Земледелие, ремесло, торговля — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Земледелие, ремесло, торговля

2022-10-05 34
Земледелие, ремесло, торговля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для подавляющего большинства населения, также как и по мнению почти всех ученых, хозяйственная деятельность сводилась к земледелию. Все другие виды деятельности так или иначе были с ней связаны. Сила социальной структуры общества, в которой крестьяне стояли на следующей после самураев ступени, предполагала аграрную модель. Рекомендуемые средства решения различных кризисов, сотрясавших бакуфу, идеологически и фактически исходили из приоритета земледелия. Столь различные мыслители, как Кумадзава Бандзан (1619-1691) или Огю Сорай (1666-1728) предлагали отправить в деревню на обработку земли бездельников из городов, среди которых большая часть была самураями. Значение земледелия не подвергалось сомнению. Экономика эпохи Эдо наследовала систему хозяйства прежних времен, когда кризисы в значительной степени были след-

ствием плохих урожаев. Большинство населения оставалось крестьянами.

Однако, начиная с «периода воюющих провинций», оборот продуктов по большей части уже не осуществлялся между столицей и провинциями, а шел между многочисленными центрами, возникшими в процессе политической раздробленности. Войны усилили эти связи и дали значительный импульс развитию внутренней торговли в Японии, а также торговли с внешним миром: Кореей, Китаем, Юго-Восточной Азией, а при посредничестве португальцев - и с Западом. В городах, возникавших при замках, развивалось ремесло.

Таким образом, после окончания войн клану Токугава пришлось управлять страной, претерпевшей существенные изменения, при этом не всегда имея необходимые для этого инструменты. Различные реформы: эры Кёхо (1716-1735), эры Кансэй (1789-1800), эры Тэмпо (1830-1844), не только не ставили под сомнение экономическую структуру государства, но затрагивали лишь области, напрямую связанные с бакуфу. Их эффективность была весьма относительной. В отличие от самостоятельных мероприятий, проводимых в отдельных владениях, особенно удаленных, подчинение которых произошло поздно, таких как Тёсю на западе Хонсю или Сацума на острове Кюсю. Эти владения и станут мотором движения, которое приведет к реставрации Мэйдзи.

В конце XVI века Тоётоми Хидэёси возобновил чеканку золотой монеты обан с целью усиления своей власти и укрепления престижа, а также для облегчения торговли. Это возвращение к металлическим деньгам фундаментально не изменило шкалу ценностей: самым важным оставались продукты земледелия. Налоги и содержание оплачивали рисом,

Япония эпохи Эдо

крупные землевладельцы и самураи должны были передавать большую часть риса торговцам, получая взамен деньги, что позволяло им приобретать все, что было необходимо. Концентрация населения в городах, начавшаяся в XVI веке, способствовала производству риса на продажу. С этого момента можно говорить о национальной экономике.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Не случайно доходы владений или содержание самураев измерялось в коку риса. Рис представлял собой нечто большее, чем просто продукт питания, даже если он и оставался важнейшим. Рис на протяжении периода Эдо оставался основным ценностным ориентиром. Поощрялось его культивирование. Большая часть освоенных земель в этот период стала заливными рисовыми полями, как например, земли на северо-востоке Эдо, появившиеся благодаря возведению плотин и дренажу. Обрабатываемая площадь выросла с двух миллионов (в конце XVI века) до более чем трех миллионов ко времени реставрации Мэйдзи. Основное увеличение произошло во второй половине XVII века и, в несколько меньшей степени, в первой половине XVIII века. Затем количество обрабатываемых площадей стабилизировалось. Обзор работ по их освоению подтверждает увеличение площади обрабатываемых земель в сравнении с началом периода. Работы касались рек (самый интересный пример - изменение направления реки Тонэ в районе Эдо), создания прудов-резервуаров, оросительных каналов, и проводились наиболее интенсивно в пе-

21 1 тё равен 0,99 га.

риоды 1601-1650 и 1651-1700 годов. Единственное исключение - осушение и распашка пустошей, особенно бурно проводилась в конце эпохи Эдо. Часть этих работ проводилась за счет торгового капитала. Считается, что в течение периода Эдо производство сельскохозяйственной продукции увеличилось более чем вдвое.

