Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2022-09-01 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ДРЕВНЕЙШИХ ГОМИНИД
За годы существования науки о человеке — антропологии идея о естественном происхождении человека от обезьяноподобных предков, которая появилась впервые еще в глубокой древности, получила убедительное обоснование. Накоплены данные, позволяющие с исчерпывающей полнотой осветить место человека в системе животного мира и те особенности в развитии человека, которые выходят за рамки закономерностей биологической эволюции, уступая место закономерностям,
107
связанным с возникновением качественно новой общественной формы, движения материи и сознания. В отечественной антропологии принята трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, в которой дается принципиальный анализ возможных путей возникновения человека и его общества с социальной точки зрения. По Ф. Энгельсу, основными факторами антропогенеза, обеспечившими возникновение человека, явились, переход к прямохождению с освобождением рук от функции опоры, развитие мозга, руки и речи в процессе коллективного труда. Переход от использования предметов в качестве орудий к изготовлению орудий признан гранью, рубежом между животными предками гоминид и древнейшими из людей. Как происходил этот переход? Что его подготовило, сделало возможным?
Принято считать, что по пути очеловечивания эволюционировала порода наиболее высокоразвитых человекообразных обезьян типа понгид, которые вынуждены были перейти к жизни на земле и осваивать новые способы добычи корма, приспосабливаться к существованию в новых условиях. Переход от древесного образа жизни к наземному был вызван, видимо, как природными изменениями (редели леса), так и возросшими потребностями человекообразных обезьян в питании - крупным антропоидам становилось трудно передвигаться по деревьям и обеспечивать себя в достаточных количествах растительными кормами. Развивающийся мозг требовал также животных белков, фосфора и других элементов, которые могла дать только мясная, пища.
|
Те ив антропоидов, которые не сумели освоиться в наземных условиях и не овладели охотой, остались в стороне от прогрессивной эволюции, от гоминизации. Они сохранились почти без изменений до наших дней - шимпанзе, гориллы, оранги, гиббоны.
Жизнь на деревьях развила у обезьян, особенно у человекообразных, такие черты, которые обеспечивали возможность дальнейшего прогресса. Это развитые руки со способностью к тонкой дифференцировке движений кистей и пальцев; цветное стереоскопическое зрение и способность «на глаз» оценивать расстояние; усложнение проприоцепторов, участвующих в координации движений тела; развитый мозг и высокоорганизованная высшая нервная деятельность с легкостью образования условных связей по типу простых и сложных цепных рефлексов на различные раздражители, выработкой тонких дифференцировок и запаздывающих рефлексов, способностью быстро и легко перестраивать стереотипы без невротических срывов; стадный образ жизни; образование сообществ; и, наконец, ориентировочно-исследовательская: деятельность, стремление манипулировать всеми доступными объектами, умение использовать естественные предметы (ветки, палки, камни) в качестве орудий, средств защиты и нападения.
Многочисленные опыты зоопсихологов и физиологов продемонстрировали значительные отличия интеллекта и психики обезьян от остальных животных, признав за обезьянами способность к первичному решению задач, к «ручному» мышлению, к формированию обобщенного опыта в процессе практического анализа различных предметов, с которыми обезьяны манипулируют. В процессе «мышления в действии» обезьяны постигают механические связи между деталями предмета, обстановки,, словом, обезьяны могут понимать только те связи, которые можно потрогать руками и непосредственно обозреть, что определяет их мышление, но и ставит предел их умственным способностям. Остальные животные не способны и на это (Фабри, 1973).
|
Почему именно у приматов развились поведение (высшая нервная деятельность) и мышление, которые намного превышают доступные- остальным животным пределы, которые обеспечили переход к изготовлению орудий?
108
Чтобы попытаться найти ответ на этот вопрос, рассмотрим несколько подробнее особенности поведения приматов, коренным образом отличающие их от других животных, такие как ориентировочно-исследовательская деятельность, манипулирование и зачатки орудийной деятельности.
У обезьян хорошо развиты две формы ориентировочного рефлекса, присущего всем животным: 1) элементарная форма по типу рефлекса «что такое?», создающего установку органов чувств на внезапные изменения во внешней среде и подготавливающего организм к возможности активных действий неизвестного пока характера, 2) специализированная поисковая деятельность, связанная с основными безусловными рефлексами и направленная на удовлетворение жизненно важных потребностей организма (пищевой, оборонительной, половой стадной и др.).
