Организация работы семейного клуба — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация работы семейного клуба

2022-10-11 21
Организация работы семейного клуба 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация работы семейного клуба

Методическое пособие

 

 

Уфа - 2007

 

УДК 159. 924. 7 (07)

ББК 74. 205

О - 64                                      

Рецензенты:

О.М. Макушкина – канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии БГПУ

Я.В. Спиридонов – канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры педагогической и социальной психологии ВЭГУ

Редакционный совет:

А.М. Акулинина – главный специалист-эксперт сектора социальных программ отдела организационно-массовой и социальной работы Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике

Р.Т. Баймухаметова – заместитель директора по научно-методической работе ГУ РЦСППСДМ

Авторы-составители:

Н.А. Сорока – педагог-психолог высшей категории ГУ РЦСППСДМ

С.В. Кагарманова – педагог-психолог высшей категории ГУ РЦСППСДМ

Сорока Н.А, Кагарманова С.В. Организация работы семейного клуба. Методическое пособие. – Уфа: 2007. – 96 с. Рекомендовано  к  изданию научно-методическим советом ГУ РЦСППСДМ

Методическое пособие предназначено для психологов, педагогов, специалистов подростковых клубов, а также специалистов, занимающихся коррекционно-развивающей работой с родителями. Пособие включает в себя три главы, посвященные теоретическим и практическим аспектам организации работы семейного клуба. В пособии представлены занятия клуба, разработанные специалистами Центра. В приложении предложены памятки для родителей, авторами которых также являются  составители. Они могут быть использованы в ходе занятий Клуба.

 

© Государственное учреждение «Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи», 2009.

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….. 4

Глава 1. Организация и основные направления работы с семьей.…………….6                                                                                                                                                                                                                                                 

Глава 2. Примерные сценарии занятий Клуба молодой семьи………………..20                 

Заключение……………………………………………………………………….63

Литература …………………………………………………………….. ………..64

Приложения

Примерное положение о Клубе молодой семьи ……………………………….65

Примерный тематический план занятий клуба ……………………………….67

Памятки:

Как любить тебя, малыш? ………………………….……………………………68

Почему нужно защищать детей от негативной информации?...........................70

Когда заканчивается счастливое детство……………………………………….73

Все начинается с семьи. Или мир на нашей планете начинается дома……….77

Все дети имеют право на счастье………………………………………………..84

Трудно семье – трудно детям……………………………………………………89

Отзывы родителей………………………………………………………………..95

 

Введение

Своеобразие современного этапа общественного развития указывает на необходимость переноса акцентов с интересов государства на интересы личности. Социум диктует семье правила жизнедеятельности, а это, в свою очередь, влияет на состояние семьи в целом. Переход на рыночную экономику изменил все стороны жизнедеятельности семьи, которая всегда была важнейшим пространством существования ребенка. Число, так называемых, «кризисных семей», не способных самостоятельно справляться с трудностями социально-экономической жизни, с каждым годом растет. Налицо дифференциация по уровню благосостояния семей в зависимости от числа детей. Как правило, чем больше детей, тем ниже уровень благосостояния семьи. Многие родители вынуждены работать на двух-трех работах, чтобы обеспечить семью.

Отсутствие элементарных физических сил, необходимых для воспитания детей, и породило явление психолого-педагогической безграмотности родителей. Как результат – ослабление воспитательной функции семьи, которая во все времена традиционно считалась основной.

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется как отношением к женщинам, так  и отношением  к  детям.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или их полное отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Вместе с тем, проводящаяся демократизация общественных институтов не могла не коснуться и семейных отношений.

Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальных консультаций. Новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение.

Пособие будет интересно всем специалистам, работающим с родителями. Оно содержит главы, посвященные обзору основных направлений и организации групповой работы с родителями. К пособию также приложен практический материал для организации работы Семейного клуба и примерные сценарии занятий.

 

Глава 2. Примерные сценарии занятий с элементами тренинга Клуба молодой семьи.

Ход занятия.

Сформулировать личностное отношение к разнообразным методам самоутверждения. (Делая выбор в пользу самоутверждения, вы берете в свои руки контроль над своей жизнью)

 

Отрабатывать конкретные техники, необходимые для ассертивного поведения в родной семье.

 

а) Техника отказа ребенку: прямолинейное «нет», рефлексивное «нет», отрешенное «нет», дипломатичное «нет» или «нет» в мелочах.

