву, когда происхождение определялось только по женской линии, и далее, к отцовскому праву и моногамии. Ценный вклад сделал Дж. Мак-Леннан (McLennan, 1876), указавший на существование на ранних этапах развития человеческого общества повсеместной экзогамии, т. е. запрещения заключать браки внутри племенных групп. Он считает, что обычай запрещения браков внутри племени возник как последствие распространенного обычая убивать часть младенцев женского пола, что создавало численное преобладание мужчин и вело к многомужеству и к насильственному похищению женщин чужих племен. Экзогамия, по Дж. Мак-Леннану, неизбежно приводила к материнскому праву. В 1870 г. Дж. Леббок показал широкое распространение еще одной формы брачных отношений - группового брака.
В 1877 г. вышла в свет книга «Древнее общество» Л. Г. Моргана (Morgan L., 1877), исследование, которое, по словам Ф. Энгельса, «имеет для первобытной истории такое же значение, как теория развития Дарвина для биологии и как теория прибавочной стоимости Маркса для политической экономии»1. Заслуга Л. Г. Моргана заключается в опровержении искусственных, но всеми признанных построений Дж. Мак-Леннана о делении племен на эндогамные и экзогамные. Л. Г. Морган доказал, что групповой брак был некогда повсеместным. При этом племена были эндогамными, а составляющие их роды, связанные кровным родством по материнской линии, - строго экзогамными.
Кроме того, Л. Г. Морган открыл первоначальный род, основанный на материнском праве, как непременную стадию, предшествовавшую роду, основанному на отцовском праве, и «тем самым была найдена новая основа для всей первобытной истории»3.
|
По материалам книги Л. Г. Моргана, конспекту этой книги, составленному К. Марксом, и собственным обобщениям дополнительно появившихся этнографических и исторических сведений, Ф. Энгельс в 1884 г. сформулировал материалистическое понимание истории и первобытного общества. С присущей ему ясностью и четкостью Ф. Энгельс в качестве древнейшей, наиболее ранней формы семьи, существование которой в истории можно неоспоримо доказать, называет групповой брак, который оставляет мало места для ревности и соперничества. Изучения конкретных форм групповых браков «с необходимостью указывают на более ранние, более простые формы полового общения, а вместе с тем, в конечном счете, на соответствующий переходу от животного состояния к человеческому период неупорядоченных половых отношений»4. Неупорядоченных «...постольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем»5.
Ф. Энгельс рассмотрел также вопрос о возможности использования сведений о формах брачных отношении у животных и у обезьян в
_______________
2. Ф. Энгельс. 1976. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Политиздат, с. 17.
3. Там же, с. 17.
4. Там же, с. 35.
5. Там же, с. 36.
125
качестве источника для суждения о брачных отношениях у древнейших люден. Не отрицая в принципе ценности такого подхода, Ф. Энгельс считал его, скорее, негативным, поскольку у млекопитающих животных можно найти «все формы половой жизни - неупорядоченные отношения, подобие группового брака, многоженство, единобрачие» и «нет строгого соответствия между степенью умственного развития и формой полового общения». С сожалением подчеркивая, что сведения о брачных отношениях у обезьян весьма скудны, Ф. Энгельс отмечает, что «даже у (наших ближайших родственников, у четвероруких, обнаруживаются все возможные разновидности группировок самцов и самок», а «о семейных и других совместно живущих группах человекообразных обезьян мы почти ничего определенного не знаем; имеющиеся сведения прямо противоречат друг другу»6.
Ф. Энгельс считает: «для того, чтобы в процессе развития выйти из животного состояния и осуществить величайший прогресс, какой только известен в природе, требовался еще один элемент: недостаток способности отдельной особи к самозащите надо было возместить объединенной силой и коллективными действиями стада» и что «взаимная терпимость взрослых самцов, отсутствие ревности были первым условием для образования таких более крупных и долговечных групп, в среде которых только и могло совершиться превращение животного в человека»7. Отмечает он также, «что ревность - чувство, развившееся относительно поздно, можно считать твердо установленным»8.
|
После основополагающего труда Ф. Энгельса накопилось много новых сведений о брачных отношениях племен и народов и о взаимоотношениях между полами у приматов, что позволило уточнить и конкретизировать многие детали исторического развития человеческого общества. Что касается его начальной ступени - социогенеза, его развития от возникновения первобытного человеческого стада до смены первым подлинно человеческим родовым обществом, то в этой области, в области предыстории человеческого общества, единого представления еще не создано. В реконструкции социогенеза все еще остается много противоречий и неясностей, которые нуждаются в разрешении.
