Совершенствование научно-методического уровня педагогов. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Совершенствование научно-методического уровня педагогов.

2022-10-05 33
Совершенствование научно-методического уровня педагогов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совершенствование научно-методического уровня педагогов.

Выявление и отслеживание динамики развития детей с признаками одаренности.

Работа с родителями одаренных дошкольников

Рекомендации по организации работы с родителями

Работа с родителями одаренных дошкольников составляет особое направление деятельности ДОО. Специалист по проблемам детской одаренности В.С. Юркевич делает интересный вывод: родители одаренных детей в той же мере отличаются от обычных, как и их необыкновенные дети, а многие из них сами талантливы именно в качестве родителей. На основе многолетних исследований ею выделены особенности, характерные для подавляющего большинства родителей одаренных детей, которые и определяют ориентиры в организации работы с ними педагогами ДОО.

1. Как правило, эти родители достаточно образованны, имеют высшее образование, что помогает им заметить и грамотно развивать одаренность у детей. Малообразованные родители обычно не могут или не хотят развивать способности своих детей.

По данным В. С. Юркевич, среди родителей одаренных детей в науке работает в пять раз больше, чем среди родителей обыкновенных детей. У 80% родителей одаренных детей дома есть личные библиотеки, и они сами много читают. Более того, значительная часть родителей в детстве, да и позже, сами проявляли одаренность, однако у многих она не реализовывалась, чем часто определяется тот энтузиазм, с которым эти родители развивают способности своих детей.

2. Одаренность родителей, как и их детей, принимает самые разные формы, однако общей чертой является повышенная любознательность. Они, как правило, много читают, наблюдают и размышляют, сопоставляют факты, стремятся найти им объяснения; многим интересуются, увлекаются психологией, инновациями в воспитании.

Такая яркая познавательная потребность родителей, становясь одним из условий развития одаренности ребенка, определяет их высокую требовательность как к личности педагога, так и к образовательной работе с ребенком.

3. Родители одаренных детей кроме любви к своему ребенку имеют высокие родительские амбиции к сфере его достижений. Они, что называется, «ставят» на ребенка. Все их честолюбивые мечты, часто собственная недостаточная реализованность кристаллизуются в повышенном интересе именно к умственному развитию ребенка. Родители постоянно заботятся о развитии ребенка, его интересе к знаниям, уровне его творческих и академических (в освоении образовательной программы) достижений, тщательно и часто со знанием дела анализируют качество профессиональной деятельности педагогов, развивающий потенциал их методов и приемов работы с ребенком.

Повышенное внимание к развитию своего ребенка, особый «детоцентризм», является одним из определяющих условий развития детской одаренности, когда весь уклад семьи, все помыслы и действия родителей сконцентрированы на развитии ребенка. В то же время «детоцентризм» приводит к стремлению родителей вмешиваться, часто напрямую, в образовательный процесс, задавать педагогам ориентиры работы с ребенком, излишне критично оценивать их профессиональные усилия. Педагогам важно, несмотря на такую позицию родителей, прислушаться к их мнению. Именно родители, хотя нередко и склонны преувеличивать достижения и способности ребенка, все же так тонко настроены на восприятие его особых образовательных потребностей, что, сотрудничая с педагогами, могут оказать существенную помощь в развитии одаренности ребенка, как внимательные наблюдатели за динамикой его развития, собеседники, эксперты в оценке своеобразия проявлений одаренности и личности своего ребенка.

4. Родители очень пристально интересуются практикой обучения их ребенка, и мимо их пристального взгляда не проходит ни один эпизод. Они начинают добиваться от педагогов и администрации ДОО более высокой нагрузки для ребенка. Не всегда их требования соответствуют потребностям и возрастным возможностям детей, что может вызвать повышенную конфликтность во взаимоотношениях с сотрудниками ДОО. Здесь важен метод компромисса, основанный на взаимных уступках. Не все родительские требования должны безусловно выполняться, но в каждом требовании важно найти национальное зерно для проектирования индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка.

