Глава 1. Организация и основные направления работы с семьёй. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 1. Организация и основные направления работы с семьёй.

2022-10-11 41
Глава 1. Организация и основные направления работы с семьёй. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Групповые методы психологической работы представлены и осмыслены в различных теоретических концепциях. В последнее время эти формы, как отмечает Л.А. Петровская, «стали подлинным знамением времени как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой».

В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями в основном проводится в рамках психологической консультации. Упоминание же работы с родительскими группами можно найти лишь в некоторых исследованиях (А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.И. Захаров), причем чаще всего такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или является составной частью проведения психологической коррекции. В последнее время направление, использующее групповые формы обучения и терапии родителей, стало развиваться более активно.

В зарубежной психологии и педагогике родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей. Наибольшее распространение групповые занятия с родителями получили в современной Америке.

Необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования детского развития впервые была декларирована в рамках психодинамического подхода. Важной заслугой психоаналитаческого направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте (З.Холл, А.Фрейд, К.Хорни). Сведения, полученные в работах Т. Адорно, В. Шутца, Дж. Боулби, Э. Эриксона, М. Эйнсворт и др., снискали широкую популярность и признание. Они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.

Проведение родительских групп в значительной степени опирается на ряд общих принципов организации их работы. С. Славсон вводит понятие «первичный кодекс группы», включающее в себя три основных постулата:

1) Предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;

2) Все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;

3) Ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

 

Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого с ребенком по праву можно считать Альфреда Адлера. Адлерианское направление в работе с родителями имеет свои методы, способы и приемы в работе с родителями и детьми, оно в значительной мере социально направлено и может рассматриваться как отличное от психоаналитического подхода. В 1919 году А. Адлер основал в Вене психопедиатрический центр, где он развивал свой инновационный консультационный подход и работал с детьми, родителями и преподавателями. Ансбахер полагал, что Адлер впервые официально и публично использовал понятие «семейная терапия».

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество», «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. Среди наиболее важных результатов общественного признания психологии А. Адлера стало появление семейных консультаций и семейных образовательных учебных групп, призванных помочь семьям установить демократический жизненный стиль, основанный на принципах социального равенства и общественного интереса.

В 50-тых годах ХХ века в США возникло направление групповой работы с родителями, основанное Х. Джайноттом, американским детским психотерапевтом, и получившее в литературе название «модель группового психологического консультирования». Его концепция гуманизации воспитания основана на идее развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий. В написанных пособиях для родителей Х. Джайнотт не предлагает никакой теории, а в доступной форме рассматривает исключительно простые вопросы: как говорить с детьми, в каких ситуациях  хвалить и когда ругать их, вопросы дисциплины, приучения к гигиене и т.д.

С точки зрения Х. Джайнотта, родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации и управления поведением детей. В своих работах он дал описание трех различных видов групповой работы с родителями: собственно психотерапия, психологическое консультирование и руководство личностью. Групповая психотерапия особенно показана тем родителям, которые не в состоянии извлечь никакой пользы из педагогическо-психологического образования, поскольку их восприятие, ценности и установки слишком искажены и не позволяют изменить стиль семейного воспитания.

Модель группового психологического консультирования родителей позволяет внести б о льшую объективность во взаимоотношения участников группы со своими детьми. Основные методы – групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры. Отличительным признаком родителей, которые могут извлечь пользу из работы в группе, является то, что их проблемы не носят «хронического» характера. По мнению Джайнотта, наиболее трудными являются периоды, когда:

§ ребенок начинает ходить;

§ его начинают приучать к горшку;

§ он идет в школу;

§ у него начинается половое созревание;

§ он переходит в среднюю школу.

Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах.

· Во-первых, во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка.

· Во-вторых, следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений. Высказывания взрослого не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребенка.

· В-третьих, взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного расширения проблемной ситуации.

Многие положения Джайнотта согласуются с идеями другой модели работы с родителями – программой Т. Гордона. Эта программа основывается на идеях гуманистической психологии. В западной психологии данное направление существует в русле концепций Г. Оллпорта, А. Маслоу, К. Рождерса, Ш. Бюллер, В. Франкла, Р. Мэя и многих других.

Не смотря на различия направлений гуманистической психологии, общим для них является подход к человеку как к специфической модели, отличающейся от моделей, объясняющих поведение животных или машины. Существенная роль при этом уделяется активности личности.