Поскольку основой родового общества был род, необходимым признаком которого являлась экзогамия, постольку вопрос о возникновении рода совпал с вопросом о возникновении экзогамии. Теорий происхождения экзогамии было много. Наиболее живучей оказалась теория Л. Г. Моргана (1877), утверждавшая необходимость предотвращения кровосмесительства. Хотя уже Ф. Энгельс, по существу, опроверг се в 1884 г. в первом издании книги «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в советской этнографии только в 1947 г. после специальной дискуссии было признано, что возникновение экзогамии нельзя объяснить ни сознательным, ни бессознательным (за счет действия естественного отбора) стремлением избегать кровосмесительства (Золотаревская, 1947). И все же до сих пор эта теория еще не забыта (Файнберг, 1975).
Наибольшее развитие со временем приобрел взгляд па экзогамию как на средство урегулирования половых отношении с целью сохранения мира внутри первобытного человеческого коллектива.
Достигнуть этого помогали различные запреты, табу и, наконец, полное исключение возможности брачных отношений внутри рода. Только таким путем, по мнению большинства многочисленных сторонников этого взгляда, удалось побороть зоологический индивидуализм, «безудерж-
_______________
6. Ф. Энгельс. 1976. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Политиздат, с. 33.
|
7. Там же, с. 35.
8. Там же, с. 36.
126
ную игру половых инстинктов» и «подчинить их социальным нормам поведения» (Фаинберг, 1975, с. 55). Экзогамия «явилась уздой, наложенной обществом на индивида, первым средством воспитания человеческого в человеке. Первобытное стадо, разделившись на два экзогамных рода, воздвигло первую социальную преграду для половых влечений. Каждый из двух первоначальных родов, на которые разделилось стадо, стал «замиренной средой», т. е. коллективом, внутри которого были уничтожены браки, возникло чувство обязательной взаимопомощи и представление о родстве» (Золотарев, 1935, цит. по: Файнберг, 1975, с. 55).
Согласно А. М. Золотареву, получается, что до образования рода, т. е. до возникновения человека современного типа (Homo sapiens), у формирующихся гоминид не было чувства обязательной взаимопомощи. Он принимает ранее высказанное суждение, что на ранних стадиях развития «женщина должна была являться яблоком раздора между членами одного и того же сообщества»..,. «Но всякое сообщество, в том числе и родовое, может держаться лишь под условием внутреннего мира и этим обстоятельством объясняется, почему на разнообразнейших концах земного шара эта общая всем причина привела к установлению системы экзогамных браков»9.
Сторонники теории «замирения» путем экзогамии представляли себе формирующихся гоминид (от питекантропов до неандертальцев включительно) существами, целиком охваченными зоологическими инстинктами, подчиненными стремлению к удовлетворению личных потребностей (половых прежде всего) любыми путями, в жестокой конкурентной борьбе с другими членами первобытного стада. Считалось не требующим доказательств, что зоологический индивидуализм со всеми типичными для него асоциальными формами поведения (и психики) сохранялся в первобытных стадах гоминид вплоть до «обуздания» его экзогамией в конце среднего палеолита, что период первобытного стада в истории человечества был периодом неупорядоченных половых отношений, периодом промискуитета, унаследованным гоминидами от своих обезьяноподобных предков. Принималось очевидным, что и у современных обезьян, как это было у ископаемых, половые отношения носят такой же неупорядоченный характер, более того, что постоянное стремление к удовлетворению половых потребностей лежит в основе объединений обезьян, является самой сильной из связей, цементирующих стада обезьян.
Для подтверждения своих взглядов многие авторы обращались к изучению обезьян, наблюдали за их взаимоотношениями лично или использовали материалы, опубликованные приматологами, зоопсихологами, физиологами.
Среди тех, кто привлекал к решению вопросов социогенеза данные приматоведения, обособляются авторы, придававшие чрезмерное значение половым связям. Следует упомянуть G. Hamilton (1914), A. Sokolovsky (1923), В. Malinovski (1927) и G. Miller (1928), которые наблюдали обезьян, длительно живших в неволе в условиях, нарушавших естественное поведение и взаимоотношения. Авторы описали разнообразные проявления отклонений в половом поведении, вплоть до онанизма и мастурбаций, и высказали мнение о повышенной сексуальности обезьян в норме.