б) Правила комплиментов.

в) замена негативных установок на позитивные.

 

1. Знакомство с группой. Все образуют круг, представляются по именам. Это сразу же устанавливает равный стартовый эмоциональный уровень. Затем каждый участник группы задает любому другому участнику вопрос: «Какую цены ты заплатил за участие в КСМ?» (эмоциональную, семейно-бытовую или другую цену).

 

. Информация «Что такое ассертивность?» Тест на определение ассертивности.

Тест на ассертивность.

Предназначен для оценки ассертивности.

 

Ассертивность – способность не действовать в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволять «вить из себя веревки»

 

Инструкция: Обведите кружочком выбранные вами ответы в следующих позициях:

 

1. Меня раздражают ошибки других людей.

Да нет

2. Я могу напомнить другу о долге.

Да нет

Время от времени я говорю неправду.

Да нет

3. Я в состоянии позаботиться о себе.

Да нет

4. Мне случалось ездить зайцем.

Да нет

5. Соперничество лучше сотрудничества.

Да нет

6. Я часто мучаю себя по пустякам.

Да нет

7. Я человек самостоятельный и достаточно решительный.

Да нет

8. Я люблю всех кого знаю.

Да нет

9. Я верю в себя. У меня хватит сил, чтобы справиться с текущими проблемами.

Да нет

10. Ничего не поделаешь, человек всегда должен быть на чеку, чтобы защитить свои интересы.

Да нет

11. Я никогда не смеюсь над неприличными шутками.

Да нет

12. Я признаю авторитеты и уважаю их.

Да нет

13. Я никогда не позволяю вить из себя веревки. Я заявляю протест.

Да нет

14. Я поддерживаю всякое новое начинание.

Да нет

15. Я никогда не лгу.

Да нет

16. Я практичный человек.

Да нет

17. Меня угнетает лишь факт того, что я могу потерпеть неудачу.

Да нет

18. Я согласен с изречением: «Руку помощи ищи, прежде всего, у собственного плеча».

Да нет

19. Друзья имеют на меня большое влияние.

Да нет

20. Я всегда прав, даже если другие считают иначе.

Да нет

21. Я согласен с тем, что важна не победа, а участие.

Да нет

22. Прежде чем что-либо предпринять, хорошенько подумаю, как это воспримут другие.

Да нет

23. Я никогда никому не завидую.

Да нет

 

Обработка результатов.

Следует подсчитать число положительных ответов в следующих позициях:

Счет А – 1,6,7,11,13,18,20,23.

Счет Б – 2,4,8,10,14,17,19,22.

Счет В – 3,5,9,12,15,16,21,24.

 

САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ В СЧЕТЕ А: Вы имеете представление об ассертивности, но не слишком то пользуетесь ею в жизни. Вы часто испытываете недовольство собой и окружающими.

 

САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ В СЧЕТЕ Б: Вы на правильном пути и можете очень хорошо овладеть ассертивностью. В принципе, вы уже сейчас способны действовать в нужном направлении. Временами ваши попытки действовать ассертивно выливаются в агрессивность. Но это не важно. Какой ученик не набивал себе шишек.

 

САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ В СЧЕТЕ В: Несмотря на результаты предыдущих двух подсчетов, у вас очень хорошие шансы овладеть ассертивностью.

Короче говоря, у вас сложилось мнение о себе и своем поведении, вы оцениваете себя реалистично, а это хорошая база для приобретения какого-либо навыка, необходимого при контактах с окружающими.

 

НАИМЕНЬШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ДОСТИГНУТЫЙ В СЧЕТЕ А: То, что вам не удается использовать многие шансы, которые дает жизнь – не трагедия. Важно научиться жить в согласии с собой и знать, что нужно делать.

 

НАИМЕНЬШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ДОСТИГНУТЫЙ В СЧЕТЕ Б: Ассертивности можно научиться. Как сказал С. Лек: «Тренировка – это все, даже цветная капуста – всего-навсего хорошо вымуштрованная белокочанная».

 

НАИМЕНЬШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ДОСТИГНУТЫЙ В СЧЕТЕ В: Вот это уже проблема. Вы переоцениваете себя и ведете не вполне искренне. Речь идет даже не столько о самообмане, сколько о том, что вы видите себя не в лучшем свете… Неплохо было бы поразмыслить над собой.