Идеи гуманистически направленной психологии нашли отражение в практике воспитания детей в семье и обществе (Т. Гордон, М. Снайдер, Р. Снайдер), где особое внимание уделяется умению слушать и понимать детей. При этом понимание рассматривается не просто как техника или использование правильных слов, а как модель взаимоотношений взрослого с ребенком.

В последнее время многие  отечественные психологи всё больше основываются  на гуманистических принципах. Основой данного направления у нас явились идеи М. М. Бахтина о диалогической природе человеческого общения, человеческой личности. Этот подход к изучению человека используется сейчас Л. А. Петровской, А. У. Харашем, Г. А. Ковалёвым, О. Е. Смирновой, А. Ф. Копьевым и другими. Отличительные особенности диалогического общения следующие:

§ равенство позиций воспитателя и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность вставать на позиции другого;

§ отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие;

§ формирование у воспитателя и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации;

§ особая эмоциональная окраска общения, искренность  и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств;

§ способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

А. З. Шапиро отмечает, что в поведенчески ориентированных теориях внутрисемейные конфликты рассматриваются как функция низкой нормы позитивных взаимоподкреплений. В такой ситуации, терапевтические усилия направлены на уменьшение негативности в коммуникациях между членами семьи. Традиционный психоаналитический подход сосредоточен на раннем негативном опыте, гуманистически ориентированная психотерапия семьи во главу угла ставит конгруэнтное, взаимопринимающее и эмпатическое межличностное взаимодействие.

Задачи работы с родителями, по Гордону, сводится к тому, что родители должны усвоить три основных умения:

· Активно слушать, то есть умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;

· Умение выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребенка;

· Использовать принцип «оба правы» (или «выиграть - выиграть») для разрешения конфликтных ситуаций, то есть умение договариваться с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

Исследования, проведенные Т. Гордоном и его последователями, показали, что те, кто посещал родительские группы, легко меняли стиль воспитания, направляя его на определенные цели. По мере развития способности к общению улучшалось взаимопонимание между родителями и детьми, и росла способность детей самостоятельно решать свои проблемы.

Большой вклад в дело изучения взаимодействия родителей с детьми, безусловно, внесли представители бихевиористского направления.

Еще в 40-е годы Б.-Ф. Скиннер предложил ряду наиболее известных психологов и специалистов, занимающихся социальным планированием, использовать научно обоснованную методику, основанную на положениях поведенческой технологии как средстве укрепления семьи и общества в целом.

Усилия практиков этого направления в работе с родителями сосредоточены в основном на обучении родителей методике изменения поведения ребенка. Так, применяя поведенческие методы, Р. Дж. Валер, Дж. Х. Винкель, Р.-Ф. Петерсон и Д.-С. Моррисон одновременно успешно обучили матерей мальчиков дошкольного возраста методам погашения неприемлемых реакций, дифференциального подкрепления и тайм-аута.

Некоторые практические психологи в своей работе с родителями используют методы бихевиоральной психологии. Применение поведенческой модели в процессе групповой работы с родителями предполагает, что родителям придется овладеть специфическими поведенческими методами для достижения и оценки заранее поставленных целей. В русле этого подхода можно отметить следующих авторов: Л. Берковитц, Грациано, Дж. Е. Симпсон, Валэр и др.

Одной из популярных и часто используемых моделей работы с родителями является модель, основанная на трансактном анализе. Теорию трансактного анализа применяли в работе с родителями такие психологи, как К. Стейнер, М. Джеймс и Д. Джонгвард, в нашей  стране - Е.В. Сидоренко. Техника работы в русле трансактного анализа предполагает освоение основных понятий этого теоретического направления и перенесения их на семейную почву. Работа в группах предполагает знакомство родителей с концепцией личности по теории Э. Берна, с основными элементами структурного анализа.

Следует отметить, что групповая работа с родителями проводится специалистами разных областей. Наиболее часто такие группы организуются с психотерапевтическими целями, однако в дальнейшем их создатели переносят свой опыт работы в практику проведения групп для родителей, дети которых не имеют каких-либо выраженных психических нарушений. О такой форме работы, как тренинг детско-родительских отношений, где родители обучаются навыкам игровой терапии с детьми, пишет Г.-Л. Лэндрет. Основной формой занятий является живая дискуссия в группе, состоящей из шести – восьми родителей и терапевта.