Но у обезьян есть еще одна форма ориентировочной деятельности, так называемая ориентировочно-исследовательская, элементы которой развиты у грызунов и слегка намечены у некоторых других видов млекопитающих и птиц. По аналогии с деятельностью человека этот исследовательский рефлекс более высокого порядка принято называть «любопытством» (рис. 27).
Самой главной особенностью ориентировочно-исследовательской деятельности у обезьян является ее бескорыстие. Обезьяны нередко часами занимаются явно бесполезными предметами. Более того, они могут пищевому объекту предпочесть яркую тряпочку или игрушку. Это было утилизировано физиологами в опытах с обезьянами в условиях изолированных камер. Вместо кусочков корма обезьянам в качестве подкрепления показывали картинки, фотографии, открывали окошко камеры на улицу или в помещение лаборатории. Выработка стереотипа условных реакций при таком подкреплении, адресованном «любопытству» обезьян,
|
109
происходила не только не хуже, а нередко быстрее и качественнее, чем при пищевом подкреплении.
Все приматологи, зоопсихологи и физиологи, занимавшиеся исследованием интеллекта, высшей нервной деятельности или поведения обезьян, единодушно пришли к выводу о том, что основой поведения обезьян является активное исследование окружающей обстановки, манипулирование всеми возможными предметами, причем манипулирование обычно носит характер анализа, стремления расчленить незнакомый предмет. Это свойство - исследовать и расчленить специально описывал как наиболее характерное для обезьян поведение Л. Г. Воронин (1965).
Подробно рассматривает исследовательское поведение обезьян Н. Ю. Войтонис (1940) в своем классическом труде о предыстории интеллекта. Он многократно наблюдал, как встретив незнакомый предмет, явно несъедобный и, очевидно, безопасный, обезьяна подвергает его тщательному анализу, исследованию. Если обезьяну не удается привлечь кормом, достаточно показать ей новый предмет, скажем, карандаш или секундомер, чтобы она тотчас же подбежала к экспериментатору. Чем больше возможности манипулировать предметом, тем охотнее обезьяна обращает на него внимание. Обобщая данные многочисленных экспериментов, Н. Ю. Войтонис приходит к выводу о том, что сильно развитая ориентировочно-исследовательская деятельность, выражающаяся в высокой наблюдательности и в стремлении овладеть и манипулировать каждым предметом, попадающим в руки, является самой основной особенностью поведения (высшей нервной деятельности) и интеллекта обезьян.
К. Э. Фабри (1952), который наблюдал ориентировочно-исследовательскую или ознакомительную (обрабатывающую), двигательно-игровую деятельность обезьян и их манипулирование всевозможными предметами, обратил внимание на то, что в условиях обедненной среды обитания (в клетке) обезьяны занимаются с предметами более продолжительно, углубленно. При этом они много времени уделяют сложным движениям (рычаговым, сверлящим, ввинчивающим), которых не удается наблюдать в условиях обширных, покрытых растительностью вольер. Длинный перечень различных действий обезьян, направленных на манипулирование, на обследование и анализ предметов и окружающей обстановки, составила Н. А. Тих (1950).
|
Н. Н. Ладыгина-Котс, проследившая развитие ребенка человека к детеныша шимпанзе, наблюдавшая взрослых шимпанзе, постоянно отмечала, какое большое место в их поведении занимает исследование и манипулирование, как рано эти особенности поведения формируются в онтогенезе шимпанзе. Обратила внимание на преобладание деструктивных процессов, которыми шимпанзе владеют в совершенстве и постоянно активно применяют при обработке предметов. О преобладании: элементов анализа в манипулировании у шимпанзе свидетельствует один из опытов Н. Н. Ладыгиной-Котс, в котором шимпанзе, получив в качестве орудия палку с раздвижными поперечными планками, мешающими ее использовать, тратила много усилий, стараясь отломать, вырвать мешающие достать яблоко перекладины. Шимпанзе даже не сделала попытки повернуть и сложить планки.