С точки зрения методов обработки земли не обнаруживается кардинальных изменений несмотря на появление множества трактатов по агрономии, многие из которых были произведениями литературы, принадлежащих перу таких авторов, как Каибара Экикэн (1630-1714), Моядзаки Ясусада (1623-1697), автор энциклопедии агрономии. Около городов можно отметить распространение практики удобрения земли человеческими экскрементами, а также перегнившими морепродуктами.

Рис остается основным ценовым эквивалентом. Налоговый продукт, предназначенный в первую очередь для питания класса самураев, он сосуществовал с другими злаками, культивируемыми либо на осушенных рисовых полях после сбора риса, либо непосредственно как суходольное земледелие. В 1721 году насчитывалось 1 643 000 тё рисовых полей и 1 317 000 тё сухих полей. К концу периода

Соха с железным сошником и отвалом

Обмолот риса

наметится увеличение суходольного земледелия относительно поливного. Эти дополнительные злаки были основной пищей большей части населения в виде лапши, удон, на основе пшеницы, или соба, на основе гречихи. Малочисленность скота и очень незначительное потребление мяса привели к тому, что соя оказалась очень ценной культурой как богатый источник протеинов. Довольно важную роль играли различные виды батата, сладкого картофеля, ввезенные голландцами на Кюсю в XVIII веке, а также картофель, который рекомендовал Такано Тёэй (1804-1850) для борьбы с голодом 1835-1836 годов.

Новизна состоит в поиске и развитии культур, предназначенных для продажи, а не только для самообеспечения или оплаты налогов. Появляется специализация регионов: архипелаг Амами на юге Кюсю специализировался на выращивании сахарного тростника, на Сикоку - выращивали индиго, шелковицу для разведения шелковичных червей, бумажную шелковицу22 для производства бумаги,

22 Японская бумажная шелковица (бумажное дерево) - бруссонетия, дерево из семейства тутовых.

хлопок в районе Осаки (он занимал 60-70% обработанной площади), рапс для производства масла для масляных светильников, не следует забывать об овощеводстве вокруг больших агломераций.

Расширение производства основных культур, а также керамики, металлургии, изготовления древесного угля, необходимого для отопления жилищ, деревообработки для строительства привели к истощению лесов, в результате чего бакуфу и некоторые даймё предпринимали меры по их сохранению.

РЕМЕСЛО И МАНУФАКТУРЫ

Как и в других доиндустриальных обществах, первыми видами промышленной деятельности были ткачество и окраска тканей вместе с организацией торговли тканями.

Особое внимание следует уделить производству предметов роскоши, которая в эту эпоху японской истории достигла своего расцвета. Ткачи Нисид- зина, мастера работы с лаком, бронзой, гончары, а также производители бумаги (поразительно разнообразие и качество бумаги, производимой в Японии) создают предметы исключительного качества, отвечающие требованиям двора и военной аристократии.

Однако эта продукция ремесленников совершенно не была представлена во внешней торговле страны до начала XIX века, преобладало сырье.

Тоётоми Хидэёси взял под свой контроль золотые и серебряные прииски по всей территории страны; Токугава продолжили ту же политику. Япония XVII века была одним из основных производителей драгоценных металлов, особенно много их добывали в шахтах острова Садо. Но со следующего

Япония эпохи Эдо

века добыча стала снижаться, что привело к некоторой нехватке серебряных монет в обращении, и тогда на смену пришла добыча меди. Обогащение меди в Осаке осуществлялось в местах, более похожих на фабрики, чем на ремесленные мастерские.

Богатство португальцев в Японии в основном основывалось на импорте шелка-сырца из Китая, за который японцы платили серебром. Достижения в разведении шелковичного червя, которых Япония добилась в XVIII веке, позволили ей стать самостоятельной в этой области. Крупные центры ткачества располагались в Киото, в квартале Ни- сидзин, где ткалась парча, но подобные центры обнаруживаются также в Хаката (Кюсю), Асикага, Уэда на востоке Японии.