Среди других направлений можно отметить и системы, связанные с религиозными взглядами на воспитание детей и родителей. У нас в России сейчас известен один из ведущих теоретиков этого направления – Р. Кэмпбелл. Многие его выводы совпадают с теориями, лишенными  христианского  оттенка,  и  особенно  часто  со  взглядами

Т. Гордона

Таким образом, описанные выше направления ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также различные уровни сложности. Использование тех или других моделей невозможно без знания терминологии и теории.

 Общая характеристика и основные методические приемы социально-психологического тренинга, как наиболее эффективной формы работы с родителями.

Современные условия диктуют определенный выбор форм, методов и средств работы, как с детьми, так и с родителями, в том числе и молодыми. Все чаще предпочтение отдается активным, динамичным, а в некоторых случаях и интерактивным методам, то есть тем, где участник имеет возможность проявлять свою творческую активность, высказывать свое мнение. Рассмотрим их более подробно.

У  истоков  этих  методов  стояли  такие  видные психологи,  как

К. Левин («тренинг - группы»), К. Роджерс, У.Шутц («группы встреч»), Я.Морено («психодрама»), Ф. Перлз («гештальттерапия»), которые заложили теоретические и методические основы.

Т – группы (тренинг - группы) – группы тренинга человеческих отношений, впервые были организованы в 1946 г. Используя принцип «здесь и теперь», такие группы, представляют собой своеобразные обучающие лаборатории, фиксируют внимание на апробировании новых видов поведения в безопасном окружении. Обучающий цикл состоит из следующих этапов: представление самого себя – обратная связь – экспериментирование. Открытость – ключевой аспект поведения в такой группе. В Т – группе люди обучаются, пробуя соприкасаться со своими чувствами и выражая их перед другими людьми – вербально и невербально. Роль руководителя заключается в том, чтобы вовлечь участников в совместную работу по исследованию их собственных взаимоотношений, а затем устраниться от руководства.

Группы встреч. В отличие от Т – групп, эти группы более ориентированы на рост отдельной личности, чем на изучение групповой динамики. При этом они подразделяются на направленные на решение определенной задачи или на формирование чувства общности. Основное направление группы встреч заключается в формировании интенсивного общения. При этом обычно конкретные темы для дискуссий специально не планируются – дискутируются различные проявления взаимоотношений участников в данной группе. Ведущий отвечает за создание климата психологической безопасности, в котором постепенно начинает проявляться свобода выражения личности и возрастает ее защищенность.

Гештальт – группы. Были разработаны на основе психоанализа, экзистенциональной философии, гештальтпсихологии и теории В. Райха. Отличаются от Т – групп и групп встреч большей активностью ведущего. Руководитель группы отвечает за темп работы группы. Он может начать с серии групповых упражнений, затем предложить добровольцу занять «горячее место». Доброволец должен придерживаться принципа «здесь и теперь» и давать отчет о содержании своего сознания. Руководитель не интерпретирует поведение добровольца, а, следуя за его рассказом, поддерживает его в попытках осознать собственные чувства. Тем самым руководитель и доброволец создают сознание «настоящего». Для достижения успеха руководитель творчески выбирает гештальт – эксперименты, которые в данный момент соответствуют потребностям группы. Большое внимание уделяется, в первую очередь, различным невербальным элементам общения.

Психодрама. В этом групповом процессе для изучения внутреннего мира человека используется инструмент драматической импровизации. Главное в психодраме – ролевая игра в любительском исполнении. Хотя многие используемые термины в психодраме связаны с театром, ролевая игра не есть специально отрепетированное действие, актерство может лишь помешать.

Отличие Т – групп и групп встреч от гештальттерапии и психодрамы заключается, прежде всего, в активности, вовлеченности, ответственности за происходящее участников, тогда как в последних более активная роль отводится руководителю группы. То есть можно говорить о групповом тренинге и тренинге в группе.

Кроме этого, следует отметить такие формы групповой работы, как «лайфспринг», где целью выдвигается увеличение личной эффективности в достаточно многочисленной группе при помощи различного рода заданий.