Наблюдая за обыденным поведением шимпанзе, Н. Н. Ладыгина-Котс выделила семь основных форм деятельности у них в неволе. Из них пять выражались в анализе и манипулировании (ориентировочно- обследующая, обрабатывающая, двигательно-игровая, сохранение или отвергание предмета). В двух оставшихся формах поведения - конструктивной (постройка гнезда и внегнездовое) и орудийной – отмечались элементы синтеза. Но чаще внегнездовое конструирование не было направлено на получение определенных результатов. Более того.
110
результат этой деятельности зачастую подвергался обратному воздействию: заплетание кончалось расплетанием, скручивание - раскручиванием, соединение - рассоединением и др. (Ладыгина-Котс, 1963).
О том, что хорошо развитая ориентировочно-исследовательская деятельность обезьян может являться фактором, определяющим поведение обезьян, писал А. Д. Слоним (1967). Ян Дембовский (1963) также отмечал высокое развитие ориентировочно-исследовательской деятельности у обезьян на воле и в неволе как самое характерное отличие их от всех остальных животных. Он же специально подчеркивал бескорыстие этой формы поведения обезьян, проявление более активной исследовательской деятельности, скорее, именно у обезьян, которые не голодны н не испытывают жажды.
Исследовательское поведение обезьян и манипулирование различными предметами наблюдалось многими на свободе и в неволе в специальных экспериментах (Войтонис, 1940; Рогинский, 1945 1948- Штодин, 1947; Тих, 1950, 1970; Ладыгина-Котс, 1958, 1959, 1963; Фабри, 1958, 1959, 1965, 1973; Новоселова, 1965; Счасный, 1972; Фирсов, 1972;. и многие другие отечественные и зарубежные авторы).
Обобщая многочисленные данные, можно с уверенностью отнести’ ориентировочно-исследовательскую деятельность и манипулирование к наиболее характерным чертам поведения (высшей нервной деятельности) и интеллекта обезьян. Можно считать бесспорным, что активное исследовательское поведение и манипулирование развились у. обезьян на основе их кормодобывающего и кормообрабатывающего поведения, которые у них чрезвычайно разнообразны и постоянно сопровождаются активным анализом. Когда обезьяна перебирает и сортирует плоды, выбирая зрелые среди незрелых, достает мягкую сердцевину семячек или раскалывает с той же целью орехи, косточки; когда выковыривает личинок или насекомых из-под коры деревьев; из земли; достигает червей, переворачивая камни, - все это носит форму практического анализа (рис. 28, 29). В природе поисковая пищевая деятельность обезьян продолжается на протяжении всего периода бодрствования - всегда под рукой оказывается что-то, что можно всесторонне обследовать с помощью пальцев, ногтей, губ, зубов или языка, что можно обнюхать, полизать, прикусить, разгрызть, разломать, разделить на части, размять, растереть и т. п. Не все оказывается съедобным, но и сам процесс анализа, и возможность манипулирования приносят обезьянам положительные эмоции, сопровождаются удовлетворением от самого процесса исследования. Это также отмечали многие наблюдатели. Процесс исследования часто сопровождается у обезьян звуками, выражающими удовольствие. Н. А. Тих выделила даже самостоятельный «эмоциональный звук», который павианы издают при удачном разрешении трудной задачи, появлении «любимого» предмета (1970, с. 199). Надо полагать, что высокое развитие ориентировочноисследовательской деятельности и манипулирование предметами формировалось у приматов в связи с жизнью на деревьях, с теми особенностями органов чувств, движения, высшей нервной деятельности, которые облегчали древесное существование, делали его возможным. Постоянная активная анализаторная деятельность, манипулирование, всестороннее обследование окружающей обстановки - все это в свою очередь оказывало влияние на исследовательское поведение, на органы чувств, на высшую нервную деятельность обезьян, стимулируя дальнейшее развитие и совершенствование. Развились руки, становясь все более способными к тонким и разнообразным движениям, развивались мозг и элементарное предметное мышление обезьян.
|
Заслуживает быть отмеченной еще одна особенность ориентировочно-исследовательского поведения обезьян, а именно их стремление не только ко всем новым предметам, но преимущественно к тем из них,
111
которые более сложны, с которыми можно проделывать больше различных действий. Так, обезьяны выбирают не прямую проволочку, а изогнутую, скрученную; не матовое стекло, а прозрачное, через которое можно смотреть; не одноцветную серую тряпку, а пеструю яркую ткань.