Хлопчатобумажные ткани производились главным образом на Кюсю (Курумэ, известный также особым видом ткачества и окраски индиго) и в районе Осаки. Окраска индиго развивалась в Токусима,

Форма для производства бумаги, погруженная в бадью с бумажным раствором

остров Сикоку. Это была базовая окраска хлопчатобумажных тканей.

Гончарное дело, одно из первых ремесел в доин- дустриальных обществах, переживало в эпоху Эдо значительный подъем благодаря созданию или расширению многочисленных печей. Новый импульс развитию ремесла был дан корейскими ремесленниками, привезенными в страну в результате военного похода Тоётоми: керамика Кутани, Арита, Киёмид- зу, Сэто, Тобэ. Наряду с керамикой повседневного использования следует отметить увеличение произведений искусства, связанное с распространением чайной церемонии и круга любителей чая. Такая посуда стала основой благосостояния гончаров Бидзэн или Хаги; они почитались как самые великие мастера. И - невероятная вещь в Китае - такие ученые, как Огата Кэндзан (1663-1743), не боялись взяться за глину.

Лаковые предметы были известны в Японии начиная с эпохи Яёи; их производство концентрировалось в районах Вакаяма, Вадзима, Мориока.

Другие районы, как владения клана Маэда, специализировались на выращивании лекарственных культур и изготовлении из них препаратов.

Поддерживаемые развитием печатного дела, небывалого роста достигли грамотность, убранство домов и производство бумаги.

Эпоха Эдо была мирным временем, но тем не менее высшую ступень в обществе занимали воины, которые должны были носить два меча. Мастерство японских кузнецов достигло высшего совершен* ства. Совсем немного времени заняло у них освоение производства мушкетов по образцу привезенных португальцами, и они составили наиболее известную часть ремесленников. Мечи были одним из предме-

тов экспорта в Китай с эпохи Средневековья. Предметы повседневного пользования, утварь из железа, особенно чайники и котелки, создали репутацию Мориока. Техника татарафуки, обогащение железа кислородом с помощью огромных мехов, позволяла получить сталь очень высокого качества.

Некоторые особенно доходные виды деятельности поощрялись во владениях, которые без колебаний покровительствовали мануфактурам. Наиболее часто встречающимся способом было установление монополии на какой-то вид деятельности на всей территории владения. Право на подобное производство передавалось нескольким семьям ремесленников-торговцев.

В эпоху Эдо некоторые группы ремесленников, литейщики, плотники, изготовители черепицы, зеркальщики, лекари, художники, прорицатели, борцы сохраняли особые отношения с императорским двором в Киото. Например, дом Мацуги был патроном литейщиков.

Целая отрасль ремесла была оставлена для маргиналов: естественно, к ней относилась и работа с кожей, так как она предполагала соприкосновение с трупами животных, а также изготовление всех видов обуви, кожаных сандалий, что естественно, а также сандалий из дерева и рисовой соломы. Хотя ремесленники и подвергались дискриминации, но продукцию, что они делали, никак нельзя было отнести к некачественной.

Углежоги, поставляющие древесный уголь, имели не слишком хорошую репутацию, вероятно потому, что подолгу жили в диких местах. Однако их продукт относился к группе самой первой необходимости в эпоху, когда каменный уголь не использовался и в стране, не знавшей кирпичного или каменного

иГ

очага. В деревянных домах только этот вид топлива позволял согреться без излишнего риска. Большие города представляли собой обширный рынок.

Можно было бы сказать о всех корпорациях ремесленников, но, пожалуй, самыми представительными были работающие по дереву. Большие города постоянно строились не только потому что увеличивались, но также из-за пожаров. Плотники, которые выполняли также функции архитекторов, занимали, пожалуй, особое место.

ТОРГОВЛЯ

Парадоксально, но именно существование большого и при этом ничего не производящего слоя населения объясняет развитие ремесла и торговли. В этом обществе самураи занимали высшую ступень в социальной иерархии. Их долгом было проживать рядом с господином, чтобы в любое время быть в его распоряжении, не работать и сохранять свой статус. Это привело к тому, что города стали большими центрами потребления изделий ремесленников.