В нашей стране область групповой практической психологии, ориентированная на развитие социально-психологической компетентности получила название «социально-психологический тренинг» (СПТ). Автор термина – М. Форверг. В литературе, кроме этого, существует ряд других названий (группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения и т.д.). Но СПТ на сегодня является наиболее часто употребляемым и наиболее устоявшимся термином. Этим чрезвычайно широким понятием обозначают большое количество самых разнообразных методов. В отечественной психологии он подобно рассмотрен в работах Г.А. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, А.А. Бодалева, А.И.Донцо- ва, Ю.Н. Емельянова, А.С. Золотняковой, Г.А. Ковалева, Х. Миккина, Л.А. Петровской, А.И. Харша, Т.С. Яценко и др. Активно разрабатываются подобные формы психологического воздействия в смежных с социальной психологией областях, таких как, групповая психотерапия и интенсивное обучение иностранному языку. Кроме того, этот метод успешно зарекомендовал себя в практике коррекции семейных отношений, адаптации подростков. Объединяя в себе элементы реального и лабораторного эксперимента, социально-психологические тренинги являются эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач.

Отличительной чертой СПТ от традиционных видов обучения является наличие основополагающих принципов, которых должен придерживаться психолог. Их последовательная реализация при проведении СПТ обеспечивает качественное отличие таких занятий от традиционных методов обучения: лекции, семинара, чтения литературы. Именно поэтому  занятия в клубе молодой семьи проводятся в форме СПТ. Рассмотрим подробнее эти принципы.

Ряд авторов считает, что СПТ не единственное направление психологического воздействия на личность и группу. По-прежнему на основе традиционно существовавшего в психологии подхода к развитию группы, созданного на базе общепсихологической теории Л.С. Выготским, Н.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и их последователями в качестве базовой детерминанты психологических образований выводится социально значимая предметная деятельность. Применительно к развитию группы эти принципы были продолжены А.В. Петровским в его стратометрической концепции групповой активности.

Отличием СПТ как формы психологического влияния на развитие группы является то, что одной из ведущих предпосылок, механизмом и в то же время результатом группообразования выступают качественные изменения процессов общения в группе.

Другой принципиально важный момент, вытекающий из указанного характера общения – активная позиция участника тренинга. Это основывается на том положении, что любое самоизменение личности, ее развитие возможно только через самодеятельность – «…такую деятельность, в которой человек выступает активным субъектом, а не пассивным исполнителем извне приписанных функций и ролей» (Н.М. Коряк, В.И. Шаляпин).

Основной замысел тренинга состоит в том, «…чтобы превратить группу в своеобразное объемное зеркало или, точнее говоря, систему зеркал, в которых каждый участник мог бы увидеть себя в процессе своих конкретных проявлений в жизни данной группы». Поэтому в качестве важного правила выступает ограничение обсуждения событий лишь в рамках тренинга («здесь и теперь») и персонификация высказываний. Суть последнего заключается в отказе от безличных речевых форм (типа «Каждый человек…» или «Все люди…») и переход  к личным: «Я считаю», «Я полагаю».

Следующим важным моментом является намеренная межличностная обратная связь. Наиболее плодотворно это освещается в ряде работ Л.А. Петровской, где она выделяет способы интенсификации обратной связи, повышения ее адекватности и информативности. В качестве условий конструктивной обратной связи предлагается ее описательный характер, неотсроченность, специфичность, релевантность потребностям получающего и отправляющего, реализация ее в контексте группы, подача по поводу таких свойств, которые реально могут быть изменены. При этом обратная связь выступает как дополнительное средство создания необходимой атмосферы.

Особо следует отметить обращенность СПТ к «эмоциональным потенциалам» (А.Н. Лутошкин) группы, высокой степени включенности эмоциональной сферы его участников.

В задачу ведущего тренинг входит согласование подпроцессов развития компетентности в общении личности и развитии группы, также одновременное управление ими. При этом интенсификация процесса обучения достигается при помощи двух остальных поцессов.

Цикл занятий СПТ обычно рассчитан на 30-50 часов, средней продолжительностью занятий 3 часа, численность комплектующих группу обычно не превышает 12 человек, которые включаются в занятия по принципу добровольности. Выделяются три основные стратегии СПТ: свободное ведение (пассивный ведущий); программированное ведение (наличие определенного плана, эта стратегия близка к традиционной системе обучения); промежуточная форма (элементы программированности и широкие отступления в сторону свободной стратегии).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.