В специальных опытах это проверял Н. Ю. Войтонис (1940). Предлагая обезьянам стол с ящиками, он отметил, что характер манипулирования определялся состоянием ящиков. Запертые и пустые ящики скоро переставали занимать обезьян. Зато они подолгу старались вытащить ящик, который этому поддавался, особенно, если в нем находилось что-нибудь, что можно было вытащить, с чем можно было манипулировать. На эту особенность поведения обезьян обращали внимание и другие экспериментаторы. Для большей полноты характеристики поведения обезьян следует также вспомнить, что, как и у других животных, у обезьян еще в более яркой степени выражены индивидуальные черты поведения в развитии ориентировочно-исследовательской деятельности и в способности манипулировать предметами. Очевидно, существуют индивидуальные генетические различия, определяющие функциональные способности нервной системы обезьян, ее типологические особенности. На этом основании физиологами был предложен специальный тест для определения типологических особенностей нервной системы, в котором о силе, подвижности и соотношении основных нервных процессов (возбудительного и тормозного) судили по числу развернутых обезьяной бумажек с камешками внутри и по времени, которое уделяла этому занятию обезьяна (Воронин, Ширкова, 1949).
Ориентировочно-исследовательскому поведению обезьян и их манипулированию предметами уделялось большое внимание со стороны всех, кто наблюдал обезьян или изучал их в экспериментах. В резуль-
112
тате специфические для обезьян черты поведения описаны и охарактеризованы разными авторами до деталей.
Зоопсихологи, физиологи, приматологи и антропологи почти единодушно пришли к выводу об особом значении ориентировочно-исследовательского поведения обезьян в эволюции отряда, завершившейся возникновением гоминид. Принято считать, что именно ориентировочно-исследовательская деятельность обезьяноподобных предков человека способствовала переходу к постоянному использованию естественных предметов в качестве орудий и, далее, к изготовлению орудий; что ориентировочно-исследовательская деятельность обезьян явилась основой человеческого любопытства, стремления к исследованию, познанию окружающего мира, явилась, в сущности, необходимым условием возникновения человека.
Что касается синтетической деятельности, способности направлять внимание не на отдельные предметы, не на вычленение предметов, а на связи между ними, на их пространственные соотношения, на изменение этих соотношений, то у обезьян эта более высокая форма поведения развита слабо и в естественных условиях обитания проявление ее, как и конструктивная деятельность, носят эпизодический характер. Как следует из наблюдений многих авторов, элементы практического синтеза в поведении обезьян удается наблюдать только изредка с постоянно встречающимися многочисленными и разнообразными проявлениями практического анализа. Редкие элементы синтеза в естественной обстановке обнаружены у обезьян разных видов. Прослежена и описана синтезирующая деятельность обезьян, а именно: 1) использование орудий - палок для обороны и для нападения на врага (шимпанзе), соломинок и веточек для добывания термитов и меда (шимпанзе), камней для раскалывания орехов (капуцины), панцырей у крабов (макаки-крабоеды), для растирания и размягчения поверхностного слоя почвы (павианы), для разгребания камней и раскапывания почвы (павианы); 2) применение «губок» из мха или жеванной травы для доставания воды из углублений в стволах деревьев (шимпанзе); 3) использование 1иан для удлинения прыжков с дерева на дерево, через ручьи (мартышки макаки, лангуры), для приближения в прыжке к далеко висящему и трудно доступному плоду (шимпанзе); 4) использование различных веток и листьев а в неволе и других материалов для сооружения гнезда дтя сна (шимпанзе, оранги, гориллы). Подобные сложные формы поведения несущие элементы синтеза у обезьян, редки и непостоянны (исключая гнездостроение). В естественных условиях обитания и в неволе (клетка вольеры) жизнь обезьян протекает однообразно и обыденно. Поведение их достаточно стереотипно и состоит, как правило, из повторяющихся день-за-днём действий. В поисках корма и на отдыхе у обезьян можно наблюдать исследовательскую деятельность в форме практического анализа и манипулирования предметами, которые достигают большого разнообразия и сложности. В то же время в естественном поведении обезьян действия в форме практического синтеза составляют, скорее, исключение.
Налицо явное несоответствие и неуравновешенность между поведением обезьян по типу хорошо развитого практического анализа и тем поведением, которое можно отнести к практическому синтезу. Полагаем что это несоответствие заслуживает специального рассмотрения.