В начале эпохи, поскольку был «период воюющих провинций», каждое владение стремилось стать самодостаточным во всех областях. Обмен касался лишь редких и ценных продуктов, которые нельзя было найти на месте. Однако постепенно специализация на отдельных культурах, распространение денежного обращения способствовали развитию обмена между провинциями.

Раздробленность страны на самостоятельные княжества приводила к большому разбросу цен в регионах. Подобно своим предшественникам «периода воюющих провинций», средние торговцы

не имели специализации, находились под покровительством даймё и получали доход от продажи любого товара. Торговцы, способные взять на себя риск транспортировки, в первую очередь морской, могли получать значительные прибыли.

С ростом товарообмена появляется специализация. Во владениях, также как и бакуфу, торговцам было позволено объединяться в корпорации, накама, которые имели монополию на торговлю некоторыми продуктами. Как и большая часть нового, это вело начало из Осаки, самого крупного торгового города эпохи Эдо.

Именно там определялась цена на рис.

Во владениях торговцы служили обязательными посредниками при сбыте продуктов, особенно риса для налоговых выплат, на что курамото имели монополию. В Осаке, ставшем национальным рынком риса, даймё поручали управление своими складами торговцам, ответственным за продажу риса. Наиболее известным является пример дома Коноикэя, который служил посредником для 32 владений и получал доход, соизмеримый с доходами даймё. Иногда эти же торговцы управляли в интересах владений полученными от продаж средствами. Эти банкиры, какая, могли давать владениям деньги в долг.

В Осаке и Эдо расцвели торговые дома, некоторые из которых составят впоследствии основу крупных компаний современной Японии, таких как Мицуи. Этот дом был основан в 1673 году. Магазин этой семьи, Этигоя, специализировался на тканях.

В 1683 году они также стали заниматься и ростовщической деятельностью. У них появились отношения с бакуфу. В 1873 году этот торговый дом превратился в банк и стал ядром одного из круп-

ных производственных объединений, дзайбацу в Японии XX века.

Начав с торговли фармацевтической продукцией и книгами в Киото, семья Сумитомо на продаже обогащенной по западной технологии меди. Обосновавшись в Осаке с фирмой под названием Идзу- мия, Сумитомо получили от бакуфу привилегию на торговлю медью в Осаке, а также с голландцами и китайцами. Они разрабатывали новые месторождения в Бэсси на Сикоку, а также в Биттю, Дэва. Они расширяли свою деятельность, выполняя функции ростовщиков, а также курамото, ответственных за налоговые выплаты рисом. Став банкирами, они служили посредниками бакуфу при выплате рисового жалования хатамото.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Начало эпохи Эдо отмечено сильной причастностью клана Токугава к внешней торговле. Иэясу, согласно, вероятно, примеру Тоётоми Хидэёси, наладил торговлю с Юго-Восточной Азией. Он позволил кораблям, получившим его разрешение и красную печать - сюинсэн, - вести заморскую торговлю. Предварительно он обратился к различным иностранным властям принимать в портах только корабли, имеющие названную лицензию. Между 1604 и 1635 годами 355 кораблей, получивших подобную лицензию, посетили порты Манилы, Малакки и Патани. Они принимали китайских купцов: шелк-сырец, кожа, шкуры, свинец, олово, сахар, пряности обменивались на серебро, медь, а также железо и камфару.

Лицензии прежде всего получили крупные торговцы, а также даймё Кюсю, такие, как Симадзу или

Хосокава, китайские купцы и европейцы, как, например, знаменитый Уильям Адамс23, англичанин, потерпевший кораблекрушение, получивший покровительство Иэясу.

В 1630-е годы центральная власть стала все строже контролировать международную торговлю, разоряя крупных торговцев, работавших в портах и специализировавшихся на перевозках в открытом море, чьи корабли регулярно отправлялись в Китай и в Юго-Восточную Азию. Было много толкований закрытия Японии в период Эдо. Одним из решающих факторов, безусловно, было запрещение христианства. Но другим, и не менее важным, было стремление установить контроль над внешней торговлей. Мы видели, что португальцы получали очень большую прибыль от торговли шелком-сырцом; которая осуществлялась под контролем бакуфу с помощью компании, Санкасё итоваппа накама, объединившей купцов Киото, Осаки, Сакаи, и присоединившихся к ним позже торговцев из Эдо.