Долгое время единственным источником сведений о поведении павианов гамадрилов в условиях неволи служила монография S. Zuckerman (1932), в ней автор, наблюдая за поведением павианов, содержавшихся d условиях, далеких от естественных (97 взрослых самцов и 6 самок на небольшой территории вольера), описал «сексуальные» бои между самцами, их попытки организовать себе гаремы и пришел к заключению о
_______________
9. Ф. Ковалевский. 1886. Цит. по Золотареву, 1964.
127
ведущем месте и значении половых отношений в жизни павианов, о том, что стремление к удовлетворению полового инстинкта было основой объединения их в гаремы.
Отечественные приматологи подвергли критике условия, в которых проводил наблюдения С. Цукерман и те выводы, к которым он пришел, показали их ошибочность (Тих, 1950, 1970; Нестурх, 1970; и др.). Позже идеи С. Цукермана о ведущей роли половых потребностей в объединениях приматов в гаремы и стада развивали М. Sahlins (1960) и другие, занимавшиеся исследованиями по проблеме возникновения человеческого общества. М. Sahlins считал половые инстинкты, стремление к постоянному удовлетворению половых потребностей, организующей силой не только в стадах обезьян, но и в стадах предков человека и ранних гоминид, причем половой инстинкт не только объединял, но и порождал соперничество и ревность, которые осложняли жизнь в коллективах, ослабляли самцов и даже приводили их к гибели. М. Sahlins (1960) писал, что возникающее человеческое общество, (ведущее борьбу с природой, не могло себе позволить роскошь социальной борьбы. Если у обезьян секс организовывал общество, то общество палеолитических охотников и собирателей встало перед необходимостью организовать половые отношения в интересах экономической адаптации коллективов, в интересах их дальнейшего развития по пути становления общественного бытия и сознания.
Все упомянутые выше авторы исходили из неверных представлений о господствующей роли секса и неупорядоченности половых отношений у обезьян, о том, что эти особенности поведения были унаследованы предками человека и сохранились на ранних этапах формирования гоминид до тех пор, пока обуздание зоологического индивидуализма не стало необходимым условием дальнейшего существования и развития коллективов палеолитических гоминид. Ю. И. Семенов (1966), которому принадлежит наиболее обстоятельный труд о возникновении человеческого общества, создавая свою концепцию, исходил из: 1) представлений о высокой сексуальности приматов, об их постоянном стремлении к возможно более полному удовлетворению половых потребностей, развитому у некоторых видов низших и высших обезьян, о том, что половые отношения у обезьян возможны во все фазы половых циклов, во время беременности и лактации самок безотносительно к их физиологическому состоянию и гормональному статусу. Он присоединился к С. Цукерману и в вопросе о месте половых связей в объединениях приматов, считая, что «возможно полное удовлетворение половых потребностей самцов» явилось главной силой, объединяющей обезьян в гаремы; 2) идеи А. Эспинаса (Espinas, 1877) о несовместимости семьи и стада или стай у некоторых животных и птиц на время брачных сезонов. Когда брачный сезон кончается, структура стад (стай) восстанавливается. Принимая эту справедливую в отношении многих видов животных идею, Ю. И. Семёнов перенёс её на приматов - обезьян и обезьяноподобных предков человека, предлюдей, и представил возникновение общества у человека как результат борьбы между несовместимыми гаремами и стадами, исходом которой явилось преодоление зоологического индивидуализма где-то на стадии предлюдей, когда требование запретить гаремы стало содержанием коллективной воли и было осуществлено с тем, чтобы могли оформиться первобытные стада ранних гоминид и тем самым начаться процесс возникновения и становления человеческого общества.
Концепция Ю. И. Семенова (1966) была подвергнута критике со стороны приматолога Н. А. Тих (1970), и антропологов Л. В. Алексеевой (1974, 1976) и В. П. Алексеева (1975).
Основные возражения вызывал взгляд Ю. И. Семенова на половые отношения как на ведущую силу, объединяющую в сообщества обезьян,
128
предлюдей и формирующихся гоминид, его взгляд на «физическую силу, как на основу естественного отбора» (Тих, 1970),
Критически оценен и взгляд Ю И. Семенова «на обуздание зоологического индивидуализма предков человека, как на основу складывания социальных отношений в первобытном обществе» (Алексеев, 1976, с. 32).