 

http:// www. superidea. ru/ intel/ psy/ assert. htm

http: omega. georgebush. ru/? id=3806

Я имею право …

Участникам раздаются раздаточные материалы. Все они делятся по подгруппам и обсуждают их. Потом все объединяются для принятия общих прав ассертивного человека.

Я имею право судить свое собственное поведение и орать на себя.

Я имею право не давать никаких объяснений, извинений за мое поведение.

Я имею право судить, отвечаю я за проблемы других или нет.

Я имею право изменить свое мнение.

Я имею право делать ошибки и быть ответственными за них.

Я имею право сказать «Я не знаю».

Я имею право быть независимым от доброй воли других.

Я имею право казаться нелогичным в принятии своих личных решений.

Я имею право сказать «Меня это не беспокоит».

Я имею право на то, чтобы ко мне относились с уважением.

Я имею право иметь и выражать свои чувства и мнения.

Я имею право быть выслушанным и принятым в серьез.

Я имею право устанавливать свои собственные приоритеты.

Я имею право сказать «нет» не чувствуя себя виноватым.

Я имею право просить то, что хочу.

Я имею право получать то, за что я заплатил.                           

                                  

Основные права каждого человека.

 

1. Быть принятым, как равный независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, возраста и физического состояния.

2. Чувствовать уважение к себе.

3. Принимать решения о том, как проводить время.

4. Просить о том, в чем есть необходимость.

5. Спрашивать мнение о своих производительности труда, поведении, облике.

6. Быть выслушанным и воспринятым всерьез.

7. Иметь свое мнение.

8. Придерживаться определенных политических взглядов.

9. Плакать.

10. Делать ошибки.

11. Говорить нет, не испытывая чувство вины.

12. Отстаивать свои интересы.

13. Устанавливать свои приоритеты.

14. Выражать свои чувства.

15. Говорить «да» самому себе не чувствуя себя эгоистом.

16. Менять свое мнение.

17. Иногда терпеть неудачу.

18. Говорить «я не понимаю».

19. Делать заявления, не требующие доказательств.

20. Получать информацию.

21. Иметь успех.

22. Отстаивать свою веру.

23. Придерживаться собственной системы ценностей.

24. Брать время на принятие решений.

25. Принимать на себя ответственность за собственные решения.

26. Иметь личную жизнь.

27. Признаваться в незнании.

28. Меняться / развиваться.

29. Выбирать, включаться или нет в проблемы других.

30. Не нести ответственности за проблемы других людей.

31. Заботиться о себе.

32. Иметь время и место для уединения.

33. Быть индивидуальностью.

34. Запрашивать информацию у профессионалов.

35. Не зависеть от одобрения других людей.

36. Самому судить о собственной значимости.

37. Выбирать, как поступать в складывающейся ситуации.

38. Быть независимым.

39. Быть собой, а не тем, кем хотят видеть окружающие.

40. Не оправдываться.

 

Комплименты.

Участники группы образуют два круга внутренний и внешний. По сигналу ведущего, сначала один, а затем и другой говорят друг другу комплименты. Ведущий дает сигнал, и внутренний круг делает шаг вправо. Упражнение повторяется заново. Так продолжается пока пары не вернуться в первоначальное положение.

Вред в пользу.

Каждому участнику группы по кругу предлагается назвать свое не самое лучшее качество и сказать чем оно может быть ему полезно. Если кто-то затрудняется, то группа приходит на помощь.

Мое позитивное «Я».

Участникам предлагается за 5 минут написать на листке бумаги ответ на вопрос «Мои достоинства как родителя и как члена семьи».

 

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Задачи:

1. Ознакомить родителей с основными положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации.

2. Расширять возможности понимания родителями своего ребенка.

3. Отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с детьми.

4. Объединить усилия психологов и родителей в выполнении прав ребенка и защите их от всех форм домашнего насилия.

Ход занятия.

Блок  Знакомство.

Принятие групповых правил работы (активность, конфедециальность, «здесь и сейчас», безоценочность суждений, уважение чужого и своего времени).

 Упражнение «Величественное имя».

Цель: познакомиться с участниками группы.

Имя – это не просто сочетание звуков и букв. В нем каждый звук находится на своем особом месте, ибо они образуют нечто целое, неповторимое, ценное. Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени. Можно так же вспомнить великих тезок, которые носят ваше имя. Н - настойчивая, а - активная, т - творческая, л - любящая, я - яркая.

 Упражнение «Круг ожидания».

