Основные методические приемы СПТ — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основные методические приемы СПТ

2022-10-11 24
Основные методические приемы СПТ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В качестве основных методических приемов СПТ выделяют две большие области – групповая дискуссия и игры. К вспомогательным относят психогимнастику и проективный рисунок.

Групповая дискуссия является базовой методикой в СПТ. Материал, служащий предметом дискуссионных обсуждений, может складываться за счет трех основных источников: спонтанно возникающих в групповом процессе ситуаций и как результат применения в групповом контексте приемов социально-психологических исследований и как результат проведения ролевых игр.

Кроме этого, предметом могут быть случаи (казусы) из профессиональной практики – «баллинтовские группы», анализ ситуаций морального выбора для диагностики уровня нравственного развития.

Для успешного и эффективного проведения групповой дискуссии необходимо введение специальных принципов, «норм общения». Задача ведущего дискуссии заключается в объяснении этих принципов и их неуклонном осуществлении.

Игровые методы. В практике социально-психологической подготовки игровые методы подразделяются на операционные и ролевые. В операционных (деловых, управленческих) боле подчеркнут аспект инструментального обучения и в то же время формализован и минимализован, по сравнению с реальностью, межличностный аспект. Такие игры направлены на выработку умения решать экономические, организационные и другие профессиональные проблемы.

Ролевая игра состоит в любительском исполнении какой-либо роли. Хотя очень много полезного о практике проведения ролевых игр можно получить из ознакомления с системой актерского тренинга К.С. Станиславского. Наиболее ярко эта связь театра и психологии выражена в методе Я. Морено «психодрама».

Ролевые игры, используемые в психодраме, делятся на базовые и ситуационные. Базовые ролевые игры имеют универсальное психологическое значение и могут применяться к любой психологической проблеме, независимо от содержания.

Это такие техники, как «представление самого себя», «диалог», «монолог», «дублирование», «обмен ролями», «реплики в сторону», «исполнение ролей», «пустой зал», «зеркало». Ситуационно-ролевые игры имеют более ограниченную основу, они сильно «привязаны» к специфическому содержанию рассматриваемой проблемы. Их цель – удовлетворение терапевтических потребностей, возникающих в ходе занятий.

Психогимнастика. Обозначается как вспомогательный метод, при котором члены группы проявляют себя и общаются без помощи слов.

Упражнения делятся на подготовительную часть, пантомимическую и заключительную. Подготовительная и заключительная часть носят директивный характер, а в пантомимической части дана свобода фантазий участников, поддерживается спонтанность и свободное проявление эмоций.

В подготовительной части выделяются три функции: гимнастическая (упражнения на все части тела), релаксационная (снижение страха и психологической дистанции), выразительная (подготовляет выразительные элементы, например, понимание чувств без слов). В этой части соединяются движение, общение и воображение. Подготовительными упражнениями могут быть такие, как, например, зеркальное копирование движений партнеров, мотивированные прыжки и движения (например, через пропасть, движение против толпы), ходьба с закрытыми глазами и др.

Пантомимическая часть является самой важной. Здесь участники своими движениями должны выразить тему, предложенную ведущим. Тема может предлагаться как одному человеку, так и парам, части группы или же всей группе. Юнова предлагает разделить темы на четыре области: привычные жизненные ситуации; общие человеческие конфликты, внутренние и внешние; специфическая проблематика; интерперсональные отношения в группе.

Заключительная часть должна вызывать чувство расслабленности и оптимизма, осознание собственных сил и близость с остальными участниками группы.

Иногда под психологическими упражнениями подразумеваются такие, которые на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности.

Проективный рисунок. Методика проективного рисунка способствует выявлению и пониманию трудновербализируемых проблем. При этом основным средством общегруппового общения является язык линий, красок, художественных образов. Т.С. Яценко считает, что проективный рисунок «…стимулирует выражение чувств, отношений состояний и причин, позволяющих лучше понять содержание последних, их динамику и направление».

С. Кратохвил выделяет в сеансе проективного рисунка две части: рисуночная (15-30 минут) и дискуссионная. Автор считает, что ориентация на поиск наиболее «правильной» интерпретации бесполезен. Толкования тогда имеют значение для группы, когда помогают участникам или создают предпосылки для необходимого и желательного изменения состояния участников.

Предлагаемые далее занятия носят обобщенный характер, но в большей степени подходят для родителей дошкольников и младших школьников. Однако они могут быть легко трансформированы для родителей, которые имеют детей постарше. Так, например, для родителей подростков можно делать больше совместных занятий, они легко включаются в обсуждение тем «права и обязанности», «ответственность родителей и ответственность детей», «поощрения и наказания». Участвуя в группе наравне со взрослыми, подростки становятся более самостоятельными и ответственными.

Занятия клуба молодой семьи проходили в форме открытых тренинговых групп. Принцип добровольности являлся ведущим. Каждое занятие было посвящено определенной теме и носило характер завершенности.

Встречи клуба проходили каждую третью среду каждого месяца. Продолжались они 3 часа каждая. Численность участников группы менялась, так как каждый мог выбрать наиболее интересную для себя. Оптимальное число участников 7-12 человек. В феврале занятие посвящалось мужчинам, а в марте женщинам. На февральское занятие пришло меньше человек, но радовал тот факт, что некоторые мужчины пришли со своими «вторыми половинками» и были приятно удивлены, что в их адрес не было произнесено ни одного поучительного замечания. А наоборот, ведущие постарались построить их авторитет перед женами и детьми. У них была возможность в спокойной и доброжелательной обстановке обсудить свои взгляды на воспитание детей.

Встреча в марте собрала женщин и дала им возможность вспомнить о своей женской сущности, заглянуть за рамки ролей жены и мамы, ставших уже привычными, показала путь саморазвития и самореализации, за что милые дамы были очень благодарны.

В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей степени зависит, как складываются эти отношения, поэтому главная цель занятий: формирование навыков сотрудничества с ребенком, признание за ним права на собственный выбор. Задачами клубных занятий стали:

· расширение возможностей понимания своих детей;

· улучшение рефлексии своих взаимоотношений (личностных особенностей) с ребенком;

· выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

· активизация коммуникаций в семье.

 

Глава 2. Примерные сценарии занятий с элементами тренинга Клуба молодой семьи.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.