5. Родители одаренных детей очень любят говорить о своих детях. Предметом таких разговоров с педагогами становятся все нюансы детского развития. Часто они напрямую восхищаются ребенком, могут часами рассказывать и его необыкновенных возможностях, комментируют его достижениях. Но это далеко не всегда «слепое восхваление» своего ребенка, как может показаться со стороны.

Родители часто замечают недостатки ребенка, трудности в его поведении и развитии в целом и говорят о них. Наиболее часто их беспокоят трудности в общении, явный или не явный эгоизм, завышенная самооценка, тревожность, бескомпромиссность. Родители выражают озабоченность будущим ребенка: сумеет ли он найти свое место в жизни.

Однако важно понимать, что при внешнем, часто напускном скептицизме или некоторой браваде недостатками ребенка, родители ревниво следят за тем, достаточно ли высоко окружающие оценивают их ребенка, нет ли недооценки его достоинств, принимают ли его педагоги, любят ли, поддерживают ли эмоционально.

6.Особо одаренные дети часто появляются у родителей в зрелом возрасте. Значительно старше среднего родительского возраста бывают и папы (чаще), и мамы. У них к обычному вниманию матери ил отца к своему ребенку добавляются еще и болезненно трепетное отношение к нему, порой преувеличенное внимание к каждому его поступку, мнительность и родительская тревожность.

Почти у всех родителей одаренных детей, как правило, существует очень тесная связь с ребенком, которую можно назвать симбиозом. Это приводит к некоторой экзальтации детско-родительских отношений, сильной эмоциональной зависимости, поэтому родитель не всегда может оказать своему ребенку эмоциональную поддержку, сам нуждаясь в ней не меньше ребенка. Отношения родителей и ребенка становятся противоречивыми: при сохранении и усилении эмоциональной привязанности нередко появляются непонимание и отчужденность, раздражительность и даже агрессия, как результат – трудности социальной адаптации одаренного ребенка.

Довольно часто родители одаренных детей ограждают их от быта, повседневных дел, что приводит к несформированности необходимых бытовых навыков и бытовой несамостоятельности. Они устраняют все мыслислимые и немыслимые преграды на пути у своего чада- пусть только развивает всою одаренность. Дети становятся еще более зависимыми от родителей и нередко своей социальной неприспособленностью вызывают насмешки сверстников.

Юркевич В.С. выделяет несколько типов родителей одаренных детей.

Вечная нянька. Такой родитель(не просто нянька, а даже «наседка») проявляет гиперопеку. Непрерывная забота становится необходимой самому ребенку и превращается в так называемую «симбиотическую связь», когда ребенок и родитель становятся «придатками» друг друга.

Строгий воспитатель/ментор. Главным является постоянное требование развития и успешности деятельности. Очень большое значение эти родители придают дисциплине. Также у ребенка культивируется беспомощность.

Единственный друг. Родитель выполняет все задания вместе с ребенком, но не как строгий, взыскательный ментор, а как любящий, иногда даже подчиняющийсяболее умному партнеру товарищ. В целом это очень неплохой вариант для развития одаренности ребенка, но дети, как правило, в социальном смысле недостаточно хорошо сформированы, живут и общаются так, как им нравится.

Безалаберный товарищ. Это типичный вариант недостаточного внимания-гипоопеки, когда у родителей своя жизнь, а ребенка своя.

Суровый надсмотрщик. Родители очень требовательно и даже сурово относятся к ребенку, оказывают психологическое давление и даже проявляют жестокость. Их дети организованны и трудолюбивы, но часто при этом нарушается эмоциональный контакт.

Важно иметь в виду, что иногда у одного и того же родителя роли меняются: строгий воспитатель – ментор становится близким другом, безалаберный товарищ – суровым надсмотрщиком, а кудахчущая над своим ребенком «наседка» - требовательный воспитатель. Типы родителей выделены лишь по основной, преимущественной роли в отношениях с ребенком.

Юркевич В.С. формирует ряд рекомендаций для педагогов.

1.Не сравнивать детей с друг с другом. Ребенка можно сравнивать только с самим собой: сегодня он работал лучше, чем вчера, за последнее время снизил темп и т.п. При анализе работы и достижений ребенка ни о каких других детях не должна идти речь. Нельзя никого ставить в пример!