Анализ и синтез с философской точки зрения неразделимы. Они представляют собою как бы две стороны одного и того же феномена, единство противоположностей. Следует вспомнить, что и в физиологии понятия анализа и синтеза неразделимы, что высшая нервная деятельность осуществляется в процессе аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга. Единство основных процессов высшей нервной корковой деятельности не может ограничи-
113
ваться замыкательной функцией на уровне коркового представительства условных рефлексов. Оно должно находить выражение во всей сложности условных и безусловных навыков, унаследованных и приобретаемых в процессе онтогенетического развития обезьян.
Для того, чтобы осуществлялось единство анализа и синтеза в поведении (высшей нервной деятельности), развитие анализа у обезьян непременно должно сопровождаться развитием второй стороны процесса - развитием синтеза.
По-видимому, так оно и есть. Своеобразие обезьян лишь в том, что анализаторная деятельность для них является постоянной и характерной, в которой обезьяны тренируются, даже если нет подходящих объектов. За неимением лучшего обезьяны манипулируют частями своего тела, обыскивают себя, часами исследуют клетку, отыскивая слабые места в решетках, сетках, стараясь что-нибудь оторвать, отщепить, расплести, выковырять и т. п. Надо полагать, что постоянное упражнение в анализе формирует у них не менее развитую потенциальную способность к синтетической деятельности. Задачи на синтез, на нахождение связей и взаимоотношений, на конструирование в природе, в привычных обжитых условиях перед обезьянами встают редко. Однако если такая необходимость возникает, обезьяны легко справляются с новыми задачами. Стоит вспомнить поведение шимпанзе в лагере Джейн ван Лавик-Гудолл (1974), их настойчивые и постоянно успешные попытки вскрыть контейнеры с бананами, какие бы засовы и запоры не придумывали люди! Элементы синтеза в поведении шимпанзе ясно видны в кинофильмах Kortlandt, Zan (1967), Ю. И. Левкович и Л. А. Фирсова (1975).
Способность обезьян к синтезу становится еще более яркой в искусственных ситуациях, когда экспериментатор ставит перед обезьянами задачи на установление взаимосвязи, на конструирование и, далее, на обобщение и абстракцию. Выясняется, что обезьяны уже в значительной степени подготовлены к таким решениям, что у них развита потенциальная способность к синтетической деятельности, немногим уступающая их развитому анализу и манипулированию. Почти во всех экспериментах на обезьянах разных видов в неволе и на воле удавалось добиваться действий с элементами синтеза. Имеется много описаний тех или иных форм более сложной синтетической деятельности (интеллекта) обезьян (см. ссылки в начале главы, а также работы: Вацуро, 1948; Воронин, 1952, 1957; Кац, 1950; Маркова, 1962; Протопопов, 1950; Спиркин, 1960; Счасный, 1972; Фирсов, 1972; Хильченко, 1955; Што- дин, 1947; Thorndike, 1901; Hayes, Hayes, 1954; Nissen, 1956; Detier, Stellar, 1961; Welker, 1956; Riopelle, 1963; Goodall, 1963, 1964; Reinolds, 1963; Bishop, 1964; Jay, 1965; Altmann, 1962, 1965, 1970; Butler, 1965; Carthy, 1966; Lowick-Goodall, 1971; и др.).
Результаты большинства опытов с полной очевидностью показали способность обезьян к решению задач, требовавших от них развитой анализаторно-синтетической деятельности, элементов обобщения и абстракции. Оказалось, что не только высшие, но и низшие обезьяны справляются с задачами «выбора на соотношение». Так, в опытах с павианами гамадрилами нами была показана способность к элементарной абстракции и выбору «меньшей» фигуры, безотносительно к ее форме, цвету, а также перенос навыка и правильный выбор при замене плоских фигур листьями деревьев и камнями разной величины. И только когда для выбора были предложены сливы, натуральные раздражители оказались сильнее и павиан предпочел более крупную сливу (Алексеева, 1974).
Успешно справлялись павианы гамадрилы с задачами «выбора по образцу» и с дальнейшим обменом фигуры на лакомство или на новую фигуру, игрушку. С низшими узконосыми обезьянами павианами и дру-
114
гими много опытов было проведено в Сухумском питомнике обезьян. Когда мы приступали к выработке сложных навыков у Манаса и у Кеффи для научно-популярных фильмов, заснятых под руководством проф. А. А. Волохова («Онтогенез высшей нервной деятельности» и «Где живет твои ум?»), многие сомневались в способности павианов справиться со сложными задачами, с выработкой сложных навыков.