Цель: выяснение намерений и ожиданий участников группы.

По кругу каждый отвечает на вопрос: Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?

Блок Эмоциональный.

Упражнение «Социометрия».

Цель: выявление интересов и индивидуальных особенностей участников группы.

Все сидят в кругу. Ведущий задает вопросы, а участники, если он относится к ним встают, выходят в центр круга и пожимают друг другу руки. Вопросы для группы:

- пожмите руки те, кто готов всегда прийти на помощь;

- пожмите руки те, кто сам в детстве нуждался в защите;

- пожмите руки те, кто знает законы, защищающие права детей;

- пожмите руки те, кто верит в лучшее.

А теперь все должны встать и за короткое время, пока звучит музыка, свободно перемещаться по комнате и получить как можно больше рукопожатий. Победитель проходит «круг почета».

Блок Рефлексии

Заключение.

Семья – важнейший социальный институт, в нем развертывается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества.

Общество же определяется отношениями между людьми, семейными взаимоотношениями. В хорошей семье отражается весь мир социальных и нравственных отношений общества.

Основные нарушения жизнедеятельности семьи связаны с воспитательными трудностями. В связи с этим важно создавать условия для осознания родителями своих личностных и психологических возможностей, для анализа и расширения репертуара индивидуального управления своей собственной психикой в аспекте тех психологических феноменов, которые наиболее интенсивно развиваются у ребенка в том или ином возрасте. Развивать родительскую культуру – это значит: учить родителей использовать свою личность в качестве средства воспитания детей. Наиболее эффективной формой реализации таких программ может стать клубное объединение родителей, посещение ими тренинговых групп, главный интерес для которых – их собственные дети.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Винникот Д.В. Разговор с родителем. – М.: НФ «Класс», 1995;
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС МЕДИА, 1995;
  3. Гордон Т.Р. Повышение родительской эффективности/ Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997;
  4. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка / ред. Дольников В. – М.: «Аквариум», 1996;
  5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005;
  6. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. – М.: «Смысл», 1993;
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа.- СПб.: Речь, 2001;
  8. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992;
  9. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. СПб. – М.: Сова – Эксмо, 2003;
  10. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001;
  11. Холт Дж. Причины детских неудач / Пер. с англ. – СПб.: «Кристалл», «Дельта», 1996;
  12. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы / Пер. с фин. – М.: Просвещение, 1993;
  13. Шостром Э. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. – СПб., М.: Сова – Эксмо, 2002;
  14. Эдеймиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990;
  15. Эдеймиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.

Приложение 1

Примерное Положение о «Клубе молодой семьи»

1. Общие положения:

1.1. Клуб молодой семьи (далее «КМС») создан с целью:

- изучения социально-психологических проблем и особенностей                           молодой семьи РБ;

- социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение всех этапов формирования и развития семьи;

- работа с семьями «группы риска»;

- оказание комплексной помощи семье в кризисные периоды развития.

1.2. «КМС» осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере молодежной политики РБ, законом о молодой семье, уставом ГУ РЦСППСДМ, настоящим Положением.

1.3. Участниками «КМС» являются: родители, педагоги, психологи, психотерапевты, юрист, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования.

1.4. Руководителем ГУ РЦСППСДМ издается приказ о создании «КМС», закрепляющий за каждым специалистом РЦСПП определенные направления работы.

1.5. Основными принципами работы «КМС» являются добровольность, компетентность, соблюдение психолого-педегогической этики.

 

2. Основные направления деятельности «КМС»:

2.1. Оказание медико-психолого-педагогической, юридической помощи молодым семьям.

2.2. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

2.3. Психолого-педагогическое и юридическое просвещение родителей.

2.4. Популяризация деятельности ГУ РЦСППСДМ среди населения РБ.

 

 

3. Права и обязанности участников «КМС»:

3.1. Молодые семьи. Родители (законные представители) имеют право:

- на получение квалифицированной помощи по укреплению молодой семьи, уходу за ребенком, проблемам воспитания и развития;

- на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

- на высказывание собственного мнения и обмена опытом по созданию и укреплению семьи, воспитанию детей.

3.2. ГУ РЦСППСДМ имеет право:

-на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

- на внесение корректировки в план «КМС», в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов членов «КМС».

3.3. ГУ РЦСППСДМ обязан:

- организовать работу «КМС» в соответствии с планом, утвержденным директором ГУ РЦСППСДМ и учетом потребностей «КМС», специалистов РЦСППСДМ;

- предоставлять квалифицированную и практическую помощь членам «КМС».