В то же время не стоит постоянно потакать родителям в их стремлении слышать дифирамбы в адрес своего ребенка, хотя иногда похвалить способности и успехи ребенка даже необходимо, но не сравнивая при этом с другими детьми. Об успехах и трудностях следует говорить только наедине!

2. Необходимо постоянно и терпеливо объяснять родителям основную стратегию развития, которая выбрана в отношении их ребенка. Родители одаренных детей не дадут вам ступить ни шагу, не потребовав объяснений. И эти объяснения надо дать. Только при условии разъяснения образовательной стратегии родители становятся безусловными партнерами педагогов. Без этого не может быть реализована никакая индивидуальная психолого-педагогическая программа развития одаренного ребенка.

С другой стороны, недопустимо позволять родителям контролировать каждое действие педагога.

3.Необходимо привлекать родителей к развитию творческих способностей ребенка. Их привлекает совместная работа над творческими проектами, они ценят тот факт, что педагоги помогают ребенку самоутвердится, и поддержать его.

4. Важно выражать доверие к воспитательному и житейскому опыту родителей, их знаниям в области педагогики и психологии. Именно они могут сделать для ребенка так много, как ни педагог, ни психолог в плане инновационных приемов развития ребенка. Их подходы могут быть востребованы и другими родителями.

5. По возможности не следует включаться в семейную жизнь родителей. Конечно, многие проблемы одаренных детей напрямую связаны с семейными проблемами родителей и микроклимата в семье в целом. Однако, если нет прямого и безусловного запроса со стороны родителей          на семейную поддержку, нужно оставить семью одаренного ребенка в покое. Без такого запроса ваше вмешательство в чужую семейную жизнь пользы не принесет, а ваши отношения с родителями безусловно разрушит. Но даже если запрос есть, нужно оставить родителям право на частную жизнь, за исключением случаев, когда не вмешаться нельзя.

Итак, практика работы сотрудников ДОО с родителями одаренных детей существенно отличается от работы с родителями обычных детей. И прежде всего тем, что не направлена на их просвещение, не осуществляется в непосредственно прямой обучающей форме, не сводится к передаче информации, а предполагает проектирование и реализацию подлинного диалога двух равноправных сторон.

В нашей практике свою действенность показала такая форма работы с родителями одаренных дошкольников, как родительский дневник.

Родительский дневник

«У вас одаренный ребенок?.. Если у вас одаренный ребенок…»

Одаренность ребенка – это особое явление, которое требует от родителей особый практики общения с ним и его воспитания. Основываясь на опыте работы с одаренными детьми известных психологов (Е.С. Беловой, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкина) и их зарубежных коллег (П. Пепински, Дж. Гауэна, Д.Льюиса), попробуем ответить на Ваши вопросы.

Как распознать одаренность?

Вам кажется, что Ваш ребенок знает больше своих сверстников?

Может быть, у него есть одаренность?

Ваша задача – раскрыть ее!

Если Ваш малыш чем-то выделяется среди сверстников, дошкольный возраст – это лучший момент, чтобы начать развивать его таланты.

Пора проверить, на самом ли деле Ваш ребенок отличается особыми способностями…

Вопрос: Как распознать предрасположенности ребенка?

Ответ: Прежде всего внимательно понаблюдайте за его поведением, интересами и предпочтениями.

Одаренность проявилась рано… (0-3 года)

1. Уже спустя 5-7 дней после появления на свет одаренные дети чаще и дольше рассматривают фигурки сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. А к концу первого месяца появляются признаки зрительного, слухового, двигательного сосредоточения.

2. Дети демонстрируют высокую чувствительность к новизне ситуаций, проявляющуюся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение. Позднее ребенок проявляет постоянную

любознательность ко всему новому.

3. У одаренного малыша раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства общения в звено самостоятельного мышления.

4. Музыкальное дарование проявляется сравнительно рано. До 2-3 лет об этом можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, улыбается, активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

5. Художественная одаренность проявляется в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запомнить надолго.

ТИПЫ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ

Одаренный ребенок – маленький Пикассо.