В противоположность философу Ю. И. Семенову, антропологами была высказана и аргументирована мысль о том, что зоологический индивидуализм (т. е. эгоистическое стремление каждого добиваться силой наиболее полного удовлетворения своих потребностей: половых, пищевых, территориальных и пр.) не свойствен нынеживущим обезьянам, что он, по-видимому, не был присущ ни ископаемым приматам, ни предкам человека, ни древнейшим гоминидам. Можно думать, что он появился где-то позже, на пути становления человека и его общества, вероятно, на стадии палеоантропов (Алексеева, 1974; Алексеев, 1975).
С позиций приматологов и антропологов нельзя принять самую исходную посылку Ю. И. Семенова (1966), а именно приписывание обезьянам, предкам человека и формирующимся гоминидам постоянного стремления к удовлетворению половых потребностей самцов и возможности половых отношении, независимо от физиологического состояния самок. В первой главе этой книги были рассмотрены особенности половой функции животных и обезьян и было показано, что у обезьян, как и у всех других животных, половые отношения ограничены во времени краткими периодами овуляции и эструса, когда в яичниках созревают яйцеклетки, и становится возможным зачатие. Все остальное время самки ни физически, ни психически неспособны к половым связям.
В мире животных и среди обезьян половая функция служит своему прямому назначению -воспроизводству видов, размножению. Отсюда и физиологическое ограничение во времени возможности половых связей периодом овуляции у самок. Выводы, полученные в результате сравнительного изучения половой функции различных животных и обезьян, однозначны и указывают на резкое отличие их полового поведения от полового поведения человека. Эти выводы подтверждаются наблюдениями большинства приматологов, которые отводят половым отношениям в жизни приматов подчиненное значение в обыденном поведении, в объединении их в сообщества, в процессах их развития по пути гоминизации.
Среди авторов, придающих половым отношениям второстепенное значение, можно перечислить большинство приматологов, имеющих личный опыт наблюдений за обезьянами на воле и в неволе, в приближенных к естественным условиям (Бунак, 1966; Тих, I960, 1970; Washburn, 1963; Jay, 1965, 1968 и многие другие, результаты работы которых будут изложены далее).
Согласно В. В. Бунаку (1966), гоминидная ветвь обособилась в миоцене и перешла к двуногому хождению, к жизни на открытой местности; вступив в конкуренцию за пищу и территорию с наземными обезьянами: павианами, гусарами и др. В борьбе им помогало использование в качестве орудий предметов окружающей среды таких, как палки, камни, кости животных. В начале плейстоцена на смену древнейшим прегоминидам пришли протантропы (австралопитековые). Группы протантропов жили небольшими стадами, структура которых должна была сохранять черты предшествующих им стадных объединений обезьян, но отличалась от них еще большей организованностью и согласованностью поведения, что диктовалось необходимостью совместных действий одними и теми же предметами. Совместное участие в охоте, в разделении добычи и возрастающая координирующая роль вожака отличали такой первобытный коллектив от стайных и стадных объединений хищных и копытных млекопитающих, способствовали сохранению и развитию норм поведения, ослаблявших возможности конфликтов между отдельными членами сообщества. Однако В. В. Бунак не считал возможным, чтобы
129
доминирование, которое так ярко выражено у обезьян, могло быть постоянным и сильным у древних гоминид - протантропов, архантропов и тем более у палеоантропов. Систематическое доминирование, по В. В. Бунаку, несовместимо с необходимостью координирования совместных действий «активного объединения всех членов на охоте» и не имеет базы, «создаваемой половым режимом у павианов и макаков». У этих видов обезьян и у многих других доминирующий самец вступает в половое общение с самкой, находящейся "в фазе овуляции и возможного оплодотворения", и это ведет к "образованию пары, держащейся совместно в течение одного или нескольких дней. В периоды беременности и воспитания детенышей сексуальная активность самки прекращается". «...У гоминид, освоивших прямохождение, не могли возникать набухание... или другие внешние проявления полового цикла. Периодическая половая активность самки сменилась возможностью полового общения в течение всего года без значительных перерывов» (с. 544). На этой основе должны были возникнуть новые механизмы, регулирующие половое поведение и взаимоотношения в коллективах. В. В. Бунак полагал, что уже у древнейших гоминид половое влечение вышло из-под непосредственной зависимости от гормональных стимулов и становилось доминирующим лишь в определенных ситуациях - на продолжительных стоянках, при незанятости самок собирательством или кормлением детенышей. Сохранение преимущественного участия в размножении за одним наиболее сильным индивидуумом, вожаком, как у обезьян, не могло представить биологической выгоды у гоминид, так как уже у прямоходящих приматов добывание пищи и защита от врагов определялись не столько силой челюстей и конечностей, сколько умелостью. Кроме того, число женских особей в стадах обычно превышало число мужских особей. «В этих условиях у протантропов не могло сложиться ни постоянное доминирование вожака объединения или его отдельных членов, ни острая борьба за самку, ни «устранение потенциальных соперников» (с. 544).