От закрытия Японии получили выгоду прежде всего голландцы, которые сумели таким образом вытеснить португальцев, испанцев и англичан. Обосновавшись на острове Дэдзима в бухте Нагасаки, они являлись единственной прямой связью между Западом и Японией до насильственного открытия страны американцами в середине XIX века. В японском экспорте следует особо выделить медь, которая способна была конкурировать со шведской медью на рынке Амстердама. Японская медь продавалась также голландцами в Южной Азии, в Аравии и в Персии. Большую часть товаров, соперни-

23 Под именем Джона Блэкторна он стал героем знаменитого романа Дж. Клавелла «Сёгун».

Гиды цивилизаций [

чая с китайцами, голландцы ввозили из Азии; таким образом, шелк-сырец поступал прежде всего из Бенгалии, из Тонкина, а затем из Китая и даже из Персии. Однако со временем с привозным сахаром стал конкурировать японский, чему способствовала популярность сладких пирожных,.мандзюТорая, которые готовили с белым сахаром из Дэдзима. Спрос на оленью кожу, необходимую для доспехов воинов, был настолько огромен, что пришлось завозить ее из Юго-Восточной Азии. Шкуры акулы, высоко ценимые как сырье для военных изделий, также являлись частью импорта.

Меры по закрытию страны касались не только ограничений на прием иностранцев, но были направлены также и против японских купцов. Отныне им было запрещено покидать пределы Японии и даже возвращаться, если они какое-то время проживали за морем. Неопровержимым представляется желание максимально избежать контактов с опасным Западом. С точки зрения Запада, эта политика похожа на изоляцию, но внешняя торговля, по большей части контролируемая бакуфу, на самом деле никогда не прекращалась. Как мы уже говорили, когда описывали территориальное устройство страны, понятие границ оставалось размытым. Эдо относилось терпимо к тому, что некоторые владения продолжали поддерживать отношения с внешним миром, особенно торговые: Цусима - с Кореей (импортировали рис из Кореи в XIX веке), Сацума - с Рюкю, Мацумаэ - с айнами. Таким образом, отношения с Восточной Азией никогда не прерывались.

Благодаря различным посредникам дороги в Китай были также открыты. Если добавить, что китайские купцы, хотя и обязанные проживать только в одном квартале Нагасаки, оставались весьма много-

численными, то следует признать, что изоляция была относительной. Стоит подчеркнуть, что расцвет экспорта серебра приходится на 1660 год, то есть примерно через тридцать лет после принятия мер по закрытию страны, и что вывоз товаров через Цусиму превышал торговлю в Нагасаки. Помимо уже названных товаров торговля с Китаем включала печатные издания, слоновую кость, рог в обмен на лекарственные препараты и сушеные морепродукты.

Тем не менее желание ограничить торговлю было вполне реальным. Помимо идеологических проблем, вызванных страхом перед распространением христианства и вероятной колонизации, важную роль играли экономические вопросы. Начиная с 1685 года принимались меры по ограничению процесса вывоза серебра из Японии.

Хотя Япония в период Эдо по собственной воле перестала участвовать в крупной международной торговле, она не стала страной, отрезанной от внешнего мира и постепенно погружающейся в архаическую неподвижность. Благодаря разрешенным сёгунатом голландским книгам, не содержащим религиозных или философских комментариев, а также научным трудам иезуитов, переведенным на китайский язык (импорт книг был одним из видов деятельности торговцев из Нагасаки), японские ученые были в курсе того, что происходило в мире, и особенно всего, что касается торговых отношений.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

История японской денежной системы представляется необычной. Заимствовав в VIII веке у Китая этот способ расчетов, Япония отказалась от него в

Гиды цивилизаций,

'

X веке. Чеканка монеты, похоже, была больше вопросом престижа, чем реальной экономической необходимостью. В течение этого длительного периода насчитывается не более чем 12 эмиссий. В древнем японском государстве значение этого инструмента обмена представляется очень слабым. Похоже, что исчезновение монеты не повлияло на обмен. Расцвет классической Японии был основан на хозяйстве без металлических денег. Существовала натуральная оплата налогов и содержания чиновников, эквивалентом расчета были отрезы ткани.