Для него важна, прежде всего, эстетика. Он обращает внимание на цветовые сочетания в одежде, красивое убранство стола. Любит рисовать и разукрашивать. Его внимание приковывают плакаты, картины и скульптуры на улицах.

Он мыслит образно. Например, подробно, во всех деталях описывает, как выглядел приснившийся робот. Очень быстро запоминает сюжеты рассказов в картинках и комиксов. А вот со сказками, рассказанными устно, дело обстоит хуже. Их он запомнить никак не может.

В будущем малыш может стать художником, архитектором, дизайнером, компьютерным графиком.

Совет для вас. Похвалы или запреты лучше визуализировать, рисовать ребенку. Пусть это будут, например, смеющееся солнышко и серая тучка. Такие рисунки помогут вам быстрее объяснить ребенку, что вы имеете в виду. Чтобы ребенок мог развивать свои таланты, запишите его в кружок рисования, керамики, а когда подрастет- в фотокружок.

Маленький художник чаще всего молчун, и его надо провоцировать на рассказы и разговоры. Как можно чаще будьте рядом с ним, когда он рисует. Вопросами постарайтесь разговорить его, чтобы он рассказал вам о том, что сейчас делает.

Одаренный ребенок – будущий Эйнштейн.

Необыкновенно систематичен и последователен. Будет расспрашивать вас об абстрактных понятиях (что такое время, радость, добро, зло), быстро поймет и усвоит ваши ответы. Для него все имеет свой конец и свое начало, а каждый этап игры или действия одинаково важен: он с азартом не только строит, но и разбирает башенки из кубиков.

В будущем малыш может стать инженером, финансистом или программистом.

Совет для Вас. Не перебивайте маленького мудреца, даже если его долгий рассказ или объяснение Вас утомили. Обустраивая его комнату, позаботьтесь о соответствующем количестве ящиков для игрушек, ведь математик любит, чтобы все было в порядке, пронумеровано и классифицировано. Постоянный режим дня и вещи, всегда лежащие на своих местах, являются тем, чего непременно требует точный ум. Не торопите малыша. Особенно утром ему нужно иметь минут пятнадцать в запасе на сборы и раздумья.

Свои предрасположенности ребенок может развивать, решая логические задания: играя в шахматы, шашки, морской бой или монополию. Однако маленькому Эйнштейну нужен и отдых от занятий, требующих сосредоточенности и неподвижности. Вместе выберите спортивную дисциплину, которую он полюбит, например командную игру волейбол.

Одаренный ребенок - Пушкин.

Анкета

Фамилия, имя ребенка__________________________________________

Возраст________________________________. _____________________

Дата заполнения_______________________________________________

Кто заполнял

№ п/п Способности к познавательно-исследовательской деятельности Баллы
1 2 3
1 Выражает мысли ясно и четко  
2 Интересуется словарями, справочниками, журналами, научно-популярными изда­ниями  
3 Хорошо понимает абстрактные понятия, устанавливает обобщения, делает выводы Т.: ''
4 Интересуется необычными фактами, рассказывает о них, задает вопросы  
5 Обладает хорошей сенсомоторной координацией  
6 Не унывает, если его идеи и проекты не поддерживают взрослые или эксперимент не удался  
7 Пытается выяснить причины, смысл событий  
8 Проводит много времени над созданием своих проектов: конструирует, строит, собирает  
9 Любит обсуждать научные открытия и изобретения, часто задумывается над этим и только после экспериментальной проверки может от них отказаться  

Итого

 

Музыкальные способности

1 Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию     вслушивается в них  
2 Хорошо поет  
3 Умело подражает неречевым звукам, имитируя их  
4 В игру на музыкальном инструменте, пение, танец вкладывает много чувства, энергии  
5 Любит слушать музыкальные записи, ходить на концерты или еще куда-либо, где можно послушать музыку  
6 В пении, движении под музыку, игре на музыкальном инструменте выражает свое эмоциональное состояние, вкладывает определенное содержание  
7 Быстро схватывает новые мелодии и воспроизводит их  
8 Сочиняет собственные оригинальные мелодии  
9 В движениях хорошо импровизирует под музыку  
10 Хорошо играет на каком-либо музыкальном инструменте  