4. Организация деятельности «КМС»:

4.1. Работа «КМС» осуществляется на базе ГУ РЦСППСДМ.

4.2. Планирование работы идет по результатам опроса клиентов, родителей (законных представителей).

4.3. На итоговом заседании «КМС» подводятся итоги работы и ее эффективность.

4.4. Формы организации работы «КМС»: круглый стол, психолого-педагогические чтения, психологические тренинга, лекции специалистов, обсуждение опыта семейного воспитания, видеопросмотры из жизни молодых семей.

4.5. Издание методических пособий, памяток.

4.6. Для эффективной работы «КМС» необходимо приобрести: электрочайник для проведения праздничных заседаний с членами «КМС»; выделять ежемесячно средства на приобретение методического материала, подарков, призов при организации различных конкурсов и викторин, канцелярские принадлежности.

 

Приложение 2

 

Примерный тематический план занятий

№ п/п Тема, название мероприятия Сроки
1. «Как по-настоящему любить ребенка»; презентация работы клуба. Декабрь 2005 г.
2. «Как научиться быть ассертивными в своей собственной семье» Январь 2006 г.
3. «Мужские линии в воспитании» (заседание для пап) Февраль 2006г.
4. «Как хорошо быть женщиной: столько возможностей быть счастливой» (заседание для мам) Март 2006 г.
5. «Я и мой ребенок: пути взаимодействия» Апрель 2006 г.
6. «Легко ли быть ребенком: защита прав детей» Май 2006 г.
7. «Получите отметку родители: о стилях семейного воспитания» Сентябрь 2006 г.
8. «Правило о правилах: проблема детского непослушания и капризов» Октябрь 2006 г.
9. «Как решать конфликты, наказывать и поощрять ребенка» Ноябрь 2006 г.
10. «Наши взрослые дети» (для родителей подростков) Декабрь 2006 г.
11. «Наши достижения» (подведение итогов одного года работы клуба) Январь 2007 г.

 

Приложение 3

Как любить тебя, малыш?

(проявления родительской любви)

Памятка для родителей

Мы все, непременно, любим своих детей, но только не всегда умеем показать нашу любовь. Если мы не научимся это делать, то и нашим детям будет сложно выражать любовь по отношению к нам, а затем и по отношению к своим собственным детишкам.

Есть одна метафора, которая гласит: «Внутри каждого из нас (в том числе ребенка) заключен эмоциональный сосуд, который ждет того, чтобы его наполнили любовью. Когда ребенок чувствует, что его действительно любят, его развитие будет нормальным. Но если сосуд любви пуст, у ребенка возникают нарушения в поведении. Большая часть нарушений поведения детей объясняется тем, что сосуд любви пуст».

Прислушайтесь к своему «сосуду» и постарайтесь определить, сколько любви в сосуде вашего ребенка, супруга. Подумайте, что можно сделать, чтобы все они заполнились.

Есть пять языков любви, которые понимают и дети, и взрослые. Попробуйте выучить их, они не сложные, но могут дать ошеломляющий результат.

 

v слова одобрения

Обучая наших детей, мы тяготеем к критике их неудач. Поэтому дети начинают отказываться от самостоятельности, активности. А подростков критика делает еще агрессивнее, конфликтнее. Если переусердствовать, то это может иметь серьезные последствия во взрослой жизни.

Примите решение хвалить ребенка за дела, которые он делает правильно, уже со следующей недели. Минимум два комплимента в день. А если вы делаете замечания, то начинайте их со слов: «Я люблю тебя, но не твой поступок».

 

 

v качественное время

Узнайте побольше о своем ребенке, его интересах и увлеченьях. Уделите ему свое безраздельное внимание, поддерживая и участвуя в его деятельности. Хотя бы несколько минут в день, но сделайте это своим приоритетом.

 

v получение подарков

Это такой язык, с которым нужно быть осторожным. Но те подарки, которые вы дарите (пусть простые конфеты или леденцы) сопровождайте словами: «Я люблю тебя и поэтому у меня для тебя подарок». Когда вы отказываете ребенку в подарке, то можете сказать: «Я люблю тебя и поэтому не стану дарить тебе этого».