Однако павианы гамадрилы оказались способными к выработке сложных действий, к решению задач, требовавших способности оценить обстановку, определить связи между разными элементами опыта, например, произвести выбор единственно подходящей палки и использовать ее в качестве «ключа» для открывания проблемного ящика (рис. 30, I). При этом наиболее трудным для павиана гамадрила с его уплощенной кистью и короткими пальцами оказалось само движение: установить палку вертикально на ящике, совместить грани палки с гранями отверстия и опустить палку внутрь, с тем, чтобы она ударила педаль и открыла ящик (рис. 30, II, А, Б, В, Г, Д). Что касается выбора нужной палки квадратного сечения среди других палок (с круглым, треугольным, шестигранным сечением) для использования ее в качестве орудия-ключа, то после выработки нужного двигательного навыка Манас, а затем и Кеффи осуществляли его «находу», даже когда все палки были заменены новыми и покрашены в разные цвета (Алексеева, Волохов, Третенко, 1966). Еще более сложную цепь действий мы выработали у самки павиана гамадрила Кеффи. В готовом виде это выглядело так: Кеффи, натягивая трос за кольцо, открывала боковую стенку ящика-«шалаша», расположенного на одном из углов большой прямоугольной платформы, и закрепляла натянутый трос, надевая кольцо на гвоздь, укрепленный на другом по диагонали углу платформы. Из открытого ящика Кеффи брала мало привлекательный корм или предмет и «обменивала» его на жетон. Затем подходила к пульту и опускала жетон в прорезь. В ответ она получала доску с лунками, прикрытыми разной формы, величины, цвета фигурами и, «выбирая под меньшим», доставала лакомства. Наибольшие трудности в этой сложной цепи навыков представила выработка самих движений, а именно надевание кольца от натянутого троса на гвоздь и опускание жетона в прорезь, для чего надо было поставить жетон вертикально на ребро, совместить с прорезью и отпустить. В выполнении задач, которые ранее казались недоступными для низших обезьян, павианы продемонстрировали свою потенциальную способность к абстрагированию, к обобщению и к конструктивной деятельности с использованием орудий. Трудности были связаны не столько с решением сложных многочисленных задач, сколько с осуществлением самих движений для которых негибкие, со слабо выраженным противопоставлением большого пальца руки павианов приспособлены в меньшей степени чем например, руки шимпанзе. Возможно, успешному решению задачи способствовал выбор обезьян, поскольку среди павианов индивидуальные различия интеллекта достаточно ярки. Кеффи была не паз участницей многих экспериментов, и у нее выработался известный «опыт» - как только ее брали в клетку, где находились какие-нибудь устройства Кеффи сразу начинала манипулировать ими. Создавалось впечатление что представление о нужном действии возникало у нее раньше, чем ей удавалось это действие выполнить. Так, установив связь между натягиванием троса за кольцо и фиксированием дверцы ящика в открытом положении, Кеффи после многих неудачных попыток зафиксировать трос в натянутом состоянии ногой, а приманку достать рукой, для чего ей приходилось вытягиваться всем телом по диагонали платформы, перенесла внимание на кольцо, на попытки прикрепить его к краю платформы, а потом и к гвоздю. В течение двух опытов Кеффи безрезультатно старалась надеть кольцо на гвоздь, прижимая его
115
116
ладошкой и оглядываясь на дверцу ящика, а когда это действие удалось, она не бросилась и ящику за большой спелой грушей, а села и несколько раз произнесла глубоким голосом «О!О!О!», потом обняла руководителя эксперимента и снова дуэтом прозвучало «О!О!О!» Только потом Кеффи подошла к ящику и взяла сочную грушу (рис. 31). В этой сцене мы видим, что низшая обезьяна способна испытывать положительные эмоции от самого действия, даже от успешности его выполнения. То, что павианы справлялись со сложными задачами, требовавшими от них уловить связи между предметами и их свойствами, произвести сложный выбор по одному из признаков, отвлекаясь от остальных, выполнить ряд последовательных действий и сложных движений руками, свидетельствует, что уже у низших узконосых обезьян потенциальная способность к синтетической (конструктивной) деятельности, а также к обобщению и абстракции развита в достаточно высокой степени. Интересно, что опыт с ящиком, у которого дверца открывалась при натягивании прикрепленной к ней проволоки и оставалась открытой, если свободный конец ее фиксировался на расстоянии, был позже повторен Л. А. Фирсовым с шимпанзе. Решение задачи оказалось неожиданным. Вместо того чтобы натянуть и закрепить трос, Тарасик просто взял ветку и вставил в щель, что помешало дверце захлопнуться и позволило ему взять приманку. Такое решение при всей его удивительности явилось естественным для шимпанзе, который неоднократно применял ветки и палки для различных целей и в новой ситуации успешно применил свой опыт, использовав ветку как орудие (1975). Перенос навыков наблюдался у шимпанзе многими авторами. Интеллект и сложное поведение шимпанзе изучены лучше, чем у всех