Итого

 

Технические способности

1 Хорошо выполняет задания по ручному труду  
2 Легко выделяет строение объектов, соотношение и назначение их частей  
3 Интересуется машинами и механизмами, пытается понять принципы их работы  
4 С удовольствием конструирует  

 


1 2 3
5 Пытается чинить испорченные приборы  
6 Использует старые детали для создания новых поделок  
7 В конструировании и ручном труде сочетает разные материалы для создания объектов  
8 Любит «загадочные» поломки, пытается понять их причину  
9 Любит рисовать чертежи, схемы, хорошо в них ориентируется  
10 Любит книги о машинах, механизмах, их создании и использовании  

Итого

 

Литературные способности

1 Стремится рассказывать о событиях, о чем-то новом  
2 Может легко построить рассказ» начиная с завязки и заканчивая разрешением кон­фликта  
3 Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и из­вестном  
4 Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несуще­ственное исключает  
5 Рассказывая о чем-то, придерживается выбранного сюжета, не теряет основной мысли  
6 Рассказывая о чем-либо, стремится выразить свои мысли как можно более точно  
7 Чувствителен к смыслу слов, интересуется значением слов и их происхождением  
8 С помощью лексики врассказах передает эмоциональное состояние героев, изобра­жает в рассказах героев «живописно», ярко  
9 Умеет передавать детали, важные для понимания события  
10 Придумывает рифмы, пытается сочинять стихотворения, передавая в них свои впе­чатления, наблюдения, эмоциональные состояния  

Итого

 

Артистические способности

 
1 Легко входит в роль другого человека, персонажа  
2 Может разыграть драматическую ситуацию, изобразив какой-нибудь конфликт  
3 Может легко рассмешить, придумывает шутки, фокусы  
4 Хорошо передает чувства через мимику, пантомимику, жесты  
5 Меняет тональность и силу голоса, когда изображает другого человеку, персонажа  
6 Интересуется актерской игрой, пытается понять ее правила  
7 Создает выразительные образы с помощью атрибутов, элементов костюмов  
8 Создает оригинальные образы  
9 Выразительно декламирует  
10 Пластичен  

Итого

Двигательные способности

1 Энергичен, производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы чувствовать себя счастливым  
2 Быстро восстанавливается после физических нагрузок  
3 Любит участвовать в спортивных играх, соревнованиях  
4 Преуспевает в каком-либо виде спортивных игр  
5 Быстро бегает  
6 Двигается координированно, легко и грациозно  
7 Гибок и ловок    

1 2 3
8 Любит ходить в походы, бывать на открытом воздухе  
9 Во время прогулок затевает подвижные игры, инициирует соревнования  
10 Интересуется спортом, задает соответствующие вопросы, любит смотреть соревно­вания  

Итого «

Художественные способности

1 В рисунках присутствует большое разнообразие предметов, ситуаций, людей  
2 В рисунках отражает определенную идею, создает и воплощает замысел  
3 Серьезно, вдумчиво и заинтересованно относится к произведениям искусства, рас­сматривает, задает соответствующие вопросы, высказывает свою оценку  
4 Оригинален в выборе тем, сюжетов, выразительных и изобразительных средств  
5 В рисунках присутствует чувство ритма; любит рисовать узоры, предметные и сю­жетные рисунки,декорирует  
6 Всегда готов использовать новый материал для изготовления игрушки, картины, композиции,  
7 В свободное время охотно рисует, лепит, делает аппликации; при этом создает предметы, имеющие художественное значение, например украшения для дома, по­дарки, открытки;  
8 Прибегает к рисунку, лепке, чтобы выразить свои чувства и впечатления  
9 Любит работать с пластилином, глиной, создавая трехмерные объекты  
10 Проявляет эстетический вкус, чувствителен к красоте  

Итого

Ключ к тесту.

Если Вы ответили утвердительно не более чем на 7 утверждений, то, вероятно, стоит поду­мать об эффективности своей воспитательной тактики.