В эпоху Средневековья как в международной, так и во внутренней торговле пользовались китайскими монетами. Княжества, возникшие после крушения центральной власти, начали выпускать свои денежные знаки, хотя хождение их было весьма незначительным. Лишь с объединением страны в конце XVI века появляются деньги, признававшиеся на всем архипелаге. Но ни Тоётоми Хидэёси, ни сёгуны Токугава не сумели, а возможно, и не пожелали создать единую денежную систему.

Никогда не существовало единого металла - эталона, их всегда было два: золото и серебро, и даже три, если считать медь. Менялась относительная стоимость металлов, менялось соотношение стоимости одного металла к другому. В то время как бакуфу и восточные провинции опирались на золото, торговцы Осаки и западные провинции продолжали предпочитать серебро. А в повседневном обращении в ходу были медные монеты.

Колебание курса между золотом и серебром способствовало росту значения менял, которые разработали правила обменных подсчетов, положив таким образом начало банковской системе.

 

Монета обан

Первые золотые монеты - обап - были выпущены Тоётоми Хидэёси. Это были монеты престижа, которые весили 165,4 грамма и содержали 73% золота. Но они не были включены в единую денежную систему до наступления эпохи Токугава Иэясу.

Эталонной пробой в течение всего периода Эдо считалась та, которая была у монет, выпущенных в 1601 году (67% золота, 30% сере

бра, 3% других металлов), она менялась (1657,1695) и восстанавливалась (1714, 1725). Эталон оставался неизменным до 1860 года. (Маи имел продолговатую форму (15 см высотой и 9 см шириной) с надписью тушью его стоимости, 10 рё, хотя нередко обменивался на 7,5 рё. Они были относительно непрочными и чаще всего хранились прикрытыми бумагой и запертыми в сундуки.

Расчетной единицей золота был рё, который состоял из 4 бу или 16 сю. Кроме обан, была золотая монета в 1 рё, называющаяся кобан, затем в 2 бу, 1 бу, 2 сю, 1 сю.

Серебряные монеты чаще не подразделяли на бу и сю, а использовали единицы веса, расчетным значением которых был моммэ, тысячная доля кан. Среди серебряных монет не существовало подобной обан, при расчетах пользовались слитками, которые в случае необходимости можно было разделить на части.

Долгое время имели хождение китайские или местные медные монеты, официальная чеканка возобновилась в 1636 году в эпоху Канъэй. Монеты, получившие название Канъэй цухо, дали имя монетам из драгоценных металлов. Их фамильярно назывались дзэни вплоть до Реставрации Мэйдзи. Их стоимость равнялась 1 моммэ.

В XVII веке рё соответствовал 50 серебряным моммэ, примерно 188 граммам и 1000 монетам из низкопробного китайского серебра, другими словами, составлял каммон, связку, или 4000 монет из низкопробного японского серебра.

В XVII веке вес серебра, эквивалентный 1 рё, соответствовал 60 моммэ или 225 граммов. Но между этими двумя металлами никогда не было фиксированного курса. Относительная редкость одного из двух металлов могла привести к его подорожанию, отток серебра при оплате товаров, особенно в торговле с Китаем, колебания курса риса, также используемого в качестве денежного эквивалента, требовало существования посредников, менял.

В качестве примера: в конце XVII века коку риса стоил 40 моммэ.

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Основные единицы измерения, как и их наименования, были среди культурных заимствований из Китая начиная с конца VI века. Когда единицы измерения в Китае менялись, то они появлялись в Японии с каждым новым этапом заимствований. Государство, управляемое законами, установило единую систему мер, которая затрагивала только небольшую часть населения, напрямую связанную с властью. Раздробленность страны на все более и

более самостоятельные княжества, начавшаяся в XV веке, привела к появлению различных систем мер, или, более точно, огромного количества значений, соответствующих единым наименованиям. Таким образом, длина стопы была различной в разных провинциях. Кроме того, некоторые наименования обозначали как единицы длины, так и площади, и необходимо было некоторое время, чтобы приспособиться к такой системе мер.