117
других обезьян, и достаточно полно отражены в публикациях. Отмечая особенности их интеллекта, Г. 3. Рогинский (1948) писал, что навыки образуются у них быстрее, чем у других обезьян, причем эти навыки обычно пластичны и легко переносятся в новые условия. Одну и ту же задачу шимпанзе может решать по-разному. При изменении в постановке задачи шимпанзе меняет и прием овладевания целью. Г. 3. Рогинский подчеркивает, что навыки у обезьян связаны с их интеллектом, со способностью улавливать связи и соотношения между предметами. Чем выше развиты интеллект и предметное мышление у обезьяны, тем более сложные навыки могут быть у нее выработаны. Речь идет, как об индивидуальных, так и о видовых различиях.
Действительно, на первый взгляд шимпанзе по интеллекту не имеет себе равных среди обезьян. Хотя уместно вспомнить И. П. Павлова, который считал, что успехи шимпанзе по сравнению с собаками в решении различных задач в значительной степени связаны с развитием у них двигательных возможностей, с их подвижными, гибкими пальцами и руками, и что если бы собаки имели руки, то различие не было
118
бы таким разительным. Еще более уместным мне кажется такое замечание по адресу низших обезьян, павианов в частности, которые при всех отличиях в поведении и двигательных возможностях стоят гораздо ближе по развитию умственных способностей к шимпанзе, чем собаки.
Среди приматологов существует мнение о высоком интеллекте капуцинов, представителей низших широконосых обезьян. Автору удалось наблюдать за одним капуцином по имени Кларó. В Сухумском питомнике обезьян Кларó занимал небольшую отдельную вольерку. Он охотно вступал в контакты и был активен в манипулировании разными предметами. Кларо пользовался камнем для разбивания орехов. При этом он принимал предосторожности и не просто ударял по ореху, а несколько раз примеривался, держа камень обеими руками, а потом наносил короткий сильный удар, чтобы орех не откатывался, а раскалывался. Если же все-таки орех откатывался, Кларо снова аккуратно клал его перед собою, снова примеривался и повторял попытку.
Кларо разбивал камнем и куски сахара, но вел себя при этом совсем иначе. Он клал сахар на бумажку, бил его камнем, который держал в одной руке, потом собирал кусочки и как бы просеивал их так, чтобы в ладошках задержались более крупные осколки. Зажав их в кулаке, Кларо слизывал мелкие кусочки с бумажки, бросал на нее крупные и повторял процедуру. Камнем же он пытался забивать гвозди, правда, иногда ставил их вниз шляпкой. С удовольствием брал карандаш, чиркал по бумаге, но «рисование» обычно кончалось разгрызанием карандаша на части. Листок бумаги Кларо использовал еще одним способом — он сворачивал его в трубочку, закатывая в него карандаш, палочку, камушек. Любимым лакомством для Кларо служили кузнечики. Он хватал кузнечика, зажимал в кулачке одной руки, а другой отрывал у него ноги, съедал их, потом откусывал голову и доедал остатки. Но однажды Кларо принесли медведку. Крупный черный «кузнечик» был явно съедобным, но очень большим и страшным, Кларо пытался ухватить его, но тут же бросал. Получив лист бумаги,’ он кинул на нее страшную, но желанную добычу и закатал ее в трубочку, как это он делал с карандашом или гвоздем. Нажимая ладошками, покатал по полу, развернул и посмотрел — двигается! Снова закатал и повторил попытку обездвижить медведку. После нескольких проб оставил медведку в трубочке, захватил ее ногой и пошел искать камень. Сел, поправил трубочку, взял камень в обе руки и начал примериваться ударить. Взмах, еще взмах и, наконец, легкий удар (!!), совсем не такой, как обычно по ореху! Отложил камень, развернул бумажку, проверил - двигается! Только после третьего удара медведка перестала шевелиться, но она сохранилась целой, не была разбита в кашицу. Кларо долго ел медведку, издавая довольные звуки. Эта необыкновенно интересная сцена демонстрирует высокий интеллект капуцина - низшей обезьяны, ее способность к сложным действиям, к переносу и модификации навыков в соответствии с целями.