 

v акты служения

Когда вы что-то делаете для своих детей, а делаете вы немало, то воздержитесь от упреков: «Я для тебя так много делаю, а ты…» Лучше сказать: «Я забочусь о тебе, потому что люблю тебя, и мне было бы приятно, если бы ты сделал для меня… Тогда, я буду знать, что ты меня тоже любишь». Это побуждает ребенка делать что-то для вас и других членов семьи, но без давления.

 

v физические прикосновения

Объятия, поцелуи, прикосновения, это все способствует наполнению «сосуда любви». Принимайте во внимание возраст, пол и индивидуальность ребенка, выбирая прикосновения. Главное, чтобы они были комфортны для ребенка.

Что ж, желаем вам множество открытий и незабываемых минут нежности и счастья в процессе изучения языков любви ваших близких.

 

 

Приложение 4

От негативной информации

Памятка

Для педагогов и родителей

В очередной раз слышишь от родителей и педагогов о том, что откуда берутся у современных детей проблемы? Конечно, теперешние дети имеют гораздо больше возможностей, всевозможных развлечений, среди которых самым любимым и доступным является телевизор. И какой только всячины не видят представители поколения «Next». Вот именно, какой всячины?

По данным ЮНЕСКО, 93 % современных 3-5 летних детей смотрят ТВ примерно 28 часов в неделю, то есть около 4-х часов в день, что намного превосходит их время общения со взрослыми и сверстниками.

Маленький ребенок не готов адекватно воспринимать информацию с экрана. Ученые выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить детям негативные стороны насильственных действий, демонстрируемых по телевидению, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети.

У детей, постоянно смотрящих телевизор,

 очень ограничен кругозор, у них нет стимула

к развитию, и отсутствует такое важное в

реальной жизни качество, как гибкость ума.

Привычка с раннего детства смотреть

 телевизор в более позднем возрасте приводит

к депрессиям, а иногда к немотивированной агрессии.

Как понять, что пора выключить «ящик» или, хотя бы, ограничить время просмотра? Вот мнение специалистов:

Ø ребенок отстает в развитии речи: родители и педагоги все чаще обращают внимание, что дети начинают позже говорить, говорят мало и неохотно, их словарь беден; ребенок, сидящий перед экраном, постоянно слышит разговор, но овладение речью (особенно в раннем возрасте) происходит только в живом общении с другими людьми; слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю малыша и не способствуют развитию речевых навыков;

Ø у ребенка нарушается внимание, способность к концентрации: чаще всего это проявляется, когда ребенок идет в школу; он не в состоянии сосредоточиться на одном деле больше 3-5 минут, ему трудно сидеть на уроке, нужно постоянно двигаться; «волшебный ящик» предлагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемый музыкой и отрывочными фразами, осмысливать который не нужно;

Ø ребенку не хватает фантазии и творческой активности: он теряет способность и желание чем-либо занять себя; малыш, проводящий слишком много времени перед телевизором, привыкает лишь пассивно воспринимать информацию, он и в жизни как бы оказывается по ту сторону экрана и ждет, когда кто-то «сделает» ему весело и интересно;

Ø ребенку неинтересно общаться с друзьями: его общение со сверстниками становится формальным (детям не о чем спорить, нечего обсуждать); ребенку легче нажать кнопку и ждать новых развлечений, в общении же он предпочтет просто возиться или толкаться с приятелями;

Ø ребенок становится агрессивным:

раньше потасовка заканчивалась, как только

противник оказывался лежащим на земле –

этого было достаточно, чтобы чувствовать

себя победителем; теперь победитель

с удовольствием бьет побежденного.

 

 

Мультфильмы изобилуют актами агрессии: насилие в сюжетах борьбы, драк, взрывов, боевых действий, военной техники и оружия, словесных выражений агрессии, присутствие агрессивно настроенных существ, облик которых значительно отличается от человеческого.

Восприятие ребенком 5-7 лет зарубежной анимации с наличием агрессии действительно обуславливает изменения его эмоционального состояния: рост тревоги, повышение уровня эмоционального возбуждения и психологическое напряжения. Следует отметить, что акты агрессии, демонстрирующиеся на телеэкране, совершаются не только отрицательными, но и положительными героями.

 Дети все чаще в игровых и жизненных ситуациях подражают насилию, увиденному по телевизору. Они отождествляют себя с отдельными жертвами, становятся нечувствительными к грубости и жестокости, считают насилие приемлемой моделью поведения и даже способом решения своих проблем.