Объединители страны постарались унифицировать систему мер, но различия сохранялись практически всю эпоху Эдо. Всеобщие эквиваленты были установлены правительством Мэйдзи во время реформы земельного налога, и лишь позднее страна перешла к метрической системе, которая окончательно утвердилась только в 1954 году. Несмотря на эти усилия по унификации, татами региона Киото, будет использоваться чаще, чем татами в Токио и, несмотря на принятие метрической системы, меры площади для внешних пространств или помещений до наших дней нередко указывают в цубо или дзё (татами).

♦ Меры длины

1 ри (лъё: 3909 м) состоит из 36 тё

1 108,6 м) состоит из 60 кэн

1 ^ состоит из 10 сяку

1 кэн (1,81 м) состоит из 6 сяку

1 сяку (стопа: 0,301 м) состоит из 10 сун (сустав большого пальца).

Главные транспортные артерии страны, берущие начало в Эдо, были снабжены верстовыми столбами, стоявшими через каждый ри - итиридзу- ка, а точкой отсчета был мост Нихонбаси.

♦ Меры площади

1 тё (98 аров) состоит из 10 тан

1 тан состоит из 10 сэ

1 сэ состоит из 30 цубо или бу

1 цубо состоит из 6 квадратных сяку.

Когда Тоётоми Хидэёси решил провести перепись земель, Тайко кэнти, то он мог это сделать только на основе системы мер площади, единой на территории всей страны. Поскольку измерение земельных наделов осуществлялось при помощи деревянного инструмента длиной шесть футов три дюйма, то цубо составил 3,5 кв. м. Для увеличения налогового гнета инструмент землемера уменьшили до шести футов трех бу (линейных), в результате чего цубо стал равен 3,3 кв. м. Таким образом, региональные различия единых мер не исчезли до наступления реставрации Мэйдзи.

♦ Меры объема

1 коку (ведро: 180,3 литра) состоит из 10 то

1 то (18,03 литра) состоит из 10 сё

1 состоит 10 го (даже в наши дни объем большой бутылки сакэ составляет 1 сё- 1,8 литра).

VI

ВРЕМЯ

S

КОЁМИ

СЧЕТ ВРЕМЕНИ

По окончании войн, которые почти непрерывно сотрясали страну с середины XIV века, у японцев появилось ощущение, что они входят в новую эпоху. Прошлое они разделили на периоды, дзёко - глубокая древность, время, предшествовавшее появлению буддизма, и период тюко - средняя древность, почти соответствующий эпохе, которую мы называем Хэйан. Затем наступил век воинов. Для ориентации в продолжительном периоде господства воинского сословия, который начался с учреждением первого «правительства военной ставки» - бакуфу - точками отсчета стали местонахождение ставки или род, сосредоточивший в своих руках власть. Сначала это был Минамото бакуфу, расположенный на востоке, в Камакуре, затем Асикага бакуфу в столичном квартале Муромати, после чего начался данный период - Токугава бакуфу в Эдо.

Однако подобный способ периодизации использовался не слишком часто. В основном отсчет шел по правлениям императоров, даже тогда, когда

у них не было никакой реальной власти, почти как у консулов в Риме.

Иначе говоря, не разделяя историческое время на крупные периоды, подобных династиям в китайской традиции, японцы, начиная с первых письменных источников, опираются на правления государей, затем, начиная с VIII века, на названия периодов. Параллельно с этой достаточно беспорядочной системой измерения времени, с тех пор как узнали китайскую письменность, стали использовать шестидесятилетний цикл, включающий двенадцать зодиакальных животных, (крыса - нэ, бык - уси, тигр - тора, заяц - у, дракон - тащу, змея - ми, лошадь - ума, баран - хицудзи, обезьяна - сару, птица (петух) - тори, собака - ину, кабан [свинья] - и) и пять элементов (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждый из которых подразделялся на две ветви, старшую или младшую. Этот цикл начинается с года крысы старшей ветви дерева, по китайско-японской системе - коси, на японском языке: ки но э нэ, и заканчивается годом кабана младшей ветви воды, кигаи или мидзуно то и.