Кларо подражал действиям окружающих - «мыл» кормушку (рис. 32), «мыл» пол, «забивал» гвозди, «рисовал», т. е. делал многое из того, что свидетельствует о развитых способностях. Правда, как большинство низших обезьян, Кларо с трудом обучался отдавать предметы, выпускать их из своих рук, с чем сталкивались все экспериментировавшие с макаками, павианами и другими видами обезьян. Если ему давали бумажку, сложенную каким-нибудь затейливым узором, он ее рассматривал, разглаживал, закатывал трубочкой и в конце концов рвал в клочки. Невольно вспоминается шимпанзе Чита (из числа подопытных обезьян проф. П. М. Залкана в Институте кожных и венерологических заболеваний, Москва), которая, взяв конфетную бумажку сложенную веером, осторожно раскрыла и снова сложила «го несколько раз, потом расправила и протянула бумажку мне. Я сде-
119
лала из нее бабочку - под внимательным взглядом Читы - и отдала ей. Снова - разглядывание, раскручивание, разравнивание и возврат человеку. Сложила бумажку в небольшой квадратик — все повторилось сначала. На этот раз я дала конфету в бумажке. Чита развернула ее, съела, а бумажку снова предложила мне. На такие действия низшие обезьяны, вероятно, неспособны. Их можно приручить отдавать предметы в обмен на что-нибудь лакомое или интересное, но сам процесс «отдачи» того, чем обезьяна владеет, требует от нее больших усилий. Высшие человекообразные обезьяны отдают предмет без дрессировки, по собственному желанию, в ответ на просьбу человека или обезьяны. Удавалось наблюдать, как шимпанзе отдавал кусочки мяса, делился добычей с другими шимпанзе, которые протягивали к удачливому охотнику руки (Дж. ван Лавик-Гудолл, 1974).
Из приведенного мною, в дополнение к богатым данным литературы, следует, что поведение обезьян (низших и высших) достаточно сложно, а их интеллект высоко развит по сравнению с животными доприматов. Признавая высокое развитие аналитической деятельности у обезьян и их способность к синтезу, которая хорошо выявляется в условиях экспериментов, большинство авторов считают, что сходными особенностями должны были обладать и обезьяноподобные предки человека и что эти способности их высшей нервной деятельности явились
120
одним из необходимых условий для возникновения способности к употреблению естественных предметов как орудий, а затем и к изготовлению орудий.
Несомненно, что в основе высокого развития интеллекта обезьян лежит их ориентировочно-исследовательская деятельность, отличающая обезьян от всех других животных. Но до сих пор нет позитивного решения вопроса о причинах развития столь высокого и сложного ориентировочно-исследовательского поведения обезьян.
Остается неясным, что привело к развитию этой формы поведения, какова его роль в становлении орудийной деятельности обезьян и какие механизмы лежат в основе ориентировочно-исследовательской деятельности, обеспечивая ее развитие у приматов.
Нам кажется, что изучение особенностей размножения приматов позволяет осветить эти вопросы. Стоит вспомнить, что ориентировочно- исследовательская деятельность, кроме приматов, конвергентно достаточно ярко развита у мышевидных грызунов (возможно, и у других представителей этого отряда, но сведения об их поведении скудны). Общим для приматов и грызунов является их высокая двигательная активность, разнообразие ее форм - спонтанная, игровая, исследовательская и др. Высокая двигательная активность является следствием повышенной энергизации организма, обеспечивающей такие запасы энергии, которых хватает на обеспечение обычного поведения, на покрытие основных потребностей, таких как пищевые, оборонительные, и еще остается с избытк
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!