В. В. Бунак в коротком очерке дал ясную картину взаимоотношений у древнейших гоминид, подчеркнув то человеческое, что вошло в жизнь архантропов вместе с коллективным орудийным трудом и стало определять и направлять становление человека и его общества у прямоходящих гоминид. В то же время В. В. Бунак допускает «возможность полового общения в течение всего года без значительных перерывов», которое активизировалось периодически в спокойной обстановке, уже в самом начале становления человека, у «гоминид, освоивших прямохождение» (т. е. у австралопитеков).
Единственным в своем роде опытом широкой реконструкции сообществ прегоминид на основе обильного и хорошо документированного материала наблюдений за стадами павианов, макаков и мартышек в условиях Сухумского питомника обезьян является работа Н. А. Тих которая не имеет равных ни у нас, ни за рубежом (1970). Н. А. Тих фиксирует свое внимание на определении конкретных условий, развитие которых с неизбежностью должно было бы привести к зарождению производства средств производства и к формированию сообщества протантропов и архантропов. Она считает, что с переходом к совместной обороне и добыванию средств пропитания с помощью орудий и особенно с началом изготовления орудий (архантропы) произошел резкий поворот в направлении эволюции приматов и изменилось основное содержание их жизнедеятельности: воспроизводство вида перестало быть ведущей функцией индивидуумов и их сообществ, главным фактором естественного отбора. Уже на стадии прегоминид наметился качественно новый принцип естественного отбора не на способность к оставлению после себя многочисленного потомства, а на способности к овладению предметной деятельностью, к владению орудиями, изготовлению их - на созда-
130
ние материальной базы сообщества. Вместо отбора на плодовитость появился отбор на умелость. Сообщества «умелых» опережали «неумелых» по жизнеспособности, численности, потенциальным возможностям, прогрессивной эволюции. И естественный отбор в процессе антропогенеза шел через межгрупповой отбор. Труд становился главным фактором дальнейшего развития, а воспроизводство вида постепенно становилось подчиненным и зависимым по отношению к коллективному труду. Н. А. Тих считает этот переход очередным ароморфозом в эволюции приматов, соответствующим по времени первому скачку (повороту) антропогенеза, т. е. возникновению древнейших людей.
Коллективная забота о средствах питания и возникшая на ее основе трудовая деятельность были важнейшими факторами подавления н преодоления зоологического индивидуализма. Н. А. Тих полагает, что древнейшие гоминиды сохраняли стадную организацию. Преимущества стадного существования, с ее точки зрения, бесспорны. Это прежде всего: а) организованность на базе доминирования, усиливавшаяся воспитанием определенных норм поведения, которая фактически сводит на нет количество конфликтов с применением физических воздействий; б) совместные действия под руководством вожака при передвижениях в поисках корма, к воде, к местам ночлега, для охоты, для защиты; в) помощь слабым членам стада и взаимопомощь в очистке волосяного покрова, обогревании, при передвижении и т. п.; г) возможность развития подражания и обучения; д) развитие высшей нервной деятельности под влиянием разнообразных по форме и сложности совместных действии и отношений между членами стада; е) усложнение средств общения - поз, жестов, звуков для обеспечения усиливающихся контактов между особями в процессе совместных действий (обеспечивающих в итоге развитие речи).
Все это в значительной степени развито в стадах наземных приматов - павианов, которые отличаются сложностью и организованностью внутристадных отношений. По мнению Н. А. Тих, именно такие стада были у ранних протантропов, у гоминид, переходивших к прямохождению, и у архантропов. Именно в стадах этого типа обеспечивалось необходимое для освоения и удержания территории количество взрослых самцов (в обороне принимали участие и самки), а взаимоотношения достигали такой степени организованности, что облегчали переход к трудовой деятельности и коллективному действию на охоте и в обороне.