КАЛЕНДАРЬ

Мы ничего не знаем о календарях, которые могли существовать до введения китайской календарной системы. Эта же, очень развитая, система начала использоваться уже в начале VII века. Китайский лунно-солнечный календарь довольно сложен, так как в нем необходимо было учитывать регулярные несоответствия между лунными месяцами и солнечным циклом. Это расхождение присутствует в календаре с 24 ветрами, основой которого

являются солнцестояния и равноденствия. В этой системе времена года базируются на солнцестояниях и равноденствиях. Новый год теоретически совпадал с началом весны.

В течение всего древнего периода в Японии заимствовали китайскую календарную систему по мере ее обнародования в самом Китае. Несмотря на теоретическое значение календаря, непохоже, что его составление было приоритетной задачей японской власти. Конечно, всегда существовало специализированное ведомство, которое отвечало за точность календаря. Однако это придворное ведомство занималось только расчетом, позволявшим избежать последствий в связи с длинными месяцами, когда приходилось добавлять промежуточный месяц. Астрономическая точность явно не входила в их задачу. Обнаруживается довольно странная вещь: с 862 по 1685 год не проводилось ни одной календарной реформы. В то время как Китай постоянно улучшал свои методики расчета.

Кроме того, календари, выпускаемые каждый год, не включали никаких прогнозов относительно хорошо известных астрономических явлений, таких, как, например, затмения. Начиная со второй половины XVII века бакуфу решил взять в свои руки составление календарей, и потребовалось три реформы, прежде чем удалось составить надежный лунно-солнечный календарь. Этот календарь Тэмпо вступил в силу в 1843 году. Его использовали до реформы 1873 года, когда в Японии был принят солнечный календарь. Но и до наших дней в альманахах почти всегда печатают оба календаря.

Заимствовав все астрономические знания у Китая, японские ученые осознали границы это-

Календарь из Исэ на 1783 год

го знания и повернулись к Западу. Последние лунно-солнечные календари, действующие в Японии, основывались на достижениях западной науки. Именно благодаря Такахаси Ёситоки (1764-1804), который представил работы де Ла- ланда (1732-1807), Сибукава Кагэсукэ (1787-1856) смог составить календарь 1843 года. Если расчеты осуществлялись служащими бакуфу, то формальное составление календарей всегда поручалась роду Цутимикадо, отвечавшему при дворе в Киото за ведомство инь и ян, в деятельность которого входило составление календаря. В конечном счете, именно у императора всегда была привилегия обнародовать календарь.

Этот календарь был разделен на лунные месяцы по двадцать девять или тридцать дней. Эти месяцы назывались первый месяц, второй месяц и т.д.

Чтобы избежать любых несоответствий с солнечным календарем, в переводе мы обычно сохраняем буквальный перевод: 1-й день второго месяца - для всех дат, предшествующих 1873 году, если они даны в японских источниках. Необходимо отметить сдвиг почти на целый месяц по сравнению с григорианским календарем.

Существует набор чисто японских названий, используемых главным образом в литературе. Иероглифы, которые используются для их написания, дают произвольный смысл терминам, этимология которых была забыта, уже давно. Данные переводы являются, таким образом, только приблизительными.

♦ Двенадцать месяцев

1 муцуки (месяц гармонии)

2 кисараги (месяц возобновления24)

3 яёй (месяц роста)

4 удзуки (месяц дейции25)

5 сацуки (месяц раннего созревания). Это был месяц посадки риса

6 минадзуки (месяц без дождей)

7 фумидзуки (месяц литературы26)

8 хадзуки (восьмой месяц27)

9 нагацуки (длинный месяц)

24 Вероятно, ошибка авторов. Традиционно название этого временного периода переводится как «месяц смены одежд».

25 По-японски - унохана - многолетнее древесное растение семейства гортензиевых.

26 Чаще переводится как «месяц написания стихов».

27 Вероятно, также ошибка авторов. Традиционный перевод: «месяц листвы».

10 каминадзуки (м<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.