Если Вы ответили утвердительно не более чем на 30 утверждений, то Ваша тактика воспита­ния, скорее всего, достаточно эффективна.

Если Вы ответили утвердительно не более чем на 30 утверждений, пожалуй, Вам следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ре­бенку.                             <

Вопрос: Что значит любить одаренного ребенка?

О т в е т: Это значить выполнять следующие советы.

- Безоговорочная любовь: возможно, одним из ключевых советов по воспитанию является необходимость убедиться в том, что Ваш одаренный ребенок растет привыкшим к безусловной любви и принятию. Вы должны общаться со своим ребенком и объяснять ему, что Вы любите его таким, какой он есть, а не за то, что он хорошо учится в школе или прекрасно выполняет все задания. В то же время хорошим советом по воспитанию является демонстрация благодарности и похвалы за определенные достижения. Говорите своему ребенку, что Вы все равно будете его любить, даже если он не получит прекрасную оценку или похвальную грамоту.

- Знание реальности: Ваш ребенок должен знать, что не всегда все складывается идеально. Это очень важный совет по воспитанию, так как одаренные дети могут с легкостью разочаро­ваться, по мере того как они будут взрослеть, если что-то будет получаться не так, как они этого хотят.

I

-Разнообразие обучающих опытов: один из хороших советов по воспитанию включает разносторонность. Одаренным детям может надоедать то, что они с легкостью узнали. Предла­гайте ему разнообразие тем и обучающих опытов. Это даст Вам возможность узнать его сильна стороны и поддерживать его обучение на здоровом балансе. Частью этого совета является также обучение Вашего ребенка социальным темам. Полезно давать ему просматривать различные об­разовательные книги и диски, а также не забывайте присоединяться к игровым группам. Поз­вольте ему общаться с другими детьми.

- Не перегружайте его: в то время как хорошим советом по воспитанию является предложе­ние различных образовательных опытов, очень важно не перегрузить ребенка. Вы можете запи­сать своего ребенка на уроки виолончели, плавание, уроки продвинутой математики, читальные группы и множество других занятий. Но, несмотря на такое количество обязанностей, помните, что Ваш ребенок - просто ребенок, поэтому позвольте ему насладиться игрой и детским отды­хом. Если ребенок отказывается спать днем, замените сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо снижать. Да и родителям необходима передышка.

- Не делайте излишний упор на занятия, так как учебные программы скорее сужают мыш­ление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более есте­ственно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организован­ных материалов, подобных школьным учебникам.

- Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3-4-летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорнее, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.

-В одаренном ребенке развивайте самые разные интересы. Активно вовлекайте его в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.

- Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от наблюдения за цветением разных растений, насекомыми, опыляющими цветы, мо­жет заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.

- Объединяйтесь в группы по интересам. Папы и мамы могли бы использовать собствен­ные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дошкольники упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте языковые центры мозга впитывают информацию наиболее эффек­тивно, Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возмож­ность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.

- Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может при­нимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача - вещь нормальная, случающаяся со всеми.

- Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время для критики! Ребенок должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.

• Создайте ребенку в его поисках безопасную психологическую базу, к которой он мог бы возвращаться, если вдруг будет напуган собственными открытиями;

• поддерживайте стремление ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам;

• будьте терпимы к кажущимся Вам странными идеям, уважайте любопытство ребенка;

• оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, есЛи он пожелает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки мешает творчеству. Желания и цели детей принадлежат им самим, по­этому родительская помощь может порой восприниматься как нарушение границ личности. Даже очень маленький одаренный ребенок оказывает упорное сопротивление родителям, кото­рые слишком настойчивы в стремлении разделить с ним радость живого творческого вообра­жения;

• создайте для ребенка атмосферу безопасности, любви, уважения к себе и окружающим. Без этих «банальностей» человек не способен достичь высот самовыражения;

• помогайте справляться с разочарованием и сомнениями, когда понимание со стороны сверстников отсутствует. Нужно, чтобы ребенок сохранил творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о том, признан ли он окружающими. Дневники известных творческих личностей помогут понять, что он не одинок в своей борьбе;

• постарайтесь объяснить, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно. Тре­буются время и терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, создающие умственный дискомфорт; '

• помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличий. Карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной, но в то же время весьма недоброй;

• постарайтесь найти своему чаду «компаньона» такого же возраста и способностей. Возмож­но, придется потратить немало сил и времени, но это лучше, чем позволить ребенку замкнуться в себе и избегать общения.