Что касается отношений между полами, то Н. А. Тих подчеркивает их подчиненное значение в стадах узконосых обезьян и у прегоминид. В качестве сил, объединяющих приматов в стада, Н. А. Тих выделяет рефлексы: оборонительные, пищевые, материнские и в последнюю очередь половые, а также возникающие в условиях стадной жизни, подкрепляемые воспитанием и подражанием стадные рефлексы, которые весьма сильны уже у обезьян и неминуемо должны были усиливаться и усложняться в стадах прегоминид и формирующихся людей.
Как и все другие приматологи, наблюдавшие за отношениями обезьян, Н. А. Тих отмечает, что у мартышек, макаков и павианов гамадрилов половые отношения возможны только в дни максимального набухания кожи, в дни овуляции, когда самки способны к зачатию и активны в поисках партнеров, в привлечении их внимания.
Н. А. Тих обращает внимание на то, что физиологическое, гормонально обусловленное тяготение самцов к самкам в «эструсе», а их к самцам уже на уровне обезьян обрастает условными связями, приобретает эмоциональную окраску индивидуальных склонностей или антипатий. «В каждом стаде можно наблюдать самок, которые отказываются от полового общения с одним самцом даже в период максимального набухания половой кожи» и, наоборот, «предпочитают другого» (с. 47-98).
Весьма знаменательно, что Н. А. Тих специально отмечает отсутствие
131
кровопролитных столкновений и даже полное отсутствие конфликтов между самцами на сексуальной почве, Так, по ее наблюдению, при явном соперничестве из-за одной и той же самки (Зорька и у Губернатор из-за Евы, с. 99), Зорька (вожак) оказывал защиту Губернатору (сыну), если тот в ней нуждался. Агрессия при соперничестве из-за самок выражается у самцов погоней, криками и угрозами, причем, как правило, адресованными не самке, а самцу. Нередко подчиненные самцы вступают в половые отношения с самками на глазах у доминирующего, не вызывая протеста с его стороны. Но Н, А. Тих допускает смешение правильных представлений о половых отношениях между обезьянами (основой которых, несмотря на все дополнительные связи, согласно ее же выводу, является целесообразность и приуроченность половых контактов к дню зачатия) с так называемым сексуальным, а точнее, с псевдосексуальным поведением, которое ярко развито у павианов. Так, Н, A. Тих пишет: «Кроме того, самки обезьян, в отличие от других животных, готовы к сексуальному общению независимо от своего физиологическою состояния», чем противоречит своим же словам (см. с, 36, 38, и др.). Сюда же она относит «подставление» и «покрывание» у детенышей, которые могут быть адресованы даже пеленке или игрушке.
На с. 94 Н. А. Тих пишет о внимании подростка яванского макака к половым органам самца гамадрила, которое закончилось покрыванием, и не ставит это слово в кавычки, хотя следовало бы.
На с. 286 Н. А. Тих снова возвращается к этой теме и пишет: «сексуальное общение - постоянное занятие и предмет соревнования в стадах некоторых видов обезьян, в частности павианов», имея при этом в виду не половые акты, а те иммитирующие их условные позы и жесты, которые выполняют у молодежи роль тренировки-обучения и у обезьян всех возрастов - функцию средств общения, выражая подчинение и просьбу о покровительстве («подставление»), доминирование и защиту («покрывание»). Заслуживает внимания и анализа подчеркнутая Н. А. Тих высокая энергетическая активность обезьян, связанная с их гормональным статусом.
Более чем двадцатилетний опыт изучения обезьян в Сухумском питомнике, содержавшихся как в клетках, так и в вольерах, а также знакомство с большим количеством публикаций приматологов, наблюдавших за приматами и экспериментировавших с ними в естественных условиях обитания, хорошо документированных многочисленными фотографиями и заснятыми на кинолентах, позволяют, как нам кажется, уточнить многие стороны жизни и поведения приматов. В приведенном ниже обзоре сведений о стадных объединениях приматов основное внимание будет уделено уточнению структуры сообществ, взаимоотношений между особями разного пола и места, которое сексуальные связи занимают в стадных объединениях обезьян.
В заключение обзора будет предпринята попытка обобщить имеющиеся на сегодня приматологические данные, выделить то самое общее, что характерно для стадных объединений современных обезьян, что могло быть унаследовано ими от ископаемых обезьян и что в свою очередь могло быть получено, сохранено и развито обезьяноподобными предками человека, что оказалось благоприятным и могло облегчать эволюцию гоминид.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!