Результатом может явиться то, что общество постепенно формируя легкое отношение к любому произволу, придет к ослаблению нравственности и человечности.

Как можно противостоять этому потоку информации:

v родителям нужно быть в курсе того, что смотрит ребенок;

v не нужно разрешать смотреть телевизор вечером, а перед сном и вовсе исключить просмотр телепередач;

v по возможности заменить зарубежные анимационные фильмы российскими мультиками, на которых выросло не одно поколение;

v разнообразить досуг ребенка, предоставить альтернативы телеэкрану, чаще играть в игры, гулять, просто разговаривать с ним.

Бессмысленно полностью исключать СМИ из жизни и воспитания детей. Но родителей должны регулировать отношения ребенка с телевизором, контролировать то, что он смотрит и помнить, что «волшебный ящик» никогда не заменит ему живого общения, любви и ласки.

 

 

Приложение 5

«Когда заканчивается счастливое детство…»

(о домашнем насилии)

Памятка для родителей

Как часто в газетах, по телевидению освещают жуткие случаи домашнего произвола и жестокости со стороны родителей по отношению к своим детям. Мы ужасаемся, глядя на этих мальчишек и девчонок, которых иногда содержат вместе с домашними животными. Нам становится плохо от страшной статистики: каждый день от жестокого обращения или отсутствия должного ухода в России погибают 3 ребенка; среди лиц, уличенных в жестоком обращении, число мужчин превышает число женщин в 4 раза; средний возраст матерей, злоупотребляющих своей властью над детьми, 26 лет, отцов – 30 лет. Но больше всего мы поражаемся, что рядом с этими – «горе» - родителями живут нормальные и добропорядочные граждане. Почему же мы оказываемся неготовыми помочь этим детям, да и их родителям, выбраться из тупиковой ситуации? Может быть потому, что не всегда четко себе представляем, что именно считается жестоким обращением с детьми, которое бывает порой так искусно завуалировано. Кроме того, столкнувшись с такими случаями, мы даже не подозреваем, чем можем помочь. Итак, обо всем по порядку.

 

Задание № 1

«Семейный дом»

(Это прекрасный подарок для родственников, например, бабушек и дедушек, потому что в любое время они получат возможность видеть всю семью в сборе).

Цель: воспитание уважительного отношения ко всем членам семьи.

Материал: семейные фотографии, скотч, краски, карандаши, фломастеры, нож для картона.

Ход работы: поручите ребенку подобрать фотографии всех членов семьи (желательно одного размера). Нарисуйте на картоне дом с большими окнами, а затем осторожно сделайте на месте окошек прорези, чтобы они могли открываться, как створки ставней. С помощью скотча приклейте фотографии так, чтобы лица как бы «выглядывали» из окна, раскрывайте картинку. Вот и вся семья в сборе! Хорошо у нас в дому – хорошо и самому!

...Задам сейчас задачу я

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок, в доме лад!

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому.

Две папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – Я.

Какая же у нас семья?

 

Задание № 2

«Домашний фотоальбом»

В дружной семье все любят друг друга. А между тем у любви есть поистине огромный резерв – это чувство благодарности. Благодарность друг другу за счастье, заботу, внимание, предупредительность, услужливость, ласку. Предложить сыну (дочери) посмотреть домашние фотографии. Обсудите, какие люди на них изображены, может быть, кого-то из них ребенок не знает. Обратите внимание ребенка на то, какое у этих людей выражение лица, что они чувствуют, какое у них настроение. Предложите ребенку придумать какую-нибудь историю про этих людей. Рассмотрите свадебные фотографии. Пусть дети слышат, как вы тепло говорите друг о друге: «Спасибо за то, что ты – это ты», «Я горжусь тобой», «Спасибо за то, что ты меня любишь», «Я так рад, что женат на тебе», «Мне просто нравится быть с тобой», «горжусь тем, что меня всегда тянет домой, где бы ни был»! С особым вниманием рассмотрите детские страницы домашнего фотоальбома. Подчеркните, что... «настоящая семья – это семья, в которой есть дети. Без детей нет настоящей семьи, с ее радостями, и тревогами, и заботами». «Ты самое дорогое и родное, что у меня есть», «Я не могу без тебя жить», «Мы все тебя очень любим», «Посмотри, как ты с удовольствием идешь в школу». Даря ребенку доброе слово, улыбку, поцелуй вы дарите ему «Ласковушку».

Игра № 3

«А ну-ка уга


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.216 с.