ВАЖНО! В жизни одаренных детей часто случаются периоды, когда они буквально впиты­вают информацию об окружающем мире. Одаренные дети не терпят ограничений в своих идеях или когда им навязывают ^готовый ответ. Это тоже необходимо учитывать, воспитывая одаренно­го ребенка.


Рекомендации по развитию творчества у дошкольника

• Поощряйте в ребенке любознательность, учите его завершать начатое, настойчиво искать решения.

• Вместе радуйтесь победам.

• Учите переживать неудачи и не быть слишком критичным к себе, вместе преодолевайте сложности. Старайтесь не ругать ребенка за неудачи. Неудачи неизбежны. Главное - это про­цесс, а не результат. Не давите на ребенка, чтобы из занятий творчеством не исчез элемент игры и увлекательности.

• Старайтесь не подавлять инициативу ребенка. Остановить ребенка, когда он чем-то занят, - это самый простой способ прервать полет воображения. В этот момент следует задавать ребенку интересные вопросы: «Что должно было из этого получиться?», «Что будет, если сделать по- другому?» и т. д.

• Снабжайте ребенка необходимыми материалами для творчества: красками, пластилином, безопасными ножницами, цветной бумагой, клеем, карандашами, мелками и т. д. Лучше, если ребенок сам нарисует и раскрасит выдуманную им картинку.

• Участвуйте в творческой жизни ребенка.

ВАЖНО! Для развития детей не обязательны дорогие игрушки и пособия. Важнее внима­тельное, тактичное сотрудничество с ребенком, умение разглядеть его уникальность и уважение к его мнению и творческому взгляду на этот удивительный и прекрасный мир.

Поиск причин событий.

Сочини сказку.

Нужно сочинить сказку, которая начинается с фразы: «Мама купила в магазине рыбу...» и заканчивается фразой: «...Поэтому вечером пришлось зажигать свет».

На что похоже?».

На карточках изображены различные фигуры. Надо придумать как можно больше предметов, явлений, на которые они похожи.

7. Эксперименты с водой, воздухом, красками, металлами, магнитом, лучом света, отраже­нием.

Графические игры.

«Колябушки».

На листе бумаги педагог или дети рисуют линии любой конфигурации. Необходимо, исполь­зуя линию, завершить ее так, чтобы получилось изображение предмета, человека, сказочный или фантастический образ.

«Пять точек».

На листе бумаги педагог или ребенок ставит пять точек и выполняет задание нарисовать че­ловека или зверя, используя все эти точки: одна точка должна быть на носу, две - на любых ча­стях рук или лап. Так как точки находятся в разной удаленности, исчезает статичность, однотип­ность образа.

«Переделай один предмет в другой» (развитие способности к сцеплению наблюдаемого с за­ранее выработанными теоретическими представлениями).

Осуществляется поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, столб превратить в нору: сначала столб можно сделать полым внутри, затем распи­лить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.

«Дверь - велосипед, клумба - батарея отопления, бутылка - дом, дерево — ботинок» (умоза­ключения по аналогии).

Нужно назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл.. .).

- Блестящий, синий и твердый.

- Большой, блестящий, металлический, новый.

- Живые существа добрые, шумные, подвижные и сильные.

Учебное исследование.

Этапы: первый - выбор темы, второй - постановка вопросов, третий - проведение исследова­ния, четвертый - подведение итогов. Дети могут делать несложные заметки-рисунки (схематич­ные), изображать буквы или специальные знаки. Сбор информации может быть сложным для де­тей, поэтому лучше заранее приготовить карточки с символами, отражающими способы получения информации: подумать, спросить у другого человека, узнать из книг, провести наблюдение и эксперимент, узнать в Интернете. В конце исследования ребенок вместе со взрос­лым делает сообщение.

Музыкальн<

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.